Году в 2015-м на Рождественских чтениях чинный ход докладов секции катехизации был прерван незапланированной репликой с места. До этого момента все шло своим чередом. Доклады следовали один за другим, выступающие делились своими наработками в сфере подготовки ко Крещению. Несколько утрируя, содержание некоторых докладов можно передать следующим образом:
– На первой беседе мы говорим о том, что идея Бога присуща человеческому разуму, на второй – что она близка человеческой душе… на пятой беседе мы приступаем к толкованию Символа веры… после двенадцатой беседы с остатками оглашенных беседу проводит священник...
Воспользовавшись секундной паузой, один из участников конференции обратился к присутствующим с краткой речью:
– Прошу прощения за отступление, но хочу сказать, что часть катехизаторов чувствует себя здесь как бы на чужой свадьбе. Докладчики ведут речь, о чем говорить на пятой и седьмой беседах, между тем есть приходы и епархии, где обязательные беседы отсутствуют или проводится только одна беседа, непосредственно перед Крещением.
По залу прокатилась волна оживления:
– Да, да, и у нас нет обязательных бесед перед Крещением… и у нас… – зазвучало с разных сторон энергичным шепотом.
У нас, по отчетам, во всех епархиях проводятся обязательные беседы перед Крещением
В президиуме в это время сидели: один архиерей, викарный епископ Санкт-Петербургской митрополии, и двое мирян, сотрудники синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Реакция сотрудников была быстрой и однозначной:
– У нас, по отчетам, во всех епархиях проводятся обязательные беседы перед Крещением.
– Значит, надо разобраться, – не сдавался возмутитель спокойствия, – может быть, с отчетами что-то не так…
Главные катехизаторы страны оставались непоколебимы:
– Нет, у нас, по отчетам, во всех епархиях беседы проводятся.
Диалог явно не складывался, но здесь в разговор включился председательствующий архиерей:
– Вы знаете, это вопрос довольно сложный, – обратился владыка ко все еще стоящему немым укором посреди зала катехизатору, – я знаком с приходской жизнью, поскольку достаточно долго служил настоятелем на приходе. Вот, например, у меня был один священник, который учил своих прихожан откровенному оккультизму. Я ему говорю: «Отче, чему же ты людей учишь? Это ведь просто магия!» – Бесполезно. Ничего нельзя было сделать. Ну как, скажите, такому священнику можно доверить подготовку людей ко Крещению?
– Направить к катехизатору.
– Но в сельской местности обычно нет возможности содержать на приходе катехизатора.
– Значит, нужно направить в центр, где есть катехизатор.
– Это не всегда практически исполнимо.
Здесь в беседу вновь вступили сотрудники синодального отдела:
– У нас есть решение Архиерейского Собора от 2011 года, по которому перед Крещением должны проводиться как минимум две огласительные беседы и одна — исповедальная.
– Это понятно, но я несколько о другом… – пытался оправдаться нарушитель регламента.
– Давайте не будем задерживать конференцию, – прозвучал последний и решающий аргумент одного из сопредседателей секции по катехизации.
Справедливости ради, надо сказать, что действительно существует документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[1], в котором мы находим слова о необходимости проведения перед Крещением «не менее двух огласительных бесед». Кроме того, «после второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу»[2].
Но, к сожалению, как мы можем убедиться на практике, не во всех епархиях и не на всех приходах это постановление исполняется.
Не во всех епархиях и не на всех приходах это постановление исполняется
Бывает, что некоторые архиереи не решаются ввести в своих епархиях повсеместные огласительные беседы – из опасения, что народ поедет совершать Крещение в ближние епархии, в которых не требуют обязательной подготовки перед Крещением.
Беседы могут проводиться в центральных храмах областных и районных центров. Но как они проводятся – это также требует отдельного рассмотрения. К примеру, один священник, делясь со мной своим опытом оглашения, рассказывал:
– У нас в соборе после бесед даются справки, с которыми родители и будущие крестные приносят младенца на само таинство Крещения. Поначалу я беседовал со всеми, но потом увидел, что большинство слушателей совершенно равнодушно к вопросам веры. Тогда я стал делать так. Говорю пришедшим: «Кому нужны справки? Вот, пожалуйста, возьмите! А кто хочет послушать беседу, те оставайтесь».
Комментарии, что называется, излишни.
Другой катехизатор так описывал ситуацию с оглашением:
– У нас на приходе проводится беседа непосредственно перед Крещением. Но длительность беседы зависит от того, есть ли в этот день в храме покойник. Если покойник есть, то священник занят отпеванием, и у меня есть от 30 до 50 минут на беседу. В противном случае беседа может быть сокращена до 5–10 минут. Поэтому я вроде того Арлекина из популярной песни: «Для них играет туш, горят глаза, а мною заполняют перерыв».
В любом случае мы видим, что, несмотря на замечательное постановление, принятое Архиерейским Собором и утвержденное Священным Синодом Русской Православной Церкви, и прекрасную отчетность, введение обязательных огласительных бесед на местах сталкивается с серьезными трудностями.