Родители – главные учителя и воспитатели своих детей. Это нам понятно, особенно если это просто красивая теория, когда мы читаем книжки по воспитанию детей или на форумах обсуждаем проблемы ювенальной юстиции.
Семья и школа должны идти рука об руку в деле воспитания подрастающего поколения. Тоже понятно. В теории. Пока наши дети не окажутся в стенах этой самой школы.
А вот что делать с практикой?
На практике – в семь лет у нас ребенок отправляется в школу, на бесконечные кружки и секции. А родители становятся специалистами по покупке линеек ровно в 20 см, стенографистами на родительских собраниях и профессиональными извозчиками, которые аккуратно и вовремя доставляют детей к началу занятий в музыкальной школе. А еще родители учатся одновременно рисовать стенгазеты для своих первоклашек, редактировать презентации для восьмиклассников и выполнять любые домашние задание на «отлично»…
Как можно в реальности совместить «активное участие родителей в образовательном процессе своих детей» и реалии «школьного образования»?
Школьному обучению в современном виде уже более двухсот лет. И все это время в разных странах, в разных педагогических системах, в теории и на практике этот вопрос пытались как-то решать. Конечно, решение здесь зависит от множества факторов. Государственные законы. Принятые обычаи. Конкретная школа. Отношения с конкретной школьной администрацией. Отношения с каждым конкретным учителем. И вообще-то отношения конкретного родителя с его детьми.
И как подойти к этому вопросу, как именно я буду участвовать в образовании своих детей – это каждый из нас будет решать по-своему, исходя из своей ситуации. Было бы желание, как говорится.
Опыт столетней давности
Я уже рассказывала про одного из членов приснопоминаемого Поместного Собора Русской Православной Церкви, сподвижника святейшего патриарха Тихона, удивительного святого, новомученика, педагога, профессора, протоиерея Иоанна Алексеевича Артоболевского.
Сто лет назад он, как и многие другие русские люди начала XX века, призывал родителей активно участвовать в образовании своих детей[1]. Призывал семью и школу идти «рука об руку» в деле воспитания будущих поколений. И все это – практически в тех же самых условиях, в каких находимся сегодня и мы. В условиях систематического школьного – внесемейного – образования. В условиях кризиса семьи и традиционных ценностей. Не буду повторяться – слова отца Иоанна, его проповеди о воспитании детей я уже приводила в другой статье.
Эти призывы отца Иоанна Артоболевского были не только словами, не только теорией. Он действительно сам занимался своими детьми. Он считал их воспитание «главным делом» своей жизни.
Отец Иоанн не выводил детей из системы образования. Его дети учились в гимназии. По внешним параметрам, по отделенности родителей от учебного процесса – это была вполне современная нам школа. И при этом отец Иоанн, весьма занятой священник – настоятель храма, преподаватель вуза, ученый – активно занимался и воспитанием, и обучением своих детей. Как, в каких формах это у него получалось?
Один из сыновей святого новомученика Иоанна Артоболевского – академик АН СССР, всеми признанный лидер советской и мировой науки о машинах и механизмах Иван Иванович Артоболевский – оставил довольно подробные воспоминания о своем детстве. А значит, это воспоминания о том, как святой новомученик воспитывал своих детей.
Конечно, мы увидим далеко не все. Только фрагменты. Но хоть что-то. Увидим реальный опыт реального человека. Увидим опыт организации образовательного процесса в семье. В семье святого новомученика.
Начальное обучение
Дети в семье отца Иоанна Артоболевского на начальном этапе учились дома. Начальным обучением сына занималась мать, сначала непосредственно, а затем – вместе с приглашённой преподавательницей. И.И. Артоболевский вспоминает об этом так: «Вначале со мной русским языком и арифметикой занималась мама, а потом, примерно за год или полтора до конкурсных экзаменов в первый класс гимназии <то есть примерно до 5-го класса современного курса школьного обучения>, ко мне была приглашена учительница… <...> Учительница вместе с матерью занималась со мной русским языком и арифметикой»[2]. Сам отец Иоанн на этапе начального обучения занимался с детьми уроками Закона Божия – об этом скажем отдельно.
Принцип «приоритета родительского воспитания» не означал отказа от учителей
Здесь сразу можно отметить такие моменты: во-первых, в этой семье детьми занимался не только отец, но и мать. Во-вторых, провозглашенный отцом Иоанном принцип «родительской ответственности» и «приоритета родительского воспитания» никак не означал отказа от учителей, воспитателей, помощников.
