Протоиерей Василий Русинка, представитель Украинской Православной Церкви в Верховной Раде Украины, о том, как складывались церковно-государственные отношения на Украине в течение последних двух десятилетий и что изменилось сейчас, что предпринимается Церковью для защиты своих прав, на которые посягают новые законодательные инициативы некоторых депутатов.
– Отец Василий, решением Священного Синода УПЦ вы с 2011 года представляете Украинскую Православную Церковь в Верховной Раде Украины – высшем законодательном органе страны. За это время произошли значительные изменения в нашей жизни: после «революции достоинства» радикальные политические круги буквально набросились на каноническую Церковь, навешивая на нее ярлыки «сепаратистки», «приспешницы Москвы» и проч.; по Украине прокатилась волна захватов наших храмов раскольниками. Как сейчас обстоит дело в верхних эшелонах нашего политикума?
– Церковно-государственные отношения никогда не были простыми. 70-летие атеистического режима оставило в сознании государственных мужей «генетическое» наследие: Церковь должна быть управляемой, подконтрольной и подотчетной. Первым и самым ярким посылом после распада Союза и образования Украины было желание в Церкви «навести порядок». Логика проста: коль Украина независима, то и Церковь на Украине должна иметь абсолютную независимость, отъединиться от полноты РПЦ путем «решения сверху». Во внимание не бралось, что еще при СССР, в 1990 году, Томасом Патриарха Алексия ІІ Украинской Православной Церкви были дарованы права широкой автономии и самоуправления, создания Священного Синода УПЦ, предстоятелю присваивался титул «Блаженнейшего Митрополита», как это принято в ряде Поместных Православных Церквей мира. То есть «независимость» Православной Церкви на Украине была дарована еще до провозглашения независимости самой страны.
Однако политикам нужна была управляемая, карманная церковь, которая являлась бы составляющей частью идеологического аппарата, формирующего «национальное сознание» масс. Радикалы требовали «полной украинизации», перехода на украинский богослужебный язык, запрета поминания Патриарха Московского и даже объединения с униатами и «автокефалами-самосвятами», появившимися из-за океана на гребне горбачевской «перестройки». Многие политики и простые граждане Украины и сегодня не понимают, что Церковь живет по своим законам – не временным, политическим, а духовным, незыблемым, установленным Самим Богом. И ей не присуще участие в политических процессах; Церковь, по слову Христа, учит отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Однако на этой же национально-политической волне сшил себе куколь «патриарха» раскольник Филарет, иезуитски сыграв на политических картах начала 1990-х. Он предложил Леониду Кравчуку «объединить» УПЦ с УАПЦ под названием «УПЦ Киевского Патриархата», мотивируя тем, что создание новой конфессии убьет двух зайцев – ликвидирует раскол и подарит новой «церкви» статус автокефальной и что ее якобы признает весь православный мир. А он, как истинный патриот, возглавит украинское Православие.
Последствия известны: новый раскол еще более усугубил религиозную жизнь страны. И не только религиозную. Его «лозунги» и «цитаты» о канонической УПЦ как «руке Москвы» подхватили многие политики и манипулируют ими и поныне. Можно сказать, что раскол на Украине начался с религиозного раскола, инициатором которого стал лжепатриарх Филарет.
Новоизбранный митрополит Владимир (Сабодан; † 2014) долгое время откровенно игнорировался властью и самим президентом, пока наконец авторитет УПЦ и ее предстоятеля на Украине и за рубежом не заставил власти предержащие менять политику в отношении канонической Церкви. Тогда в Верховную Раду Украины и был направлен первый представитель УПЦ – епископ Августин (Маркевич), ныне митрополит Белоцерковский.
– Скажите, отче, имеет какие-то результаты Представительство УПЦ в Верховной Раде? Насколько эффективно присутствие церковного представителя в высшем законодательном органе?
– Церковь активно работает в профильных комитетах Рады, сложились добрые деловые отношения с рядом депутатов всех созывов, которые впоследствии занимали высокие государственные должности, возглавляли министерства и ведомства. Главы государственных комитетов по делам религии во многом содействовали нормализации церковно-государственных отношений, возврату церковного имущества, храмов и монастырей, пребывавших в музейной собственности или в запустении у различных служб, даже тюремных, медицинских. В прошлом созыве Верховной Рады нам удалось инициировать целый ряд законопроектов. Был поднят важнейший вопрос о предоставлении Церкви статуса юридического лица, о предоставлении права организации Церковью учебных заведений, о признании государством дипломов духовных учебных школ, об изъятии из законодательных актов положений: «образование носит светский характер» и «школа отделена от Церкви». Неоднократно речь шла о введении института капелланства, о благотворительности и организации социальной помощи, об изменениях в Налоговом кодексе, что касается объектов жилой недвижимости религиозных организаций, о внедрении христианских духовных нравственных ценностей в учебно-воспитательный процесс, о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно партнерских взаимоотношений государства, школы и Церкви. И о многом другом.
К сожалению, в послемайданный период ситуация кардинально изменилась.
