Как-то раз я общался на религиозные темы с некоей женщиной, лет 45, постоянной прихожанкой одного московского прихода. В какой-то момент я обронил такие слова: «Господь не наказывает детей за грехи родителей». Но тут же моя собеседница уверенно сказала: «Как же это? А помнишь, в Библии есть такие слова: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Ведь Священное Писание об этом говорит!»
К сожалению, среди наших прихожан встречаются люди с взглядами, которые не соотносятся с учением Вселенского Православия. И сегодня среди широких масс вопрос о том, наказываются ли дети за грехи, совершенные их родителями, остается нерешенным.
Наша Церковь всегда давала и дает четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями. Бывали случаи, когда какой-то пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери своего ребенка, говорил, что это расплата за грехи, содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению сказал: «Если кто-то говорит, что “за грехи”, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!»[1].
Но о чем тогда слова о «кислом винограде»? Что говорит нам Священное Писание? Давайте разберемся и найдем аргументированный ответ.
В Писании мы действительно находим слова о том, что «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Самое интересное: они повторяются даже и не раз. Только тут есть одно «но»: приводя этот отрывок в качестве аргумента, люди обычно вырывают его из контекста. Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где есть следующие слова:
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).
Заметьте, Сам Творец всего говорит, что не надо произносить эту «пословицу», что она неверна и является народным заблуждением. Эти слова «о кислом винограде» употреблял израильский народ (не находившийся на высоком духовном уровне) во время Вавилонского плена, то есть здесь немаловажен и временной контекст.
Святой пророк Иеремия передает речь, обращенную Господом к нему:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 27–30).
Мы видим, что Господь уже через уста пророка просит быть осторожным с этой фразой, демонстрируя ее истинное значение.
Но кто-то может сказать: «Но ведь написано: “уже не будут говорить”. Значит, так говорили ранее? Если да, то почему раньше дети отвечали за грехи родителей, а сейчас – нет?»
Потомство грешников страдает, потому что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках
За разъяснением обратимся к «Толковой Библии» А.П. Лопухина:
«Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках»[2].
Тут, как гласит другая, не менее знаменитая пословица, «яблоко от яблони недалеко падает». Человек, который грешит таким же злым делом, как и его предок, отвечает за свое нарушение Богом установленного Закона, а не за нарушение своего родственника.
В Ветхом Завете мы можем встретить слова, которые четко указывают на то, что чадо не может быть наказано за беззаконие своего родителя:
«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16).
Чуть дальше в Писании, в Четвертой книге Царств, мы встречаем повествование об Иудейском царе Амасии, который умертвил своих врагов, но не причинил вреда их детям:
«Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: “не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью”» (4 Цар. 14: 5–6).
Мы видим, что царь, следуя словам из Книги Второзакония, не умерщвляет детей убийц своего отца, ибо они неповинны в злодеянии.
Но те, кто внимательно изучит Священное Писание, могут возразить, найдя следующие слова в Книге Исход: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 5). Эти слова вновь повторяются в книгах Исход (см.: Исх. 34: 7), Числа (см.: Числ. 14: 18[3]), в Книге пророка Иеремии (см.: Иер. 32: 18). Обращая внимание на последнего пророка в этом списке, мы можем удивиться, так как выше уже читали из его же книги такие слова: «Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 30).
И неужели в Книге Исход утверждается, что люди несут ответственность за грехи, сотворенные их предками? Все достаточно просто. В цитате из Книги Исход мы упускаем из поля зрения слова о «ненавидящих Меня». Наказываются те дети, которые начинают следовать беззаконию своих родителей, то есть они несут уже ответственность за свой грех, а не за идентичный родительский.
Тут бы хотелось сделать небольшое отступление и порассуждать над этими словами. Люди и пожилого возраста, и среднего, которые видят, что их дети или внуки совершают злые дела, удивляются, почему их отпрыски творят беззакония. Но чаще всего, когда они задумываются, оглядываются назад и смотрят на свою жизнь спустя какой-то временной промежуток, видят, что сами совершали те же прегрешения. Пословица о том, что «дурной пример бывает заразительным» только подтверждает вышесказанные слова из Священного Писания.
Дабы не быть голословным, обращусь снова к святым отцам Церкви. Сначала стоит разобрать 5-й стих 20-й главы Книги Исход. Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов, пишет:
«Думаю, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено “ненавидящим Мене”, то есть долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду»[4].
В Книге Исход есть такие слова:
«[Господь] сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 7).
Люди, далекие от Церкви, могут воскликнуть: «Ну и где же ваш добрый и милостивый Бог?» Ответить на этот вопрос нам поможет толкование приведенного отрывка преподобного Ефрема Сирина, который пишет следующее:
«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»[5].
Отдельного внимания заслуживает Книга пророка Иеремии. Чуть раньше мы уже читали слова из книги этого великого святого мужа, говорящего о том, что «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие» (см.: Иер. 31: 30). Но далее мы видим в этой же книге такие слова:
«Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!» (Иер. 32: 18).
«Бог ожидает покаяния… После долгой отсрочки наказание воздается детям, если они будут подражать пороку родителей»
Блаженный Иероним Стридонский в своем Толковании на книгу пророка Иеремии пишет об этих строках:
«Велика милость Творца, простирающего милосердие Свое на тысячу родов и являющего правду Свою в другом поколении. Правда эта также соединена с милосердием, ибо Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать пороку родителей»[6].
Очень мудрая мысль святого вновь подтверждает, что чада страдают не за родительский грех, а за свой, который они совершают, повторяя за своими предками.
В книге Плача Иеремии есть такие слова, которые для некоторых могут стать «камнем преткновения»: «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их» (Плач 5: 7). Эта книга была написана святым пророком Иеремией после разрушения Иерусалима и взятия народа Божия в Вавилонский плен. Праведный муж указывает на то, что люди согрешили, а их дети будут страдать. Но замечу: они страдают не за грех своих предков, а за свое маловерие и отсутствие покаяния перед Богом.
В Новом Завете, а точнее – в Святом Евангелии мы видим указание на то, что каждый отвечает сам за себя, а не за прегрешения своего предка. В Евангелии от Иоанна есть эпизод об исцелении слепорожденного. Нас интересует сейчас не весь евангельский эпизод, а конкретное место из него:
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1–3).
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виновных, несправедливо»
Чтобы не уклониться не в ту степь, обратимся к толкованию этого места, которое было написано блаженным Феофилактом Болгарским:
«Он говорит это, не освобождая их (родителей. – А.П.) от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что родился слеп. Хотя родители его и согрешили, но не за то терпит он такое убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виновных, несправедливо»[7].
И ведь действительно, было бы справедливо, если бы кто-нибудь из нас страдал за то, что не совершал и даже не допускал помысла совершать?
Священникам, катехизаторам и простым мирянам непременно нужно усвоить и донести тем, кто еще пребывает в неведении, мысль, что ни в коем случае ребенок не отвечает за грех родителей, не расплачивается за него ценой своего счастья, здоровья, благополучия или даже жизни. Как мы уже убедились, нам об этом говорит Священное Писание, данное Самим Богом. Каждый человек должен помнить о том, что он отвечает за свой грех, и потому не у его чада, а у него самого «на зубах и оскомина будет».
Все намного просто, чем вы думаете. Да, ребенок может повторить грех своего родителя, если последний подает пример. Если отец страдает алкоголизмом, то ребенок будет склонен к этой страсти. Но это не значит, что он обязательно ее повторит. Но если и сотворит, то будет наказан, но за свой поступок. И мне не совсем понятно: почему люди так хотят, чтобы их наказывали за грехи родителей? И почему думаете, что Всемилостивый Господь будет наказывать невинного человека за грех, пусть даже и родительский? Мне кажется, нужно быть в этом вопросе более рассудительней.
Помощи всем Божией!
ищите и обрящете.
А что "страсть" (именно страсть а не грех) передаётся, прочувствовал на себе...
Бог здесь ясно сказал, что не наказывает детей за грехи родителей и родителей за грехи детей. Но есть ли человек, который бы жил и не согрешил? Испорченная грехом природа человека передаётся по наследству, в комментарии нет места чтобы это объяснить, действительно намешали всё в кучу. Здесь немного можно почитать
http://www.pravoslavie.ru/6920.html
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).
Бог ясно сказал, что не наказывает детей за грехи родителей. Но люди зачем-то спорят с Богом и упорно хотят чтобы их наказали до 7 колена....
Из Ветхого Завета ясно следует, что ответственность детей за грехи отцов существует.
Учение Церкви об отсутствии такой ответственности основано на том, что она снимается в Таинстве Крещения, которое омывает первородный грех, то есть грехи всех предков, начиная с Адама и Евы и кончая родителями.
Поэтому для православных ответственности за грехи предков, действительно, нет. А для всех прочих - для некрещеных и для еретиков (у которых Святой Дух не действует в крещении) она есть.
По учению Церкви, в таинстве крещения изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей. Из этого следует необходимость крещения младенцев. Правослвие.ру, 21 февраля 2005 г.
Наталия Ростова, Ваши комментарии меня шокировали - "Никто не отвечает за твои грехи". Если Библия для Вас - не пример, читайте классику, Достоевского, там так прописаны все причинно-следственные связи. Учитесь думать и анализировать. Те же пожелания и автору статьи
Свт. Николай Сербский писал, что не лжесвидетельствуй, подумай о своих детях. Если бы дети не были повинны в грехах родителей, надо бы́ло бы написать, подумай о своей участи в вечности. И много рассказов у того же свт., что дал кля́тву бросить курить, дочь выздоровела, через год забыл, закурил снова, дочь умерла. Другой случай, обещал отдать землю церкви, потом жалко стало, не отдал, ребенок умер.
Не знаю теорию, а на практике получается, что дети умирают за́ грехи родитетелей, не сделав их грехов по малолетству.
Какие грехи сделали дети в зимней вишне, что так пострадали? Никаких!
В 7 лет малыш ещё мало что понимает. Кстати, в своих записках мученица Перпетуя писала, что ее маленький семилетний брат Динократ, умерший от тяжёлой болезни, попал в ад, именно в муки. Как вам такое? Она его вымолила, но сам факт, что в ад попадают семилетние малыши - чудовищен. Никаких детей не захочешь после такой страшной правды.
вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня
и соблюдающим заповеди Мои" (кн. Исход). И да, сразу хочу напомнить тем, кто начнет утверждать, дескать это Ветхий Завет, он уже устарел и не актуален. Напомню слова Спасителя: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или
пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."
Спасибо, Алексей! То, о чём Вы написали, очень важно. Мне самому приходилось слышать (а, может быть, и читать) неправильное мнение по этому вопросу.
Я правильно поняла: всё-таки Бог не наказывает родителей, предоставляя некую "отсрочку"? И ждёт, что дети не будут подражать им в грехах? Если дети так же грешат, Бог наказывает только их за их личные грехи, а родители за свои личные грехи остаются ненаказанными? Как-то мутно, не очень понятно.