Обычно при рассмотрении темы «Революция 1917 года и Русская Церковь» анализируется церковная структура того времени, отношения Церкви и церковной иерархии с властью, особенности духовенства и т.д. Но редко поднимается вопрос о том, что представлял из себя верующий народ того времени, насколько была укоренена в нем православная вера, как исполнялись заповеди, во что, наконец, верили крестьяне и рабочие — т.е. те, кто собственно и делал революцию. Обо всем этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института российской истории РАН, сотрудницей кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова Еленой Беляковой.
Слом традиционной религиозности
– Что можно сказать о религиозности русского народа накануне революции?
– Предреволюционное время характеризует кризис так называемой «традиционной религиозности». Он начинается вместе с развитием капитализма в пореформенное время (то есть после освобождения крестьян в 1861 году), которое, в частности, порождает «отходничество» и «отхожие промыслы». Очень важным этапом явилась Первая мировая война. Но еще до нее можно говорить о том, что крестьянский мир очень сильно изменился под влиянием городской культуры и отходничества.
– А что такое «отходничество», и что вы называете традиционной религиозностью?
– Отходничество – это процесс, когда человек работает не в деревне, а едет на заработки в какой-нибудь крупный город. Тогда это были в основном Санкт-Петербург и Москва. Здесь бурно развивалась промышленность, и люди легко могли найти работу. При этом отходники не переселялись полностью в город, поэтому это нельзя называть трудовой миграцией. Крестьяне уходили не на весь год, а на определенный срок – обычно минимум на три месяца.
Что же касается понятия «традиционная религиозность», то под ним понимается религиозность, не являющаяся личным выбором человека, а связанная с определенным местом и общиной, в которую включен человек. Все ритуалы и обряды здесь передаются общиной. И именно в среде крестьянства Православие существовало во многом в форме традиционной культуры и традиционной религии.
– Что особенно важно в традиционной религиозности?
– Во-первых, роль коллектива и контроль за индивидом со стороны крестьянской общины. Существовала строгая система запретов. Мы можем хорошо представить себе состояние религиозности русских крестьян по очень ценным сведениям, собранным «Этнографическим бюро» этнографа и социолога князя Вячеслава Тенишева с 1897 по 1901 год. Эти опросы активно использовались этнографами в XX веке, а сейчас, благодаря публикации Российского этнографического музея, они стали еще более доступными. Тенишев очень хорошо организовал работу, составил прекрасный вопросник. Его интересовали традиции и обычаи крестьян. Опросы проводились в основном по северным и центральным губерниям. И на основании этих данных мы видим, что религиозность в крестьянской среде – это в первую очередь система запретов. Например, крестьяне не считали, что в церковные праздники обязательно идти в церковь и причащаться. Для них праздник определялся запретом на работу в этот день. Идти в церковь в общем-то надо, но чаще всего в храм ходили мужчины, женщины же занимались хозяйством. За то, что ты не пошел в церковь, тебя не наказывали, а вот за работу в праздничный день – наказывали.
Также очень строго соблюдались посты. Об этом еще Достоевский говорил в «Дневнике писателя». Один душегуб убил девочку, которая несла пирожки с мясом. И когда убийцу поймали, он сказал, что не стал есть пирожки, потому что идет пост.
– Можно ли сказать, что при традиционной религиозности превалирует формальная сторона религии?
– В традиционной религиозности важны в первую очередь запреты. Христианство утверждается здесь не через благовестие, а через соблюдение коллективных запретов. Если человек их переступил, он вроде уже и не христианин. Слово «формальный» здесь не очень подходит. Просто есть такая традиция, которая связана с крестьянским бытом и сельскохозяйственным годом, когда все праздники так или иначе привязывались к аграрному году. Несомненно, были люди, которые серьезно относились к религии и «пропускали» ее через себя, но не они создавали большинство и не они диктовали законы в этой среде.
Пагубное влияние Первой мировой
– Можно ли поставить знак равенства между религиозностью традиционной и крестьянской?
– Да.
