“Первое проявление жизни Святого
Духа в человеке зовется “радованием
сердца”, - говорил выдающийся подвижник XX
столетия старец Емилиан, игумен святогорского
монастыря Симонопетра, – «под выражением
«радование сердца» мы разумеем дух
человека, устремленный к Богу, осязающий Его
прикосновение к себе и от этого обрадованный и
находящийся в постоянном общении с Господом. Стяжание
Святого Духа отражается на лице человека и выливается
через его глаза, по которым легко узнать о внутреннем
состоянии. Ты чувствуешь, как Бог держит такого
человека за руку». «Такого
человека».
Мы познакомились на Кипре, и владыка позвал в Грузию:
«Приезжай, мы тебя так встретим, что уезжать не
захочется». Предпразднство Успения. Архиепископская
резиденция в Хони. Моя первоначальная, глубокая
растерянность быстро сменилась желанием остаться навсегда.
Почему? Здесь все пронизано той любовью, о которой говорил
евангелист Иоанн и радостью, о которой писал старец
Емилиан.
***
- Владыка, почему вы стали монахом?
- Раньше начинал думать, строить планы, вот будет у меня
дом, семья, машина, большой дом, хорошая машина, но сердце
всегда просило чего-то другого. И когда я узнал о
Православии, то сразу понял, чего оно просило. А узнал на
последнем курсе Государственного политехнического
института, где я учился на инженерно-строительном
факультете. Наш курс отправили на реставрационные работы в
древний монастырь Сафара. Там нас встретил отец Сергий
(сейчас митрополит Некресский).
Один раз он пришел, мы жили в лесу неподалеку от
монастыря, и стал рассказывать о монашестве:
«Вечером я жду вас на службе». Мы пришли. И
остались. Мой друг владыка Феодор (сейчас архиепископ
Ахалхицский) и я. Дипломы из института так и не забрали.
Дома переживали, но моя мама сказала слова, которые я до
сих пор помню и люблю ее за это: «Я всегда хотела,
чтобы ты был счастлив. Если твое счастье там, иди».
***
В монахи владыка был пострижен в монастыре Сафара
Ахалцихской епархии в 1989 году (в 23 года). В 1991году он
стал иеродиаконом, в 1992 - иеромонахом, а в 1994 назначен
игуменом монастыря Тимотесубани Борджомской епархии.
- Монастырь – это жертва. В Евангелии написано:
«иже слышат слово, и приемлют, и плодствуют –
на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4). «На
сто» – это про монахов. Монах жертвует Богу
всю свою жизнь «на сто». Правда и в монастыре
встречаются свиньи, и в миру бывают ангелы.
***
С 4 ноября 1996 г., по решению Священного Синода и
Святейшего и Блаженнейшего Илии II, Католикоса-Патриарха
всей Грузии, состоялось поставление игумена Саввы в
епископы. Епископ Савва возглавил Хонскую епархию
Грузинской Православной Церкви в западной Грузии. Хонская
архиепископия была основана после разделения Имеретии на
несколько небольших епархий царем Багратом III в XVI в.
Упразднена в соответствии с решением российского экзарха в
Грузии 26 ноября 1821 г. Сто семьдесят шесть лет кафедра в
Хони пустовала.
- Когда мне Патриарх предложил стать епископом, я даже не
представлял, какой это тяжелый крест. Я отказывался, но
то, что меня все же убедило: очень хотелось помочь людям.
Когда мы пришли в Хони, здесь не было ничего. Шестьсот
грузовиков мусора вывезли, а сколько еще сами вынесли на
руках! Никто не мог поверить, что хоть что-то получится,
смеялись над нами. Была асфальтированная площадка для
волейбола – привезли землю, и сад насадили.
 |
Двор архиепископской резиденции |
Сейчас нельзя поверить в обратное
– что когда-то здесь была «мерзость
запустения». Приходящий в обитель встречает
идеальный порядок, уют, новая церковь и келлейный
корпус, а вокруг - дивный сад. В резиденции находится
женская обитель св. Саввы Освященного. В ней
подвизаются четыре монахини и семь послушниц.
- За два года владыка все отремонтировал. Всегда, стоит
ему только что-то захотеть, он сделает. Сам и крышу кроет,
и камни таскает, и проектирует, все сам. Только за
последние несколько месяцев по его молитвам и
благословению построены и освящены храмы св. Саввы
Освященного в резиденции, св. Георгия в Ианетии, Пресвятой
Богородицы в Баши. Когда пришел владыка, во всей епархии
действовали всего восемь церквей. Сейчас около тридцати, и
еще несколько строится. Открылись женские монастыри прп.
