Непреходящая страсть к переменам

Фото: Сергей Воронин Фото: Сергей Воронин
Современная церковная жизнь от идеальной далека – так же примерно, как каждый из нас по отдельности и все мы вместе далеки от идеальной жизни христианской. Болезни и немощи наши – общие и частные – многочисленны и разнообразны, но есть среди них такая, о которой хотелось бы лишний раз сказать особо – потому именно, что мало кто считает ее за болезнь. Имя ей – страсть ко всевозможным переменам.

Нет, в переменах как таковых ничего дурного нет. Скорее наоборот: отсутствие перемен часто является признаком застоя, бездеятельности, ведущей к деградации. Но вот только… перемены переменам рознь. Тем более что одно дело, когда речь идет о переменах в тебе самом и твоих обстоятельствах, и совсем другое, когда менять ты собираешься что-то, что неизмеримо больше тебя и твоего личного опыта.

Я очень хорошо помню, что меня в свое время в Церковь привело именно желание измениться. Я понимал: моя жизнь, такая, какой она была, неправильна, неправильно и то, что я вижу в себе самом, – все это надо менять. Как, каким образом? Ответы на эти вопросы я находил уже внутри Церкви. И помощь, и поддержку – и человеческую, и, что гораздо важнее, благодатную – также находил и нахожу по сей день. Оглядываясь назад, я могу сказать, что много воды утекло с тех пор, как я переступил впервые церковный порог, – лет около тридцати тому назад это было. Но неизменным осталось одно: ощущение того, что и сегодня во мне слишком многое не так, что мне нужно еще немало потрудиться, немало – то есть всю оставшуюся жизнь. И при этом я с максимальной отчетливостью понимаю, что лишь в Церкви этот труд принесет свой плод, вне ее он невозможен.

Появилось ли у меня за прошедшие годы чувство того, что менять нужно что-то не только во мне самом, но и в Церкви, в которой я пытаюсь спасаться? Да, конечно, появилось. Мы многое делаем неправильно, часто ошибаемся, принимаемся искать какие-то «новые формы» церковной жизни – и находим, как правило, далеко не лучшие. И поэтому, безусловно, многое нуждается в исправлении. Многое – это примерно то же, что нуждается в исправлении и в нас.

Однако при этом у меня почему-то ни разу не возникло желания что-то изменить в тех церковных традициях, которые я с самого начала воспринимал как данность – сначала непонятную, но не отторгаемую вследствие этого сердцем, а затем логически объяснимую. Отчего так? Да, есть вещи, которые кажутся мне подчас не совсем удобными. Но есть и другое: понимание, что любые перемены в том, что касается традиций, необходимо совершать с огромной осторожностью, деликатностью, смирением, и сверх того требуется не только опыт, но и некое благодатное просвещение. У себя же я ничего такого не нахожу – чего-то не нахожу в достаточной степени, а чего-то – вообще ни в какой.

И меня очень часто удивляет и озадачивает готовность к осуществлению таких перемен в Церкви в людях, за которыми наличия всех вышеперечисленных качеств и способностей я тоже признать не могу. Нет, не потому, что я плохо о них думаю. Причина в другом: мы практически все сегодня в Церкви – «дикие маслины», как говорил об этом апостол Павел. Мы привились к питающему, дающему нам жизнь дереву, но еще не стали им, оставаясь дикими во многих отношениях. Это не обидно, это не унизительно, это просто правда. И потому… потому вряд ли стоит решаться на изменение того, что вводили в жизнь Церкви люди, в отличие от нас, не дикие, намного более опытные, намного более разумные, намного более осторожные. Гораздо правильнее было бы сосредоточиться на том, от чего мы все время отвлекаемся, как ребенок с затрудненной концентрацией внимания, – на тех самых пресловутых переменах в себе самих, в которых остро нуждаемся не только мы, но и находящиеся рядом с нами люди.

Думать на эту тему приходится так или иначе постоянно: она не теряет своей актуальности на протяжении уже долгого времени. Но поводом для настоящего рассуждения стала, конечно, недавняя дискуссия на тему, кажущуюся мне совершенно надуманной, но многих беспокоящую почему-то всерьез: надо ли целовать руку священника.

Прикладываясь к руке пастыря, благословляющей Святые Дары, мы помышляем о другой Руке – Господа

Надо или нет – вот серьезнейший, важнейший, судя по всему, вопрос! И мнения высказываются самые различные. Что ж, и я рискну высказать свое: конечно, надо. Мне кажется странным, что людям церковным (а участники дискуссии в значительной своей части люди именно такие) может быть непонятно, что, целуя десницу пастыря или архипастыря, мы не выражаем почтение ему лично как человеку, а свидетельствуем о своем благоговении к его сану, к той благодати, которая дарована ему в таинстве рукоположения. И более того: прикладываясь к его руке, благословляющей Святые Дары, мы помышляем о другой Руке – все совершающей и претворяющей хлеб и вино в Плоть и Кровь. Чего мы боимся? Что кого-то из современных, чуждых христианскому символизму людей этот «варварский» обычай оттолкнет? Что священники и епископы могут пострадать, принимая данное целование на свой счет и оттого превозносясь? Честно скажу: не понимаю.

Но очень хорошо понимаю другое: как в горах достаточно бывает неудачно задеть всего лишь один камешек, чтобы спровоцировать сход лавины, так и в отношении церковных традиций: достаточно изменить что-то малое, отказаться от него, и процесс изменений будет шириться и расти, подобно той же лавине. Ведь слишком многое в повседневной жизни Церкви построено именно на традиции – не на точном расчете, не на законах физики или химии, а на том, что когда-то наши отцы (не отцы и деды, разумеется, а апостолы, святители, преподобные отцы) приняли некие внешние формы как оптимальные для выражения тех или иных духовных реальностей.

Нужно ли что-то в этих формах менять, приспосабливаясь к действительности современной? Возможно, что нужно. Но тут все обстоит как и с редактированием богослужебных текстов: редактировать, делать их более понятными необходимо, но вот только достаточного количества квалифицированных редакторов, способных подъять этот труд и понести его, не повредив при том богослужению, совершенно однозначно нет.

Менять надо – в нас самих то, что нам мешает видеть глубокий внутренний смысл традиций Церкви

Мне кажется, что сейчас наша жизнь и без того крайне сложна: перед нами множество вызовов, и далеко не на все мы готовы дать уверенный ответ. Вряд ли стоит сегодня концентрироваться на внешних изменениях – какими бы «назревшими» они кому-то ни казались: не стоит как-то трансформировать внешние формы, когда у нас такие проблемы с внутренним содержанием, когда масса людей вообще не понимает, каким оно должно быть. Не надо, потому что это может привести к последствиям до конца не предсказуемым. Гораздо лучше стараться извлечь пользу из того, что есть, нежели пытаться заменить его чем-то другим.

Кому-то представляется странной традиция целовать благословляющую руку священника, кому-то кажется, что прикладываться к иконам – обычай еще более странный, кто-то полагает, что причащаться из одной Чаши и одной лжицы негигиенично, стоять во время службы – тяжело, спрашивать о согрешениях на исповеди – неделикатно. И много всего еще такого кажется и представляется. Но стоит начать «процесс перемен», как уже не остановишь его. Вот почему лично я убежден: не надо начинать. И к иконам по-прежнему лучше прикладываться, и из одной Чаши причащаться, и руку священника целовать, и не требовать, чтобы он делал то же в ответ. Ничего в этом особенно затруднительного нет. А смысл глубокий внутренний – есть. И если что-то надо менять, так это, повторюсь, то в нас самих, что нам этот смысл видеть мешает.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Философско-богословские аспекты русского религиозного модернизма Философско-богословские аспекты русского религиозного модернизма
Диак. Илья Маслов
Философско-богословские аспекты русского религиозного модернизма Доктрина «нового религиозного сознания» (НРС): философско-богословские аспекты русского религиозного модернизма
Диакон Илья Маслов
Тема НРС выходит за пределы только лишь философско-богословских споров прошлого столетия, но ставит проблему собственной идентичности традиционного православного мировоззрения.
Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения
Слово в день святителя Николая
Архиепископ Серафим (Соболев)
Немецкие богословы не имели, не имеют и никогда не будут иметь никакого понятия о самом главном в нашей вере и жизни – о спасительной возрождающей благодати Святаго Духа. Этой благодати здесь нет, так как лютеранство отвергает Таинство Св. Миропомазания и не имеет апостольского преемства, через которые изливается сия благодать. А так как в лютеранстве нет благодати, то у немецких богословов нет и спасительной истины, которая источается из той же благодати Святаго Духа.
Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?
Комментарии
lyudmila toll17 февраля 2019, 18:14
я не считаю себя уж очень знающей в Православии но что говорит святой отец я то иделаю и нет сомений вопросов ведь батюшки все Богом нам посланы в чем могут быть вопросы
наша Святая Православная церковь веками стоит по Апостому вера нам передана отСамого Господа Ииисуса Христа какие могут еще быть вопросы сомнения, в чем.
Мириады святых жили и писали для нас а мы будем искать сомнения или задавать нелепые вопросы это не для православных. нам надо бы молиться и молиться о грехах своих и об этом только просить помоги Господи мне грешной увидеть Славу Твою просвети меня недостойную
выше в комменте правильно сказано эти нелепости враг всевает
Ирина12 апреля 2018, 11:17
Христос Воскресе! Интересно вот что: в каждом рассуждении непременно звучит "я", "мне", "меня", "я считаю", "я думаю"... И нет ни одного человека, который бы сказал: "а собственно кто я такой, что берусь рассуждать правильно это или нет, и откуда мне это знать?" Никто не задумается, а для чего он ходит в церковь, к Кому он идёт, и кто здесь на земле имеет апостольскую преемственность и Божию благодать "отпускать и разрешать"? Кто я такая брать на себя смелость превозноситься над батюшкой, облеченным священническим саном? Через любого батюшку идёт Божия благодать и, целуя его руку, мы прикладываемся к деснице Господней. О какой брезгливости вообще может идти речь? Помоги нам всем Господи!
Павел10 апреля 2018, 10:31
Продолжение.
«Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану." (иеромонах Иов (Гумеров))
Подробнее https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/1115-voprosov-svjashhenniku/6_146
Ирина!
Получается, что не руку человека мы целуем, когда берем благословение, значит и с Вашими "убеждениями" это делать не зазорно. :)
Павел10 апреля 2018, 10:28
Продолжение.
«Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!» ( Иоанн Кронштадтский,святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 501)
Павел10 апреля 2018, 10:22
Воистину Воскресе!
Ирина!
"но целовать его руку после Причастия не могу! "Ибо не я живу, но Христос во мне"... "
А как Вы решаете, через какое время после Причастия можно целовать руку священнику? Это не праздный вопрос. Из приведенной Вами цитаты можно много чего додумать, например, что Вы можете целовать руку, когда уже в Вас Христа нет? Но это звучит страшно для христианина! На мой взгляд, мы не можем формализовать период, силу и степень действия в нас Бога, в зависимости от того сколько времени прошло после Причастия. Мы Ему не указ, Он Сам действует в нас по Своему разумению.
Ирина 9 апреля 2018, 02:14
Христос Воскресе! Отец Нектарий, как всегда, поднимает очень важные и насущные темы, спаси его, Господи! Полностью согласна с комментарием Протоиерея от 5 апреля. Целовать крест на поруче - это наша благодарность Христу. Для меня не зазорно поцеловать и руку священнику благославляющему, но целовать его руку после Причастия не могу! "Ибо не я живу, но Христос во мне"...
alexey sopov 5 апреля 2018, 23:57
А вот если взять и перенестись на 100 или 200, а лучше 500 лет назад, и сравнить, какие обычаи были в церкви тогда? Многие думают, что то, что принято сейчас чуть не 1000 лет было, а на самом деле от силы 19 век. Мне думается, что опаснее причитать про «камушки», так как много появляется ревнителей формы и обряда, готовых за это съесть любого. Несовременные вещи сами отомрут, а искусственно их поддерживать - опасно и в фарисейство скатываешься. Но у тех хоть свод законов был четкий, а у нас каждый от ветра головы своея глаголет.
Павел 5 апреля 2018, 16:56
Дионисий!
Мне кажется, что в тайных молитвах тайны, какой она была в определенный период жизни церкви, сейчас нет. В свободном доступе есть богослужебные книги, в которых Вы можете эти молитвы прочитать, не говоря уже об интернете. А про иконостасы и сокращения служб, слишком уж Вы обобщили.
протоиерей 5 апреля 2018, 13:21
Изменять ничего нельзя, и это однозначно! Но, надо втолковывать молодым особенно отцам, что благословение - это прежде всего молитва над главой верующего, а не просто лобзание десницы. А у нас, как правило, батюшка просто кладёт ручёнку, иногда даже без крестного знамении и молитвы. Вот эта практика просто убивает. Всегда для меня были примером старые архиереи, они старались не давать целовать руку незнакомым ему прихожанам, из не желания смутить человека. Если священник в ризе, то обычно прикладываются к поручу, который как раз и символизирует иерейскую посвященность.
Дионисий 5 апреля 2018, 11:20
Да уж всё идёт своим чередом. Храмы без иконостасов, сокращения служб, трансляция тайных молитв из алтарей и т.п. И дальше, и больше...
Максим М. 5 апреля 2018, 10:29
Спаси Господи! Мне кажется вопрос очень надуманным, у меня лично не возникает никакой брезгливости или сомнений, храм - Дом Божий на земле, если я в него пришел, то пришел ко Христу и только к нему, целуя руку - я благодарю Руку Благославляющую меня непотребного, грешного и нечистого. Все эти мысли о переменах, раздорах, об очереди к Причастию - от несовершенства (как и предупреждал ап. Павел), для меня не имеет значения, кто идет первым на Причастие, главное, что я иду (неважно каким по счету) и со мной Христос, надо будет и уступлю место другому. Если мне не хватило просфор или воды, или еще чего нибудь, я переживу, потому что не достоин быть первым и получать блага от Господа.
Наталия Ростова 4 апреля 2018, 14:18
Благодарю Антона и Павла за ответ. Очень похоже на притчу о привязанной кошке... В одном монастыре жила кошка и она всё норовила забежать в храм, когда там идёт Богослужение. Монахи стали заранее перед службой её ловить и привязывать возле храма.Прошло несколько лет. Вот уже и кошка издохла, а монахи с усердием ловят любого кота, привязывают его и только потом начинают молиться в храме....Кстати, американский психолог насмешил. Уж чья бы деревня мычала...Это я Антону говорю.
Иоанна_ 4 апреля 2018, 13:44
Согласна с Натальей Ростовой! Антон, почему же раньше такого не было? У нас в храме, ПО СЛОВУ НАСТОЯТЕЛЯ, уже 25 лет причащаются сначала беременные, потом младенцы, потом все остальные. Семья всегда вместе! Батюшка наш грамотный, преподаватель духовной академии, из священнического рода. Я уважаю мужчин, но в данном случае больше похоже на то, что некоторые недавно обращённые или приехавшие из других мест самочинно вводят свои порядки. Как-то причащались в одном храме, и мой сын по привычке хотел пропустить маму вперёд, но зорко следящие за "порядком" ЧУЖИЕ ТЁТИ, как власть имеющие? его "вежливо" поправили...
Павел 4 апреля 2018, 11:57
Наталии Ростовой
Если я не ошибаюсь, то традиция первыми подходить мужчинам сложилась в следствии того, что раньше в храме мужчины стояли с правой стороны (если стоять лицом к алтарю), а женщины с левой, и так было удобнее и практичнее, очередь двигалась против часовой стрелки. Сейчас, в храмах, где нет такого территориального разделения мужчин и женщин, смысла в этом нет. Имитация этого, особенно в тесных храмах, выглядит неприглядно, хотя многих женщин и бабушек в храме не смущает эта традиция, и они наоборот все пытаются тебя протолкнуть вперед. :)
Антон 4 апреля 2018, 11:31
Наталия Ростова, мне приходилось читать, что до революции к Чаше первыми шли женатые мужчины, потом холостые парни, потом женщины, потом девушки и уже в конце - дети. Я ни в коем случае не настаиваю, что нужно делать так, возможно, в более давнем прошлом были другие традиции.

Конечно, немощных старушек (и стариков!), с трудом стоящих на ногах, беременных и грудных младенцев надо обязательно пропускать вперед, того требует заповедь любви, она выше любых традиций.

С другой стороны, любопытно, почему наши женщины непременно всегда и везде хотят быть первыми? Мне рассказывал психолог: один его американский коллега, приехав в Россию, был потрясён тем, как наши женщины не уважают мужчин.
Наталия Ростова 4 апреля 2018, 10:03
Боюсь вызвать исход той самой пресловутой лавины, но у меня вопрос...Я давно уже наблюдаю в нашем и в других храмах, как на Миропомазание вперёд пропускают мужчин, на Причастие тоже. И вот вчера, стоя в очереди на Исповедь, округлившимися глазами смотрела, как здоровый мужик, аккуратно раздвинув немощных старушек, преспокойно встал впереди. Только усилием воли я заставила себя об этом не думать, я ведь исповедоваться пришла..А вот сейчас вспомнилось...Нет, я не феминистка. Уважаю нормальных мужиков. Но эту странную традицию понять не могу. И где это написано, что так надо поступать???
МаринА 4 апреля 2018, 00:47
А что - на повестке дня обсуждается такая тема? А смысл? Каждый сам для себя решает этот вопос личного пространства. Когда я только воцерковлялась, 20 лет назад, поцеловать руку свщенника, любого, для меня было естественным и радостным. Потом, когда "розовые очки" треснули и их пришлось снять, очень критично стала относиться к этой процедуре. После исповеди или взяв конкретное благословение на что-то - да, поцелую. А просто при встрече - "здравствуйте", улыбнусь и достаточно. Да, это непросто, потому что против течения. Но я приняла для себя такое решение. Целовать руки мужчинам до 60-ти - вообще не полезно. Для них не полезно. Кем бы ои не были. Разрешал ли Христос целовать себе руки?
Елена 3 апреля 2018, 23:45
АМИНЬ!!! Согласна!!!!
Наталья Богоявленская 3 апреля 2018, 23:05
Ага, руку священника не целовать, всё богослужение перевести на современный русский... А ещё у нас некоторые пожилые женщины взяли манеру называть священников за глаза просто по именам, отбрасывая слово "отец", -- Максим, Илья, Яков (видимо, считают для себя зазорным назвать отцом человека, который по возрасту во внуки тебе годится, и им даже в голову не приходит, что тем самым они принижают священнический сан). Требовать подобных перемен -- значит ничего не понимать в церковной жизни, не понимать высокого смысла её. Вот и Познер когда-то говорил, что в Церкви -- сплошной подхалимаж, он, дескать, сам видел, как идёт епископ или патриарх, а ему все чуть ли не в ноги кланяются.
Ольга (продолжение) 3 апреля 2018, 19:14
Мне всегда приятнее целовать руку священника–каким бы грешным он ни был. Ведь если я подхожу к батюшке, значит, я считаю его достойным сана, и мне важно его благословение. У меня до сих пор ощущение руки когда-то благословившего меня Патриарха, хотя прошло уже несколько лет. А поцеловать крест можно и в храме – в конце службы, или приложившись к Распятию.
Ольга 3 апреля 2018, 19:12
Отец Нектарий, спасибо за статью. А как быть, если некоторые батюшки, не дают руки для целования, а подставляют к губам крест? Я и сама с этим сталкивалась, и нередко наблюдаю такое в отношении других людей.Что это означает? Мне это непривычно, и, когда начинаешь додумывать, почему он это сделал, всегда появляется грешная мысль, что батюшка это делает из чувства брезгливости, и начинаешь комплексовать.
Ирина 3 апреля 2018, 16:18
Согласна, мне то же думается что человеку верующему и воцерковленному такое в голову не придет, и тема действительно может быть подкинута из вне, хотя зачем?
Иван Мень 3 апреля 2018, 15:34
В разных местах обширного государства Российского учат прикладываться не к руке батюшек — они ведь такие же грешники! — а ко кресту на поруче, ибо там-то и есть Христос. Так под видом благочестия необыкновенного отползают к обыкновенному нечестию.
Нина 3 апреля 2018, 15:21
Можно священнику руку поцеловать, а можно - крест на поручах.
р.б. Надежда 3 апреля 2018, 13:38
Спаси Господи, отец Нектарий, за Вашу пусть консервативную, но очень правильную и важную позицию в обозначенной теме. Почему общество раздражает традиционность? Да просто потому, что ее "каленым железом" вытравливали из умов людей все советские 70 лет. А сейчас люди, утратив связь со своими предками, лелеют свою торжествующую гордыню - "у нас на все свое мнение". И неважно, что оно не основано на анализе самого вопроса. Поэтому и появляются, к великому сожалению, общины кочеткова, где не признают традиционного богослужения на старославянском языке, где сидят во время богослужения, в том числе женщины с непокрытой головой и т.д. и т.п.
Елена Киев 3 апреля 2018, 10:42
Согласна с Галиной Б. Не нужно это менять и мысли эти чуждые и лишние.
Антон 3 апреля 2018, 08:31
Какая замечательная статья! Согласен с каждым словом!
Галина Б. 3 апреля 2018, 03:05
Скорее всего такие дискусионные вопросы подкидываются извне. Вряд ли человеку воцерковленному придет это в голову. Вы посмотрите на бабусек, которые выстраиваются в ряд со сложенными ручками, когда священник заходит в церковь, или выходит после службы из алтаря. Радостно смотреть на них. Им уж точно в голову не придет спорить по этому вопросу. На бабусек и надо ориентироваться во все времена. У них все выстрадано, временем проверено.
р.Б.Давид 3 апреля 2018, 01:54
Да, отче Нектарие! Все начинается с малого - большая дорога начинается с первого шажка. Модернизм начинается с бритых бород священников, переходе службы на русский язык ("для удобства понимания") и прочих поисках "удобств" в храмах. Не хочется идти узкими вратами, но широкими... Спаси, Господь и с праздником отца нашего преподобного Серафима Вырицкого чудотворца!
тамара 3 апреля 2018, 00:43
Правильно и верно Вы пишите,о.Нектарий.Уже доизменялись--католики.армяне,протестанты!!!!!И что вышло???? Хотим,чтобы у нас так стало??? Может, уже остановимся?? Если и надо что-то менять??? Только самих себя и в себе внутри. Прости,Господи,и помилуй всех нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×