Сделать слово Божие живым и действенным
Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не был привязан только к той эпохе. Этот подвиг является универсальным, потому что в каждую последующую эпоху, в каждом народе возникает необходимость для Церкви иметь ключ, помогающий людям открыть дверь навстречу Божественной истине. И сегодня наша Русская Церковь, как и вся вселенская Православная Церковь, встречается с совершенно новыми проблемами. Мы обращаем свое слово к людям, которые поглощаются ложными ценностями утилитарной безбожной цивилизации. Наша эпоха отмечена именно этим вызовом, этой грандиозной и глобальной проблемой, обращенной не только к Церкви, но и к каждому человеку. И в рамках этой безбожной утилитарной цивилизации иногда пытаются говорить о каких-то ценностях без Бога, но почему-то все переходит в политическую плоскость, и ценностями, которые провозглашаются универсальными, оказываются ценности, связанные с желанием утверждать политическую гегемонию одной страны или группы стран над всеми людьми.
Какой же ключ мы можем найти к тому, чтобы свидетельствовать о Христе в этих новых условиях? Наверное, сегодня ни у кого из нас нет окончательного ответа. Но мы, вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, должны думать о том, как войти в эту безбожную утилитарную среду, как изнутри нее проповедовать слово Божие таким образом, чтобы оно захватывало умы и сердца людей. И от того, сумеем ли мы повторить подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, каждый на своем месте, – я говорю об этом, обращаясь, в первую очередь, к собратьям-архипастырям, к каждому священнику и к каждому сознательному христианину, – если мы сумеем найти правильные слова, которые могли бы обратить сердца наших современников к Богу, укрепить веру православную, то это будет означать, что мы нашли ключ, подобно тому как нашли ключ святые равноапостольные братья, открывшие для славянских народов дверь к принятию христианства и к соединению со Святой Соборной и Апостольской Церковью.
Задачи, которые стояли тысячи лет назад перед солунскими братьями, стоят сегодня перед всеми нами. Это те же самые задачи, но, конечно, в иных культурных категориях, с иными предпосылками, потому что они определяются той средой, в которой мы осуществляем свое благовестие. Но, в конце концов, окончательная цель та же – сделать слово Божие живым и действенным, актуализировать евангельское послание, чтобы древние слова и древние письмена жили реальной жизнью в сознании и сердце современного человека.
Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве
24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных
Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
Воспитательная роль литературы начинается именно с языка
Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.
Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.
Говорить на понятном языке – значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.
Русская культура по сути своей литературоцентрична
Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.
Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.
Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.
Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.
Задача настоящего писателя
Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится – не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.
Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература – это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература – это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение – приглашение подумать.
Из слова на церемонии вручения Патриаршей литературной премии
имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
Москва, зал церковных соборов храма Христа Спасителя,
24 мая 2018 года
Духовная сила
Одним из способов возмещения физической энергии является отдых, и мы знаем, что набираемся сил после отдыха. Но физических сил недостаточно, чтобы совершать то, что мы призваны совершить в течение жизни. Нужна особая сила – сила духа, потому что побеждает только духовно сильный человек. Никаким восьмичасовым сном эту духовную силу не восстановишь, никаким калорийным питанием ее уровень не поднимешь. Духовная сила – не от материального источника, духовная сила – от силы Духа Святаго.
Вот почему наша связь со Святым Духом – через Таинства Церкви, через молитву – является непременным залогом нашей способности творить даже тогда, когда физические силы истощаются. Творить на таком уровне, на котором никакими физическими возможностями ничего произвести невозможно.
Из слова после Литургии
в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
27 мая 2018 года,
в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы