«Отцы ели кислый виноград…»

Несут ли дети ответственность за грехи своих родителей?

Как-то раз я общался на религиозные темы с некоей женщиной, лет 45, постоянной прихожанкой одного московского прихода. В какой-то момент я обронил такие слова: «Господь не наказывает детей за грехи родителей». Но тут же моя собеседница уверенно сказала: «Как же это? А помнишь, в Библии есть такие слова: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Ведь Священное Писание об этом говорит!»

К сожалению, среди наших прихожан встречаются люди с взглядами, которые не соотносятся с учением Вселенского Православия. И сегодня среди широких масс вопрос о том, наказываются ли дети за грехи, совершенные их родителями, остается нерешенным.

Наша Церковь всегда давала и дает четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями. Бывали случаи, когда какой-то пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери своего ребенка, говорил, что это расплата за грехи, содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению сказал: «Если кто-то говорит, что “за грехи”, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!»[1].

Но о чем тогда слова о «кислом винограде»? Что говорит нам Священное Писание? Давайте разберемся и найдем аргументированный ответ.

В Писании мы действительно находим слова о том, что «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Самое интересное: они повторяются даже и не раз. Только тут есть одно «но»: приводя этот отрывок в качестве аргумента, люди обычно вырывают его из контекста. Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где есть следующие слова:

«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).

Заметьте, Сам Творец всего говорит, что не надо произносить эту «пословицу», что она неверна и является народным заблуждением. Эти слова «о кислом винограде» употреблял израильский народ (не находившийся на высоком духовном уровне) во время Вавилонского плена, то есть здесь немаловажен и временной контекст.

Святой пророк Иеремия передает речь, обращенную Господом к нему:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 27–30).

Мы видим, что Господь уже через уста пророка просит быть осторожным с этой фразой, демонстрируя ее истинное значение.

Но кто-то может сказать: «Но ведь написано: “уже не будут говорить”. Значит, так говорили ранее? Если да, то почему раньше дети отвечали за грехи родителей, а сейчас – нет?»

Потомство грешников страдает, потому что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках

За разъяснением обратимся к «Толковой Библии» А.П. Лопухина:

«Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках»[2].

Тут, как гласит другая, не менее знаменитая пословица, «яблоко от яблони недалеко падает». Человек, который грешит таким же злым делом, как и его предок, отвечает за свое нарушение Богом установленного Закона, а не за нарушение своего родственника.

В Ветхом Завете мы можем встретить слова, которые четко указывают на то, что чадо не может быть наказано за беззаконие своего родителя:

«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16).

Чуть дальше в Писании, в Четвертой книге Царств, мы встречаем повествование об Иудейском царе Амасии, который умертвил своих врагов, но не причинил вреда их детям:

«Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: “не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью”» (4 Цар. 14: 5–6).

Мы видим, что царь, следуя словам из Книги Второзакония, не умерщвляет детей убийц своего отца, ибо они неповинны в злодеянии.

Но те, кто внимательно изучит Священное Писание, могут возразить, найдя следующие слова в Книге Исход: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 5). Эти слова вновь повторяются в книгах Исход (см.: Исх. 34: 7), Числа (см.: Числ. 14: 18[3]), в Книге пророка Иеремии (см.: Иер. 32: 18). Обращая внимание на последнего пророка в этом списке, мы можем удивиться, так как выше уже читали из его же книги такие слова: «Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 30).

И неужели в Книге Исход утверждается, что люди несут ответственность за грехи, сотворенные их предками? Все достаточно просто. В цитате из Книги Исход мы упускаем из поля зрения слова о «ненавидящих Меня». Наказываются те дети, которые начинают следовать беззаконию своих родителей, то есть они несут уже ответственность за свой грех, а не за идентичный родительский.

Тут бы хотелось сделать небольшое отступление и порассуждать над этими словами. Люди и пожилого возраста, и среднего, которые видят, что их дети или внуки совершают злые дела, удивляются, почему их отпрыски творят беззакония. Но чаще всего, когда они задумываются, оглядываются назад и смотрят на свою жизнь спустя какой-то временной промежуток, видят, что сами совершали те же прегрешения. Пословица о том, что «дурной пример бывает заразительным» только подтверждает вышесказанные слова из Священного Писания.

Дабы не быть голословным, обращусь снова к святым отцам Церкви. Сначала стоит разобрать 5-й стих 20-й главы Книги Исход. Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов, пишет:

«Думаю, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено “ненавидящим Мене”, то есть долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду»[4].

В Книге Исход есть такие слова:

«[Господь] сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 7).

Люди, далекие от Церкви, могут воскликнуть: «Ну и где же ваш добрый и милостивый Бог?» Ответить на этот вопрос нам поможет толкование приведенного отрывка преподобного Ефрема Сирина, который пишет следующее:

«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»[5].

Отдельного внимания заслуживает Книга пророка Иеремии. Чуть раньше мы уже читали слова из книги этого великого святого мужа, говорящего о том, что «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие» (см.: Иер. 31: 30). Но далее мы видим в этой же книге такие слова:

«Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!» (Иер. 32: 18).

