По православному календарю 1 января по н.ст. (19 декабря по ст.ст.) празднуется память мученика Вонифатия – святого, которому молятся об избавлении от пьянства. Но сегодня, к сожалению, этот день в России стал днем всенародного пьянства и тяжелого похмелья. О том, какой вред человеческой душе, родственникам пьяницы и его близким наносит грех сладострастия, говорят священники Артемий Владимиров, Димитрий Фетисов, Дионисий Каменщиков и Димитрий Выдумкин.
«Господь призывает нас расстаться с грехом
сладострастия
так же решительно, как это сделал святой
Вонифатий»
Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:
Не менее кощунственной мне кажется и всенародная попойка в день памяти того святого, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, ведь 1 января по новому стилю совершается память мученика Вонифатия.
Этот человек в прежней своей жизни был подвержен греху сладострастия во многих его проявлениях, так как, будучи рабом знатной госпожи, он состоял с ней в преступной связи и помимо этого страдал алкоголизмом. Посланный этой грешной женщиной для того, чтобы разыскать и привезти мощи святых мучеников, он, видя их чудесное мужество и решимость терпеть за Христа лютые мучения, сам последовал их примеру.
На мой взгляд, это промыслительно, что память святого Вонифатия приходится на Новый год. Господь этим как бы призывает нас расстаться с грехом сладострастия так же решительно, как это сделал святой. А решительность здесь – самое главное.
Пока алкоголик решительно не возненавидит не только саму спиртосодержащую жидкость, но и даже упоминание о ней – он останется алкоголиком. Пока страждущий от недуга винопития обманывает себя, говоря перед вхождением в запой: «Ну, я только рюмку опрокину, и всё…», – он никогда не справится со своей страстью.
Ведь страсть, ставшую уже частью души, можно только ампутировать, как в случае с заболеванием раком или гангреной. Если вовремя этого не сделать, то безвозвратно погибнет весь организм. Но для этого, опять же, нужна решимость.
В преддверии новолетия хочется всем читателям пожелать решимости святого мученика Вонифатия, чтобы провести эти дни благочестиво, стараясь не нарушать языческим разгульным непотребством святых дней Рождественского поста. И тогда Господь нам, верным в малом, даст великие духовные дары.
***
«Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли»
Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:
Людям, близкие которых пьют, прежде всего нужно молиться. Я много знаю случаев, когда жены и матери вымаливали своих сыновей и мужей, потому что молитва любящего человека очень сильная. Есть в нашем народе пословица о том, что материнская молитва со дна моря достает. Молитва человека, который любит, переживает, сострадает, умоляет Бога помочь, всегда бывает услышанной. У человека, о котором молятся, укрепляется воля, и он постепенно выздоравливает. Я не знаю чудес, когда человек бы не хотел бросить пить и бросил. В основном бывает так: человек сам понимает, что ему нужно остановиться, потому что он может погибнуть. Очень часто после принятого решения побороть грех винопития у человека не хватает силы. И здесь важна божественная помощь. Тогда Господь посылает благодать, и воля человеческая укрепляется. Когда решил человек бросить пить, тогда Господь ему помогает; когда человек не хочет бросить – это беда. Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли. И выздоровление начинается с выздоровления воли.
Православный христианин должен быть примером для молодежи и для тех, кто страдает алкоголизмом. Если мы попадаем в компанию, где есть человек, страдающий винопитием, то христианину лучше вообще не пить. Апостол Павел говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». По этому принципу должен жить православный христианин. Если мы видим, что наших друзей можем соблазнить, то лучше не пить. Конечно, запрета на употребление вина в христианстве нет, это было бы абсурдно.
Когда ситуация в стране изменится к лучшему и зависимость от алкоголя будет меньше, тогда можно будет выпить бокал, другой за столом. Сегодня мы должны показать своим примером, что жить и радоваться можно и без спиртного.
