Цветы, поздравления, чествования лучших в профессии… День учителя – его отметили, как всегда, 5 октября – поистине всенародный праздник, ведь все мы в прошлом ученики, и подавляющее большинство проходят еще раз все ступени школьного образования со своими детьми. Сегодня профессия школьного учителя вновь становится престижной, в школу приходят и – что особенно важно – в школе остаются работать молодые, творчески настроенные учителя. С одним из них – победителем конкурса «Учитель года-2013», учителем информатики школы № 29 г. Мытищи Андреем Григорьевичем Сиденко – мы и беседуем о нелегком, но таком увлекательном труде учителя, о непростых современных школьниках, о российском образовании.
– Ученики сохраняют в памяти образ первого учителя. А в вашей памяти сохранился ли этот образ?
– Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Образ учителя у меня складывался постепенно. Сначала это были мои родители, они, так же как и я, – учителя. Еще совсем маленьким я часто сидел у них на уроках, потому что меня не с кем было оставить. Как выяснилось позже, это было полезным занятием для моей будущей карьеры.
Затем была первая учительница – Ольга Викторовна Бирюкова. Ее я запомнил как очень добрую и внимательную женщину, которая учила нас достаточно грамотно, хотя была еще весьма молодой. В старших классах я любил математику и физику, поэтому больше запомнил учительницу по физике Евгению Николаевну Приходько; она, наравне с другими, повлияла на мой выбор профессии и помогла поступить в педагогический вуз на физико-математический факультет. В институте образцовым учителем для меня был преподаватель информатики Михаил Валерьевич Шевчук. Так что у меня собирательный образ учителя. Все люди разные, каждый человек уникален по-своему, и выделять кого-то одного не совсем правильно.
Помимо учителей заметное влияние на мою жизнь оказали и другие люди. Например, тренер в спортивной школе – а у меня это был Юрий Владимирович Богомолов – не считается учителем в привычном понимании, но, тем не менее, мы с ним проходили школу жизни: учились терпению и помощи своим товарищам. Я считаю, что на личность влияет не один человек, а множество.
– Почему вы стали учителем?
– Я никогда не мечтал работать в офисе, изо дня в день делать какую-то бумажную работу, решать одни и те же проблемы. Конечно, у учителя тоже очень много макулатуры, но всё же практически всё свое рабочее время я провожу в общении с детьми. Каждый день ко мне на урок приходит по 25–30 человек с разными проблемами, вопросами, настроем, и к каждому из ребят нужен свой подход. Конечно, как и в любой другой профессии, бывает нелегко, но работать в школе мне интереснее, это не позволяет мне оставаться в рамках определенных должностных обязанностей, которые на тебя вешают как груз.
У меня есть возможности для творчества, которых не было бы, если бы я работал не с людьми, а в офисе с бумагами. Я каждый раз стараюсь раскрыть потенциал своих учеников, сделать урок более интересным и насыщенным, чтобы ребята, приходя на занятие, уходили с полезными для них знаниями.
Во-вторых, на мой выбор профессии повлиял пример моих родителей, которые всю жизнь проработали в школе. К тому же и мой родной брат тоже учитель – преподает в школе английский язык. Конечно, наши родители, может быть, и желали нам с братом более легкой работы, но если мы до сих пор не ушли из школы, значит, мы сделали правильный выбор.
Быть учителем – это тяжелая работа, но, тем не менее, работать можно, и это определенный престиж, потому что сегодня профессия учителя снова набирает силу в обществе. К учителю снова начинают прислушиваться, учитывать его мнение, потому что именно учитель иногда может определить какие-то стороны жизни.
Работая в школе, я имею четкое ощущение того, что приношу пользу обществу. Так или иначе, образование – это благо, которое позволяет расти человеку дальше. А мы, учителя, – носители этого блага, которое с удовольствием передаем своим ученикам.
О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое.
