«Время делания явися»

«У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3: 8). Это очень ярко видно во дни Великого поста, когда только молитва дает ощущение особой жизненной наполненности, а все остальное словно летит куда-то в пропасть, не оставляя за собой никакого воспоминания. Черные постовые священнические облачения, 12 Евангелий страстей Христовых, «исправление молитвы», а затем ликующая весть о Воскресении Христовом – все это проживаешь по-особому именно в храмах, входы в которые, к сожалению, для некоторых из нас ограничены.

Как же мы сейчас начинаем понимать и ценить ту недавнюю повседневность, в которой двери церквей были всегда открыты! Мы могли прийти туда в любой момент жизни и поделиться горем и радостью, найти единомышленников и воспарить духом к небесам. Именно это умение подняться над повседневностью позволяет нам увидеть картину жизни как бы с высоты. И, кажется, из самой глубины сердца вдруг явственно приходит понимание: так уже было, стоит только всмотреться в наше общее прошлое.

Сам стань храмом

Епископ Герман (Ряшенцев) Епископ Герман (Ряшенцев) Первый арест епископа Германа (Ряшенцева) состоялся почти 100 лет назад. В ночь на 19 февраля 1921 года. Вся последующая жизнь епископа, вплоть до расстрела в 1937 году под Сыктывкаром, – это череда арестов и заключений. В первые годы ссылок, в том числе и в селе Самарово (ныне Ханты-Мансийск), епископ имел возможность служить в тогда еще действующих храмах. Об этом он будет писать своим духовным чадам.

«Начинаю понемногу восстанавливать разбитый болезнью свой молитвенный чин, – сообщает он Наталье Александровне Верховцевой. – Самое радостное, что привели здешнего новостильного батюшку (молодой, искренний, простой) в единомыслие. 9-го (преподобного Иосифа) служил попросту. Завтра, быть может, буду служить с некоторым оказательством, какое, по моей мысли, смастерила Таня (митра). Со мной и такая драгоценность, как мантия владыки Макария. Как-то не верится, что, оторванные от центров, мы так тесно придвинулись к могучей природе и, главное, если только не разленимся, будем иметь возможность заняться духовным ремонтом и стать присными Богу».

Но со временем тон писем владыки меняется. Описывая жизнь в Самарово, он отмечает «огрубляющее действие безрелигиозности». Жители села к престольному празднику Покрова Божией Матери «и к служению заезжего архиерея совершенно равнодушны». «Здесь опасность другого рода: все же среда ее теперешняя очень груба, первобытна, – читаем мы в другом письме владыки, – во многом совершенно язычески живущая и настроенная». И хотя «здесь есть и незабудки, и ландыши, и фиалки, и земляника, но нет друзей и тех простых душ, в каких я учился узнавать и любить Христа».

Позднее, переболев тифом на Соловках, пережив положение ссыльного, который порой даже не имел крыши над головой, множество этапов и пересылок, он все же назовет ссылку в Самарово «баловством». Все последующие ужасающие условия жизни практически без возможности служить, посещать храм, принимать Таинства Христовы, тем не менее возводили владыку, как и тысячи новомучеников – явленных и неявленных миру, на Голгофу мученичества. С какой очевидностью эти этапы духовного роста отражают письма владыки, которые составитель его жизнеописания назвал «высшим изяществом веры».

«Не стало много внешнего – дай то, что понятно и младенцу в вере: простоту и глубину благоговения и смирения»

«Стало меньше храмов – сам будь, и ты должен быть храмом Бога; стал неудобен вход ко многим святыням – сам стань этой святыней и живой иконой, – напишет владыка своим духовным чадам из сибирской ссылки, – не стало много внешнего, много влияющего на внешних младенцев еще в вере – дай им то, что несравненно выше этого и одинаково понятно и близко и мудрому, и младенцу; дай им теплоту искренней и нерассеянной молитвы и высшее изящество веры: простоту и глубину благоговения и смирения… Выражаясь языком одной великопостной молитвы, теперь именно “время делания явися”».

Когда Бог рядом!

Думаю, сейчас многим стало понятно, что «самоизоляция» – это в том числе и проверка нашей веры. К сожалению, эту проверку мы не всегда проходим достойно. Ушло внешнее, и сразу оказалось, что за этим нередко скрываются наше маловерие, уныние, ропот. Скрываются наши земные привязанности, то, чем мы живем повседневно, лишь на короткое время впуская в свое сердце Бога. Революция тоже стала такой проверкой, только более жесткой и опасной для жизни человека. Получилось так, что те, кто изучал Закон Божий, стали ревнителями новой власти, которая поставила задачу: «Расстреливать попов беспощадно и повсеместно, и как можно больше» (ленинское «указание» № 13666/2 о «расстреле попов»).

