Про марки цемента и догмат иконопочитания

«Их сложенные в благословении персты – зовут нас и в то же время преграждают нам путь» «Их сложенные в благословении персты – зовут нас и в то же время преграждают нам путь»

Когда в «постперестроечные» годы государство стало отдавать Церкви храмы, случалась такая сложность: храм является памятником архитектуры, а у Церкви нет специалистов, чтобы этому памятнику обеспечить правильный уход. Поэтому за храмами закреплялись от государства архитекторы, которые имели довольно большие полномочия.

Нередко это приводило к новым сложностям. Когда архитектор смотрел на настоятеля как на дремучего мракобеса, а настоятель считал архитектора просто пережитком советской власти, который призван мешать Церкви любой ценой.

Увы, порой эти оценки были правильными. Причем и с той, и с другой стороны, как ни досадно это признавать. Но мне повезло: в московском храме, где я помогала, настоятелем назначили человека глубоко богобоязненного.

Там тоже был закреплен архитектор – весьма энергичная женщина. В отношении к «церковникам» казалось, что она «закусывает удила», но как специалист была безупречна. А настоятель, повторюсь, самоотверженно стремился искать волю Божию во всем и всегда. Поэтому общий язык они нашли.

Мне довелось присутствовать при начале этого процесса.

Отец настоятель закупил цемент, чтобы оштукатурить подвал. А надо сказать, что храм этот был построен на рубеже XVII и XVIII веков и хотя внешний вид имел уже не вполне традиционный для русских храмов, но в самой постройке сохранял еще массу черт старинной архитектуры.

Двухэтажный храм плюс столько всяких подвалов, полуподвалов и подвальчиков, столько входов и выходов, столько хитрых ниш, выемок и отверстий в толще стен – для вентиляции, для акустики, для полочек… – и еще неведомо для чего. У нас, вчерашних советских комсомольцев, такое соприкосновение со стариной вызывало почти болезненное восхищение.

И вот – отец настоятель закупил цемент. А с архитектором не посоветовался. И я стала свидетелем того, как эта женщина кричит на любимого мною священника:

– Что это?! Что это такое?!! Вы третий подвал этой дрянью оштукатурите, а у меня на втором ярусе иконостас «зацветет» (то есть заплесневеет)! – вопила она, размахивая накладными на цемент прямо перед носом отца настоятеля.

«Какая наглость! – подумала я. – Опять придирки!»

Но маститый протоиерей подумал иначе. Он попросил прощения и пообещал быть внимательнее к строительным вопросам. Видимо, именно поэтому архитектор тут же остыла и даже извинилась за риск, которому подвергла нос почтенного батюшки.

Тогда впервые глубоко поразила мое сознание мысль, какие удивительные связи могут существовать между вещами. И как много надо опытно узнать, чтобы увидеть хотя бы некоторые из них.

***

Вот мы проходим поприще Великого поста. И самое первое его воскресенье посвящено догмату иконопочитания. Как будто это самое главное в Великом посте, как будто это – первая тема и первое открытие, к которым мы приходим, строжайше отпостившись первую неделю.

Почему? Какая тут связь?

Давайте присмотримся к тем религиозным течениям нашего времени, которые именуют себя христианскими, но не признают икон. Они не признают и постов! Постов, продолжительных богослужений, стояния на них, поклонов. Не выносят монашества…

А теперь посмотрим на историю Церкви: в каком-нибудь VIII веке в Константинополе иконоборцы были против постов, длинных служб, поклонов… Монахов вообще убивали – топили в мешках. Разве не удивительно это совпадение вкусов сквозь такое время и расстояние?

Итак, те, кто, считая себя христианами, не принимают иконопочитания, – не принимают в конечном итоге и вообще всего строя аскетической жизни! Сообразно этому и у тех, кто сохранил священные изображения, но в каком-то искаженном виде (например в виде живописи) будут и искаженные представления об аскетике.

Почему? Потому что икона является выражением таких положений христианства, которых никак не понять и не принять христианским течениям, исключившим или исказившим понятие подвига.

На иконе изображается человеческое естество, преображенное христианским подвигом.

На иконе изображается человеческое естество, преображенное христианским подвигом

Изображаются те, кто подвизался – воевал со злом – на земле, в рядах Церкви Воинствующей, победил в этой войне и вошел в Церковь Торжествующую.

Это совсем особая война, не похожая на войны людей. Здесь зло такое явное, такое беспримесное… и в то же время такое родное и близкое – собственное зло падшего человека. И потому требуется особое мужество и особое самоотречение.

Но это зло стояло между ними и их Сладчайшим Господом – и они не сложили оружия! И теперь они взирают на нас с икон – с этих окон Небесного Царства, – и мы видим, с кем имеем дело. Видим глазами.

По орденам не всегда поймешь – с настоящим ли фронтовиком-героем имеешь дело. По нашивкам за ранение это сделать гораздо проще. Святые – герои-победители, и на их ликах и ризах сверкают пробела и ассист – сполохи славы Божественного Света. Но чтобы никто не подумал, что награды эти дались им без крайнего с их стороны самоотвержения, нам оставлены и следы тех ран, которыми они нещадно уязвляли своего ветхого человека. Их новый человек несет те следы, как воин несет нашивки за ранения.

У них удлиненные, истонченные фигуры.

Их очи – это глаза людей, «изведавших болезни» вслед за своим Господом; глаза людей, «пришедших от великой скорби».

Строги и сосредоточенны их лики, сухи их губы, тонки их руки…

Тонки, но не бессильны!

Строги, но не осуждающи!

Скорбны, но не отчужденны!..

Напротив: в них много энергии, внимания, сопереживания. «Их сложенные в благословении персты – зовут нас и в то же время преграждают нам путь» (Евгений Трубецкой). Зовут – ибо всемерно желают, чтобы мы разделили с ними радость горнего царства. Преграждают – ибо туда не входит ничто нечистое и злое.

И вообще – вместе с этим крайним аскетизмом, вместе с измождением и потаенной скорбью – настоящая икона удивительно красочна и жизнерадостна. Можно даже сказать, что радость – это самое главное, что она возвещает миру.

Такое сочетание высшей скорби и высшей радости – одна из самых сложных загадок, какая ставится перед мировой художественной критикой. Но нам, верующим людям, изнутри приоткрывается и эта удивительная связь. Нет Пасхи без Страстной седмицы; и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти, минуя Крест Господень.

Смотри также
VII Вселенский Собор VII Вселенский Собор
Прот. Владислав Цыпин
VII Вселенский Собор VII Вселенский Собор
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Собор, созванный в Никее в 787-м г., оказался последним в ряду Соборов, признанных Вселенскими Православной Церковью.
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально?
Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Что такое икона? Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? И что говорится в Священном Писании о святых предметах и местах?
Комментарии
Фотина10 марта 2020, 12:15
Спасибо от искусствоведа!
Андрей 9 марта 2020, 11:00
Где то читал, что в лучшем своём проявлении наука приводит человека к основанию престола Вседержителя. Очень глубокая мысль да не может земная наука оградить человека от духовной брани. Следовательно, роль науки подобна одному из драгоценных приборов в шкиперском сундуке капитана ведущего свой корабль по бурному житейскому морю. У людей поднявших выше житейского моря хоть слабых крыльях, хоть на могучих огненных крыльях (есть и такой образ у святых отцов), средства навигации должны быть на качественно более высоком уровне.
р. Б. Ника 8 марта 2020, 20:01
Слёзы от радости. Слава Богу за радость и слёзы!
Сергий 8 марта 2020, 04:22
Хорошо написано.
Надежда 8 марта 2020, 00:43
Спасибо, матушка! Нет слов! Плачу...
НН 7 марта 2020, 22:32
Инокиня Наталья, Вы затронули очень интересную тему. Мне довелось работать со стороны церкви с архитекторами и инженерами ВООПиК(Охрана памятников).Это были самоотверженные люди,прекрасные специалисты и знатоки русской церковной архитектуры,икон,фресок и тд.Это они сберегли храмы,как приспособленные в СССР под какие-то учреждения,так и потом отданные обратно церкви.Именно так.На них смотрели как на врагов,скандалили, когда они не позволяли приспособить"под себя"эти памятники(напр, в памятнике 17в расшарахать окна до современных размер и вставить пластиковые,пробить отверстия в сводах и многое др).Сколько добра сделали эти "вредные" специалисты!Мы даже не в состоянии оценить.Низкий им поклон!
Наталия Ростова 7 марта 2020, 09:57
В 2011 году я ещё была "захожанкой" храма. И вот как-то в Великий Пост зашла поставить свечку в наш Старо-Покровский храм-памятник в центре города. На аналое лежала икона - " Не рыдай мене, Мати", так она называется в народе. Богородица обнимает своего истерзанного, умершего сына...Я минут 20 стояла перед этой иконой и не могла отвести взгляд. Вся боль Вселенной, и одновременно вся нежность и любовь, в глазах Матери Божией. Она смотрела на Сына, а у меня было ощущение, что Она смотрит на меня...Причём я потом специально отошла в строну..Нет, не показалось. Взгляд Её проникает внутрь и под другим углом обзора. Иконописец сотворил чудо. Это привело меня в Храм окончательно..Слава Богу за всё!
р.Б. Анна 6 марта 2020, 14:19
Спаси, Господи, матушка Наталья! Так интересно! И глубоко!!!
Владимир Степанов 6 марта 2020, 04:45
Как верно! Три года назад прислали мне почтой икону Троицы Рублева. И вот разворачиваю посылку, снимаю упаковку, и вдруг, на меня столько света, тепла излилось, что внутри всё от радости перевернулось, как-будто Причастился лучшим образом. И вот случай - зашёл в молельный дом старообрядцев (они нечаянно пустили, а я просто спросил посмотреть). А у них огромное число икон до 18 века, кот.они хранят все века гонений. От этих икон такой столп Любви, у меня голова закружилась от Небесного счастья. Правда, я ощутил и брошенность староверов, всё же без Церкви никуда
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×