Урок от владыки Антония Сурожского

Любимый Самиздат

Митрополит Антоний Сурожский Митрополит Антоний Сурожский Проповеди и беседы владыки Антония я впервые прочел в Самиздате, в 1970-е годы, в самом начале моего диаконского служения в Пюхтицкой обители, благодаря монахине Иринее (Майданович), с которой у меня сложились в ту пору добрые отношения. Когда в 1978-м году я поступил в Московскую духовную семинарию на заочное отделение, то мать Иринея познакомила меня со своей сестрой Еленой Львовной, которая работала в библиотеке Московской духовной академии. Елена Львовна отнеслась ко мне очень дружелюбно и скоро ввела меня в круг своей семьи. Так я познакомился с удивительным человеком – Львом Александровичем, отцом сестер, а позднее с двумя другими сестрами – Наталией Львовной и Татьяной Львовной. Вскоре от Елены Львовны я получил в подарок одну за другой три самиздатские книги бесед и проповедей владыки Антония и заодно узнал, каких трудов стоило сделать эти книги, напечатанные на библиотечной машинке в нерабочее время, на бумаге не самого лучшего качества, с исправленными от руки тут и там опечатками. Как оказалось, самая младшая из сестер, Татьяна Львовна, жила в Лондоне и, насколько мне было известно, состояла в довольно близком духовном общении с владыкой Антонием. Она взяла на себя труд записывать на магнитофон беседы и проповеди владыки Антония, что делала с завидным постоянством. Этими магнитофонными записями Татьяна Львовна регулярно снабжала свою сестру Елену Львовну, которая, в свою очередь, прослушивала их и перепечатывала на машинке, после чего нужно было приложить труд, чтобы полученные тома переплести, и только после этого готовые книги Елена Львовна, не считаясь с затраченными усилиями, щедро дарила своим друзьям. Я с удовольствием читал и перечитывал беседы и проповеди владыки и находился под большим влиянием этого известного уже тогда многим проповедника, что не могло не отражаться на стиле моих первых проповедей в самом начале моего священнического служения.

Редкие встречи

Но мое знакомство с владыкой Антонием не ограничилось чтением его бесед и проповедей. Несколько раз за время моего обучения мне посчастливилось попасть на беседы, которые владыка проводил в те годы в каждый свой приезд в духовной академии. Актовый зал во время этих бесед был всегда заполнен до отказа студентами академии и семинарии, очниками и заочниками.

Несколько раз мне посчастливилось попасть на беседы, которые владыка проводил в каждый свой приезд

Счастливые обладатели магнитофонов – я не был тогда в их числе – то и дело щёлкали крышками своих «кассетников», переставляя кассеты с одной стороны на другую. Если эти щелканья раздавались одновременно в разных концах зала, владыка делал паузу и с улыбкой, выражающей сочувствие обладателям магнитофонов, выжидал, когда можно будет продолжить беседу. Насколько я мог об этом судить, студенты были счастливы слушать владыку Антония «живьем», а уж желающих пообщаться с ним с глазу на глаз, думаю, было, как говорится, хоть отбавляй, но мало кто из них, должно быть, на это надеялся.

Студенческая авантюра

Протоиерей Олег Врона Протоиерей Олег Врона Не смею сказать, что я был каким-то счастливым исключением, но в один из приездов владыки Антония в Москву я как раз сдавал зимнюю сессию и узнал, что он в ближайшее воскресенье поедет служить в Минск. Тот самый воскресный день был у меня свободным, но в понедельник я должен был предстать пред ясные очи экзаменаторов, что тем не менее меня не остановило, и у меня стал созревать план поездки.

