1 сентября 1982 года я пошел в школу. Обыкновенную школу. Бывают школы обыкновенные и необыкновенные. Я пошел в обыкновенную. Потому что мне повезло.
Это была средняя школа №18 подмосковного города Электросталь. В руках у меня был букет из трех гладиолусов. В этот день половина первоклашек Советского союза несла в руках гладиолусы, а еще половина — либо астры, либо георгины, самые недорогие сезонные цветы. В те времена вообще все цветы были сезонными: весной — мимозы и нарциссы, летом — тюльпаны и гвоздики, зимой — вообще ничего.
Наш район на молодежном сленге назывался «Шанхай». Несколько квадратных километров четырехэтажных хрущевок из серого кирпича, зажатых с одной стороны заводом ЭЗТМ, с другой — свалкой завода ЭЗТМ, с третьей — воинской частью, с четвертой — враждебным районом «Центр». В 150-тысячном городе молодежь, как и положено, враждовала по географическому признаку, причем врагами, как правило, были соседние районы, а дальние друг друга терпели и даже заключали союзы. «Шанхай», «Центр», «Семь ветров», «Клюшки», «Четверка».
Наибольшего успеха во взрослой жизни добились те, кто лучше всех играл в баночки.
В обыкновенной восемнадцатой школе я провел восемь прекрасных лет. Тогда не было всех этих конкурсов «Учитель года», рейтингов учебных заведений и прочих антипедагогических глупостей, поэтому если ученик отвечал на двойку, ему ставили двойку. Никто не боялся педофилов, поэтому в первый же свой учебный день я пошел домой один и со следующего дня спокойно ходил в школу без родителей. Со второго класса мы с Эдиком Каширским уже сами бегали на свалку завода ЭЗТМ за биточками для игры в баночки. Знаете, что такое баночки? Это обыкновенные пробки от пивных бутылок. У каждого нормального подростка в городе Электросталь имелся целый банк самых разных пробок, которые он выигрывал, проигрывал, выменивал, а иногда даже воровал. Не буду вдаваться в подробности этой увлекательной и очень полезной игры, скажу лишь, что это был прекрасный опыт товарно-денежных отношений. Наибольшего успеха во взрослой жизни среди моих одноклассников добились те, кто лучше всех играл в баночки.
Справедливости ради надо признать, что необыкновенных школ в Электростали в ту пору не было совсем. Как и в большинстве городов страны. Мода на необыкновенные школы пришла к нам из Москвы в конце 1980-х. В одну из них я даже нечаянно угодил, когда нам дали новую квартиру в другом районе, на «Семи ветрах». Разумеется, я взвыл там в первый же месяц и через полгода сбежал в соседнюю — пятую. У нее и вовсе была репутация школы не для слабонервных, но мне там почему-то очень понравилось. Она была даже еще более обыкновенная, чем 18-я. Помню, первым уроком у меня в этой школе была биология, в классе стоял адский галдеж, урок никто не слушал. А знаете, почему? Потому что препод по биологии у нас и правда была так себе. Замученная жизнью, несчастная женщина, совершенно не умеющая преподавать. Зато, например, историю у нас вела такая талантливая учительница, что мы ее слушали, выпучив глаза, и полкласса ходило после уроков на факультативные занятия. Один из моих одноклассников потом даже на ней женился.
В обыкновенной школе у ребенка больше прав: нормальных, детских
Знаете, чем хороша обыкновенная школа? Тем, что в ней у ребенка больше прав. Не каких-то там придуманных в недрах Госдумы общечеловеческих прав, а нормальных — детских. У него, например, есть право учиться хорошо или плохо. И если он учится хорошо, то он делает это не потому, что все вокруг учатся хорошо, а потому что ему действительно интересно. У него есть право слушать хорошего преподавателя и не слушать плохого, а иногда даже доводить его до слез — потому что нечего быть плохим преподавателем. Ребенок в обыкновенной школе имеет право драться, а не выслушивать идиотские нравоучения продвинутых педагогов о том, что все конфликты можно решить словами. Он имеет право сбежать с уроков, когда по какой-либо причине находиться в школе невыносимо — ну, да, вызовут родителей, но не выгонят из хорошей школы в обыкновенную. Наконец, ребенок здесь имеет право на трудный возраст — обыкновенный педагог, в отличие от необыкновенного, поймет и потерпит.