«Бог ожидает покаяния… После долгой отсрочки наказание воздается детям, если они будут подражать пороку родителей»

Блаженный Иероним Стридонский в своем Толковании на книгу пророка Иеремии пишет об этих строках:

«Велика милость Творца, простирающего милосердие Свое на тысячу родов и являющего правду Свою в другом поколении. Правда эта также соединена с милосердием, ибо Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать пороку родителей»[6].

Очень мудрая мысль святого вновь подтверждает, что чада страдают не за родительский грех, а за свой, который они совершают, повторяя за своими предками.

В книге Плача Иеремии есть такие слова, которые для некоторых могут стать «камнем преткновения»: «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их» (Плач 5: 7). Эта книга была написана святым пророком Иеремией после разрушения Иерусалима и взятия народа Божия в Вавилонский плен. Праведный муж указывает на то, что люди согрешили, а их дети будут страдать. Но замечу: они страдают не за грех своих предков, а за свое маловерие и отсутствие покаяния перед Богом.

В Новом Завете, а точнее – в Святом Евангелии мы видим указание на то, что каждый отвечает сам за себя, а не за прегрешения своего предка. В Евангелии от Иоанна есть эпизод об исцелении слепорожденного. Нас интересует сейчас не весь евангельский эпизод, а конкретное место из него:

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1–3).

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виновных, несправедливо»

Чтобы не уклониться не в ту степь, обратимся к толкованию этого места, которое было написано блаженным Феофилактом Болгарским:

«Он говорит это, не освобождая их (родителей. – А.П.) от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что родился слеп. Хотя родители его и согрешили, но не за то терпит он такое убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виновных, несправедливо»[7].

И ведь действительно, было бы справедливо, если бы кто-нибудь из нас страдал за то, что не совершал и даже не допускал помысла совершать?

Священникам, катехизаторам и простым мирянам непременно нужно усвоить и донести тем, кто еще пребывает в неведении, мысль, что ни в коем случае ребенок не отвечает за грех родителей, не расплачивается за него ценой своего счастья, здоровья, благополучия или даже жизни. Как мы уже убедились, нам об этом говорит Священное Писание, данное Самим Богом. Каждый человек должен помнить о том, что он отвечает за свой грех, и потому не у его чада, а у него самого «на зубах и оскомина будет».

Алексей Попов

30 марта 2018 г.

[1] Святейший Патриарх Кирилл: «Личное состояние души священника является решающим фактором» // http://www.patriarchia.ru/db/text/5046114.html.

[2] См.: Книга пророка Иеремии // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 6.

[3] «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода».

[4] Феодорит Кирский, блаженный. Творения. Т. 1: Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 98.

[5] Ефрем Сирин, святой. Творения. Т. 6. М., 2014. С. 323.

[6] Иероним Стридонский, блаженный. Шесть книг толкований на пророка Иеремию // Иероним Стридонский, блаженный. Творения. Ч. 6. Киев, 1905. С. 517.

