Ложные маяки
Как ложный маяк устанавливают для того, чтобы корабль противника налетел на рифы, так и на нашем жизненном пути появляется огромное количество ложных маяков. Они нередко привлекают нас силой своего свечения или примером тех, кто во множестве идет им навстречу, заявляя при помощи средств массовой информации, что эти маяки открывают новые перспективы жизни, дают возможность справедливого политического устройства или экономического процветания. Но в какой-то момент многие сознают, что это ложные маяки, которые горят не Божиим огнем, а огнем диавольским. Не всегда человеку дано понять, кто же зажег этот маяк, что в нем за огонь – такой яркий, привлекательный, переливающийся цветами радуги, но мы должны знать, что ложные маяки загораются не от Божией десницы.
Без Бога нравственности нет
Современное общество управляется законами, законы определяются нравственностью, а нравственность определяется Божественным началом. Без Бога нравственности нет – она становится столь же относительной, как и всё, что производит человеческий разум. Она подвержена влияниям политическим, культурным, экономическим, а то, что еще вчера считалось правильным и значительным, сегодня становится бессмысленным – именно потому, что в основу того, что считается нравственностью, полагается человеческое мудрование. Нравственность прямо связана с Богом. Где нет Бога, там все дозволено, – говорит Достоевский. Где нет Бога, там нет и не может быть непреходящих нравственных законов. А если так, то и право рассыпается, ведь право не может основываться на преходящих человеческих ценностях. Оно может основываться только на Божественной нравственности, которую человек впитывает своей природой и поддерживает силой Евангелия.
Из проповеди после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве 22 мая 2017 года,
в день празднования перенесения мощей
святителя Николая из Мир Ликийских в Бар
Наше слово к миру должно быть исполнено любви
Спасение мира есть суть первого пришествия Христа. Но Господь не уклоняется от явления конечной справедливости. Если в центре первого Его пришествия было служение спасению, то второе пришествие Господа в центре своем будет иметь суд над всем человеческим родом. Именно в свете второго пришествия Церковь наша, живущая в истории, должна нести свое свидетельство так, чтобы люди спасались, чтобы люди не погибали, чтобы второе пришествие, пришествие суда, не явилось непоправимой трагедией для многих и многих из них. Поэтому наше слово к миру должно быть исполнено любви – не высокомерия, не чрезмерной твердости, но подлинной любви, – ибо мы призваны спасать мир, чтобы суд Божий над миром явил в большинстве праведников и только в ничтожном меньшинстве – грешников. Тогда во всей полноте миру видимому и невидимому будет явлена сама природа Бога, Который есть Бог любви.
Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
24 мая 2017 года, в день памяти
равноапостольных Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских
Мы можем подниматься к небу
Мы должны ясно понимать, что наша человеческая природа достойна пребывать в жизни Самого Бога, хотя каждый из нас знает, что мы разрушаем это достоинство, оскверняя его грехом. Когда видишь человека падшего, злого, продажного, предателя, сластолюбца, стяжателя, бывает непросто соотнести все это с достоинством человеческой природы, вознесенной в тайну жизни Святой Троицы. Действительно, после Адама человеческая природа была осквернена грехом, и наказанием за грех стала смерть. Но после Воскресения Христа человеческая скверна перестала быть смертельной для достоинства нашей природы. Почему? Да потому что Господь по милости Своей дает нам возможность через покаяние, через добрые дела, через искреннюю веру освобождать себя от этой болезни. «Царствует ад, но не вечнует в роде человеческом», то есть зло может порабощать нас, но нам даны сила и возможность преодолевать зло, постоянно обновляя Богом зданное достоинство нашей человеческой природы. Мы можем не только поднимать глаза к небу, но и сами подниматься к небу – Сам Бог дал нам эту силу через Сына Своего и Господа нашего.
У нас есть лекарство
У нас есть лекарство, у нас есть средство побороть любую духовную болезнь. Если мы не принимаем это средство, то уподобляемся тем непросвещенным людям, которые, заразившись вирусом, отказываются лечиться, думая, что болезнь пройдет сама собой, и нередко все кончается смертью. Вот так и в нашей духовной жизни: ничего само собой не пройдет, если мы не захотим принять тот дар спасения, который Господь принес нам и через который не только душа наша, но и тело имеет возможность войти в Царство будущего века.
Из слова после чина великого освящения и Литургии
в храме Воскресения Христова и
Новомучеников и исповедников Церкви Русской
в Сретенском монастыре г. Москвы
25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня
Что значит познать Бога?
Что же значит познать Бога? Что скрывается за этими словами? Невозможно человеку ни познать Бога, ни уверовать в Него, если он будет иметь мысли и чувства не просто от Бога далекие, а Богу противоречащие. Все хорошо знают: чтобы поймать какую-нибудь радиостанцию или телеканал, нужно настроиться на определенную волну. Можно иметь самые замечательные теле- и радиоприемники, но не поймать волну, если на нее не удастся настроиться. Точно так же человек – если он не настраивается на волну, на которой Бог говорит с людьми, он не только не сможет познать Бога, но даже Его почувствовать. Такой человек никогда не сможет в Него поверить, потому что его жизненный курс не совпадает с Божественным курсом, и чем дальше человек удаляется от Бога, тем меньше шансов, что он когда-то откроет для себя Божественное начало.
Что же означает настроиться на волну? Это означает, что нужно жить в системе ценностей, которую Бог предложил людям. А Он предложил систему ценностей в виде простых заповедей, которые понятны любому: ребенку, взрослому, старику, образованному, необразованному, – нет ни одного человека в мире, который был бы не в состоянии понять Божественную заповедь. Вот Василий Великий и говорит, что познание Бога – это и есть исполнение Божественных заповедей, потому что через послушание Богу мы входим в Его мир, в установленную Им систему ценностей, мы становимся свои Богу, мы говорим с Ним на одном языке…
Невозможно исполнять заповеди формально
Но невозможно исполнять заповеди формально, как не может ребенок формально слушаться родителей, если он их не любит, если они для него чужие. Так и человек не может формально исполнять Божии заповеди – прочитать текст, а потом сказать: «Буду исполнять». Ничего не получится, и об этом замечательно говорит Григорий Богослов. По его словам, самый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Но любить невидимое почти невозможно. Именно поэтому Господь и посылает Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, – чтобы мы не только услышали Его слова, но и полюбили Его, прочитав Евангелие, взирая на Его образ; чтобы Он стал в нашей жизни образцом, идеалом, светочем, надеждой. Тогда через любовь к Богу нам открывается возможность исполнять Его заповеди, а как только мы начнем их исполнять, мы войдем в орбиту Божественной жизни, и тогда не только разумом, но и сердцем своим, чувствами своими, всей своей жизнью прикоснемся к Богу, почувствуем Его силу и Его благодать.
Приближение к Богу
Когда человек устраивает свою жизнь так, чтобы главной целью было приближение к Богу, все остальное становится вторичным, но не безразличным. Устремляться к Богу не означает пренебрегать образованием, семейными или служебными обязанностями – всё это так или иначе включается в систему нравственных координат, которую Бог предложил людям. Поэтому вера в Бога не исключает нашей активности – наоборот, она предполагает таковую, но не ради пустых, никчемных целей, которые могут разрушить человеческую жизнь. И если достижение таковых целей опустошает человека, лишая всех сил, то достижение подлинных целей, наоборот, его укрепляет и приближает к Богу.
Из слова после чина великого освящения и Литургии
в Воскресенском кафедральном соборе Бишкека (Киргизия)
28 мая 2017 года, в Неделю 7-я по Пасхе,
святых отцов I Вселенского Собор