Богу было угодно, чтобы Его лик стал видим людям
Богу было угодно, чтобы Его лик стал видим людям. Мы и представить не можем, какое это имеет значение для укрепления религиозного чувства. Нужно обладать действительно огромной внутренней силой, чтобы, обращаясь в никуда, обращаться к Богу. Мы знаем, что в дохристианскую эпоху люди, пытаясь обратиться к Богу, видели перед собой солнце, небо, тучи, гром, молнию, горы, океан, и эти образы генерировали в сознании некую связь с божеством, что и приводило к обожествлению грозных явлений природы и даже самого человека. Но то, что произошло в момент Благовещения – зачатие Господа от Духа Святаго и Пречистой Девы, – привело к рождению Младенца, Который есть Сын Божий и Сын Человеческий, в Ком обитает вся полнота Божества телесно, по слову апостола Павла (Кол. 2: 9). Великий Бог – невидимый, непостижимый, недоведомый – явился людям как Человек. Это было бы невозможно по самой природе вещей, если бы в явление Божественного Сына, в Его воплощение не была включена человеческая природа. А человеческую природу Божественный Сын мог получить только от человека, и таким представителем рода человеческого явилась Царица Небесная Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная.
Покровительство Царицы Небесной
Мы верим, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество. Под Покровом Святой Богородицы в нашей истории происходило множество чудес, и Отечество наше неоднократно спасалось от внешних сил, способных полностью его уничтожить.
Покровительство Царицы Небесной над нашей страной на протяжении всей истории особенно остро чувствуется здесь, в Москве. Достаточно вспомнить нашествие Тамерлана, который стоял совсем близко к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич, сознавая, что никакой дружиной, никакой мобилизацией сил остановить разорение Москвы невозможно, принес в город, которого от гибели отделяли считанные дни, чудотворный Владимирский образ, и через явление во сне Девы Сияющей Тамерлан понял, что ему не следует входить в город. С точки зрения психологии могущественного завоевателя, с точки зрения военной и государственной логики невозможно объяснить разворот Тамерлана от стен нашей столицы. Но в сознании нашего народа сохранилась память об этом событии и о явлении Девы Марии завоевателю Тамерлану.
Такие события из нашей истории можно долго перечислять. Но важно, чтобы народ наш понял: это не мифы, это реальность, отображающая присутствие Богородицы Девы Марии в нашей истории, в прошлом и, несомненно, в настоящем. И дай Бог, чтобы и в будущем Царица Небесная простирала Свой державный Покров над Отечеством нашим, над Церковью нашею и над всеми нами.
Из слова после вечерни и Литургии святителя Иоанна Златоуста
в Благовещенском соборе Московского Кремля
7 апреля 2017 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Мы путаем смирение со слабостью
Если Богу по природе свойственно смирение, то мы, люди земли, смирение путаем со слабостью, основывая свои отношения с ближними отнюдь не на смирении, а на стремлении демонстрировать свои возможности, физическую силу или даже силу интеллекта, чтобы побеждать тех, кто встает на нашем пути.
Смирение – это условие развития иных добродетелей
Святые отцы согласно свидетельствуют, что без смирения не может быть терпения. Без смирения не может быть великодушия. Без смирения не может быть кротости. Без смирения сердце человека не способно вместить любовь. В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы повторяем в течение Великого поста, эти добродетели связаны воедино. Справедливо утверждать, что смирение – а лучше сказать: смиренномудрие, ибо смирение исполнено великой мудрости, – это непременное условие развития в нас иных добродетелей.
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни
Что же произошло, когда Господь смиренно взошел в Иерусалим? Люди поклоняются пустышкам, неким знакам превосходства, а Господь, в силу Своего смирения, пренебрег всеми обычаями торжественного входа победителя в столичный град и оказался выше всего, что так дорого людям, но на деле является предрассудком. Ибо смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая взглянуть на себя, на окружающий мир с заоблачной высоты, увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой. Достаточно только перестать следовать по наезженным дорогам и не повторять величайшую ошибку тех, кто отказывается от смирения и тем самым разрушает свою свободу.
А теперь давайте спросим себя: разве мало и у нас предрассудков, которые проистекают от того, что человек сознает себя сильным, могущественным, способным управлять другими? В какой-то момент вся эта слава, основанная на гордыне, вдруг рассыпается так, что от нее ничего не остается. И какое же горе постигает этих «великих» и «сильных»! Рушится и лишается смысла жизнь, солнце меркнет, все заканчивается – и не потому, что человек умер или тяжело заболел, а только потому, что он лишился славы, которую зарабатывал всем тем, что противоположно человеческому смирению.
Смиренный человек остается сильным
Смиренный человек остается сильным, даже когда искушается властью. В таком случае словно повторяется пример Господа, входящего в Иерусалим. А с какой любовью относятся к тем людям во власти, которые сохраняют искреннее смирение – не напыщенное, не наигранное! Даже когда они перестают играть значительную роль, их не оставляет человеческая любовь. И как много тому примеров! Первый, что приходит на ум, – замечательный пример величайшего полководца земли нашей Александра Васильевича Суворова. Он был отстранен от вершин общественной жизни, но какой же любовью, признательностью он был окружен – и со стороны своих современников, и на протяжении всей последующей истории нашей страны.
Смирение принадлежит Богу
Господь Иисус Христос сегодня учит нас тайне человеческого счастья. Ничто из того, что присуще Богу, не может принести скорбь, разрушение надежд, омрачение души, – а смирение принадлежит Богу.
Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя
9 апреля 2017 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий,
праздник Входа Господня в Иерусалим