Что рассказывают исповедные росписи

Размышляя об истоках катастрофы 1917 года

Эти размышления родились в архивах Ростова Великого и Ярославля при работе над бумагами и документами сельца Гуменец, ныне не существующего.

Хотелось бы остановиться на таком явлении, как исповедные росписи, и поговорить об их роли в духовной жизни русского общества в давние годы.

Неизвестно в точности, когда на Руси утвердился такой образ некоего контроля за умонастроением каждого отдельного человека и в целом крестьянской общины или церковного прихода в городе. По мнению историка и искусствоведа А. Мельника – только в середине XVIII столетия. Политическая и гражданская польза от этой меры была, несомненно, значительная. Духовная польза оказалась сомнительной.

Когда Буква становится главной

Исходные данные таковы. Русский человек мог быть по народности кем угодно: мерей, весью, чудью белоглазой, черемисом или чувашом, но обязательно православного исповедания, то есть членом господствующей на Руси Церкви. При этом категорически нежелательно было уклоняться в различные толки, как то папизм и поразивший папизм в самое сердце протестантизм. Категорически невозможно было открыто исповедовать старую веру дониконовского извода – в XVIII веке события века минувшего еще живы были в памяти: необходимые и назревшие в недрах Церкви реформы, осторожно проводимые патриархом Никоном, после его удаления с первосвятительской кафедры и последующего заточения в Ферапонтове, а затем бесславного и неканонического лишения его патриаршего сана на вполне себе разбойничьем соборе 1666 года, были грубо и безапелляционно перехвачены безжалостной и слепой административной государственной машиной – с привлечением стрелецких отрядов и казнями непокорных, с эпидемией коллективных самосожжений, с осадой Соловецкого монастыря и прочим непотребным и постыдным, что можно было бы назвать войной с собственным народом, имевшей последствием исход значительной части населения, распропагандированной даровитыми «златоустами», былыми участниками кружка «любомудров» Аввакумом Петровым да Нероновым, в сибирские и зауральские дебри.

Великий патриарх Никон понимал, что к середине XVII столетия церковное тело окостенело прямо у него на глазах, и Буква в нем стала главенствовать над созидательным и животворящим Духом.

В XIX веке началась (или все же продолжалась? – как тут ответишь словом единым?) та же болезнь окостенения и выхолащивания церковного духа. И наши исповедные росписи – непосредственное свидетельство этого. Забегая вперед, сразу скажу, чем чревата такая болезнь, если ее не лечить: злосчастными 1905 и 1917 годами, массовым молчаливым отходом народа от веры и Церкви, равнодушным взиранием на то, как пришлые иностранцы – латыши, китайцы и поляки – обдирают серебро и золото с вековых образов, оскверняют святыни, рушат построенные предками храмы, рушат всю русскую государственность, уничтожают экономику, за гроши – за карандашную фабрику – продают разным международным авантюристам типа Хаммера (которому было в то время чуть более 20 лет, но не с кем было Советам больше дела иметь) полотна Рафаэля и да Винчи… Когда еще такая пожива? – Только на сломе эпох. А потом – неисчислимые гекатомбы человеческих жертвоприношений, в которых уничтожались лучшие люди, основа государственного строения. А что – дальше? А дальше то, что мы сегодня видим везде и повсюду: одичание как человека, так и природы. Исчезновение и растворение русского человека в какой-то инфернальной бездне – и совсем уже скоро придут на место это, которое мы не сохранили и не уберегли, совсем другие народы: желтые ли, как в начале XX века предсказывали Андрей Белый и Александр Блок, или черные, или белокожие даже, но с другим языком и иными задачами – владеть, как сырьем, некогда великой Россией…

Но вернемся к исходным параметрам, к тому лекалу, по которому церковные власти минувшей поры пытались кроить тогдашнего русского человека.

Духовный отец или надзиратель?

Итак, русский человек принадлежит к господствующей Церкви; не раскольник, не протестант, не католик. И один раз в год он обязан (как правило, Великим постом) исповедаться в своей приходской церкви и причаститься Святых Христовых Таин.

Отметим при этом: с реформами Петра I покаянная дисциплина, покаянный обычай и все, что с ними связано, несомненно, видоизменяются и деградируют. Консисторский архив наполняется административными делами о нарушениях, воровстве, пьянстве и всяческих непотребствах как мирян, так и духовенства – и это, несомненно, признаки все той же болезни, о который сказано было выше.

Патриархальность отношений исчезала: теперь между духовенством и народом – государственная власть

«Петровское законодательство не остановилось перед тайной исповеди, – пишет профессор С. Смирнов в своем труде «Древнерусский духовник». – Известно определение Духовного регламента, по которому священник, узнавший на исповеди об умысле на честь и здоровье государя, о намерении произвести бунт и измену или о произведенном уже в народе соблазне сообщением ложного слуха о небывалом чуде, обязан немедленно донести на виновного. Справедливо отмечается, что духовный отец превращался этим требованием в полицейского агента; патриархальность отношений между ним и (духовными) детьми исчезала; между духовенством и народом становится государственная власть, которая берет на себя исключительное руководство народной мыслью. Но данное определение лишь одно из звеньев в цепи петровских мероприятий, проникнутых системою доносов, в которую впутывалось и духовенство»[1].

Именно тогда, в пореформенную церковную пору – примерно с 1722 года – и были разработаны принципы исповедных росписей. В чем они заключались?

Священник в течение года вел подробный учет: из какой деревни, имя, отчество, родство с другими исповедниками «дома», количество лет, исповедовался и причастился – отметка ставилась «был», а если «не был» – по какой же причине: «за отлучкою», «за нерачением»… – и вот уже интересные причины фиксируются: «за охлаждением к вере» (это те самые ростки, из которых в течение грядущего века произрастет тотальный атеизм, ставший чумой и проклятием для России).

В начале следующего календарного года такой подробный отчет по каждому прихожанину – а таковых, например, при храме сельца Гуменец Ростовского уезда Ярославской губернии в разное время насчитывалось от 600 до 1000 человек разного пола и возраста – сдавался в Духовное правление. И там отчет, предполагаю, неким специалистом пристально анализировался (это – в лучшем, конечно же, случае, но скорее всего все просто подшивалось в пухлые папки столоначальниками и писарями и навсегда водворялось в пыльный архив).

Особенно, конечно, интересовали те лица, которые «не были» – по причине некоей, так сказать, неблагонадежности и сомнительности поведения. И в будущем некоторые аспекты таковых данных – при необходимости – учитывались где надо, вплоть до полицейской части. Так, к примеру, формальной причиной отказа в венчании крестьянину из Ломов Автоному Сикачеву было его двухлетнее «не бывание» на исповеди и у Святых Христовых Тайн.

Завершалась исповедная роспись любого года и любого прихода следующей вполне бюрократической формулой (но и с полицейским оттенком):

«Сверх вышеписанного в том нашем Гуменском приходе прописных и утаенных ничьих дворов не имеется и в означенных дворах кроме выше [упомянутых] никого тутошних жителей и пришлых ни какого чина и возраста людей под укрывательством не обретается и противящихся Святой Церкви, кои и показаны за противностию, а записных раскольников нет, и как в сей росписи показано, так подлино споведались и Святых Таин приобщились, буде же из онаго показания нашего по какому (неразб.) доносу хотя мало что ложное, никакая утайка и прикрытие, за то повинны мы все положенному по правилам и указам штрафованию».

Обратите внимание на фразу: «противящихся Святой Церкви, кои показаны за противностью» – то есть некий духовный люфт, или священническая недоработка, все-таки допускается – некоторая «противность». И в самом деле, не за шиворот же волочь настоятелю к исповеди и причастию некоторых упорных и жестоковыйных сельчан!

Но главное здесь вот что: «а записных раскольников нет». «Записными» считались те люди, которые открыто исповедовали свою приверженность к «древлему благочестию». Ну, с ними и разговор у власти был другим, но мы не о том ныне толкуем.

Священник той поры был своего рода глазом и ухом государства на местах

Итак, священник той поры был своего рода глазом и ухом государства на местах, через которого власти вполне успешно контролировали население любого, даже самого отдаленного, уголка Русской земли. И здесь вовсе не идет речь о нарушении тайны исповеди, нет, но сами по себе эти ежегодные списки исповедных росписей много чего могут поведать заинтересованным лицам. «Для надзора приходского священника и его отчетности это было удобно», – констатирует профессор С. Смирнов.

И даже в XX веке прежние исповедные росписи весьма пригодились. Так, исповедные росписи Ростовского духовного правления, относящиеся ко времени после 1861 года, были перемещены в Ярославский архив. Спрашивается: зачем? На мой взгляд, ответ очевиден: для все того же контроля за людьми – но теперь уже губернским ВЧК. Ведь к 20-м годам XX века многие из былых исповедников еще были живы, и дореволюционные исповедные росписи при необходимости предоставляли чекистам дополнительный материал для разработок. Понятно, что 99% этого «сырья» так никогда и не использовалось, но даже и 1% давал основания к тому, чтобы аккумулировать дореволюционные священнические отчеты под одной крышей.

К Богу по обязанности

Можно по-разному относиться к этой – конечно же – формализации и бюрократизации духовной жизни России. Тут есть насилие над свободой личности? Несомненно. В этом чувствуется главенство пресловутой Буквы над Духом? Конечно. Это плохо? Ну, смотря с какой стороны подойти к делу. Соблюдение постов, постных дней, чтение ежедневного молитвенного правила, посильное соблюдение Божественных заповедей, участие в двунадесятых праздниках Церкви, посещение храма в воскресные и праздничные дни – разве это плохо? Хорошо и желательно. И всего один раз в год приступить Великим постом к вполне себе формальной исповеди и к Причастию – разве это сложно и тяжело? Нет, и не плохо, и не тяжело, и не сложно. Напротив, некая церковная и духовная дисциплина, даже более жесткая, на мой взгляд, необходима, как фундамент для здания.

Но тут-то мы и ступаем на зыбкую почву того, что в середине XX века западные философы назовут заумным термином «экзистенциального выбора». Все исчисленное – желательное, нетяжелое, полезное для души и даже для тела – в некотором смысле деформировалось этой пресловутой обязательностью. Ну вот обязан ты раз в год притащиться через силу в храм, что-то там сообщить перед крестом и Евангелием: ребра батогом жене посчитал, к примеру, или еще нечто подобное… А потом батюшка покроет тебя епитрахилью и что-то скажет, а ты и понять своим крестьянским умом не можешь, что это такое батюшка говорит, даже если расслышишь: «Властью, данной мне Богом, разрешаю и прощаю тебя от грехов…» А потом – приступить к Чаше. А что ты знаешь о Евхаристии? О преложении хлеба в Тело, а вина – в Кровь? Да не просто в тело и в кровь, что само по себе трудно понять и представить, а – в Тело и Кровь Самого Бога!.. И куда это все вместить?

Не важно, понимаешь ли ты, во что веришь, – главное, что батюшка запишет: «У исповеди и Причастия был»

Но тут ведь главное не то, что тебе не понять, а то, что батюшка запишет тебя в некую «книгу жизни»: «был». Так что долг христианский ты исполнил. Иди с Богом на все четыре стороны – и приходи через 365 дней снова. Вот и вся, получается, духовная жизнь. И ты – достойный член православной сельской общины, и духовный отец твой исполнил перед властями свой долг.

Конечно, поправить дело могли проповеди после Литургии. Или устроение при храме церковно-приходской школы (что и было к концу XIX века сделано на Гуменецком холме). В любом случае, священник должен был и даже обязан прилагать определенные усилия к нравственному и духовному просвещению простого народа. Но сословная вековая приниженность рядового сельского духовенства, великая сила человеческой инерции, обыденность и монотонность церковного обихода и сельского уклада делали свое дело, и то, что в ком-то когда-то было живым, выхолащивалось, остывало и окостеневало.

А ведь некогда – в древней Руси – господствовал принцип иной: «Покаяние вольно есть».

Я отнюдь не хочу осудить гуменецкое – и шире – русское духовенство за то, что к началу XX века в народных глубинах до критической массы накопились инфернальные и разрушительные силы, будто бы из вулкана вырвавшиеся в годину страшной кровавой революционной смуты. Но каждый из членов русского мира вносил в это страшное будущее свою лепту – десятилетиями и веками.

Но – не повернуть нам уже вспять.

Непотерянные имена

Исповедная роспись Архангельской церкви села Верхний Бишкин за 1773 год Исповедная роспись Архангельской церкви села Верхний Бишкин за 1773 год
Мы все-таки отыщем в росписях и положительные моменты: благодаря росписям мы имеем возможность краешком глаза заглянуть в обыденную жизнь людей, которые обитали здесь, в Гуменце и поблизости, полтора века назад, – ведь еще на нашей памяти некоторые из носителей этих фамилий были еще здравы и осязаемы и не оставили по разным причинам эти места. И именно благодаря этим гуменецким анналам храма Покрова Пресвятой Богородицы (составленным, может быть, вполне себе равнодушными десницами священников, которые не сделали прежних людей православнее, чем они были по сути своей) мы можем узнать их имена и фамильные прозвища.

Вот, к примеру, росписи за 1843 год (конечно, я не буду приводить их полностью):

«Крестьяне села Гуменец:

Иван Никитин – 68 лет, жена его Варвара Борисова – 68 лет, дети их: Параскева, девка – 41 год, Александр – 38 лет, жена его Настасья Николаева – 38 лет, дети их: Михайло – 16 лет, Клитикия – 15 лет, Иван – 11 лет, Петр – 7 лет, Евлампий – 3 года;

Вдова Ольга Никитина – 69 лет, дети ее: Фома Андреев – 44 года, Кондрат – 39 лет, Лазарь (холост) – 19 лет, Фомина жена Параскева Тихонова – 44 года, дети их: Матрона (девка) – 21 год, Ольга – 11 лет, Кондратова жена Агрипена Данилова – 37 лет, дети их: Филипп – 10 лет, Иван – 5 лет».

«Крестьяне деревни Ломы:

Иван Григорьев – 62 года, жена его Матрона Степанова – 58 лет, дети их: Федор – 24 года, жена его Фекла Григорьева – 22 года, Иоаннова сноха родная – солдатка Марина Михайлова – 26 лет, брат его родной Гаврила Григорьев, холост – 40 лет;

Димитрий Саплин, вдов – 56 лет, дочь его Матрена, девица – 29 лет;

Андрей Семенов, вдов – 71 год, сын его Евстафий – 47 лет, жена его Неонила Киприанова – 44 года».

«Заключение росписей:

Крестьян и бобылей – 118, за нерачением не причащались – 42, по охлаждению к религии – 1, за отлучкою – 3, за расколом – 1.

Жен их и вдов – 142».

В пылу излишней ревности

Продолжая размышления об исповедных росписях, благодаря которым, повторюсь, нам известны многие и многие имена людей, некогда населявших окрестную землю и без коих сегодня немыслима никакая архивная работа, никакие розыски по своему семейному древу и по любой генеалогии, я приведу как пример отрицательный – прямой цитатой из «Журнала по секретным делам с 1818 по 1836 гг.» под № 230-1-13111 Ярославской духовной консистории – следующую историю:

«1830 года майя 5 дня слушали: Репорт Угличской округи с. Никольского, что на Молокше, священника Стефана о признании ему при исповеди дворовым человеком графа Орлова Григорием Тимофеевым в убивстве жены своей. Приказали: Как 11 пунктом прибавления Духовного регламента назначено, чтоб духовники объявляли намерение и нераскаяние исповедующегося законопреступление. Как то воровство или злое умышление на высочайшую власть, которое он <…> грех открывает духовнику, нежелая окончанием (?. – А.Г.) его токмо утвердитися в злонамерении, а 13-м повелевается духовнику в случае ненадежного (?. – А.Г) и неудоборазрешительного греха испрашивать от своего архиерея разрешения, не именуя лица кающегося, то репортующего священника в присутствии консистории вразумить (выделено мной. – А.Г.) и строго подтвердить ему, чтоб впредь поступать согласно означенным правилам, но не противное по сему представлять в копии на благорассмотрение Его Преосвященству».

То есть, говоря простым языком, священник Стефан поспешил исполнить одно из пожеланий начальства, высказанное в разборе происшествия с убийством священника на льду озера Неро, а именно: «Да предадут (духовные) руку помощи и для предохранения общей безопасности земскому исправнику», и консистория вразумляет своего ревностного «не по разуму» собрата: надо было о преступлении дворового человека Григория Тимофеева прежде всего известить Ярославского высокопреосвященного архиерея, а он бы уже принял решение, как быть и что делать, а не «репортовать» о тайне исповеди при всех членах Секретной комиссии и тем более не бежать к исправнику. Непорядок!..

По накатанной дорожке

Что же получилось в результате? Где и как искать причины духовной катастрофы, которая как снег на голову обрушилась на нашу страну 100 лет назад? Разве не в живой жизни, которая прошла и которой нет больше?

Да, была и жесткая регламентация ежегодных исповедных росписей, были и строгие указы, предписывающие, где прихожанам прилично стоять во время богослужения и что прилично надевать духовным особам. Но вот еще один примечательный документ: № 13153 – «Указ о предоставлении церковно-священнослужителями сведений об охлаждении прихожан к православной вере» (1840. 13 л.). До «Великого Октября» и церковной разрухи предстояло прожить еще без малого 80 лет.

