Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 ноября. – Праздничные вопросы. – Защита от сект. – Платное образование и история религий. – Украинские выборы: религиозный фактор. – Провокация от Ющенко. – 150 лет Балаклавскому сражению.- Чудеса на войне. – Косово – территория конфликта. – Виртуальное интервью.
Прошлая неделя прошла под знаком «октябрьско-ноябрьских праздников». В этом году они приобрели особенное – вопросительное – звучание: будет ли в России праздноваться и дальше 7 ноября – день революции – или же в истории России появится новый праздник? Этот вопрос заинтересовал и иностранных журналистов. Так, корреспондент «The New York Times» Стивен Ли Майерс написал по этому поводу статью «День, который перевернул мир, до сих пор будоражит Россию». Материал републикован сайтом «Религия и СМИ».
Автор рассказывает о новом законопроекте, который предусматривает отмену празднования 7 ноября: «Вместо него 4 ноября должен появиться новый праздник - День национального единства. Эту дату - когда в 1612 году под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского восставший народ изгнал польских оккупантов из столицы - трудно вспомнить даже русским». Однако, отмечает Стивен Ли Майерс, «мало найдется в мире стран, у которых существует столь противоречивое отношение к тому и другому, как в России. Отсюда и столь запутанный календарь праздников», так как, по мнению автора, большинство из них связано с теми или иными политическими и идеологическими событиями и фактами. Так, автор считает, что «тот факт, что 7 ноября вообще остался в качестве праздничного дня, отражает хрупкое равновесие между прошлым и настоящим, сохраняющееся после развала Советского Союза», а введение нового праздника 4 ноября это равновесие нарушит, считает автор и те комментаторы – в большинстве своем из стана коммунистов, – которых так активно цитирует автор.
Между тем, Патриарх Московский и всея Руси Алексий считает, что день 4 ноября 1612 года, когда был положен конец "смутному времени", достоин почитания как День национального единения, - сообщает «Радонеж». «День 4 ноября можно считать Днем единения нашего народа, так как это единение «не было инициировано властями, а исходило от любви народа к Отечеству», подчеркнул Патриарх. Этот день напоминает нам о том, что «никакие смуты не могли нас разделить ни по национальной, ни по религиозной принадлежности», сказал Патриарх». А митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая 8 ноября в программе НТВ «Апельсиновый сок» опроверг утверждения российских политиков левого толка о том, что Церковь предлагает отказаться от празднования годовщины «октябрьской революции». «Вместе с тем, по мнению митрополита Кирилла, «праздновать День согласия и примирения в день, когда произошла революция - странно, потому что революция людей никогда не объединяла». Митрополит Кирилл подчеркнул также, что «день победы 4 ноября (1612 года) имеет для России не меньшее значение и забыт неправомерно». В поддержку предложения праздновать День примирения и согласия 4 ноября высказались также представители различных религиозных объединений.
Активно против введения нового праздника высказывается лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «На взгляд Г. Зюганова, 4 ноября, годовщина окончания польской интервенции и Смуты в 1612 году, никоим образом не подходит для того, чтобы в этот день отмечать праздник согласия. В подтверждение своих слов глава КПРФ сослался на данные историков, сказав, что в этот день взяли только Китай-город, а Москву освободили позже».
Но, как пишет Максим Соколов в статье «Нерабочий день для населения» в газете «Известия», «легче всего понять коммунистов, для которых годовщина Октябрьской революции - важная часть партийной идеологии», «труднее найти логику у тех, кто не столь прижат к стенке». «Если бы 77% граждан, согласно опросам РОМИР не одобряющих перемену красных дат, исповедовали коммунистическую советскую идеологию насчет Великой Октябрьской социалистической революции, новой эры в истории человечества или, по крайней мере, нового общества, - такая верность 3/4 нашего общества советским идеалам могла бы, на иной взгляд, огорчить и даже испугать, но в том была бы известная последовательность. … Но сличение 77% тех, кто за 7 ноября, с меньшей в несколько раз численностью тех, кто действительно верен советской идее, склоняет к выводу, что ни о какой идейности - даже смутной - речи не идет... Для большей части от 77%, напротив, первичны и даже единственны выпивка с закуской, ибо никакого осознанного смысла за ними не стоит. Но тогда нынешнее 7 ноября тоже есть символ, но символ совсем пугающий. Он означает, что на некоторой неоформленной территории у аморфного населения есть такой нерабочий день с застольем - и больше ничего... Когда новая эра и братоубийственная катастрофа синтезируются в холодце под водку - это уже постисторическое бытие, что применительно к нации означает – загробное».