Обыкновенная школа выращивает более свободного и приспособленного к жизни гражданина. В ней нет аквариумных условий, которые он потом никогда не найдет в реальной жизни. В ней нет среди харизматичных преподавателей и директоров тех, кто вьет веревки из неокрепших сознаний. В обыкновенной школе тебя не заражают бациллой интеллектуального высокомерия: даже если ты сильно умный — ты учишься быть таким, как все. Я, например, если не считать трехлетнего перерыва на пубертатный период, всегда был отличником и ботаном. Но в обыкновенных школах ботаны бывают свои и чужие. Свои — это те, которые только учатся хорошо, а в остальном — нормальные пацаны. Дают списать, ходят в качалки, играют после уроков в футбол, мотаются в Москву на Курский вокзал за кассетами «Ласкового мая». А чужие — это чмошники, которые из ложно понятого чувства собственного достоинства ни с кем не общались, на переменах стояли, прижавшись к подоконнику, и сбегали в гетто продвинутых гимназий, как только они появились. Лично для меня это была первая серьезная моральная задача, которую удалось решить — как хорошо учиться, не вляпавшись при этом в ересь чмошничества.
Святослав Федоров говорил: “Чтобы у взрослого человека был хороший иммунитет, в детстве он должен съесть ведро грязи”
Офтальмолог Святослав Федоров однажды сказал мне в интервью: «Чтобы у человека во взрослом возрасте был хороший иммунитет, в детстве он должен съесть ведро грязи». Я смотрю на своих знакомых, которые выросли в необыкновенных школах, и вижу, что у них этого ведра не было. Впрочем, дело, конечно, не только в грязи. Дело еще и в том, что среди многих так себе учителей у нас в обыкновенных школах были очень сильные преподаватели — их тогда еще не сгоняли в продвинутые лицеи, они были равномерно распределены по всему школьному миру.
Недавно я был в Южной Корее и узнал, что там в сфере образования идет постоянная ротация кадров, педагогам не дают работать в одной и той же школе более 3–5 лет. Я спросил, почему, и когда услышал ответ, не поверил собственным ушам: «Как почему? Чтобы в школах не складывались сильные педагогические коллективы. Все дети в нашей стране должны получать одинаковое образование».
Спасибо вам, Вера Васильевна, Маргарита Борисовна, Тамара Владимировна, Людмила Григорьевна, Елена Петровна и многие-многие другие. Отдельное спасибо трудовику Василию Петровичу Грозе — за то, что научил работать на токарном станке и чуть было не вдохновил меня поступать в ПТУ. А также физруку Сергею Владимировичу Фахритдинову, который умел кидаться в нас свистком так, что мы потом нисколько не обижались.
Всем добра. Автору спасибо.
Дочь свою предупреждаю что если возникнет ситуация что в компании появятся наркотики, беги от туда. Лучше быть позорным ботаником чем стать наркоманом. Даже не пытайся никому ничего доказывать. Человек немощен против наркотиков.
В советские времена были немного другие условия.
Сам 1969 года рождения.
В текущие времена детское непослушание смертельно опасно.
Дети интраверты кстати физически не могут общаться наравне с обычными детьми. Поэтому обвинять их в высокомерии думаю не стоит. Вы же не обвиняете безголосых что они плохо поют. Или близоруких что они плохо видят. Или глухих что они плохо слышат.
А про физрука кидающегося свистком - это многим помогло. Физрук никогда не кинет свисток просто так.
Я тоже учился в обычной школе,и когда стали их превращать в необычные -стало шоком. ("я пойду в школу с англ. уклоном"- "а что ты в обычной не учил английский?")
В обычной школе у нас был учитель Физики, он же учитель по ОБЖ. Небольшого роста, сухожилый...Но как же его ценили все пацаны! И только спустя пару лет узнали о том, что он прошел "Афган". Это спокойствие, эта уверенность, справедливость.
У меня он не вел физику,поэтому приходилось подсматривать в дверь за его уроками - начиналась перемена, а из его класса никто не хотел выходить.
..." В действительности с нашим образованием ещё не произошло ничего нового и успешного. К сожалению, все эти постсоветские годы в образовании мы наблюдаем неудачные эксперименты с локальными успехами".
Согласна, что не произошло ничего успешного, но нового - сколько угодно, а главное - ДЕГРАДАЦИЯ. Это видят и понимают ВСЕ. Святейший патриарх Кирилл сказал как-то так: Разрушение школы, разрушение образования - это разрушение потенциала нации. Именно в этом и есть смысл "образовательных реформ".