Родители в таком случае оказываются организаторами образовательного процесса. Заказчиками. «Промысленниками»[3]. Они и сами учат своих детей. Причем в том месте, где именно они контролируют все эти учебно-воспитательные процессы – в их собственном доме. А «специалисты-педагоги» помогают родителям. А не наоборот, как это часто случается в условиях нашей школы.
Родители и школьное обучение
Первоначальное образование, которое дети Артоболевские получили дома, было ориентировано на дальнейшее обучение в гимназии. Родители поставили задачей выбрать лучшее из возможных учебных заведений: «Когда в 1915 году возник вопрос о выборе гимназии, решено было, чтобы это была казенная, т.е. государственная гимназия. В этих гимназиях были более жёсткие требования к абитуриентам, и само обучение было поставлено лучше, чем в частных гимназиях… В казенных гимназиях хорошо были поставлены и курсы математики, физики и химии… преподавателями по этим предметам были доценты Университета или преподаватели других учебных заведений Москвы»[4]. Так десятилетний Иван Иванович Артоболевский поступил в Московскую 3-ю классическую гимназию.
Здесь отметим такие моменты. Во-первых, родители тщательно выбирали учебные заведения для своих детей. Во-вторых, дети Артоболевских все время обучения в гимназии продолжали жить дома, в семье родителей.
Очень интересно проследить, в каких формах выражалось участие родителей в обучении детей на этапе школьного обучения. Это все очень разные формы, разные подходы, и роль родителей в каждой конкретной ситуации оказывалась особенной.
Ситуация 1. Латынь
Та гимназия, в которую будущий новомученик отдал своего сына, давала прекрасное образование по большинству предметов. Но латинский язык в гимназии преподавался формально. Сын отца Иоанна, академик И.И. Артоболевский, вспоминает: «Так как мой отец прекрасно знал латинский язык, то он стал заниматься дополнительно дома и категорически запретил мне пользоваться подстрочником… мне даже стал нравиться этот язык… Но когда я выходил отвечать латинисту без подстрочника, то иногда уклонялся текстуально от читаемого отрывка… и он неизменно ставил мне тройку»[5].
Итак, отец Иоанн видит, что в школе какой-то предмет преподается слабо или «неправильно». При этом сам отец семейства владеет этим предметом. Что же делает будущий новомученик?
Отец Иоанн не ставил задачей сделать из ребенка отличника
Он сам, дома начинает заниматься с ребенком этим предметом. Таким образом, протоиерей Иоанн Артоболевский использовал собственное образование не только для самообразования или своей работы, но стремился передать эти знания своим родным детям.
И это были занятия не по «выполнению домашнего задания», не «в помощь школе». Отца действительно интересовали знания ребенка. Отец Иоанн не ставил задачей сделать из ребенка отличника, и полученные от отца знания иногда приносили ребенку тройки. А значит, ребенок учился получать знания не ради внешних оценок, учился не воспринимать формальные отметки как истинные критерии уровня знаний.
В этой ситуации отец выступал как учитель-латинист и одновременно – как воспитатель, который корректирует и компенсирует те или иные недостатки школьного воспитания, формирует отношение к процессу образования.
Ситуация 2. Отечественная история
Отец Иоанн Артоболевский был профессиональным историком, его основные научные работы были именно по истории. Научным руководителем священника Артоболевского был известный историк В.О. Ключевский.
Свои знания по этому предмету, и главное – свою любовь к этому предмету отец Иоанн сумел передать своим детям. Но если изучение латыни было просто «домашними уроками», то в случае с историей мы видим совершенно другую ситуацию. И роль родителя здесь оказывается совершенно другой, и сама форма образования – тоже другой.
Курс истории в гимназии был построен, по воспоминаниям будущего академика, интересно, способствовал «общему развитию молодого человека». Однако «Преподаватель истории не отличался особенным педагогическим качествами, и его уроки проходили скучно. Вкус к истории мне скорее прививало чтение известных тогда исторических романов Сенкевича, Данилевского, В. Соловьёва, и др. Зная роль В.О. Ключевского в жизни моего отца, лет с 13-14 я стал читать сочинения В.О. Ключевского, и должен сказать, что это было и, пожалуй, осталось одним из наиболее любимых мною чтений»[6].
