Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1 – 8 ноября. - Казанская икона Богородицы. – Конец Смутного времени. – Очернение Великой Отечественной. – Свобода ненавидеть Родину. – «Культурненькое» кощунство. – Истерика как жанр журналистского пророчества.- Толерантный предмет. – Семеро по лавкам. - Сомневающиеся кришнаиты. – Памяти пастырей.
На прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала праздника Казанской иконы Божией Матери. Как отмечает сайт «Регионы России», Казанская икона – один из самых любимых народом чудотворных образов Богородицы. Своим особым заступничеством он прославился в Смутные времена: «Во время ополчения, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, воинам из Казани был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие послано за грехи, народ наложил на себя трехдневный пост и с молитвой обратился к Богородице. Молитва была услышана, и воодушевленные русские войска освободили Москву от захватчиков. После победы в той войне икона стала в России предметом особого почитания».
«Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году», - уточняется в сообщении сайта «Православная Эвенкия». «Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году», - также говорится в информации сайта. «Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный», - сообщает сайт «Вестей».
«Накануне дня празднования, 3 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы», - передает «Русская линия». «4 ноября, в день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил праздничную Божественную литургию и молебен Пресвятой Богородице в Казанском соборе на Красной площади Москвы. Этот храм основан в память об освобождении Москвы от польских захватчиков 4 ноября 1612 года. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Его Святейшеству сослужил епископ Дмитровский Александр», - говорится в том же сообщении.
«Интерфакс» передает из Казани: «В Казани на месте обретения в XVI веке Казанской иконы Божией матери полным ходом идут реставрационно- восстановительные работы одного из храмов ансамбля Богородицкого женского монастыря - Крестовоздвиженской церкви».
В Нижнем Новгороде в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход в память победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовской интервенции. Об этом рассказывает корреспондент «Маяка» Александр Цирульников.
В Свято-Троицкий храме в селе Казачинском на севере Красноярского края мироточит Казанская икона Божией Матери, сообщает «Седмица.Ru». «Прихожане храма утверждают, что после усердных молитв с людьми стали происходить чудесные исцеления... В Красноярской епархии Русской Православной Церкви сообщили, что икона Божией Матери в селе Казачинском – единственная мироточащая икона на территории края».
«Поучения в день Казанской иконы Божией Матери» можно прочитать на сайте «Русская линия». В частности, в публикацию включены поучения священника И.Казанского из журнала «Саратовские епархиальные ведомости», N38, 1876 год и священника В. Боженова из книги «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях» 1897 года.
Большой материал «День спасения Отечества», посвященный празднованию в честь Казанской иконы Божией Матери публикует сайт Седмица.Ру. В нем приводятся слова поздравления, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II после всенощного бдения 3 ноября, а также «Слово Святейшего Патриарха после богослужения в Казанском соборе на Красной площади в день Казанской иконы Богородицы». Далее в статье можно прочитать ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондентов СМИ, заданные после богослужения 4 ноября. Особое внимание журналистов привлекает вопрос о предложении Государственной Думы сделать 4 ноября новым государственным праздником. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что новый государственный праздник пока еще не утвержден, вопрос обсуждается. Святейший Патриарх Алексий рассказал о духовом и историческом значении празднования 4 ноября. Его Святейшество, в частности, сказал: «Преодоление смуты проистекало из недр нашего народа. Минин и Пожарский, выдающиеся представители нашего народа, собрали ополчение для того, чтобы защитить Русь, чтобы положить конец смуте и восстановить государство Российское, сынами и дочерьми которого и мы сегодня являемся. Этот день можно считать днем всеобщего единения, так как это единение проистекало из народных глубин. Оно не было инициировано властями, а исходило из любви людей к своему Отечеству».
Газета «Труд» в статье «Заступница усердная» также пишет о том, что осенний праздник Казанской иконы Богоматери «претендует на то, чтобы выйти за церковные ограды и стать общегосударственным»: «Первым с таким предложением выступил Межрелигиозный совет России, в который кроме Русской Православной Церкви входят лидеры российских мусульман, еврейских общин, буддистов. Затем идею активно поддержали в Госдуме многие депутаты, но до окончательного решения дело пока не дошло. Конечно, на общегосударственном уровне предлагается праздновать … а событие, в котором Казанская икона сыграла важную роль. Речь идет об освобождении Москвы ополчением Минина и Пожарского... Освобождение Москвы стало и завершением Смутного времени, когда под угрозой были государственность, независимость, да и само существование нашей страны. Символ действительно для нас на все времена. Ведь эта дата, как сказано в заявлении Межрелигиозного совета, «обозначила начало выхода из глубочайшего многолетнего духовного и нравственного кризиса, сохранившегося в истории как Смутное время».
Вот почему считают религиозные лидеры нашей страны, «установление даты 4 ноября в память преодоления Смутного времени, проникнутое идеями согласия и устремленности к единству, к победе, действительно способно и в наше время сплотить весь народ, восполнить пробелы в исторической памяти россиян. Ведь сегодня мы не отмечаем ни одной знаменательной даты славной истории России до 1917 года».
Однако для журналистов предложение Межрелигиозного совета России оказалось тем соблазнительным поводом, по которому можно в очередной раз выступить, причем не просто со своим бесценным мнением, а с уже привычным публике осуждением Церкви. Автор «Времени новостей» Владимир Дзагуто в статье «День народной путаницы» утверждает, что «объяснить, почему 4 ноября должен стать выходным, может только Русская Православная Церковь». Автор утверждает, что «к годовщине освобождения российской столицы ополчением Минина и Пожарского эта дата (4 ноября) отношения практически не имеет». Затем автор приводит исторические даты сражений, происходивших в октябре 1612 года, и переводит их на новый стиль. В итоге, даты у него никак не сходятся с 4 ноября, получается и 1, и 5.
Естественно, виноватой в «календарных неувязках» оказывается Русская Православная Церковь: «В церковном календаре взятие Москвы отмечается как день празднования Казанской иконы Божией Матери - 22 октября. Именно под этим образом шло в бой ополчение гражданина Минина и князя Пожарского. Однако Православная церковь не приняла светскую реформу 1918 года, инициированную большевиками, и до сих пор продолжает жить по старому, юлианскому календарю. А поскольку сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней, то и праздник Казанской иконы отмечается православными верующими 4 ноября, на три дня позже «светской» годовщины», то есть, на самом деле, все понятно и никаких несоответствий нет. Но автора возмущает, что «если Госдума примет вариант переноса праздничного дня с 7 на 4 ноября, то под названием «День народного единства» сугубо религиозная дата почитания Казанской иконы станет общефедеральным светским выходным». Видимо, это особенно оскорбляет автора, ибо он видит в этом празднике не день – символ исторического единства России, а исключительно «происки» Русской Православной Церкви: «российское православие, похоже, смогло добиться светского признания еще одного своего праздника».
С журналистом «Времени новостей» солидарны коммунисты: председатель ЦК КПРФ Иван Мельников «вполне в духе «Иванов, не помнящих родства», назвал дату 4 ноября «просто смешной». «Историки утверждают, что изгнание поляков произошло 8-9 ноября», – блеснул он эрудицией, проводя разницу между вступлением ополчения Минина и Пожарского в Китай-город и Кремль. «Почему надо отмечать изгнание поляков, а не французов? - возмутился представитель КПРФ, выразив уверенность, что такой праздник «может вызвать непонимание со стороны поляков». Вероятно, реакция французов российских коммунистов беспокоит гораздо меньше», - комментирует «Седмица.Ru»
На эту же тему публикация автора «Страны.Ru» Натальи Елисеевой «Что мы собираемся праздновать 4 ноября». Автор излагает в статье хронику смутного времени и описывает исторические события октября 1612 года. «По сути, 4 ноября это дата, символизирующая окончание смуты, в отличие от 7 ноября - дня, положившего начало смутным временам», - делает вывод автор.