***
«Страсть к алкоголю – это
“ловушка для узурпатора”,
которым становится всякий, “покусившийся на
счастье” без духовного подвига»
– Человек призван Творцом к духовной свободе, свободе от всякого земного пристрастия. Это необходимо как важнейшее условие достижения цели жизни – духовного единения с Творцом. Пристрастие к алкоголю опасно, прежде всего, тем, что радикально лишает человека такой свободы и делает его рабом «сладости греха». И, кстати, эта память о сладости греха становится потом для него главным барьером на пути преодоления страсти. Начинается же всё с «узурпации права на блаженство». Я поясню. В человека заложено законное стремление к радости и счастью. Это отголосок, своего рода – генетическая память о состоянии человека в раю, а также здоровая интуиция души, понимающей, что призвана она к вечному блаженству. Но вне Христовой истины человек не знает и не понимает пути, ведущего к этому блаженству. И велика опасность «сорвать зеленое яблоко» и получить «несварение желудка». Модель такого поведения показана нам еще в третьей главе книги Бытия. Адам и Ева, призванные к обожению, поддались на провокацию диавола, обещающего обожение здесь и сейчас, и вкусили запретный плод. Последствия всем известны. Но также и всякий человек, поддавшийся на провокацию того же диавола, может присвоить себе право на «блаженство» здесь и сейчас, и, разумеется, тут же «вырастают» и схожие последствия в виде алкоголизма, наркомании и прочих маний. Страсть к алкоголю – это, если хотите, «ловушка для узурпатора», которым становится всякий, «покусившийся на счастье» без духовного подвига. Подобный «узурпатор» становится рабом, владыка которого – страсть, а цепи – сласть. Отсюда и понятие «сладострастие».
Как мы помним на примере тех же Адама и Евы, раб, променявший Бога на иного «владыку», теряет адекватный взгляд и на себя, и на окружающий мир. Отсюда и все вытекающие последствия. Во-первых, пьянство, по слову святителя Тихона Задонского, «бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет». Во-вторых, через подобный образ жизни человек подвергается духовному насилию от бесов. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наконец, «главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что, вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание» (святитель Иоанн Златоуст).
Алкоголизация человека по своему духовному значению подобна раковой опухоли и не ограничивается одним страдальцем, стремясь повсюду пустить свои «метастазы». Если алкоголик имеет семью, то члены его семьи вместе с ним пьют эту «горькую чашу». Алкоголик, ввиду утерянной адекватности, оставляет за собой порой одно лишь право выпить, отвергая какие-либо обязанности. Отсюда рождается бесконечное зло для окружающих: дурной пример для детей, сквернословие, опущение всех семейных обязанностей, ссоры и полное разрушение семьи. Немалая духовная проблема для близких алкоголика состоит в том, что они становятся созависимыми. Что такое созависимость? Согласно одному из определений, созависимость – концентрация внимания на болезни другого, увлеченность болезнью другого человека. Близкий родственник пьющего человека (мать, отец, жена, муж) порой всё содержание своей внутренней жизни приносят в жертву пьющему родственнику. Все мысли, желания, молитвы, дела оказываются связанными исключительно с ним. А собственная жизнь, духовная и личная, «забрасывается» далеко на периферию. Такое всецелое «погружение в пьющего родственника» становится настоящей проблемой-болезнью для созависимого, которая проявляется в гнетущей депрессии, отчаянии, нежелании жить, а порой и вовсе превращает созависимого родственника в собутыльника. Зачастую все члены семьи пьющего человека являются в той или иной мере созависимыми. Поэтому очень важно на ранних стадиях алкоголизации человека обращать внимание на начавшуюся проблему.
***
«Поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России:
– Мы дожили до того благодатного времени, когда церковный праздник Христова Рождества стал государственным.
Это значит, что 1 января – всего лишь начало очередного финансового года. Обаяние семейного праздника советских времен, не отягощенного материалистической идеологией, уходит, исчезает, растворяется в таинственном свете Рождественской ночи.
Люди, мало-мальски причастные к Православию, стараются в завершение поста не повредить собственной душе невоздержанием, не рассеяться, не потерять духовную радость накануне Сочельника и Рождества Христова...
Вот почему светское новогоднее веселье требует от воцерковленных людей мудрости и собранности. Важно и приветливость сохранить, и на поздравления ответить с учтивостью, и соблюсти душу и тело в воздержании и чистоте, чтобы не огорчить Человеколюбца Христа.
Но теми, кто остается за оградой Матери-Церкви, эта ночь воспринимается как «всешутейшая и всепьянейшая». Пусть только не обидятся на меня те тихие, интеллигентные горожане, которые сами страдают от ночной пальбы и бесчинных воплей уличной толпы. Ведь известно, что все обобщения весьма приблизительны.
Однако нельзя не признать: многие только того и ждут, чтобы выпустить «джина из бутылки». Действительно, новогодняя ночь – абсолютная рекордсменка по числу несчастных случаев, насилий, травм, что является расплатой за нечестие и помрачение разума. Какой контраст между мажорным началом мирского празднества и его трагическим завершением! Подлинно, «без Бога не до порога»…
Итак, поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства, привыкших собирать столь обильные урожаи на постсоветском пространстве в гражданские праздники!
Мудрые люди говаривали в старину молодежи: «Смотрите, чтобы бес над вами не посмеялся». А потешается он над безвольными пьяницами и жалкими распутниками, лишающими себя и образа Божия, и человеческого облика. Пусть же демоны плачут по нам. Так бывает, когда мы блюдем христианское достоинство личности – целомудрие и меру во всем, бережем ясность ума и мир сердечный.
И нам не будут страшны ни конец, ни начало финансового года, а Богомладенец Христос одарит нас Своей Царственной улыбкой, когда мы со страхом и трепетом приблизимся к заветной Вифлеемской пещере.
И в заключение немного лирики…
Ах, в эту ночь пальба и дым,
Дрожат от криков стёкла.
И страшно выходить за тын,
Там мрачно всё и мокро.
Советский шумный Новый год
Справляют по старинке,
Ушедшему – творит народ
Весёлые поминки.
Запрос один – на оливье
И рыбные закуски;
Прилавки голы в январе –
Скупаем всё по-русски!
Меж тем волхвы ещё в пути,
А пастыри – на поле.
Звезду нам, грешным, не найти –
Нет жажды света боле.
О, тайна чудна Рождества!
От душ людских сокрыта…
Спал Вифлеем, спит и Москва,
И мы все у корыта…
Но верю: тонкие лучи
Развеют мрак кромешный…
Прийти к Тебе нас научи
И укажи путь Млечный!
Ты – Жизнь, Ты – Истина, Ты –
Свет,
Младенец златокудрый!
К Твоим стопам спешит поэт
В ночи… уж брезжит утро…
Простите за дерзость, но Ваш вопрос напоминает попытку переложить на чужие плечи собственное решение, точнее, ответственность за решение. На такой шаг не пойдет никто, ни психологи, ни батюшки, ни прихожане. Полагаю, никто не возьмет на себя ответственность за решение ситуации, подробности которой неизвестны. В каждом случае все сугубо индивидуально.
Я Вам очень-очень сочувствую, представляю через какие испытания Вы проходите. Дай Вам Бог мудрости, сил и любви выдержать все происходящее.
Из Ваших слов ("как няня") получается, что Вы прекрасно знаете суть проблемы. Один из принципов китайской медицины гласит: познать болезни суть и устранить причины...
Может быть, Вам попробовать найти опытного, мудрого духовника (не старца! их даже не ищите, это может быть опасно) и обсудить с ним, нет ли в Вашем сверхупорстве и терпении скрытой гордости?
Простите.
Алкоголизм является проблемой всей моей жизни после замужества - 30 лет. За это время испробовала всё, чтобы в семье наступила трезвая жизнь:поучения, уговоры, кодирование мужа, чтение акафистов, исповедь, причастие, еженедельные молитвы в храме, слезы... .Сама не пью, а Он -до скотского состояния и почти каждый день.Он в храм не ходит.Где брать силы и здоровье
? Всегда было жалко бросить его, да и детей оставить без отца .Я привязана к нему , как няня.Отклинитесь, пожалуйста, у кого есть опыт решения таких вопросов. Простите за сумбурное высказывание.
Есть одна старая хохма: "Папа, водка дорожает. Это значит, что ты будешь меньше пить? Нет, сынок, это значит, что ты будешь меньше есть."
Или еще одна: "Будет водка двадцать пять, будем Зимний брать опять".
Исключительно материальными мерами проблема не решается.
Умудри нас, Господи!
В отношении уменьшения рекламы алкоголя, хотя бы по аналогии с сигаретами, согласна. Только этого не будет, уже рассматривается разрешение (или уже утверждено) на рекламу отечественных вино-водочных изделий в ночное время. Шаг назад.
Спаси, Господи!
Хочу предложить обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу обратиться к православным депутатам выступить с депутатской инициативой: ввести дополнительный налог на крепкое спиртное, которое пойдёт на просвещение потребителей этого продукта о причиняемом вреде сего продукта и его последствий. Это первое. Второе: на бутылке с обратной стороны этикетки должна наклеиваться ещё одна этикетка с разъяснением последствий чрезмерного употребления, а также надпись: "Праздность - источник всех пороков".
И хочу предложить Православие. РУ установить голосовалку с разного рода инициативами. Это и будет основанием для проведения каких либо действий всем православным миром в том числе и нашей церковной элитой.
Истинную правду говорите. Не то что семье, даже для соседей он (или она, кстати) не подарок.
Жизнь с пьяницей - долговременный подвиг, безо всякого пафоса. Думаю, жены держатся за них или из жалости к ним (брошу - погибнет, плюс треугольник "жертва-преследователь-спасатель"), или из-за комплекса неполноценности (мол, никому не нужна больше).
А батюшки выполняют свой долг, пытаются проповедовать любовь. Только решение придется принимать самому прихожанину (прихожанке), как и отвечать за последствия этого решения самостоятельно. Ни за какие советы священники ответственности не несут. Вот так.
Спаси, Господи!
Чем больше, чаще мы грешим тем больше душа наша покрывается коростой, становится закостенелой и тем труднее увидеть и встать на путь истинный, да что там, даже обратиться к Богу искренне.
Очень стихи понравились.
Спасибо.
Прочитал комментарии. Хорошо пишет - читатель , все правильно.
Кто пишет, что ничего не помогает - не отчаивайтесь, не все сразу. Вы же, уже думаете как бросить пить - значит процесс пошел. Шаг за шагом и дойдете до цели. Поделюсь опытом - шаги последние будут самыми трудными и когда будешь думать, что все дошел ( и чуть ли себя за святого будете считать ... ха-ха ) , то можно сразу быстро вернуться в самое начало. Да, в такое начало , что просто капец.... и думаешь, а что дальше. Ну и ничего, начнем с начала. Я это себе представляю так, как атакой на грех. Первую атаку ( или одну из первых ) отбили, ну и ничего второй всех опрокинем.
Можно конечно еще поболтать, но хватит уже. Спасибо за внимание всем кто прочитал до конца мою писанину.
С уважением,
Сергей 43 года
Нижний Новгород
Церковь Всех Святых
Игорю (2015-01-06 17:59)
Для начала пьянице надо перестать себя оправдывать. Пьянство -- грех, и виноват сам пьющий. Пьяницы НЕ наследуют Царствия Божия.
Пьянство, как и любая страсть -- одержимость бесом.
Чтобы оставить пьянство, нужно с Божией помощью оставить навсегда, оставить вообще.