Остановить губительный процесс могло только соборное сознание народа

Ну хорошо, допустим, отец Василий Розов, а именно он был настоятелем Гуменецкого храма в 1840 году, подал такой список в Духовное правление. Что же дальше? А в том-то и дело, что ничего. Правящий архиерей знал и чувствовал, что дело неладно, что что-то неправильно, что что-то необратимое происходит с народом Божиим, – но он шел по привычной, от века накатанной административной дорожке: издать указ, обязать благочинных довести оный до сведения подначального духовенства, те соберут какие-то данные по прихожанам, составят списки, сдадут их сперва благочинному, те в свою очередь – в Духовное правление (в нашем случае – в Ростовское), уездные Духовные правления ворохом все свезут в Ярославскую консисторию, архиерей посмотрит… И все?.. В том-то и дело, что все. Аккуратно все подошьется в единую папку, составится опись на заглавном листе, писарь пронумерует насквозь страницы – и очередной том, свидетельствующий о неусыпной деятельности консистории на ниве духовного окормления паствы, займет на следующие полтора века свое место в епархиальном архиве, откуда и извлечет его на свет Божий рука исследователя.

Что мог поделать епархиальный архиерей? Что мог поделать даже и сам обер-прокурор Святейшего Синода? Вот уже читаю в интернете обвинение К.П. Победоносцеву: раз он знал о губительной грядущей революции, почему ее не остановил?.. Интересно, как себе это представляет досужий диванный мыслитель? Каким образом мог остановить разруху русского духа даже такой выдающийся человек, как Победоносцев? Если весь организм государства Российского был пронизан миллионами микроскопических метастазов? Ведь остановить губительный процесс могло только соборное сознание народа, а не отдельный человек, пусть даже и облеченный высокими полномочиями. Если писатель – боль, то священник – врач, вероятно.

«Врачу, исцелися сам!»

Но вот каковыми находим мы некоторых из этих врачей: архивное дело № 3177 – о неявке духовных лиц в посты к исповеди и Святому Причастию, 1825 год – до краха империи еще почти 100 лет. Но ведь зерна неверия, зерна соблазна уже бросаются в почву. И кем же? Самими врачами. Что уж спрашивать с пациентов!..

Дело № 12717 – о «безпорядках, неблагочинии и соблазне при исповедании прихожан священником с. Савинское Петром Ивановым», 1839 год, 21 лист. И уже не первое дело: Великим постом 1839 года этот батюшка не отслужил ни одной Литургии. А чем тогда занимался? Не свалишь ведь свое непотребство и леность на каких-то там коммунистов: Маркс еще не запустил своего «призрака» бродить по Европе.

Дело № 10208 – о присвоении священником погоста Калягина Федором сжатой ржи помещика И. Свирского, 1833–1834 годы, 66 листов. Обращаю внимание на огромный объем дела и два года расследования. Ощущает ли читатель приоритеты следователей из Духовного правления?

И уже совсем недалеко было до такого вот: дело № 230-5-2346 – о самовольном открытии питейного дома священником с. Нижненикульского Рыбинского уезда, 1869 год.

И вот уже явственно ощутимо дыхание «новых времен». Но разве не того ли следовало ожидать? Дело № 230-4-311А – о подстрекательстве диаконом церкви с. Дерменино Пошехонского уезда Нестором Ивановичем Розовым крестьян помещика Чихачева к отыскиванию свободы, 1849–1855 годы. Да, как видим, дело о диаконе-революционере продолжалось целую вечность – 5 лет, но ничем существенным не кончилось. Диакон просто попал под запрет в священнослужении и остался жить-поживать в своем глухом Пошехонье.

А вот уже и дело № 230-6-863 – о происходящих собраниях в доме священника с. Князева Василия Стратилатова, на которых допускалось пение революционных песен.

Надо ли как-то обозначать это словом очевидное-невероятное?..

Понятно, что эти примеры – исключительны и вовсе никак не характеризуют общий облик и характер ярославского (в частности) духовенства позапрошлого века. Напротив того, непопадание в консисторские документы ни в каком качестве свидетельствует о личном благочестии и «тихом и безмолвном житии» безвестных сельских священников, о чем они ежедневно молились в ектениях и что и давал им Господь. Таков был, к примеру, отец Иоанн Соколов, таковым был диакон Иоанн Матвеев Соснин, таковым был псаломщик Алексей Смирницкий, прожившие долгую (или короткую) и неприметную жизнь на Гуменецком холме, исполняя свое извечное служение, будучи по сути почти что крестьянами. Таковыми были тысячи и тысячи других русских людей: крестьяне, солдаты, священники… – толща людская, народная, православная, основа государства. Наверх же – в газетные крики, в заголовки этих вот дел из архива – всплывали сущие плевелы и сор.

Куда теперь?

Но вот же что получилось: плевелы заквасили тесто, и к 1917 злосчастному году тесто это – созрело. Тут-то и подоспели из Швейцарии профессиональные пекари, но не печь всероссийский пирог, а раздувать вселенский пожар: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». А России суждена была участь дров для растопки этого пожара. Как тут не вспомнить Светлова: «Он хату покинул – пошел воевать, / Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Именно так! В Гренаде, не здесь. Светлов удивляется притворно: «Откуда у парня испанская грусть?» За Гренаду-мираж, за безумную фата-моргану свою и сложил голову русский дурак…

Конечно, Светлов – поэт со всем вытекающим из этого факта цеховой и психологической принадлежности. Понятно, что несвободен. Соловей и с передавленным горлом что-то пытается просипеть. Но тут важно понять тенденцию, прочесть между строк, раскрыть эту страшную метафору о мировой революции, в огне которой предстояло погибнуть имперскому тысячелетнему колоссу: положить свои человеческие миллионы в основание будущего коммунистического благоденствия рабочих Германии и других угнетенных, притесняемых капиталистами европейцев. А стихотворение – хорошее. Настоящая классика. Но – советская. Так и служили – верно, с полной отдачей, за совесть – человеконенавистническому режиму, водворившемуся на русской земле.

Другой поэт, в отличие от Светлова – великий, Ф. Тютчев написал в середине XIX века – и это тоже одно из пророчеств, которого опять-таки никто не услышал и которому никто не внял:

«Давно уже в Европе существуют только две действительные силы – Революция и Россия. Между ними никакие переговоры невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой!

Русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения.

Он – христианин в силу той способности к самоотвержению, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция – враг христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции».