В этом смысле показательна история о том, как закрывался в таежной глубинке, ныне в с. Ларьяке Нижневартовского района, Знаменский храм. В начале 1920-х годов приход храма насчитывал более 800 человек – это была самая крупная православная община на Тобольском Севере. Через 10 лет число прихожан стало на порядок меньше. Это как бег на длинные дистанции: постепенно отсеиваются те, кто морально и физически более слаб. Остаются самые «сильные», самые «верные». Для них Господь уготовал «венец жизни».

Спецпереселенцы - строители Остяко-Вогульска (ныне Ханты-Мансийск) Спецпереселенцы - строители Остяко-Вогульска (ныне Ханты-Мансийск)

Мне вспоминаются десятки рассказов о том, как помогал Господь в годы гонений простым христианам, которые шли за веру в ссылки, тюрьмы, заключения. «Бог был рядом!» – вспоминал годы заключений старец Иоанн (Крестьянкин), добавляя, что с такой живой верой он больше никогда не молился.

В моей книге «Вера в опале» есть рассказ жительниц Ханты-Мансийска о ссыльной за веру Александре Шитяковой:

«В ссылке в Рождество не пошла на работу, за это ее посадили на 15 суток в карцер. И забыли… 15 дней прошло. Приходит конвоир, а он приходился дальним родственником отцу Иоанну Кронштадтскому: “А ведь мы про Александру забыли”. Все подумали: нет нашей Александры. А в степи такие бури были, приходилось за веревку держаться, чтобы не унесло. Открыл он двери: “Саша, ты жива?” – “Да я все молилась Царице Небесной. Она меня и накормила, и напоила. Радовалась, что такая легкая смерть”».

Открыл он двери: «Саша, ты жива?» – «Да я все молилась Царице Небесной. Она меня и накормила, и напоила»

Понятно, что в те годы в Сибири не было действующих храмов на тысячи километров. А ссыльные за веру очень любили молитву. Одна из них, Мария, сосланная в Ханты-Мансийск, вычитывала за день Псалтырь, за что не раз ее избивал ремнем местный милиционер, приставленный следить за репрессированными.

«Станем утром, – вспоминала Любовь Плотникова, – прочитаем Акафист Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Николаю Угоднику, и только потом начинаем заниматься бытовыми делами».

Понятно, что условия жизни были самые тяжелые. «Свой угол у меня появился, только когда замуж вышла», – рассказывала та же Любовь Петровна. Она же однажды поведала удивительную историю про Пасхальный хлеб. Жили впроголодь, а приближалась Пасха. Как встретить «торжество из торжеств»? Ни куличей, ни яиц крашеных. И вдруг неожиданно брат приносит с работы буханку белого хлеба. Сколько радости было тогда!

Люди жили каким-то удивительным упованием на милость Божию, благодарением за каждый прожитый день. Вера для них была самой главной ценностью в жизни, которую они не просто сберегли за годы ссылок в отсутствие храмов и возможности принятия Таин Христовых, но и преумножили, принесли к ногам Господа талант «во сто крат» (Мф. 13: 8). Их вера носила «практический» характер. Она возрастала через смирение перед страшными обстоятельствами жизни, терпение голода, гонений и крепким упованием на то, что миром правит Промысл Божий. Мама Любови Петровны Плотниковой Александра, отсидевшая в лагерях два срока только за то, что при переписи населения в 1937 году назвала себя истинной православной христианкой, уже на смертном одре спрашивала близкую по духу ссыльную: «Ну что, когда будет Второе пришествие Христово?» Эти люди так жили. Для них Бог был рядом, в их сердце.

«Радость внутри меня»

Пасха в Соловецком лагере Пасха в Соловецком лагере

Сохранилось множество удивительных рассказов о том, как праздновали Пасху на Соловках в Соловецком лагере особого назначения. Сколько слез благодарности и живой веры, сколько твердости духа и смирения!

Последнюю Светлую пасхальную заутреню служили в старой кладбищенской церкви в 1928 году. «Монастырем гигантов духа» называли в то время Соловецкий лагерь: сюда были сосланы сотни епископов, священников, мирян, многие из которых впоследствии были причислены к лику святых. Один из таких рассказов мне запомнился особенно.

История не сохранила имя подвижницы, которая оказалась в лагере за свои религиозные убеждения. Рассказывая о прошлом, она называла годы пребывания в лагере счастливыми (см.: Воспоминания соловецких узников. Т. II).

«Наступила Пасхальная ночь. Даже призрачная северная ночь кажется сегодня необычной – она вибрирует и дышит. Заключенные перешептываются: “Вы пойдете? Вы рискнете?” Многие собираются, несмотря на двойную цепь стражи, зорко следящей за нами. Заключенному духовенству разрешено сослужить. 12 епископов торжественно совершают богослужение. Я стою на лестнице нашего барака, расположенного вблизи кладбища, и я вижу ярко освещенную внутренность бедной церковки».

