Мы уже рассказывали, как в теории устроены семьи православных старообрядцев – единоверцев. Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века – времени слома многовекового уклада русского народа – были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.
Александр Зотов, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:
– Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу[1], вечером – павечерницу[2], посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.
***
Василий Сорокин, головщик[3] храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:
Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое
– Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал[4], если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей – будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.
Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином – можем и покадить.
В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал – это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.
В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза – это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.
У нас такая домашняя традиция: читаю детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста
У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай – знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу – всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.
В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники[5]. Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой – всё приходит со временем и через любовь.
Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры[6] на кроватях, на полу – коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы – в каждой комнате. Да всё как у всех.
Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя – всегда.
Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. – В.Б.) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.
Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.
Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы – по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским – и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак – не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, – надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.
Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес.
Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.
***
Анна Козлова, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):
Послушание – ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие
– Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание – ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.
Молимся мы обычно полунощницу – как и положено; а если проспали или другая какая оказия – делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу.
Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки[7], пояса, кацея[8] и устав – непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.
Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать.
Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка[9], а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.
Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.
Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты – так и проходит каждый день.
***
Иван Карпов, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:
– Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей.
Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном – павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» – «Бог тя простит, и ты меня прости». – «Христос посреди нас». – «Есть и будет». И дети идут спать.
В храм детей беру по очереди – они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.
Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.
Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.
Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.
Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.
Важно максимальное участие отца в воспитании детей, особенно мальчиков
С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.
Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми – по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.
***
Александр и Анна Смирновы, единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:
– У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят храм. Стараемся соблюдать все посты.
Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.
Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее.
У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности – 16 человек.
правда благочестия глаза колет, спокойствие дремания разрушает.Всё они правильно делают, не мешайте людям жить спокойно.
А о том ,что нам всем нужно больше уделять больше своего " драгоценного" времени детям.
И своим примером показать, что в жизни главное. Наш Господь Бог.
И по возможности))) писать комментарии по короче, а то сложно читать такие " кирпичи".
"Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются "единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом."
Христиане, молю, успокойтесь! Не осуждайте друг друга! Эта тема намного важнее и глубже, чем кается на первый взгляд. Прежде чем вешать ярлыки и составлять поверхностное время очень советую изучить историю. Вы узнаете много важного и душеполезного. Только не спешите с выводами, помните, что во всём нужно рассуждение.
Спаси вас Христос!
Но все семьи разные и дети все разные, и каждый учится на своих ошибках и традиция 300 летней давности здесь не помошник. У нас, новообрядцев, есть семьи стремящиеся к такому укладу, как у семей в статье, за исключением быть может подрушников, подзор, лестовка и пр. Ничего особого нового.
И повторю, уже высказанную здесь, мысль: задача родителей не изолировать ребенка от мира, а научить его жить в мире, различать добро и зло, и осознанно выбирать добро. Собственно, это задача любого христианина.
Мне кажется, что совсем не обязательно следовать традиции, особенно, что касается устройства быта, которая была актуальна 300 лет назад. В то время она была естественна. А если убрать все второстепенное, на мой взгляд, о чем много написано в данной статье, остается все то, что есть и у нас новообрядцев: участие в Таинствах, домашняя молитва, попытка строить свою семью на любви, воспитывать детей в любви, и постараться им помочь, или не помешать, сделать в свое время осознанный выбор в сторону к Богу.
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал3:28)
Раскол стал самым большим духовным бедствием для России. И он возник между людьми, одинаково верующими в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святаго Духа. И до сих пор эти люди не могут примириться, тогда как после недавних кровавых войн воевавшие стороны уже почти примирились. И скажите после этого, что из-за этой распри не торчат рога лукавого. И одни христиане по-прежнему с пренебрежением смотрят на других, зачем нам "возлюби ближняго", ведь с той стороны раскола нам совсем не ближние. Они оттуда, из той, уже ветхой, истории, или - они из этих, которые в джинсе и бритобородые. И в расколе мы по-прежнему пляшем под дудку лукавого, а ангелов не слышим.
Повойник - не я упоминаю об этом в этой статье особо и оправдываюсь многословно в нелюбви к нему, дескать, молодка я.
Критику же, даже неприятную, задевающую самолюбие прийдется учиться терпеть. Смирение вырабатывать.
Когда-то греки в никонианское время, с горечью наблюдали за нашим расколом, и верно говорили, что Православие в Русь по Благодати пришло цельным, уже после 7 соборов, русским не пришлось убиваться в кровь по вероучительных вопросам, но русские нашли себе проблему сами. Греки, после ариан и прочих не задаются такими пустыми вопросами как 2-х или 3-х перстное знамение, крестный ход по или против часовой стрелки. И сегодня, радуйтесь о благочестии тех, кто пытается жить в обряде, а не судите. Так же не судите тех, кто живёт в мiру, сидит на церковной скамейке без платка и стремится к Богу, помня, что Апостолы причащались на пиру
Без воспитания и образования нельзя, но так зажимать детей, говоря, что не зажимаем, - страшно и бесчеловечно по отношению к ним.
Прочла статью... и не поняла цель такой публикации на Прославии.ру. В самой статье приведены только факты из жизни и устройства семей с подобным мировоззрением. Мне не понятно, что данная публикация должна была донести до читателей данного сайта? Что так надо жить и пойти тоже в данное мировоззрение? Или начать тут всем спорить хорошо это или плохо? Объясните, пожайста, авторы Православия.ру
"Во многих церквях поместных православных церквей принято всем без исключения сидеть". Заинтриговали... Не знаю таких. Скажите, в каких именно? У греков, в храмах стоят стулья. Большинство сидят, но всегда есть те, кто стоит. Барышни везде без платков ( Греция, Черногория, Сербия ). Наших, легко узнать летом по платкам. Да, традиции везде разные. Только одни традиции, вызваны немощью и слабостью православного народа, носителя веры. Посмотрите, как греки крестятся. Это жуть. Когда их спрашиваешь, то ничего вразумительного ответить не могут. Ссылаются на "традицию от турок". А другие традиции, вызывают понимание и уважение, к тем, кто их сохраняет.
сохранил нам старообрядцев и единоверцев. Радуемся за них, молимся и желаем спасения.
Много хорошего можно перенять у них.