– А как удается найти общий язык с ребятами? Сегодня часто говорят, что современные дети очень непростые.
– О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое. О непонимании между поколениями писал еще Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети». С молодым поколением, и правда, сложно найти общий язык, но это возможно, если приложить немного усилий. Главное – уметь слышать детей и понять, какие проблемы их в данный момент волнуют.
У меня были случаи, когда дети приходили на мой урок и решали задачи способом, которому я их не учил. То есть я их учил решать задачи в какой-то определенной программе, а ребята находили способ решения этих задач, опираясь на более современные данные, а иногда и на другую программу, которая просто легче. Нельзя с ними не соглашаться, потому что дети ценят, когда их слышат. Они предложили решать задачи по новой программе, я согласился, потому что суть обучения от этого не меняется, но меняются средства.
– С детьми контакт налажен, а как удается его наладить с родителями учеников?
– Мой кабинет всегда открыт не только для учеников, но и для их родителей. Ко мне часто приходят взрослые с разными проблемами, начиная от того, что не работает компьютер, и заканчивая жалобами на сына или дочь, которые целыми днями сидят за компьютерными играми. И родители зачастую не знают, как с этим бороться. Отсюда родилась идея проводить общие родительские собрания, посвященные медиабезопасности. Потому что на самом деле проблем намного больше, чем просто компьютерные игры.
– Какие это проблемы?
– Одна из серьезных проблем нынешнего молодого поколения – это познание мира через интернет, когда ребенок видит мир через плоскость экрана. Сегодняшние дети не понимают, что мир намного разнообразнее, обширнее и более для них очевиден, чем экран компьютера. Они стараются познавать этот мир через монитор, что совсем неправильно. Дети считают, что в интернете можно найти любую информацию, я с этим не спорю, но мы должны понимать, что ребенку нужен опыт добывания информации в реальном мире. Например, изучать биологию можно не только сидя за компьютером и рассматривая на экране какие-то картинки животных или растений, можно выйти на улицу и посмотреть, что растет и обитает вокруг нас. Я не говорю, что этим методом можно изучить биологию как науку, но хотя бы ребенок увидит своими глазами, кто и что обитает недалеко от его дома.
Это мы, взрослые, с малых лет приучаем детей к гаджетам, отдаем ребенка «цифровой няне».
Я всё больше замечаю, что сегодня дети стали меньше гулять на улице, они не играют в футбол, баскетбол, как это делали мы в детстве. От этого становится страшно. В этом виноваты мы, взрослые, с малых лет приучая ребенка к гаджетам. Замечали ли вы за собой, что мы часто даем своему ребенку в руки телефон или планшет, чтобы он посмотрел мультики или поиграл в незатейливые игры, не мешая нам спокойно решать свои важные и неотложные дела? Вместо того чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой или еще каким-то интересным занятием, мы сами предоставляем ребенка «цифровой няне». Это очень неправильно, потому что ребенка с детства нужно заинтересовывать другими занятиями, как бы сложно нам это ни было.
У меня есть много знакомых, которые всё время куда-то вместе с детьми ездят. Например, в разные тематические лагеря, где ребенку действительно интересно. Родителям необходимо наблюдать, чем их ребенок интересуется, и развивать это дальше, чтобы впоследствии его интересы не свелись только к компьютеру с интернетом. Оградить ребенка от компьютера – это задача родителей, потому что учитель может часами вести беседы с учениками о том, что подолгу играть в компьютерные игры – это плохо, но компьютер стоит дома, и ребенок в него играет дома.
– Бывает ли, что ребенку не интересна информатика? Как вы пытаетесь увлечь его предметом?
– У каждого ребенка разные способности и интересы. Часто бывает, что ребенок в определенный момент своей жизни интересуется чем-то одним, посвящая всё свое свободное время этому занятию. Например, ученик пришел с потрясающего урока истории, и ему сложно сразу переключиться на мой предмет. В этом случае ребенку нужно дать другое задание или задание попроще, чтобы он смог переключиться. Когда задача выполнена, ребенку можно дать более сложное задание.
Тем, кто интересуется математикой и любит решать квадратные уравнения, я предлагаю самому написать программу по решению этих уравнений. Это позволяет детям более детально изучить математический процесс, а также сделать для себя подобие универсального задачника, куда можно вывести нужный коэффициент и получить ответ.
– Как вы считаете, каково на сегодняшний день состояние российского образования?
– Наше образование сегодня меняется, и эти изменения, на мой взгляд, в лучшую сторону.
Российское образование старается следовать мировым трендам – это неплохо. Но нужно ли это России, или у нашей страны свой путь? Это большой философский вопрос. Если есть свой путь, то какой? Может, кто-то его назовет? Надо понимать, что Россия не слепо следует мировым трендам, просто их так или иначе «перекладывают» на нашу действительность.
Я согласен с тем, что образование должно быть доступно всем, никто из детей не должен выпадать из этого института. Развитие дистанционных технологий идет во всем мире. Я рад, что Россия тоже в этом не отстает, ведь у нас огромная страна. Сегодня во многих поселениях нашей необъятной Родины нет школ, дети вынуждены ходить в учебные заведения, находящиеся в нескольких километрах от дома. Чтобы добраться до школы, нужно потратить несколько часов. Представляете, каково ребенку проводить несколько часов в дороге? Также есть дети с особыми потребностями, которые не могут ходить в школу из-за проблем со здоровьем. Вот тут на помощь приходит дистанционное образование, которое позволяет многим получить знания.
– А что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?
– Я бы пока ничего не менял. Сегодня государство предоставляет возможность получить своим гражданам бесплатное образование. Этим надо пользоваться. Многие учатся в университете только из-за престижа самого учебного заведения, но на самом деле хотят заниматься другим видом деятельности. Им никто это делать не запрещает, через несколько лет они могут пойти и получить еще одну специальность – в этом и заключается доступность сегодняшнего образования. На мой взгляд, это классно.
– Какие сегодня существуют плюсы и минусы в системе школьного образования?
– На сегодняшний день один из плюсов – это введение электронного журнала, но это же является и минусом. Мы понимаем, что, с одной стороны, это удобно, родители в любой момент могут заглянуть в журнал и понять, как учится их ребенок, но, с другой стороны, мы отходим от живого общения с родителями учеников.
Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия.
– Говорят, что учитель – это женская профессия. Так ли это на самом деле?
– Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия. Например, в школе, где я работаю, достаточно много учителей-мужчин. Причем это не только учителя физкультуры, технологии, как принято думать; это учителя разных предметов: истории, физики, географии. На самом деле не важно, какого пола учитель, главное – чтобы ученикам на уроках этого учителя было интересно, чтобы дети получали полезные для себя знания.
– Часто бывает, что молодые учителя, проработав в школе год или два, увольняются. С чем, помимо небольшой зарплаты, это связано?
– По своему опыту знаю, что если молодые специалисты приходят работать в школу, то чаще они всё же остаются в профессии. Они могут менять школы по разным причинам: не сложились отношения с коллективом или другая школа находится ближе к дому. Уйти можно по разным причинам, так же, как и в любой другой профессии.
– Что вас радует в школе?
– Ученики. Они не могут не радовать. Это такой процесс, который не останавливается. Приходишь на урок, видишь горящие глаза учеников – и понимаешь, что им интересен твой предмет.
Я не сторонник того, что мое мнение единственно правильное; наоборот, мне нравится, что какие-то вещи мы можем решать вместе с учениками. Они работают в группах и находят что-то интересное именно в процессе совместной работы. Мы бы не нашли решения той или иной задачи, если бы работали по отдельности. И они это понимают. Я думаю, что ребята видят во мне старшего товарища и наставника, который говорит с ними на одном языке. Мне интересно проводить время со своими учениками, а им со мной.