Для избавления от пьянства человеку надо начать праведную, богоугодную жизнь, стать верным чадом Православной Церкви.
Целью вашей жизни должен стать Сам Бог.
Нужно молиться, участвовать в церковных таинствах покаяния и причащения. Но нужно это делать нелицемерно!, т.е. с искренним желанием исправления всей жизни.
Нужно изменить свою жизнь, направив её к Богу, а не к получению какой-то земной выгоды или удовольствий.
У каждого человека есть своя свободная воля, от пьянства таблеточкой не вылечить. И вы должны направить свою волю ко спасению, к Богу.
P.S. пишу лишь своё личное мнение, не претендуя быть учителем для кого-то.
Благодарю!
Практически каждый человек в своё время убеждается в необходимости отказа от обозначенной пагубной привычки (страсти).
При этом лучше, если у него будет возможность вразумиться раньше. Поэтому комментарии священнослужителей, мирских "думающих" авторитетных людей, а также социальная реклама (наподобие материалов проекта "Общее дело") очень даже уместны. Дай Бог, чтобы у людей, занимающихся донесением до людей информации в вреде алкоголя, не опускались руки!
раб Божий иоанн
пользе трезвости , но к сожелению все это часто остается пустым "теоретизированием " так как показывает не знание проблемы "изнутри ". С уважением алкоголик.
2. Причиной винопития может быть и обыкновенная лень, в которой пьяница не хочет признаться самому себе. «Выпил - весь день свободен». Придется «проинспектировать» себя на предмет наличия этой черты и бороться с ней. Родственникам резко ругать, обличать пьяницу как лентяя не всегда целесообразно, можно добиться прямо противоположного результата.
3. Семейному окружению пьяницы в борьбе с этим недугом придется запастись терпением и еще пересмотреть свое собственное поведение. Священник Дмитрий Выдумкин правильно сказал о «созависимости». Не только пьяница влияет на семью, семья тоже оказывает на него влияние. Вектор этой «созависимости» придется менять и семье. Если есть возможность обратиться к хорошему психологу (если нет хорошего духовника), то, думаю, лучше это сделать. Можно попытаться хотя бы прочитать, например, труды Эрика Берна и его последователей о треугольнике «жертва-преследователь-спасатель». Насколько мне известно, иногда именно из этой «игры» и появляется пьянство.
Позвольте обратить внимание читателей еще на несколько аспектов этой проблемы:
1. Пропаганда пьянства, проводившаяся почти целый век в России, сейчас являет нам свои плоды. Например, в большинстве художественных фильмов имеются сцены с питием водки и других крепких напитков. Если по сценарию у героев картины случаются какие-то сложности в жизни, то первый их шаг, как правило, винопитие, иногда до скотского состояния. То есть до сих пор ненавязчиво прививается осознание того, что пьянство – это нормально (иногда весело и смешно, а отнюдь не позорно), а также прививается модель поведения в тяжелых жизненных ситуациях. Что можно сделать? Например, как взрослому человеку, признаться самому себе, что проблемы вином не только решить, не заглушить, какими бы «крутыми» и привлекательными не казались персонажи любимых фильмов, но вином их можно только усугубить. Думаю, как альтернативу, можно посмотреть парочку хороших фильмов, в которых герои справились со своими проблемами, не прибегая к вину («Нокдаун», «В погоне за счастьем», «Изгой» (2000), «Дикая река» и т.д.).
P.S. Очень рад что сильно заболел под новый год, абсолютно пересмотрел свое отношение к светскому празднику, первый раз в жизни не отметил и нет теперь желания отмечать его когда либо, теперь только Рождество и подготовка к такому светлому празднику! Храни Вас всех Господь, аминь!
Вот кто бы Храме мог меня выслушать и дать,может,совет дельный?
