Раньше в простонародье Петров пост называли «Петровками», да и сегодня в селах можно услышать такое определение. И, что характерно, если сельские прихожане спрашивают, как лучше провести Петровки, то городские все чаше просят обосновать саму необходимость апостольского поста.
Так почему же наши предки чтили и соблюдали эти летние постовые дни и они их не вводили в смущение? Трудились меньше? Отнюдь. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо: свойство греха с каждым поколением преумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенно святотатственными, сегодня возводятся в ранг обычности и чуть ли не достижения.
Зато присутствовало иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост: сознание того, что только тогда летние труды с заботами пойдут во благо, когда твое внутреннее содержание и внешнее состояние будут пребывать в симфонии. Ведь практически до самой Троицы продолжалась пасхальная весна, а послабления, как богослужебные, так и житейские, уменьшили контроль за состоянием собственной души. Вот и надо бы «ЕГЭ духовное» провести. А без поста толком в сердце не заглянешь, не оценишь, что-то обязательно упустишь.
Тогда летние труды с заботами пойдут во благо, когда ты Бога помнишь и за душой своей следишь
В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к своим прихожанам аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла. В доме никого, в летней кухне пусто, на печи большая кастрюля с водой греется. Даже собака куда-то пропала, не лает.
«Странно, – думаю. – Может, случилось что?..»
Слава Богу, с семейством всё в порядке: это они все в саду вишни рвали. В тот год был хороший урожай, ветки были просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков» (так в селе зовут скворцов – страстных любителей полакомиться зреющими вишнями) не гоняли. На всех хватало.
Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло, и решил помочь семейству. Хозяйка Никандровна повязала мне на пояс широкий плат, да так, чтобы спереди он был как сумка, в которую надобно ягоды складывать. Ведро за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху – без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией да еще с ведром или банкой не то что неловко, но и опасно – как для меня, так и для вишни.
Взобрался на дерево к вишневым пучкам, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли…
Назад в будущее, то бишь в настоящее, вернул разговор. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:
– Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты – три жмени всего – на вареники не хватит.
Сын в ответ на отцовские замечания резко срывал плоды да что-то под нос хмуро бурчал. Разобрал я лишь то, что парень жалуется на короткую ночь. Не выспался он.
– Когда же тебе спать, – резюмировал отец. – с гулянки своей засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем. Вишь, сколько ее Господь благословил!
Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал: дело молодое, понятно всё – сам таким был. Оттого слова на сердце легли, что в них раскрылась вся суть необходимости поста. Если собрался дело делать, то надобно в сторонке оставить развлечения и приготовиться к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, Который такой урожай дал.
Петровский пост все эти условия вмещает.
В народе говорят: «Цыплят по осени считают». Так вот, чтобы их к Успенскому посту больше было да дело ладилось, «Петровки» и необходимы. Когда духовное с телесным пребывают в единстве и люди Бога не забывают, тогда зерно нашего труда даст плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4: 8).
Повеяло детством...
Приятного Поста!
Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.
Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):
В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.
Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.
В субботу и воскресный день разрешается рыба.