Профессия врача – это подвиг жертвенной любви
По моему глубокому убеждению, профессия врача – это подвиг жертвенной любви к людям, что сближает врачебную деятельность со служением священника. У нас не может быть выходных. Ни священник, ни врач не имеют регламентированного рабочего дня. Ни священник, ни врач не имеют права пройти мимо беды, будь она в выходной или праздничный день. Как священник не может прийти домой и, сняв рясу, перестать быть священником, так и врач, снимая халат, не перестает быть врачом. Антон Павлович Чехов писал: «Профессия врача требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Такие слова были бы очень уместны для священника, но, представьте себе, это сказал наш великий писатель, который был врачом по образованию, однако всю свою жизнь посвятил литературе. Как же правильно он расставил акценты: самоотвержение, чистота души и чистота помыслов!
Действительно, искусство врача не ограничивается одними лишь техническими навыками и умениями, но требует того, что в христианстве называется духовным деланием, очищением сердца. Вместе с тем современным врачам приходится сталкиваться со множеством вызовов, большинство из которых носит этический характер. И здесь особенно важно сохранять нравственную твердость, не поддаваться искушению превратить высокую благородную профессию врача в источник обогащения или способ манипуляции человеком ради собственных корыстных интересов.
Существует серьезное испытание, с которым сталкивается врач в своей практике и в своей внутренней жизни. Это привыкание к чужой боли, к страданию людей, потеря чуткости, некое очерствение и окаменение. Иногда врач начинает воспринимать несчастья ближних просто как часть своей работы. К тому, кто ждет помощи, он может начать относиться как к очередному «медицинскому случаю», по которому необходимо вынести диагноз и назначить лечение. Замечательный хирург, профессор медицины, автор целого ряда научных исследований по гнойной хирургии и анестезиологии архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прославленный Церковью в лике святых, особое внимание своих коллег обращал на то, что в пациенте должно видеть прежде всего личность. «Для хирурга не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек, – писал он. – Чувствуя такое к себе отношение, пациент обязательно ответит на него доверием и искренней благодарностью».
Проблема абортов
Я бы хотел также затронуть тему, которая сегодня волнует многих людей в нашей стране. Это проблема абортов. Несколько слов о позиции Церкви, которую часто сводят к тому, что мы просто «против». Церковь, конечно, не просто «против», Церковь на самом деле «за». За что? За жизнь! Церковь за то, чтобы человек, жизнь которого уже началась в материнской утробе, увидел этот мир. Христианин не может относиться к абортам иначе – он однозначно рассматривает их как убийство.
Но Церковь беспокоится не только о неродившемся малыше, но и о его матери. Даже неверующий гинеколог скажет, что аборт часто наносит непоправимый вред здоровью женщины. Бывают случаи, когда аборт, вызывающий у организма женщины сильный стресс, является одновременно толчком, стимулирующим развитие уже имеющейся у нее болезни. Аборт нередко приводит к развитию бесплодия, последующим серьезным проблемам в течении будущей беременности. Вы, конечно, знаете все это лучше меня, поэтому я не буду много говорить. Но это никак не безобидная манипуляция.
А ведь есть и нравственные последствия аборта. Нет ни одной женщины, которая бы совершила убийство ребенка во чреве и не переживала бы это событие как тяжелейший момент своей жизни. Аборт, независимо от того, как к нему относятся, совершается он по медицинским показаниям или нет, всегда сказывается на внутреннем и внешнем состоянии женщины. Эмоциональные и психические нарушения, чувство стыда и угрызений совести, тоски, безнадежности – все это часто вызвано тем, что женщина, даже убежденная в правильности своего решения об аборте, осознает себя виновницей гибели ребенка.
Но аборт разрушительно сказывается не только на женщине, его совершающей, но и на тех, кто помогает ей сделать это. Совершение аборта противно самой природе врачебного служения. Тот, кто давал клятву сохранять и беречь человеческую жизнь, не должен отнимать ее. Тот, кто в одном случае помогает человеку появиться на свет, в другом оказывается палачом, уничтожающим дитя в утробе матери и пролагающим дорогу многим заболеваниям, нередко даже смертельным. Такие врачи нарушают фундаментальный медицинский принцип «не навреди», неизменные нравственные законы.
Слава Богу, сегодня в России наблюдается динамика снижения количества абортов. Если в 2010 году общее число абортов превышало 1 млн., то в 2017 году, по данным Минздрава, их количество снизилось до 627 тысяч. Но все равно это ужасающая цифра. Фактически за прошедший год было уничтожено население нескольких городов регионального значения. Вот мы говорим, что в России не хватает населения. Огромная страна – Сибирь, Дальний Восток, – а население России – как одной провинции Китая. Колоссальные территории, богатства несметные – как все это освоить? Как разработать для блага нашего народа? Многое упирается в демографическую проблему: нет людей для заселения всех этих просторов. Вы знаете, что существует специальная программа заселения Дальнего Востока, но что-то не очень заметно, чтобы Дальний Восток энергично заселялся. А ведь можно было бы без особых материнских капиталов и каких-то преференций с легкостью увеличить количество жителей России – если мы сократим количество абортов. 627 тысяч – это официальная цифра, а мы знаем, что реальная может быть в два раза больше. Значит, если бы аборты прекратились, то у нас за десять лет был бы прирост 12 миллионов населения.
Помимо этой общенациональной темы, от которой зависит экономическое процветание России, ее устойчивость, ее место в мире, существует, конечно, и чисто человеческое измерение. Дети в семье – это благословение Божие. Семья, где есть папа, мама и дети, – это школа любви, школа настоящей любви, а настоящая любовь – это не только ласка, не только произнесение приятных слов, но и готовность одного человека отдавать себя другому человеку. Все это формирует человеческую личность, поэтому мы и называем семью малой Церковью. Как Церковь формирует духовное состояние человека, так и семья формирует человеческую личность.
Со своей стороны Церковь предпринимает все возможные усилия для того, чтобы женщина, стоящая перед выбором сохранения беременности или совершения аборта, сделала выбор в пользу человеческой жизни. Что мы делаем? В первую очередь, проводим активную просветительскую работу, направленную на профилактику абортов и снижение их числа. Но мы должны не только отговаривать от рокового решения женщин, которые находятся в трудных обстоятельствах, но и делать что-то конкретное, чтобы помочь этим женщинам. Когда я впервые заговорил о проблеме абортов и призвал Церковь включиться в просвещение народа, говорить об опасности абортов и необходимости радикально сократить их количество в России, я понимал, что если мои слова будут подхвачены духовенством (а так оно и случилось, так оно и должно было произойти: Церковь действительно включилась в проповедь, направленную на преодоление этого опасного явления нашей жизни), то наступит момент, когда кто-то может спросить нас как Церковь: «Ну, вы хорошо говорите, а что вы делаете?» А ведь делать можно многое. Мне приходилось встречаться с молодыми женщинами, которые обращались ко мне, еще когда я не был патриархом. Хорошо помню, как я спрашивал: «Ну почему же ты решилась сделать аборт?», и обычно слышал: «Мама сказала, что домой не пустит»; «Жить негде»; «Жить не на что». То есть именно материальные и психологические факторы чаще всего толкают молодую женщину на то, чтобы она сделала аборт.
Когда мы начинали большую программу работы с нашим народом по преодолению трагедии абортов, возник, естественно, вопрос: а что мы можем сделать? Посещая епархии, регионы, встречаясь с епархиальными архиереями и губернаторами, я стал просить их, чтобы на основе церковно-государственного партнерства в каждом регионе создавались дома для мамы, убежища, куда женщина, которая отказывается делать аборт (в том числе под влиянием церковной проповеди), могла бы прийти и пожить там. Причем жить столько, сколько необходимо, чтобы ребенок встал на ноги, чтобы ей была предоставлена возможность трудиться или по крайней мере чтобы ей было обеспечено трудоустройство в будущем. И я благодарю и гражданских руководителей, губернаторов, и правящих архиереев, что мои пожелания были услышаны.
