Часть 1: Крещенная новомучеником
Раиса Нестерова, учительница из поселка Луговой города Печоры Республики Коми, прожила долгую жизнь: ей 90 лет. И 44 из них она посвятила обучению малышей. О своих педагогических принципах и правилах, которые и сегодня могли бы «работать» успешнее многих современных «приемов обучения», о том, как находить подход к самым, казалось бы, «трудным» ребятам, – в продолжении беседы с ней. А еще о том, как попал ее класс в кино – снялся в известном детском кинофильме «Недопесок Наполеон III».
Раиса Егоровна и ее второклассники, участники фильма «Недопесок Наполеон III»
Как в кино попали
В 1950 году Раиса Нестерова закончила сыктывкарское педучилище. Были в педагогической судьбе моей собеседницы несколько ярких событий, о которых я решила рассказать в этой статье. Среди них – участие Раисы Нестеровой с классом в известном детском фильме «Недопесок Наполеон III», который снял режиссер Эдуард Бочаров по повести Юрия Коваля «Недопесок» на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького.
– Раиса Егоровна, а как вы в кино попали? – интересуюсь я.
– Это случилось, когда я работала в школе села Усть-Цильма, – вспоминает моя собеседница. – Помните сюжет?
– Нет, конечно, – даже не пытаюсь скрывать я. А вот Раиса Егоровна в свои 90 лет отлично его помнила!
– Со зверофермы «Мшага» убежал ценный песец-недопесок по кличке Наполеон III, – как будто это было вчера, начинает рассказывать Раиса Егоровна. – А через некоторое время его стали встречать в деревне Ковылкино. Школьница Вера Меринова и дошкольник Алешка Серпокрылов помогают найти зверя и передать его в руки работников питомника. Снимали «Недопеска» сначала в Сыктывкаре, но там снег стал быстро таять, вот съемочной группе и пришлось приехать к нам, в Усть-Цильму. Учителям предложили собрать все начальные классы в актовом зале школы, где с ними должны были встретиться актеры, режиссер. С шумом, громким смехом ребята входили в зал, а я своих учеников подготовила и объяснила им, чтобы они заходили в зал спокойно, не толкая друг друга, не разговаривая: «Начнете толкаться – кто-нибудь упадет, а вы на него, и получится большая каша. Кому такие актеры нужны? А будете хорошо себя вести, все попадете в кино», – поучала я своих ребят.
Так и вышло. Класс молодой учительницы Раисы Нестеровой, которая только недавно вслед за супругом приехала работать в школу Усть-Цильмы, выгодно отличался от всех. Но не только благодаря дисциплине и тому взаимопониманию, которое установилось между Раисой Егоровной и ее учениками, весь ее 2 «А» можно увидеть в кинокартине.
– Раиса Егоровна организовала в нашем классе хор, и мы постоянно разучивали с ней новые песни и исполняли их на различных праздниках. Учительница была и нашим дирижером, – рассказывает бывшая ученица Раисы Нестеровой Татьяна Дуркина.
Раиса Нестерова со своим 2 а классом в кадрах фильма «Недопесок Наполеон III»
Вот и в финальной сцене кинокартины сотрудники зверофермы торжественно шествуют с песцом по улице села Усть-Цильма, а за ними маршируют усть-цилемские школьники, среди которых узнать учеников Раисы Егоровны несложно: ребята несут транспарант с надписью «Звери – наши друзья» и, конечно же, поют. А руководит и активно дирижирует малышами сама Раиса Нестерова!
Завершает фильм торжественное шествие с песцом: идут и поют ученики Раисы Егоровны
– Съемки торжественного шествия с песцом проходили на улице Советской села Усть-Цильма. Мы с горки спускаемся. Это местечко еще называется у нас «Каравановка», – сообщает подробности Татьяна Дуркина. – Чтобы снять эту сцену, мы строем ходили бесконечное количество раз и так много пели, что замерзал рот.
Как выяснилось, ученики Раисы Егоровны даже дублировали главных героев фильма:
– Актер Максим Сидоров, который играл Алешку Серпокрылова, приболел, и меня прямо с уроков забрали и увезли на съемки, – рассказывает другой ученик Раисы Нестеровой Николай Корычев. – В сцене, когда Алешка бежит по дороге с песцом под песню «На полюс», бегу я, и кадры эти снимали на самом деле на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Усть-Цильмы.
Кадр из фильма. Шествие по улице Советской села Усть-Цильма, местечко Каравановка, о котором рассказывает Татьяна Дуркина
Был задействован класс Раисы Нестеровой и в других эпизодах фильма.
