Украинский церковный кризис, спровоцированный действиями патриарха Варфоломея, продолжает оставаться главной проблемой православного мира. Паствой, клириками и богословами Элладской Церкви ситуация на Украине воспринимается особенно остро в силу целого ряда причин, как политических, так и религиозно-административных, ибо последствия непродуманных шагов священноначалия Элладской Церкви могут оказаться весьма негативными. Портал «Православие.ру» публикует небольшую подборку актуальных высказываний греческих богословов и церковных деятелей на эту тему.
Вице-президент США Джозеф Байден и константинопольский патриарх Варфоломей
«В смутные времена непродуманные шаги особенно опасны»
Протопресвитер Георгий Металлинос, почетный профессор Афинского университета, доктор богословия, доктор истории философии:
– Открыв официальный календарь Элладской Церкви, вы можете сами убедиться, что Украинская Церковь относится к Русской Православной Церкви. Это признаем и мы, греки.
Константинополь не должен был сейчас предпринимать какие-либо действия, потому что сейчас смутные времена. Мы снова вернулись к войне Востока и Запада, «холодной» или даже уже скоро активной. Две мировые державы участвуют в этом столкновении… Вселенский Патриархат, торопясь выполнить желания одной из сверхдержав, вступил в конфронтацию с другой сверхдержавой.
Как было сказано и на тему псевдособора на Крите, в Православной Церкви существует страшный раскол. Когда не соглашаются участвовать четыре Поместные Церкви (Антиохия, Россия и т.д.) – это большая часть православных (хоть по населению смотри, хоть по количеству клириков). Не должно было произойти (это вмешательство) в момент такого противостояния, когда положение дел меняется каждую секунду…
Сейчас на Украине большой беспорядок. Матерь теряет ребенка, а ребенок – матерь (как говорит греческая поговорка). Не нужно было действовать в этот момент Вселенскому Патриархату.
Я опубликовал текст о Соборе 1850 года, на котором была предоставлена каноническая автокефалия Элладской Церкви согласно священным канонам. Если вы внимательно прочитаете тот документ, то увидите, что тогда Вселенский Патриархат руководствовался Священным Преданием. Сегодня же практика, которую он применил в 1850 году, предана забвению.
В современных документах я читаю, что Константинопольский Патриархат до сегодняшнего дня обращается к Украинской Церкви как к «Церкви-дщери». Здесь он сам себе полностью противоречит. В документах 1850 года, догматически и богословски говорится, что Элладская Церковь после принятия автокефалии перестает быть «дщерью» и становится Церковью-«сестрой». Равноценной и равнозначной со всеми остальными Православными Церквями и со Вселенским Патриархатом была бы Украинская Церковь, если бы приняла каноническую автокефалию.
«Мира нет, и вражда раскольников
против канонической Церкви лишь возросла»
Архимандрит Павел Димитракопулос, богослов и писатель:
– Прошло почти шесть месяцев с трагического момента предоставления автокефалии «новой Церкви» на Украине Вселенским Патриархатом. То есть искусственному церковному образованию, созданному соединением раскольнических групп отлученных бывших «клириков» канонической Православной Церкви – Филарета Денисенко и Макария Малетича.
К сожалению, эта автокефализация стала причиной развития нового большого раскола мирового масштаба с неизмеримыми для межправославного единства последствиями.
Конечно же, как сам Вселенский патриарх Варфоломей, так и его подопечные публикациями и интервью в СМИ раструбили, что предоставление автокефалии принесет мир и единство церковной полноте. Однако развитие церковных событий показало абсолютно обратное. Ни мир, ни единство не настали! Каноническая Церковь митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которая представляет примерно 90% верующих и единственная признана всеми Поместными Православными Церквями, продолжает пребывать в юрисдикции Русской Православной Церкви. К тому же она не желает получить автокефалию и не имеет никакого церковного общения с новым раскольническим церковным образованием. О каком единстве может говорить и хвалиться Вселенский Патриархат?
Вероятно, он может похвалиться восстановлением мира? Но мир в этой многострадальной стране не только не настал после предоставления томоса об автокефалии, но совсем наоборот. Противоречия и разногласия обострились, а прежняя вражда раскольников против канонической Церкви воспламенилась и увеличилась.
Под дудку США
Ламброс Скондзос, богослов, преподаватель:
– Если мы говорим, что Вселенский Патриархат стал жертвой противостояния и «поторопился» принять позицию одной из сторон, то мы игнорируем сам корень проблемы – долголетнюю «греховную связь» Вселенского Патриархата с Госдепом США (со времен патриарха Афинагора).
