Русский Север
Весь Русский Север – это результат духовной колонизации, результат подвижнического труда иноков, отшельников, молитвенников. Потому и стали так развиваться на Севере монастыри, церковная жизнь, приходская жизнь. Эти места были действительно духовной опорой нашего народа, и совершенно неслучайно в тяжелые годы безбожного лихолетья именно по Русскому Северу более, чем по другим местам, прошел каток уничтожения всяких ростков духовной жизни. Здесь храмы и монастыри уничтожались с особой злобой, без всякой памяти о подвиге тех, кто, придя сюда, не просто создавал монастыри и строил храмы, но и привел за собой народ.
Дом на песке
Дом – это наша жизнь, это все, что мы делаем, все, что мы созидаем. И если мы все созидаем вне Бога, то фундамент очень и очень слабый. Чтобы доказать этот евангельский тезис, не нужно искать ссылки на философов и ученых – достаточно взглянуть на опыт нашей страны. Ведь мы хотели в послереволюционные годы построить мощный дом, сильное государство, но не на том камне, о котором Христос сказал. И похоже, мы построили его на песке: когда пошел дождь, поднялся ветер, ударили волны – как быстро все распалось! Ни армия могущественная, ни сила власти, собранная в один кулак, ни все то, что давала великая наша страна для того, чтобы народ и государство становились сильнее, – ничто не остановило это падение. И тот, кто из этого не сделал вывод и не применил его к самому себе, тот в первую очередь уподобляется тому самому глупому человеку, который, как говорит Евангелие, строит дом свой на песке.
И слово Божие, и опыт нашей жизни свидетельствуют: если мы хотим иметь будущее, если мы хотим иметь радость в своих семьях, если мы хотим иметь радость в своих сердцах, если мы хотим сохранить наше подрастающее поколение, если мы хотим видеть нашу Россию по-настоящему великой страной, если мы хотим видеть по-настоящему процветающей Северную Фиваиду – давайте строить дома жизни своей не на песке, а на камне нашей веры!
Из слова после Литургии в г. Череповце,
на площади перед кафедральным собором
преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких,
16 июня 2018 года, в канун празднества
всем преподобным отцам Вологодским
Не может быть сильного народа без силы духа
Если мы в своей жизни будем свою силу соединять с силой Божией, мы будем очень успешными, и страна наша будет развиваться, народ наш будет духовно возрастать. Не может быть сильного народа без силы духа, а дух – от Бога.
Из слова с паперти Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря
16 июня 2018 года
Святая Русь
Недаром север Руси называется Северной Фиваидой. И у русских была своя Святая Земля. Она не была комфортной с точки зрения климата, с точки зрения условий проживания, она была очень трудной во всех этих отношениях, но она была святой – не потому, что здесь иначе солнце светит или иначе ветры веют, а потому, что здесь жили святые люди. Отсюда и пошло название «Святая Русь».
Название «Святая Русь» не означает, что все русские были святыми. На Святой Руси было не меньше преступников, чем в других странах. Но святой наша земля называлась потому, что самой высокой ценностью жизни, доминантой нашей системы ценностей была святость. Ни в одной другой стране святость не была абсолютной ценностью для всего народа. А что это означало? Это означало, что каждый понимал, что и он должен соответствовать этой ценности народной, ценности земли Русской. Вот потому и приходили великие подвижники в такие места, как это, устрояли обители, проповедовали Слово Божие и, действительно, сформировали удивительный народ, исполненный веры, силы и мужества.
Все это и дало нам возможность выстоять на тяжелейшем историческом пути. Как много войн, как много горя претерпели наши люди – чего только стоила Великая Отечественная война! Ни один народ за всю историю не претерпел таких мук, таких страданий, таких потерь, как наш народ. Казалось, что надломится народная жизнь, но она не надломилась, потому что сила духа нашего народа была сформирована духовной традицией. Не идеологией, а именно духовной традицией, которая требовала душу свою положить за други своя и исполнять эту заповедь как закон Божий.
Из слова, сказанного к верующим во время посещения
архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь»
16 июня 2018 года
Вооружиться терпением
В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение – великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.
Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек – если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, – ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.
Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (см.: Рим. 5: 4–5).
Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.
Из слова после Литургии
на соборной площади Вологодского кремля
17 июня 2018 года,
в празднество всем преподобным отцам Вологодским