Почему мальчик-подросток вдруг заинтересовался историей? Так заинтересовался, что стал читать не только художественную, но и научную литературу по этому предмету. Мало того – интерес к отечественной истории сохранялся у будущего советского академика всю оставшуюся жизнь.
Причина такого увлечения предметом – отношение мальчика к своему отцу. Отец Иоанн Артоболевский обладал огромным авторитетом для всех членов своей семьи. Дети безмерно уважали своего отца, восхищались им. Советский академик описывает своего отца такими фразами: древними языками протоиерей Артоболевский владел «в совершенстве», работы философов знал «блестяще», вообще философию и литературу знал «прекрасно»[7]. Ведущий в мире специалист по машинам и механизмам не устает превозносить своего отца: «Его лекционные аудитории были всегда переполненными, он был одним из самых популярных профессоров среди студентов»[8]. О священническом служении родителя: «Слушать его съезжались многие москвичи – любители глубоких и содержательных проповедей»[9].
То, что отец обладал огромным авторитетом для сына, показывают признания академика о «влиянии отца» на него[10]. Уже будучи взрослым, И.И. Артоболевский читал рукописи лекций своего отца[11]. Выдающийся советский учёный и общественный деятель пишет: «Теперь возвращаюсь к прошлому и задаю вопрос, а кто же заложил во мне этот интерес к искусству и людям, творящим его? В первую очередь этим я обязан моему отцу, который привил мне вкус к чтению, ознакомил меня с лучшими произведениями корифеев мировой и русской литературы, развил у меня стремление изучать историю культуры человечества»[12].
Ребенок уважает своего отца. И любит его. И это отношение – повод узнать то, что знает отец. Узнать то, что любит отец. Узнать то, чем увлекается отец. И именно поэтому ребенок штудировал сочинения Ключевского.
А еще есть и такой момент: отец Иоанн держал дома большую библиотеку. И в этой библиотеке у отца Иоанна были книги по истории – и художественная литература, и научная. И ко всему этому его дети имели свободный доступ.
И последнее: по воспоминаниям академика, его отец часто приглашал к ним домой своих друзей, того же Ключевского. И при детях общался с этими людьми на самые разные темы. Дети слушали разговоры взрослых. И таким образом они получали минимальные знания по самым разным предметам. И просто знакомились с теми областями знаний, которыми интересовались их родители.
И вот какие идеи возникают вокруг этой ситуации:
- Добейся того, чтобы твои дети тебя уважали и любили.
- Открыто, при детях выражай свое увлечение каким-то предметом, областью знаний.
- Тогда твои дети сами, по своей воле будут стремиться узнать и полюбить то, что любишь ты, подражать тебе.
- Пусть у твоих детей будет возможность удовлетворить эту возникшую у них «образовательную потребность».
В ситуации с латынью отец практически дублирует школьное обучение. Здесь же ситуация совершенно другая – здесь образование оказывается формой жизни семьи. Создается образовательное пространство внутри дома – такая среда, в которой буквально «живет» изучаемый предмет. И создается эта среда в первую очередь характером отношений между папой и сыном.
Ситуация 3. Закон Божий
Безусловно, Закон Божий нельзя поставить на одну доску с другими предметами. Это не просто область знаний – это учение о вере. Это учение о жизни и пути к Богу. Но, как ни крути, это и учебная дисциплина тоже. И вопрос как раз в том, как именно можно и нужно преподавать эту дисциплину детям. Вопрос совсем не простой.
Вообще, Закон Божий как учебная дисциплина в дореволюционном образовании составлял основу культурного развития ребенка. Преподавателем этого предмета в гимназии, где обучался И.И. Артоболевский, был, конечно же, священник – в те времена, тем более в хороших гимназиях, Закон Божий преподавали не тетеньки, закончившие какие-нибудь курсы, а самые заслуженные протоиереи, глубоко образованные богословы, часто – будущие новомученики. Сын отца Иоанна Артоболевского свидетельствует, что его школьный законоучитель был «человеком образованным, хорошо знавшим философию, церковную историю»[13].
Казалось бы, здесь отцу нечего вмешиваться в учебный процесс. Можно успокоиться и заниматься своим священническим служением, научной работой, преподаванием в институте. Так нет же – отец Иоанн Артоболевский считал необходимым самому заниматься со своими детьми Законом Божиим, этим главным предметом в воспитании и обучении ребенка.
