Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Схимонахиня Гавриила (Александрова; 1876–1952), маросейская подвижница

Схимонахиня Гавриила (Александрова) Схимонахиня Гавриила (Александрова) Схимонахиня Гавриила (в миру Лидия Александровна Александрова) родилась 26 марта (8 апреля нов. ст.) 1876 года в состоятельной московской дворянской семье. Мать Лидии скончалась при ее родах, и Лидия всю жизнь чувствовала вину перед ней за то, что явилась невольной причиной ее ранней смерти. Порой она говорила: «Я не могу предаваться радостям мира сего, потому что моя мама не успела испытать этого до конца». Воспитанием Лиды и старшего брата занималась благочестивая бабушка, которая не только дала детям прекрасное образование, но и привила им любовь к Богу, приобщила их к церковной жизни. Уже к отроческим годам Лида не представляла себе жизни вне Церкви и стремилась к монашеской жизни. Ее решение укрепилось после паломничества в Саровский лес, где, по ее словам, она заблудилась, долго плутала и обратилась с молитвой к преподобному Серафиму, который услышал ее молитву. Внезапно перед ней явилась дорожка, которая довела ее до самого монастыря. Будущая схимонахиня считала, что так ей была указана дорога жизни, что преподобный Серафим указал ей путь в обитель. По Промыслу Божиему ей было суждено стать монахиней в миру.

Будущая схимонахиня считала, что преподобный Серафим указал ей путь в обитель. По Промыслу Божиему ей было суждено стать монахиней в миру

Когда бабушка завела однажды разговор о возможном сватовстве, Лидия тайком ушла в монастырь вместе со своей подругой Сашенькой, однако бабушка ее разыскала и увезла домой. Лидия любила посещать разные храмы Москвы. Однажды она по совету знакомых пришла в храм на Маросейке, чтобы увидеть прозорливого старца Алексия Мечёва (1859–1923)[1], к которому стекалась вся православная Москва, а затем и вся Россия. Оптинские старцы говорили приезжающим москвичам: «Зачем вы к нам едете, когда у вас отец Алексий есть?!»

Придя в Никольский храм, Лидия была удивлена, что такой известный священник служит в таком маленьком храме. Она стояла у свечного ящика и с нетерпением ждала, когда же появится батюшка. И вот он появился. Как вспоминала о своей первой встрече сама Лидия Александровна:

«Идет священник с каждением, маленького роста… с перекошенной набок фелонью и развязавшейся поручью… идет медленно, и еще медленнее кадит… Я обратилась с вопросом к старосте: ‟Где же отец Алексий Мечёв?” – и получила ответ: ‟Да вот он”».

Когда начался молебен с чтением акафиста перед образом Феодоровской Божией Матери, ей показалось, что отец Алексий беседовал с Царицей Небесной

Но когда после всенощного бдения начался торжественный молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, ей показалось, что отец Алексий не читал его, а беседовал с Царицей Небесной. Она почувствовала такую сердечную теплоту, что забыла обо всем на свете. Лидия всем сердцем полюбила и тесный маленький храм, и его настоятеля.

Лидия Александровна стала духовной дочерью отца Алексия Мечёва, будущего святого праведника Алексия Московского, и членом общины храма Святителя Николая в Клённиках, на Маросейке. Приблизительно с 1917 года Лидия Александровна жила при Николо-Клённиковском храме. Комнату в полуподвальном помещении дома причта ей предоставил отец Алексий. Это был дом, построенный известным книгоиздателем И.Д. Сытиным (1851–1934) на церковном дворе маросейского храма. Она оставалась здесь и после закрытия храма в 1932-м году. Власти не тронули ее, но потеснили, оставив в крохотной келлии, а остальное пространство подвала предоставили еще одной семье. Чтобы не беспокоить соседей, посетители проникали в комнатку схимонахини через оконце, к которому были приставлены ящички-ступеньки. В своей комнатке-келлии Лидия Александровна прожила до самой смерти.

Протоиерей Алексий Мечев Протоиерей Алексий Мечев По благословению батюшки Алексия она убирала храм, была алтарницей, трудилась за свечным ящиком, пекла и продавала просфоры, мыла окна храма, протирала иконы, чистила подсвечники, мыла пол, трясла ковры – всё это она проделывала в одни руки, и только через 2 года, когда образовалась община, у нее появились молодые помощницы. А еще она помогала надзирательнице детского приюта, устроенного при храме.

Старец Алексий говорил своим духовным чадам:

«Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды так вас завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел».

Этот его наказ схимонахиня Гавриила выполняла всю жизнь. Отец Алексий наставлял Лидию Александровну: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобой на всем свете нет никого», – приучая ее к смирению. О прозорливости старца говорили многие случаи; приведем пример одного из них, записанный схимонахиней Гавриилой.

«Прихожу как-то к Батюшке, извещаю его, что в церкви ждут его для Венчания богатый подрядчик ломовых извозчиков и с ним вдова, 25 лет вдовствующая.

– Ну, какая там свадьба, что ты еще говоришь, – неохотно ответил мне Батюшка.

Недоумевая ответом Батюшки, я стала просить его выйти обвенчать, так как пришедший мужчина очень просит об этом. Когда я спросила Батюшку, какое облачение приготовить, батюшка опять неохотно заметил: ‟Ну, какое там облачение. Да смотри, не вздумай приготавливать в большом приделе, готовь в малом”, – чему я была очень удивлена, так как проситель сорил деньгами направо и налево. Когда уже все было готово к Венчанию, Батюшка медлил и всё не приходил. Обвенчав, Батюшка быстро удалился к себе домой. Прошло не более двух недель, как заявилась обвенчанная Батюшкой женщина с рассказом о неудачном браке. Из двух недель замужества она еле дотянула одну, так как муж ее оказался очень дурным человеком».

Даже в самое страшное время гонений Лидия Александровна ходила в храм и была свидетельницей тяжелого креста пастырского служения, который нес старец Алексий. Она видела его безграничную любовь и доброту к людям, она слышала его советы и наставления и записывала их. Лидия Александровна писала:

«Глубоко поразивший меня случай: после ранней литургии к Батюшке подходит пьяный оборванный человек и, упав ему в ноги, весь трясясь и едва выговаривая слова, обращается к Батюшке: ‟Я совсем погиб, спился… Погибла душа моя… Спаси, помоги мне. Не помню себя трезвым… потерял образ человека”. Не погнушавшись его омерзительным видом, Батюшка совсем близко подходит к нему, любовно заглядывая в глаза, кладет на плечо свою руку и говорит: ‟Голубчик, пора нам с тобой уже перестать винцо-то пить!” – ‟Помогите, дорогой Батюшка, помолитесь”. Батюшка же, взяв его за руку, ведет на амвон и, оставив его там, уходит в алтарь. Открывает завесу царских врат Казанского придела, торжественно распахивает царские врата и начинает молебен, величественным голосом произнеся: ‟Благословен Бог наш”. Снова взяв за руку грязного оборванца, ставит его рядом с собой в самых царских вратах, опускается вместе с ним на колени и со слезами начинает усердно возносить молитвы к Господу Богу… По окончании молебна Батюшка трижды осенил крестом несчастного и, подавая ему просфору, три раза его поцеловал. Ровно через неделю подходит к свечному ящику прилично одетый человек и, покупая свечу, спрашивает: ‟Как бы мне увидеть Батюшку отца Алексия?” Узнав, что Батюшка в храме, он радостно заявляет, что желает отслужить благодарственный молебен. Вышедший же на амвон Батюшка воскликнул: ‟Василий, да это ты!” С рыданием бросился к его ногам недавно бывший бродяга, прослезился и Батюшка, начиная молебен. А на наши расспросы Василий сказал, что получил хорошее место и прекрасно устроился».

Схимонахиня Гавриила (Александрова). 1950-ые годы Схимонахиня Гавриила (Александрова). 1950-ые годы Этим светом любви к Богу и людям, исходившим от отца Алексия, подвижница пропиталась за годы тесного общения с ним – и щедро делилась им с другими. Духовная дочь старца схимонахиня Гавриила с годами возрастала духовно, со временем по молитвам святого праведного Алексия Мечёва стала духовным светильником, отличалась особой любовью к людям и способностью приводить их к Богу своим примером христианской жизни. Она никогда не принуждала людей к строгому исполнению правил, а просто всех любила и помогала всем, кто к ней обращался за помощью. Это был подвиг истинной христианской любви, подвиг скромной, незаметной труженицы, которая на самом деле являлась настоящим столпом Православия.