И вот выходит крестный ход с хоругвями и иконами. Над всеми возвышается фигура архиепископа Илариона Верейского. Он кажется таким мощным, внушительным, это совсем не тот изможденный человек, который трудится в лагере на тяжелых работах.

«Никто не обращает внимания на вооруженную охрану ГПУ, которая кольцом окружила церковь, чтобы не допустить заключенных к крестному ходу. Завтра им придется расплачиваться за свое ослушание. Но что думать о завтрашнем дне? “Христос воскресе! – радостно поет хор. – Ненавидящих нас простим… Друг друга обымем… Все братья!..” Несказанная радость поднимается во мне. “Христос воскресе!” – снова и снова разносится в воздухе. Крестный ход вошел в церковь. Все вокруг меня опять темно, но отдаленные голоса приносят мне радость Христовой победы… Я не боюсь завтрашнего дня, он не может омрачить мне душу, радость внутри меня».

Светлана Поливанова

24 апреля 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Помянник моего дедушки. Лики простых прихожан Помянник моего дедушки. Лики простых прихожан
Ольга Четверухина
Помянник моего дедушки. Лики простых прихожан Помянник моего дедушки. Лики простых прихожан
Ольга Четверухина
Это были люди, которые в своей жизни делом доказали свою веру.
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Татьяна Попова
Встречая в подвале НКВД свой 57-й день рождения, священник-миссионер Иоанн Москаленко, вероятно, думал о том же, о чем тысячелетием раньше думал Иоанн Предтеча в подвале крепости Ирода.
«Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”» «Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”»
Александр Огородников
«Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”» «Я поворачиваюсь к зоне и кричу: “Ад! Где твоя победа?!”»
Беседа с христианским правозащитником Александром Огородниковым. Часть 5
Если в зоне находили молитву «Отче наш», написанную от руки (а только от руки и могла быть она написана), автоматически мне давали 15 суток карцера. А для меня была честь – за молитву отсидеть в карцере.
Комментарии
Иоанна_ 4 мая 2020, 09:49
Так "абсолютно понятно" или "совершенно непонятно", Катя? Что лично мне непонятно, так это зачем человек, подчёркнуто уважительно отзывающийся о СВОЕЙ власти и своём священноначалии, в каждой ленте настойчиво критикует то, что делается начальствующими (и мирскими, и церковным) у нас, в России?
Катя 3 мая 2020, 04:29
Катерина, Вы всё правильно говорите. Это абсолютно понятно "не мудрствующим лукаво". Видно, подходят времена, о которых говорил св. Лаврентий Черниговский, к сожалению. Совершенно теперь непонятно, что верным делать. Ну, откроют храмы, а священники то кто? Помоги всем Господь и святителю Николае пребывать в церкви верных.
Катерина 1 мая 2020, 17:32
Ольга 26 апреля 2020, 14:41 - Воистину Воскресе! Спасибо за совет. Вообще-то я читала.
Дмитрий26 апреля 2020, 22:27
Дочитал текст до упоминания известной подделки "ленинское «указание» № 13666/2 о «расстреле попов»" - после чего весь остальной текст воспринимался с сомнением и недоверием. Никогда не понимал, зачем пытаться очернить чёрное. Если эти годы были так ужасны - зачем откровенным враньём пытаться сделать их ещё ужаснее? Если нет - то может быть пытаться разобраться в том, что же это было такое на самом деле? Вижу как с противоположной стороны (верующих в "коммунизм") идёт такая же волна-обеляют своих, очерняют "чужих", в том числе и Церковь такими же фальшивками и ставшими мемами баснями. Ненависть в ответ на ненависть? Нуждается ли Господь в нашей ненависти и нашем вранье? Не думаю...
Елена26 апреля 2020, 15:43
Екатерина, надеюсь вам знакомы слова Христа: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю.
Ольга 26 апреля 2020, 14:41
Катерина, Вам надо прочитать житие Великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Христос Воскресе!
Катерина 26 апреля 2020, 14:24
Например, те верные, которые давали кров над головой и пищу гонимым священикам, или той же св. Матроне - разве они не рисковали своим благополучием и своих близких? Власть ведь могла не только пожурить, погрозив пальчиком "ай ай ай как же Вы, гражданочка, связались опиумом для народа" и пожурив, отпустить. Могли дать "волчьий билет" с поражением в правах для детей тоже, а то и отправить далеко на Восток в Сибирь снег всей семьей убирать.
Катерина 25 апреля 2020, 21:49
