ИНТЕРВЬЮ С ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ДИМИТРИЕМ,
АРХИЕПИСКОПОМ БАТУМСКИМ И СХАЛТСКИМ
– Владыка о Вас отзываются как о
человеке необыкновенной духовной высоты, мужества и
веры. Наверное, благодаря этим Вашим качествам в
епархии творятся чудеса, и удается сделать так много
в столь непростом регионе, постепенно из
мусульманства возвращающемся к православию – в
Аджарии.
– Епархия – апостола Андрея, я всего лишь его
наместник. Епархия историческая. До наших дней сохранились
остатки храма Архангелов, построенного апостолом Андреем
Первозванным. Согласно грузинской летописи «Картли
Цховреба» и другим источникам, именно через Аджарию
вошли на проповедь Евангелия в Иверии апостолы Симон,
Андрей, Матфий.
Перед этим, гласит церковное предание, они бросали жребий,
кому куда предстоит путь. Иверия и Афон достались
Пресвятой Богородице. И Божия Матерь уже собиралась ехать
в Грузию, но Ей явился архангел, и передал волю Сына
– оставаться в Иерусалиме, ибо близился час Ее
Успения. Богородица вместо Себя послала апостолов Андрея и
Симона. Среди слов, сказанных архангелом, были и такие:
«Страна, которая Тебе досталась в удел, просветится
в будущем». Апостолы пришли в Грузию через Аджарию,
и именно через ту ее область, что зовется Дидажарой.
В Грузию апостолы принесли бесценную святыню –
нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, переданный для
этой страны Самой Матерью Бога. На пути апостолы присели
отдохнуть, и на том месте, в Андриасцкаро, где они
положили икону, забил святой источник, не пересыхающий по
сей день.
Апостолы продолжали свой путь вглубь Грузии, совершая по
дороге многие чудеса. Икону они оставили в Ацкури. Поэтому
икона получила название Ацкурской Богоматери (память 28
августа).
Во время своего второго миссионерского путешествия в
Грузию апостолы взяли с собой Симона Кананита и Матфия.
Первый мученически погиб близ Сухуми, второй – около
Батуми. Доныне в Гонийской крепости на окраине Батуми
покоятся мощи апостола Матфия.
С XVI в. в Аджарию вторглись османы и три столетия правили
страной, постепенно обратили население в ислам, уничтожили
все, кроме Схалтской церкви. Трижды пытался переступить ее
порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом
камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном»
и был оставлен в покое.
В 1878 году в результате Русско-Турецкой войны Аджария
освободилась от турецкого засилья, и была принята в состав
Грузии. Началось открытие церквей, но продолжилось оно
недолго. На смену туркам пришли большевики, мусульман
страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого
Александра Невского, возведенный в честь победы над
турками, а на его месте соорудили гостиницу
«Интурист».
– Владыка, расскажите о Вашем жизненном пути.
Выбор моего пути – это воля Божия и заслуга нашего
Патриарха. Он крестил меня в монастыре Самтавро в Мцхете в
восемь дней отроду.
В 22 года, после окончания семинарии в Тбилиси, я поступил
в Московскую Духовную Академию. Проучился в ней с 1982 по
1986 годы…
– Какие воспоминания сохранились у Вас от
обучения в МДА?
У нас все попроще. У вас – строгая дисциплина. Когда
только приехал, звоню Патриарху: «Ваше Святейшество,
не могу больше здесь, режим военный, на улицу не
пускают…» – «Терпи, дорогой,
терпи».
Но школа большая. Любимым преподавателем был Алексей Ильич
Осипов. Ни преподаватели, ни однокурсники долгое время не
знали, что я – племянник Патриарха… Как
узнали? Один раз Патриарх собирался приехать в Москву, и я
составил прошение о встрече с ним, подошел к инспектору,
тот прошение не подписал. Пришлось тайком убежать. И вот
сидим мы со Святейшим в холле гостиницы
«Советская», разговариваем, заходит этот
инспектор, и, не замечая меня, направляется к Патриарху.
Тогда Патриарх меня ему представил. После этого учиться
стало уже не интересно.
Ох, и намучился я со своим именем. Звали меня тогда
Мзечабука. «Мзе» – это солнце,
«чабука» – юноша. Сперва мои
однокурсники звали меня: «Чабуко,
чибуко…», потом на втором курсе – я
растолковал им свое имя, и с тех пор меня величали не
иначе, как «Солнцеликим юношей». На третьем
курсе встретил меня в коридоре отец Рафаил, очень духовный
лаврский монах, сейчас живет на Афоне, увидел, что я опять
расстроен и говорит: «Я тебе помогу». И помог,
перевел мое имя на латинский, получилось
«Ювеналий», что для русского уха звучит куда
более привычно. Однажды приехал в Загорск Святейший
Патриарх Илия. Мои однокурсники говорят ему: «Ваше
Святейшество, а с нами ваш родственник, Ювеналий,
учится». Потом Святейший меня встречает и
спрашивает: «Ты не знаешь, кто из наших
родственников – Ювеналий, который в Академии
учится?».
