Суеверие и неверие идут рука об руку;
заклятые атеисты веровали в предсказания
чародеев, и неверующие в Бога веруют в богов.
Фредерик Фаррар
«Андрей, не обольщайтесь! Наши учителя за идею на костер не пойдут!» – сказал мне в приватной беседе Игорь Валентинович. Было это в конце 1990-х. Игорь Валентинович – человек верующий, церковный, педагог с многолетним стажем, кандидат филологических наук. Я, честно сказать, отнесся тогда к его словам без особого доверия. «Мало ли, – думаю, – что бывает. Может, у него какая-нибудь личная обида или другие случайные причины». Но с годами я все чаще стал думать, что Игорь Валентинович во многом был прав. И не потому, что наши педагоги не способны умереть за идею, а, прежде всего, потому, что у многих из них этой идеи, по большому счету, нет.
Музыка как «бог и спасенье»
Как-то раз, придя на концерт музыкальной школы, где обучались мои дети, я услышал гимн этой школы. Сводный хор педагогов и учащихся с упоением распевал следующие слова:
О, музыка, ты – бог, и ты – спасенье!
Ты – русло не мелеющей реки!
Ты – сила, ты – любовь, ты – вдохновенье!
Мы верные твои ученики!
«Господи, помилуй! – думаю я, – ну, нигде не расслабишься. Везде нужно быть начеку». «Не хлопайте», – приказываю детям. Зал заходится овациями. Мои дети сидят как окаменевшие, представляя собой словно белое пятно среди буйства красок.
После концерта прошу свою знакомую, участницу хора (кстати говоря, практикующую иудейку), представить меня руководителю хора. Пытаюсь донести до нее свою позицию:
– Простите меня, пожалуйста, но наша семья верующая, и я не хочу, чтобы мои дети прославляли в музыкальной школе каких-либо богов. Наш Бог – Святая Троица, наш Спаситель – Христос. Поэтому прославление чего бы то ни было в ранге божества для нас неприемлемо. Мне хочется, чтобы мои дети обучались в вашей школе, но такого рода гимны могут привести к тому, что они вынуждены будут уйти из музыкалки.
Руководительница – человек старой закалки, «рожденная в СССР», апологет советского образа жизни, ностальгирующая по социалистическому прошлому, – была явно озадачена моим вопросом. Для нее отмеченные слова явно не представляли никакой проблемы. Это ведь всего лишь поэтический образ, оборот речи, литературный прием.
Большинство педагогов, прославлявших музыку как бога, в случае скорбей пойдут в храм и будут просить помощи у истинного Бога
Пытаюсь предложить компромиссное решение:
– Давайте попробуем изменить это место гимна. К примеру: «О, музыка, в трудах отдохновенье!» – и т.д.
– Вы знаете, я сама не могу этого сделать без согласования с автором гимна, выпускницей нашей школы.
Стоит ли говорить, что это согласование длится по сей день...
Парадокс описанной ситуации в том, что большинство педагогов (о детях мы и не говорим), прославлявших музыку как бога, в случае тяжелой болезни или каких-то иных скорбей пойдут в православный храм и будут просить исцеления и помощи у истинного Бога, а не у музыки. И я очень сомневаюсь, что кто-либо из них обратит внимание на это противоречие.
Поклонение «культу знания и науки»
Мой сосед Антон, шустрый мальчик 11 лет, перешел из обычной школы в лицей с физико-математическим уклоном.
– А у нас сегодня было посвящение в лицеисты! – похвалился он мне. – Свидетельство дали!
– Ну, дай полюбоваться.
Беру свидетельство размером в половину тетрадного листа, согнутое пополам. На второй странице разворота, среди обещаний верности Родине и примерного поведения, с удивлением обнаруживаю следующие слова: «Клянусь не поклоняться никакому другому культу, кроме культа знания и науки!»
Как это ни странно, но получается, что ученик современной российской школы для того, чтобы получить среднее образование, обязан принести клятву некоему божеству «знания и науки», почитание которого возводится в культ. И вот, российские педагоги, большинство из которых считают себя православными, заставляют таких же православных российских детей совершать действия, за отказ от которых древние христиане шли на смерть. Сколько было возмущенных голосов, когда в школьную программу вводили Основы православной культуры! Но изучение этого предмета не предполагает молитвенной практики, клятв и посвящений. А здесь руководители школы принуждают неразумных детей к участию в языческом культе.
Педагоги заставляют детей совершать действия, за отказ от которых древние христиане шли на смерть
С церковной точки зрения такие вещи совершенно недопустимы. Этой клятвой человек отрекается от Христа, а те, кто принудил к ней детей, еще и подвергает себя опасности подпасть под евангельское слово: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).
Понятно, что авторы фразы о «поклонении культу знания и науки» не являются адептами какого-нибудь оформившегося языческого культа. Тем не менее мировоззрение здесь вскрывается именно языческое.
И это явление в нашей образовательной системе весьма распространенное.
Как мне пытались «подложить свинью»
В то время как православная вера в школьной среде приживается с трудом, а в большинстве случаев остается и вовсе Terra Incognita, множество разнообразнейших видов суеверий воспринимаются нашими педагогами совершенно легко и естественно. И в первом ряду этих суеверий следует назвать астрологию. Удивительно, что наименования, которые в прежние времена воспринимались как оскорбление, теперь вызывают в людях труднообъяснимые радость и даже гордость. К примеру, если раньше человека называли «зеленой крысой», «красной обезьяной» или «желтой свиньей», то это было чем-то вроде объявления войны. В наши дни эти оскорбительные для человека термины становятся основой общения и взаимопонимания.
Как-то раз в составе районного Совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений мне пришлось участвовать в юбилее местной Школы искусств. Организаторы подошли к празднованию основательно. В рамках экскурсионного маршрута по залам, посвященным различным темам, мы попали в комнату с ручными поделками. Поскольку наступающий 2019 год был «годом свиньи», поделки почти исключительно были посвящены этому замечательному во многих отношениях животному.
К сожалению, организаторы торжества не ограничились демонстраций рукоделий, но попытались сделать всех гостей участниками некой «свинской мистерии». Для начала каждому из посетителей было предложено выбрать приглянувшуюся свинку-поделку и потереть ей спинку. При этом необходимо было загадать какое-нибудь тайное желание, что большинство работников администрации и представителей общественности исполнили с нескрываемым удовольствием. Это «священнодействие» мне удалось пропустить незамеченным.
Каждому из посетителей было предложено выбрать приглянувшуюся свинку-поделку и потереть ей спинку
Но местные мастера искусств не остановились на поглаживании поросячьих спинок. Они заготовили для каждого гостя пакет с изображением все того же восточного символа наступающего года, который содержал открытку с предсказанием для своего избранника. Директор школы лично следила, чтобы открытка досталась каждому, и остаться незамеченным не было никакой возможности. Я давно не попадал в подобные ситуации, и потому, когда очередь дошла до меня, так растерялся, что не мог выдавить из себя ничего, кроме глухого мычания, нескольких междометий и слов: «Нет-нет, спасибо, спасибо...». Директриса смотрела на меня с явным недоумением, переходящим в удивление, и все повторяла: «Ну, что же вы? Возьмите, возьмите...». На помощь пришла заведующая ГОРОНО, прошептав что-то на ухо поклоннице астрологии, думаю, нечто вроде: «Оставьте его, этот из Церкви, он человек невменяемый».
К этому можно добавить, что накануне следующего, 2020, года я попал в похожую ситуацию, только уже в местном краеведческом музее, директор которого привлекла всех членов Совета к созданию своими руками сувенира в виде белой крысы. Но, наученный горьким опытом, я счел за лучшее незаметно удалиться.
Понимаю, что бегство не является достойным ответом на вызовы времени. Поэтому в будущем постараюсь подготовить для Совета пару лекций об астрологии и толерантности.
***
Конечно, есть у нас и православные педагоги. Но, во-первых, в большинстве российских школ их число столь незначительно, что они не имеют существенного влияния на общий характер школьного воспитания и образования. А во-вторых, пребывание в среде, носящей по большей части характер оккультный или атеистический, требует столь значительных усилий по противостоянию, что их профессиональная деятельность превращается поистине в исповеднический подвиг. К подвигу же готовы не все. Отсюда среди православных педагогов нередки самые разнообразные компромиссы.
Приведенные выше примеры показывают, что церковно-просветительская миссия в среде работников школьного образования крайне необходима, но вести ее нужно с учетом особенностей менталитета наших педагогов.