Сам Господь сказал 20 веков назад просто о нас и о судьбе погибшей Российской империи (и судьба эта вовсе еще не завершена):

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25).

Мы – слышим? Мы – видим? Мы – понимаем?

Алексей Григоренко

8 марта 2018 г.

[1] Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 239–240.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
О кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
Историк Елена Белякова о кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Жить в городе так, как жил в родной деревне, человек уже не может. Он перестает ходить в церковь, соблюдать посты… И вступать в брак новоявленный горожанин тоже не хочет. А война этот кризис традиционной жизни еще больше обострила, озлобила людей.
Мифы о революции 1917 года. Мифы о революции 1917 года.
Ч. 1. «Белое и пушистое» Временное правительство
Мифы о революции 1917 года. Мифы о революции 1917 года
Беседа с историком Федором Гайдой. Часть 1. «Белое и пушистое» Временное правительство
Имело ли власть Временное правительство и могло ли оно вывести Россию на «правильный» путь развития? Чьи интересы выражало это правительство?
В безбожном состоянии «черни» В безбожном состоянии «черни»
К очередной годовщине убиения великих страстотерпцев Русской земли
Диакон Георгий Малков
Отрекшийся император, его жена, сын, дочери и фрейлина были вызваны из спален под предлогом немедленной эвакуации из Екатеринбурга. Когда все они вышли, им объявили, что все немедленно будут расстреляны… В комнате, длиной в 8 и шириной в 6 аршин, жертвам некуда было податься: убийцы стояли в двух шагах.
Комментарии
Вадим К.15 марта 2018, 14:45
Иоанна, все наверное видели фото, на которых запечатлены разграбления церквей в 20-е годы. Кого на них видим? Кто убил Иоанна Кочурова в Царском Селе и тем открыл список новомучеников? Кто убил митр. Владимира в Киеве? А кто была та власть, разве не частью народа? Разве не стал он в своем большинстве атеистом и только в 80-е начал вспоминать о вере в Бога? Почему это так легко с ним произошло, вот ведь в чем вопрос. И Церковь действительно при императорах ничего сама сказать не могла, ее пастыри принуждены были молчать. Тут упомянули сщмч.(!) Арсения, но и о Тихоне Задонском говорят, что он ушел на покой потому, что вынужденное молчание стало невыносимо для его совести. Где же перебор?
Арсений14 марта 2018, 15:36
Петру: с формальной точки зрения все перечисленные вами святые канонизированы были только в 20-м веке, и первый из них - в 1903 г - прп. Серафим. Вот цитата на эту тему: "К общецерковному почитанию в этот период были Св. Синодом прославлены: свт. Димитрий (Туптало) митр. Ростовский, преп. Феодосий Тотемский, свт. Иннокентий (Кульчицкий) еп. Иркутский, свт. Митрофан еп. Воронежский, свт. Тихон (Соколов) еп. Воронежский." И: "Так, в 1767 г. Обер-прокуро Мелиссино предлагал законодательным путем «ослабить почитание святых мощей и икон в Русской Церкви»." И только личное благочестие Николая II-го смогло переломить порочную 150-летнюю практику "святоотеческого молчания"
Арсений14 марта 2018, 13:12
Не надо бы нам забывать страшные и великие слова свт. Игнатия Брянчанинова, которыми заканчивается "Отечник": "Отступление попущено Богом, не дерзай остановить его немощною своею рукой". "Отступление" - за 70 лет до кровавой бани 17 г - вот чувствования и пророчества духовного человека, и "Себя спасай" - от прп. Серафима, но нет же: будем спасать весь мир, строить "светлое будущее для детей", разожжем огонь мировой революции, "загоним человечество в счастье железной рукой", как было написано на воротах Соловецкого концлагеря, а храмы - разрушим, духовенство - под нож, чего не сделаешь ради "светлого будущего"... А сегодня, спустя 100 лет, что нам осталось? Пустыня...
Арсений14 марта 2018, 13:03
Уважаемый Петр, несколько праведников не исчерпывают собой порочного церковного устроения, сложившегося по воле всевластного монарха, вашего тезки, отменившего патриаршество в 1700 г, скорее эти исключения подтверждают правило. После того как "священство" было безжалостно подмято "царством", Екатерине 11 уже легко было разгромить покорную и безгласную Церковь, секуляризировать земли, разогнать монастыри, - и только митрополит Ростовский Арсений Мациевич поднял свой голос против царицы. Знаете, чем он закончил? "Андреем вралем", мучеником веры, погибшим в заточении. Но святые 19 ст свидетельствуют, что Церковь все-так не погибла - не смотря ни на что. 19 век - кризисный век во всем.
Иоанна_14 марта 2018, 11:37
Арсений: /То, что созидали и почитали некогда предки, было в 10 лет разрушено и поругано потомками. С песнями и танцами на гробах.// Не перебор ли, Арсений? Не потомками, а безбожной властью через свои карательные органы. Сонмы мучеников и исповедников российских откуда тогда взялись? И как тогда русская Церковь устояла и уцелела через десятилетия жесточайших гонений? Но кому-то нравится ТАК думать, да...
Наталия14 марта 2018, 11:00
Петр, 13 марта 2018, 23:40 /если эпоха породившая таких титанов духа как преподобный Серафим для Вас есть "период неблагополучия церковного устроения/, на Православии .ру есть хороший материал для сравнения количества святых в разные эпохи русской истории, подготовленный священником Сергием Бегияном «Три слова о статистике» http://www.pravoslavie.ru/68541.html. Цифры очень показательны и говорят далеко не в пользу Синодальной эпохи. А сколько непонимания и противодействия пришлось вынести оптинским старцам, св. Игнатию, св. Серафиму?
Петр13 марта 2018, 23:40
Арсений11 марта 2018, 15:17 "...свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода". Ух ты! Лихо! Оказывается преподобный Серафим Саровский, митрополит Филарет Московский, Оптинские старцы, Феофан Затворник, Игнатий Бянчанинов и многие, многие другие - это "свидетельство неблагополучия церковного устроения"??? Арсений, Вы вероятно человек поистине святой жизни и живете в обществе таких же святых людей, если эпоха породившая таких титанов духа как преподобный Серафим для Вас есть "период неблагополучия церковного устроения".
Арсений13 марта 2018, 21:29
Ирине Лукьяновой. Досточтимая Ирина, когда нечего возразить, вы суть дела переводите в фарс: отсюда ваш Базаров и отцеживание комаров, - я понимаю. А ведь речь идет о серьезных вещах, - ИР, которые так вам не по душе и о чем нам рассказывает автор, суть свидетельство сродни подземным толчкам и некоему инфернальному гулу, предваряющих глобальную катастрофу, которой и стала несколько десятилетий спустя революция 17 года. Не о рефлексии прихожан здесь идет разговор, - конечно, ее не было, как не было и рефлексии подневольного духовенства, которое выполняло возложенные на него обязанности по отчетности, но о другом. Так палеонтолог по 1 косточке восстанавливает динозавра, - здесь - эта косточка.
Елена13 марта 2018, 12:52
Кирилл, не стоит передергивать статью. Это лишь исследование о том какую роли играли Исповедные Росписи в дореволюционной России. Осмысление истории очень важно для того, чтобы не повторить допущенные ошибки. Нельзя позволить статистике и учету остудить веру. Главное - это спасение души.
Что же касается автора, то он глубоко верующий человек.
Лично мне Исповедные росписи очень помогли в генеалогическом исследовании.

Кирилл12 марта 2018, 06:27
Это попытка переложить с больной головы на здоровую. Молодцы! Оказывается во всех бедах 1917 года виновата Церковь..Допустим и нашли несколько ИР где-то, это не значит, что они имели место быть повсеместно. Кроме того, кто может доподлинно знать мотивы священника при написании ИР? Но уже выводы- разложение и т.п. И иди на исповедь после такой статьи.
Ирина Лукьянова11 марта 2018, 18:03
:)« О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво».

Арсений, ИР - не "лакмусовая бумажка, свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода", а неисполнимый и никому не интересный чиновничий циркуляр. Один из десятков тысяч.
Вы наделяете церковных прихожан начала ХХ века той степенью рефлексии, которой они не обладали. В то время люди легко смирялись с младенческой смертностью, а вы носитесь с какими-то ИР. Они слов-то таких не выговаривали. Вся эта канонада - отцеживание комаров (фарисеями:). Удачи! С вами интересно.
Арсений11 марта 2018, 15:17
Ирина Лукьянова, никто и не утверждает, что Исповедные росписи повинны в революции, как и взмах крыла бабочки. ИР - это лакмусовая бумажка, свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода, - в результате НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ этого, или системного сбоя, говоря сегодняшним языком, нечто важное было упущено в соборном сознании народа, дух начал выхолащиваться, а земное превалировать над небесным. Почему и победила ложная идея устроения "рая на земле" - коммунизма, осуществление которой обернулось 100 млн жертв. "Что-то пошло не так" - об этом статья.
11 марта 2018, 11:29
Согласна с Алексеем, высказавшим мысль, что Церкви напрасно приписывают вину в революции. Недавно у святителя Николая Сербского (письмо 151) прочитала удивительные слова о революции в России: "... насколько известно мне, беда в России произошла не по грехам русского народа, а по грехам части русской "интеллигенции", точнее, из-за иудействующей её части".
Ирина Лукьянова11 марта 2018, 10:35
:) Мне трудно представить злодея, замыслившего погубить Государя, на исповеди. Человек, подготавливающий хладнокровное убийство, а тем более убийство помазанника вряд ли будет тратить время на такие сентиментальные вещи как исповедь. Так что сама вероятность ситуации, в которой священник узнает о дурном умысле на царя и обязан донести "куда надо", стремится к нулю. Остальное - безобидная стат. отчетность, взваленная на плечи гос.служащего, который умеет читать и писать.
На мой взгляд, исповедные росписи в той же степени влияли на революцию, в какой на нее влиял пресловутый взмах крыла пресловутой бабочки в бассейне реки Амазонки. Вот и получилась бузина :) Не обижайтесь, мил человек.
Арсений10 марта 2018, 20:47
о безобразиях и кощунствах, которые творились в семинариях в 1905-07 гг. Обер-прокурорами Св.Синода ставились немцы и атеисты, бравировавшие своим атеизмом (напр. Саблер). Каково было выживать Церкви в таких вот условиях? Ну да, после 17 г. многие из духовных омыли кровью мученичества свои прегрешения, - но поезд-то уже был под откосом... А. Григоренко показывает нам беспросветную жизнь низового, деревенского духовенства, но общий контекст повсюду был очень печальным, а творился он с момента устранения патриарха Никона с престола в 17 в., - за то, что пытался поставить "священство выше царства". Вот и получили в результате "Великую социалистическую"...За деревьями не увидели леса...
Арсений10 марта 2018, 20:35
Дополню еще для Ирины и других: не только свт. Игнатий и свт. Филарет говорили об "удушающей любви" государства к Церкви. Митр. Вениамин Федченков в воспоминаниях о годах в Духовной академии (около 1903 г) сообщает, что из 300 слушателей на утренние и вечерние молитвы приходили от силы 10 человек, - за что и подвергались от своих товарищей остракизму. А что такое Духовная академия той поры? Это питомник высших кадров РПЦ - ученые, богословы, епископы, наместники крупнейших монастырей. Проф. А.И. Осипов, всеми любимый, прямо говорит, что русская революция началась в семинариях. А ведь там учились дети священников и будущие священники. Без содрогания невозможно читать сообщения тогдашних СМИ о
некто10 марта 2018, 20:10
Ирина Лукьянова:Рюриковичи исчезли за 300 лет до гибели Романовых, гораздо ранее изобретения исповедных росписей.//В истории,Вы,тоже слабо оринтируетесь, Рюриковичи не исчезли, как Вы,выразились.Пресёкся Царский Род потомков Иоанна Грозного,по прямой.Почитайте о семибоярщине, о смутном времени.Статья понравилась, как откровенная попытка,установить правильный диагноз.Тема сложная.Все проблемы человеческого бытия, лежат в духовной плоскости. Слава Богу, за всё! Если-бы,не Его милость, то нас бы, как православного народа, уже бы не было.
10 марта 2018, 16:37
Ирина Лукьянова10 марта 2018, 12:56 Уважаемая Ирина, где Вы увидели бузину? Человек говорит о внутреннем церковном разложении, о котором кстати писали и такие святители, как Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов. Автор вопрошает: кто мог спасти Россию от Смуты?! И отвечает- РПЦ, но институт РПЦ к сожалению сам находился в плачевном состоянии, в кризисе и под гнетом государства. А священник со времен Петра1, был вынужден играть роль осведомителя! Вот на этом же сайте, есть прекрасная статья, по этой самой теме- «КАМНИ СВЯТИЛИЩА ПАДАЮТ В ГРЯЗЬ...» Скорбные пророки 1917 года. Диакон Георгий Малков http://www.pravoslavie.ru/45120.html
