17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика преподобного Сергия Радонежского.
Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».
Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа
Если многие из первых русских монастырей, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских, вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.
Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.
Одним из ближайших учеников Сергия Радонежского был Мефодий
Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны». До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде». Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.
В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя
Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.
Прп. Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.
Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.
Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.
Основатель монастыря сам трудился на строительстве церкви и келий
Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).
Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.
Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.
Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».
Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.
Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.
Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.
В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.
В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.
Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.
В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.
Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания
Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.
Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.
Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.