Претензии к «Православной энциклопедии» малокомпетентны и смехотворны

На этой неделе партия «Яблоко» обвинила Министерство культуры России в том, что его поддержка издания «Православной энциклопедии» является коррупционной, а журналистка Юлия Латынина написала бойкую статью о якобы низком научном качестве статей этого издания. Мы обратились к российским ученым, видным специалистам в своих областях знаний, чтобы узнать, насколько серьёзным и весомым в научном плане изданием является «Православная энциклопедия», насколько обоснованны высказанные в ее адрес обвинения.

«Ничего подобного “Православной энциклопедии”
в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится»

Дмитрий Павлович Ивинский, профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук:

– «Православная энциклопедия» представляет собой уникальный опыт обобщения огромного массива данных, относящихся к ведению нескольких научных дисциплин – исторического богословия, истории Церкви, истории философии, истории литературы и филологии, истории культуры. Это первый после длительного перерыва коллективный труд, который стремится представить российскому обществу информацию по истории Православия за две тысячи лет, а вместе с тем осветить его сложную и многоаспектную соотнесенность с другими христианскими конфессиями, другими мировыми религиями. Исключительно важно, что данная энциклопедия оказалась результатом взаимодействия Церкви и государства, а вместе с тем приобрела общенациональное значение, а в большой мере – и международное.

Ничего подобного по культурному значению и по влиянию, которое уже оказывает эта энциклопедия на современную культуру, в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится.

Конечно, проект столкнулся с неизбежными трудностями, основная часть которых вряд ли нуждается в специальных разъяснениях: со времен Лопухина и Глубоковского в течение нескольких десятилетий нормальное развитие исторического богословия в России было чрезвычайно затруднено. «Православная энциклопедия» в настоящее время играет роль центра, консолидирующего имеющиеся научные силы, а каждый вышедший ее том существенно уточняет не только бытующие в церковной среде и в обществе в целом представления о границах профессиональных возможностей огромного коллектива ученых, но и актуальный образ православной цивилизации.

«Это инновационное предприятие»

Александр Геннадьевич Кравецкий, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН:

– «Православная энциклопедия» – один из наиболее серьезных и значимых постсоветских гуманитарных проектов. Это инновационное, как принято сейчас говорить, предприятие, аналог ему подобрать трудно. Да, в России была Православная богословская энциклопедия в начале XX века, но это было большей частью все же популярное издание. Данное же издание – это исследовательская энциклопедия, значительная часть статей которой представляют собой самостоятельные исследования. По очень многим вопросам она находится на пике современного знания, а не обобщает какие-то уже общеизвестные сведения. Как у нового предприятия, которое делается впервые, у него могут быть какие-то недостатки. Но все, что делается в первый раз, делается с ошибками, такова вообще особенность любого нового дела

«Претензии к “Православной энциклопедии”
для знающих людей выглядят попросту смехотворными»

Юрий Владимирович Пущаев, старший научный сотрудник Отдела философии ИНИОН РАН, кандидат философских наук:

– «Православная энциклопедия» – это ведь не только само издание, но и довольно мощный научно-церковный центр, укомплектованный квалифицированными редакторскими кадрами, которые стараются подбирать в качестве авторов лучших специалистов в каждой области знаний. Зарплаты в этом церковно-научном центре отнюдь не поражают воображение, хотя, повторюсь, работают там серьезные ученые и редакторы. А возглавляющий «Православную энциклопедию» Сергей Леонидович Кравец является также ответственным редактором издательства «Большая Российская энциклопедия» и ответственным секретарем «Большой Российской энциклопедии», что тоже говорит само за себя.

Уникальность данного издания в том, что оно далеко выходит и за рамки православного мира: в нем представлены основные сведения по всем христианским конфессиям и иным вероисповеданиям, весомые и интересные материалы по философии, литературе, изобразительному и архитектурному искусству, музыке, и т.д. Из своей области знаний в качестве аналогичного по значению предприятия для гуманитарной и культурной среды в России я, пожалуй, рискну назвать лишь легендарную пятитомную «Философскую энциклопедию», выходившую в 1960-е годы. В каком-то смысле она была таким же событием в культурной жизни страны, какой стала «Православная энциклопедия» в годы 2000-е. Аналогия тут в том, что как тогда «Философская энциклопедия» сыграла большую роль в деле возвращения в культуру профессиональной философии, так и сегодня «Православная энциклопедия» играет во многом схожую роль в воссоздании в России после долгого и трагического советского перерыва серьезной культурно-религиозной и при этом научно обоснованной традиции.

Так что для знающих людей претензии, высказанные в адрес «Православной энциклопедии» партией «Яблоко» и журналисткой Юлией Латыниной, выглядят попросту смехотворными. Такое впечатление, что эти люди заученно среагировали на эпитет «православная», что ассоциируется с их личными предрассудками в отношении Православия, а всерьез в саму энциклопедию и близко не заглядывали. Видимо, для них само сочетание «церковно-научный», само соединение Церкви и науки представляется чем-то невозможным.