– 8 мая этого года возле Верховной Рады Украины состоялось многотысячное молитвенное стояние православных из разных регионов страны: таким образом люди проявили свою позицию относительно принятия злополучных законопроектов № 4128 и № 4511. Они были сняты с повестки дня, но не отменены для рассмотрения. Как сейчас обстоят дела?
– Эти законы – своеобразная иллюстрация продолжения борьбы против канонической Украинской Православной Церкви со стороны определенных политических сил.
Во время трагических событий на Майдане в конце 2014 года, а именно 4 декабря, был зарегистрирован и внесен на рассмотрение законопроект № 1244 (автор – нардеп Юрий Бублик и другие). Это была настоящая спекуляция на фоне политического обострения с целью «выявления врага на религиозной почве».
Внедрением этих законов нардепы, проявив свое персональное отношение к канонической Церкви, стремились трансформировать его в общество, чтобы враждебно настроить его против УПЦ. В частности предлагалось, чтобы в названии религиозной организации, «руководящий центр которой находится за пределами Украины», обязательно отражалось именование этого центра. То есть имелась в виду именно Украинская Православная Церковь, «управляемая» из Москвы. Во-первых, это не соответствует действительности. В Уставе об управлении Украинской Православной Церковью (глава 1, пункты 1, 2) говорится: «Пункт 1. Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве. Пункт 2. Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всей Украины». Итак, «руководящий центр» нашей Церкви, о котором говорится в законопроекте, находится в Киеве. В пункте 1 второго раздела Устава также говорится: «В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви, который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом».
Как видим, никаких «зарубежных центров» Украинская Православная Церковь не имеет. С Московским Патриархатом Украинская Православная Церковь имеет молитвенную, каноническую связь, на богослужениях поминает Святейшего Патриарха Московского как главу РПЦ, в состав которой входит, но ни в каком административном, юридическом, кадровом подчинении не состоит.
– Какую же цель преследуют политики?
– Авторы предлагаемых проектов сознательно прибегают к политическим инсинуациям, вводя общественность в заблуждение, спекулируя политическими настроениями людей, создают религиозное напряжение. Пренебрегая Основным Законом, они грубо нарушают статью 35 Конституции Украины, где четко прописано, что Церковь и религиозные организации на Украине отделены от государства. Поэтому государство не вправе требовать изменения юридического названия религиозной организации, для этого отсутствуют какие-либо основания.
– А каково мнение религиозных мировых сообществ по поводу этих законопроектов?
– Свое негативное отношение относительно этих законопроектов высказали представители Всемирного Совета Церквей, Международный институт прав человека стран Восточной Европы, Государственный секретариат Ватикана, предстоятели и представители автокефальных Православных Церквей, Институт религиозной свободы на Украине, Всеукраинский Совет Церквей, известные политологи, религиоведы и юристы, почти все религиозные конфессии Украины, кроме УПЦ КП. Раскольники Филарета, которые создали свою структуру незаконно и неканонически, увидели в законопроектах новый привлекательный инструмент борьбы с канонической Украинской Православной Церковью.
Недавно состоялось обсуждение возможности инициирования обращения в международный европейский экспертный орган по правовым вопросам – в европейскую комиссию за демократию через право – т.н. Венецианскую комиссию. Основной формой работы этой комиссии является анализ законопроектов и законов государств-участников, касающихся проблемы конституционных прав и свобод. Украина является участником Венецианской комиссии с 1992 года. Выводы, которые принимаются этой комиссией, используются Парламентской Ассамблеей Совета Европы как отражение европейских стандартов прав человека и принципов демократии и верховенства права.
Слава Богу, на международном уровне нашей Церковью уже поднят вопрос грубого нарушения конституционных прав и свобод в нашей стране. Как известно, епископ Барышевский Виктор (Коцаба), представитель УПЦ при международных организациях, участвовал в совещании ОБСЕ по правам человека в Австрии, а также в заседании XXIV Генеральной Межпарламентской Ассамблеи Православия, которая проходила в стенах Итальянского парламента. На этих европейских площадках мы поставили в известность международное сообщество о фактах грубого нарушения Конституции Украины и деструктивного отношения к канонической Украинской Православной Церкви со стороны определенных представителей государства и органов государственной власти.
– Отец Василий, скажите, изменился ли градус накала в религиозной жизни Украины и в целом в церковно-государственных отношениях?
– Однозначно, да. В обществе в целом спал градус политического напряжения, несмотря на то, что на востоке страны еще продолжается военное противостояние. Время само внесло коррективы: люди, поверившие в обещания «революции достоинства», ничего из обещанного не получили. Политики, пришедшие к власти, не оправдали доверия. Уровень жизни населения упал в несколько раз. У людей была возможность объективно оценить, кто нам враг, а кто нам друг. Православная Церковь является по-прежнему объединяющей силой украинского народа, она имеет наивысший рейтинг доверия у граждан страны, объединяет жителей востока и запада Украины, невзирая на различные политические взгляды и настроения. Господь еще раз подтвердил евангельскую истину: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
81. Мы сказали, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народное управление, а следует неотлучно быть при делах церковных. И никто не должен этого делать под угрозой извержения. Ибо никто не может служить двум господам, по Господней заповеди.
С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!