[7] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Святое Евангелие. Т. 4: Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2007. С. 226–227.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Схиархим. Илий (Ноздрин)
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о духовных законах
Как проявляются духовные законы в нашей жизни? Как сказывается грех отдельного человека на состоянии общества, в котором он живет? Почему страдают праведники и благоденствуют нечестивцы? Ответственны ли дети за грехи родителей?
«Меня боялись все…» Рассказ-быль «Меня боялись все…» Рассказ-быль
Свящ. Димитрий Фетисов
«Меня боялись все…» Рассказ-быль «Меня боялись все…»
Рассказ-быль
Священник Димитрий Фетисов
«Слушай, бать… Мне ведь тебя Бог послал – я сразу это понял, – проговорил он быстро и напористо. – Едем сейчас на кладбище – панихиду отслужим…»
Исследуйте Писание Исследуйте Писание
Протоиерей Андрей Ткачев
Исследуйте Писание Исследуйте Писание
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.
Комментарии
Алексей 5 апреля 2018, 13:54
Мы страдаем из-за греха прородителей. Но отвечаем не за их грех, совершенный когда-то, а за свои собственные прегрешения. Потому тут автор никак не обходил этот догмат Церкви. Эти две вещи - грехопадение Адама и наше грехопадение - путать никак нельзя.
Алексей 5 апреля 2018, 13:52
Дело в том, что последствия могут быть. Но если ребенок не совершает прегрешений, которыми грешили его родители, если живет он праведно, то и жизнь его, по Промыслу Божиему, удивительно преображается. Я сам тому свидетель. Никакого духовного закона о том, что чадо обязательно должно страдать последствиями ошибок своих родителей - нет, и быть просто не может. Каждый имеет свободную волю, каждый отвечает сам за себя, за свои добродетели и злые дела. Это надо помнить, так как если мы это будем забывать, то рискуем обрести духовную опасность.
МаринА 4 апреля 2018, 13:56
Дорогой Алексей! Люди вовсе "не хотят, чтобы их наказывали за грехи родителей". Никто не хочет. Так получается. Это такой духовный закон. Богом даный. Человеческие интерпретации - это всего лишь интерпретации. Наказывает не Бог, наказывает сам себя человек, невыполнением Божиих заповедей. Наказывает себя и своих детей. Посмотрите, как всё в природе и в человеке взаимосвязно. Просто понаблюдайте. Верятно, Вы - ещё достаточно молоды, и перед Вами прошло не так много человеческих судеб. Всё впереди! А то, что "нужно быть в этом вопросе более рассудительней" - это несомненно!
Вадим К. 4 апреля 2018, 12:28
Дорогой, Алексей! Хочет или не хочет человек, чтобы его наказывал Бог за грехи родителей - речь не об этом, а о том, где истина вне зависимости от наших хотений или, наоборот, нехотений. В пословице говорится не о наказании, а именно о последствиях: отцы ели кислое, а последствие этого - оскомина, на зубах детей. Дети не хотели его, это последствие греха родителей, нести страдая и оттого роптали. Бог же ждет от человека не ропота, и вот, думается, пророк дает ответ. Ответ этот относится не к нынешнему веку, а к веку будущему, веку Царства Христа-Мессии, потому что сказано: наступают дни. Пока как правило действует закон: дети наследуют от родителей. Личную ответственность он не отменяет.
Алексей 3 апреля 2018, 15:04
Дорогие читатели!
Все намного просто, чем вы думаете. Да, ребенок может повторить грех своего родителя, если последний подает пример. Если отец страдает алкоголизмом, то ребенок будет склонен к этой страсти. Но это не значит, что он обязательно ее повторит. Но если и сотворит, то будет наказан, но за свой поступок. И мне не совсем понятно: почему люди так хотят, чтобы их наказывали за грехи родителей? И почему думаете, что Всемилостивый Господь будет наказывать невинного человека за грех, пусть даже и родительский? Мне кажется, нужно быть в этом вопросе более рассудительней.
Помощи всем Божией!
Марина Лагнюк 3 апреля 2018, 12:30
Как я поняла, статья о том, что на страшном суде дети не отвечают за грехи родителей (возможно, я не так поняла). Но мне сложно принять мысль, что нет никакой причинно-следственной связи между тяжелой, например, болезнью ребенка и грехами его родителей. Конечно, неправильно делать прямые и однозначные выводы, мол, ты сотворил то-то и поэтому у твоего ребенка то-то. Промысел Божий выше нашего скудного понимания. Но связь есть и все, у кого есть дети, наверняка это ощущали на себе. Я просто думаю, что статья не об этом.Хотелось бы, чтобы сам автор уточнил этот момент.
Вадим К. 2 апреля 2018, 13:40
Никто в здравом уме не скажет, что у человека на Суде будет спрошено: зачем твой отец или дед или прадед сделал то и то? В этом смысле ответственности он не несет никакой. Но страдать невинно за грех предков конечно может, и тут правильно указали на пример Адама и Евы. Ап. Павел так и говорит, что и до закона люди умирали, даже не согрешив по примеру Адама и Евы. Умирали и непорочные праведники как Авраам, как Иов, у них ли не было покаяния? Умирали и болели, а причина в том и другом одна: грех прародителей. Да, говорят, что это о другом, об испорченной природе, но суть-то остается одна: невинное страдание. Оно есть в нашем мире, а если есть, о чем тогда спор?
Андрей 1 апреля 2018, 21:43
Полагаю, что стоило бы чётче отделять прямые последствия действий предыдущих поколений (включая, например, проигранную из-за междоусобицы войну и иноземное иго), как и генетическую похожесть потомков на предков, от свободного волеизъявления человека.
С. 1 апреля 2018, 15:22
Не очень поняла ,что в статье не так? Всё верно написано, здесь не идёт речь о первородном грехе, не идёт речь об последствиях грехопадения, то есть о падении человеческой природы. Здесь идёт речь о том что Бог не наказывает детей за грехи родителей, и что пословица про кислый виноград неверная, вот о чём речь в статье.Кстати про наказание Божие , это вовсе не кара какая-то , это воспитательная мера для спасения человека, Бог наказывает нас так как наказывает любящий Отец своих детей. Про зимнюю вишню, вообще не надо было здесь писать, потому что это не наказание Божие, а дело дьявола ,люди проявили халатность к пожарной системе, и получается ненамеренно убилили невинных людей.
Александр Б 1 апреля 2018, 12:21
У А.И. Осипова по этому вопросу всё прекрасно сказано, и БЕЗ "противоречий"
ищите и обрящете.
А что "страсть" (именно страсть а не грех) передаётся, прочувствовал на себе...
Аня 1 апреля 2018, 11:22
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).

Бог здесь ясно сказал, что не наказывает детей за грехи родителей и родителей за грехи детей. Но есть ли человек, который бы жил и не согрешил? Испорченная грехом природа человека передаётся по наследству, в комментарии нет места чтобы это объяснить, действительно намешали всё в кучу. Здесь немного можно почитать
http://www.pravoslavie.ru/6920.html
Наталия Ростова 1 апреля 2018, 09:24
Ещё ответ Марине.Здесь на Земле, последствия одного греха могут быть катастрофические для многих людей. Это то, что Вы называете причинно-следственной связью. Кто-то, вполне возможно, понесёт ответственность за умышленные или не умышленные действия человека, совершившего грех. Кто-то ,вполне возможно, ответит за него по полной программе. Но у Бога НИКТО НЕ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЧУЖИЕ ГРЕХИ. У людей - да. У Бога - нет. Очень надеюсь, что я понятно объяснила, потому как больше кому-то что-то доказывать, желания у меня нет. Засим откланяюсь, прошу меня извинить.
Наталия Ростова 1 апреля 2018, 09:14
Ответ Марине. Складывается ощущение,что Вы ищете повод поскандалить. Хамите. Умаляете мои умственные способности. Пытаетесь доказать, что Ваше мнение - единственно верное. Но я не доставлю Вам такого удовольствия...Вы правильно поняли поверхность темы, но суть, к сожалению, так и не поняли. Попытаюсь объяснить ещё раз. ОТВЕТ ЗА ГРЕХИ КАЖДЫЙ НЕСЁТ САМ. После своей смерти. Умрёт человек и не будет отвечать за чужие грехи, даже за своих близких родственников. Только за свои грехи. Но это ТАМ, стоя перед Богом на Суде. А здесь, на Земле, действительно из-за одного греха одного конкретного человека, могут пострадать невинные люди. Продолжение.
Анна 1 апреля 2018, 08:15

«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).

Бог ясно сказал, что не наказывает детей за грехи родителей. Но люди зачем-то спорят с Богом и упорно хотят чтобы их наказали до 7 колена....
Георгий 1 апреля 2018, 07:43
Отличная статья. Давно пора было дать четкий ответ на основании библейского и святоотеческого учения. К сожалению до сих многие православные принимают эти народные поверья за часть церковного учения. Спасибо.
Владимир 1 апреля 2018, 07:15
А как же умер младенец, сын Давида, за грех отца, по слову Нафана?
Из Ветхого Завета ясно следует, что ответственность детей за грехи отцов существует.
Учение Церкви об отсутствии такой ответственности основано на том, что она снимается в Таинстве Крещения, которое омывает первородный грех, то есть грехи всех предков, начиная с Адама и Евы и кончая родителями.
Поэтому для православных ответственности за грехи предков, действительно, нет. А для всех прочих - для некрещеных и для еретиков (у которых Святой Дух не действует в крещении) она есть.
А.В.31 марта 2018, 23:58
Иоанна_31 марта 2018, 17:37 "По учению Церкви, в таинстве крещения изглаживается в человеке первородный грех, УНАСЛЕДОВАННЫЙ от прародителей." Т.е. грех всё же есть? И более того - грех может быть унаследован? Т.е. сам человек грех НЕ СОВЕРШАЛ, но в ответе за него просто самим фактом своего рождения. Получается что грех передается от прародителей по эстафете, и далее по цепочке, до родителей. И кроме того. Если первородный грех изглаживается только в крещении, следовательно все некрещенные таки получают грехи по наследству? Значит всё же отвечают дети за грехи родителей.
МаринА31 марта 2018, 21:43
для Наталии Ростовой: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за грех и ПОСЛЕДСТВИЯ греха - это две стороны одной медали. Причинно-следственная связь называется. Сначала мы нарушаем правила дорожного движения (это наша личная ответственность/БЕЗответственность), а потом, как последствие, мы попадаем в аварию. Иногда в эту же аварию, спровоцированную нами, попадают люди, которые сами ничего не нарушили, а просто случайно оказались на нашем пути, неправедном (дети, запертые в кинозале). Вероятно, по каким-то причинам (возможно, глубоко личным, поэтому НЕ обсуждаемым) Вам трудно понять эту взаимосвязь.
Иоанна_31 марта 2018, 17:37
Вопрос: Прощается ли первородный грех при крещении? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
По учению Церкви, в таинстве крещения изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей. Из этого следует необходимость крещения младенцев. Правослвие.ру, 21 февраля 2005 г.
Иоанна_31 марта 2018, 17:14
Дети СТРАДАЮТ за грехи родителей, но дети НЕ ОТВЕЧАЮТ за грехи родителей. Иначе никто не имел бы шанса спастись, кроме детей святых родителей. Есть УДОБОПРЕКЛОННОСТЬ ко греху, наследуемая от родителей, но есть и свободная ВОЛЯ самого человека грешить или не грешить, что гораздо важнее. Где в Евангелии на вопрос о спасении Господь говорит о грехах родителей? Нет такого. Хотя исходные данные у всех разные, дело спасения - это только личное желание (или нежелание) каждого и личный подвиг для реализации этого желания.
Наталия Ростова31 марта 2018, 16:02
Ответ Марине 14:25 Марина, вы прежде чем обвинять меня в чём-то, сначала сами несколько раз перечитайте мои комментарии. И статью внимательно перечитайте. В статье речь идет о грехе и ответе за грех. Но не о ПОСЛЕДСТВИЯХ ГРЕХА!!!! Это совершенно разные вещи! Вы привели пример с "Зимней вишней" очень неудачный, хотя сами и сетуете на автора статьи. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за грех и ПОСЛЕДСТВИЯ греха- это не одно и то же. Я же говорю - всё в кучу смешали....
Ольга31 марта 2018, 15:36
(продолжение) Всех врачей обошла, а толку? Медицина, объясняют, бессильна. Один прозорливый оптинский старец вернулся тогда из лагерей и исцелял многих. А я прослышала и бежать к нему. Взошла на порог и еще слова не вымолвила, а он мне сразу про мужа сказал - это ведь он разрушал колокольню в Оптиной пустыни и сбрасывал вниз колокола. "Твой муж, - говорит, - весь мир глухим и немым сделал, а ты хочешь, чтоб твои дети говорили и слышали""."
Ольга31 марта 2018, 15:30
Из книги Н.А. Павловой "Пасха Красная": "Рассказ бабушки Дорофеи из деревни Ново-Казачье, подтвержденный ее дочерью Татьяной: «Однажды пошли мы с медсестрой и дочкой Таней в больницу. А жара, пить хочется. И медсестра говорит: „Зайдем в этот дом, у меня тут знакомые живут“. Зашли мы. А я как села со страху на лавку, так и встать боюсь: на печи три девочки безумные возятся — лысенькие, страшные и щиплют себя. Не стерпела и спрашиваю хозяйку: „Да что ж за напасть у тебя с дочками?“ — „Ох, — говорит, — глухие, немые и глупенькие. 
МаринА31 марта 2018, 14:25
Какая-то чудовищная ошибка - публикация этой статьи в то время, когда следственный комитет в составе 100 человек расследует причины гибели невинных детей в Кемерово. Расследует, чтобы НАКАЗАТЬ КОНКРЕТНЫХ ВЗРОСЛЫХ. Кто-то сэкономил на дешёвых стройматериалах, кто-то подписал разрешение, которое подписывать было нельзя. Кто-то запер двери, кто-то не нажал кнопку, кто-то просто сдрейфил и сбежал, спасая только свою взрослую шкуру.
Наталия Ростова, Ваши комментарии меня шокировали - "Никто не отвечает за твои грехи". Если Библия для Вас - не пример, читайте классику, Достоевского, там так прописаны все причинно-следственные связи. Учитесь думать и анализировать. Те же пожелания и автору статьи
Евсей31 марта 2018, 13:58
Наталия Ростова31 марта 2018, 09:34 "святым Крещением снимается первородный грех." Наталия Ростова, во-первых, у Церкви нет никакого учения о "снятии первородного греха" (Церковь ничего не "снимает", это бабки "снимают" порчу или сглаз). А вот, учение о первородном грехе есть. Т.е. учение об ответственности детей за грех родителей. Освобождается ли человек в крещении от первородного греха, или не освобождается, или освобождается но не до конца... это предмет богословских споров. Но сам по себе факт наличия у Церкви такого догмата, догмата о первородном грехе, говорит об одном - Церковь признает что дети в принципе отвечают за грехи родителей.
Наталия Ростова31 марта 2018, 13:54
Я так поняла,что тут можно лоб расшибить,а всё равно большинству упёртых православных не докажешь, что ДЕТИ НЕ ОТВЕЧАЮТ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ. Вот в чём немного согласна с Наталией, так это то,что наши детишки семилетние, мало что соображают. И это наша вина. Причём явная, а не косвенная. Не рассказали, не объяснили, не показали достойные примеры. Дети в наше мирное время начинают резко становиться взрослыми, если рядом рвутся снаряды и свистят пули. Я видела 5-ти летних очень умных и рассуждающих о жизни. Это дети из Донбасса и Луганска. А в обычной жизни, у нас и 40-летние до сих пор инфантильны, и всё перекладывают свою вину и грехи на других. Печально это.
Наталия Ростова31 марта 2018, 13:43
Ответ Наталии 11:33. " Как одним человеком грех вошёл в мир,и грехом смерть,так и смерть перешла во всех человеков."(Рим.5:12)Здесь подразумевается личное преступление нашими прародителями воли Божией о не вкушении ими плода от древа познания добра и зла, и закон греховного расстройства, привзошедший в человеческую природу,как следствие этого преступления.Грехопадение прародителей и наследование всеми поколениями духовной порчи дает сатане власть над человеком.Освобождает от этой власти Таинство Крещения. " Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства дьявола."(прп.Симеон Новый Богослов). Продолжение...
сергий31 марта 2018, 13:12
Дети отвечают за грехи родителей. Примеры: дети алкоголиков, наркоманов, убийц. Младенец, сын наркомана, а печень уже больна. Я долго не мог понять, почему Адам согрешил, а мы расплачиваемся. Крещение не убирает первородный грех, крещеный человек имеет возможность, с Божией помощью, противостоять греху. Все мы связаны, и каждый, отвечает за грехи президента, руководителя, своего ближнего. Подтверждение - войны, катаклизмы, бедствия, которые касаются всех. Святые, всегда молятся не за себя, а за все человечество, народ, как и мы на каждой литургии. Писание нельзя рассматривать с точки зрения права или логики, в этом наша большая ошибка. Духовные законы другие, и дай нам Бог, их понять...
Варвара31 марта 2018, 12:51
Как же Бог не наказывает детей за грехи родителей, если столько невинных детей погибает, не успев согрешить?
Свт. Николай Сербский писал, что не лжесвидетельствуй, подумай о своих детях. Если бы дети не были повинны в грехах родителей, надо бы́ло бы написать, подумай о своей участи в вечности. И много рассказов у того же свт., что дал кля́тву бросить курить, дочь выздоровела, через год забыл, закурил снова, дочь умерла. Другой случай, обещал отдать землю церкви, потом жалко стало, не отдал, ребенок умер.
Не знаю теорию, а на практике получается, что дети умирают за́ грехи родитетелей, не сделав их грехов по малолетству.
Какие грехи сделали дети в зимней вишне, что так пострадали? Никаких!
Варвара31 марта 2018, 11:52
В Евангелии от Луки( Лк.23.28),кода вели Иисуса на распятие" И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.Иисус же обратившись к ним сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне но плачьте о себе и о детях ваших...." И наказание - разрушение Иерусалима и храма, изгнание в Вавилон последовало только через 40 лет, когда родились дети и внуки тех, кто распинал Иисуса Христа, а многие из распинателей уже почили. Как же так? Значит - дети их и внуки несли наказание за грех родителей?
Наталия31 марта 2018, 11:33
Наталия Ростова, как в принципе человек может "отвечать" за грех Адама и Евы? В чем конкретно выражается эта ответственность? Если крещение обнуляет первородный грех, то, значит, до него человек все равно отвечает за грех других людей: Адама и Евы. Вот пример ответственности не за себя, а за "того парня".
В 7 лет малыш ещё мало что понимает. Кстати, в своих записках мученица Перпетуя писала, что ее маленький семилетний брат Динократ, умерший от тяжёлой болезни, попал в ад, именно в муки. Как вам такое? Она его вымолила, но сам факт, что в ад попадают семилетние малыши - чудовищен. Никаких детей не захочешь после такой страшной правды.
Анна С.В.31 марта 2018, 10:31
Дети не отвечают за грехи родителей,Господь Иисус Христос искупил людей от первородного греха, и то что было в Ветхом завете не действует теперь в Новом завете.Господь искупил нас.Каждый несёт ответственность за свои грехи только, и это ересь думать что детей Бог будет наказывать за грех родителей.Таинства Церкви это показывают, каждый исповедует только свои грехи ,а не чьи то ещё,и потом допускается к Причастию.Невозможно покается в том чего ты не делал, и тем более нести за это наказание.В последнее время всё чаще встречаюсь с утверждением что Бог немилосерд,а теперь и ещё что несправедлив.Это конец, из Бога сделали дьявола. Читайте евангелие, оно поможет узнать какой Бог на самом деле.
Наталия Ростова ещё продолжение31 марта 2018, 09:54
