Сегодня Русская Церковь отмечает 12-ю годовщину интронизации своего Предстоятеля. В этот день мы публикуем избранные выдержки из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённых им в январе 2021 года.
- О пандемии ковид-19
- О событиях в Белоруссии и революциях
- О цифровизации и дистанционном образовании
- О расколе на Украине
Когда человек обращается к Богу
Каким бы могущественным ни был человек, каких бы достижений он ни стяжал в своей жизни, всегда есть нечто, что обнаруживает человеческую слабость и уязвимость. Видимо, это пространство человеческой незащищенности будет существовать, покуда мир существует, и, наверное, именно в этом пространстве человеческой незащищенности может развиваться и укрепляться религиозное чувство человека. Ведь если посмотреть на историю рода человеческого, в частности на Ветхий Завет, — когда народ с особой верой обращался к Богу? Когда и в новой, и даже в новейшей истории рода человеческого сердца людей открывались навстречу Богу? Именно тогда, когда человек чувствовал свою ограниченность, неспособность управлять ходом событий. А всплеск веры православной, огромный рост религиозности во время Великой Отечественной войны — ведь и он происходил именно в том пространстве, в котором человек осознает свою уязвимость, неспособность спастись от беды. Именно в годину испытаний возрастает религиозное чувство, и это свидетельствует о том, что люди остаются способными верить в Бога.
Слово перед молебном на новолетие
Подвиг святых праотцев
Насколько же трудно было сохранять истинную веру в древнем мире! Нам просто невозможно представить, какой была культурная и тем более религиозная атмосфера в то время. Люди поклонялись идолам, истуканам, явлениям природы, предкам — множеству богов, которых сами создавали и назначали быть богами. Во имя этих ложных богов возводились величественные храмы, остатки которых и сейчас поражают путешественников по Нилу.
…Это было время, когда свет Божественной истины не просвещал род человеческий, это было блуждание в духовных потемках, это был бесконечный поиск людьми Бога, — потому что ни совесть, ни религиозное чувство, ни разум человека не могли мириться с языческими культами, которые к тому же сопровождались порой кровавыми жертвоприношениями и были так далеки от проповеди человеческого совершенства. Это был действительно духовный мрак — при всем том, что он сочетался с огромными успехами в области науки и техники.
…Можно себе представить, какой же колоссальный духовный подвиг совершали те, кто отказывался поклоняться богам, кто хранил веру в Единого Бога, Творца мира. Этих людей, которые, несмотря ни на какие испытания и угрозы, сохраняли веру в Единого Бога в море многобожия, мы и называем святыми праотцами и святыми отцами, то есть теми, кто сохранял Богоданный идеал человеческой святости и веру в Единого Бога до пришествия в мир Христа Спасителя.
Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице,
пред Рождеством
Идти против течения!
Вера, которая нам сегодня дана, не требует огромных усилий к тому, чтобы ее принять, и даже не требует огромных усилий, чтобы по ней жить, потому что со времени пришествия в мир Христа Спасителя стала формироваться церковная община, сильная духовно и интеллектуально.
Но нужно и сегодня подумать вот о чем: как отцы умели сохранять веру в этом безбрежном море язычества, как они могли идти против течения или, как принято сейчас говорить, против мейнстрима, так и сегодняшним христианам нужно помнить о подвиге святых отцов и никогда не отдавать себя без всякого духовного сопротивления тем силам, которые ныне образуют основной поток и влекут к ложным целям и к поклонению ложным ценностям. …Этот подвиг сегодня облегчен тем, что существует Церковь Христова, Ковчег спасения, в котором даруется нам сила Божественная, исправляющая наши жизненные пути, дающая нам силы сопротивляться греху и действительно спасающая человека, как говорит Священное Писание устами апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8).
Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице,
пред Рождеством
Когда человека не сломить
Будем помнить, что никакие проблемы не способны сломить дух человека, если он сохраняет живую веру и во всем полагается на Бога. А потому без ропота приемлем и постигшие нас испытания, ибо, «аще на Него надеятися будем, будет нам во освящение, яко с нами Бог».
