Православное пастырство и попытки его обновления

Протоиерей Вадим Леонов Протоиерей Вадим Леонов

Для тех, кто знаком с духовным образованием в семинариях, нет сомнения, что основная цель их деятельности – подготовка священнослужителей. Достижение этой цели невозможно, если вся учебная деятельность, внутренняя атмосфера в семинарии, квалификация преподавателей не будут этому соответствовать. Естественно, что время идет вперед, мир постоянно меняется и пастырь должен быть готов реализовать дар Христов в контексте современной жизни. В этом заключена одна из главных специфических черт и одновременно сверхзадач пастырской подготовки: необходимо, чтобы семинарист не только овладел необходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками, почерпнутыми из бесценного Священного Предания Православной Церкви, а также общемирового научного и культурного наследия, но и смог эффективно применить их в контексте современной жизни к тем людям, которые беседуют с ним здесь и сейчас, а не в далеком прошлом или недосягаемом будущем. Эффективно – это не значит впечатлить их своей эрудицией или вдохновить широтой своих взглядов, а значит привести их ко Христу, открыть им радость жизни с Богом – весьма нетривиальная и невероятно творческая задача. Другими словами, в рамках пастырской подготовки необходимо соединить теорию с реальной жизнью, а если это единство не образуется в сознании и деятельности выпускника духовной школы, то рассчитывать на успешность служения такого пастыря не приходится.

При этом необходимо учитывать, что реальная жизнь – это бескрайний «океан», освоить который не способен никто из людей. Поэтому, если в пастырской подготовке основной акцент делать на изучении этого «океана», то можно гарантированно утонуть в бесконечном изучении его различных проявлений. В многовековом пастырском опыте Церкви выработан способ, позволяющий «оставаться на плаву». Будущего пастыря необходимо, прежде всего, научить плавать на том «судне», которое поручит ему Церковь, и спасать из «воды» тонущих людей, помогая им попасть на «корабль» и добраться до желанной «пристани». С этой точки зрения изучение «океана» необходимо для пастыря лишь в той мере, в какой это может помочь ему выполнить его главную задачу по спасению людей, но не в полном объеме «океанологии». Соскользнув на изучение «океана», потенциальный пастырь рискует гарантированно утонуть, так и не вступив на путь пастырства, и примеров тому немало.

Эти хорошо известные принципы подготовки священников изложены здесь для обсуждения вопросов пастырского образования, которые возникли в последние несколько месяцев в ходе бурного реформирования пастырского профиля в Сретенской духовной семинарии, где я преподаю уже 18 лет. Поскольку изменения касаются основополагающих ценностей священнического служения, а новое руководство Сретенской семинарии пытается проложить новые пути в этой сфере не только для себя, но и для других духовных школ (в сферу сетевого взаимодействия в определенной степени вовлечены все семинарии московского региона[1]), то взвешенное, спокойное, аргументированное обсуждение этой темы актуально для очень широкой церковной аудитории.

Чтобы прояснить суть изменений пастырского обучения в Сретенской семинарии, надо напомнить, что было раньше. В 2015 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в связи с острой необходимостью повышения качества пастырского образования, в Сретенской семинарии было открыто пастырское направление магистратуры, руководителем которого стал тогда еще архимандрит, а ныне митрополит Тихон (Шевкунов). В основание пастырского профиля, по благословению Святейшего Патриарха, была заложена крайне важная идея, описанная выше, – вернуть в реальную церковно-приходскую жизнь, с ее актуальными проблемами и трудностями, пастырское богословие и сопутствующие дисциплины, которые в академической среде давно уже превратились в абстрактные теоретические науки. То есть соединить абстрактное и конкретное, теорию и церковную реальность, что и стало осуществляться на пастырском направлении Сретенской магистратуры с 2015 года и продолжалось вплоть до недавнего времени. После отбытия митрополита Тихона на Псковскую кафедру, руководство семинарии хотя и менялось, но сохраняло данную стратегическую линию.

Однако после назначения в августе 2019 г. нового руководства в Сретенской семинарии наметились существенные изменения в сути образования священнослужителей. План реформирования пастырского профиля разрабатывался пришедшей молодой командой без привлечения представителей исторически сложившегося профессорско-преподавательского состава Сретенской семинарии. Результаты этой деятельности были представлены прот. Павлом Великановым на первом и единственном при новой администрации заседании Ученого совета 13 февраля 2020 г. в докладе «Стратегии развития Сретенской семинарии на 2020–2025 годы». Несмотря на то, что основные тезисы были высказаны весьма схематично, они вызвали у меня недоумение, а после заседания я понял, что в растерянности оказались и другие члены преподавательской корпорации.

В чем суть возникшего смущения? Если ранее смысл данного профиля магистратуры был сконцентрирован на изучении различных аспектов священнического служения, то теперь для пастырства в магистратуре СДС были намечены два новых направления: 1) пастырская деятельность в медиасреде и 2) изучение наук о душевном (психическом) здоровье.

В отношении первого направления было сказано, что многие пастыри не умеют себя вести в медиапространстве, что этому надо учиться и что для этого нужны специалисты. Соглашусь с тем, что многие пастыри неуютно чувствуют себя перед телекамерами, не умеют дискутировать в ток-шоу и ведут себя порой весьма неуклюже в интернете, хотя есть немало и противоположных примеров. Но насколько это необходимо для пастырского служения? Является ли количество подписчиков в социальных сетях и «лайков» под фото и видео адекватной оценкой пастырского служения? Очень сомневаюсь. Кроме того, непонятно, какие магистерские работы будут защищаться на этом направлении: «Продвижение православного аккаунта в инстаграме», «Эффективная полемика в твиттере»? Какие дисциплины здесь будут изучать: журналистику, пиар-менеджмент? Какая здесь база для создания научной школы, о чем говорилось при общем целеполагании стратегии развития семинарии? Ответы на эти вопросы остались неразрешенными.

Еще больше недоумения вызвало второе направление пастырского отделения магистратуры – «изучение наук о душевном (психическом) здоровье». В докладе ничего не говорилось об Иисусе Христе, о святоотеческом опыте Церкви, об аскетике, об анализе и решении пастырских проблем, о православных духовных практиках и их развитии, о различных феноменах приходской жизни; суть выступления сводилась только к психологической подготовке магистрантов. Несомненно, что психологическая подготовка может помочь пастырю в некоторых ситуациях, но считать, что она способна эффективно разрешить духовные пастырские проблемы – это, на мой взгляд, заблуждение с тяжелейшими последствиями.

Поскольку я занимаюсь православной антропологией, которая вызывает интерес у многих психологов, то мне приходится постоянно взаимодействовать с ними в самых разных форматах (конференции, семинары, сотрудничество в решении общих проблем и т.д.). Большинство из них совершенно четко осознают условность, ограниченность и внутреннюю противоречивость психологии и психотерапевтических методик, чего не скажешь о тех людях, которые поверхностно знакомы с этой сферой и смотрят на психологию как панацею от всех бед и даже как на альтернативу духовной жизни. К сожалению, подобные иллюзии есть и у многих священнослужителей, что приводит к печальным последствиям.

В ходе доклада создалось устойчивое впечатление, что игнорирование, обесценивание реального пастырского церковного опыта и акцент на изучение психологических методик – это следствие иллюзорного, завышенного ожидания от психологии. Несомненно, что определенный положительный потенциал в психологии есть и его надо использовать на благо Церкви, для помощи людям, но в этом вопросе нужно четко осознавать свои ценности и приоритеты, а также те опасности, которые кроются при прямом заимствовании методик, содержащих часто неприемлемые для христианина установки.

В подобном содержательном и ценностном смещении отчетливо слышится, что новое руководство семинарии видит лишь психологическую сторону в пастырской подготовке и не замечает самого главного – работу, направленную на приведение людей ко Христу, усвоение и развитие духовного святоотеческого наследия Церкви. Если такой перекос и соответствующий курс будет взят для всего пастырского направления, то в этом случае на выходе у нас будут не пастыри, не психологи, не ученые, не медиа-специалисты, а, в лучшем случае, универсальные дилетанты. Чтобы этого избежать, первый шаг – это осознать не только то общее, что есть в служении священника и психолога, но и различия.

На каждом всенощном бдении в храме, в котором я служу, среди исповедующихся обязательно встречается несколько психологов-консультантов и практикующих психотерапевтов. Они прекрасно осознают ограниченность своих методик и необходимость таинства Исповеди, несмотря на то, что регулярно проходят свою личную психотерапию и супервизию. Было бы замечательно, если бы и наши пастыри, очарованные иллюзиями о могуществе психологии, пришли к подобному пониманию.

На заседании Ученого совета из уст отца Павла прозвучал рассказ о неназванных дремучих батюшках, которых нельзя к «людЯм» допускать и что они «неконкурентоспособны» в сравнении с психологами. Категорически не могу согласиться с этим тезисом, поскольку такая формулировка в принципе некорректна и свидетельствует о каком-то существенном недопонимании сути пастырского служения, как, впрочем, и работы психолога. Используя эту странную логику, можно сказать, что психологи «неконкурентоспособны» в сравнении с врачами, и их можно назвать дремучими, если темой их диалога с врачами будет, например, особенности функционирования сердца. Для корректного сравнения разных видов профессиональной деятельности необходимо, чтобы при сопоставлении у них был не только один и тот же объект воздействия, но и были тождественны цели их деятельности. Очевидно, что все указанные специалисты стремятся помогать людям, но цель врача – это физическое здоровье человека, цель психолога – нормализация психической сферы жизни клиента, а цель пастырского служения – помочь людям обрести благодатное единство с Богом. Какая здесь может быть конкуренция? Несомненно, что существуют и пограничные области, где возможно сотрудничество различных специалистов, но и там каждый должен реализовывать свои задачи, а не подменять один другого. Конечно, не всегда пастырь может помочь людям должным образом (как это бывает и у психологов, и у врачей, и у специалистов в любой области) в силу неведения, духовной неопытности и по другим причинам, однако думать, что недостаток благодати можно компенсировать какой-то психотерапевтической методикой – это глубочайшее и опаснейшее заблуждение.

Свою обеспокоенность данными тенденциями я прямо высказал отцу Павлу и владыке ректору архиеп. Амвросию в отдельном пространном письме. После этого у нас состоялся отдельный разговор, в ходе которого мне было сказано, что мое беспокойство напрасно, так как традиционные православные подходы к пастырству будут главным направлением данного профиля, а все остальное – это дополнение, не устраняющее главного. После этого пояснения можно было бы предположить, что заявленные в докладе новые ценности – это еще первичные неточные формулировки, а на самом деле пастырское образование в Сретенской семинарии будет базироваться прежде всего на церковном опыте и святоотеческом учении. Однако последующие события не дали повода для оптимизма.

Вскоре в Сретенскую семинарию на должность руководителя пастырского профиля магистратуры был приглашен новый молодой преподаватель, и была образована новая кафедра – «Пастырское душепопечение», которую возглавил ректор семинарии архиеп. Амвросий. 22 мая в онлайн-режиме состоялось первое заседание новой кафедры, где отец Павел снова сформулировал те же самые ориентиры для пастырской подготовки, которые прозвучали и на Ученом совете – освоение психологии и медиа-пространства:

«Новая программа магистратуры Сретенской семинарии “Пастырское душепопечение в современном мире”, которая подана на утверждение Священным Синодом, предполагает подготовку священнослужителей и экспертов в области пастырского душепопечения с учетом двух особенностей, которые сегодня являются крайне важными. Первая – это активное вовлечение современного человека в стихию психологии и психотерапии. Вторая особенность – это важность понимания, насколько по-другому функционирует слово священника в современном информационном пространстве и какие мы можем дать ответы на те вызовы, которые сегодня нам предлагает общество»[2].

В состав новосозданной кафедры вошли 34 специалиста из разных областей, большинство из которых в Сретенской семинарии никогда не преподавали. Несомненно, что там собрано немало профессионалов высокого уровня и лично мне (также включенному в этот список), будет интересно пообщаться с ними между занятиями и обсудить массу интересующих меня вопросов в неформальной обстановке. Но если посмотреть на профессиональный состав членов новой кафедры «Пастырского душепопечения» (на сайте названы имена 30 членов кафедры из 34)[3], то вызывают недоумение два факта:

  1. 16 специалистов из 30 представленных не имеют священного сана.
  2. 13 специалистов из 30 представленных не имеют даже базового богословского-пастырского образования на уровне бакалавриата семинарии или аккредитованного богословского ВУЗа.

Четверо не указанных членов кафедры – это, скорее всего, технические сотрудники, но даже если предположить, что они являются священниками с богословским образованием, то и в этом случае реальных пастырей с соответствующим образованием будет немногим более половины, а остальные – это непрофильные специалисты (в основном, из сферы психологи и сотрудники СМИ).

Можем ли мы представить, например, чтобы в медицинском ВУЗе на ведущей кафедре почти половина ее членов не имела хотя бы базового медицинского образования и элементарного профессионального врачебного опыта? Разумеется, нет. Точно так же подобную ситуацию невозможно представить в техническом, гуманитарном или каком угодно другом ВУЗе, а в духовной семинарии, оказывается, это возможно. Почему? Исходя из всех предшествующих заявлений и действий новой администрации, ответ напрашивается только один: потому что будущих пастырей теперь будут пытаться перепрофилировать в психологов и работников медиа-пространства (СМИ, PR, интернет-ресурсы, телевидение, радио и т.д.), поэтому указанные специалисты лишь на данном этапе выглядят неорганично.

Наглядным подтверждением этого процесса является и тот факт, что в новом Учебном плане, который будет реализовываться в следующем учебном году, активно развивающийся и весьма востребованный (по отзывам магистрантов последних четырех лет) курс практических занятий пастырских бесед, проходивший под руководством священника, заменен на «Практикум приобретения навыков индивидуальных бесед» под руководством психолога.

Задачами этого практикума, согласно официальному рабочему плану, являются:

  • «отработка основных навыков психологического консультирования;
  • познакомить студентов с методологическими, теоретическими и методическими основами психологического консультирования (в том числе со специфическими проблемами: аддикции и паллиатив);
  • сформировать представление о закономерностях, механизмах, феноменах психотерапевтических отношений;
  • сформировать умения социально-психологического анализа и диагностики проблем человека;
  • развить навыки применения знаний психологического консультирования, методов, процедур для оказания индивиду психологической помощи (в том числе со специфическими проблемами: аддикции и паллиатив); анализа проблем человека с учетом его психологических особенностей и специфики ситуации; выявления факторов, оказывающие влияние на особенности поведения человека;
  • развить способность разрешать дилеммы профессиональной этики».

Думаю, что здесь особые комментарии не нужны. Очевидно, что в содержании данных занятий практическая отработка пастырских бесед полностью заменена на концепцию психологического консультирования.

Не менее удручающее впечатление производит ранее никогда не существовавшая программа пастырской практики в сфере PR, целью которой является

«получение первичных профессиональных умений и навыков по работе в сфере PR, сформировать у будущих пастырей и церковных специалистов блок базовых теоретических и прикладных знаний в области медиа-бизнеса и медиа-менеджмента, необходимый для успешной работы с церковными и светскими СМИ, а также пастырской работы с поколением активных медиа-потребителей».

Это все очень интересно, но какое отношение эта PR-деятельность имеет к главному смыслу священнического служения – приводить людей к Богу? Ответ на этот вопрос – большая загадка.

Можно было бы углубиться в детали новой реализуемой концепции пастырства, проанализировать программы и учебный план, но эта работа даст лишь дополнительное подтверждение той мысли, которая была высказана ранее: вместо подготовки пастырей «на основе освоения святоотеческого наследия, знакомства с опытом выдающихся пастырей XIX–XX вв. и современных священнослужителей» (программа «Пастырское богословие» в Сретенской семинарии 2015 г.), что реально осуществлялось во времена ректорства митр. Тихона (Шевкунова) и епископа Силуана (Никитина), мы имеем радикальную смену ценностной парадигмы пастырства, где церковный священнический опыт уходит на периферию, а в центр подготовки перемещается светская психология и освоение медиа-среды. Происходит радикальная секуляризация не каких-то отдаленных сфер церковной жизни, а самой сущности священнического служения. При таком смещении что мы можем получить в итоге? Уверен, что мы не получим адекватно подготовленных священников или квалифицированных психологов, или журналистов, или PR-менеджеров: для формирования подобных специалистов необходимо концентрированное и достаточно долговременное изучение соответствующей профессиональной сферы деятельности. Скорее всего, все сведется к подготовке поколения профанов, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:7).