Странно при этом, что коммунистов поддержали и «приверженцы демократии и давние антикоммунисты», которые в данном случае признали «гражданственность … неуместной, а народное мнение (в иных случаях - ничуть этих политиков не значащее) – определяющим». Видимо, их смущает то, что «новый праздник есть напоминание о том, что смута - этот бич русской истории - все же избываема, что, исполнившись общим идеалом и поступившись частными эгоизмами, нация способна обрести избавление от гибели.. Органические ценности, утверждаемые 4 ноября, столь отвратительны, что нынешний нерабочий день для населения, конечно же, гораздо лучше». Эту же тему Максим Соколов развивает и в другой своей статье «Tzar, wodka, knut, pogrom».
При всем том, данные социологических опросов, которые посвящены переносу праздника, выглядят противоречивыми. Так, в сообщении «Радонежа», говорится о том, что идею переноса праздника поддерживает всего 20% населения. А автор «Утра.Ru» Сергей Белухин, ссылаясь на данные ВЦИОМ, сообщает, что «за… перенос 7 ноября высказались 52%, против - 39% из 1600 опрошенных».
Другие данные соцопросов Центра Юрия Левады публикует «Российская газета». Согласно этим данным, «православными в 1989-1991 годах себя считали 30 процентов населения, 40-50 процентов - в 1995-1998 годах и более 50 процентов после 1999 года… Более того, увеличивается доля тех, кто говорит: «Я верю, что Бог действительно существует, и не сомневаюсь в этом». Сейчас таковых более 30 процентов». Однако при этом, «посещали церковь хотя бы раз в месяц 5 процентов в 1991 году, 9 - в 1998 году, 6 - в 2003 году». Также на фоне такой «абстрактной веры» по-прежнему высок процент тех, кто доверяет гороскопам и вещим снам – около 55%. Именно поэтому общество остается по-прежнему незащищенным от влияния разного рода шарлатанов от религии и сектантов.
«Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал общество и государство противодействовать распространению в России тоталитарных сект», - сообщает «Newsru.com». «Нам надлежит общими усилиями создать такие правовые и общественные механизмы, которые бы уменьшили возможность злоупотреблений в религиозной сфере», - говорится в обращении Патриарха к участникам конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», которая проходит в Новосибирске. Особую озабоченность Патриарха вызывает то, что «деятельность тоталитарных сект подрывает традиционные устои народа, оказывает разрушительное воздействие на личность, семью и государство».
Очередным примером такой разрушительной деятельности стала деятельность сайентологов в Беслане. О том, как сектанты использовали горе людей в своих корыстных целях рассказывает журналист газеты «Мир новостей» Дмитрий Тарский в статье «Сектанты осаждают Беслан». В статье он цитирует слова о. Георгия, священника из Сергиева Посада, который приехал в Беслан сразу после случившейся трагедии: «Помощь священника тут нужна как нигде более. А этого никто не понимает. Именно здесь, именно сейчас нужна духовная помощь, а где она? Настоятель бесланской церкви и я, много ли мы можем сделать? Вот, - отец Георгий показывает мне записку, - имена трех людей. Они умерли некрещеными в больнице, хотели покреститься, но не успели, священника рядом не оказалось. Крещение в Осетии стоит 400 - 500 рублей, но откуда у нищих жителей деньги? Вот тут сектанты-сайентологи работу развернули, для них и помещение нашлось, и транспорт у них был, и деньги. Двадцать сайентологов со всей России съехались. Другие секты тоже - адвентисты, кришнаиты здесь активно работали. Самое страшное, что никто не понимает, что Осетия - это передовая линия фронта. Мусульманские экстремисты ненавидят нас, мы исконный кавказский народ, и мы православные христиане, больше тысячи лет христиане, мы живем как на острове. Поэтому они все делают, чтобы нас уничтожить... Ведется постоянная работа по переманиванию осетин в мусульманство. И многие переходят, думаю, без денег тут тоже не обходится. (В начале девяностых в Дагестане христианину, перешедшему в мусульманство, платили тысячу долларов. - Д.Т.) Нужна помощь, нужна активная работа по духовному окормлению. А этого никто не понимает. Если внимания к духовным проблемам не будет, православие на Кавказе будет уничтожено».
«В Тульской области действуют более 40 религиозных организаций, из которых официально зарегистрирована 21. В их число входят как традиционные для России конфессии, так и нетрадиционные религиозные организации с явным деструктивным характером. Большинство - откровенные тоталитарные секты. Эта информация прозвучала на областной конференции «Влияние деструктивных сект на здоровье населения», организованной департаментом здравоохранения, обществом православных врачей имяни блаженного Иоанна, Тульского чудотворца, и Институтом судебной психиатрии им. Сербского», - сообщает газета «Тульские известия». В статье «Бомбардировка любовью» рассказывается о выступлениях на конференции врачей и священников, занимающихся проблемами сектантского влияния на территории России.
«По данным Межрелигиозного совета России, в стране действуют около 5 тыс. сект. Наибольшая доля новых религиозных движений - в Приморском крае. Велико число сект в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, Краснодарском и Ставропольском краях, на Северном Кавказе... По словам исполнительного секретаря Межрелигиозного совета Романа Силаньева, «самая крупная нетрадиционная религиозная организация в России – «Свидетели Иеговы», насчитывающая около 150 тысяч последователей». Наиболее опасные секты - те, кто прикрывается исламом, их адептов в стране десятки тысяч. По сведениям Международной антисектантской лиги, под влиянием сектантов находятся от 2% до 5% россиян», - передается в сообщении «Радонежа».
Проблема сектантского влияния тесно связана с проблемой религиозной безграмотности большинства населения. Однако до сих пор все многолетние попытки ввести в школах для изучения предмет «Основы православной культуры» наталкивались на ожесточенное сопротивление. «Министр образования России Андрей Фурсенко … на пресс-конференции в Перми высказался за введение в школах обязательного предмета посвященного истории мировых религий. По словам А. Фурсенко, до 1 января 2005 года будут подготовлены два базовых учебника по этой дисциплине», - сообщает сайт «Регионы России». «По мнению министра, вводить отдельный курс православия в такой многонациональной стране как Россия, неправильно, однако в рамках курса история мировых религий изучение православия будет игра особую роль, которая обусловлена историей развития страны». Об этом же сообщает «Интерфакс».
Одновременно министр заявил на пресс-конференции и о том, что «от термина «бесплатное образование» нужно уходить, так как бесплатного образования не бывает, за него платит либо государство, либо бизнес, либо сам обучающийся», - передает «Страна.Ru». Однако при этом он отметил, что «реформа образования, в том числе внешний заказ на образование специалистов, не скажется на количестве бюджетных мест».
Более подробно слова министра цитирует автор «Российской газеты» Маргарита Шиц в статье «Бесплатного образования не бывает». «Этот процесс (образование) должен быть «целенаправленным и прозрачным», как выразился министр. Люди должны знать, как расходуются и куда направляются средства, выделяемые государством на образование… Образование должно быть качественным и инвестиционно привлекательным, считает министр Андрей Фурсенко. По его словам, необходимо учитывать потребности экономики в специалистах, поэтому особое внимание общества сейчас к так называемому «внешнему заказу учреждениям высшей школы».
Проблемы реформирования образования уже давно обсуждаются в печати. Противопоставление фундаментального – советского образования - и инвестиционно-привлекательного, устроенного по образцу американской школы, по мнению специалистов указывает на два возможных пути дальнейшего развития России. Вот что пишет С. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием»: «Школа – одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Поэтому создание человека с новыми характеристиками, облегчающими манипуляцию его сознанием, обязательно предполагает перестройку принципиальных основ школьного образования. Добуржуазная школа, основанная на христианской традиции, вышедшая из монастыря и университета, ставила задачей «воспитание личности» - личности, обращенной к Богу (шире – к идеалам). Для нового же общества [буржуазного – авт.] требовался манипулируемый человек массы, сформированный в мозаичной культуре. Чем отличается выросшая из богословия «университетская» школа от школы «мозаичной культуры»? Тем, что она на каждом своем уровне стремится дать целостный свод принципов бытия… Из школы должен был выйти «добропорядочный гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла «мозаичная культура» (в противовес «университетской»). Возник и ее носитель – «человек массы», наполненный сведениями, нужными для выполнения контролируемых операций».
