Часть 1 – Константин и Елизавета Вендланды, в монашестве Иоанн и Евфросиния
9 мая 1983 года у Вечного огня. В центре митрополит Иоанн, справа от него архимандрит Михей (Хархаров) и протоиерей Игорь Мальцев
Услышанная просьба будущего архиепископа Михея (Хархарова)
А Саша Хархаров просил Бога о том, чтобы никого не убить на войне. Он с детства мечтал стать монахом. Имена русских святых Пересвета и Осляби с их подвигом, конечно, ему были известны. Но сам он не готов был убить человека. Так и получилось, как просил. Всемилостивый Господь учитывает особенности каждого. Александр и ранен не был. А между тем прошел рядовой Хархаров в составе батальона связи путь от Синявенских болот под Ленинградом до Германии.
Русская Православная Церковь благословила своих сынов и дочерей на ратный подвиг. За годы войны глава Русской Православной Церкви Сергий (Страгородский) обращался к православному народу с патриотическими посланиями более 20 раз. Уже в первые дни войны он благословил паству на великие труды для достижения Победы, сказав:
«Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехам, не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Все это сегодня широко известно, а все равно лишний раз радостно написать.
После войны иеромонах Михей поступил в Духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры. Многие его будущие однокурсники на вступительные экзамены пришли в гимнастерках.
Фотография 5-го выпуска Московской духовной семинарии. 1951 г.
«Придерживается религиозных убеждений»: характеристика маршала Говорова на будущего митрополита Алексия (Коноплева)
Виктор Коноплев, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий, был награжден медалью «За боевые заслуги». Несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет. Истекая кровью, взял на себя командование подразделением. Воевал на Северо-Западном, Брянском фронтах. Находился на волосок от смерти. Как сам рассказывал, остался жив благодаря помощи Бога. Демобилизовался в звании старшины.
Когда после войны обратился к архиерею за священнической хиротонией, тот засомневался: «А ты не отрекался, когда служил в армии?» Принес характеристику от маршала Говорова, где была и такая строка: «Придерживается религиозных убеждений». Маршал Советского Союза Говоров лично наградил Коноплева именной грамотой.
В конце 1980-х государственная политика в стране по отношению к Церкви начала меняться. Местные власти пригласили митрополита Алексия на торжество в честь Дня Победы. До этого священству в Калинине разрешалось почтить память воинов до или после 9 мая. Владыка как участник Великой Отечественной войны надел свои награды. Это было что-то невообразимое! Такой эффект произвело появление фронтовика в рясе. Его торжественно проводили на трибуну. И с того времени всегда приглашали на торжества.
«Служитель культа» по-отечески говорил о том, что Церковь христианская проповедует добро, понимание между людьми, и что эти чаяния созвучны с требованиями государства
Председатель облисполкома вспоминал, как в конце 1980-х впервые пришел к митрополиту Алексию на беседу и был очарован его простотой, душевностью и глубоким пониманием обстановки. «Служитель культа» по-отечески говорил о том, что Церковь христианская проповедует добро, понимание между людьми, и что эти чаяния созвучны с требованиями государства и его воспитательной работой среди народа. «Значит, мы обязаны дружить».
«И мне это запало в душу, и в дальнейшем, когда я продолжал трудиться в администрации, мы начали целенаправленную работу по передаче культовых объектов епархии».
Мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас рассказывал мне, как в середине 1990-х пришел к правящему архиерею архиепископу Михею с просьбой повременить с передачей епархии здания бывшей консистории.
– В этом здании много лет находился областной военкомат. Переселять его некуда. А в соответствии с законом мы обязаны были в короткие сроки передать его Церкви. Я говорю: «Владыка, ну, потерпите немного». Объяснил ситуацию. Он: «Хорошо, хорошо. Мы подождем». Хоть закон был на его стороне.
Будущий протоиерей Анатолий Новиков: «Вы не знаете, что такое стресс»
Однокурсник владыки Михея – протоиерей Василий Чугунов – окончил школу с золотой медалью, химфак МГУ – с красным дипломом. Был мобилизован и отправлен на фронт. Участвовал в боях, в том числе и на Бородинском поле. Из десяти тысяч солдат его дивизии в живых осталось 500.
Когда после боя лежал раненый в ногу и голову, а немцы ходили и добивали наших, дал обет, что если останется жив, посвятит себя служению Богу. И он остался жив.
Будущего митрофорного протоиерея Анатолия Васильевича Новикова (тоже однокурсник владыки Михея) призвали в армию в начале 1943 года. Тогда готовилось грандиозное сражение на Курской дуге. Он попал в только что образованную воздушно-десантную часть. Подготовка была серьезная, требовала большого самообладания. Задачи, которые они призваны были решать, – десантироваться с воздуха и действовать в тылу противника. Девиз в этих особых частях был такой: «Десантники в плен не сдаются!».
Его сын рассказывал, как уже после войны отец смотрел по телевизору какой-то сюжет об армейской жизни. Молодой солдат делился переживаниями, как во время маневров получил большой стресс. Отец неожиданно сказал:
«Они не знают, что такое стресс. Стресс – это когда лежишь с простреленной ногой и рукой в поле на островке, а на тебя пикирует вражеский истребитель. Ты видишь улыбающееся лицо пилота, фонтанчики от разрывов пуль бегут прямо к тебе... и проходят мимо. Это значит – испытать стресс».
А еще – нервное напряжение перед атакой, когда все уже знают, что будет ракета и крик «Вперед!» Но остается еще несколько минут. И это – момент крайнего напряжения, даже перенапряжения всех физических и психических сил. В эти страшные минуты некоторые солдаты – члены партии – молились и крестились, невзирая на то, что рядом были политруки.
Последний бой его был в марте 1945 года, за 2 месяца до Победы, под Гданьском. Тогда из 20 человек их группы в живых осталось двое. С тяжелой контузией и ранением он вторично попал в госпиталь.
Посмотрела по карте расстояние между Гданьском и Быдгощем. 130 км по прямой. И даже если чуть больше, все равно недалеко. А вдруг он лечился в том госпитале, где служила капитан медицинской службы Елизавета Вендланд?
О Победе в госпитале узнали 8 мая. Это вспоминал Анатолий Новиков:
«Сначала в палате услышали многочисленные залпы и автоматные очереди, увидели пуски сигнальных ракет – стреляли из всех видов оружия, но непонятно куда и зачем. Все серьезно всполошились, потому что вокруг еще бродили остатки разгромленных немецких частей. Но, выглянув в окно, увидели общее ликование – радостные солдаты обнимались и кричали о победе над врагом».
А с однополчанами отец Анатолий никогда не встречался – никого не осталось в живых
В 1946-м году его демобилизовали. Многие его запомнили на вступительных экзаменах в сапогах, галифе и гимнастерке. Никакого гражданского костюма у него просто не было. А с однополчанами отец Анатолий никогда не встречался – никого не осталось в живых...
Константин Вендланд в своем далеком Узбекистане о Победе писал так:
«Страна ликовала: труднейшая война, унесшая десятки миллионов жизней и разорившая половину нашей страны, закончилась Великой Победой. Этот год был последним годом моих полевых работ (всего, считая студенческие годы, я работал в поле с 1926 по 1945 год)».
Его коллега, геолог Нина Дмитриевна Зленко, так вспоминала 9 мая в Ташкенте:
«День Победы! Рано утром нас разбудил стук в окно и ликующий голос соседки со двора: ‟Нина, конец войне, мир, победа!”»
Несколько дней длилось всеобщее ликование, радость за уцелевших, скорбь о погибших. Митинги, демонстрации, веселые песни на улицах – торжественный праздник.
А ученый-палеонтолог Николай Павлович Гомолицкий – ему сейчас под 90, и недавно я побывала у него в гостях в Ташкенте, – рассказывал, как 9 мая они с мамой шли через весь город в единственную в Ташкенте церковь, где в течение всего дня служили молебны Господу в благодарность о дарованной Победе. Один молебен заканчивался, другой начинался. Мама шла босиком, потому что жалела единственные босоножки.
Тайный иеромонах Иоанн (Вендланд), в миру Константин Николаевич, очень любил геологию. Но пришло время менять жизнь:
«Мне нужно было уволиться из Геологического управления и из института, прямо заявив, что я священник. Так я и сделал, хотя такое неожиданное заявление стоило мне огромного усилия над собой. Совершить такой скачок мне помогло настроение. Думаю, что оно было от Бога: размышляя ночью, при звездах, о том, как я целиком буду служить Церкви, я испытал чувство светлого блаженства и счастья. И это придало мне смелости в моих неожиданных для всех заявлениях».
25-летний юбилей V выпуска Московской духовной семинарии 1947-1951
«Дорогой наш воин» Игорь Мальцев, будущий протоиерей
После Победы в духовную семью архимандрита Гурия влился еще один фронтовик – Игорь Мальцев. Окончив Калининское военное училище химзащиты, он участвовал в Великой Отечественной войне в 1943–1945-м гг. на 1-м Украинском фронте. После Победы был направлен на курсы усовершенствования офицерского состава, по окончании которых в ноябре 1945 года приехал домой в отпуск. В Загорске Игорь пришел на службу в родной для него с детства Ильинский храм.
Всенощную на празднование Архистратига Божия Михаила возглавлял митрополит Николай (Ярушевич). При Елеопомазании он по-отечески радушно обратился к нему: «Дорогой наш воин!»
Это теплое обращение очень растрогало его. В эту службу произошли замечательные события: митрополит Николай сообщил о решении правительства открыть Троице-Сергиеву лавру и о назначении ее наместником архимандрита Гурия (Егорова). Здесь же Игорь впервые увидел о. Гурия. С первого взгляда тот привлек его внимание внутренней духовной силой. Игорь подумал: «Вот бы такого духовного отца». Через несколько дней после их знакомства архимандрит Гурий предложил ему стать его духовным сыном.
Истинное оружие
В слове на постриг Елизаветы Николаевны Вендланд в монашество с именем Евфросиния архиепископ Гурий пожелал ей всегда пребывать в послушании, трудиться, внося в дело труда память о Боге.
– Всегда имей в мыслях память о Боге, ищи той теплоты, которая дается молитвой, и тогда будешь управлена в Царство Небесное. Ищи этой молитвы. Не слов, не восторгов, а постоянно памяти о Боге с сердечной теплотою.
Она трудилась, внося в дело труда память о Боге. Воинская служба стала ее послушанием. И Бога на фронте она не забывала ни на минуту
Кто знал монахиню Евфросинию, говорили, что так было всегда. И до монашества, и после пострига. Она всегда пребывала в послушании, трудилась, внося в дело труда память о Боге. Воинская служба стала ее послушанием. И Бога на фронте она не забывала ни на минуту.
Кто знал будущих монахов на войне – а таковых было немало, – отмечали их особое смирение. И когда эти воины пришли после Победы в открывшиеся монастыри и храмы, то принесли с собой этот дух. Они не рассказывали о войне. Воспоминания кровоточили до конца жизни. Отказ от воспоминаний – один из самых простых способов защитить свою психику. Но они были истинными воинами Христовыми. О таких сказал святитель Иннокентий Херсонский, что, кроме оружия земного, такие имели и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское.