Божий жребий
В каком-то смысле на каждого из нас падает жребий Божий. Мы это, конечно, не всегда сознаем, нам кажется, что наша жизнь составлена из каких-то достаточно случайных обстоятельств, которыми мы не можем в полной мере управлять. Что-то, несомненно, проистекает от нашей воли, от нашей способности трудиться, например: закончить обучение – или его прервать; честно трудиться и продвигаться по службе – или относиться к своим трудам безразлично и в конце концов потерять работу; устроить свою семейную жизнь на основе искренней любви, готовности к взаимной жертвенности – или следовать закону плоти, так что через некоторое время от того, что люди считали любовью, не остается камня на камне. Многое зависит от наших поступков, но если внимательно проанализировать жизнь каждого человека, то в череде жизненных изменений будет нечто, что от нас как бы и не зависело. По недомыслию мы называем это случайностью либо используем фразу, которую невозможно наполнить никаким рациональным содержанием: «Нам повезло».
Эта неопределенность свидетельствует о том, что в нашей жизни есть нечто, что происходит помимо нашей воли. Иногда мы очень болезненно реагируем на подобные перемены в жизни, но по прошествии времени убеждаемся, что если бы они не произошли, то мы пострадали бы от обстоятельств, которые предвидеть никак не могли. Вот то, что происходит с нами, – это и есть Божий жребий. Некую часть пути, который мы должны пройти, Господь берет на Себя и предлагает нам нечто от Себя.
Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием
Так вот, очень важно научиться видеть то, что вторгается в нашу жизнь помимо нашей воли и предопределяет нашу дальнейшую жизнь. Нужно с огромным вниманием отнестись к такому развитию событий и задать себе вопрос: а не воля ли это Божия? Иногда такие события сопровождаются жизненными испытаниями: происходит срыв в карьере, от нас будто не зависящий; перемена места жительства, еще что-то. Наверное, каждый человек в жизни проходил через испытания, которые казались случайными и ненужными, но по прошествии времени становилось очевидно, что эти испытания и эта часть жизненного пути были нам свыше определены – это наш жребий. И очень важно уметь принимать жребий Божий без ропота, тем более без озлобления, как это иногда бывает, особенно когда речь идет о нездоровье или других испытаниях. Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, молитвой и надеждой, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием, своим недомыслием, своим противлением, потому что Господь никогда не желает нам вреда и по прошествии времени мы сами убеждаемся, что именно то событие, которое мы воспринимали весьма критически и объяснить не могли, послужило к нашей несомненной пользе.
Увидеть руку Божию в своей жизни
Способность различать Божие присутствие в своей жизни от других привходящих обстоятельств является в первую очередь результатом духовного опыта человека. Очень трудно требовать понимания воли Божией от тех, кто редко ходит в храм, кто не утруждает себя каждодневной молитвой, кто не углубляется в чтение Священного Писания, кто не задает себе критических вопросов, связанных с его жизненным путем, – потому что такой человек живет как бы в иной плоскости бытия и то, о чем мы сейчас говорим, очень далеко от его реальной жизни. Но тем, кто открывает в молитве свое сердце Господу, кто вручает себя Божиему промышлению, кто причащается Святых Христовых Таин, кто исповедует грехи свои, кто стремится к духовному росту, – им, несомненно, проще увидеть руку Божию в своей жизни и с благодарностью принять Божественный жребий.
Из слова после Литургии
в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля
17 апреля 2017 года, в понедельник Светлой седмицы
Соединение с Богом
Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные, слова не способны соединить человека с Богом – а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.
Совершение Евхаристии – в центре всей нашей жизни
Совершение Евхаристии – в центре всей нашей жизни, в центре жизни Церкви. Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Тогда у нас открываются очи сердца нашего, и в радостном его биении мы чувствуем Божественное присутствие, чего не могут дать даже самые убедительные слова.
Путь к Богу никогда не завершится встречей с Ним, если нет приобщения Его прославленному Телу и Крови
Из этого не следует, что слова не нужны, ведь растопила сердце Луки и Клеопы проповедь Воскресшего Спасителя, – но они опознали Его через преломление хлеба. Так же и в нашей духовной жизни. Мы должны поститься, ограничивать себя, контролировать свои мысли, поступки, раскаиваться в своих грехах, слушать назидания, читать правильные книги. Очень важно, чтобы разум участвовал в таинственном пути человека к Богу. Но путь этот никогда не завершится встречей с Воскресшим Спасителем без приобщения Его прославленному Телу и Крови.
Из слова после Литургии
в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры
18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы