В январе 2018-го Симбирским епархиальным центром древнерусской богослужебной традиции был запущен проект «Сокрытая Русь», посвященный жизни современных единоверцев. Возрождающиеся после катка гонений приходы православных старообрядцев раскинулись и далеко за пределы нашей Родины. Автор проекта Владимир Басенков посетил с экспедициями около половины существующих сегодня общин. О духовном и культурном наследии Древней Руси, живом, а не музейном, – в нашем материале.
Первопрестольная
Цикл экспедиций я начал с Первопрестольной. Мой визит совпал со встречей лидеров единоверческих общин с митрополитом Волоколамским Иларионом, поэтому собирать материал приходилось быстро.
Первым посетил храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, на территории которого нашла свой приют группа верующих, желающих совершать богослужения по старому чину. Настоятель храма протоиерей Георгий Крылов – известный литургист, автор монографии «Книжная справа XVII века». Руководит клиросом известный головщик (то есть регент) и знаток знаменного пения Василий Сорокин. Службы в храме довольно продолжительные, что потрясающим образом вырывает из мирской суеты и контрастирует с московским ритмом жизни.
«Пост и молитва – без них нет никакого старообрядчества», – отметил Василий Сорокин в теплом разговоре за чашкой чая после 7-часового всенощного бдения.
В богослужении участвуют все прихожане, кто не поет – обязательно что-нибудь да читает. Благодаря такому подходу повышается самосознание мирян, увеличивается чувство ответственности за приход и происходит более активное вовлечение в богослужение.
На второй день поездки я сподобился попасть на богослужение в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово. Именно на базе этого прихода был создан Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, в котором ведется подготовка духовенства и мирян, желающих изучить церковный устав, крюковое пение, традиции «древлего благочестия».
На Берсеневке, в церкви святителя Николы, меня встречал храм и покои Малюты Скуратова, ставшие теперь обителью единоверческой общины. Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) пригласил меня к участию в соборной службе. Община довольно дружная, на трапезе непременно читаются поучения (даже для одного гостя!), что не позволяет праздным мыслям проникать в сознание.
Игумен Петр (Васильев) и староста (а также заместитель главного редактора телеканала «Царьград») Михаил Тюренков встретили меня в Никольской церкви в Студенцах. Старинный храм с просторными помещениями словно дышит духом Святой Руси. К сожалению, наша встреча была довольно короткой. Но для славной главы будущей книги мне удалось услышать более чем достаточно.
Северная столица
В Никольском храме, где когда-то служил священномученик Симон (Шлеев) – первый единоверческий епископ, теперь располагается Музей Арктики и Антарктики, а единоверцы, после того как много лет ютились в маленькой переданной им часовне, теперь имеют возможность молиться в более просторном помещении на первом этаже красивого дома в стиле барокко. Протоиерей Петр Чубаров любезно пригласил меня на богослужение, рассказал о своем пути в Единоверие: этнографических экспедициях 1970-х, знакомстве со знаменным распевом и решении вместе с друзьями организовать старообрядную общину. А священником неожиданно выбрали именно его.
Когда я въезжал на Анинский погост – местонахождение православной единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери, – что в Кировском районе Ленинградской области, казалось, здесь сохранилась архитектура 300–500-летней давности. Но нет: аскетичные постройки из грубого дерева – дело рук настоятеля священноиерея Сергия Чижа, его семьи и тех, кому дорого наше древнерусское Православие. За 27 лет построено три храма, сторожка, звонница, колодец, несколько поклонных крестов, обустроено и содержится братское церковное кладбище, где упокоилось 65 членов общины и ее благотворителей. Паникадила из неезженых тележных колес, подвешенные на цепях; тесаные ступени из цельного бревна; купель в полу храма для совершения Крещения погружением… – древность как будто сошла со страниц истории. В середине погоста – небольшой пруд, в котором на Богоявление каждый желающий может погрузиться в купель. Главное достояние – храм преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя священномучеников Симона (Шлеева) и Андрея (Ухтомского), крестильный храм Тихвинской иконы Божией Матери.
О родине преподобного Серафима Вырицкого слышали все. А вот о том, что теперь при Казанском храме молится община единоверцев, даже среди «своих» многие не в курсе. Священник – Максим Крупцов, руководитель хора – Алексей Гвоздецкий. Тут есть свой детский хор – хороший задел для будущего общины!
Древний устав словно обличает наши недостатки сложностью своего исполнения. Не позволяют эти «бремена» возгордиться
Задаю вопрос отцу Максиму:
– Почему приняли для себя решение молиться по старопечатным книгам?
– А тот, древний устав, он будто обличает наши недостатки сложностью своего исполнения. Не позволяют эти «бремена» возгордиться, вознестись.
К общине уже присоединилось несколько старообрядцев поморского согласия (что не может не радовать!). В ближайшее время планируется строительство своего, Никольского храма.
Последним местом посещения в Санкт-Петербурге стал приход Людмиловской единоверческой общины. Община молодая, в отсутствие священника ею руководит староста Александр Гнып. Окормляется приход, как это и заведено среди единоверцев в подобных случаях, приезжими единоверческими священниками.
Поволжье
В маленьком провинциальном Кузнецке однажды зажглась свеча, от которой затеплилась духовная жизнь братской общины Симбирска. Никольский приход, возглавляемый священноиноком Варсонофием (Яшиным), в свое время присоединившимся к Русской Церкви от старообрядцев белокриницкого согласия, стал школой благочестия для многих верующих. «Молиться к нам приходят и поповцы, и беспоповцы, и прихожане общеправославных храмов. Наши двери открыты для всех», – говорит священник.
На маленькой придомовой территории расположились и уютный храм, и гостиница для паломников. Раз в год здесь совершает богослужение архиерей, бывает, что приезжают епископы и из других епархий. В Кузнецке всех встречают с большой теплотой и любовью. В этих местах, как и во многих других, бережно хранят древние предания. Уставная служба, пение прихожан на клиросе, неспешность богослужения, дисциплина в молитвенном стиле одежды, старинные иконы, свечное освещение – все это создает неповторимую атмосферу для молитвы, помогает сосредоточиться на общении с Богом и собственной совестью.
В соседней области среди густых нижегородских лесов спрятались два старообрядческих села – Малое Мурашкино и Семино. Несмотря на удаленность в 200 километров друг от друга, эти населенные пункты имеют прочную духовную связь.
Бытовая жизнь в этом селе, как и приходская, напоминает монастырскую и по строгости уклада, и по суровости условий
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы священноинок Сергий (Гапонов) начинал свой духовный путь на вышеупомянутой Берсеневке в Москве. В начале 2000-х батюшка переехал в Малое Мурашкино и стал служить на единоверческом приходе. Потянулись верующие из других регионов. Община небольшая, но среди единоверцев есть такие самородки, например, как знаток знаменного пения Серафим Водопьян. Он переехал в Малое Мурашкино из Петербурга, завел семью, своими руками построил дом. К слову, бытовая жизнь в крохотном селе, как и приходская, напоминает монастырскую и по строгости уклада, и по суровости условий, хотя монашествующий – отец Сергий – в общине один. Сплотившихся вокруг него мирян, как местных, так и переехавших из других регионов, привлекают древнерусское богослужение и старинный уровень личной аскезы.
Много лет назад у двух родных старообрядческих семей села Семино случилось горе: погибли их дети. В память о трагедии родителями был построен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Волею Бога старообрядцы присоединились к Русской Церкви на правах Единоверия. А окормлять их стал отец Сергий (Гапонов). Храм построен в древнерусском стиле, иконостас расписан в соответствии с рублевскими традициями, здесь много старинных икон и книг (я обнаружил как минимум одну рукописную).
Староста прихода Евгений Соснин – собственник и руководитель крупнейшей в России фабрики по производству изделий с хохломской росписью. Надо отметить, что родина хохломы находится в соседнем селе с одноименным названием. Неудивительно, что народный промысел сохранился в здешних местах и поныне. А изделия – просто потрясающие.
Дон
В ростовской единоверческой общине все началось с традиционной казачьей культуры
В ростовской единоверческой общине все началось с традиционной казачьей культуры. Не секрет, что древнерусские православные традиции вплоть до революции были для донских казаков стержневой основой жизни. Сегодня, когда народ, оправляясь от удара столетней давности, ищет истоки собственной идентичности, его взор неизбежно устремлен в прошлое.
Приход Андрея Первозванного во главе со священником Виктором Баденковым в течение 10 лет изучал древлее благочестие, а около двух лет назад приходское собрание единогласно проголосовало за переход на старый чин – в службе и в жизни. Архиерей не возражал. Сейчас настоятельство в общине принял молодой батюшка-казак Даниил Хохоня, верный заветам своего учителя. На службах заметно присутствие казаков в красных бешметах (аналог русской рубахи у казаков). Знаменное пение иногда приверженцы современной школы церковного пения называют «народным». Действительно, во время богослужения я отметил, что в голосах прихожан присутствуют характерные переливы, присущие казачьим песням.
– Устав, иконография, знаменное пение, организация пространства в храме, длительная молитва – все это призвано помогать человеку в деле спасения души, – рассказывает после службы отец Виктор.
Община в Ростове очень дружная, с длительным, как и полагается на Юге, гостеприимным застольем. И, конечно, казачьими песнями и духовными стихами.
Урал
В Верхнем Тагиле, опоясанном непроходимой тайгой, есть храм архангела Михаила. Представитель часовенного согласия старообрядцев, а ныне отец Сергий Комаров в свое время построил церковь на приусадебном участке. Так началась история Единоверия в его городе.
Священник и община весьма активны: на городском озере установлена купель для совершения крещения, а также для возможности погрузиться в нее всем верующим – на праздники и по зову души; батюшка окормляет местное казачество и планирует открытие патриотического центра; вместе с местными десантниками была построена и освящена часовня во имя пророка Божия Илии. В пригороде, на месте массового захоронения расстрелянных в годы гражданской войны верующих – Кузовой яме, установлен (кстати, совместно со старообрядцами белокриницкого согласия) памятный крест.
На меня наиболее сильное впечатление произвел Троицкий скит единоверческой общины в таежной деревне на территории Висимского заповедника. В посты и другие дни верующие имеют возможность удалиться от городского шума в тайгу, помолиться Богу, сосредоточиться на собственной душе с особым вниманием. Что характерно, и внешний облик, и быт минимально подвергся в семьях уральцев современной деформации. Мужчины ходят в традиционной одежде, с длинными и густыми бородами, женщины с покрытыми головами и в сарафанах. Патриархальность семей очень тяжело описать словами, здесь нужно ловить моменты, но, попадая в дом к единоверцам, сразу чувствуется, кто здесь хозяин.
В двух других уральских приходах – Казанской иконы Божией Матери в Быньгах и святителя Николы в Нижнем Тагиле – наша экспедиционная группа провела гораздо меньше времени. Нужно отметить, что церковь в Быньгах была восстановлена силами священника Игоря Катаева и его общины. Потрясло описанное состояние разрухи храма к началу работ и то, что было увидено нам: полностью обновленная внутренняя отделка, иконостас с клиросами словно с единоверческой Таганки, аккуратное убранство – все как и полагается у старообрядцев.
А в Нижнем Тагиле нас встречал отец Леонтий Колногоров, духовник епархии, знаток знаменного пения, собиратель церковных древностей (среди которых есть рукописные книги!) и очень добрый человек. Священник в свое время был уставщиком в общине часовенных старообрядцев, однако после поездки сначала в Иерусалим, а затем на Афон крепко задумался о духовном пути и в итоге стал единоверческим священником, организовал приход и уже много лет служит на благо Богу и Церкви.
У отца Бориса 22 ребенка – свои и усыновленные
Есть в Пермском крае маленький городок – Верещагино. Отца Бориса Кицко знают здесь и далеко за пределами региона как буквально «отца»: священник организовал и успешно руководит двумя детскими домами для мальчиков и девочек. Дети молятся, трудятся на ферме, при подсобном хозяйстве, приобщаются к древнему благочестию. Священник шесть лет назад построил храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во время строительства повсеместно на территории будущей церкви забили ручьи. Надо сказать, что у самого отца Бориса 22 ребенка – своих и усыновленных. Труд, который совершает он и его община, вносит огромный вклад в дело воспитания будущего поколения, тем более забота о тех, кто по разным причинам остался без попечения родителей. Что меня радостно удивило, так это светлые лица и глаза детей в детском доме. Эта радость на миг заставила задуматься: а правда ли эти ребята – сироты? Они светятся счастьем так, как будто у них все есть…
Пришла пора рассказать и о «беспоповских» общинах. Единоверие – это всегда инициатива снизу, от простых мирян, горячих в вере и твердых в своих убеждениях. Именно миряне зачастую собирают вокруг себя единомышленников, регистрируют общины, совершают регулярные богослужения мирским чином. Безусловно, подобные общины окормляются священниками Русской Православной Церкви, но в отсутствие «своего» батюшки приходится самостоятельно решать все возникающие перед общиной вопросы. Сергей Руквашников, уставщик прихода во имя Трифона Вятского в Кирове, готовится стать священником. А пока богослужения в храме архангела Михаила приходится совершать собственными силами. Надо отметить, что ночные бдения, которые устраивают вятские молитвенники, создали сугубо мужскую общину. Здесь собрались и представители старообрядчества, и узревшие Христову истину вчерашние протестанты, и обычные прихожане православных храмов. Их скрепили святоотеческое предание и молитвенная дисциплина.
«Золотое кольцо»
В одну из последних экспедиций мы посетили Иванов, известный в народе как «город невест». Преподаватель сравнительного богословия священник Сергий Гончаров до недавнего времени служил в потрясающем по красоте и эстетике древнем храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы XVII века, однако пожар уничтожил это произведение церковного искусства. Сегодня община активно изучает знаменное пение и служит в храме святых Царственных Страстотерпцев.
В соседнем Ярославле преемники Успенской единоверческой общины служат мирским чином, собирают их на молитву староста Дмитрий Андрианов и головщик Иван Карпов. Община молится в храме святителя Петра, митрополита Московского. Высокий уровень знаменного пения позволяет костяку прихода организовывать обучение и даже концерты древнерусской духовной музыки.
Совсем недавно появилась и община единоверцев в Сергиевом Посаде, на родине преподобного Сергия Радонежского. Состоящий в основном из мужчин приход пока собирается в частной моленной во главе со старостой Дмитрием Хлопониным. Нужно отметить, что Сергиевопосадская община – яркий пример «народной» инициативы, когда желание молиться Богу стоит во главе принципов самоорганизации мирян. По мнению общины, Единоверие есть Церковь образца времен Сергия Радонежского.
Пожалуй, один из самых интересных старообрядческих регионов – это подмосковные Гуслицы. Здесь обитало много представителей белокриницкого согласия (одного из направлений в старообрядчестве), немудрено, что именно они стали впоследствии единоверцами, пожелавшими воссоединиться с Церковью. Нас встретил и провел с экскурсией по нескольким окормляемым им приходам отец Алексий Гугливатый, молодой выпускник Сретенской духовной семинарии. Начинали нашу беседу в городе Куровское, в церкви во имя преподобного Иоанна Лествичника. Посетили также восстанавливающийся храм святителя Петра, митрополита Московского, в Авсюнино и моленную в деревне Мисцево. Мы пообщались с активными и гостеприимными прихожанами, осмотрели храмы. Кстати, недавно в Куровском открылась школа знаменного пения для всех желающих.
Отец Алексий познакомил нас и с некоторыми мастерами древнего церковного искусства. Например, с литейщиком, который по старинной технологии создает медные иконы – по образцам XVII века и ранее.
В соседнем тихом селе Осташово служит священноинок Антоний (Аненко). Батюшка очень трудолюбив, на территории храма он восстановил дом причта, трапезную; завел пчел; сейчас собственноручно и при поддержке деятельных помощников обновляет иконостасы и киоты в храме. Здесь, в церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, много, как и в других единоверческих приходах, древних икон. Добрый дух христианской простоты царит в этих местах.
В завершение поездки мы посетили крупнейший в мире единоверческий приход во имя архангела Михаила в Михайловской Слободе Подмосковья. В конце 1980-х архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель храма, пришел буквально на развалины. За несколько десятков лет Слобода превратилась в настоящий монастырь, который разрастается и потрясает древними архитектурными формами, воссоздаваемыми мастерами в соответствии со стандартами прошлого. На престольные праздники сюда собираются единоверцы со всего мира, здесь служат архиереи Русской Православной Церкви из России и зарубежья, учиться древнему благочестию здесь можно бесконечно.
– Единоверие, как сказал священномученик Симон (Шлеев), – это углаженный путь ко спасению, – говорит иерей Евгений Саранча, автор ряда трудов о Единоверии.
Симбирск
Мир может меняться. Вера в Бога – никогда
О своей общине трудно писать, особенно когда она довольно молода. В январе 2016 года Успенская единоверческая община получила официальную государственную регистрацию. Богослужения к тому моменту уже регулярно совершались в храме святой равноапостольной княгини Ольги. Чуть позже мы открыли Центр древнерусской богослужебной традиции и получили возможность как заниматься исследованиями, так и строить планы о возможности обучения всех, кто пожелает прикоснуться к литургической и культурной сокровищнице православной Руси. Кто-то из наших прихожан льет восковые свечи, кто-то шьет рубахи, а кто-то пишет иконы. Мы живем в довольно крупном городе, где мирская суета давит необратимым прессом. Но, как все православные христиане, мы стараемся, насколько это возможно, «держать предания». Мир может меняться. Вера в Бога – никогда.
***
Проект не завершен, впереди общины Сибири, Прибалтики, Белоруссии и Соединенных Штатов. Просим молитвенной поддержки в деле нанесения новых пунктов на карту «Сокрытой Руси».
С БОГОМ!
Прошу прощения, да никак, поскольку Русская Православная Церковь давно приняла соборные решения, снимающие анафемы со старых обрядов как таковых,а исторические личности действовали в контексте своего времени. Сейчас "мяч на стороне" "старообрядцев", которые, однако, противопоставляют себя Церкви и видят в этом смысл своего существования.
P.S. Ваш призыв "почитать литературу" означает, что вы предполагаете в оппоненте человека неосведомлённого, не разбирающегося в предмете, не читающего, в отличие от вас. На вашем месте я бы просто указал, что сведения о чём-то содержатся у тех или иных авторов. Без обид.
Суть служения по старому обряду единоверцев состоит вовсе не в личной неприязни к Никону, а в хранении богослужения, наиболее отвечающего высоте православной веры - неторопливого, безстрастного, чинного и более включающего в службу прихожан, нежели чем имеется сейчас, к сожалению, повсеместно в обычных храмах. Исторически Никон сам служил до и после патриаршества по старому чину, и нет смысла пенять на него как главного злодея, тем более реформа не только его рук дело. Аналогично, первый единоверец, отец Иван Неронов, примирился лично с Никоном и получил разрешение от него служить старым чином ещё в 17 веке.
Старообрядцы бывают очень разные, и единоверцы о которых статья, это лишь малая их часть. Поэтому некорректно приводить мнения в духе "какой-то старовер когда-то мне что-то плохое сказал". Уточняйте, о каком именно старовере идёт речь. Он единоверец? Если нет, то комментарий явно не к данной статье.
Аналогично, предметный разговор был бы более продуктивен, нежели эмоциональные оценки личностей, которых невозможно идентифицировать.
Отвечая на комментарий Краснянский Максим 18 сентября 2018, 13:47: уточните, с единоверцами ли Вы вели дискуссию? Большинство единоверцев люди трезвые и очень корректные, грубости в них нет.
- зачем сохранять за собой на протяжении уже ста лет после официального присоединения к Русской Православной Церкви некоторых сект староверов особое, выделяющее свою особость название? Особых епископов и особых священников? Собираясь в особые места или даже церкви для особенных молитв? Там, где отсутствует православная соборность, отсутствует и осознание себя частью Церкви. А особенно петь и вести особо длинные молитвенные службы всегда можно в любой церкви, сделав в плане богослужений напротив таких служб ссылку для простых мирян. Вполне возможно, что кому-то понравится. А если себя отделять по духу от других...
Спасибо автору Владимиру за такой большой и Богоугодный труд.Будем жить в мире в понимании и славить Господа Иисуса Христа!