– Каждый день нас на «буранах» возили в деревню Гарево, это в 10 километрах от Усть-Цильмы, где шла основная работа над фильмом, – продолжаем беседовать с Татьяной Дуркиной. – Я помню, что было много дублей и мы очень уставали. Нам приходилось массово съезжать с горы на лыжах. Ноги у нас к концу съемочного дня вымокали в валенках, кто-то и вовсе их терял и в одних носках домой возвращался. Одеваться нужно было для фильма легко, хотя температура на улице стояла еще минусовая. Может, это нужно было для того, чтобы мы более красочно смотрелись на экране, но помню, что я сильно мерзла. Я попала еще в кадр, когда мы с другой девочкой натягивали сетку перед банькой, в которой, как думали, находится песец. Меня можно узнать по коричневой куртке.
Рассказали бывшие ученики Раисы Егоровны и о том, к каким хитростям прибегали во время съемок создатели «Недопеска Наполеона III».
– В некоторых кадрах фильма белые простыни изображали снег, – раскрывает тайны Татьяна Григорьевна. – А еще в финальной сцене я видела, как шкурки на шубах и воротниках актеров дергали за ниточки, и они падали на снег. А в фильме они превращались в зверушек и разбегались. Точно не могу вспомнить, сколько по времени продолжались съемки, но мне показалось, что шли они очень долго – может, месяц; все это время мы практически не учились.
– А вне съемок вы общались с актерами фильма? Ведь в «Недопеске» играли знаменитые актрисы Светлана Светличная, Майя Булгакова, Мария Виноградова, Валентина Ананьина и другие, – интересуюсь я.
– Мы в то время еще не понимали, что участвуем в работе наряду с известными актерами. А ведь они даже жили в доме у моего дяди в деревне Гарево! – рассказывает Татьяна Дуркина.
Николай Корычев в фильме «Недопесок Наполеон III»
– А в гостиницу, где жили дети-актеры, мы приходили, вместе с ними бегали, играли, они ничем не отличались от нас, сельских школьников, – вспоминает Николай Корычев.
После завершения съемок класс Раисы Егоровны собрали вместе и всем ребятам вручили конверты… с зарплатой.
– Мы такие деньги большие получили по тем временам! – вспоминает Татьяна Григорьевна. – Ребята, которые были задействованы в массовых сценах, заработали по 30 рублей.
А Николай Корычев признался, что получил 70 рублей – месячную зарплату взрослого человека в то время.
Сегодня некоторые из бывших учеников Раисы Егоровны и участников фильма все еще живут и работают в Усть-Цильме. Татьяна Дуркина – методист в Музее имени А.В. Журавского. Николай Корычев трудится в Коми тепловой компании. Раису Егоровну Нестерову ее бывшие ученики вспоминают с большой теплотой и любовью – ведь благодаря этому учителю в их жизнь однажды «заглянул» «Недопесок Наполеон III».
Раиса Нестерова в центре последнего ряда со своими учениками и артистами кинофильма «Недопесок Наполеон III»
«Педагогическая поэма» Раисы Нестеровой
То, что весь класс Раисы Егоровны попал в кадры известного детского фильма не только благодаря своей дисциплине, но и занятиям самодеятельностью, как выяснилось, это фирменный метод воспитания – а вернее – перевоспитания – Раисы Егоровны. Потому что, вовлекая в мир искусства, Раисе Нестеровой за время своей работы удалось не одного хулигана образумить.
– Я не верю, что сейчас дети другие, – просто к ним надо искать подход, – признается Раиса Егоровна. – Послушайте еще, как я повышала дисциплину практически в каждом классе, в котором работала.
И Раиса Егоровна во всех подробностях рассказывает историю одного из своих учеников из школы деревни Денисовка Усинского района, в которой она трудилась учителем начальных классов 13 лет.
– Вот перевели ко мне из другого населенного пункта двух учеников 4-го класса. Жили они в интернате при школе. И если в начале сентября мальчики еще учились, то уже в середине месяца один из озорников – его звали Роберт – стал пропускать уроки. Вот что он делал: передо мной заходил в класс, но стоило мне отвернуться, а его уже и след простыл. Так он баловался весь октябрь. А я никак не могла его застать – ни в школе, ни в интернате. Пришлось даже обратиться за помощью в его поисках к старшеклассникам. И ребята подсказали мне, что Роберта можно встретить в интернате в 16 часов во время полдника. Так я и сделала и действительно поймала злостного прогульщика уроков. «Ты почему в школу не ходишь?» – строго спрашиваю его. «Брат уезжал в армию и сказал, чтобы я о маме заботился, без дров ее не оставлял. Дрова у мамы уже кончились, а я все еще здесь», – рассказал расстроенный Роберт.
Узнав о проблемах в семье «прогульщика», Раиса Егоровна незамедлительно принялась за их решение
И Раиса Егоровна незамедлительно принялась решать семейные проблемы мальчугана. Связалась по телефону с председателем совхоза и попросила, чтобы матери ее ученика привезли дрова. Тем не менее в школе мальчик все равно не появлялся.
– На третий день я вместе с ним пошла на почту, где он поговорил со своей мамой по телефону, и она подтвердила, что дрова ей привезли. «Раиса Егоровна, завтра я в школу приду!» – пообещал Роберт.
Поющие двоечники
– Получается, секрет вашего воспитания трудных подростков заключался в том, что вы просто старались их понять, проникались их проблемами и помогали их решить? И вот так сразу ребята после этого становились дисциплинированными и прилежными учениками? – сомневаюсь я.
– Подождите, это еще не вся история, – интригует Раиса Федоровна. – Однажды осенью такой прекрасный день выдался. И вот в хорошем настроении я подхожу к школе и слышу, как кто-то очень красивым голосом выводит слова песни «Степь да степь кругом…». Смотрю и глазам не верю: на лестнице сидит Роберт и поет. Но только я подошла, чтобы поговорить с ним, а его опять как ветром сдуло. И вот пришло время готовиться к ноябрьским праздникам. Я собрала пионеров, чтобы составить план праздничных мероприятий, а один из мальчиков и говорит, что у Роберта очень красивый голос: «Давайте, Раиса Федоровна, хор организуем!» И я согласилась. Осталось только получить разрешение у директора, а он сказал, что двоечников и ребят с плохим поведением в хор принимать не будут. Но я поговорила с директором, и он позволил всех талантливых ребят в хор принять, и Роберт так красиво у нас пел!
Хор так дисциплинирует! И детям петь очень нравится
– А каким был репертуар вашего хора? – спрашиваю я.
– Номера художественной самодеятельности мы готовили к календарным праздникам. Например, ко Дню Красной армии мы оформляли стенд, где помещали песни и стихи, которые и учили к празднику. Детям очень нравилось. С этого времени я стала развивать художественную самодеятельность в своем классе. А это, оказалось, так дисциплинирует детей! Потом уже в каждой школе со своим новым классом я проводила такую работу, – рассказывает Раиса Егоровна.
Через тернии к звездам
– Раиса Егоровна, а что кроме самодеятельности вы использовали в своей практике, чтобы улучшить успеваемость? – продолжаем мы беседовать.
– Еще почти во всех своих классах я устраивала соревнование «Знание – сила». Вырезала из бумаги фигурки ракет, крепила их на стенд. Каждая ракета носила имя одного из моих учеников. И в соответствии с их оценками, поведением и другими достижениями в учебе, в спорте эти ракеты все ближе и ближе я передвигала к «планете знаний». Детей это так увлекало. В моем классе между учениками даже началось соревнование, кто быстрее «долетит» на «планету знаний». В итоге успеваемость в классе стала расти.
Этот же опыт работы я использовала, и когда мне в школе поселка Луговой Печорского района дали худший по дисциплине класс. И тоже таким же способом – самодеятельностью и игрой в путешествие к планете знаний – я детские сердца покорила и улучшила успеваемость и дисциплину.
Своим опытом работы – тем, какие отличные результаты дают занятия с детьми художественной самодеятельностью, – Раиса Егоровна делилась и с коллегами на различных совещаниях педагогов, иллюстрируя свой доклад примерами из педпрактики.
Опыт своего непростого детства научил Раису Нестерову видеть в каждом ребенке личность
А я, слушая Раису Нестерову, думала о том, что это с таким трудом давшийся жизненный опыт научил ее уважать каждого человека, видеть даже в ребенке личность. Это чувствовали и дети из неблагополучных семей – ученики Раисы Нестеровой. И в ответ на ее серьезное к ним отношение тянулись к ней, видя в своем учителе доброго, чуткого, понимающего чужую боль человека.
Трудовая деятельность Раисы Егоровны завершилась 20 лет назад. Она ушла на пенсию, чтобы нянчиться с внуками.
– У меня две внучки и три внука, три правнучки и один правнук, – улыбается Раиса Егоровна.
Теплые сапожки для внуков сшила бабушка Раиса Егоровна
Забота о них помогла вернуться Раисе Нестеровой к своему увлечению – шитью. Шьет она даже… обувь. И вот родные уже несут и показывают мне национальную обувь коми из оленьего меха – пимы для правнучки, унты и бурки. Ведь Раиса Егоровна считает, что залог хорошего здоровья – это держать ноги в тепле.
А вообще про здоровый образ жизни Раиса Егоровна знает всё. Когда-то в годы войны они, будучи детьми, собирали много лекарственных трав. Пили приготовленные на их основе чай и отвары – и практически не болели. Всю свою жизнь Раиса Егоровна посвятила их дальнейшему изучению и собрала большую библиотеку по лечению различных заболеваний травами.
– Мама в больницу не ходит – сама себя лечит. Многие к ней обращаются за советами, как лечить суставы или использовать золотой ус, – рассказывает дочь Раисы Егоровны Татьяна.
– Бог мне подарил долголетие. Живу я сегодня потихонечку, никого не утруждая, а кое-кому даже помогая. Молюсь, как умею. Прошу у Бога прощение и благодарю Его за каждый день своей жизни, – этими словами Раисы Егоровны Нестеровой, старейшего учителя Русского Севера, и завершается наша беседа с ней.