Корень проблемы – долголетняя «греховная связь» Вселенского Патриархата с Госдепом США
Если бы Вселенский Патриархат как Церковь, а не как политическое бюро, держал равную дистанцию относительно США и России, только тогда мы могли бы говорить о плохом стечении обстоятельств.
Как и в каждодневной жизни приходит момент, когда друг просит друга об услуге, так произошло и здесь. Вселенский Патриархат находится в пучине многолетней «греховной связи», пришло время расплаты, ведь у его «друга» в этот раз приключилась большая нужда в ходе борьбы за удержание на геополитической шахматной доске. США просят «землю и воду» (как когда-то персы у древних греков), патриарх Варфоломей им всё выдает.
Вселенский Патриархат «попал», а мы расплачиваемся. «Первенства» и «дщери» отражают гегемоничное видение сверхдержавы, с которой фанариоты побратались. Вселенскость Церкви теперь не имеет ничего общего с Правдой, но лишь со сверхдержавой, которая хочет победить. Фанар постоянно подстраивает Каноны Церкви согласно мирским критериям.
Мы можем говорить о явных ошибках Константинополя в украинском вопросе, о кощунстве и провокации, совершенных вне Канонов Церкви. Всё это разъединяет и причиняет вред. Такое поведение характерно для губителя, а не для жертвы. Выгоняются верующие из их церквей. Попирается всякая святыня. Чтобы делать такое, кто-то должен уже находиться весьма далеко от духа Православия.
У Вселенского Патриархата было два года подумать об ошибочном пути, который он избрал. Этот путь был явен на американодвижимом Критском псевдособоре. Нашелся ли кто из присутствовавших предстоятелей, чтобы сказать ему это?
Тут не только губительное обмирщение, которое порождает надменность и слепоту. Вселенский Патриархат действительно пал жертвой… придворных интриг и плохих советчиков. Это действительно печально. Но даже сегодня, когда он позорится на международном уровне, даже сегодня, когда он учинил страшный раскол в Церкви, мы продолжаем его ласкать, чтобы он никогда не исправился.
***
Захваты храмов продолжаются, на дорогу выбрасывают священные сосуды вместе с Дарохранительницей!
Вместо установления мира в украинском народе, как нам раструбили Вселенский Патриархат и споспешники автокефалии, образовался еще больший разлад. Сообщается об актах вандализма, избиении священников и верующих канонической Церкви со стороны «новой церкви», государственных и окологосударственных деятелей, о попрании и захвате храмов. Недавняя публикация нам показала грубый захват храма канонической Церкви: выбросили на дорогу священные сосуды вместе с Дарохранительницей!
Правительство Украины (как минимум только что ушедшее) занимало открыто враждебную позицию против канонической Церкви, меняя законы вместе с самим названием ее. А что еще хуже: это положение дел основательно подорвало авторитет Вселенского Престола как регулятора всеправославных проблем и гаранта мирного решения вопросов.
Хочет ли Элладская Церковь считаться псевдоавтокефальной?
Йоргос Папафанасопулос, журналист, писатель:
– На сегодняшний день Элладская Церковь не признала «Автокефальную Церковь Украины», как и остальные Поместные Православные Церкви. Если она ее признает, то будет первой и навлечет на себя негодование остальных Церквей. Она будет осуждена не только как не имеющая самостоятельности и церковного слова, но и будет считаться «псевдоавтокефальной Церковью». Также она посодействует углублению раскола между православными греками и славянами.
Опаснейшая проблема появится, если Московский Патриархат прервет церковное общение с Элладской Церковью. Это сильно повлияет на межгосударственные отношения России и Греции и на отношения двух народов. Также это приведет к прекращению паломничества греков в Россию и русских в Грецию. Очень возможно, что будут и политические последствия для Греции, о чем беспокоится греческий МИД.
Ясно, что положение дел ухудшится, если к прекращению церковного общения с Элладской Церковью после Москвы прибегнут и другие славянские Церкви. Если всё это произойдет, то в церковной истории жирным шрифтом будет написано, что в дни правления сегодняшнего архиепископа Элладская Церковь собственноручно упразднила свою автокефалию и содействовала углублению раскола Православной Церкви.
Проблема, которую создал Константинопольский патриарх на Украине, сложная и являет собой зияющую рану для Православия. Священноначалие Элладской Церкви обсуждает сейчас: вмешаться или нет в ситуацию с украинской автокефалией. Излишне подчеркивать, что на соборных архиереях лежит историческая ответственность за это решение. Если они решат поддержать действия Вселенского патриарха, то ничем особо ему не помогут, но точно причинят вред единству Православной Церкви и принизят автокефалию Элладской Церкви.