Старец Прокл родился 13 ноября 1928 года в румынском селе Митоку Бэлан Нямецкого уезда. В возрасте 12 лет ушел в монастырь Сихастрия, где 8 лет пробыл послушником и в 1948-м принял монашеский постриг. Монах Прокл был верным чадом архимандрита Клеопы (Илие) и всю жизнь свято следовал его слову. В 1959-м году в Румынии началась кампания по закрытию монастырей, откуда изгнали всех иноков, не достигших пенсионного возраста, в том числе и отца Прокла. Ему был 31 год. По благословению старца Клеопы он вернулся в родное село и стал вести отшельническую жизнь, затворившись в убогой хижине. В этом подвиге отец Прокл провел оставшиеся 58 лет и 27 января 2017 года мирно преставился ко Господу на 89-м году жизни.
Давайте делать всё из любви!
Я рад, что вы – в поиске Господа Иисуса Христа. Кто держится Церкви, тот обретет рай. Кому Церковь мать, тому Бог будет Отцом. В противном случае мы зря возносим молитву «Отче наш». Кто возносит молитву «Отче наш», тот должен воспринимать Церковь как мать.
Дойдя до того места, где написано: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», надо подумать, а не огорчили ли мы кого-нибудь чем-нибудь и не испросили прощения? И не просил ли у нас кто-нибудь прощения за какую-нибудь ошибку, а мы его не просили? Если я не делаю того, о чем говорится в молитве, значит, я лгу, когда молюсь, значит, я не родное чадо Бога.
Воистину, тот может говорить «Отче наш», кто прощает тем, кто причинил ему скорби, трудности, чем-то согрешил против него. Кто не прощает, тот, я не знаю, как он может возносить эту молитву? Такие люди жестоко ошибаются.
Сердце, питающее злобу, не принимает Духа Святого
Самая большая беда нынешнего времени – это вражда. Сердце, питающее злобу, не принимает Духа Святого!
Когда памятозлобие борет тебя, тогда сердце твое наполняется злобой и душа чувствует себя как в аду. Не будем же, сколько можем, мстить огорчающим нас. Не будем помнить зла ни от кого, а если кто возмутит нас, помолимся о нем: «Господи, прости возмутившего меня!»
Диавола лучше всего побеждать терпением. Покуда мы терпим и не мстим, дух мира успокаивает нас. По мере того как будем молиться за врагов и брать вину на себя, мы будем ощущать великий покой в душе. А если помысл говорит, мол, «виноват и такой-то, не только я один», и побеждает нас, тогда Дух Святой покидает нас, мы начинаем испытывать тяжесть в душе и больше не можем терпеть.
Если у человека нет смирения, тогда он только после многих наказаний, ударов и скорбей начинает осознавать, что он не что иное, как животное, скот, а иногда и ниже скота. Тогда он начинает искать Истину, искать Свет, и ему становится стыдно, что он согрешил. И если у него еще есть дни, он начинает каяться, а если нет… Боже упаси!
Дар бесстрастия стяжают те, кто не хочет мстить
Скорби, трудности помогают нам стяжать дар бесстрастия и смирения. Дар бесстрастия стяжают особенно те, кто не хочет мстить.
Если я хочу помочь кому-то, надо помогать ему милостью, надо питать к нему милость, и всё, что скажу ему, говорить с милостью. Я ничего не добьюсь, скрежеща зубами, ибо заповедь Господа – делать всё с любовью[1].
Осуждение ближнего отгоняет действие Духа Святого
В тяжелых случаях, какова тюрьма, очень помогают вечерние (ночные) молитвы. Будем же всем сердцем молиться Благому Богу! И в это время, чтобы наша молитва была принята, не будем держать зла ни на кого, а если у кого есть зло на меня, у того ничего не получится, лишь бы у меня не было зла ни на кого, и тогда наша молитва будет принята у Бога. Великое дело – молиться, не имея ни с кем никаких неприятностей! Ночная молитва очень ценна.
Пока я считаю, что такой-то навел на меня порчу, моя молитва не имеет силы
Ко мне приходят некоторые и говорят:
– Такой-то навел на меня порчу, и в меня вошел диавол. Я мучаюсь, ходил на соборование, ходил в церковь, но никакой пользы.
Я сказал ему:
– Посмотри, эти молитвы очень помогают, если, когда приходит время ложиться спать, мы не засыпаем с рассеянным умом, но засыпаем с молитвой и не держим ни на кого зла.
Пока я считаю, что такой-то навел на меня порчу, моя молитва не имеет силы. Дух Святой помогает тогда, когда мы не держим зла ни на кого.
Если случилось, что я осудил кого-нибудь или сказал о ком-то плохое, я могу исправить это прегрешение, прибегнув к Исповеди, поминая его в молитвах и не злословя его.
Если мы видим, что кто-нибудь смотрит на нас волком, надо мысленно помолиться о нем, чтобы Благий Бог умирил его. Это очень помогает приобрести того, кто враждует против тебя. Врага можно приобрести так: подарком и добрым словом. Тогда Дух Святой изгоняет духов, охвативших его, и он умиротворяется.
Кто не хочет ходить в церковь и полагать благое начало, того совесть больше не обличает, и Бог его покидает. А тогда, поскольку Дух Святой покинул его, диавол насильно берет над ним верх, и он может или в воду угодить, или под машиной оказаться, или даже повеситься.
Не надо иметь брани против человека, надо иметь брань с духом злобы. Наша брань такова: своими силами мы сделать ничего не можем, но Дух Святой помогает нам по мере того, как мы творим молитву со смирением[2].