Этот же портал сообщает о том, что россияне поддерживают объявление 4 ноября праздничным днем. «В российских городах в четверг прошли митинги в поддержку объявления 4 ноября праздничным днем. Участники состоявшегося в Калуге митинга приняли резолюцию, поддерживающую объявление 4 ноября - дня изгнания в 1612 году иностранных интервентов из Москвы - праздничным днем… В Архангельске в одном из цехов старейшего судоремонтного завода «Красная кузница» в четверг также прошел митинг… В мероприятии приняли участие более 300 работников «Красной кузнецы» и представители других предприятий… В Саратове более полутора тысяч человек приняли участие в митинге, на котором поддержали инициативу учреждения праздника - 4 ноября Дня народного единства».
Аналогичная акция прошла в Кемерово (Сибирь). «В акции принимали участие представители казачества, профсоюзов, женских общественных организаций, представители трудовых коллективов, а также администрации Кемерово и Кемеровской области... По данным милиции, обеспечивавшей правопорядок, в митинге принимали участие от 2 до 2,5 тысяч человек. В Ханты-Мансийске в митинге в поддержку изменения праздничного календаря приняли участие более 500 человек.
На сайте «Победа.Ru» опубликована статья Сергея Куличкина «О боях 1941-1942 годов за Москву», в которой рассказывается о боях под Москвой и об особом заступничестве Божией Матери в это трудное время.
Тема Великой Отечественной Войны возникает в публикациях разных авторов в связи с предстоящим в грядущем году празднованием 60-летия победы СССР во Второй мировой войне. Однако освещение этой темы в печати и кино зачастую оказывается предательским и подлым по отношению к тем, кто защищал нашу Родину в те страшные годы. Об этом статья «Воровской патриотизм» в журнале «Российская Федерация сегодня». «Великая Победа - одна из последних великих святынь нашего народа. Но, похоже, не всем это по душе. Сентябрьский залп из трех телесериалов – «Диверсанты», «Штрафбат», «Красная площадь» - наводит на мысль, что «холодная война» продолжается по нарастающей. Только теперь русские комиссары и чекисты говорят в ней не с ужасным английским акцентом, как это делалось в Голливуде, а на вполне современном русском. Порой даже на слишком современном. И делается это на средства российских налогоплательщиков».
Сериал «Диверсант», который шел на «Первом канале», Герой Советского Союза, фронтовой разведчик, писатель Владимир Карпов оценил как «безграмотно, примитивно» сделанный: «Абсолютно ничего не соответствует действительности... подобные фильмы делают люди, не имеющие никакого представления о происходившем и, более того, не имеющие ни малейшего желания консультироваться с еще живыми участниками войны. Очернен весь командный состав. Эти начальники либо дураки, либо бессердечные садисты». То же можно сказать и о сериале «Штрафбат».
Автор статьи обращается с вопросом о современной телевизионной политике к руководителю Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН Наталье Марковой. Она отмечает, что «сегодняшний кинематограф не только чудовищно идеологизирован, но и снабжен новейшими пропагандистскими технологиями. Последние 10-15 лет мы подвергаемся непрерывной идеологической бомбежке. Под ее воздействием меняются ценности, установки, поток сознания. При помощи специальных социальных технологий конструируется новый тип человека, происходят катастрофические сдвиги в фундаменте общества. Начало катастрофе было положено на знаменитом съезде кинематографистов в начале 90-х... В результате государство отказалось от участия в кинопроизводстве и потеряло не только крупный источник прибыли, но и возможность любого влияния на общество. Но свято место пусто не бывает: место государства заняли главный заказчик, главный финансист, главный цензор и главный идеолог».
Естественно, такая перемена в кинематографе коснулась всего, в том числе, образа положительного героя: «Герой патриотического сериала не столько комбат Твердохлебов, обаятельный, но схематичный образ сурового и мужественного правдолюбца, сколько целая банда рецидивистов... В сознании зрителя незаметно происходит уравнивание бандитских убийств и вынужденных военных действий». По сути, сегодняшний кинематограф романтизирует преступления, рецидивистов: «Криминализация общества - одна из целей новой идеологии. Другая цель, во многом совпадающая с первой, - дискредитация образа армии, ее связь с уголовщиной, преступлением… Особенно чудовищно, совершенно в духе «Маленького гиганта большого секса», выписаны в «Штрафбате» образы женщин… Похоже, авторы сериала перепутали эпохи и совершили «перенос» своего нынешнего восприятия женщин на эпоху Великой Отечественной. Сцены направлены на изменение норм и ценностей, привнесение нового, небрежного отношения к половой любви, обессмысливание полового акта как акта продолжения рода».
Таким образом, «эти фильмы формируют не образ будущего, само будущее. Вот что готовит новая идеология: будут продолжены все посылки осуществляемой сегодня сексуальной революции. В сознании мужчин выстраивается образ похотливой, ненасытной самки, отдающейся любому желающему и незнакомой со словом «верность». В сознании девушек мужчины предстанут насильниками либо гогочущим стадом самцов, озабоченных спариванием. Ни защиты, ни опоры от них ждать не придется… Все это будет способствовать дальнейшему разрушению института семьи, сокращению населения. Но и его качество должно измениться: идеи социальной справедливости в сознании народа будут дискредитированы ассоциацией с национализмом, антисемитизмом. …грядет криминализация, возведение на пьедестал вора, убийцы, преступника, приравнивание его статуса к статусу воина, солдата… Что касается навязываемой нам «толерантности», … то в России ее так много, как ни в одной другой стране мира. Мы в ней захлебываемся, тонем».
На близкую тему - о путях развития и проблемах ТВ - размышляет депутат Государственной Думы, философ, историк Наталья Алексеевна Нарочницкая в интервью «От нигилизма к ценностям». Она также отмечает «невиданную идеологизацию текущего проекта»: «тоталитарная советская идеологическая машина – это детский сад по сравнению с той пропагандистской машиной, с которой я столкнулась, работая в Америке в 80-е годы! Советский агитпроп имел в своём распоряжении несколько телечасов в день скучнейшей продукции, тогда как ТВ США уже вещало на десятках каналов с ярким видеорядом и развлекательной продукцией. Но опыт американского телевидения в дополнение к советскому агитпропу – вот «блестящая школа»… Наша интеллигенция, выходя из-под железного занавеса, прорыдала: «Дайте рынок, кока-колу, гедонизм для тела и нарциссизм для души». Вообще-то это не свобода, а рабство плоти и гордыни. Так и не дождавшись обещанного Лениным «отхожего места из золота в назидание меркантильному Западу», она возжелала этого золотого унитаза через «свободу торговли». Вот мы и получили свободу смотреть МTV и ненавидеть собственную страну. Ничего нового придумано ими быть не может».
В связи со всем вышесказанным уже не раз возникал вопрос о необходимости цензуры или какого-то государственного контроля за той идеологией, которую распространяет телевидение и пресса. «Литературная газета» проводит опрос известных общественных и религиозных деятелей, представителей политики, культуры, науки и деловых кругов о том, нужно ли создание Общественного совета по делам ТВ при президенте РФ. Профессор Сергей Петрович Капица считает, что «такая необходимость есть, потребность в таком коллегиальном органе давно назрела... ТВ - это мощнейшее средство воздействия на общественное сознание. Отсюда следует, что оно должно быть подотчетно обществу и в этом смысле «принадлежать» ему, а не узкой группе лиц. Такой совет мог бы отслеживать содержание телепрограмм на предмет их соответствия морально-нравственным нормам, на предмет соответствия интересам государства, перспективам его развития. Его задачей также могла бы быть расстановка таких приоритетов вещания, которые заставили бы ТВ работать во благо».