Я в храм пришла уже достаточно взрослой. И даже на первой исповеди жаловалась на тех, кто меня обидел. И только буквально просеяв свою жизнь по крупицам, всё осознав и искренне поняв, что НИКТО НЕ ВИНОВАТ, что я так плохо живу, я покаялась. Никто не виноват. Кроме тебя самого. Это сложно усвоить, но надо. А потом уже станет очень легко. Никто не отвечает за твой грех. Никто. Надо выучить эту аксиому.
Наталия Ростова Продолжение31 марта 2018, 09:46
Ещё более меня шокировал коммент Вячеслава с его примером Матронушки Анемнясевской...Зачем же из праведной женщины делать какую-то злыдню, которая чуть ли не проклинает человека, выносившего её на руках?!?! Она сказала эти слова,чтоб богоборец одумался, раскаялся и исправил свою жизнь. А он этого не сделал. Не было ПОКАЯНИЯ, судя по всему. И судя по всему и дети его пошли по такому же пути, что и отец. БЕЗ ПОКАЯНИЯ. И маленький рост тут совершенно не причём. В общем, всё в кучу намешали. НЕ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТИ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ. А если дети, даже будучи взрослыми, страдают по жизни и болеют, то винить предков за это глупо. Каяться самим надо.
Наталия Ростова31 марта 2018, 09:34
Кошмар какой-то...Люди,в смысле, комментаторы, очнитесь. Что за ерунду вы тут городите? Ведь всё очень просто. ПОКАЯНИЕ - вот ключевое слово. По учению Православной Церкви, святым Крещением снимается первородный грех. Всё просто. Далее, человек уже не несёт ответственности за грех Адама и Евы. С 7-ми лет человек уже отвечает за свои поступки и грехи. Хоть и мал ещё, а уже должен соображать,что такое хорошо и что такое плохо. И каяться в содеянном. И в этом вопросе ребёнка должны просветить родители или крёстные. А если родители сами ведут аморальный образ жизни,например пьют запоями, то будет чудом, если в такой семье вырастит святой человек. Примера нет перед глазами достойного. Продолжение
Вадим31 марта 2018, 02:25
Единственное правильное понятие - не совершай ГРЕХ!!! Это нарушение Божиего Закона. Не грешить самому,разъяснять,запрещать грешить и искоренять грех в своей семье и семьях своих близких. Кто так живет,а я таких знаю, будут долговечны, всегда здоровы, успешны в жизни, и...., как итог, СЧАСТЛИВЫ! Но чтобы не творить греха нужно жить с Богом,во всем доверять Ему, исполнять Его волю,быть внимательным к своим мыслям и поступкам и, если согрешил, бегом на исповедь если грех тяжелый, а если легкий - то сразу после совершения проси у Бога прощения, а позже исповедай его. Быть внимательным к себе - значит не грешить!Спаси Господи.
МаринА31 марта 2018, 00:10
Ещё КАК отвечают! Дети за грехи родителей. Теория - теорией, многовековая, а практика - практикой. Увы. В 21 веке все знают, что такое наследственные заболевания, в том числе и генетические Что такое, наследственные психические (душевные) заболевания. Каков процент рождения нездоровых детей у алкоголиков и наркоманов. И у здоровых пар рождаются нездоровые дети. А у носителей ВИЧ может родиться здоровый ребёнок. Всё гораздо сложнее и по-прежнему покрыто тайной. Крестовые походы только сейчас аукнулись европейцам. Неизменны только 10 заповедей. Всё остальное - человеческие осмысления. Пусть даже и духоносные. Каждое - для своего времени.
вячеслав30 марта 2018, 22:29
А как же первородный грех?Младенцы рождаются и уже виноваты в том,чего не совершали.Кто-то скажет-то первородный,а то личные грехи.но можно ответить,что то личный грех Праотцев.А матушку Матронушку Анемнясевскую когда богоборец выносил из дому на руках,чтобы выселить и сказал,какая ты маленькая,а она ему-вот такие маленькие будут у тебя и взрослые дети.И они невырастали в нормальный рост.
В.К.30 марта 2018, 20:55
Петр30 марта 2018, 12:41 "мы все по древнему учению Церкви страдаем за грех прародителей Адама и Евы". Ну а это вообще основа всего нашего вероучения - учение о первородном грехе. ВСЕ люди страдают за грех проРОДИТЕЛЕЙ. Интересно, как сторонники идеи о том, что Бог не наказывает детей за грех родителей, думают обходить сей догмат Церкви? Отвергнуть учение о первородном грехе, равносильно отвержению самого церковного учения.
В.К.30 марта 2018, 20:48
Конечно можно очень постараться и объяснить всё это в гуманистическом смысле, в соответствии с духом времени, дескать Бог никого не наказывает, и тем более за вину родителей, но трудно, очень трудно сторонникам гуманизма объяснить прямые слова Божии, сказанные Им в Писании: "Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за
вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня
и соблюдающим заповеди Мои" (кн. Исход). И да, сразу хочу напомнить тем, кто начнет утверждать, дескать это Ветхий Завет, он уже устарел и не актуален. Напомню слова Спасителя: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или
пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."
Дмитрий30 марта 2018, 20:20
Это же 2-ая заповедь Декалога: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". Чётко сказано, что наказывает не соблюдающих заповеди. В статье смешано наказание от Бога за грех перед Богом, и наказание от людей за преступления перед ними.Генетические болезни во многом от неправильного образа жизни, что это как не наказание от Бога? Наш народ был наказан три поколения за революцию, евреи вообще 100.
ольга30 марта 2018, 20:01
А как же царь Давид был наказан за свой грех, в котором его обличил пророк Нафан, смертью своего ребенка, родившегося от Вирсавии?
Андрей30 марта 2018, 18:50
Автору:
Спасибо, Алексей! То, о чём Вы написали, очень важно. Мне самому приходилось слышать (а, может быть, и читать) неправильное мнение по этому вопросу.
Илья30 марта 2018, 18:32
А как быть с первым грехом? Ведь за него уже понесли наказание , лишившись рая. Так почему детей Адама и Евы не вернули в рай?
Фотина30 марта 2018, 18:15
Бог не карает мгновенно и явно! А человек (в меру свей гордыни)порой не понимает за что его наказали. Очень часто сталкиваюсь, что пытаясь объяснить(разъяснить, помочь разобраться) собеседнику в его " наказании от Бога" меня не слышат, перебивают, продолжают упираться в своей правоте, т.е. люди не хотят исправлять свои грехи, не хотят даже принять чужое мнение, прислушаться. А из многочисленных семей (даже родовых линий, которых я знаю и истории жизни их от бабушек - дедушек до внуков-правнуков) 200% у меня уверенности, что не только дети , а до "7 колена" несут ответственность.
Наталия30 марта 2018, 13:09
"... Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать пороку родителей»
Я правильно поняла: всё-таки Бог не наказывает родителей, предоставляя некую "отсрочку"? И ждёт, что дети не будут подражать им в грехах? Если дети так же грешат, Бог наказывает только их за их личные грехи, а родители за свои личные грехи остаются ненаказанными? Как-то мутно, не очень понятно.
М.30 марта 2018, 13:01
Огромное спасибо за статью! Сама думала, что страдаю бесплодием за грехи своих родителей (аборты). Теперь мне всё ясно, что дело только во мне и нечего мне было сваливать вину на своих близких. Ещё раз спасибо!
Надежда30 марта 2018, 12:41
Благодарю.Как просто и ясно. Какие замечательные Божии слова.
Петр30 марта 2018, 12:41
Роман30 марта 2018, 11:09 "Если по слову Патриарха Кирилла, запрещать батюшек, говорящих, что дети страдают за грехи отцов, то можно лишиться большого количества священства." Более того, можно лишиться большей части писаний святых отцов и огромного пласта житийной литературы. Поскольку именно на этом основании строилось и строиться всё богословское объяснение страданий в мире. Да что там далеко ходить, мы все по древнему учению Церкви страдаем за грех прародителей Адама и Евы. Это не так? Предлагается пересмотреть всё богословие Церкви за 2000 лет? Не очень понятно...
Ольга30 марта 2018, 12:09
В книге "Диадема старца" о св. Гаврииле (Ургебадзе) сказано, что после задержания старца, он был отпущен следователем, т.к. ему явилась Женщина и сказала, что если он не отпустит задержанного, то несколько его поколений будут лишены Божьей помощи. Также у В. Лялина есть рассказ (не помню название), где говорится о богатой супружеской паре, которая успела уехать до полной блокады Ленинграда, но оставила свою служанку охранять квартиру и ценные вещи в ней. Естественно, в блокаду девушка-служанка умерла в этой квартире. Старец сказал, что за грех совершенный этими супругами и отсутствие покаяния, в их семье будут происходить скоропостижные смерти в нескольких поколениях, что и произошло.
Роман30 марта 2018, 11:09
Если по слову Патриарха Кирилла, запрещать батюшек, говорящих, что дети страдают за грехи отцов, то можно лишиться большого количества священства. Потому, что труднее найти тех, кто говорит обратное.
Наталия30 марта 2018, 10:48
Это очень тонкая проблема. Наказание Господне, на самом деле, не в нашей компетенции: кого Господь наказывает, а кого не наказывает - это Его воля. Нам она не ведома. Но то, что дети повторяют грехи родителей, часто один в один -это реальность. Ведь в жилах детей и родителей течёт одна кровь, а в ней всё то, что сотворено предыдущими поколениями, зачастую, нераскаянному. И дети учатся греху у своих родителей прежде всего. Поэтому, в том числе, грех и не исчезает, он повторяется из раза в раз,укрепляется, пока кто-то не поймёт, что делает. У моего близкого друга замёрз пьяный дедушка, замёрзла мать, и он иногда пьяный засыпает прямо на снегу, но пока находят вовремя. Вот так. Тайна.
раиса30 марта 2018, 10:36
Бесспорно,что каждый несет на себе тяжесть своего греха, но существуют греховные семейные традиции, передаваемые по наследству и кажется, что мы несем ответственность за грехи своих родителей. Важно, что раскаиваясь в этих грехах, мы искореняем эти грехи для последующих поколений в семье. Да и наша христианская жизнь благотворно сказывается на загробной участи наших родителей.
Алексей30 марта 2018, 09:43
Сложно... Типовая фраза: - "За что Бог меня наказывает"? - объясняется просто... С одной стороны на человека действуют последствия грехов 3-4 поколений, доброты 1000 предшествующих родов, последствия личных грехов и добродетелей, дьявольсие козни и помощь ангела-хранителя... При таком количестве воздействующих факторов - поди разберись, за что и почему?! * Но Гоподь указывает направление решения этой проблемы - Он прощает последствия всех грехов, как предыдущих поколений, так и совершенных сегодняшня при ИСКРЕННЕМ ПОКАЯНИИ, т.е. исправлении! * Но как это трудно осуществить в нашей реальной жизни?!!! Поэтому-то и огребаем по-полной... Регулярно... Нет исправления...
Читательница (Подмосковье)30 марта 2018, 09:14
Спасибо за публикацию! Конечно, дети не несут ответственности за грехи родителей. Поэтому призывы к всенародному покаянию за ошибки предков беспочвенны. Но родовой грех имеет место быть. Об этом говорит и уважаемый завтрашний юбиляр – Алексей Ильич Осипов. Многая и благая лета дорогому Профессору!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×