Очень советую посмотреть:
"Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу». 2.09.2014г, Тамбов.
Вы совершенно правы: я человек грешный, с массой недостатков, среди которых есть и такой: высказывать своё мнение, если даже оно не соответствует мнению авторов и множества комментаторов, и более того, намерено обострять какие-то аспекты. Простите!
В данном случае меня нисколько не смутило то, что в вашей гимназии всё так замечательно - так и должно быть! (Нисколько не сомневаюсь в работоспособности и честности коллектива гимназии, но попробовали бы учителя не угодить состоятельным родителям... Вы не интересовались зарплатой учителя в соседней школе? Это так, на всякий случай). Меня насторожила Ваша последняя фраза.
Речь в статье идёт ведь не о том, что простые школы - это обязательно хорошо, а спецухи - плохо. Нормальная, естесственная среда школьного коллектива даёт гораздо больше возможностей ребёнку раскрыться и найти своё место, несмотря ни на какую ИНАКОВОСТЬ! Такую среду можно создать и в снецшколах - но, как правило, именно этого там и не делают... Тепличные условия далеко не всем идут на пользу. Дети, которые не сумели раскрыться, начинают обвинять ОКРУЖЕНИЕ, а не себя. Потом это с успехом переносится и во взрослую жизнь. И у нас, православных, эта тенденция есть, увы. Про разные стартовые возможности скоро совсем забудем. ( Всё на Ломоносова ссылаться будем...). Простите!
И в детской среде это всё воспроизводится, когда не встречает системного противодействия со стороны взрослых: стайность, клановость, коллективное заклевательство в отношении более слабых, разборки "двор на двор"... Страсти людей уподобляют животным, а человеческие объединения - сообществам животных, будь то стаи хищников или стада травоядных.
Всякое порочное сообщество навешивает ярлык "гордого" или "чмошника" на каждого, кто не участвует в его коллективных непотребствах. И легко оправдывает собственные страсти необходимостью такого человека "смирить".
Мне данная статья показалась как минимум странной. Не хорошей или плохой, а именно странной. Не ясна её главная мысль. Какие-то «нормальные пацаны», какие-то «чмошники»…
ЛЮДИ РАЗНЫЕ! Ведь зачастую определяющую роль в судьбе человека играет не «обыкновенность» школы, а то, какое внимание родители (!) уделяют образованию ребёнка. Не пичканию знаниями, а именно ОБРАЗованию.
Школа из одних и тех же ворот может выпускать как медалистов-злодеев, так и троечников-добряков. И наоборот!
И в баночки до сих пор идеально играют, больше ничему не научившись ПОКА. И, стоя ранее у подоконника в сторонке, достигают вдохновляющих успехов.
Про ведро грязи... Если «для выработки иммунитета» каждый раз «грязь» через себя пропускать, то можно нечаянно столкнуться с такой грязью, отмыть которую будет очень сложно. И снаружи, и изнутри.
Божией помощи вам!
Убедительная просьба, отстаивая свою позицию, не отождествляйте "обычную школу" с предбанником колонии для несовершеннолетних. Иначе совершенно очевидно, что вы говорите о том, чего не знаете. Если элитные школы и образование в них хороши, то они должно быть хороши сами по себе, а не потому что вне рамок этих школ "плохо".
Место "учебному процессу" - в методических кабинетах. В школе - процесс образования, от слова "образ", получения знаний, опыта и навыков, в т.ч. опыта жизни в коллективе. Разделение в больших коллективах всегда было, есть и будет, как и конфликты между или внутри "группировок". Настоящий учитель в отличие от просто дипломированно-сертифицированного специалиста всегда это учитывает в своей работе. В том и беда нынешней школы, что не имеет представления, какой "образ" слепить хочет. В современных рафинированных элитных школах травля куда более изощренная, если педагоги ее предпочитают ради собственного спокойствия не замечать, это не означает, что ее нет. А зачастую они сами вольно или невольно провоцируют эту травлю.
..." А напыщенность и гордыня вовсе не свойство специализированных школ"...
