В московском Сретенском монастыре вышло второе издание книги, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. «Святые сербские жены» — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из самых почитаемых в русской церковной традиции сербских святых стала преподобная Ангелина. Именно ее имя носят все без исключения все наши христианки. Один из дней памяти святой — 30 июля / 12 августа.
***
Преподобную мать Ангелину, как ее ласково именуют сербы, по праву можно назвать одной из самых известных и любимых сербских святых. Для нас она особенно близка, потому что все Ангелины в нашей русской церковной традиции носят имя именно этой святой и почитают ее как свою покровительницу.
Преподобная Ангелина. Современная икона. Автор: Елена Хинич Святая Ангелина была дочерью албанского православного князя Георгия Арианита Комнина, правившего в Эльбасанском крае. Родственником ее был известный христианский правитель Георгий Скандербег. Она принадлежала к роду, из которого вышли выдающиеся вожди и защитники веры. Жители этого края были по большей части православными христианами, их отечество славилось благочестием и воинскими успехами.
Ангелина родилась около 1440 года. В литературе упоминается, что она была единственной дочерью своего отца в браке с Марией Мусаки, но при этом у нее были еще братья и сестры по отцу.
Ангелина росла и воспитывалась при дворе родителя. Ее мать, женщина богобоязненная, воспитала свою дочь в христианском благочестии. Ангелина получила в родительском доме и прекрасное образование. Выделяясь среди сверстников своими умом и талантами, она многих превосходила разумом и премудростью. Родители удивлялись ее способностям. С ранних лет она полюбила книги и поучалась в Божественном законе, который с любовью успешно постигала.
Когда Ангелина повзрослела, во владениях ее отца появился сербский деспот Стефан Бранкович, изгнанник, сын известного правителя деспота Георгия Бранковича[1].
В 1441 году турки взяли Стефана в качестве заложника вместе с его старшим братом и ослепили. По смерти Георгия Сербией два года правил их младший брат Лазарь, а затем деспотом стал сам Стефан. Произошло это незадолго до того, как под натиском турок пала сербская столица Смередево и прекратила существование Сербская деспотовина[2]. Одной из причин поражения была разобщенность сербов, а некие диаволом наученные люди оклеветали Стефана. В результате навета он был изгнан из своего отечества и терпел на чужбине многие беды и скорби. Сначала Стефан отправился к своей сестре графине Цельской Катарине, затем искал пристанища в городе Дубровник в Далмации, а уже оттуда перебрался в Албанию.
Князь Арианит с любовью принял Стефана. Пребывание в гостях затянулось настолько, что Стефан стал для всей семьи как родной, а Ангелина всем сердцем полюбила его и попросила у родителей благословения на брак. Родители благословили молодых, и Ангелина обвенчалась со Стефаном в 1461 году в Скадаре.
Святой Стефан Слепой, Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
Стоит отметить, что родственные связи сербских и албанских династий уходят в глубь веков и прослеживаются со времен первых правителей династии Неманичей. Так, одна из дочерей Стефана Первовенчанного была выдана замуж за албанского господаря Димитрия. Существуют и другие примеры, так что между ветвями сербских правителей и албанских вождей немало кровных связей, в первую очередь благодаря православной вере.
В браке у супругов родились сыновья Георгий, Иоанн и дочь Мара, или Мария. Старший сын родился в Албании, но родители вскоре вынуждены были покинуть эти края: турки начали вторгаться в их земли, разоряя и опустошая все на своем пути. Поэтому Стефан и Ангелина перебрались в Италию, где поселились в старом замке в Фурландии на берегу реки Тальяменто. В большом, но уже запущенном замке был храм святителя Николая и несколько вспомогательных зданий. Семья жила здесь очень скромно, принимая помощь из Дубровника и Венеции.
Так они прожили, терпя материальный недостаток, но укрепляемые любовью и верой, 16 лет. 9 октября 1476 года Ангелину постигло тяжелое испытание: ее любимый супруг – праведный Стефан – отошел ко Господу.
Незадолго до кончины Стефан писал жителям Дубровника, прося их о помощи. Его письмо пронизано особой любовью к супруге и детям. Понимая, что не оставляет им никакого имущества, и предчувствуя кончину, он молит своих друзей о помощи, напоминая, что у него нет ничего, о чем пишут в завещании: ни золота, ни серебра, ни домашней утвари, которые бы он мог оставить Ангелине и детям для их утешения. Он призывает сербские дома к старой дружбе с этим городом и надеется, что дубровчане не оставят его близких в постигшие их трудные времена. Перед лицом смерти Стефан больше всего сокрушался о том, что не в состоянии отплатить Ангелине за ту безграничную любовь и заботу, которой она его одарила.
Вскоре после кончины Стефана Бог прославил Своего угодника особым образом: над его могилой стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.
Ангелина продолжала жить любовью к супругу и после его кончины. Куда бы она ни переезжала в последующие годы под давлением обстоятельств, она повсюду возила с собой мощи своего святого супруга Стефана и хранила традиции его рода. Таким особым образом проявлялась ее преданность семье и самопожертвование.
После кончины мужа Ангелина испытывала нужду в самом необходимом, и ей вместе с тремя детьми пришлось познать горечь сиротской жизни на чужбине. Она сначала отправилась с сыновьями в Вену к австрийскому императору Фридриху III Габсбургу. Вскоре ее единственная дочь Мара была выдана замуж за графа Бонифация Палеолога I. Спустя десять лет она скончалась еще совсем молодой.
Движимая заботой о детях, Ангелина обратилась за помощью к венгерскому королю Матьяшу Корвину, который позвал ее с сыновьями в область Срем. В 1486 году им выделили во владение земли около Купиново на реке Саве[3]. Ангелина привезла с собой мощи своего супруга Стефана и, поселившись в Купиново, поместила их в церкви святого апостола Луки.
Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и дал во владение некоторые Сремские земли[4]. Георгий вместе с братом Иоанном получил те же права, что и остальные венгерские феодалы. Для венгерского короля первостепенной была задача защиты южных границ его державы от нападений турок, что и поручалось сербам. Для сербского же народа деспоты Бранковичи были продолжателями дела прежних сербских правителей. Они и сами хранили надежду на то, что когда-нибудь смогут восстановить державу своих предков.
Святые Бранковичи: cвт Максим, прп. Англина, св. Иоанн и св. Стефан Слепой. Икона 1753 г. Никола Нешкович
Со временем деспот Георгий отказался от власти в пользу своего младшего брата Иоанна и принял монашеский постриг с именем Максим. Относительно спокойный период в жизни Ангелины был прерван в 1502 году смертью ее младшего сына деспота Иоанна. К этому моменту у нее из близких остался только старший сын. Вместе с монахом Максимом Ангелина была вынуждена отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Радулу, куда они повезли с собой мощи святых Стефана и Иоанна.
В Валахии их ждал радушный прием. Максим трудился на благо Церкви и стал влиятельной личностью в духовной жизни страны, так что вскоре был избран митрополитом Влахозапланинским. Он сыграл ключевую роль в примирении воеводы Радула с молдавским воеводой Богданом. Когда дело чуть не дошло до кровопролития, святитель Максим убедил враждующих примириться. Вместе с матерью они сотворили в тех краях немало и других добрых дел.
Свт. Максим Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером.Игнаий (Шестаков)
После смены правителя в Валахии владыка Максим был направлен в качестве посланника в Будапешт к королю Владиславу, и поскольку он уже не пользовался прежней благосклонностью валашских владык, то около 1509 года вернулся в Срем, за ним последовала и его мать Ангелина. К этому времени она тоже приняла монашеский постриг, сохранив прежнее имя. Об этом свидетельствует письмо, посланное в 1509 году в Москву, где она подписалась как смиренная монахиня.
Спустя некоторое время святитель Максим был избран митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью он построил монастырь Крушедол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы[5]. Сюда владыка Максим перенес из Белграда свою кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. 18 января 1516 года он отошел ко Господу и был погребен в монастыре Крушедол.
Монахиня Ангелина следовала благочестивым традициям всех сербских правителей и много помогала святогорским монастырям. Еще до переезда в Срем, несмотря на непростое материальное положение, Бранковичи помогали монастырю Хиландар. 20 марта 1486 года датируется особая грамота, выданная ими по этому случаю монастырю. Интересно, что к тому моменту ее сыновья Георгий и Иоанн еще ни разу не видели землю своих предков, но были напитаны духом сербского благочестия. В документе они поминали и святых Неманичей, Симеона и Савву, традициям благочестивых поступков которых они следовали.
Преподобная мать Ангелина. Фреска в Покровском соборе монастыря Новая Грачаница, США. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
В 1496 году, когда Бранковичи правили Сремом, Ангелина вновь вместе с сыновьями благотворила монастырю Хиландар[6]. Согласно одной из хиландарских грамот, они жертвовали 1000 дукатов ежегодно. Годом раньше монастырь святого Павла получил от них грамоту, согласно которой монастырю ежегодно жертвовалось по 500 дукатов. Пожертвования от них получал и святогорский монастырь Эсфигмен. В 1499 году Ангелина и деспот Иоанн выдали по этому случаю документ.
Некоторые исследователи считают, что Бранковичи были самыми крупными сербскими жертвователями после династии Неманичей в монастыри Святой Горы. При этом нельзя забывать, что Ангелина и ее сыновья практически никогда не жили в излишестве и редко жили в благоденствии. История Ангелины и ее семьи – это история постоянного изгнания. Попечение о святогорских обителях говорит об их особой приверженности к сербской традиции и духовному наследию святого Саввы.
Монахиня Ангелина поддерживала связи с Московским княжеством. В 1509 году она писала великому князю Василию III и просила о помощи в строительстве храма во имя святителя Иоанна Златоуста, в котором она хотела положить мощи мужа Стефана и сына Иоанна. В своем послании она называет их святыми. Ангелина писала, что посылает князю Василию «зброю» своего покойного сына. Судя по всему, речь шла о военных доспехах и обмундировании всадника.
Во втором письме к московскому князю «смиренная монахиня Ангелина, бывшая деспоторица» просила его взять под защиту русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе. Московский великий князь ответил Ангелине и послал помощь на строительство храма. Просьбы Ангелины принесли плод, и русские князья взяли под покровительство святогорский монастырь.
Ктиторская деятельность святой Ангелины неотделима от труда всех Бранковичей по созиданию и обновлению православных обителей и церквей, но ее по праву можно назвать одной из самых ревностных в этом деле представительниц рода. На знаменитой Фрушкой горе[7] практически нет ни одной святыни, так или иначе не связанной с именами Ангелины, владыки Максима или деспота Иоанна, и даже когда об этом нет точных письменных свидетельств, народное предание все равно связывает заботу о монастырях и храмах именно с ними. Немало таких святынь и в румынском Банате[8].
Считается, что Ангелина с сыновьями воздвигли и монастырь Фенек[9]. Она же построила небольшую церковь в честь Сретения Господня в селе Крушедол, при которой был основан женский монастырь. Это произошло после 1512 года уже по окончании строительства монастыря Крушедол.
Бранковичи помогали монастырям и в других сербских землях, например монастырю Крупа – одному из древнейших православных духовных центров в Далмации[10].
Прп. Ангелина Сербская. Икона в монастыре Гргетег. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Святая Ангелина, с детства полюбившая книги, особо заботилась о рукописном наследии рода Бранковичей. У нее была своя большая библиотека, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней книги, находящиеся сейчас в Музее Сербской Православной Церкви и Патриаршей библиотеке в Белграде. Из-за многочисленных войн, потрясений и переселений до нас дошла лишь малая часть библиотеки. На некоторых книгах сохранились записи о том, что они принадлежали Ангелине. Запись об этом есть, например, в книгах святителя Иоанна Златоуста «Толкование на Евангелие от Матфея», «Толкование на Деяния святых апостолов», «Шестоднев», а также в других книгах. На последних страницах «Лествицы», переписанной в 1434 году иноком Давидом, сохранилась надпись: «Сия книга деспоторицы Ангелины монахини».
Преподобная Ангелина, как и большинство благородных жен ее эпохи, занималась рукоделием, особенно золотым шитьем и украшением покровов и тканей для Церкви. Сохранилось упоминание об одном из ее даров – покрове, положенном на мощи святого Иоанна Милостивого в Братиславе. В городе Задаре был покров для мощей праведного Симеона Богоприимца, расшитый золотом, серебром и бисером, который также приписывается трудам рук святой Ангелины.
Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых. В воздвигнутом ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретения Господня она предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и обителях. Эту достойную подражания христианку, супругу, монахиню за ее труды и добрые дела прозвали в народе «матерью Ангелиной». Пожив богоугодно и свято, она мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года.
Преподобную похоронили рядом с той же женской обителью, где она подвизалась, а спустя несколько лет ее тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и там положено в одну раку с мощами ее младшего сына деспота Иоанна. Позднее перед алтарем монастырского храма была устроена большая рака с мощами святых Бранковичей, в которой покоились останки святого Стефана Слепого, преподобной Ангелины и их сыновей – святителя Максима и благоверного деспота Иоанна.
Будучи самым крупным и значимым монастырем в регионе, Крушедол со временем превратился в очаг духовной и культурной жизни местных сербов, а затем и в центр восстановленной Белградо-Сремской митрополии. Мощи святых Бранковичей были одной из величайших святынь и утешением для всех сербов, притекавших к ним в поиске заступничества. Чудотворные мощи почивали в монастыре до 1716 года, когда турки, мстя за свое поражение в битве при Петроварадине, сожгли их вместе с обителью. Сохранились только левая рука святой Ангелины и части мощей других святых Бранковичей.
Службу преподобной Ангелине вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из монахов Крушедола. Достаточно рано было написано и житие святой. Редакция жития, сохранившаяся в рукописной минее XVI века, была переведена на современный сербский язык епископом Митрофаном (Шевичем) (конец XIX – начало XX вв.). Она находится в Римницком и Московском Сербляке[11] и несколько отличается от проложного жития из Белградского Сербляка.
Почитание преподобной Ангелины распространилось довольно быстро, причиной чему послужила ее полная скорбей, любви и преданности жизнь. Три раза ей приходилось переносить мощи своего супруга и дважды – своего сына. В эти тяжелые моменты она была одна на чужбине, не имея рядом никого из близких.
Богослужебное и церковное прославление святой Ангелины неразрывно связано с общим почитанием всей ее семьи – святых Бранковичей. Это отражено в большом количестве их изображений на иконах и фресках. В конце XV – начале XVI веков стали появляться богослужебные тексты и жития этих святых. Общая служба святым Бранковичам, считающимся покровителями сербов в тяжелые времена, была написана в 1590-х годах. В минее за июль из монастыря Крушедол содержится «Служба святой матери Ангелине Бранкович». Этот рукописный текст находится ныне в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде. В службе отражены христианские добродетели святой: чистота подвижнической жизни и вероисповедания, безграничное милосердие, терпение и мудрость, супружеская верность и материнская жертвенность. Говорится также об исцелениях и чудесах, происходящих у ее мощей.
В XIX веке наблюдается особое почитание преподобной Ангелины, что отразилось практически во всех сферах культурной и общественной жизни сербского народа. Такое почитание характерно и для наших дней. Где только жил и живет православный сербский народ, многие организации, хоры, сестричества, благотворительные и культурно-просветительские общества носили и носят имя преподобной Ангелины. Так святая Ангелина и сейчас печется о своем народе, не оставляя его своим материнским покровом.
Преподобная изображается на всех иконах святых Бранковичей, как правило, в черной монашеской схиме с крестом в правой руке. Иконы и фрески с изображением святой можно найти во многих сербских монастырях и храмах. А в новых церквях на их росписях и иконостасах лик святой Ангелины присутствует практически неизменно.
Ковчег в частицами мощей святых Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Сохранившаяся часть мощей преподобной Ангелины почивает сейчас в монастыре Крушедол, куда можно приехать и поклониться этой великой святой.
12 августа, когда Сербская Православная Церковь празднует память святой, в Крушедоле бывает значительное торжество, на которое стекается верующий православный народ. Память святой Ангелины совершается также 10/23 декабря вместе с другими святыми Бранковичами.