Даниил24 апреля 2020, 19:23 -- они жертвовали и чужими жизнями: своих близких, своих пасомых, упрямо продолжая бороться за храмы и Литургии в этих храмах. Да хотя бы изятие церковной утвари в 20х годах, против чего выступал свт. Тихон (Балявин), пытаясь отстоять хотя бы наиболее святые из них. Его и Церковь большевики упрекали в жескосердии по отношению к голодающим. Дескать, зажал какие-то там сосуды, в тл время как люди с голодухи пухнут.
Татьяна25 апреля 2020, 20:27
Алексей, как Вы можете выбрать пойти в Храм, если Вас туда не пустят. Точнее выбрать то Вы можете, а сделать то ,что Вы выбрали, не можете.
Alexey Zyukov25 апреля 2020, 16:09
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Хорошая статья, наверно, правильная. Но вот что смущает, в то время, описанных гонений, людей просто вырывали из жизни, босали в застенок, отправляли в рудники и т.д. - их ПОСТАВИЛИ пред выбором - отречься от Христа, или умереть со Христом. Сейчас совершенно другие условия - гонений нет, арестов, ссылок, тюрем - нет. Есть угроза заболеть СЕЙЧАС, я подчеркиваю СЕЙЧАС, т.к., как говорят СМИ, вирус уже навсегда вошел в нашу жизнь, и эпидемии будут повторятся, видимо, ежегодно. Итак - я стою перед выбором - пойти в храм где есть ВЕРОЯТНОСТЬ заразиться, или НЕ пойти в храм, и ЗАРАЗИТЬСЯ. Я выбираю - пойти в храм. Здесь нет аналога с прошлыми гонениями!
Наталья25 апреля 2020, 11:47
А я согласна с Катериной. То о чем говорится в статье, прямо противоречит посылу статьи. И это странно. Странное время. До этих пор было все четко и понятно, вот мученики, вот гонители, а сейчас все перемешалось.
Евгений 25 апреля 2020, 09:43
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!!
Алексей 25 апреля 2020, 09:04
Я верующий, и к Ленину отношусь крайне негативно. Однако пресловутое указание 13666/2 - боюсь, откровенная фальшивка (и номер, и формат «указания»). Как и «отмена» Сталиным этого постановления. Для тех, кто серьёзно занимается историей - такие ссылки дискредитируют весь остальной контент. Власть цинично уничтожала священство, это факт, но данные документы, боюсь, сфабрикованы в 90-ые. Спаси, Господи!
Natalie25 апреля 2020, 06:36
А я согласна с автором! СпасиБо за прекрасную статью. Не согласна с Катериной. Зачем сарказм добавили? Чтоб больнее было? Нам всем нужно быть добрее. Не ожидала от Вас, Катерина, таких слов.
Даниил24 апреля 2020, 19:23
Катерине. Новомученики жертвовали своими жизнями, а не жизнями окружающих, выставляя свой эгоизм едва ли ни как "стояние за веру"... Перестать говорить о Боге вас никто не заставляет, а вот не превращаться в потенциального убийцу или самоубийцу, становясь разносчиком заразы в разгар реальной эпидемии, убедительно просят.
Светлана24 апреля 2020, 17:16
Игорь, напишите мне на электронную почту polivanova64@mail.ru свой адрес, я вышлю вам почтой. Христос Воскресе!
Игорь24 апреля 2020, 12:29
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Спаси Господи за чудесную статью. Где можно купить вашу книгу «Вера в опале»?
Ирина24 апреля 2020, 12:08
Катерина, вот абсолютно с Вами согласна!
Катерина 24 апреля 2020, 01:34
А вот у Вас же в рассказе: "В ссылке в Рождество не пошла на работу, за это ее посадили на 15 суток в карцер." Но... это же неповиновение власти? Как можно... Или: "Заключенные перешептываются: “Вы пойдете? Вы рискнете?” Многие собираются, несмотря на двойную цепь стражи, зорко следящей за нами."-- и это с перспективой быть избитым до смерти или вообще пристрелянным как собака? Милая автор, я очень люблю читать рассказы о наших новомученниках. Но эти рассказы учат нас противоположному той идее, которую Вы так натужно пытаетесь притянуть за уши, следуя генеральной линии партии, которая безусловно войдет в историю Православия...
Катерина 24 апреля 2020, 01:23
Если судить по предыдущим рассказам, посвященным новомученикам, у многих из них, у сельских священников, были семьи, дети. И тем не менее эти батюшки не отказывались от веры и подвергались репрессиям вместе с семьями. И не только их семьи, но и их пасомых, оставшимся верными и пытающимися всеми силамы сохранить храмы от разрушений для дальнейших Литургий? Ну чтоб им, мученикам, проявить-то любовь к ближнему? Перестать говорить о Боге, позволить осквернить храм? Ведь любовь к ближнему ж заповедана. Какие упрямцы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×