Не уверена. Все предпосылки к этому есть, и более того, свойство это даже культивируется... И увы, православные гимназии - не исключения. Лично знакома с учениками и преподавателями православной школы-пансионата "Плёсково". Школы для богатых у нас есть давно (Плёсково, если не ошибаюсь, с 1996?года), школ для "чисто бедных" ПОКА нет, но разделение уже на лицо. С той разницей, что проходит оно уже внутри КАЖДОЙ группы: у богатах "чмошники" - это те, кого возят на машинах не класса люкс,отдыхает в Турции и Египте, английский изучает не в стране-носителе и т.п., (о прочитанных книжках никто и не вспоминает); у бедных - свои критерии, но о книжках тоже не вспоминают.
А что стало с моей школой (№101, что на Шмитовском проезде)-вся Москва знает. Интересно, сколько там учится детей из микрорайона? И пересекаются ли учащиеся этой школы с учениками обычных школ?
Лиза:
"Мои дети учатся в 56 Академической гимназии Санкт-Петербурга...Хотя в классе есть дети очень состоятельных родителей, никто этим не кичиться,... Ну, жду камней от вас, уважаемые"!
Увы, есть хотя бы один человек, который кичиться - это Вы... Камней не будет, Вы сами себя высекли...
Даже тихий, скромный ребенок найдет себе компанию в классе и не будет стоять один. Просто игры будут у разных компаний разные. Один - это когда у ребенка уже изначально внутри есть уверенность, что подход нужно искать именно к нему. Эдакий эгоцентрист.
Я сама из отличниц и всегда была в компании разных по успеваемости и по поведению друзей и подруг. Как раз именно из-за советского подхода всегда старалась помочь, считая это абсолютно нормальным. И сейчас я со многими общаюсь, и все мои друзья по школе достойные члены общества. А вот как раз очень особенные сломались. Или жизнь "поучила" так, что пришлось свое поведение немного подкорректировать.
В этом году уже мой сын закончил обычную школу. Сам поступил в медицинский университет на бюджет. Без крутых репетиторов. А на выпускном в школе ему одноклассники подарили подарок - в знак благодарности, что он им помогал. И всегда у него школьная жизнь била ключом, дома его было не выловить. Секрет прост - каким-то чудом в этой школе сохранился советский подход. Дай Бог, чтобы этот подход продержался как можно дольше.
"Ничего в обычной школе нет перед гимназией, кроме греха, причём в чудовищных масштабах. Кидать ребёнка в печь огненную, в надежде, что и туда спустится Христос... А напыщенность и гордыня вовсе не свойство специализированных школ. Апостолу Павлу, Василию Великому, Иоанну Златоустому, Симеону Богослову, Игнатию Брянчаннинову, семье Николая II и многим, многим другим святым самое элитное образование не умножило самомнение, зато уберегло от зла в то время, когда человек наименее всего защищён от него."
Это большой риск - ожидать, что ребёнок пройдёт все эти развесёлые компании, мат, травлю (либо его, либо других самому) и вырастет окрепшим, зрелым. Увы, далеко не всех ждала такая участь.
Я за то, чтобы максимально оберегать неокрепшие пока души детей от греха. И считаю нормальным искать им, особенно в младшей и средней школе, хорошие условия, побольше единомышленников и качественную учёбу.
Прошло много лет, и можно сделать некоторые выводы. Самые крутые из крутых парней уже давно в могиле или спились. Самые крутые из девчат - сейчас одинокие бездетные дамы, правда, при деньгах, но без семей. А вот остальные живут очень неплохо! Все семейные, с детьми, обеспеченные...
И кстати, тихим заморышем я была только в школе. В юности характер развернулся, и выяснилось, что я еще та заводила! ))
Так что с навешиванием ярлыков я бы не стала торопиться.
Да, и еще - я работаю в школе, и поэтому призыв дать право ребенку быть трудным подростком, считаю просто шуткой. Ибо в таком случае где место учебному процессу? По-моему, это все-таки дело родителей - повеселиться и поработать с дитем как следует, пока его гормоны не встанут на место. У меня двое детей и старшая уже подросток, если что. А школа - это место, где учатся, а не оттачивают мастерство разрешать конфликты дракой, не утруждая себя словами.
И те и другие, в детстве были или одаренными, или ни чем не приметными, или хулиганами или просто «не от мира сего».
Ни какой закономерности, или процентного отношения рождаемости великих – нет.
Что плохого, что кто-то не таков как Вы? Что плохого, что некоторые люди предпочитают культурную компанию, уважают других людей и не любят, когда в них бросаются свистками? "Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Коринфянам 15:33).
