Без свободы нет человеческой природы
Стремление к свободе заложено в нашу природу Самим Богом, ведь Он мог создать нас такими, чтобы мы делали только добро. Я уже неоднократно употреблял это сравнение: Он мог вложить в нас некую программу, «завести», как мы заводим будильник. Он мог создать человека, который был бы запрограммирован исключительно на добро, но это был бы не человек – это была бы машина. А Богу было угодно вложить Свой образ в нашу природу. Бог свободен, в том числе в выборе между добром и злом, но Он никогда не совершает зла, Он совершает только добро. По Его образу создана наша душа, так что можно сказать, что свобода онтологически присутствует в человеческой природе: по сути, без свободы нет человеческой природы, человеческой личности.
Свобода немыслима без нравственной ответственности
Если законы расходятся с нравственными принципами, то такие законы мы называем несправедливыми
Но возникает вопрос: а как же быть с нравственностью? Разве нравственность никак не должна реализовываться? Свобода может, а нравственность не должна? Ведь совершенно очевидно, что все законы, вся юриспруденция вторичны по отношению к нравственности. Если законы, которые принимает то или иное общество, расходятся с нравственными принципами, теми самыми, которые формируют голос нашей совести, то такие законы мы называем несправедливыми.
<…>
Только в условиях нравственной ответственности может достойным образом реализовываться человеческая свобода.
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни. Я глубоко убежден в том, что этот соблазн, это историческое искушение – которое привело некоторые страны к принятию законов, разрывающих всякую связь с нравственным началом, – все это должно пройти. В противном случае человеческое общество, разорвав связь между свободой и нравственной ответственностью, разорвав связь между правом и нравственным началом, станет нежизнеспособным. Почему? А потому что Бог вложил в нашу природу чувство свободы и нравственное чувство. И если внешняя система начинает подавлять или разрушать эту матрицу нашего духовного состояния, происходящую от Бога, то ни к какому счастью такая модель поведения и общественного устройства привести не может. Поэтому то, о чем мы говорим, – не частный философский случай, не отвлеченная проблема. Глубоко убежден: от решения вопроса соотношения нравственной ответственности и свободы зависит само существование человеческого общества.
Из слова на презентации книги
«Свобода и ответственность» на киргизском языке
в Киргизско-Российском славянском университете
в Бишкеке 29 мая 2017 года
О деятельности Православного палестинского общества
ИППО продолжает играть важную роль на Ближнем Востоке, где оно традиционно имеет высокую степень доверия, в том числе благодаря широкой образовательной деятельности, которую общество осуществляло в XIX – начале XX веков. Только в Сирии в тот период общество содержало 78 школ в пятидесяти городах и селениях. Всего на территории библейского региона в то время под патронатом ИППО действовало более ста образовательных учреждений. В 1912 году по представлению великой княгини Елизаветы Федоровны был одобрен Государственной Думой и подписан императором указ о взятии на государственное финансирование действующих школ ИППО в Сирии. Арабское население обучалось в этих школах бесплатно. Это была важная инвестиция в укрепление дружбы и доверия между Россией и народами ближневосточных государств.
Особо хотел бы отметить усилия ИППО в оказании гуманитарной помощи сирийскому народу. С весны 2013 года обществом проводятся благотворительные акции, в том числе при участии ряда приходов и монастырей нашей Церкви. За это время в Латакию, Дамаск и на авиабазу «Хмеймим» отправлено 15 партий грузов, в том числе медикаменты и предметы первой необходимости. Гуманитарная помощь оказывается населению вне зависимости от религиозной принадлежности, как христианам, так и мусульманам.
Из слова на торжественном заседании в честь 135-летия
Императорского православного палестинского общества,
Москва, 2 июня 2017 года
Пятидесятница – важнейшее событие в истории человечества
Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества
Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода. Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом.
Господь действует в человеческой истории в прошлом и настоящем, и будет действовать до скончания века силой Своей благодати, силой Святаго Духа, так что каждый человек имеет возможность к ней прикоснуться.
Верой сохраняется род человеческий
В нынешнем веке, когда многие силы стремятся разрушить веру в Бога, мы должны противопоставить этим попыткам нашу молитву, наше искреннее обращение к Господу, наше участие в церковных таинствах. Надо, чтобы большинство рождаемых младенцев крестилось, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, – чтобы цепь между человеком и Богом замыкалась через участие в Святых Таинствах, чтобы сила Божественной благодати удерживала нас от ошибок, от опасных мыслей, от разрушительных по своим последствиям злых дел. И верим, что Господь с нами, как Он был в день Святой Пятидесятницы в Сионской горнице, как Он только что был в храмах, где мы совершали Божественную литургию и где Его благодать сошла на хлеб и вино, преобразуя их в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, которых мы причастились.
Этой верой мы живем, этой верой сохраняется род человеческий, и знаем, что до самого окончания человеческой истории, несмотря ни на какие испытания, эта вера и эта способность людей входить в общение с Духом Животворящим никогда не прервутся.
Из слова после Литургии
в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры
4 июня 2017 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)