По преданию, некогда фамилию Громогласовых три брата-семинариста получили от своего начальства за громкий голос.
Священномученик Илия Михайлович Громогласов родился 19 июля 1869 года в селе Ермиши Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье диакона Михаила Громогласова. «Я родился в семье бедного дьячка бедного села, – говорил Илия Михайлович Громогласов в последнем слове, произнесенном им перед вынесением приговора на втором процессе по делу церковников в конце 1922 года, – и эта бедность граничила с нищетою. Мне пришлось свое детство провести с детьми гвоздяников близлежащего гвоздильного завода. Когда я подрос, отец повез меня в школу, оставил и дал на весь учебный сезон шесть гривен медью, а у него осталось два медных пятака на дорогу. С 14 лет я стоял на своих ногах, а с 20 лет содержал вдову-мать, сестер и детишек, сидя на студенческой скамье…»
По окончании Шацкого духовного училища и Тамбовской семинарии в 1889 году Илия Громогласов был направлен на учебу в Московскую духовную академию, с которой будут связаны долгие годы его жизни. Сначала – преподаватель на кафедре истории раскола, доцент, а затем – экстраординарный профессор.
В 1902 году происходит важное событие в личной жизни Илии Михайловича: 7 января в домашней церкви князя Голицына на Волхонке (против храма Христа Спасителя) он обвенчался с Лидией Николаевной Дуловой, дочерью князя Николая Федоровича Дулова и его супруги Александры Юрьевны, урожденной Зограф. Так Илия Михайлович вошел в круг московской интеллигенции.
ХХ век И.М. Громогласов встречает уже как опытный преподаватель, не замыкающийся лишь в кругу академических лекций. Он становится совладельцем торговой школы Кузьминых, преподает в ряде гимназий. По воспоминаниям бывшего студента академии Д.А. Маркова, это был не только даровитый человек и ученый, но и прекрасный лектор, напоминавший своей манерой чтения тогдашнего кумира В.О. Ключевского, с которым был близок по своим церковнополитическим взглядам.
В 1911 году Громогласов был вынужден покинуть стены академии, а в мае 1916 года выдерживает устные испытания по церковному и государственному праву на степень магистра церковного права и начинает вести обширную практическую деятельность в качестве юриста.
Человек деятельный и энергичный, он в разное время входил в целый ряд научных обществ: Педагогическое, Историческое, Русское библиографическое (все при Московском университете), Археологическое (при Историческом музее), Императорское археологическое и др.
Годы революции – время выбора. И профессор И.М. Громогласов принимает священный сан
Тяжелейшие годы революции. Годы нравственного выбора. Годы страха, искушений, боли за будущее Православия. Уже во всю ширится в Церкви обновленческий раскол. Уже кто-то отрекается от веры. А И.М. Громогласов рукоположен патриархом Тихоном в сан диакона, затем в сан иерея.
1922 год. Власть объявляет об изъятии церковных ценностей якобы для оказания помощи голодающим Поволжья. В опубликованной записке зампреда ГПУ И.С. Уншлихта от 20 марта 1922 года прямо сказано: «Патриарх Тихон и окружающая его свора высших иерархов, членов Синода, в лице И.М. Громогласова, протоиерея А.А. Хотовицкого (неофициальный член Синода), митрополита Никандра, епископа Серафима (Л.М. Чичагова), профессора П.Д. Лапина и других в противовес декрету ВЦИК от 26 февраля 1922 года “Об изъятии церковных ценностей” ведут определенную контрреволюционную борьбу и ничем не прикрытую работу против изъятия церковных ценностей…» Далее в записке Уншлихт предлагает арестовать патриарха и Синод, а всех «попов и церковников, резко выступающих против изъятия», выслать в самые голодные губернии, где их «афишировать… как врагов народа». Первый, второй судебный процесс. Тут пригодились Илии Михайловичу юридические знания. Громогласов получает год лишения свободы.
В 1925 году скончался Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон. «Личная печаль о великом господине и отце нашем Святейшем Тихоне умеряется нашей верой, что упокоит Господь верного служителя Церкви в селениях праведных, – сказал, прощаясь с патриархом, И.М. Громогласов. – И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего Отца Патриарха Тихона…» Примерно через месяц после произнесенной речи отца Илию Громогласова вновь арестовывают. На этот раз его путь лежал в Сибирь – в Сургут.
Отец Илия, деятельный по натуре, в ссылке много работает. По словам его духовной дочери Анастасии Владимировны Паевской, в Сургуте он переводит на русский язык работу известного сербского канониста Никодима Милаша «Карательное слово Церкви», изданную в 1911 году. Сохранились здесь и его стихи, сочиненные им во время ссылки, а также портрет, написанный кем-то из товарищей по ссыльной доле.
Три года ссылки (1925–1928) сказались на здоровье протоиерея Илии Громогласова. В феврале 1927 года он пишет заявление прокурору Верховного суда П.А. Красикову, что обратился в Президиум ВЦИК с прошением о досрочном освобождении. «Моя ссылка на Урал на три года является результатом какого-то недоразумения; и вообще я не знаю за собой вины перед советской властью, так как всегда был вполне лояльным в отношении к ней. Я уже старый (теперь мне 58 лет) и больной человек, страдающий, как видно из прилагаемых при сем врачебных удостоверений, туберкулезным поражением правого легкого, хроническим суставным ревматизмом, аппендицитом и паховой грыжей… Я желал бы посвятить остаток дней своих научным исследованиям, которым отдал 35 лет своей жизни».
Лишь в апреле 1928 года коллегия ОГПУ постановила по ходатайству: «Лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и означенных губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года».
Шесть «мирных» лет после ссылки Илия Михайлович был под постоянным надзором. И поэтому после выхода в свет постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О проведении массовых репрессий» был арестован и протоиерей Илия Громогласов. В ночь со 2 на 3 ноября у него дома изъяли всё сколько-нибудь ценное: два наперсных креста с украшениями, наперсный серебряный крест, крест напрестольный, магистерский знак, священнические облачения, литературу, личные письма и тетради с записями, незаконченные заметки по истории церковного права, семь медалей и значков.
Во время допросов отец Илия вел себя достойно. Не признал за собой никакой вины.
4 декабря 1937 года окончил земной путь экстраординарный профессор МГУ, магистр богословия МДА, знаток истории церковного права, крупнейший специалист в области сектоведения и русского раскола «тишайший отец Илия» – как назвал его кто-то из современников.