Тема выборов президента Украины приобрела на прошлой неделе своеобразный религиозный оттенок. Надо отметить, что «религиозный фактор» в украинской предвыборной кампании имел гораздо большее значение, нежели в России: противопоставление Ющенко – Янукович фактически в глазах избирателей означало противостояние униатов и агрессивного католицизма Православию. Так, например, «не успев еще прийти к власти, боевики во главе с доверенным лицом кандидата в Президенты Виктора Ющенко В. Багнием начали облавы на православных и пытаются захватывать храмы», - сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви.
12 ноября в Свято-Покровском кафедральном соборе Сарн под председательством архиепископа Сарненского и Полесского Анатолия проходило годичное собрание духовенства епархии. «Неожиданно в собор нагрянули около 30 боевиков во главе с доверенным лицом кандидата в Президенты Украины В. Ющенко Владимиром Багнием и депутатом облсовета Евгением Герасимчуком. Они пытались сорвать собрание, угрожали выселить за пределы Украины, разбрасывали листовки с таким же провокационным содержанием. Когда священники начали выходить из храма, они стали их обыскивать, вырывать личные вещи и сумки. Начались потасовки. Чтобы не допустить поругания и погрома в храме десять священников заперлись внутри, вызвав прокуратуру и милицию. Свои агрессию боевики объясняют тем, что на собрании присутствовали симпатики Виктора Януковича, которые могли пронести листовки в его поддержку и распространять их среди священнослужителей», - говорится в сообщении.
«Как стало известно ForUm, сторонники Ющенко сорвали проведение собрания, выкрикивали антицерковные лозунги и разбрасывали листовки с заголовком «Украина – только для украинцев!», - отмечено в другом сообщении. «Нападавшие захватили территорию вокруг Святопокровского кафедрального собора г. Сарны и до сих пор находятся там», говорится в сообщении сайте «Provokator.com.ua».
Однако, на прошлой же неделе были распространены сообщения о том, что Виктор Ющенко получил благословение Митрополита Киевского Владимира. Однако, как выяснилось, Предстоятель Украинской Православной Церкви, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир «из всех кандидатов на президентских выборах «давал благословение только Виктору Януковичу». «Он отметил, что накануне первого тура выборов Янукович молился в лаврских пещерах: «Я вижу в нем действительно верующего православного человека, достойного встать во главе нашего государства», — заявил глава Украинской Православной Церкви. Также, по словам Митрополита, Янукович получил благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия. «Кампания Ющенко построена на лжи», - так прокомментировал народный депутат Украины Николай Круглов заявление руководителя штаба Ющенко Александра Зинченко по поводу встречи Ющенко и Митрополита Владимира, - «Использование штабом Виктора Ющенко лжи как инструмента в своих политических целях является нормой для этой политической группы. Пресс-служба Виктора Ющенко распространила заведомо ложную информацию, втянув церковь в политическое противостояние», - заявил депутат. С этим мнением согласен председатель Союза православных братств Украинской православной церкви Валентин Лукияник.
На самом же деле, за «благословение» Митрополита Владимира Ющенко и его штаб выдали обычную встречу, на которую напросился сам кандидат в президенты: «Пресс-служба сообщает, что утром 8 ноября Виктор Ющенко и вице-спикер Верховной Рады Александр Зинченко прибыли в резиденцию Предстоятеля Украинской Православной Церкви и попросили принять их. Во время беседы, которая носила частный характер, Митрополит Владимир высказал обеспокоенность по поводу нагнетания политической ситуации, которая разделяет общество накануне выборов президента Украины… Никаких совместных обращений, осуждений и заявлений не принималось и не могло быть принято. В конце беседы Виктор Ющенко как верующий, по его словам, человек попросил благословения. По церковной традиции, Блаженнейший Митрополит благословил посетителей». То есть, встреча носила сугубо частный характер и не явилась проявлением каких-либо политических пристрастий.