Академик Артоболевский описывает эти домашние занятия: «Основным учебником по этому предмету была Библия, я с удовольствием читал эту книгу… Большую роль в формировании моего религиозного мировоззрения в тот период играл, конечно, отец»[14].
Но обучение Закону Божию в семье новомученика Иоанна Артоболевского не ограничивалось домашними уроками под руководством отца. Можно сказать, что Законом Божиим была пронизана вся жизнь этой семьи. Как свидетельствует сам академик: «В детстве и в юношестве я, конечно, был религиозным, так как воспитывался в семье, где религия признавалась основой всей жизни человека»[15].
Дети в этой семье посещали церковные богослужения и хорошо знали их. Родители и дети дома Артоболевских участвовали в церковных службах регулярно, как минимум раз в неделю. Храм, о котором идет речь – церковь Московской Сельскохозяйственной академии (ныне имени Тимирязева): «Хором руководил… проф. Г.М. Турский, известный лесовод. На церковные службы приходили многие профессора и преподаватели института. Я принимал участие в богослужении… раздувал и подавал кадило», – вспоминает академик И.И. Артоболевский[16].
Вся семья, как единое целое, действительно жила верой, жизнью Церкви
«Дома строго следили за тем, чтобы мы, дети, аккуратно посещали по воскресеньям и праздничным дням богослужения»[17]. «Строгая слежка» не предполагала насилия, так как дети сами были увлечены «предметом». Этот момент считает нужным подчеркнуть и сам И.И. Артоболевский: «Настаивать на всем этом родителям не приходилась, т.к. мне самому очень нравилась строгость и торжественность православного богослужения, великолепное пение хора в церкви института»[18]. Таким образом, «строго следить» отнюдь не означало «заставлять» детей. Вся семья, как единое целое, действительно жила верой, жизнью Церкви. Академик Артоболевский рассказывает, что его отец не просто посылал детей в храм, не доверял их кому-то другому, но сам вместе с ребенком ходил на церковные службы[19]. Заметим, что технически священнику труднее приводить своих детей в храм, чем простому верующему, так как священническое служение, тем более служение настоятеля, требует затрат сил, времени и внимания именно во время богослужения.
В ситуации с Законом Божиим роль родителей в обучении детей оказывается снова ключевой. Здесь есть теоретическое изучение предмета – как и в случае с латынью, отец оказывается «домашним учителем». При этом снова – никакой привязки к школе, папа не помогает сыну «с уроками», а сам, по своему усмотрению, ради самого ребенка, организует образовательный процесс. Здесь есть и «практическое изучение» предмета: погружение в жизнь Церкви. «Закон Божий» пронизывает всю жизнь семьи – а значит, и всю жизнь ребенка. Обучение, воспитание, отношения, быт – все оказывается «Законом Божиим». По крайней мере, отец Иоанн Артоболевский стремился создать в своем доме такую среду. Или, как он говорил в своих проповедях, – выстраивал «течение жизни» своей семьи, «обстановку воспитания»[20].
***
В сухом остатке. Обращаясь к организации обучения детей в семье святого новомученика, протоиерея Иоанна Артоболевского, получаем примерно вот что.
В этой семье:
- Родители занимались организацией обучения своих детей. Первоначальное обучение (примерно до пятого-шестого класса современной российской школы) было организовано родителями дома, учебное заведение среднего звена тщательно выбирал отец ребенка.
- Родители выполняли роль учителей по некоторым предметами. Тогда, когда отец считал необходимым и возможным, он сам учил своих детей тому, что считал нужным, параллельно преподавал предметы – не вступая в конфликт со школой (а мы в таких случаях ворчим на министерства, времена и нравы…).
- Родители строили свой дом, жизнь своей семьи как образовательное пространство. Это среда, в которой ученик не только жил, но и образовывался, и воспитывался. Обучение соединялось с воспитанием, все это вместе, неразрывно связанное, соединялось с жизнью – с жизнью ученика и с жизнью всей семьи.
Чувствуя свою нищету в сравнении с таким культурным богатством семьи прот. Иоанна, надеешься только на помощь Божию в обучении ребенка. Ведь молитва родителей о своих детях - средство, доступное каждому.