Подвижник благочестия, отец Алексий отошел ко Господу в 1923-м году. Его кончина стала для духовной дочери невосполнимой утратой. Теперь духовных чад старца стал окормлять его сын – будущий священномученик Сергий Мечёв (1892–1942). Видимо, именно при нем состоялся постриг в схиму Лидии Александровны. В краткой биографической справке о регенте правого хора на Маросейке Марии Ивановны Тимофеевой (1901–1989) содержится интересная информация:

«В свое время она (Мария Тимофеева) вместе с Лидией Александровной и Евдокией Худяковой ездила в Киев. Они обратились там к старцу, и он постриг их в схиму (кроме Маруси, не решившейся на этот шаг без благословения о. Сергия)»[2].

Видимо, постриг Лидии в схиму состоялся в период с 1923 по 1929 гг., так как в 1929-м году отец Сергий Мечёв был арестован и сослан на Север. Схимонахиня Гавриила стала как бы преемницей отца Алексия и отца Сергия. Внешне она жила обычной мирской жизнью, но в действительности это была жизнь подвижницы.

То, что старица была схимницей, близкие к ней люди узнали только после ее смерти: при подготовке к похоронам в заготовленном на погребение узелке обнаружили записку с ее монашеским именем и схимническое облачение.

Несмотря на гонения, она сохранила и передала следующим поколениям подлинный дух Православной Церкви

В 1932-м году храм Святителя Николая был закрыт. Схимонахиня Гавриила продолжала молиться в Богоявленском соборе в Елохове, у иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Несмотря на сложные времена и гонения, она сохранила и передала следующим поколениям подлинный дух Православной Церкви. Многие приходили на Маросейку, в келлию схимонахини Гавриилы, за поддержкой и утешением, за духовным советом. Подвижница старалась всем помочь, за всех молилась, приводила людей к Богу. В годы Великой Отечественной войны схимонахиня отдавала свою хлебную карточку многодетным семьям, а ей раз в неделю привозили буханку белого и ржаного хлеба.

После кончины батюшки она прожила еще 30 лет в той же полуподвальной комнатке дома для причта при маросейском храме.

Подвижница завещала похоронить себя на Алексеевском кладбище при московском храме Тихвинской иконы Божией Матери, что рядом с ВДНХ. Она также подарила храму образ Владимирской Божией Матери, который долгие годы находился в ее комнатке-келлии на Маросейке. После ее кончины икона была перенесена в Тихвинский храм, где она находится в настоящее время.

Она явила собой пример смирения и истинной христианской любви, став одним из столпов Православия своего времени

Схимонахиня отошла ко Господу 4 ноября 1952 года, в праздник иконы Божией Матери Казанская. Гроб с телом старицы выносили через то самое окошко, через которое ходили к ней посетители в полуподвальную комнатку на Маросейке. Она и после смерти оказывала молитвенную помощь людям. Еще при жизни она часто говорила близким:

«Когда будешь в церкви, то после службы заходи ко мне на могилку. Помолись, и я за тебя помолюсь. И потом не забудь поблагодарить Господа Бога».

Она оставила после себя яркий след в жизни людей, с которыми ее свел Бог на тяжелом жизненном пути. Она явила собой пример смирения и истинной христианской любви, став одним из столпов Православия своего времени.

Могила схимонахини Гавриилы на Московском Алексеевском кладбище при храме Тихвинской иконы Божией Матери на ВДНХ Могила схимонахини Гавриилы на Московском Алексеевском кладбище при храме Тихвинской иконы Божией Матери на ВДНХ Из воспоминаний Надежды Георгиевны Чертулиной:

«Мое знакомство с этим редкостным по силе веры и духа человеком, ставшим мне впоследствии духовным наставником на пути спасения, состоялось в 1936-м году. Мне было всего 14 лет… Матушка проживала в полуподвальном помещении, где мы часто бывали с мамой… Помню, что моя мама часто просила ее мудрого совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Сколько же она, а потом и я находили сердечного тепла и искреннего участия к нам, грешным! Какое великое счастье было для мирского человека найти утешение у своего наставника, особенно в то тяжелое время! Матушка подолгу беседовала со своими духовными чадами, призывала их к молитве и молилась вместе с ними, а перед уходом обязательно трижды читала ‟Песнь Богородице” пред Владимирской иконой Царицы Небесной… Сколько творилось здесь сердечных молитв о спасении, сколько слез пролито пред светлым образом Богородицы! В этих святых стенах получал облегчение и Божие благословение каждый страждущий, никто не уходил неутешенным, каждый обретал надежду и защиту… Несомненно, эта праведница обладала Божием даром прозорливости… Приведу пример… Однажды бабушка Лида (схимонахиня Гавриила), наблюдая за игрой детей, сказала, глядя на моего двоюродного брата Павла Шишкова: ‟Придет время, они к нему исповедоваться будут приходить”. Так она предвидела земной путь духовного подвига моего брата, ныне схиигумена Московского Данилова монастыря отца Рафаила».