Часто мы ходили в Троицкий собор, на акафист к Сергию
Радонежскому, и он всегда нам помогал. На первом курсе со
мной приключилось вот что. Надо было сдавать экзамен по
истории СССР, принимал Трофимов, автор учебника. Мне выпал
билет с апрельскими тезисами Ленина, я – ни бум-бум.
У нас в семинарии такими делами не занимались. А в МДА
этот предмет чуть ли не лучше Нового Завета был поставлен.
Я получил двойку, и решил, что пересдавать не буду. Вызвал
меня ректор и говорит: «И меня выгонят, и тебя
выгонят, ничего никому так не докажешь. Лучше выучи все и
сдай». И вот приближается второй семестр, я читаю с
утра до вечера историю СССР, ну ничего в голову не
заходит. Пошел в Троицкий собор, к своей любимой
чудотворной иконе Николая Угодника, я всегда ему во всем
исповедовался. Подхожу и в этот раз, и прошу: «Ваше
Высокопреосвященство, Вы ведь хорошо знаете, что все это
для меня лишнее. Но если Вы дадите благословение, я
выучу». Время пересдачи приближается. Пять дней
осталось. Утром заходит в аудиторию инспектор курса:
«Встаньте, минута молчания. Преподаватель Трофимов
скончался»… Я как испугался... «У кого
какие оценки есть, такие останутся». –
«А у меня два». Инспектор подумал: «Ну
ладно, четверка будет». Потом на его место уже
больше никого не назначили.
Во время учебы в Академии, по благословению Святейшего и
Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии, меня поставили в
диаконы в 1985 году, а в 1986 рукоположили в священники.
Первое место моего служения – в Никольской церкви в
Батуми. Очень скоро, уже в 1987 году, перевели в Кахетию,
в кафедральный собор святого Георгия, там я пробыл девять
месяцев. Затем в 1987-1988 году направили в Тбилиси, где я
служил в Анчисхати и преподавал литургику в Духовной
Академии.
– Почему литургику? Ведь Ваша кандидатская
диссертация была посвящена ранней истории Грузинской
Церкви.
Так Патриарх благословил. Мне хотелось историю, умолял
– только не литургику. Но вернувшись в Тбилиси после
отъезда в сетке расписания против своего имени увидел:
«литургика». Что делать! За три месяца выучил
все сам, занимался и днем, и ночью. Так я стал
литургистом, и до сих пор об этом не жалею. Очень
помогает.
В 1989 году меня вернули в Батуми. Как я не
хотел…Ох…Как я не хотел.
– Что там было?
Что было? Ничего не было. Две церкви – одна на
кладбище и Никольский храм, еще Джехети – Никольский
монастырь в Гурии. Постепенно по милости Божией был открыт
кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый
храм, в котором велись съемки фильма Тенгиза Абуладза
«Покаяние»; там Приборостроительный институт
находился. Позднее, в 1991 г., была открыта духовная
гимназия, первая церковная школа в СССР. А 13 мая за один
день крестили пять тысяч мусульман и атеистов. Незадолго
до этого, в 1989 году, – открытие Схалтского
монастыря и крещение тысячи местных жителей,
исповедовавших на тот момент ислам. 1991 год –
открытие гимназии апостола Андрея. Сейчас в ней учатся
около 800 детей. Через два года, в 1993 году, –
открытие духовной семинарии Иоанна Богослова, в 1994
– дома милосердия для пожилых людей, в 1991 –
духовного училища в Хуло. Там сейчас учатся около 500
человек, в Батумской семинарии – около 160.
Я сам тогда был митрофорным протоиереем. В 1997 году меня
постригли в монахи, а через две недели, 8 ноября,
Святейший Патриарх Илия поставил в епископа
Батумско-Схалтской епархии. Вот и вся скудная и
неинтересная моя биография.
– Владыка, какие проекты сейчас осуществляются в
епархии?
С Божией помощью строим дом для детей–сирот, новую
резиденцию близ Батуми, храм Святой Троицы,
восстанавливаем монастырь в Хино.
– Владыка, совсем недавно успешно, в пользу
православной Церкви, закончилась полемика с католиками,
которые хотели учредить в Грузии свои епархии? Вы
принимали в ней активное участие, часто выступали в
средствах массовой информации.
С католиками у нас сложные отношения, потому что они
занимаются однозначно прозелитической деятельностью,
направленной против православных стран. Согласно
определению Второго Ватиканского Собора, католическая
Церковь признает благодатность православной Церкви и
запрещает католикам заниматься прозелитизмом. Они же сами
свой закон не соблюдают.
В Грузию католики вошли тайком, в XVI веке, тихо,
по-фарисейски, через обманы, притворялись учителями и
основывали католические школы. Нам известно письмо Папы
Римского к тайному представителю в Грузии, где говорится:
«Одевайте любое облачение, служите в любых одеждах,
торгуйте, дайте деньги взаймы, если не отдадут, требуйте,
чтобы перешли в католичество». Это письмо попало в
руки грузинскому царю Теймуразу, который прочитав его,
тотчас запретил служение прокатолически настроенного
патриарха Антония и выгнал всех католиков из страны.
Эти католики настигли Теймураза, во время его визита в
Санкт-Петербург и отравили. Сохранилось другое письмо
– падре Леонардо, одного из тех, кто был удален
царем Теймуразом из Грузии, к Папе Римскому:
«Теймураз собирается ехать в Россию, и живым оттуда
он не вернется».
Действительно, на приеме в императорском дворце
почувствовавшему себя плохо Теймуразу принесли выпить
горькое лекарство. В справке о смерти сказано: «умер
от острой боли в животе». Умышленное убийство
выявили сразу. Католики не только убили Теймураза, но они
же распространили слухи о том, что якобы перед смертью
царь раскаялся, что изгнал их из Грузии и благословил
всех. Тело царя Теймураза везли в Грузию, но похоронили на
дороге, в Астрахани, в 1762 году, рядом с грузинским царем
Вахтангом VI, под кафедральным собором.
Мы долгое время просили Россию – разрешить
перезахоронение. Царь Теймураз – наш исповедник. В
1973 г. археологи открыли могилу и обнаружили, что его
тело абсолютно нетленно.
После Теймураза правил его сын Ираклий Второй, который сам
прежде, в своем завещании, оговорил: «Нельзя
возвращать Антония на патриарший престол, тому же, кто
совершит это, анафема». После смерти Теймураза
Ираклий отправился в Россию и встретился с Антонием,
который к тому времени уже был назначен епископом
Владимирской епархии. Ираклий переступил через свое
завещание и вернул Антония в Грузию, на патриарший
престол. Видимо потому, что тот приходился ему двоюродным
братом.
Через пять месяцев Грузию постигла чума – шесть
тысяч полегло за несколько месяцев, потом –
нашествие персов. Интересно, что чума распространилась из
Ахалцихе, то есть именно из того района, где жили
католики, изгнанные Теймуразом. Это символично, это знак
Божиего наказания. А еще через некоторое время было
упразднено грузинское Царство, просуществовавшее 1500 лет.
Видите, вот сила проклятия, которое действует по сей день.
Поэтому нам необходимо вернуть нашего царя-исповедника.
Во время революции Папа Римский говорил о России:
«Большевизм – это железный веник, который
очистит Россию от православия, а затем придем мы на эти
благодатные русские земли». Из-за католиков пала
Византия. В 1438 году на Ферраро-Флорентийском Соборе была
заключена Уния о соединении православной Византии с
еретиками! Вскоре, в 1453 году, Византийская Империя
прекратила свое существование, и Папа Римский говорил:
«Мне приятнее слышать голос мусульманского ходжи,
чем пение православного священника».
Когда католики ворвались на Афон, все монастыри оказывали
им сопротивление. Всех старейших монахов Иверского
грузинского монастыря утопили, а молодых продали в Италию.
Единственно, кто уступил еретикам, был Ватопед, иноки
которого встретили католиков с церковными песнопениями.
Через неделю случилось землетрясение. Единственно, кто
пострадал от него был снова Ватопед. Вывод: мы защищаем
православие, значит защищаем свое государство.
Месяц назад мы случайно узнали о том, что католики тайком
хотят оформить соглашение, открыть епархии, школы,
медицинские заведения…Конечно и в Грузии существует
закон о свободе вероисповедании, и представители всех
вероисповеданий имеют определенные права, но все же
необходимо советоваться, а не самовольничать и не
совершать ничего исподтишка. Мы выступили, на улицы вышла
молодежь. Ведь это соглашение, которое собиралось
заключить с католической Церковью наше правительство, и
было бы тем самым веником, который бы очистил нашу страну
от православия.
– Владыка, сейчас грузино-русские отношения,
пожалуй, переживают не лучшие свои дни.
Мне очень жало, что сейчас политика мешает прежним добрым
отношениям. Православная Россия – наша самая близкая
держава. Со мной вместе учились русские владыки –
Савва (Волков), Максимилиан, Варсанофий (Судаков), Петр
(Карпасюк). К сожалению, мы не общаемся сейчас. Мне очень
хочется всех их увидеть, пригласить в гости, очень по ним
скучаю и всегда вспоминаю их в своих молитвах.