Митрополит Августин (Маркевич) – известный архиерей не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Много лет он возглавляет синодальный отдел УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины, является председателем синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ. Это очень энергичный и деятельный человек. Его можно видеть и в кулуарах Верховной Рады, и за штурвалом самолета, и в военной казарме общающимся с солдатами. Два десятилетия он нес послушание на Львовской кафедре, где буйствовали радикальные националистические силы, а православные верующие подвергались настоящим гонениям. Благодаря усилиям владыки Августина была буквально спасена от полного уничтожения Львовская епархия УПЦ. В 2011 году архиерей побывал в Антарктиде с целью освящения храма святого равноапостольного князя Владимира на станции «Академик Вернадский».
Наша беседа с владыкой Августином – о грядущем праздновании дня памяти князя Владимира и 1030-летия Крещения Руси.
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, с какими мыслями вы встречаете празднование этого исторического события.
– Как подчеркнул в своем Послании в связи с празднованием 1030-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл, это «Крещение навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от хождения во мраке ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасению». И Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий также отметил, что во все времена разделений и междоусобных браней, войн и бедствий святой князь Владимир оставался ходатаем пред Богом о единстве славянских народов, мире и прекращении всевозможных бед. Не безосновательно он причислен к лику равноапостольных святых, которые проповедовали Евангелие, христианские ценности разным народам.
Во времена Крещения Руси наша земля истекала кровью от братоубийственных войн, языческой жестокости, разделений, зависти и коварства. Крестившись в Херсонесе, святой князь получил от Бога великую благодать даров Святого Духа, которая преобразила его душу, одарила мудростью для успешного государственного правления. Была открыта новая страница истории для всех народов Руси. И сегодня, когда многострадальная Украина пребывает в сложных политических и экономических условиях, святой равноапостольный князь Владимир остается ходатаем пред Богом о мире на украинской земле.
Если говорить о дате приближающегося юбилея, невольно вспоминается время тридцатилетней давности, когда все православные были переполнены вдохновением. Тогда, в 1988 году, мы праздновали 1000-летие Крещения Руси. Я был молодым священником, служил на Житомирщине. Это был период, когда с Церкви спали тяжелые цепи атеистического режима. Помню, как мы впервые открыто и торжественно совершали массовый крестный ход в областном центре с чувством подъема и радости – верующие всего СССР почувствовали дыхание новой жизни, духовного возрождения; Церковь во всю полноту заявила о своем исключительном значении в истории и в судьбе всего народа.
Церковь была и остается объединяющей духовной силой для всего населения Украины, как на западе, так и на востоке страны
Именно этот тридцатилетний отрезок времени называют «духовным ренессансом». И действительно, особенно после 1992 года, когда Церковь возглавил светлой памяти Блаженнейший Митрополит Владимир († 2014), когда были преодолены авантюристические попытки бывшего предстоятеля Филарета поставить Церковь на политические рельсы, Украинская Православная Церковь буквально расцвела. Она заявила о себе перед всем православным миром как хранительница святых догматов и церковных канонов, стала объединяющей духовной силой для всего населения Украины, как на западе, так и на востоке страны. И остается такой до сих пор, несмотря на все политические потрясения и разделения последних лет.
– Но, владыка, не все было легко и гладко…
– Да, конечно. В церковной жизни был не только позитив, большое зло учинили раскольники во главе с их лидером бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), который нанес непоправимый ущерб не только верующим УПЦ, но и всему обществу в целом. Я 20 лет возглавлял Львовскую кафедру и с наибольшей силой со своей боголюбивой паствой испытывал следствие этого зла.
– В чем оно проявлялось?
– Православные верующие Западной Украины за все эти годы прошли настоящие гонения от раскольников всех мастей, в том числе и от властей, которые взяли на вооружение филаретовскую пропаганду; многие проблемы доставляли и греко-католические деятели и их политические приверженцы. На протяжении двух десятилетий мы так и не добились выделения места под строительство нового кафедрального собора (собор святого Юра был передан греко-католикам в 1990 г. – С.Г.), а единственная деревянная церковка, которую все же удалось воздвигнуть, была недавно сожжена, сейчас восстанавливается. Но следует сказать, что православные христиане западных регионов лишь духовно укреплялись в этих испытаниях, помня завет Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 5: 10).
– Известно, что в течение десятилетий ситуация то ухудшалась, то улучшалась…
– Значительно ухудшилась ситуация за последние годы, особенно после последнего Майдана. Мы видим небывалое до сих пор вмешательство в церковную жизнь политических деятелей разного ранга, включая первых лиц в государстве. И это очень прискорбно. Так что, сопоставляя 1000-летие и 1030-летие Крещения Руси, скажу, что священникам моего поколения, которые могут сравнить условия нынешние с теми, что были 30–40 лет назад, хорошо видно, насколько сегодня они более сложные, чем в советское время. Тогда запрещали ходить в церковь, молиться, креститься, но люди как-то приспосабливались к этим условиям. И в душу никто не лез, никто не указывал, в какую церковь надо ходить. А сегодня народ довели до растерянности и смущения, а многие соотечественники, вследствие агрессивной пропаганды и лжи в средствах массовой информации, буквально пылают ненавистью к канонической Православной Церкви. И поэтому с некоторой тревогой воспринимается приближающийся юбилей, не исключено, что могут быть учинены всевозможные провокации… Но не будем поддаваться на них! Ведь с нами Господь, с нами святой князь Владимир, святые угодники Киево-Печерские, с нами правда Божия.
А у этого народа единого о котором вы упомянули имя есть?! Как он называется?! Почему постоянно стремление избегать называть вещи своими именами, говорить правду?! Так как он называется этот единый народ Малой Руси и России, двух частей Руси - Южной и Северной?! У него имя есть как и у других народов или нет?!