Ярославль, 23 июня 2009 г.
23 июня начинается традиционный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. В этом году этот крестный ход проводится в восьмой раз. Был возрожден стараниями архимандрита Вениамина (Лихоманова) в 2002 году. Участникам крестного хода с 23 июня по 2 июля предстоит преодолеть более 100 километров.
23 июня после ранней Божественной литургии крестный ход отправляется в путь от Казанского девичьего монастыря города Ярославля. 9.00 Крестный ход 23 июня выходит из Казанского женского монастыря. В этот день святыню града Ярославля будут встречать в храмах города, под вечер крестоходцы окажутся в Свято-Введенском Толгском женском монастыре.
Крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери (из истории) Крестный ход в г. Романово-Борисоглебск с чудотворною иконою Казанской Божией Матери учрежден в 1761 году, и она каждогодно приносилась туда, с разрешения Духовного начальства, 8-го числа августа. Но в 1781 году граждане Романова и Борисоглебска обратились с ходатайством к Духовному начальству о дозволении приносить эту святыню за неделю до Пятидесятницы, представляя в основание своей просьбы то, что окрестные поселяне, в августе месяце особенно занятые полевыми работами, не имеют свободного времени участвовать в принятии святыни (Указ Ярославской Духовной Консистории от 18 мая 1768 года). Начальство дозволило, – и с тех пор назначение дня для хода в Романов зависит от времени праздника Вознесения Господня; а основанием к определению дня выхода принят шестинедельный период ношения иконы до 8 июля. Обыкновенно, вскоре после праздника Вознесения собираются в Ярославль из Романова богомольцы для сопровождения иконы в путь.
Накануне дня выноса иконы бывает всенощное бдение, а
поутру Настоятельница с сестрами, после ранней литургии,
слушает молебствие пред своей Заступницей и
Покровительницей, и потом с обычною торжественностию и
колокольным звоном провожается икона до заставы в
Ярославле.
По пути к Романову процессия идет правым берегом Волги
только до села Иваньково, где, переправляются через реку,
продолжает остальное шествие все левым, встречаемая и
сопровождаемая в каждом селе от местных церквей крестным
ходом.
И первую из таких встреч делает Толгский первоклассный монастырь: братия в полном облачении, при колокольном звоне, выходит за святые ворота и, приняв здесь икону, приносит в соборный храм: и оттуда, по совершении молебного пения, провожает опять до места встречи.
Дальнейший путь лежит через села: Песошное, Пазухино, Воздвиженское и Устье. Отсюда, после ранней Литургии, в сопровождении крестного хода, несут ее через села Новое и Пищалево до села Пшеничища.
Принесение иконы в г. Романов приурочивается обыкновенно к воскресному дню. Духовенство и граждане для сретения древней святыни, осенявшей некогда город их, исходят с крестами и хоругвями за версту от заставы и провожают икону в собор к поздней литургии, а потом с крестным же ходом в Казанскую приходскую церковь, где икона эта со времени перенесения ея из г. Тетюшь пребывала 21 год до перенесения в Ярославль в 1609 году, во время литовского разгрома. В этом храме икона за исключением крестных ходов и принятия ея в домы граждан, пребывает три недели...
По прошествии трех недель со времени принесения иконы в Романов, следующий затем воскресный день, частный крестный ход из Казанской церкви сопровождает святыню после ранней литургии в собор к ожидающему там духовенству всего города и многочисленному собранию народа. После поздней литургии и молебна Богоматери, всеградский крестный ход, при колокольнем звоне всех церквей, сопутствует иконе до берега Волги и, совершив здесь последнее молебствие, отпускает святыню на другую сторону реки. Там в виду прощальной процессии вступает на берег Волги другой крестный ход из храмов Борисоглебска. Река покрывается множеством лодок, из которых одне плывут за паромом, где находится святыня, другие на встречу к ней, третьи окружают паром. Благоговейные богомольцы с того и другого берега – одни провожают взорами, другие встречают Заступницу усердную. Встречная процессия, приняв с парома икону, провожает ее в собор Борисоглебский, в котором тотчас, по принятии иконы, начинается Литургия. В Борисоглебске икона находится две недели. В следующее воскресенье совершается с нею и с Образом Спасителя общий крестный ход вокруг города.
Местонахождение чудотворного образа, исчезнувшего в
послереволюционные годы, пока не явлено. В настоящее время
в возрожденном Казанском женском монастыре находится
список иконы, написанный монахинями в 1918 году. Этот
образ Божией Матери был благословлен архиепископом
Ярославским и Ростовским Михеем в 1998 году во вновь
открытую Казанскую обитель. Маршрут современного крестного
хода отличается от старинного. Святыню ныне приносят и в
оздоровительные лагеря детского отдыха и в санатории,
расположенные на Тутаевском берегу. В разрушенных храмах
служатся молебны и литургии. Везут Казанскую икону Божией
Матери и в Ваулово, в скит, который ныне возрождается,
основанный в начале прошлого века святым праведным Иоанном
Кронштадтским.