Протоиерей Димитрий Смирнов уверен в том, что создание подобного совета «категорически необходимо»: «ТВ в целом отрицательно влияет на происходящее в стране. Вместо того чтобы быть орудием созидания, оно, наоборот, уничтожает культурное бытие, сеет пошлость. ….Совет должен взять на себя роль коллегиального выпускающего редактора. Это, конечно же, в идеале. Ну а если исходить из реалий, совет может влиять на программную деятельность, на содержание рекламы и т.п. Кроме того, работать с владельцами каналов, разъясняя им, что не может быть в эфире, а что может. Их ведь интересуют в первую очередь только деньги. А, как известно, сорняки выращивать дешевле, чем злаки».
Известный телеведущий Иван Демидов «абсолютно убежден» в том, что пришло время «делать светский, патриотический, православный телеканал». Об этом он заявил в интервью «Стране.Ru».
А в интервью журналу «Фома» технический директор компании «Intel» Патрик Гелсингер утверждает, что «интернет — мощное средство благовестия», а поэтому нужно «использовать свою ситуацию, свой опыт — а также Интернет — для того, чтобы затронуть мир».
Тема дозволенного и недозволенного в СМИ имеет и свое продолжение – дозволенное - недозволенное в культуре. Является ли кощунством факт культуры, как должны верующие относится к «культурному» надругательству над святынями, должно ли государство вмешиваться в конфликты, подобные конфликту в Сахаровском центре и если да, то на чьей стороне. На прошлой неделе Таганский суд вновь начал слушания по делу о кощунственной выставке в Сахаровском центре. Уголовное дело против Юрия Самодурова, его сотрудницы Людмилы Василовской и художника Анны Михальчук было возбуждено в связи с организацией кощунственной выставки «Осторожно, религия!» в Музее имени Сахарова. «Между тем, Самодуров отрицает свою вину. «Я убежден, что в экспозиции не было работ, направленных на унижение чьих-либо убеждений и вероисповедания», - отметил он. «Наличие табуированных тем приводит к тому, что современное актуальное искусство теряет смысл. Выставка была просто поводом поговорить о разных сторонах религии», - цитирует слова директора Сахаровского центра «Седмица.Ru».
Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» требует закрыть Музей и Центр имени Андрея Сахарова, - сообщает «Русская линия». В письме Председателя Общественного Комитета Президенту РФ Владимиру Путину говорится: «Все это время данное учреждение пропагандировало антиобщественные ценности, защищая бандитов и преступников, и, прежде всего, чеченских. Деятельность Центра была определенно направлена на моральное разложение российского общества и армии… Вершиной антиобщественной деятельности Центра и Музея стала кощунственная выставка «Осторожно, религия!», проводившаяся в январе 2003 г. … Кощунственная акция Музея и Центра оправдывалась организаторами лукавыми лозунгами борьбы с ханжеством и мракобесием… Можно определенно сказать, что для деятельности Центра и Музея им. Сахарова нет никакой общественной необходимости. Его существование не вызвано никакими нуждами российского общества. Известно, что это учреждение к 2000 г. должно было прекратить свое существование. От закономерного финала Центр и Музей спас Борис Березовский, выделивший несколько миллионов долларов на его нужды. Как известно, Березовский разыскивается органами российского правосудия за совершение тяжких преступлений».
Естественно, в защиту Сахаровского центра выступают журналисты. Так, в статье Екатерины Буториной «Неисправленному верить», опубликованной во «Времени новостей», приводятся мнения Самодурова и его адвоката о полной невиновности кощунников, а экспонаты выставки мягко названы «экстравагантными». Манипуляции словами, когда «кощунство» превращается в «экстравагантность», не меняет сути происходившего в Сахаровском центре. Но умение подменять одно понятие другим нужно журналистам для того, чтобы оправдывать, в том числе, и свою деятельность, которая из «разрушения моральных и нравственных ценностей, уничтожения национального сознания России» давно превратилась в «борьбу за свободу слова». Поэтому в любом случае, когда под сомнение ставится смысл деятельности журналистов, они начинают рефлекторно кричать о наступлении диктатуры, цензуры, об уничтожении свободы и всего, что так дорого «свободной прессе».