Из воспоминаний схиигумена Рафаила (Шишкова) о схимонахине Гаврииле:

«Лидия Александровна была примерно с 1917 года алтарницей в храме Святителя Николая в Клёниках и жила в церковном доме, во дворе, до дня своей смерти… Схимонахиня Гавриила оказала большое влияние на всю нашу многочисленную родню, на подрастающее поколение. Она не только разрешала наши жизненные проблемы – она приближала нас к Богу, к храму, к Иисусовой молитве, молилась за нас. Есть примеры ее прозорливости…».

Она предсказала его будущее священство.

Мария Тоболова

23 июня 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 326 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЛИТЕРАТУРА

  • По земле, как по Небу: О схимонахине Гаврииле (Александровой) – духовной дочери святого праведного Алексия Мечёва. – Москва: Даниловский благовестник. 2006 г.
  • Пастырь добрый. – М., «Паломник». 2007 г.
  • Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексия Мечёва// По земле, как по Небу. – М., Данилов мужской монастырь. 2017 г.

[1] Протоиерей Алексей Алексеевич Мечёв (1859–1923) родился 16 сентября в семье Алексея Ивановича Мечёва, регента кафедрального Чудовского хора. Учился Алексей Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Мечтал стать врачом, но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. Впоследствии, обретя свое истинное призвание, был очень благодарен матери. По окончании семинарии был определен псаломщиком Московской Знаменской церкви на Знаменке. 18 ноября 1884 года рукоположен во диакона, а 19 марта 1893 года рукоположен во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке. Церковь была очень маленькой, и приход ее был очень мал. Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение. В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Число молящихся в храме всё увеличивалось, особенно после 1917 года. На старчество отца Алексия благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, когда после смерти жены о. Алексий долгое время был безутешен от горя. Из воспоминаний монахини Иулиании: «Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким-то особым, ни с чем не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нем, иногда для некоторых проявлялась и вовне: он стоял на воздухе, и из глаз его как бы сыпались искры». Скончался отец Алексий 22 июня 1923 года. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Вместе с отцом был канонизирован его сын – священномученик Сергий. В 2001-м году совершилось перенесение мощей святого праведного Алексия Мечёва в Московский храм Святителя Николая в Кленниках.

[2] Пастырь добрый. – М., «Паломник». С. 748.

Смотри также
Игуменья, создавшая скафандр для Гагарина Игуменья, создавшая скафандр для Гагарина
Мария Тоболова
Игуменья, создавшая скафандр для Гагарина Игуменья, создавшая скафандр для Гагарина
Памяти игуменьи Серафимы (Варвары Чичаговой-Черной; 1914–1999)
Мария Тоболова
Прямо на нее из глубины иконы смотрел Христос в белом хитоне, простирая к ней руки. Она сразу же узнала эту икону: ведь она была написана ее дедом, митрополитом Серафимом.
Памяти схим. Стефаниды (Хиловой). Часть 1 Памяти схим. Стефаниды (Хиловой). Часть 1
Иером. Нектарий (Соколов)
Памяти схим. Стефаниды (Хиловой). Часть 1 Путь нижегородской крестьянки Фаины в лавру Преподобного Сергия
Памяти схимонахини Стефаниды (Хиловой). Часть 1
Иеромонах Нектарий (Соколов)
Женой, принесшей мантию в ее дом, была Сама Небесная Игумения всех монашествующих, побуждавшая Фаину помогать Ей отмаливать впавшего в соблазны духовника.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…» «Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…» «Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Эльвира Меженная
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Комментарии
Елена 1 июля 2025, 04:09
Спасибо за интересную публикацию о праведном человеке! Царствие Небесное схимонахине Гаврииле! Вечная память!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×