В 2011 году в Москве был открыт первый Центр гуманитарной помощи службы «Милосердие», место сбора и распределения вещевой помощи нуждающимся. Этот центр стал показательным примером: в нем был зал выдачи помощи, организованный по подобию магазина, место разбора вещей, склад для их хранения. В 2016 году состоялся первый общецерковный сбор средств на нужды беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации. Целью этого сбора было оказание материальной помощи беременным и женщинам с детьми в рамках развития сети церковных гуманитарных центров, практически складов, на территории всей России. Было собрано 39 млн. руб. На эти средства было открыто более 100 таких центров. Сегодня в России действует 160 центров гуманитарной помощи беременным, где они получают самое необходимое: одежду, продукты питания, средства гигиены, детские коляски, кроватки и многое другое. Только за 2017 год помощь в центрах получили более 16 тысяч человек.
Что же касается приютов для женщин, – конечно, это непростая тема, но я благодарю за то, что многие откликнулись на мои просьбы открывать такие центры, или, может быть, стали открывать их, просто осознав необходимость помогать женщинам. И если в 2011 году, когда мы начали эту программу, был всего один приют для беременных, то за последние семь лет при участии Церкви было открыто уже 57 приютов для беременных и женщин с детьми – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В этих приютах каждая беременная женщина в кризисной ситуации может получить необходимую комплексную поддержку. Только за последние три года в наших приютах удалось оказать помощь более 3 тысячам семей.
В 2019 году в России появятся 13 новых приютов для мам, 50 новых центров защиты материнства – имею в виду организованные Церковью в партнерстве с государством или самостоятельно. Кроме того, 72 проекта смогут расширить уже существующую деятельность по защите жизни и профилактике абортов.
Несколько слов я бы хотел сказать и о предложении вывести аборты по желанию женщины из системы обязательного медицинского страхования. Многие из вас уже слышали это мое предложение. Еще раз хотел бы отметить: факт нахождения абортов в системе ОМС означает, что, простите, убийство детей воспринимается как обычная медицинская услуга, сопоставимая с любой другой лечебной процедурой, к тому же общедоступная и финансируемая из госбюджета. Но это не медицинская услуга. В результате этой услуги здоровье женщины не поправляется. Это не излечение болезни, это нечто совсем другое.
Мы убеждены, что люди, несогласные с абортами, каких очень много, не должны своими налоговыми отчислениями участвовать в финансировании этой нравственно порочной процедуры. Поэтому вывод абортов из ОМС должен стать значимым сигналом для всего общества. Знаю, есть оппозиция этому мнению – ну, в жизни никогда не бывает, чтобы все единогласно всё поддерживали. Так бывало у нас в Советском Союзе, но мы знаем, что за этим единогласием реального единства никогда не было. Кто-то «за», кто-то «против», но я очень надеюсь, что эта позиция будет все-таки положительно восприниматься большинством нашего народа.
Считаю, что важно на законодательном уровне закрепить защиту жизни нерожденных детей, иначе возникает вопрос о будущем нашего государства. Если мы хотим благополучия и процветания нашей страны, то все мы призваны объединить усилия в нашем общем деле по спасению детских жизней.
Из обращения к преподавателям и студентам
медицинских и фармацевтических вузов России
на встрече с ними в Зале церковных соборов
храма Христа Спасителя в Москве 24 января 2019 года
Добровольческое движение – как струя свежего воздуха
Что греха таить? Жизнь становится очень прагматической. Куда ни брось взор, везде система «товар – деньги – товар». За все нужно платить, практически все услуги платные, и это, конечно, формирует определенную общественную психологию, вырабатывает не очень свойственный для нашего народа радикальный прагматизм. А вот добровольческое движение – как струя свежего воздуха и, кроме того, вызов этому прагматизму. Ведь каждый человек, который требует гонорар за любую оказываемую им услугу, может в конце концов задуматься: «Ну вот, я так поступаю, а что же эти люди делают? Они без всяких денег помогают, такие дела совершают, и важные, и хорошие». Поэтому я думаю, что добровольчество – это очень важный показатель состояния общества. Чем больше добровольцев, тем выше нравственное состояние общества. Поэтому Церковь всячески содействует сегодня развитию добровольческого движения.
Христианство открывает нам путь к полной свободе
Христианство открывает нам путь к полной свободе. Ведь что нас закабаляет? Конечно, могут быть и внешние обстоятельства, например плен во время военных действий, но это уже экстремальная ситуация. Ну, или в тюрьму человек попал, ограничен в передвижениях. Но ведь и в тюрьме люди оставались свободными! Самое страшное – когда человек попадает в плен всей своей душой, когда он действительно становится, как иногда говорят, «зомбированным», но я не очень люблю это слово, лучше сказать «внушаемым», «управляемым». А управляемым можно быть, даже оставаясь на свободе. Огромное количество факторов сегодня влияет на то, чтобы направить в определенное русло человеческую мысль, человеческое поведение. В каком-то смысле вся массовая культура, которая воспринимается как некая случайность, на самом деле таковой не является, и очень многое направляет человеческую мысль и чувства в совершенно конкретном направлении.
Христианство дает возможность увидеть, хорошее это направление или плохое. И не только увидеть, но и сказать: «нет, это не для меня». Даже если абсолютное большинство людей вокруг будут говорить: «это прекрасно, это замечательно», – у христианина всегда должна быть способность сказать: «А король голый! Даже если вы все кричите, что он одет, – он голый!» Эта способность критически оценивать информационные сигналы, которые приходят к нам извне, является замечательным свойством подлинного христианина. И я недаром несколько раз говорил о том, что Церковь – это остров свободы. Церковь дает нам возможность абстрагироваться от колоссальных влияний, которым подвергаются человеческая душа, человеческий разум, и жить по Божиему закону. А Господь сказал: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Он эту истину принес. Значит, если вы живете в соответствии с этой истиной, вы внутренне свободны, какие бы влияния на вас ни оказывались.
Из ответов на вопросы преподавателей и студентов
медицинских и фармацевтических вузов России
во время встречи с ними в Зале церковных соборов
храма Христа Спасителя в Москве
24 января 2019 года
Не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг
Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое «подвиг», что же такое «подвижник»? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, – это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела.
Из проповеди после Литургии
в храме святой мученицы Татианы –
Патриаршем подворье при МГУ,
25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы,
в который отмечается День российского студенчества
Невозможное человекам возможно Богу
Когда мы отказываемся понимать, что с нами происходит, когда мы сознаем, что имеем дело не с логикой человеческого бытия, а с чем-то иным, у нас не остается ничего другого, как только увидеть во всех этих жизненных историях, как и вообще в истории рода человеческого, не просто след Божиего присутствия, а руку Божию, о чем мы сегодня слышали в Евангелии (Лк. 18: 18–27). Сам Господь, обращаясь к усомнившемуся в том, что по заповедям Христовым можно жить, сказал: Невозможное человекам возможно Богу.
<…>
Нередко казалось, что силы зла атакуют Церковь и нет никакой возможности выжить, но то, что невозможно человекам, возможно Богу. И сегодня эти слова должны особым образом запечатлеться в нашем сознании, потому что применительно к нашей истории – и гражданской, и церковной – они облекаются в реальные факты, не объяснимые человеческим разумом.
Из проповеди после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
27 января 2019 года
Храни его на многая и благая лета!
Даждь ему с дерзновением глаголать слово Твое.
Благослови труды сие богоугодные.
Все верно сказано. Да услышат эти слова правители и мы, простые люди, да поймем, да осознаем, да ужаснемся от дел рук наших. Да остановимся и попросим у Господа прощения.
Возсияй Господи истину в сердцах и умах наших! Спаси нас!
Храни Вас Господь и Матерь Божия!
Имеющий уши слышать, да слышит, с какой болью, заботой и любовью
гворит о проблемах нашего общества наш Святейший Патриарх Кирилл!