Наглядный пример - статья Михаила Поздняева «Иногда они возмущаются» в «Новых известиях». Возмущается, как раз таки, автор, и возмущает его то, что группа православных верующих Москвы подала в Арбитражный суд исковое заявление к журналу «Коммерсантъ-Власть» о «дискредитации деловой репутации» Русской Православной Церкви». Именно это побуждает Михаила Поздяева впасть в состояние близкое к истерическому трансу и проречь: «Пресса может стать жертвой новой «охоты на ведьм». И ведь как самим журналистам нравится постоянно заявлять о том, что они оказываются в роли «ведьм»! Причем, автор статьи в своих предсказаниях совсем далеко: «Ну, что, православные, мечтали о возрождении Святой Руси – получите второй Иран. Духовная цензура – вон, стоит на пороге. Пока на пороге суда. Но с мечтой о пороге каждого дома». Однако, оказывается, Михаил Поздняев отнюдь «не впадает в панику», видимо, истеричность – просто привычная черта его характера и повседневного состояния. Забавно читать дальше о том, что тот же автор, только что кричавший о втором Иране и об охоте на ведьм, оказывается «трезво оценивает силы православных фундаменталистов», хотя вся статья, как и комментарий главного редактора еженедельника «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского о том, что «иск в судебное рассмотрение пока не принят» свидетельствует об обратном - отсутствии трезвости мышления и навыков анализа у журналиста из «Новых известий».
Подобный рефлекторно-заказной материал напечатала на прошлой неделе и «Газета». Пытающейся прикинутся солидным изданием, этот «листок» все свои усилия уничтожил публикацией статьи Полины Силуяновой и Марии Селивановой «Православный оффшор». По сути, этот материал – не более, чем «воспоминание» о публикациях о Церкви начала 90-ых годов, когда свободные от законов совести и журналистской порядочности журналисты обвиняли некоторых иерархов в финансовых махинациях. По сути, Полине Силуяновой и Марии Селивановой не в чем обвинить Церковь, они просто пересказывают древние слухи и сплетни, действуя под девизом «вчерашние новости – наша профессия». Нужно им это для того, чтобы вызвать у читателя возмущение предложением Церкви освободить религиозные организации от уплаты некоторых налогов. Вот, мол, какие эти церковники, только и ищут повода для очередных махинаций и спекуляций. Мифотворчество, в котором приняла участие «Газета», в последнее время стало уделом желтой, бульварной, дешевой прессы. А потому все кичливые попытки «Газеты» встать в один ряд с серьезными изданиями оказались саморазоблачены.
Тема школьного образования, в том числе, образование культурно-религиоведческого, вновь поднималась на прошлой неделе рядом изданий. Автор газеты «День» Клара Гудзик в статье «Церкви мира» рассказывает о введении в Великобритании нового образовательного проекта: «каждый ученик, заканчивая среднее учебное заведение, обязательно получает религиозное образование. В процессе разработки новой инструкции проводились широкие консультации с различными религиозными группами, в результате чего было признано необходимым изучать не только христианство, но и - обязательно - не только другие крупные религии мира, такие как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм и сикхизм, но и менее известные религии (джайнизм, зороастризм и тому подобное)... Отдельные вероисповедания не стоит изучать изолировано – ученики должны знакомиться как с особенностями отдельных религий, так и с тем общим, что их объединяет. Акцент должен делаться на важности межконфессионального диалога, на том, что каждая религия сделала важный вклад в развитие человеческой цивилизации. Обязательной составляющей религиозного образования должно быть не только изучение отдельных религиозных традиций, но и светских мировоззренческих философий, таких как гуманизм и атеизм».
По этому же пути идет сегодня и Россия. И если до зороастризма пока дело не дошло, то это только потому, что противники «Основ православной культуры» делают еще первые шаги в навязывании «толерантной модели религиозного образования». Газета «Известия» публикует интервью директором института всеобщей истории РАН, академиком Александром Чубарьяном «Историю религии должен преподавать светский учитель». В интервью идет речь о создании учебника по курсу «История религий», «главная цель которого - воспитание толерантности». По словам Алекандра Чубарьяна, «этот курс поможет детям понять разные позиции. Узнать, чем отличается православие от католичества, ислам от христианства. И в конечном итоге увидеть культурно-гуманистическую сторону религии. Лишь при таком ее понимании можно воспитать терпимость».
Подобное же интервью с руководителем авторского коллектива, директором Института всеобщей истории РАН, академиком Александром Чубарьяном под названием «Самая большая глава – православие» опубликовано в «Газете». Совершенно очевидно из интервью, что авторы учебника относятся к предмету с атеистическо-религиоведческих позиций, когда религия воспринимается с точки зрения «пропаганды»: «Школьники должны знать, когда возникли и что пропагандировали основные религии, должны они знать и что такое, скажем, Библия или Коран. Главное, чтобы не было крена в сторону религиозных или церковных аспектов предмета. Надо строго следить за тем, чтобы это был сугубо светский предмет».
«Отзвуки» демографической темы, актуализированной несколько недель назад конференцией по демографии, продолжали появляться на прошлой неделе. Журнал «Русский предприниматель» обращается к этой теме в статье «Семеро по лавкам». Автор Александр Кондрашов, рассуждая о семье, пишет: «Да, растить детей трудно, да, много нервов, страхов и забот. Да, стоит денег, ну что ж, лишний раз кто-то не поедет в круиз, кто-то откажет себе в модной одежде, а кто-то в хлебе насущном. Но там, где два ребенка, третий появляется и воспитывается гораздо легче и веселей (и по деньгам тоже), не говоря уже о четвертом и пятом… Слова «отечество», «родина», «отчизна», «патриотизм» имеют откровенно семейное происхождение. Как бы ни издевались над патриотическими чувствами негодяи, любовь к Родине может оказаться последним прибежищем и для самых пропащих ее сыновей». Автор уверен, что сегодня «не противозачаточные средства и контрацептивы, а большие семьи надо неустанно рекламировать»: «В этой области должна быть государственная политика, настоящая культурная контрреволюция, а не ток-шоу, в которых одни и те же телелица перемалывают косточки России, как будто она уже умерла».
Об этом же говорил и протоиерей Димитрий Смирнов в своем докладе на форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России». В его «Программе общественного противодействия прерыванию беременности», опубликованной сайтом «Победа.Ru» нет ни слова о запрете абортов – чего так испугались светские журналисты. Но много говорится о формировании новой государственной идеологии по отношению к семье, чего те же газетчики вообще не заметили. В частности, речь идет о том, чтобы прекратить государственное финансирование абортов, категорически запретить рекламу абортов и ввести контррекламу, прекратить государственное финансирование «Центров планирования семьи», прекратить продажу детей заграницу Кроме того, «необходимо открытие церковно-государственного телеканала, где голос Церкви будет звучать на всю страну и не будет зависеть от платных СМИ, хотя бы полтора часа в день», разработка школьной программы и программы для педагогических ВУЗов под названием «Семья», чтобы в ней были отражены традиционные ценности.
С 26 по 28 октября «Синод РПЦЗ обсудил результаты работы согласительных комиссий двух церквей, пришел к выводу, что подготовленные материалы «соответствуют исконным позициям Русской зарубежной церкви», и рекомендовал их к рассмотрению на своем Архиерейском соборе». Как сообщает в статье «Сила притяжения» Кирилл Василенко, «Русская зарубежная Церковь примет официальное решение об объединении с Московским патриархатом примерно через два года».
На официальном сайте Русской Православной Церкви заграницей можно прочитать отчет об очередном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ. Там же можно прочитать и «Послание Архиерейского Синода РПЦЗ к пастве о преодолении духовного разделения в Русской Православной Церкви».
Газета «Время новостей» вновь касается проблемы сектантской агрессии в Беслане, проявившейся сразу после трагических событий 1-3 сентября. В статье «Ловцов душ» попросили из Осетии» в частности, отмечено, что Северная Осетия стал «первым российским регионом, на территории которого миссионерская деятельность представителей нетрадиционных религий будет взята под строгий государственный контроль». Причем, под запрет попали не только сайентологи, о присутствии которых в Беслане сообщили многие СМИ, но и другие религиозные секты, также действующие на территории республики, в частности, «Свидетели Иеговы» и «Общество сознания Кришны». Причем, во многих зарубежных странах, в Европе и Америке многие секты, например, сайентологи, запрещены.
Принятие хоть каких-то мер по отношению ко всякого рода сектам давно стало насущной проблемой и необходимостью. Возможно, в верхах после трагедии в Беслане, задумались об истинной подоплеке действий сектантов – использовать любую трагедию – в стране, в семье, в личной жизни человека - для вербовки своих адептов. О некотором понимании проблемы со стороны властей свидетельствует собственное признание кришнаитов о том, что они «сомневаются, что им удастся построить храм в Москве». Вообще, кришнаитам не надо было бы возмущаться, им стоило бы порадоваться, что пока их деятельность ограничена только на территории Северной Осетии, а не во всей России, что уже давно пора было бы сделать. Но у них хватает наглости не только чувствовать себя спокойно, но и «качать права», возмущаться тем, что им не строят храм на Ходынском поле. Непонятно, как вообще могла зародиться в сектантских и чиновничьих головах эта авантюра – построить в 15 минутах езды от Кремля крупнейшее в Европе языческое капище? Кришнаитам не стоит затягивать процесс и злить народ, потому что такая тактика может привести к тому, что будут приняты серьезные меры в их отношении. Самое лучшее, что они могут сделать сегодня - отказаться от каких-либо упоминаний о строительстве, вернуть деньги спонсорам и не дразнить гусей. Потому что, можно и деньги потратить, в том числе, на взятки, и капища не получить, так как все же большинство населения России, равно как и Москвы, не только не разделяет, но и не симпатизирует идеям кришнаитов, равно как и любых других сектантов.
На прошлой неделе православные и некоторые светские журналисты вспоминали в своих публикациях двух пастырей, деятельность которых пришлась на совсем недавнее время. Статью памяти митрополита Иоанна (Снычева) «Молиться о страждущем Отечестве нашем» написала обозреватель «Русской лини» Людмила Ильюнина. «Владыка при жизни болел за Россию. Страдал от того духовного падения, которое начало совершаться на его глазах… Потому в день его памяти, молясь и за него и к нему, не забудем воздохнуть не только о себе и своих близких, но и многострадальном Отечестве нашем и обо всем народе русском».
Владимир Волынский посвятил статью «И политик, и пастырь, и музыкант» памяти почившего год назад владыки Питирима: «Как он все успевал – понять не мог никто. Руководить издательским отделом (при нем вышли сотни изданий, стала издаваться первая в СССР церковная газета), участвовать в создании при храме на Успенском вражке замечательного хора под руководством Ариадны Рыбаковой, руководить съемкой фильмов и постоянно участвовать в пастырских и официальных поездках... Последние дни свои он провел в военном госпитале в Москве в полном сознании, навещаемый сослужителями, паствой и патриархом. Скольких отпевал он на Успенском вражке, скольких проводил в последний путь! Козловский, Бондарчук, Евстигнеев, все четыре сестры Владыки… А год назад, 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божьей Матери, он ушел сам. В этот день он в последний раз был в своем храме. Своим земным телом. А душой… Как говорят прихожане, присутствие Владыки в храме ощущается почти явственно».