Впрочем, как всегда, нет худа без добра. Благодаря поднятому малокомпетентному шуму больше народа узнает об этом издании и сможет к нему обратиться. Так что в каком-то смысле этим людям можно даже сказать «спасибо».

«“Православная энциклопедия” – очень серьезное предприятие»

Владимир Леонидович Коровин, доцент филологического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат филологических наук:

– «Православная энциклопедия» – очень серьезное научное и гуманитарное предприятие. Она выходит с начала 2000-х годов, а работа над проектом началась еще в середине 1990-х годов. На данный момент вышло 46 томов, издатели дошли до буквы «М». Это важно отметить, потому что аналогичным изданием в прошлом была Православная богословская энциклопедия под редакцией профессоров А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского, которая издавалась перед революцией. Ее последний – двенадцатый – том вышел в 1911 году и заканчивался статьей «Константинополь», после чего это издание так и осталось незаконченным. Нынешнее издание уже перешло через тот роковой рубеж и успешно движется дальше.

Без какого-либо преувеличения можно говорить, что данное издание является уникальным для отечественной гуманитарной традиции. Оно объединяет ведущих ученых самых разных специальностей: историков, литературоведов, богословов, религиоведов, искусствоведов, лингвистов. И этот список можно продолжать и продолжать. Статьи «Православной энциклопедии» отличаются высоким научным качеством и активно востребованы специалистами самых разных областей знаний. Желающим в этом убедиться достаточно посмотреть на редколлегию и авторский состав энциклопедии, а также ознакомиться с самим статьями, многие из которых размещены в открытом доступе на сайте http://www.pravenc.ru/.

Подготовил Юрий Пущаев

31 августа 2017 г.

Смотри также
Инвестиции в достоверность Инвестиции в достоверность Инвестиции в достоверность Инвестиции в достоверность
Александр Кравецкий
Православная энциклопедия — что собой представляет главный интеллектуальный проект Церкви? Стоит ли на нее тратить государственные деньги? Рассказывает филолог Александр Кравецкий
Сергей Кравец: «Всякая беседа с Патриархом давала новые силы» Сергей Кравец: «Всякая беседа с Патриархом давала новые силы» Сергей Кравец: «Всякая беседа с Патриархом давала новые силы» Сергей Кравец: «Всякая беседа с Патриархом давала новые силы»
У Патриарха Алексия II были далекоидущие планы. Но под будущим он понимал то, что с тобой будет там, на небесах.
Сергей Кравец: «Мы предлагаем очень сложную работу» Сергей Кравец: «Мы предлагаем очень сложную работу»
Беседа с Сергеем Леонидовичем Кравцом, руководителем церковно-научного центра «Православная энциклопедия»
Проблема в том, что научные энциклопедические статьи в современном информационном стремительно развивающемся поле теряют актуальность. Описания епархии, монастыря или персоналии, сделанные в начале 2000-х годов для первых томов «Православной энциклопедии», сегодня во многом уже должны быть изменены. Вот почему мы ведем работу по созданию портала «Знание» с ежедневным обновлением информации при сохранении высокого уровня ее достоверности.
Комментарии
Наталия Г.15 сентября 2024, 17:50
Как получилось, что в томах нет простого - оглавления с указанием в томе страниц, авторов статей и их названия? На сайте энциклопедии к каждому тому - тоже его нет. То есть выходит новый том и в статье о нем, даже не указываются начальные буквенные сочетания с которых начаты статьи - такое с томом 70-м. В статье о томе на букву Ф- информации нет вообще. Это очень неудобно и даже несолидно как-то. Нужно листать все, ища необходимое, а статьи, порой, не по порядку буквенному расположены. Думаешь, нет искомого, а оно просто дальше или раньше. За столько лет не сделать удобное пользование уже изданным. Это вызывать может только недоумение. Простите, конечно.
Анна 5 сентября 2017, 15:41
Слава Богу, что появился такой труд, как Православная энциклопедия. Очень хочу ее приобрести. А каким замечательным подарком она станет для родных и друзей. Доброго здоровья и душе спасения всем, кто принимал участие в ее создании.
Галина И. 3 сентября 2017, 22:55
2.камнем на каждую лающую на тебя собаку, то ты можешь не дойти до цели" (Ф.М. Достоевский), "У каждой пташки свои замашки" и пр. и пр. А еще возникла ассоциация с персонажем повести Булгакова "Собачье сердце" Полиграфом Шариковым. Просто надо знать свое место и не воображать себя птицей далекого полета. Действительно, смешно.
Галина И. 3 сентября 2017, 22:46
1. Простите, я не знаю Ю. Латынину и не читала ее статью, но, прочитав некоторые гневные комментарии, пришло в недоумение. По- моему, не стоит даже обращать внимания, тратить нервы и слова на статейку автора, ничего не соображающего в науке и Православии и пытающегося при помощи словесного бравого плевка создать себе псевдонаучный имидж. Рядом с таким огромным научно- историческим достоянием, как "Православная энциклопедия", статья Ю. Латыниной как нездоровая отрыжка, только и всего.В нашей классической литературе это давным- давно известно, например: "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона" (И.А. Крылов); "Если ты идешь к цели и на каждом шагу останавливаешься, чтобы кинуть
Лена 2 сентября 2017, 10:59
Очень захотелось заняться чтением ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, наконец... Давно собиралась, но теперь тот случай, когда видишь,что это нужно сделать непременно.
Татьяна 2 сентября 2017, 08:09
а журналистка Юлия Латынина написала бойкую статью о якобы низком научном качестве статей этого издания.