Это, как я понимаю сегодня, была настоящая авантюра. В субботу вечером я приехал на Белорусский вокзал и был приятно удивлен, что можно было свободно, без какой-либо очереди купить билет до Минска – редкость для тех времен невероятная. Но нужен был и обратный билет. А вот с этим дело обстояло из рук вон плохо. Билетов в Москву не было вообще. Впечатление складывалось такое, что Москва старалась максимально освободиться от надоедливых гостей, в то время как к себе пускала гостей ой как неохотно. Не могу объяснить почему, но откуда-то у меня появилась уверенность, что все как-то устроится, и в Минске приобрести билет до Москвы будет проще. Я сел в плацкартный вагон и отправился в Минск. Поезд пришел в столицу тогдашней союзной республики рано утром, так что у меня была реальная возможность попасть на службу в кафедральный собор, куда я и устремился. Без труда узнав, как добраться до собора, у попавшихся мне по дороге минчан, я сел в промерзший троллейбус и скоро оказался у цели своей поездки. Войдя в собор и приложившись к его главным святыням, я направился к свечному «ящику», где получил нужную мне информацию о настоятеле собора. Им оказался крепкого телосложения протоиерей средних лет, без признаков седины. Протянув ему справку, удостоверяющую, что я клирик Таллинской епархии, и на словах пояснив, что хотел бы поучаствовать в сегодняшней соборной воскресной службе, я замолчал, ожидая реакции на мою просьбу со стороны настоятеля. Прочитав епархиальный документ, он тут же поднял трубку настольного телефона и набрал номер. Услышав ответ, настоятель сказал: «Благословите, владыко!» и сообщил, что священник из Таллина просит благословения сослужить сегодня на литургии и что с документами у него всё в порядке. После минутной паузы настоятель еще раз почтительно произнес: «Благословите, владыко» и, положив трубку, сказал мне, что вопрос решен, и я могу идти в алтарь.

Пастырская осведомленность

Вы понимали, что произносящий эти возгласы знает по собственному опыту, что Бог – благ, свят и Человеколюбец

К началу службы в алтаре собралось около десятка священников вместе с диаконами. Службу возглавил Митрополит Филарет (Вахромеев) – глава Минской митрополии. Меня сразу поразил его голос: глубокий, густой, бархатистый, с необыкновенно красивым тембром. Во внешности Митрополита очень гармонично сочетались нестриженая пышная борода и густые черные брови, нависавшие над большими карими глазами; даже полнота ему шла, всё подчеркивало его природное благородство, широту и доброту души. Владыка Антоний рядом с Митрополитом Филаретом держался скромно и голосовыми данными явно уступал главе Минской кафедры. Причем на фоне безупречных в музыкальном отношении богослужебных возгласов владыки Филарета возгласы высокопреосвященнейшего гостя из Лондона не были столь безупречными. Но, вслушиваясь внимательно в то, как владыка Антоний произносил, например, возгласы «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» или «Яко свят еси Боже наш…», вы понимали, что произносящий эти возгласы знает не понаслышке, а по собственному опыту, что Бог – благ, свят и Человеколюбец. Между тем служба шла гладко, без всяких заминок и неоправданных пауз. Антифонное пение псалмов плавно сменялось респонсорным пением ектений, торжественно завершавшихся краткими славословиями – богослужебными возгласами служащих архипастырей и сослужащих им пастырей. Наконец наступило время чтения Апостола и Евангелия – никем не оспариваемая привилегия протодиаконов и диаконов донести до недр души молящихся Благую Весть на Божественной литургии. Когда протодиакон минского кафедрального собора – обладатель крепкого баритона – адресно направил последнюю фразу читаемого им евангельского зачала внимающему народу, владыка Антоний, сделав легкий поясной поклон Митрополиту Филарету, вышел на амвон. Молящийся люд в этом выдвижении знаменитого своими проповедями гостя безошибочно распознал подоспевшее время произнесения проповеди и, дружно придвинувшись к солее, замер. Лишь обладатели магнитофонов еще полминуты нарушали воцарившуюся тишину, щёлкая их крышками и навлекая на себя недружелюбные взгляды стоящих рядом прихожан.

Полюбивший слепца

Вартимей. Художник: Уильям Хоул, 1908 г. Вартимей. Художник: Уильям Хоул, 1908 г. Проповедь владыки Антония была об исцелении слепца Вартимея, к которому, как я замечал, читая проповеди владыки, последний испытывал особую симпатию. Впрочем, по сравнению с теми проповедями о слепом Вартимее, которые мне довелось прочитать прежде, ничего нового, как мне тогда показалось, я не обнаружил. И все-таки одно важное открытие для себя я тогда сделал. В моем восприятии это был тот случай, когда проповедник достигает такой духовной зрелости, что каждое его слово становится выражением его внутреннего, сокровенного опыта общения с Богом, а потому весомым, значимым и всегда новым для слушающих его.

После сугубой ектении протодиакон стал произносить заупокойную, к чему был, как помнится, особый повод. Владыка Филарет вежливым наклоном в сторону гостя дал ему знак прочитать положенную молитву. Митрополит Антоний не спеша, нараспев стал произносить молитву «Боже духов и всякия плоти…» и – ну что тут поделаешь – сбился. И не просто сбился, а позабыл слова молитвы и остановился, без всякого намека на скорое продолжение. Образовалась пауза, которая стала неумолимо расти, но почему-то никто не решался подсказать гостю следующие по порядку слова молитвы.

Что взять с епископа!

Митрополит Антоний Сурожский Митрополит Антоний Сурожский Все смотрели на владыку Антония и ждали от него продолжения молитвы. Вместе со всеми и я смотрел на владыку, и то, что я увидел тогда в его спокойном взгляде, в мимике, да и во всем его облике, было именно то почти не поддающееся описанию внутреннее состояние человека, которое мы называем смирением. «Ну что с меня возьмешь!» – вот, пожалуй, что можно было бы передать словами, глядя в тот момент на владыку Антония. Наконец невозмутимо, как будто ничего не произошло, владыка после затянувшейся паузы начал заново читать ту же молитву и уже без запинки прочел ее до конца.

Дальше служба пошла уже без накладок, и наконец наступил момент, которого я ждал не без волнения. Надо здесь пояснить, что от глаз молящихся в храме сокрыт, к большому сожалению, один важный момент литургии, совершаемой архиереем: когда после причащения в алтаре духовенство подходит к служащему архиерею или архиереям под благословение. Тогда появляется шанс сказать, если это необходимо, несколько слов архипастырю, иногда даже кратко с ним переговорить.

Епископ-«интурист»

Дело в том, что я ехал в Минск с тайной надеждой, что мне удастся посоветоваться с владыкой Антонием по важному для меня, как я был убежден, духовному вопросу. И вот я подхожу под благословение к владыке Антонию и говорю ему, что я хотел бы с ним посоветоваться, и нельзя ли с ним увидеться после службы.

Вот так просто: приходите ко мне в гостиницу в такое-то время

И он тут же приглашает меня к себе в гостиницу и назначает время. Признаться, я был не просто удивлен, а, как бы это сказать точнее, ошеломлен. Вот так просто: приходите ко мне в гостиницу в такое-то время. Такой демократичности и доступности в архипастырях до той поры я еще не видел. После службы у меня было немного времени – побродить по городу поблизости от гостиницы, в которой остановился владыка. Замечу, что в то время, в 1980-е годы ХХ века, любая советская гостиница, в которой останавливались интуристы, а именно таковым и был владыка Антоний в глазах служащих отеля, напоминала хорошо охраняемый режимный объект. К моему удивлению, в гостинице после вопросов: «Кто вы?» и «К кому?» и недолгих согласований мне довольно быстро и вполне любезно указали путь к гостиничному номеру «иностранного гостя». Владыка сам открыл дверь, и я вошел в номер. Испросив благословения в качестве приветствия и оставив пальто на вешалке, я шагнул в комнату. Владыка пригласил меня присесть на небольшой диван, а сам устроился в кресле напротив.

«Безответный» архипастырь. Причины молчания

С первых же слов я удивился, насколько же было легко с ним говорить. Он проявлял неподдельный интерес к собеседнику, что помогло мне собраться с мыслями и более или менее внятно изложить суть моего главного вопроса. Конечно, не обошлось и без небольшого рассказа о себе – надо же было дать возможность владыке получить хотя бы самое общее представление о своем собеседнике. Мы проговорили не менее часа, это точно, после чего я покинул номер Митрополита Антония, не имея больше сил препираться со своей совестью, которая настойчиво порицала меня за злоупотребление гостеприимством маститого архипастыря. Оказавшись по другую сторону дверей его номера, я еще довольно долго мысленно продолжал наш диалог и обдумывал итог встречи. Почему я не услышал от владыки внятного ответа на мой главный вопрос? – спрашивал я себя. И тут же нашел несколько возможных ответов. Во-первых, идя за советом, я даже и не подумал помолиться, чтобы Господь надоумил его дать нужный совет для моей душевной пользы. И, положа руку на сердце, что я хотел услышать? – скорее всего, подтверждение своего собственного мнения. И, в конце концов, это был не тот вопрос, без разрешения которого уже и жизнь не в жизнь. После этих мыслей набежавшее было на сердце облачко тут же улетучилось, и я беззаботно зашагал по улицам незнакомого мне, но приветливого Минска.

Чудо «о плацкарте»

Правда, мое хорошее настроение длилось ровно до той минуты, пока я не вспомнил, что завтра в Москве у меня экзамен по предмету «Древние Восточные Церкви», а я с конспектом в дорожной сумке гуляю по Минску, не имея в кармане билета на московский поезд и не представляя, что делается сейчас в кассах на железнодорожном вокзале в Минске. Язык, который, как известно, до Киева доведет, быстро довел меня до нужного троллейбуса, а там уж было всё просто. Попав внутрь вокзала, я насторожился: у небольших окошек с надписями: «Касса» было не так много народа. И уж, во всяком случае, я не обнаружил никакой давки за билетами. Билеты кончились – мелькнула в голове неприятная догадка. Так оно и оказалось. Люди постепенно отходили от касс, но кто-то еще оставался. Я стоял среди этих оставшихся в очереди людей и еще не отдавал себе ясного отчета, в каком положении я оказался. И вдруг рядом со мной чей-то голос отчетливо произнес: «Кому билет до Москвы?» – «Мне», – молниеносно отозвался я и в следующий миг уже держал в руке билет, за который, кстати, не надо было переплачивать!

«Кому билет до Москвы?» – «Мне», – отозвался я и в следующий миг уже держал в руке билет

К счастью, никто не стал оспаривать моего права на владение этим счастливым билетом, и я направился в буфет, так как у меня еще оставалось время перехватить что-нибудь съестное. Наконец все переживания, связанные с отъездом из Минска, остались позади, и я, лежа на второй полке плацкартного вагона, предался размышлениям о пережитом за этот необыкновенный день. Однако проснувшаяся совесть студента потребовала открыть конспект и заняться повторением недавно мною прочитанного. Открыв конспект наугад, я стал читать об истории Малабарской Церкви. Правда, хватило меня ненадолго. Кое-как осилив главу «Восстание у Наклонного Креста», я внутренне посетовал, что и освещение плохое, и текст подслеповатый, и, более не укоряемый совестью, стал засыпать. На несколько секунд в памяти всплыл образ смиренного архипастыря, вдруг забывшего слова молитвы, и возникли последние мысли перед сном: как же внимательно он умеет слушать собеседника! Может, поэтому и к его словам мы прислушиваемся так же внимательно? И почему возникает такое доверие к его слову? И это я стал понимать после встречи с ним – потому что он сам очень верит в собеседника.

Самый важный урок

К счастью, экзамен я не провалил, несмотря на то, что накануне сдачи мне было не до него. Но главное, что я усвоил за это время, – это не история Малабарской Церкви, если честно. Самым важным уроком для меня стал пример, в лице владыки Антония, как сочетать закономерное почтение к священному сану с доступностью, уважением и искренним вниманием к своему собеседнику, кто бы он ни был, т.е. наглядное доказательство заботы настоящего пастыря о своих братьях и сестрах, стремление и способность вести их ко Христу собственным примером.

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

2 августа 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Встреча 12. Опыт духовной жизни митрополита Антония Сурожского Встреча 12. Опыт духовной жизни митрополита Антония Сурожского
Иером. Андроник (Пантак)
Встреча 12. Опыт духовной жизни митрополита Антония Сурожского Встреча двенадцатая. Опыт духовной жизни митрополита Антония Сурожского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Андроник (Пантак)
Биография пастыря; советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей; миссионерский опыт; отношение к проблемам современного общества; личный аскетический опыт; наследие пастыря.
«Можно перестрадать ради своей Церкви, которой ты остаешься верен!»
Валентина Матвеева о митр. Антонии Сурожском
«Можно перестрадать ради своей Церкви, которой ты остаешься верен!»
Митрополита Антония Сурожского вспоминает Валентина Матвеева
Он всегда источал любовь к людям. Он был сосудом, наполненным любовью, и ее он раздавал всем нам — тем, которые его окружали. Он буквально накрывал нас своей любовью!
Каким был митр. Сурожский Антоний Каким был митр. Сурожский Антоний
Диак. Павел Сержантов
Каким был митр. Сурожский Антоний Каким был митрополит Сурожский Антоний
Диакон Павел Сержантов
Однажды я увидел плакатик 50-летней давности с объявлением о встрече: на какое-то протестантское собрание прибудет митрополит Антоний. Меня как кипятком обожгло
Комментарии
Тамара 5 августа 2019, 23:57
Слава Богу за всё..Какие чудесные воспоминания,как читаются легко и доходят до самого сердца .С какими великими людьми встречался о.Олег..
Людмила 5 августа 2019, 11:16
ОДНО ВРЕМЯ, ПО ТВ ЧАСТО ПОКАЗЫВАЛИ АНТОНИЯ. Меня поразила его простота в общении с людьми. Я даже не поняла, что это все происходит в Англии, его САН (к моему стыду). Я любовалась ним, как человеком. Такие люди, как он, убеждают в необходимости Православия без длинных доказательств. Это и есть МУДРОСТЬ. Дай БОГ, нам всем ума.
Марина 3 августа 2019, 09:32
Спасибо за статью о Владыке Антоние!Всегда с особым интересом читаю о нем.Люблю перечитывать его книги и статьи.Прекрасный, настоящий пастырь.
Наталья 3 августа 2019, 07:11
Спаси Бог!
Книгу воспоминаний о Владыке Антонии подарил нашему приходу правящий архиерей. Взяв ее почитать. я открыла книгу в автобусе, на котором ехала после службы на работу. Читая одну из глав, написанных самим Владыкой, я плакала от благодарности - Владыка Антоний отвечал на мои многолетние "застаревшие" духовные вопросы, ответ на которые я уже отчаялась найти, было реальное ощущение разговора с живым человеком, умным и бесконечно чутким собеседником, который видит твою душу.
иПавел 2 августа 2019, 22:24
Спаси, Господи! - сейчас любые воспоминания о владыке на вес золота, особенно когда вспоминает заинтересованный, внимательный человек.
НаталияA 2 августа 2019, 21:21
Очень понравилась прекрасная статья!
Я родом из Белоруссии. Было очень радостно читать и вспоминать свой недавний приезд в Минск и Гомель.Жаль очень, что в советское время большинство людей были лишены участия в Божественной Литургии. Сколько мы потеряли. Белоруссия пострадала больше всех республик.Почти все Храмы были разрушены и осквернены. Слава Богу за открытые Храмы и Монастыри!
АлександрГ. 2 августа 2019, 01:24
Обращение. Хорошая проповедь это всегда личное обращение к слушающему. Так же как и хорошая статья. И Евангелие мы воспринимаем только тогда, когда читаем Его как личное обращение именно к нам. И сколько бы я ни читал книг Антония Сурожского, у меня всегда возникало вот это ощущение разговора. Понятно, что говорит он, но всегда возникало это чувство вовлеченности. Это на самом деле большая редкость. Зачастую читаешь, либо слушаешь, вроде бы все правильно, все верно, но не к тебе. Не появляется связи. Вот у отца Иоанна Крестьянкина такое есть, читаешь его, а он как будто бы отвечает на мучающие тебя вопросы. Или просто поправляет, там где ты неаккуратно что-то додумал. На деле, это Дар Божий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×