– Тогда как же крестьяне могли участвовать в революции 1917 года? Ведь именно крестьянское большинство поддержало большевиков…
– Для понимания этого очень важна Первая мировая война. Мы с вами тоже свидетели определенных войн и знаем, как отрицательно влияет война на человека, как она его порой ломает. Те, кто возвращается с войны, всегда составляют некоторую проблему для общества. А в Первую мировую войну было поднято под ружье огромное количество крестьян – 20 миллионов человек. Россия раньше такого никогда не знала. Все эти люди были оторваны от деревни, от своего дома. Война была затяжная, к моменту Октябрьской революции она длилась уже больше трех лет. И для народа эта война была совершенно не понятна. Никто и сейчас не объяснит, зачем России была нужна эта война.
И как раз во время Первой мировой традиционная крестьянская религиозность начинает стремительно исчезать. Она просто не выдерживает испытания тяжелой длительной войной. Когда война длится три года, крестьяне хотят только одного – вернуться домой, и можно говорить, что революцию делали именно эти вооруженные люди.
Когда вокруг тебя непонятно за что гибнут люди, это очень сильно влияет на мировоззрение
– Насколько уникальна Россия в этом плане?
– Похожие процессы были и в Германии, и в Австро-Венгрии, но там они все же не приняли такого разрушительного характера. У России боевые потери в процентном отношении были как у Австро-Венгрии, а в абсолютных величинах – самые большие. Когда в окопах вокруг тебя постоянно гибнут люди, это очень сильно влияет на мировоззрение.
Кстати, очень сильно изменилось отношение к Церкви – и в первую очередь у солдат. Во время войны Церковь во многом выступала как пропагандистский институт, чьи проповедники призывали людей участвовать в непонятной для них войне. Причем священники вначале ратовали «за веру, Царя и Отечество», а когда царской власти не стало – призывали воевать уже «за Временное правительство». Но если жертвовать жизнью за Царя привычно и традиционно, то, когда его нет, это становится безумием!
– А как же широко известная пословица: «В окопах не бывает атеистов»? Почему испытания военного времени подтолкнули не к большей религиозности, а к потере веры и уходу в сторону квазирелигиозного большевизма?
– Это отчаяние, желание поскорее вернуться домой. Многие разуверились в том, что Бог может спасти от этой беды, и потому собирались выбраться из нее сами. Массовые братания на фронте с солдатами противника начались еще до большевиков.
Хорошо говорить, что в окопах не бывает атеистов, но надо вспомнить и о жестокости и озверении во время войны. Это тоже имело место в большом количестве.
Также, на мой взгляд, очень плохую роль сыграла пропагандистская литература, причем не большевистская. Говорили, что Германия хуже зверя, что немцев нужно убивать, что они страшные захватчики и т.д. Но практически у всех на устах было, что немкой является царица. Вообще в народе очень часто говорили о том, что вся верхушка – немцы, что все министры – немцы и предатели.
В какой момент крестьяне теряли веру
Сравните, например, сельскую церковь и Исаакиевский собор. Да крестьян туда просто не пускали!
– В чем еще выражался кризис традиционной религиозности?
– Для традиционной религиозности очень важно место, локус. Все религиозные обычаи и обряды связаны с определенным местом, привязаны к нему. Человек идет в конкретную церковь, он знает конкретного священника, знает всех людей прихода, к которому приписан, знает кладбище, где лежат его предки.
В юности меня интересовал вопрос: когда люди перестали ходить в храм? Вроде все крещенные, православные, а почему в церковь не ходят? Я спрашивала об этом людей, рожденных до революции. И самый частый ответ был – «когда мы переехали». Либо потом, когда церковь уже снесли, но чаще всего – когда переехали.
Перемещаясь в другое пространство, крестьянин мог бы включиться при нормальных условиях в городскую религиозную культуру, но этого не происходило, потому что бывшие крестьяне были на тяжелых работах, у них для этого было мало возможностей. Сравните, например, сельскую церковь и Исаакиевский собор! Да крестьян туда просто не пускали – например на первой неделе поста. Когда они привыкли говеть, в городе им некуда было идти. И что им было делать? Они не могли жить в соответствии с принятым на родине религиозным укладом, а нового уклада им практически не предлагали.
Заметим, что, когда им что-то предлагали, они отзывались, включались в религиозную жизнь. Святой Иоанн Кронштадтский очень хорошо это понимал. Он устраивал общую исповедь, потому что на его проповеди собирались огромные толпы. Он понял, что нужно обращаться к низам, ведь Кронштадт – это те же отходники, бывшие крестьяне. Да и основная масса населения Петербурга, более 60%, – это бывшие крестьяне.
Рост преступности
– В чем вы видите причины кризиса традиционной религиозности?
– На мой взгляд, главная причина – распространение капитализма в России. Жить в городе так, как жил в родной деревне, крестьянин уже не может, оттого и происходит культурный кризис. Крестьянин уже не может, как правило, столь же строго соблюдать посты. Никто так же строго не контролирует соблюдение запретов. Новоявленный горожанин живет в среде, в которой не ходят в церковь по праздникам, – и он тоже прекращает это делать. Это не значит, что он стал изувером или потерял веру в Бога. Но соблюдать и выполнять те нормы, к которым он привык в деревне, бывший крестьянин уже не может.
Все источники свидетельствуют о том, что отходники, вернувшись в деревню, уже не соблюдают прежних запретов и предписаний, в частности они уже не посещают церковь.
О кризисе традиционной религиозности и традиционной культуры говорит также и широкое распространение в городе некоторых ненормальных социальных явлений. Это, прежде всего, показатели роста городской преступности.
Новоявленный горожанин живет в среде, где не принято идти в церковь по праздникам, – и он тоже перестает ходить
– О каких именно преступлениях идет речь?
– Во-первых, это нанесение телесных увечий. Важно, что до 1904 года крестьян пороли. Например, крестьянин мог пожаловаться на своего взрослого сына, и тогда его публично пороли розгами, если волостной суд назначал такое наказание.
– За что пороли?
– Например, за грубое отношение к отцу. Даже взрослый крестьянин, женившийся и создавший семью, все равно продолжал жить по воле отца. Таков был уклад, который мы называем патриархальным. Крестьянин жил в большой семье и без согласия отца не мог ее покинуть.
А когда человека бьют – он бьет и другого. Это закон, о котором знает любой психолог. Поэтому в городе, где нет строгого контроля со стороны общества в целом и родного отца в частности, самым распространенным и резко растущим видом преступлений становится нанесение телесных повреждений: по статистике, прирост данных преступлений составлял 200% ежегодно.
– Россия как-то выделялась в этом плане?
– Резкий рост преступности характерен не только для России – он происходил и в Европе, но там он потом постепенно сошел на нет, а в России он рос вплоть до начала войны, что как раз и свидетельствует о кризисе. В крупных городах были районы, куда было опасно заходить, – тот же Хитров рынок в Москве. Елизавета Федоровна, пытаясь помочь тамошним обитателям, ходила туда лишь в сопровождении своих диаконис. В Петербурге появились бои «стенка на стенку», чего раньше северная столица не знала. Порой это принимало вид практически массового убийства.
Также изменилось отношение к браку.
Блуд и аборты
В Петербурге к началу 1900-х годов каждый четвертый ребенок – незаконнорожденный
– Речь о блуде или о нежелании создавать семьи?
– Традиционно в деревне большинство мужского населения в зрелом возрасте состояло в браке. В городе же очень многие рабочие в брак не вступали. С этим связано широкое распространение проституции. Как мы хорошо знаем из, например, Достоевского, это бич капитализма, бич больших городов.
А еще в городе перестали рожать детей.
Крестьянские семьи традиционно многодетные. Это связано с тем, что крестьяне заинтересованы в рабочей силе. Любой сын в деревне участвует в обработке земли и других хозяйственных работах, а в городе, на заводе сын не нужен. Как следствие – в городах страшная беспризорность, незаконнорожденные дети.
Статистика того времени действительно страшная: каждый четвертый ребенок в Петербурге к началу 1900-х годов – незаконнорожденный, его родители не оформили законный брак. На это влияло, конечно, и то, что в России не переходили к новой системе разводов. Если мы посмотрим показатель разводов, то в эти годы он был практически на нуле – на всю Россию тысяча с чем-то разводов. Но при этом каждый четвертый ребенок – незаконнорожденный.
– Как это могло быть?
– Люди не могли оформить развод, поэтому сожительствовали, не узаконивая отношений.
Уже в 1893 году в столице количество абортов от числа рождений составляло 20–22%
– Для кого это было наиболее характерно – для рабочих, интеллигенции или дворянства?
– Конечно, среди дворянства и интеллигенции тоже были разводы. И в этих социальных слоях люди последовательно создавали новые семьи, но не могли оформить их официально. Важно то, что у интеллигенции это происходило постепенно. Мы знаем, что и в пушкинские времена были незаконные сожительства. То есть для дворянства и интеллигенции это было некое врастание, начавшееся достаточно давно. Что же касается рабочих, то для них это был резкий слом, крах ценностей. Еще вчера у крестьянина была семья и дети, а уже сегодня его сын не собирается создавать семью и рожать детей.
Более того, задолго до революции в обществе распространились аборты.
Например, в Харькове уже в 1893 году количество абортов от числа рождений составляло 20–22%, примерно столько же в Петербурге. А в послереволюционном 1920 году в Москве на 20 тыс. родов приходилось 7 тыс. абортов, то есть чуть больше трети от числа рождений.
В целом резкий слом социальных отношений повлек за собой и крах традиционного сознания. Если бы это происходило постепенно, если бы не было такого резкого перехода, мы бы, возможно, и не увидели подобного кризиса. У нас капитализм слишком быстро принял очень резкие формы. Именно стремительность этого перехода, на мой взгляд, и оказалась роковой, на что в свою очередь очень сильно повлияла и Первая мировая война.
Утрата веры как фактор революционной деятельности
– Какую роль, на ваш взгляд, этот кризис сыграл в случившейся революции?
– Как возникают рабоче-крестьянские и рабоче-солдатские советы? Вооруженный человек начинает вести себя так же, как он вел себя на войне. Ему уже все равно, в кого стрелять, – он уже не думает о Боге. Такой человек перешагнул черту, и его больше не связывают никакие запреты. Советскую власть в деревне устанавливали именно те люди, которые прошли войну и вернулись с фронта. Человек, потерявший веру, способен на очень страшные действия.
Хотя, надо сказать, многие люди из числа революционеров по привычке считали себя православными.
Были такие курьезные случаи. Например, в рапорте епископа Калужского Феофана (Тулякова), отправленном в Синод 21 января 1918 года, говорится, что советские декреты о разводе и гражданском браке внесли большую сумятицу в народные умы и поставили епархиальное начальство, ведающее разрешением браков и бракоразводными делами, в крайне затруднительное положение. Сообщалось, что в духовную консисторию стали высылаться Калужским советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов прошения некоторых лиц на имя названного совета о расторжении браков. На заявление служащих консистории о том, что эти требования противны церковным правилам, солдаты обычно отвечали: «Вы не признаете декретов народных комиссаров? Мы вас штыками заставим подчиниться им». На предложение пойти в комиссариат и там развестись по гражданским правилам, они отвечали: «Мы не нехристи, мы желаем развестись по-церковному и повенчаться по-церковному».
В рапорте подчеркивается, что положение секретаря консистории, принимающего прошения от солдат, желающих расторгнуть брак, просто мученическое, крайне опасное и невыносимое. В рапорте дословно написано: «В день приняв 30–40 просителей, наслушаешься столько угроз, столько ругани, что буквально благодаришь Бога, что остался жив еще и тебя не убили».
– Что, на ваш взгляд, могла сделать Русская Церковь, чтобы предотвратить разразившийся кризис? Есть ли в этом ее доля ответственности?
– Мне кажется несомненным, что церковные деятели не понимали, что нужно специально работать с крестьянами, которые переселились в город. Епископы говорили, что рабочие «распропагандированы», теряют веру, что в их среде распространяется практика абортов и т.д. Но реально с рабочими работали единицы: святой Иоанн Кронштадтский, Георгий Гапон, некоторые представители обновленческого крыла и всё.
