Патриаршее служение в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото: свящ. Игорь Палкин
О Благой вести
Когда передается весть, не столь важен тот, кто ее приносит, как те, кто ее получает. Ведь весть адресована именно тем, кто ее получает, и ангел, служебный дух (Евр. 1: 14), провозгласив благую весть, словно уступает место Пресвятой Богородице. Поэтому сегодня мы прославляем Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, а не ангелов и архангелов; не тех, кто передал Марии благую весть, но Ту, Которая эту весть приняла.
Через благовестие вера Христова распространилась по всему миру. Велик труд благовестников, но не меньше подвиг тех, кто эту весть воспринял. Ведь мы знаем, что ни эллины, ни иудеи не могли воспринять благую весть, по крайней мере в самом начале апостольской проповеди, потому что для одних она была соблазном, для других – безумием (см.: 1 Кор. 1: 23). Но появилось множество людей спасаемых, для которых эта весть несла Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1: 24). Именно благовестие о Христе преобразовало души людей, несмотря на то, что многие соблазнялись и многие считали эту весть безумием. Весть о Христе распятом и воскресшем преобразовала мир, и даже сегодня, отделенные почти двумя тысячелетиями от этих событий, мы по-прежнему воспринимаем благую весть как свежую, актуальную, способную обновить наше сознание и нашу жизнь.
Как же важно это Божественное откровение услышать и принять – и сердцем, и умом!
Евангельская весть есть подлинно Божественная весть, подлинно Божественное откровение. И как же важно это откровение услышать и принять – и сердцем, и умом! Когда во время богослужения мы открываем Священное Писание, диакон или священник провозглашает: «Святого Евангелия чтение!» И в ответ на это хор от имени всего народа отвечает словами, которые свидетельствуют о нашей готовности принять благую весть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы прославляем Господа, зная, что эта весть способна преобразовать нашу жизнь, способна спасти наши души, способна изменить к лучшему мир, который нас окружает, как прекрасно говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. Он пишет, как весть о Христе спасает людей, обращаясь не только к римлянам, но и ко всем нам, ко всему роду человеческому.
Вспоминая Благовестие Пресвятой Богородицы, вознося благодарение Богу за то, что обрелась Дева, способная принять благую весть, мы прославляем Ее святое имя и одновременно просим Господа и Спасителя, чтобы Он сохранил наши сердца способными воспринимать эту весть, чтобы она всегда оставалась живой, свежей, бодрящей, поражающей наш ум, нашу душу. Потому что именно через эту весть нам открывается Царствие Божие.
Из слова после Литургии
в Благовещенском соборе Московского Кремля
7 апреля 2019 года –
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
О Крестной смерти и Воскресении Спасителя
Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. Фото: Олег Варов
Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, – им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов – это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест – соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз…
Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один: смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории.
Но мы знаем, что за ним последовало Воскресение Спасителя. Однако Воскресение не было явлено всему народу, а лишь ограниченному кругу людей. Почему же Господь именно так обратил Свою весть ученикам и всему народу? Почему именно через это испытание Он провел каждого, кто хотел верить в Него как в Спасителя? В каком-то смысле этот вопрос и сегодня обращен к нам. Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же Промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на кресте Христа Спасителя.
Через крест и Воскресение явлена нам Божественная благодать, которая спасает человека, преобразовывая его в сына Божиего
О чем же говорит этот крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см.: Мф. 3: 9).
И как все это зримо сегодня в нашей жизни! Могли мы с вами поверить, что в безбожной Москве будут построены сотни храмов? Что люди XXI века будут наполнять эти храмы с горячей верой, с упованием на волю Божию? Какой человеческой логикой объяснить возрождение нашей Церкви, возрождение веры в сердцах наших людей? Но все это происходит, и не потому, что мы с вами герои, не потому, что мы такие умные, правильные, а потому, что по молитвам святых угодников Божиих и по молитвам нас грешных благодать Божия прикасается к нашим сердцам и преобразует их. Благодать Божия прикасается к народу нашему, и многие обращаются в учеников Спасителя. Благодать Божия предотвращает наше падение и гибель, и верим, что именно силой благодати Божией сохраняется вера и надежда на спасение.
Из слова после Литургии
в храме святителя Стефана Пермского
в Южном Бутове г. Москвы,
31 марта 2019 года,
в Неделю 3-ю Великого поста,
Крестопоклонную
Выражаем слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу за Просветительные и умные речи.
Благодарим разработчиков сайта за подборку фотографий нашего дорогого и любимого Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
С уважением и глубоким почтением Вам и Всей Святой Братии и Сестрии, раба Божья Анна.
Большая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Разработчикам Сайта спасибо за спасительные речи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.За красивые фотографии Храмов.
С глубоким почтением и уважением, раба Божья Анна.