На сайте «Седмица – православные новости на неделю» также опубликовано «Заявление союза православных граждан России и Украины», в котором говорится следующее: «Понятно стремление кандидата, представляющего прозападные, униатские, традиционно враждебные Православию силы выдать желаемое за действительное. Но Ющенко проболтался — в своем предвыборном «послании к верующим» он заявил, что в случае желанной победы он обеспечит «каждой Церкви пасторские возможности». Что это означает на практике? Мы видим, что каноническая Православная Церковь поставлена в один ряд с раскольничьими группировками, и даже сектантами, также именующими себя Церквями. Есть основания опасаться того, что предоставление «равных возможностей» канонической Церкви, раскольникам и сектам на деле обернется дискриминацией канонического Православия, реальное общественное влияние которого несопоставимо с удельным весом сект. Особо настораживает употребление термина «пасторские возможности», чуждого традиционному Православию и свойственного именно сектантам: у православных — пастыри, а не пасторы. Известно, что в команде Ющенко — Тимошенко — два представителя одиозной секты «харизматов». Это Леонид Черновецкий, претендующий в случае победы оппозиции на пост мэра Киева, и сподвижник Юлии Тимошенко пастор этой же секты Александр Турчинов». Далее в заявлении приводятся факты поддержки раскольников со стороны Ющенко и его приближенных.
На сайте «Религия и СМИ» републикован материал из «Экономической и философской газета» - автор Александр Васильевич Абакумов назвал его «Эрзац-униатство на Крещатике». В статье подробно рассказывается о том, как насаждалось и насаждается на Украине «галичанская эрзац-униатская квазицерковь» (УГКЦ).. «УГКЦ - не только неканоническая, но и коллаборационистская структура. «Полицайщина» была свойственна данной эрзац-конфессии во все последующие годы ее функционирования. Особенно же ярко коллаборационизм львовского квазиуниатства проявлялся как в годы гитлеровской оккупации Галичины, так и сейчас… И вместо давно заслуженного возмездия мы нынче видим в Колыбели Русской Цивилизации «полицайский» эрзац-униатский шабаш вокруг завершающегося строительства гигантского псевдокостела, превосходящего по своим размерам любое другое культовое сооружение г. Киева, больше Софийского, Владимирского и Николаевского (в Покровском монастыре) соборов».
Но как бы не стремились украинские националисты сделать Украину и Крым исключительно собственным достоянием, в первую очередь, боевые страницы истории на Украине – это страницы истории русской славы. «В этом году исполняется 150 лет Балаклавскому сражению – одной из ярких страниц Крымской военной кампании 1853 – 1856 годов». Об этом сражении рассказывает в статье «Балаклавское сражение» автор «Гудка» Ирина Долгополова.
На сайте «Победа.Ru» опубликован материал подполковника Романа Илющенко «Поверить в чудо!», рассказывающий о помощи Божией и чудесах, происходивших с солдатами на Чеченской войне. «В музее Краснознаменного Московского округа внутренних войск МВД России хранится один интересный экспонат. Неприглядная на вид тяжелая пластина бронежилета, с засевшей в ней пулей калибра 5,45 мм. Стальной сердечник, пройдя насквозь несколько миллиметров прочного сплава, вдруг остановился, словно встретив непреодолимое препятствие. Это «препятствие» находится рядом: чуть помятая и проколотая той самой пулей бумажная иконка Преподобного Сергия Радонежского и совсем маленькая иконка Святителя Николая Чудотворца, находившиеся в тот момент во внутреннем кармане «бронника». Именно они и остановили смертельный полет бандитской пули. Возможно ли такое? Ответ дан почти две тысячи лет назад самим Спасителем, Богочеловеком Иисусом Христом: «Невозможное человекам, возможно Богу». (Евангелие от Луки,18:27)
Но, несмотря на все разговоры о мире, война продолжается, и не только в Чечне. Ситуация в Косово продолжает оставаться напряженной. Об этом – статья Виктории Авербух «Терминаторы в погонах» в «Российской газете». «Официально Косово уже давно не считается «горячей точкой» - теперь это лишь «территория вооруженного конфликта». Но после волны очередных этнических чисток, прокатившейся по региону в марте этого года, международные полицейские называют его «зоной медленного взрыва»: ясно, что полыхнет вновь, но неясно, когда и в каком городе начнется... Российский полицейский контингент - один из самых больших в Косово, наших здесь 107 человек… Сербские беженцы возвращаются в родные места, только если их сопровождают милиционеры из России - остальным полицейским они не верят», - рассказывается в статье.