Саввы Освященного в Хони, св. равноап. Нины в Матходже,
св. ап. Андрея Первозванного в Самтредии, мужской
монастырь Вознесения Господня в Удзлоури. Возобновили свое
действие православная Казбегская школа, колледж имени Нико
Николадзе в селе Диди Джихаиши и другие.
- До Владыки всего несколько человек в хонскую церковь на
службы приходили, сейчас яблоку негде упасть, во время
Великого поста в церковь не войдешь. Владыка говорит, что
не бывает веры только в душе, а тот, кто так рассуждает, в
Бога не верит вовсе.
В Хони не встретишь человека, который не любил бы
своего Владыку. Почему? Наверное, потому, что он любит их,
причем каждого. «Зорко одно лишь сердце, главного
глазами не увидишь». Это редкое качество –
чуткое, зоркое сердце, которое всегда все замечает само, а
потом старается позаботиться, помочь, приласкать, есть у
Владыки. Спрашиваю матушек про Владыку:
- Он неподкупно честный человек, очень любит Бога и
ближнего, простой и трогательный как ребенок. Один раз
приехал Святейший Патриарх Илия. Смотрит, владыка со
сломанной рукой, в гипсе. Спрашивает: «Владыка, вы
почему в гипсе?» – «Ваше Святейшество,
дети пришли, и я полез на дерево, чтобы достать им черешни
и упал». Это наш владыка.
 |
Собор вмч. Георгия в Ианети |
- Он выкладывается до конца, пока не
завершит дело. Спит очень мало, обо всем переживает,
ночью выйдет в сад и сидит все думает, что еще можно
сделать. Большой аскет, очень много молится. До того,
как стать монахом, жил в Сафаре в пещере.
Сам же владыка о себе отзывается иначе:
- Очень много мы грешим, Бога не слушаем. Я сам не живу
по-монашески.
***
Еще несколько слов о епархии, которой управляет
владыка. Вероятно, сам город так назван не случайно. В
малоазийских Хонех произошло великое чудо, сотворенное
архангелом Михаилом. В Хонех грузинских чудо живет
всегда.
Точная дата основания города Хони неизвестна. Историк
А.Муравьев предлагает VI в., П.Иоселиани – 812 г.,
Ш.Месхи связывает основание Хони с временем его обращения
в крупный религиозный центр в XV-XVI вв.
Славятся Хони своим кафедральным собором св. Георгия. В
прошлом это одна из самых больших церквей Грузии. Впервые
ее настенные надписи были расшифрованы французским
востоковедом Мари Броссе. Он выдвинул гипотезу, что
церковь построили в XII в., в правление царицы Тамары.
Позднее, после их прочтения ученым Ефимием Такаишвили и
профессором Дмитрием Бакрадзе постройку церкви относят к
XI в.
Кафедральный собор св. Георгия в Хони расписывался
дважды. В раннем слое фресок превалирует более радостный
колорит, хотя довольно трудно различить изображенные на
них сюжеты, потому что они закрыты штукатуркой и более
поздними росписями.
Позднейший слой фресок относится к второй половине XVII
в. К сожалению, большая часть из них разрушена в 1862-1884
гг., во время перестройки церкви в трехнефную базилику. В
конхе апсиды изображены Богородица, Иоанн Креститель,
архангелы Михаил и Гавриил, молящиеся за весь мир ко
Спасителю.
***
Другой исторической достопримечательностью епархии
является село Горди, известное с позднего Средневековья.
Там располагалась резиденция мегрельских князей
Дадиани.
Гордийский дворец отличался своим гостеприимством. На
его памяти визиты русских императоров и князей, многих
известных европейцев. Русский император Александр II
передал в дар селу железный мост, прослуживший вплоть до
1985 г.
В XX в., после кончины последнего из Дадиани,
резиденция в Горди осталась без владельца. Она была
разграблена и разорена большевиками. Главная святыня
резиденции – икона Влахернской Богоматери
сохранилась. Ее с великими почестями перенесли в Зугдиди в
1923 г.
В Хонской епархии есть две святыни: колено св. Георгия
в храме св. Георгия в Ганири и древняя чудотворная и
мироточивая икона «Достойно есть» в монастыре
св. Нины в Матходжи.
***
- Владыко, что такое духовная
жизнь?
- Это просто. Читать Евангелие и жить по заповедям. Все.
***
Обычно владыка говорит мало, еще меньше о себе. О нем
рассказывают его дела, зная о которых, Господь 14 сентября
2003 года возвел его в архиепископское достоинство. А еще
раньше за большую преданность Ему наградил даром светлой и
теплой любви к людям, согревающей и просвещающей
всех.