Православны ли такие утверждения? Нет ли в этом подходе гнушения, подпадающего под клятвы соборов (51 Апостолов например)? Спиртосодержащие жидкости активно употребляются в таинствах Церкви, как же одновременно можно призывать благословение на вино и его ненавидеть? Не будет ли это путём к психическому заболеванию (не говоря конечно о духовном)? Мне думается что ненавидеть алкоголик может только свою страсть и поврежденность (до которых он сознательно допился),не осуждая и не превозносясь перед людьми умеющими культурно употреблять.
Из письма игумена Никона (Воробьева).
" Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу.
Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала, ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы – надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.
Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца."
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/198.html
Для Вас сказанное батюшками является словоблудием только потому, что Вы сами не испытали ничего подобного. Вы бы не были так самоуверенны, если бы последствия подобной "свободы выбора" коснулись лично Вас. У меня есть подобный горький опыт, когда близкий человек мало-помалу стал алкоголиком. Не дай Бог никому такого в семье. Жизнь семьи превращается в ад. А начиналось всё с подобных гордых высказываний про "главное завоевание и несомненное достояние современного демократического общества". Поостерегитесь, потому как Бог гордым противится.
Никакое демократическое общество не поможет, когда человек превращается в скота, а то и хуже, и ничего поделать уже с этим не может, поскольку пристрастие к алкоголю стало сильнее его воли.
И бороться именно с причинами…
Например.
1. Личностные – духовные, моральные, материальные, физические…
Ну, слаб и горд человек…
2. Социальные, общественные, приводящие к поголовному пьянству и наркоте всю страну…
Просто чтоб хоть не секунду отвлечься, чтобы не видеть окружающей пустоты и безысходности… /несправедливости, лжи, лукавства, узаконенного воровства, безправия, поддерживаемых СМИ… Вспомните перестройку…/.
Очевидно, что и личные, и общественные причины переходят одни в другие, и пытаться сопротивляться исключительно личным причинам пьянства все равно, что стараться остаться чистым лично, находясь в банке с грязью… Смыть грязь не успеваешь, как окружающая нарастает… Нет?
Естественно, исключения случаются – но! сравните количество исцеленных алкашей и наркоманов с нашим общим числом…
Конечно, это отнюдь не значит, что за нас не надо молиться, и мы сами не должны сопротивляться этим страстям…
*
Пойду, «махну», все равно ничего не изменишь…
Так что, как видите, по крайней мере один пропойца этот сайт посещает – с Новым годом Редакцию, авторов и посетителей еще не слишком поздно поздравить и пожелать успехов?!
С уважением, Сантехник. 2.1.15
Свобода предоставлена не то что демократией, она предоставлена каждому из нас Богом, задолго до самой демократии. Так что пейте, если это Ваш выбор. Никто, кроме Вас, не сможет принять решение.
Выше, в тексте, батюшки говорят о последствиях для человека (его семьи), когда свободный выбор делается не в угоду Богу.
Давать оценку выбору - это не запрет на сам выбор. Здесь батюшки пользуются такой же свободой слова, имеющейся у любого из нас, живущего в демократическом обществе.
В данном случае, услышав мнение батюшек, кто-то примет их доводы серьезной альтернативой при принятии свободного решения пить/не пить. Вы не находите, что их "словоблудие-назидание" уравновешивается Вашим подобным призывом свободно пить, не рассуждая о последствиях этого выбора? Вы считаете, что это плохо, когда у человека есть возможность дать оценку своим действиям и стремлениям, рассматривая их со всех точек зрения?!
Как раз, этот сайт и мнения оставленные на нем, верный признак демократии
Вообще, со стороны все всегда легко, ясно и просто, но чаще всего это иллюзия. Если я, скажем, тощий, то легко мне учит толстых - но это просто самообман. Простите, если сказал лишнее.
Основание для возвращения календаря серьезное - православный день схождения Благодатного Огня. Как решит Господь изменить установленное Им календарное правило, так и и мы Ему последуем. Довольно Россия побегала по европейским порядкам, ничего хорошего это не принесло:( - только разорение, окисление и опрыщание душ