Вот умора, это вы назвали "дурным сообществом" тех мальчишек и девчонок, что весело проводили школьное время, пошаливая иногда? Особенно это мило смотрится после ваших вопрошаний об уважении "не таких, как ты"))) Я тоже была книжным ребенком, и мало общалась со сверстниками. Но я не считала, что ребята не такие, как я - дурное сообщество.
Избранные школы - это сначала гордость родителей, а потом гордость подросших детей.
Да, нравы в обычной школе могли выискивать "чмошников". Конечно, это вопрос педагогов и родителей, и все это нехорошо.
Но чем лучше спецшкола? Не там ли интриги педколлектива, пытающегося не потерять более престижную работу, сыпятся на головы молодого спецконтигента?? Не там ли ученики могут выгнать с помощью родителей неугодных учителей? Я с таким сталкивался, и знаю, что такая школа системно взращивает надменность
А вот корейский пример - самый живой и полезный. В советской школе так же было все размазано по всем школам
А теперь представьте, что с вами бы учились верующие дети. Неужели у них язык бы повернулся назвать кого-то "чмошниками"?
У нас в школе никогда не было разделения на какие-то группировки. Об этом я только читала в "Пионерской правде".
И своим детям не позволила бы играть с теми, кто презирает других. Да они и сами бы не захотели.
Да простите уж вы нас "инкубаторских" за то, что к нам шли играть в наши игры, футболы-волейболы, вышибалы и лапту, казаки-разбойники, классики, скакалочки и резиночки, прочую ерунду, за то, что мы шагали, пели, танцевали, заводили, бегали быстро и прыгали высоко, выигрывали спартакиады и конкурсы, рисовали стенгазеты, успевали перечитать всю библиотеку приключений и школьную программу одолеть, за то, что мы были "головной болью" учителей, за то, что они нас любили и ненавидели, за то, что мы были командой и нам было интересно, за то, что в наших дневниках был полный набор оценок от 1 до 5, но мы тоже поступили и закончили институты и университеты, за то, что нам есть, что вспомнить, за то, что мы были настоящие и за наше счастливое детство, отрочество и юность в обычных школах!
..." И вы правы, меня считали "чмошницей". Я думала с возрастом у людей проходит такое отношение к тем, у кого иные развлечения, но оказывается нет".
На мой взгляд, дело вовсе не в разности развлечений, а гораздо глубже... А в данном случае ещё и в разности мужской (мальчишеской) и женской (девчачьей) психологии.
У нас треть класса (14 человек!) учились очень хорошо и развлекалась по-другому, но "чмошниками" были только двое.
Они такими и остались во взрослой жизни: моя хата скраю, ничего не знаю и знать не хочу. А битлов не слушали ни те, ни другие, некогда было, сами играли, пели, танцевали.
"Ботаники" (кроме этих двух) всегда участвовали в районных спортивных соревнованиях, защищали честь школы на олимпиадах, участвовали в КВНах, "Огоньках", помогали всем, кто просил о помощи (и списывать давали), а девочки-ботаники иногда защиты просили у "своих" хулиганов.
Спасибо за статью. Немного грустно... что было - то было, того уж не вернёшь...
Играть в игры,которые не нравятся потому что так все делают-
противно
Только зря вы так о чмошниках круто. Мне кажется, это "забитые" дома дети, задавленные морально родителями, которым трудно общаться. Они попросту боятся сверстников, и понимают, что то, что можно им (гулять одним, играть в пробки), не разрешают родители. Плюс природная застенчивость или робость могут быть. Нелюбовь к себе, неуважение... У вас получилось, это хорошо и правда является отчасти вашей заслугой. Но, к сожалению, получается не у всех.
В первую очередь стоит сказать спасибо вашим родителям за то, что смогли найти баланс свободы в воспитании.
Ну как так можно. я из таких "паинек" стоявших у подоконника и действительно была для всех чужой. Только никакое чувство достоинства тут не причём, у подоконников всегда стоят книжные дети. Мне было неинтересно носится по коридору, а вместо попсы я слушала битлов, за что меня часто поливали грязью. Не ходила на дискотеки, не потому что считала это плохим делом, а потому что хотела потратить время на чтение очередной книги из библиотеки приключений. Я этим не годилась и не горжусь, у каждого есть право найти что ему по душе. И вы правы, меня считали "чмошницей". Я думала с возрастом у людей проходит такое отношение к тем, у кого иные развлечения, но оказывается нет.
И чистая правда.