Арсений10 марта 2018, 16:17
Полностью согласен с Дмитрием: о том и речь, что ошибки Синодального периода повторяются снова и снова, - о том свидетельствуют усугубляющиеся непрестанные нападки на Церковь в СМИ, личные грехи и проступки как мирян, так и духовенства, неоднозначные шаги священноначалия, накопление некоей коллективной вины, что ли, - именно то, чему не придавалось значения некогда в 18 и 19 веках и что, в частности, конечно же, привело к кровавой бане революции. То, что созидали и почитали некогда предки, было в 10 лет разрушено и поругано потомками. С песнями и танцами на гробах. Эта статья - предостережение.
Ирина Лукьянова10 марта 2018, 12:56
:) Я только прошу понять меня правильно. Я плохо ориентируюсь в Евангелии. И не смогу поддержать серьезное "соревнование" библейскими цитатами. Но для данного случая есть широко применяемая даже в повседневной жизни фраза Спасителя: "Кесарю - кесарево, а Богу - Богово". А если так, то почему священнослужители не могли служить царю, оставаясь верными Богу? На мой взгляд, статья получилась немного похожа на пословицу "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Хотя автор, бесспорно, продемонстрировал высокий интеллект и отличные навыки кропотливой архивной работы. Спасибо Алексею Григоренко за интересную статью.
Арсений10 марта 2018, 10:16
"...необходимые и назревшие в недрах Церкви реформы, осторожно проводимые патриархом Никоном, после его удаления с первосвятительской кафедры и последующего заточения в Ферапонтове, а затем бесславного и неканонического лишения его патриаршего сана на вполне себе разбойничьем соборе 1666 года, были грубо и безапелляционно перехвачены безжалостной и слепой административной государственной машиной..." - странно, автор пишет прямо о патриархе Никоне и о том, что необходимые в Церкви реформы были опорочены слепой административной властью, - но ни Ирина, ни Алексей почему-то этого не видят. Великий патриарх был очернен 200-летней старообрядческой пропагандой. Читайте прот. Льва Лебедева,Каптерева
Елена10 марта 2018, 08:51
Ирина, не могу отвечать за автора. Но как я понимаю, речь идет о букве закона, которая убивает и о духе, который животворит.
Дмитрий10 марта 2018, 00:22
Статья нужная и годная, НО поднята тема которую невозможно освятить в рамках одной маленькой статьи.. Вообще серьезно про упадок пишет Св. Игнатий Брянчанинов. Плюс на мой взгляд обозначена, но мало раскрыта тема использования властителями (и до и после революции) религиозного фактора в своекорыстных целях. Естественно если Церковь объединяется в своих целях и задачах с государством более чем с Богом, то она становится более еще одним государственным институтом чем Церковью и тогда отношение к ней народа может поменяться с благоговейного на безразличное а потом и враждебное. Боюсь что в настоящее время это тоже есть.. и судя по прошлому опыту ничем хорошим это не кончится.
Ирина Лукьянова 9 марта 2018, 23:53
Но, Елена, почему выяснение причин российской катастрофы XX века автор статьи осуществляет в плоскости исповедных росписей? Как известно, царская династия не первый раз пресеклась в 1918 году. Рюриковичи исчезли за 300 лет до гибели Романовых, гораздо ранее изобретения исповедных росписей.
Елена 9 марта 2018, 19:45
Опубликованная статья лишь отрывок из Историко-публицистического исследования "РОЗЫСК О ТОМ, ЧЕГО БОЛЬШЕ НЕТ", изданном в июльском номере 2017 года в журнале "Москва". В исследовании сказано и о материальном положении приходских священников, и об их ужасающей бедности и униженном положении.
На мой взгляд, автор пытается с помощью архивных материалов выяснить причину катастрофы, которую пережила наша страна. Конечно вырванный из контекста отрывок не может передать всей остроты произведения.
Елена 9 марта 2018, 18:52
Тема очень важная. Напоминание нам о исполнении заповедей. Мне кажется причина в нас самих, какие мы нынешние христиане. Очень не хочется повторения 17 года. Лично для меня это невозможно.
Сергей 9 марта 2018, 14:31
Спасибо автору за статью. Даже ее некоторая студенческая нестройность вызывает живую дискуссию. Не буду судить о реформах Патриарха Никона, не застал их. А зацепило разделение авторской мысли в конце - если по Тютчеву русский - "христианин в силу той способности к самоотвержению, которая составляет...основу его нравственной природы", то светловская Гренада говорит о проявлении именно этого качества, также как и способности к пониманию других народов, отмеченную Достоевским. Откуда тогда "притворное удивление", "придавленное горло", "русский дурак"? Ведь именно эти качества перебороли яд революционных идей и вернули величие стране. Большинство людей были искренними, трудились, любили...
Вадим К. Виктору 9 марта 2018, 13:41
Не капитализм причина секуляризации на благополучном Западе. Скорее наоборот, сперва происходит секуляризация внутренняя, в духе, а потом она находит отражение во внешнем, т.е. в том самом капитализме, активном стремлении к стяжанию того самого благополучия. Все-таки дух движет историю, а не она руководит дух. Внутренняя секуляризация, обмирщение духа происходит рано или поздно у всех религиозных сообществ. В чем она? Как раз в том, что со временем они непременно дают торжество Букве, т.к. следовать ей гораздо легче, чем совершать подвиг по-настоящему духовный. Буква хорошо уживается с эгоизмом, дух его не может терпеть, потому что до ревности, неполовинчато он любит, как говорит ап.Иаков.
Вадим 9 марта 2018, 12:33
Хорошая,нужная статья.Тут есть над чем задуматься и на,мирянам, и священнослужителям всех рангов и государству.Насильно к Вере не приведешь, а Россия без Бога становится страной ГРЕХА!!!Спаси Господи.
Андрей 9 марта 2018, 08:49
Хорошая и страшная статья. Нам бы на эти грабли второй раз не наступить.Пастыри Божии должны являться примером для народа,а мы нередко видим обратное.
Виктор 8 марта 2018, 22:43
"Революция – враг христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции». Тютчев, видимо, пришёл к этому заключению по итогам французской революции.
Но хотелось бы увидеть серьёзную статью, в которой анализировались бы причины всеобщей секуляризации на благополучном Западе. Там ведь не было большевиков, репрессий, хрущёвских гонений, а древние храмы переоборудуют под спортзалы, пивбары, мечети. Может быть, капитализм для христианской веры враг более страшный, чем большевики?
Ирина Лукьянова 8 марта 2018, 22:02
К сер. XVIIв. разорительные набеги крымского хана вынудили Московское царство начать строительство очередной засечной черты на юге, в Диком поле. В то время на широте Белгород-Воронеж-Тамбов осмеливались жить только служилые люди (военные) и духовенство. И те и другие - не по собст.воле, а по Государеву указу, на Белгород.засечной черте. Из переписной книги воронеж.уезда 1646г: "...Живоначальные Троицы Борщев монастырь на реке на Дону, слобода, в ней поп Степан, вдовой поп Алексей нищ, просвирница Прасковьица, у ней сын Самошка Ондреев, старица Евдокея, полоняник Панка, Петрушка слепой, у него сын Родка...Питаютца Христовым имянем". Костенеть было некогда. Еле выживала церковь на гос.службе.
Яков Яковлевич 8 марта 2018, 21:01
Конечно автор, с "высоты" своего положения, волен рассуждать о некоей причине нашей духовной катастрофы, найдя её почему-то в исповедных росписях. А почему же он не нашел эту причину прежде всего в "великом патриархе Никоне" - так и хочется его спросить. Вот только один аспект: патриарх Никон взялся за реформу не предвидя её ужасных последствий и своими импульсивными действиями изуродовал больше, чем преобразовал, смутил огромное количество душ и огромное количество погубил. Церковная распря перешла границы церкви, соседи стали врагами. Да что говорить? Мы болезни эти не можем уврачевать и до сих пор.
ИгорьПетрович 8 марта 2018, 15:52
Действительно, статья неоднозначная. Конечно, виден огромный труд по изучению архивов и за это большое спасибо. Но нельзя не отметить много упущений. Например, ничего не сказано о материальном положении приходских священников, об их ужасающей бедности и униженном положении. Да и пассаж о "пришлых иностранцах", которые "обдирают серебро и золото с вековых образов, оскверняют святыни, рушат построенные предками храмы и пр." весьма сомнителен. Ох, не только "пришлые" творили непотребста, не только...
Алексей 8 марта 2018, 11:53
Я согласен с Ириной и мне странно показалось утверждение автора <<необходимые и назревшие в недрах Церкви реформы, ОСТОРОЖНО проводимые патриархом Никоном>>. В статье проводится СТАРАЯ идея, что Русская Церковь-де сама виновна в революции 1917 г. К сожалению неделю назад "Православие" уже опубликовало пожожее: там священник из Иван-города считает Церковь виновной, ибо у нас был Синодальный период. Это ОШИБОЧНЫЕ идеи. Глупый грешник часто хочет в СВОЕМ грехе ВСЕХ обвинить. Насильник считает, что женшины САМИ виноваты. Но МОЯ трагедия - когда газеты пишут - "женщ. САМА виновата". Наша Церковь невиновна перед народом в Революции. Ее грехи слишком малы, чтобы Ей эту вину вот так приписать.
Shtit Oo 8 марта 2018, 10:32
Сейчас куда плачевнее ситуация....все возвращается хотя прошло 20 лет от возрождения всего православного...
С.А. 8 марта 2018, 09:38
"всего один раз в год приступить Великим постом к вполне себе формальной исповеди и к Причастию" -- А вот игумен Никон (Воробьев) эту практику обсуждал без всякого элемента сатиры и призывал своих духовных детей причащаться часто, "хотя бы раз в год". Вообще странное чувство оставляет эта статья. Видно, что автор много работал в архиве, но, по-видимому, только в одном. Например, зачем делать далеко идущие выводы (потребность контроля в авторитарном государстве и проч.) в связи с передачей бумаг из архива духовной консистории в областной. Это была повсеместная практика, во всех гос. обл. архивах есть такие фонды. Откуда другие архивы в областных центрах?! Централизация архивного дела.
Александр 8 марта 2018, 09:02
Острая статья, заставляет взглянуть на нас, нынешних. на наши проблемы, которые вытекают из тех же источников, описываемых в статье. Отчёты были, а выводов не было. Может, пора научиться делать выводы. Материала более, чем достаточно.
Катерина 8 марта 2018, 02:10
В Еванглии есть еще и притча о винограднике. И виноградарях. Которых, если они за виноградником плохо приглядывают, Владелец виноградника в жесткой форме меняет на хороших.
Ирина 8 марта 2018, 01:35
<<необходимые и назревшие в недрах Церкви реформы, ОСТОРОЖНО проводимые патриархом Никоном>> Так ли уж осторожно?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×