На сайте «Единое Отечество» автор Александр Коган в статье «Сербский крест» утверждает, что «как и 600 лет тому назад, сербы вновь защищают Европу». «Албанское Косово превратилось в плацдарм для «бескровного» пока вторжения ислама в Евросоюз». «Основная проблема, которая волнует представителей ЕС на маршруте «Албания - Косово - Сербия – Венгрия», - это, как и 600 лет тому назад, проблема работорговли. Проблема наркотиков, рекой текущих из безалкогольного мира пророка, уже на втором плане - перекрыть этот поток невозможно. Ловить же контрабандистов, перевозящих беженцев или секс-рабынь попросту легче. Попутно, волею случая, можно поймать каких-нибудь неумелых террористов, не додумавшихся купить нормальные албанские, болгарские или румынские документы, а посему пробирающихся в Европу «огородами». Единственные, кто может помочь европейцам, у которых, наконец, приоткрылись глаза, - это сербы».Автор утверждает, что страны ЕС, осознав все возникшие в центре Европы проблемы, хотят построить новую «взаимовыгодную» систему отношений с сербами, Косовом и Белградом: «Европа, таким образом, попытается хоть частично восстановить ею же разрушенную Югославию - государство, развал которого воочию показал европейцам, с кем сербам приходилось иметь дело. А оплатившие это «прозрение» жизнями десятков тысяч своих соплеменников и страной сербы продолжат нести свой крест...».
Своеобразное «виртуальное» интервью с философом Константином Леонтьевым, жившим в 80-ые годы XIX века публикует «Политический журнал». Автор материала «Ненасытность свободы» Сергей Шаповал «обращается» к философу с вопросами о проблемах, активно обсуждаемых сегодняшними политологами. «Выяснилось, что его оценки весьма актуальны в России 2000-Х годов». В частности, говоря о прогрессе (в том числе, это можно сказать и о ситуации в Европе, где борьба за равенство и политкорректность во имя прогресса уже давно стала жесткой идеологией), Константин Леонтьев отмечает: «Прогресс же, борющийся против всякого деспотизма, - сословий, цехов, монастырей, даже богатства и т.п., есть не что иное, как процесс разложения, процесс вторичного упрощения целого и смешения составных частей, процесс сглаживания морфологических очертаний, процесс уничтожения тех особенностей, которые были органически (т.е. деспотически) свойственны общественному телу. Явления эгалитарно-либерального прогресса схожи с явлениями горения, гниения, таяния льда (менее воды свободного, ограниченного кристаллизацией); они сходны с явлениями, например, холерного процесса, который постепенно обращает весьма различных людей сперва в более однообразные трупы (равенство), потом в совершенно почти схожие (равенство) остовы и, наконец, в свободные (относительно, конечно): азот, водород, кислород и т.д.».
В том числе, эти слова относятся и к «слиянию в Европе»: «если в эпоху современного, позднего плодоношения своего европейские государства сольются действительно в какую-нибудь федеративную, грубо-рабочую республику, не будем ли мы иметь право назвать этот исход падением прежней европейской государственности? Какой ценой должно быть куплено подобное слияние? Не должно ли будет это новое всеевропейское государство отказаться от признания в принципе всех местных отличий, отказаться от всех, хоть сколько-нибудь чтимых преданий, быть может... (кто знает!) сжечь и разрушить главные столицы, чтобы стереть с лица земли те великие центры, которые так долго способствовали разделению западных народов на враждебные национальные станы».
Каково же будет положение России в такой ситуации? «И при одной мысли относительно России представляются немедленно два исхода: или 1) она должна и в этом прогрессе подчиниться Европе, или 2) она должна устоять в своей отдельности… Так или иначе, для России нужна внутренняя сила, нужна крепость организации, крепость духа дисциплины… Поменьше так называемых прав, поменьше мнимого блага! Вот в чем дело! Тем более что права-то, в сущности, дают очень мало субъективного блага, т.е. того, что, в самом деле, приятно. Это один мираж! Наивный и покорный авторитетам человек оказывается, при строгой поверке, ближе к истине, чем самоуверенный гражданин либерально-развинченного общества».