Рождественское послание
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру
Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру, понижать уровень нашего воцерковления, а тем более подрывать нравственные основы христианской жизни. Вот если вместе с непосещением храма мы перестаем быть хорошими христианами или даже просто перестаем быть христианами, — это великий грех.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
Лишь Бог способен исцелить всего человека
Мы опытно знаем, что человек не способен сам преодолеть в себе зло, как бы настойчиво он ни старался это сделать. Грех, глубоко поразивший душу и повредивший человеческую природу, невозможно побороть никакими духовными практиками и психологическими тренингами. Лишь Бог способен исцелить и восстановить в первозданной красоте всего человека.
Рождественское послание
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией
«Каждому из нас дана благодать по мере дара Божия, благодать по мере того, как Бог нам этот дар передает» (см. Еф. 4:7). «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто не похвалится» (см. Еф. 2:8-9). Эти две фразы из Послания апостола Павла к Ефесянам помогают нам очень многое понять. Ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией, — никакие труды, никакие усилия. Мы знаем, что люди употребляют огромные усилия, чтобы сделать карьеру, чтобы выучиться, чтобы достичь чего-то в своей жизни. И достигают, но достигают временных целей, которые имеют лишь относительное значение для жизни будущего века. Но если говорить о достижении подлинной цели бытия, то эту цель, именуемую спасением, то есть полноту жизни в общении с Богом, невозможно достичь никакими средствами, кроме как силой благодати Божией.
Благодать привлекается верой
Но возникает вопрос: если человек спасается только Божественной силой, Божественной благодатью, где же тогда сам человек? Где его место в этом малопонятном для ограниченного человеческого разума процессе? И апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: «благодатью вы все спасены через веру» (Еф. 2:8). Вот где мы.
Сама по себе благодать не может спасти человека, если мы не воспринимаем эту благодать своей верой, если мы не замыкаем особую цепь между Богом и собой посредством веры. Поэтому вера — не только то, что относится к человеческому мировоззрению, не только то, что принадлежит нашему разуму и даже нашему сердцу, но это сила, которая привлекает благодать Духа Святого, и через веру мы получаем Божественную благодать, которая нас реально спасает.
Как совместимы благодать Божия и свобода человеческая?
Как сочетается Божественная благодать и, более сказать, Промысл Божий с нашей личной свободой, которой Господь украсил каждого человека? Как взаимодействуют то, что имеет непреодолимую силу в отношении к человеку, то есть сила Божия, с человеческой силой, с человеческой свободой? Над этим вопросами бились в прошлом, да и сегодня еще размышляют философы, но они находят свое разрешение только в тех замечательных словах, которые сегодня мы слышали за Божественной литургией и которые говорят о спасающей силе Божественной благодати, подаваемой нам через веру.
Вера есть непременное условие человеческого спасения. Без веры ничего не получится, никакая цепь с Богом не замкнется, никакая благодать не прикоснется к нашему сердцу. Вот, наверное, поэтому враг рода человеческого и делает все для того, чтобы разрушить в людях веру. Ведь если вера разрушается, то и цепь между Богом и человеком разрушается. Небо не соприкасается с земным, физическим миром, если нет веры. Поэтому так много сил работает на то, чтобы отнять у людей веру; а задача Церкви заключается в том, чтобы постоянно напоминать людям, что вера является непременным условием спасения, потому что в ответ на веру мы получаем Божественную благодать, которая только и может спасти человека.
Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице
Что такое «свет разума»
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — слова тропаря открывают нам самый смысл того, что произошло. И возникает вопрос: а разве до пришествия в мир Христа не было человеческого разума? Конечно, каждый, кто хотя бы поверхностно знает историю, не говоря уже о специалистах, скажет: это совсем не так! Величайший человеческий разум оставил замечательные памятники. Даже сейчас мы поражаемся египетским пирамидам, развалинам античных городов, и понимаем, как хорошо были развиты науки, как прекрасно люди знали математику, законы природы, механику, какие поразительные сооружения они строили.
…Тогда о каком же разуме идет речь, когда мы говорим «воссиял миру свет разума»? Тропарь доносит нам великую Божественную тайну: через пришествие в мир Спасителя роду человеческому дано было увидеть, почувствовать, осознать и всегда иметь Божественный разум. Разум, который принес нам Господь Иисус Христос. Разум, который запечатлен на страницах Евангелий и всех новозаветных писаний. Разум, который содержит в своем Священном Предании Церковь Вселенская.
…Чем же вооружил этот разум род человеческий? Он всех нас вооружил самым главным — способностью отличать добро от зла. Не так, как это произошло в раю, когда, вкусив от древа познания добра и зла, люди осознали, что есть добро и зло, и тут же пошли по пути зла. Но во исправление грехов рода человеческого начиная от Адама, нам дана, вместе с ведением о том, что есть Божественный разум, и сила Божественная, Божественная благодать, которая помогает хранить этот разум в своем разуме и, более того, вооружает нас возможностью сопротивляться множеству притягательных предметов, мыслей, идей и всего прочего, что обрушивается на человека, и сохранять доверие Божественному разуму.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
Существует реальная связь между человеком и Богом
Бог не оставил Свое творение. Он не отошел от рода человеческого, не покинул материальный мир, но остается с нами силой Своей энергии, силой Своего Духа. А это означает, что существует реальная связь между человеком и Богом, потому что по обетованию Божиему Дух не просто присутствует в мировом пространстве, но на всяком, кто крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа и помазывается святым миром, запечатлевается дар Святого Духа.
Проповедь в Крещенский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве
Что дает печать дара Духа Святого
Что дает печать дара Духа Святого тем, кто ее получил? Они становятся сверхчеловеками? В них обретаются некие особые способности? Они могут прекрасно учиться, делать карьеру, завоевывать высокие позиции в мире? Совсем нет! Потому что если бы было так, то печать дара Духа не могла бы нести свою спасительную миссию — всё бы ограничилось временным и человеческим. Святой Дух не превращает человека в сверхчеловека, но дает нечто большее — Он открывает человеку возможность быть в общении с Богом, опираться на силу Божественной энергии, Божественной благодати и тем самым обретать спасение, избавляясь от грехов в этой жизни и обретая Божественную вечность как свой настоящий, подлинный и вечный дом.
Проповедь в Крещенский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве
Веселье — это внешние эмоции. Вот рассказал человек что-то смешное, и люди засмеялись, им весело. А радость — это состояние души. Вот когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, нас никто не веселит, а мы выходим из храма с радостью в сердце. Когда мы делаем добрые дела, когда добровольцы, жертвуя своим временем и рискуя здоровьем, делают добрые дела, у них в сердце радость, но не веселье. Веселье формируется в ответ на веселые передачи по телевидению, в ответ на разные смешные истории, — ну и дай Бог, пускай люди посмеются, повеселятся, но давайте помнить о том, что веселье пройдет очень быстро. Выключили телевизор, потушили свет, закончилось застолье, — и веселье закончилось. А вот радость важно сохранить в сердце, ведь радость — это дар Божий. Радость, о которой я говорю, невозможно сформировать никакими внешними факторами — ни культурными, ни научными, ни деловыми; это состояние формируется силой благодати Божией, которая изливается не только на людей православных и даже не только на людей верующих. В ответ на все то доброе, что люди делают, даже в ответ на их добрые мысли, в ответ на готовность отказаться от того, что омрачало их сердце и доставляло скорбь другим, Господь посылает эту радость.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
Огромная ответственность – на отцах
Огромная ответственность ложится на отцов, особенно если в семье есть мальчики. А если отец самоустраняется от воспитания, то он предает свое призвание, он отказывается от самого главного. Нередко именно отцы, погруженные в каждодневные заботы, находясь на ответственной работе, относят воспитание детей на периферию своего внимания. Так вот, сегодняшний день учит нас: какими бы заботами ни был обременен отец, будь то государственные, производственные, научные, да и всякие другие, — никогда нельзя ставить на периферию своего внимания воспитание детей, потому что в детях отображается сам родитель или сама родительница. Все то доброе, лучшее, что есть, надо вкладывать именно в воспитание детей.
Если же этого не происходит, то родители предают самое важное свое дело — дело воспитания подрастающего поколения. В первую очередь именно в детстве, в юности человек более всего нуждается в родительском совете, в родительской поддержке, в родительской любви и одновременно в родительской строгости.
Родителям нельзя отказываться от ответственности
Мощное воздействие на сознание ребенка оказывают сегодня Интернет, телевидение, другие средства массовой информации и, конечно, общение вне дома. И если ребенок в младенчестве, в отрочестве воспитывается под контролем и особым вниманием родителей, то затем молодой человек или девушка оказывается вне дома, проводит много времени со своими знакомыми, с теми, с кем учится, с теми, с кем встречается, и, отдаваясь этому новому состоянию определенной свободы, нередко совершает непоправимые ошибки, которые очень часто оскверняют совесть и пятном ложатся на всю последующую жизнь — настолько, что с этими тяжелыми воспоминаниями долгие годы никак не возможно разделаться.
Вот для того чтобы это не происходило, родители и в последующие годы не должны отказываться от своей ответственности — правда, средства воспитания должны быть другими. Если в детстве и отрочестве требуется определенная дисциплина, а нарушение дисциплины влечет за собой некое наказание, меру которого определяют сами родители, то в старшем возрасте остаются лишь два средства. Первое — это сильная молитва родителей Господу о том, чтобы Он управил жизненный путь детей. А второе — это напряжение всех сил, умственных, нравственных, духовных, с тем чтобы без принуждения, правильными словами, а главное, любовью воздействовать на своих детей таким образом, чтобы оградить их от очень опасных, иногда смертельно опасных жизненных ошибок.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
О важности родительского воспитания
«В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4). Это означает, что если душа человека сформировалась греховно, то в эту душу очень трудно войти Святому Духу и разум такого человека очень трудно поддается просвещению свыше. А когда формируются и разум человека, и состояние его души? В первую очередь в детстве, и самое большое влияние на формирование человека оказывают его родители.
Борьба влияний интернета и родителей
Как мы знаем, сегодня имеет место так называемый кризис молодого поколения. Мы видим, как нередко молодежь наша буквально впадает в безумие, теряя всякие жизненные ориентиры, что может проявляться вовне и становиться известным и обществу, и миру. Но ведь такое состояние человека, которое приводит к тяжелейшим последствиям для его личной жизни, а нередко разрушительно влияет и на жизнь общества, не сваливается откуда-то неожиданно — оно формируется в недрах души. На подрастающее поколение огромное влияние оказывают сегодня средства массовой информации, прежде всего телевидение, и особенно Интернет; и положение дел таково, что родителям трудно конкурировать с этой информационной средой.
Родители должны формировать правильные мысли у ребенка
Вот для того чтобы доброе влияние в семье превозмогало весьма сложные, противоречивые, а иногда и разрушительные влияния извне — со стороны общества, со стороны знакомых, со стороны так называемых друзей — очень важно, чтобы в душе ребенка с самого детства формировался тот мир, который было бы трудно разрушить. А это значит, что в первую очередь должны формироваться правильные мысли, правильные убеждения, которые могли бы дать достойный отпор всяким разрушительным влияниям.
Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице
Любовь к ближнему сильнее пандемии
Минувший год всем нам запомнился непростыми испытаниями. С особой ясностью мы почувствовали хрупкость и уязвимость цивилизации, которая многим до того казалась незыблемой и прочной. Однако гораздо более крепкой оказалась любовь к ближнему. Эта любовь простиралась от жертвенного подвига врачей и медицинских работников до нелегкого труда волонтеров и ежедневной заботы каждого из нас о тех, кто рядом.
Страха не должно быть
В праздник Рождества мы слышим в храме такие слова: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся». Не должно быть страха. Страх — это вообще очень негативное чувство. Страх сковывает человека и нередко может полностью его поработить, лишить свободы действий. Поэтому страх — совершенно негативное понятие, за исключением такого очень важного понятия, как страх Божий. Но страх Божий — это не эмоциональный страх, а осознание нравственной ответственности за свои поступки перед лицом Божиим.
Не надо искушать Бога
Обращаясь к людям верующим, хотел бы сказать: не надо искушать Господа Бога своего, как сказано в заповедях. Некоторые считают: я же верующий человек, я причастился Святых Христовых Таин, я пришел в храм с добрыми намерениями, ничего меня не должно смущать, никакая инфекция ко мне не прикоснется. Но ведь точно так же Господь ответил на искушение диавола, когда тот предложил Ему броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, чтобы, не разбившись, доказать Свое Божество, Свою Божественную силу. Что Господь ответил? «Не искушай Господа Бога своего» (см. Втор. 6:16; Мф. 4:5-7). Поэтому никогда и никто из искренне верующих людей не может искушать Господа, утверждая: поскольку я верующий, поскольку я пошел в храм, поскольку я приложился к святыне, я точно не заболею.
Человек несет ответственность за дар жизни и здоровья
Жизнь и здоровье — это дар Божий, и ответственность за этот дар несет сам человек. Поэтому всякое действие, которое может разрушить человеческую жизнь, подорвать здоровье, — если это действие является производным нашей доброй или, в данном случае, злой воли, — это, несомненно, грех.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
О событиях в Белоруссии и революциях
Церковь – за мир
Мы полностью поддержали владыку Вениамина, нового главу Белорусской Православной Церкви, и весь белорусский епископат, которые обратились к народу с призывом прекратить насилие и пойти по пути примирения. И ведь это обращение было направлено ко всем. Со стороны властей были случаи неоправданного насилия, чрезмерного употребления силы; но и со стороны протестующих тоже были проявления радикализма.
Революции неприемлемы
Преобразования в обществе должны проходить таким образом, чтобы они не сопровождались нарастанием внутренней напряженности и особенно радикализацией отношений между людьми. В самом деле, сколько революций уже было, сколько разного рода переворотов, но где, кто и когда посредством насильственных действий достигал мира, покоя, благополучия в обществе? Всегда после революции должен быть долгий период восстановления. Поэтому нужно стремиться к лучшему, не разрушая того, что есть, а развивая в лучшую сторону, модернизируя в хорошем смысле этого слова, улучшая и общественные отношения, и вообще жизнь страны.
Нужен диалог
Если вопросы существуют, их нужно решать, и это уже обращение и к белорусским властям. Нельзя откладывать в долгий ящик то, что вызывает несогласие и напряжение в обществе. Нужны инструменты разумного, делового обсуждения проблем с выходом на конкретные решения.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
О цифровизации и дистанционном образовании
О тотальном контроле над личностью и антихристе
Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением.
В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель.
Диавол является не в виде злодея, а в виде ангела света (см. 2 Кор. 11:14); и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало. Этот человек и предложит: чтобы всякая преступность ушла из нашей жизни, давайте руководствоваться тем, чтобы каждый человек имел некий ключ ко всему, что ему потребно. Например, это может быть карточка — прикладываете и получаете доступ к продуктам питания, доступ к образованию, а если этой карточки нет, то все теряется. Мы с вами сейчас рассуждаем о том, что развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью. Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью.
Студент формируется в коллективе
Дистанционное образование имеет и негативные последствия. Например, когда люди обучаются вне общения с другими, — это, я думаю, тоже очень опасно. Потому что ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя
Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую Софию – и потерял Софию константинопольскую
Фанар не допустил ошибку, а совершил преступление, я говорю это с горечью. С чужих мыслей и с чужих слов Константинопольский Патриарх совершил то, что совершил. Я неслучайно подчеркиваю: с чужих, потому что обладаю информацией о том, что Патриарх Варфоломей находился под давлением могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав. Его положение в Турции, мы знаем, очень сложное, непростое. Всегда молимся за Патриарха Константинопольского, понимая, что непросто ему осуществлять свое патриаршее служение. Но, тем не менее, в какой-то момент — я ничему не хочу учить своего собрата, но в какой-то момент, может быть, нужно набраться силы, чтобы и самым могущественным силам сказать «нет». Думаю, этого Патриарх Варфоломей не сказал и включился в конфликт. А какова была логика тех, кто стоял за Патриархом Варфоломеем, кто, собственно говоря, инспирировал этот конфликт? А логика заключалась в том, чтобы оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Потому что, по мнению этих стратегов, уж слишком большую роль играло и играет Православие в формировании духовной, культурной общности и, не разорвав православные связи, невозможно было какими-то внешними факторами разрушить эту духовную общность. Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции, арабского мира, Ближнего Востока, с тем чтобы послабее стало Православие.
…Несомненно, все то, что произошло потом в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божием. Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую святыню, в киевскую Софию, и потерял Софию константинопольскую — она стала мечетью. Мне хотелось бы, чтобы люди задумались, что же произошло. Ты отобрал Святую Софию в Киеве у православных людей, у Православной Церкви, ты вошел туда и привел туда раскольников, и ты потерял свою собственную Софию… Думаю, более очевидные последствия, исходящие от Божиего повеления, представить себе сложно, и последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик. Ну, а выходить из этого мы должны все вместе. Нужно молиться друг за друга, по крайней мере в личных молитвах, если это сейчас затруднительно в богослужении, поскольку мы не поминаем Константинопольского Патриарха в диптихах.
Проповедь в Рождественский сочельник
после Литургии в Храме Христа Спасителя