Свою роль сыграло и неправильное понимание традиционной религиозности. Никто не беспокоился, что люди читают только жития святых, что у них нет Евангелия, что они сами не молятся, что нужно как-то просвещать крестьян. У сельского духовенства было очень мало возможностей, и мало кто реально работал в этом направлении.
Господствовала идеализация деревенской жизни: мол, в крестьянском мире все хорошо. А потом на Поместном Соборе говорили: мы сами не знаем, представляем мы народ или нет. Мы говорим, что за нами 110 миллионов, а вдруг за нами и 10 не найдется? В 1917 году в рясе стало опасно ходить по улицам и ездить в транспорте. Поэтому на Соборе даже рассматривался вопрос об одежде духовенства: можно ли духовенству ходить без рясы? Потому что тогда человек в рясе был мишенью в прямом смысле: в него стреляли, над ним издевались. И это были стихийные народные настроения, которые только на большевиков уже не спишешь!
Вы мне больше вопросов не задавайте. Вы задайте их себе. Для ответа достаточно прочитать Евангелие. Только сами перед собой хотя бы не юлите. Потому что ответ после вашей земной жизни здесь придется давать и там. Ответьте по духу, а не по букве.
"Апостолы ничего не "вводили", это был сугубо добровольны акт". Слово ввести не обязательно подразумевает принуждение. Я могу предположить, что та первая община управлялась апостолами. И они решили, что подобный порядок имущественных отношений будет больше всего способствовать соблюдению Божьих заповедей. "...Никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее". Те первые христиане могли добровольно с этим согласиться. Но очевидно, что все это требовало какой-то организации, а не появилось спонтанно.
Изложенный апостолом Павлом принцип "не желающий трудиться, да не ест" вкупе с "каждому давалось, в чем кто имел нужду" вам ничего не напоминает?
Где-то читал, что первоначально символом советской власти хотели сделать именно перевернутую пентаграмму.
Нам говорят. Только путем ненасильственных изменений. Но Господь выгнал ростовщиков из храма. А что произошло с семейной парой, которая утаила свое имущество от апостолов? А разве избегнут грешники жестокости, когда этот мир будет исправлен самим Христом? Будут брошены во тьму внешнюю, где тьма и скрежет зубов.
Я читал ваши опусы (и ваших сторонников) о карателях и коллаборационистах в соседней теме. Знаете, на грех наводите, но мне многие решения советской власти после этого стали понятны. Грешен, простите.
А суть спора вот в чем. Проиллюстрирую цитатами из фильма "Свой среди чужих..."
"Это! Это надо одному! А не всем!" vs. "У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут".
А не приспособило ли дореволюционное общество христианскую идею к нуждам мира? Ну вот прямо же сказано в Библии, что апостолы ввели общность имущества для общины первых христиан, "и каждому давалось, в чем кто имел нужду". Нам отвечают: нет, это только для монастырей, так можно далеко зайти, в миру может существовать и крепостничество.
В основном доводы противников СССР сводятся к крови, которая была пролита. Но вот кто-нибудь сравнивал период СССР с другими этапами развития России. А когда она у нас не лилась? При Петре Первом, может быть? Да там была настоящая гражданская война фактически. И Петр так же проводил свою модернизацию за счет крестьян. Любые кардинальные преобразования, даже если они проводятся сверху, встречают резкое неприятие. Начни модернизацию Николай II - разве не было бы недовольных с оружием в руках среди помещиков и буржуазии? Это фантастика.
Вы с сегодняшней Россией СССР не путайте, сударыня. СССР был способен производить все виды промышленной продукции. Это была автаркия, которая могла полностью перейти на самообеспечение при необходимости. Ни цены на нефть, ни курс доллара ни на что особо не влияли. Что-то, может, и закупали, если это было выгодно. Но могли это сделать и сами.
Рекордный урожай зерновых в РСФСР 1978 г. (127 млн тонн) до сих пор не побит современной РФ (у меня нет сведений за 2017 г.)
Вам привели данные по демографии. Видимо, доказывать в этом случае что-то бесполезно -(.
Отнюдь. Росла численность именно русских.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85
Мы уже по второму кругу пошли. Все-таки сайт Православие.ру не для этого, ИМХО.
Сильное государство Православию не противоречит.
А мои слова о победителях относились только к вашему заявлению о развале страны (в ответ на упоминание мной Брестского мирного договора).
На этом дискутировать закончу. Всем спасибо.
А сегодня я тренда на исправление ошибок 90-х не вижу. Все эти торговые центры мне напоминают остров дураков то ли из Носова, то ли из Пиноккио. Наслаждаемся прелестями общества потребления. Пока.
1917 года (причем не только в переносном смысле, многие в самом прямом).
Смотрите сами. Страна расчленена, грубо нарушена Конституция СССР 1977 года. Мы потеряли Украину, Белоруссию, Прибалтику, другие территории. Сколько русской крови за них было пролито. Вы скажете, Брестский мир. Но большевики его заключили, когда страна была измотана войной. А здесь прямое предательство в мирное время.
Утрата экономической независимости. Утрата военного потенциала (мы не готовы к серьезной продолжительной войне). На Западе - звериный оскал НАТО, на Востоке - дружелюбная ухмылка Китая. И мы - нас всего 140 млн - население какой-нибудь Нигерии. Деиндустриализированы, разобщены, разоружены. Что с нами будет?
А за что мне должно стыдно быть? Я разве сказал неправду? Может, излишне однобоко. Но убийства мучеников я не оправдывал.
У меня была возможность сравнить и ту, и другую точки зрения. Я не пишу агитки, а излагаю собственные мысли.
Стыдно должно быть тем, кто молчаливо одобрил развал страны в 1991 году.
На мой взгляд, именно сегодняшняя власть "попущена". А будущее России - социализм, но церковь в нем должна уже играть главенствующую роль. Такую возможность допускали русские философы С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Для этого нам и дан настоящий период, чтобы осмыслить все, исправить ошибки - и двигаться вперед.
Этот кризис Он затронул в первую очередь тех крестьян, которые уходили в город на промыслы, а потом и тех, кто был призван в армию.
Но оставалось много и тех, кого этот кризис коснулся намного позднее, уже под прямым воздействием атеистической власти. Но были и те, кто успешно отстоял свою религиозность и даже передал ее потомкам.
Пусть читатели вспомнят своих бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек: они все монархисты, борцы с советской властью, защитники духовенства и церквей? А как дело было с детьми? Они родили их столько же, сколько их родители? Когда они переехали в город?
И вопросы эти возникают не для того, чтобы осудить, а понять социально-исторические процессы.
Данные об абортах в Харькове и Петербурге заимствованы из исследования - Население России в XX в. Исторические очерки / Отв. ред. Ю.А Поляков. М., 2000. Т.1. 1900-1939. С.44.
Цифру незаконнорожденных приводит Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным.. СПб., 1897. С. 78. Демограф Урланис Б.Ц. дает расчеты на 1906 и они примерно такие же. - Урланис Б.Ц. История одного поколения. М., 1968. С.77.
Также Елена Владимировна обращает внимание на то, что в статье речь идет о кризисе традиционной религиозности (Продолжение следует).
СССР, кстати, входил в пятерку стран, способных производить все виды промышленной продукции. Это означает экономическую независимость. В Империи такого не было, как и сегодня.
А перелом по рождаемости в 1989 году прекрасно виден.
Кто это вас обманывает? Я свои слова и основывал на статистике.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85
Вы не путайте прогнозы с действительностью.
И учитывайте еще, что в РИ население было преимущественно крестьянским (там и по 40 детей в семье рождаться). Урбанизация везде вносит свои коррективы.
А также принимайте во внимание те испытания, которые вынесла наша страна в XX веке.
Как раз и читаю его "Лето Господне". У мальчика было очень счастливое детство (родился в обеспеченной семье). Но всем ли так повезло? Очень показателен эпизод про то, как к ним в рождественские праздники домой приходили нищие. Их кормили обедом, согревали (в прямом смысле, потому что тот же Пискун в мороз носил какие-то летние рваные тряпки).
Или вот история, как летом мальчик с Горкиным ходили за яблоками. А у Горкина кто-то яблочко попросил. Ответ: приходи завтра - дам и пару. Я не про пост. Про количество.
"Люди забывают (или намеренно не хотят замечать) предупреждение Апостола..."
Везде я привожу пример с общиной первых христиан, которую организовали апостолы.
"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду".
Вы уверены, что правы именно вы? Точно уверены?
"И для чего Бог попустил процессы, отвратившие народ от Него и веры? И после этого ещё "наказал" революцией и войной? Смысл?"
Смотрите на результаты (по плодам узнаете). Советская власть всю эту грязь уничтожила. Ушли в прошлое нищета, неграмотность, варварские обычаи, антисанитария и пр. и пр. Не было в СССР (в уже состоявшемся государстве) проституции, беспризорников, сифилиса как массового явления и прочей мерзости. Численность русских росла. Это сегодня в городах снова перестали рожать. Словами Бога, может, и не славили. А вот дела оценивайте.
И когда люди поняли, что Бог им не помогает, плюс запреты, давление среды, уклада - ослабли, то "народ православный" и показал себя как он есть на самом деле. Всё, что лежало под спудом, начало вылезать наружу. И чем был по происхождению "ближе к корням" человек, тем больше нечеловеческого он проявлял.
Что важно как следует понять и подчеркнуть? Для крестьян христианская вера всегда была всего-навсего антуражем, оформлением их бытия, и более того, религиозность должна была обслуживать их повседневные нужды и интересы (каждый святой в народе отвечает за что-то конкретное и насущное: кто за приплод скота, кто за урожай огурцов, кто за поиск женихов). Никакого духа Христова никогда в этом нашем обществе "традиционных ценностей" (крестьянском жизненном укладе и мировоззрении) не было. За редким исключением. Были, конечно, и просто хорошие люди.
Если вы полагаете, что у меня была цель дискредитировать Православие, прошу доказательств. Я вас ни в чем не обвиняю. Давайте обсуждать статью, а не друг друга.
Анна С.В., пострадавших было именно что меньшинство, в процентном отношении к всему населению. //// Неправда,ну конечно если вы не учитываете массовые репрессии и высылки целых народов, то что в лагерь сожали любого по одному доносу "доброго соседа",мор от голода и сташную войну, которая произошла, только потому что
власти гнали Бога и убивали массово за веру людей. После войны продолжились посадки в лагеря и люди жили в постоянном страхе,что на них донесут,за стакан зерна и килограмм гнилой картошки взятой с поля, потому что дома умирают дети с голоду,дальше писать не буду, кто сыто жил и поддерживает этот режим не поймёт.Слава Богу, что всё это с треском рухнуло.
На форуме не переходим на оценку личностей собеседника - это правило вежливого общения. Тогда и извиняться не придется.)
Мы запросили у Елены Владимировны Беляковой научные ссылки на информацию об абортах и незаконнорожденных детях до рреволюции, и она сказала, что предоставит их в ближайшее время (день-два). Давайте немного подождем.
С уважением, редакция.
"Но ведь трагедия именно в том, что крестьяне были обрядоверами - формальными христианами, ничего не знающими о смысле тех самых праздников, в которые "нельзя работать"! Ужас именно в том, что убить ребенка можно, а пирожок с мясом в постный день съесть - низзя!"
Именно так. Именно формальная вера, привязанная к месту... И не надо пытаться видеть в ней любовь к Родине и Отечеству.
20, 40, 60 случаев в год ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. На том же сайте, http://demography.ru/xednay/demography/abortions/vs-1.html , высказывается предположение, что 1% из всех таких случаев попадал в суд, и в 75% приговор был оправдательный, со всеми натяжками выходит до 25000 на 120-милионную страну, с 2 миллионами новорожденных ежегодно. Откуда же 22% в Харькове? Вывод: автор врёт.
Очень удивляет непонимание автором мотива вступления Российской империи в Первую Мировую... Кажется, она пытается как-то примешать сюда советскую трактовку этих событий ...
Но я никогда не стану довольствоваться только глянцевой картинкой истории нашей страны. Я хочу знать и другую правду, пусть неприятную и страшную. Но без нее нам не понять истинное состояние веры и нравственности наших предков. Для того, чтобы извлечь верный урок из прошлого, не повторить ошибок формальной веры и жестокости.