Ей ли, Ю. Латыниной рассуждать о низком НАУЧНОМ качестве статей издания "Православной энциклопедии"? Человеку, уже снискавшему себе славу на научном поприще в виде "стрелки осциллографа"? И такого уровня "эксперт" берется рассуждать о том, в чем весьма слабо разбирается? Возможно это именно тот случай, когда лучше промолчать.
Ника Палеолог 2 сентября 2017, 00:02
Сестра моего мужа написала несколько статей в ПЭ.
Таких ученых, преданных своему делу, честных, принципиальных и глубоко порядочных людей сейчас поискать. Работает в епархии, имеет много публикаций. Муж - профессор, тоже глубоко порядочный человек. Живут очень скромно. Таких людей надо ценить, уважать и поддерживать.
Наталья Богоявленская 1 сентября 2017, 21:59
Не поленилась: нашла статью Латыниной. Ну что сказать? Скабрёзничанье и богохульство. Написано вослед аресту Серебренникова -- явный заказ. Аргументация против энциклопедии отсутствует напрочь -- упоминаются, как водится, часы Патриарха и пьяные попы, давящие ни в чём не повинных людей. Но что интересно: она пишет, что в последнее время занята исключительно изучением Православия. Зачем? Многим памятна история начала прошлого века о том, как некий юноша, желая сокрушить христианство, засел за изучение Библии. А в результате этого изучения постригся в монахи и позже стал многим известным митрополитом Сурожским Антонием. А вот какие плоды получает госпожа Латынина -- непонятно.
Юлия 1 сентября 2017, 10:14
Как человек, имеющий непосредственное отношение к ПЭ, могу сказать, что энциклопедия соединяет в себе две функции: справочного издания (энциклопедия) и научного издания. Тематика у нас смешанная, она касается не только богословия, но и всех гуманитарных наук, включая музыку и страноведение. Есть направленность на большой охват как дисциплин, так и самих тем. Словники очень развернутые и каждая статья в ней заказывается автору-специалисту, ученому именно в этой области современной науки. Например, дается много статей по истории, персоналиям и искусству Греции и других стран.
Юлия 1 сентября 2017, 09:57
Значит с Энциклопедией все прекрасно, раз латынино и прочее яблоко против, как та Баба Яга из мультика.
Хуже было бы если бы вся эта болящая стайка хвалила это православное издание.
Людмила31 августа 2017, 23:16
"Православная энциклопедия" соткана из бисера. Как бывший сотрудник архива знаю, как тщательно авторы готовили свои статьи. Они подключали и нас к этой увлекательной работе, принимая предложения по персоналиям, присылая готовые материалы на рецензирование. Не стоить обращать внимания на неизбежную брань. Вспомните нападки на о.Иоанна Кронштадского в последние годы его земного пребывания. Прот. Иоанн Восторгов в 1907 г. сказал в его защиту: "Не унизите вы Бога и святыни, не заплюете неба, - плевки возвратятся на голову плевавших..." Оба отныне причислены к лику святых.
Татьяна Антропова31 августа 2017, 18:51
У бесов претензии не к энциклопедии, а к Православию.
Сергей31 августа 2017, 18:09
Владыка Тихон уже говорил о лживости Венедиктова,так что можно ожидать от его подопечных? Именно вранья. И они не успокоятся - у них в распоряжении имеются очень мощные информационные ресурсы и наглость,которой черти позавидуют. С одной стороны,надо противодействовать адекватно,то есть так же громко через большие сми,а с другой - удивляет позиция,вернее,отсутствие позиции государства по отношению к горстке людей,которые создают этот дьявольский шум. Их уже многократно уличали во вранье,а им хоть бы что...
Иоанна_31 августа 2017, 18:01
Люди, которые не имеют никакого отношения ни к Православию, ни к фундаментальной науке, берутся оценивать такой ГРАНДИОЗНЫЙ проект, как "Православная энциклопедия". Ну давайте на защиту диссертации пригласим оппонентом дядю Васю-водопроводчика... Кто сам ничего не умеет - тявкает на других и на этом пытается сделать себе имя. А тексты упомянутой журналистки я лично подвергла бы соответствующей экспертизе и запретила бы как оказывающие разрушительное воздействие на психику.
Наталия, Васильковая Русь31 августа 2017, 17:35
Низкий поклон всем, кто работает над каждым словом на каждой странице для каждого тома "Православной Энциклопедии". Не по рассказам известно как пишется даже маленькая статья в энциклопедию с заданным количеством знаков. Сколько приходится изучать, проверять и перепроверять, казалось бы уже хорошо известное, чтобы точно попасть в цель исследуемого объекта и не погрешить перед Господом в окончательном варианте написанного. Дай Бог мудрости, помощи и радости всему творческому коллективу этого фундаментального проекта! Оживи нас, Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×