На реках Вавилонских…

Какие удивительные богослужения в Постной Триоди!

Помню, когда я только воцерковлялась лет 30 назад, одним из первых впечатлений было обсуждение верующими начала пения «Покаяния» (то есть «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…») Уже за несколько месяцев до этого события прихожане принимались выспрашивать у счастливых обладателей церковных календарей: когда? когда запоют «Покаяние»?

На полумиллионный город таких обладателей было столь мало, что чаще всего заветная дата выяснялась просто при помощи расчетов от дня Пасхи.

– Так-так… семь недель поста да плюс три недели подготовительных… или четыре?

– Не недель, а седмиц… Седмиц подготовительных три, а воскресений – четыре…

– Это с «Закхеем»?

– Нет, с «Мытаря»…

– Ага… так… Пасха 15 апреля… угу-угу… семь недель…

– Не недель, а…

– Помолчи, не встревай… Семь седмиц и, значит, Прощеное… э-э… «О Страшном суде», «Блудного сына» и «Мытаря и фарисея»…

– 4 февраля, значит!

– Не встревай, Авдотья… 3 февраля ЗАПОЮТ ПОКАЯНИЕ!

– Но…

– На всенощной поется, не на Литургии. Значит – 3-го вечером!

И посвященные в это таинство разносили весть: «3 февраля! 3-го ЗАПОЮТ!»

А непосвященные (или потерявшие по старости память) тщательно записывали себе эту информацию, куда только можно… и спешили передать дальше: «3 февраля в нонешнем годе ЗАПОЮТ ПОКАЯНИЕ!!!»

Те полуграмотные бабушки знали основы веры, Устав, жития святых и даже учение святых отцов о прилогах греха! – без книг, календарей и интернета… Откуда?!

Из богослужения.

Они с такой жадностью его впитывали, испытывали такой духовный голод, что про каждую строчку службы готовы были поведать что-либо назидательное. Про монаха, который прочел первый стих Псалтири и ушел на много лет в пустыню, чтобы научиться ему на деле. Про строку «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень…»

– А ты знаешь, что тут: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»? Не знаешь? Это о трех ступенях греха… Как они от помысла начинаются и власть над душой берут! Вот, смотри: совет нечестивых, а ты вроде только мимо проходил… оно, конечно, и куда идешь, думать надо. Вот праведный, он и думает и не идет на совет нечестивых. А мы, грешные, мыслями-то и увлекаемся. Но можно ведь и мимо пройти – да? А ты встал и слушаешь… А как заслушался, так и уселся с ними вместе – с губителями! Вот праведный-то «и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе». А нечестивии – не тако!

– И «На реках Вавилонских» о том же сказывает! Не о детях же, конечно… Всё с малого помысла начинается – вдарь по нему посильнее, вооружись: молитвой, постом… укори себя, смирись… А-а… то-то, что думаешь: «трудно». А когда он усилится, власть над тобой заберет – тогда не трудно будет? Тогда будешь сидеть, как евреи в плену сидели – плакали: «Господи, хотим Тебе служить, а враги нам не дают. Бедные мы теперь – рабами стали у окаянных…

– Когда запоют? А в Неделю о блудном сыне… Нет, не с «Покаянием». А вот – третьим псалмом на полиелее «На реках…» поют. И три воскресных всенощных всего… Пост начнется – уже «На реках» не услышишь – всё… сейчас ходи, слушай – для души пользительно!

Три воскресных всенощных всего поют «На реках», так что ходи, слушай – для души пользительно!

Милые, малограмотные бабульки – как много они дали мне всего за полтора года! Так глубоко напитались от этого источника, что смогли и других напоить водой живой…

И как стыдно теперь за себя: есть все возможности питаться от богатства православного богослужения… а жажды духовной нету!

Увы, мне, Господи – увы!.. Отверзи мне двери покаяния!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О пользе чтения Постной Триоди  не только в храме О пользе чтения Постной Триоди не только в храме
Иерей Сергий Ермолаев
О пользе чтения Постной Триоди  не только в храме Учебник трезвости
Беседа с иереем Сергием Ермолаевым о пользе чтения Постной Триоди не только в храме
Беда всей нашей жизни – рассеянность, вялость. А тексты Постной Триоди помогают душе выйти из этого состояния. Что же касается языка… Вчитываясь, вдумываясь, вы этот язык обязательно поймете.
Включите «люстры», батюшка Включите «люстры», батюшка
Протоиерей Олег Врона
Включите «люстры», батюшка Включите «люстры», батюшка
Протоиерей Олег Врона
Кто виноват, что многие считающие себя православными не знают элементарных основ? Они? Или мы, иереи? Когда мы перестаем учить народ, тогда он сам придумывает объяснение непонятному. Расскажу историю – смешную, да не очень.
Триодь Постная — проводник по Великому Посту Триодь Постная — проводник по Великому Посту
Сергей Комаров
Триодь Постная — проводник по Великому Посту Триодь Постная — проводник по Великому Посту
Сергей Комаров
Великий Пост только начался, и святая Триодь пока еще немного перевернула страниц. Как раз время взять в руки уникальное святоотеческое творение и проверить себя на православность своего понимания смысла Четыредесятницы.
Комментарии
Алла25 февраля 2020, 15:09
НН, ну а Иоанн Златоуст считал иначе по поводу значения в богослужении. И я ему верю.
инокиня Наталья -- Алле24 февраля 2020, 13:40
Вы пропустили слово "только" в моей реплике)) И в примере с Амаликом речь не только об Амалике - речь вообще о власти греха, и о том, до каких форм развращения может дойти народ, и о том, что за этим может последовать. А в 136 псалме речь о механизме порабощения греху. На конкретном историческом примере - да - но главное в нем не это. Тем более в новозаветное богослужение он взят ради своей нравственной сути - преимущественно перед ее исторической канвой. И то, что свт.Иоанн Златоуст раскрыл один из аспектов этой темы, нисколько не отменяет другие ее аспекты.
НН24 февраля 2020, 12:20
Алла23 февраля 2020, 21:57, Инокиня Наталья пишет не о содержании 136 псалма, а о его значении в богослужении. "Почувствуйте разницу" прежде, чем возражать на ровном месте. Спасибо за статью, от неё повеяло таким родным и близким... Моя бабушка, будучи безграмотной, "на раз" считала, когда будет Пасха и все переходящие праздники. А как она постилась! Это было настолько заразительно, что я всегда ела то, что она готовила себе (родители мои не постились). Разница между тем поколением и нами такая, что мы этого до конца не осознаём. У многих из них была ВЕРА, а многие из нас - хотят верить, что тоже неплохо. Помощи Божией всем нам и решимости в искоренении грехов. "Отверзи мне двери покаяния!"
Алла23 февраля 2020, 21:57
инокиня Наталья, но в Священное Писание ведь вошли повеления Бога истребить всех, от мала до велика, а не остались только "в народном эпосе". Иоанн Златоуст тоже считал, что смысл в 136 псалме самый, что ни на есть прямой. "Эти слова, исполненные великого гнева и угрожающие вели­ким наказанием и мучением, суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни. Пророки многое говорят не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других."
инокиня Наталья -- Алле23 февраля 2020, 18:50
Нет, Алла, в нашем богослужении это уже однозначно не о младенцах. И если бы в 136 псалме речь была только о младенцах, то он вошел бы в народный эпос, но не вошел бы в Священное Писание.
Елена22 февраля 2020, 13:54
Низкий поклон поколению,сохранившему Веру и научившему нас! Спасибо автору!
Алла21 февраля 2020, 19:53
Конечно, это о младенцах. И не нужно этого бояться. В Библии есть ещё похожие эпизоды. "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла." (1-я Царств 15:2-3)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×