Ольга, 8 ноября, 23:42. Добавлю ещё, что не смотря ни на что, я не считаю революцию 1917 года благом для страны, а также почитаю Царскую Семью. Мы не были на месте Государя и нам легко судить.
Но делать вывод о состоянии народной веры и нравственности только на основании книг Шмелёва, игнорируя иные источники информации с неприглядной правдой, я не стану. И это не "русофобия", а объективность. Закидывать "тапками" людей, считающих иначе, и приводящих при этом доказательства, переходить на их личности, - разве воспитанный и православный человек будет так себя вести?
Ольга, 8 ноября 23:42. Уважаемая Ольга, о таком печальном положении дел и я пишу, приводя примеры того же Куприна и Достоевского, жуткие случаи следственной практики. Но меня называют "ботом" и предлагают "зачистить" мои сообщения.
Некоторым людям нужна лишь красивая картинка, а не правда. Но без правды не увидишь причины трагедий, обрушившихся на нашу страну, не сделаешь нужного вывода, не поймёшь уроков прошлого.
Хочу также обратиться к "оппонентам". Давайте не навешивать ярлыки друг на друга и не переходить на оценки личностей,если нам не по сердцу чьи-то комментарии. Правда о прошлом, к сожалению, не только в книгах Шмелёва. Будем уважать друг друга.
И вот это статья ясно и явно это показывает.Реально у нас получалось так,что основная масса русского народа и всей Руси хоть и была христианской но фундаментально так и осталась фактически языческой или безверной.Христианство стало лишь одной из возможностей защиты от плохого,сглазов и.т.п.К сожалению
В 1905 году было 3228 крестьянских выступлений,60% новобранцев пробовали мясо первый раз только при поступлении на военную службу.
https://zelenyislon.livejournal.com/271888.html
http://russian7.ru/post/pochemu-na-rusi-bylo-prinyato-bit-zhenshhi/
И я не лгу, меня так и зовут, как указано. Нередко "семейное православное благочестие" было таким.
Узаконенная проституция в царской России о многом говорит. В начале XX в. количество только зарегистрированных публичных домов в городах России превысило 2400. В Петербурге публичных домов было в разы больше, чем высших учебных заведений. 25 октября 1913 г. 39 депутатов Государственной Думы выступили с требованием закрыть все публичные дома в Петербурге, но император Николай II не поддержал этого требования. «Яма» А.Куприна – это отражение российских реалий начала XX в. Только в 1917 г., после Февральской революции, было принято решение о закрытии домов терпимости. Царский режим прогнил снизу доверху, вдоль и поперек. Общество разлагалось. События 1917г. для России были спасительными.
общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор.6:14-6:15). Боюсь что добром это заигрывание не кончится...
Как-то не в тон....
Значит, люди были НЕ ВИНОВАТЫ в том, что война и последующие переезды в города, оттолкнули их от Бога. Испытания были слишком тяжёлыми, священники с народом не работали, кроме единиц, а "традиционная" вера была формализмом. И в чем вина людей?
Просто существует версия, что Бог попустил революцию и ВОВ за то, что народ отошёл от Него, от веры. Но, по смыслу статьи, вины людей в этом отходе НЕ БЫЛО!И для чего Бог попустил процессы, отвратившие народ от Него и веры? И после этого ещё "наказал" революцией и войной? Смысл?
По смыслу статьи, крестьяне не имели возможности свободно выбирать веру, их вера в Бога была обрядово-прикладной, не от сердца и души, а своего рода обязаловкой. Тогда по какой причине нам, сегодняшним, те времена ставят в пример "народного благочестия"? Его, по сути, и не было, а был общинный строй с формальной верой в Бога.
Возможно автор статьи не в курсе, но Россия не была инициатором войны.
1 августа 1914 Германия объявила войну России, 6 августа 1914 Австро-Венгрия объявила войну России.
Исходя из той же логики можно заявить, что "Никто и сейчас не объяснит, зачем России была нужна ВОВ."