Если говорить о моем предложении, то оно состоит в том, чтобы на пастырском отделении магистратуры изучалась современная пастырская проблематика, и на основе этого разрабатывались и внедрялись в приходскую жизнь (при необходимости – и в учебный процесс бакалавриата) методы и средства пастырской помощи, твердо основанные на святоотеческом опыте, с привлечением достижений гуманитарных наук (психологии, педагогики, психиатрии, социологии). В этом сотрудничестве необходимо четкое соблюдение профессиональных границ, осознание христианской иерархии ценностей и осуществление церковных приоритетов. Как философия и филология – это служанки богословия, так и психология – это служанка в пастырской деятельности, и не дай Бог ей превратиться в госпожу.

Целью написания этой статьи, собственно, и является стремление сфокусировать церковное внимание на этой проблеме, чтобы в пастырском образовании не произошла описанная подмена духовных ценностей, а, наоборот, развивалось и усваивалось то духовное сокровище, которым обладает Православная Церковь, но которое нами часто даже не осознается.

P.S. Поскольку рассматриваемые в статье вопросы так или иначе возникают в жизни разных духовных школ, прошу воспринимать эту статью как призыв к конструктивной дискуссии на важную церковную тему, а не повод для выражения своего отношения к каким-либо конкретным лицам.

Протоиерей Вадим Леонов,
кандидат богословия, доцент Сретенской семинарии

4 июня 2020 г.

[1] В рамках сетевого взаимодействия в Учебном комитете прошло совещание проректоров по научной работе духовных учебных заведений Московского региона // http://www.uchkom.info/novosti/6589/?sphrase_id=183672

[2] В Сретенской духовной семинарии открылась новая кафедра «Пастырское душепопечение» // http://sdsmp.ru/news/n8961/

[3] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Беседа с новым ректором Сретенской семинарии
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
4 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской семинарии прошла презентация обновленного портала «Богослов.Ru», именующего себя «научно-богословским».
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Николаевич Скляров
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Скляров
Размышляет доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ Олег Николаевич Скляров.
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психолог дал такой совет: «Раз вы это состояние преодолеть не можете, то надо принять себя и научиться с этим жить». Но это – ложная рекомендация. Что значит «примириться и жить» со своей страстью?!
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
Психологи – носители гуманистического мировоззрения. Но гуманистические и православные идеалы не просто не совпадают, но в самом главном они противоречат друг другу.
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки
Священник Валерий Духанин
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве:
воспоминания, наблюдения, заметки

Священник Валерий Духанин
Эти пастыри растворялись в служении, в своей жертве Богу и ближним. Полнейшее забвение себя, простота и подлинность жизни со Христом. И никакого самопиара.
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Эта статья была прислана в редакцию портала Православие.Ru протоиереем Павлом Великановым в рамках дискуссии об актуальных проблемах церковной жизни.
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
У пастырей потребность в психологическом знании инструментальна. Психология для них – некий «инструмент». Но какой инструмент? Всякий ли «инструмент» – безвредный, если речь идет о душе?
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Что такое «живая традиция»? Обращение к выдающимся примерам служения и пастырства – или творение своего нового, свобода следовать за яркими идеями и не оглядываться назад?
Комментарии
Екатерина 9 февраля 2022, 16:22
Уважаемый батюшка Вадим, сама являюсь психологом и понимаю, о чём Вы пишете. Согласна с Вашей обеспокоенностью. Это, скорее, зло для Церкви. Будем молиться Богу о об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы.
Ольга21 октября 2021, 08:49
Задача пастыря, духовника - выращивать человека, как садовник выращивает дерево. И здесь нужны, в первую очередь, любовь, и бдительность, а методики и теории - во вторую. Очень эффектно выглядят промышленные сады, с бесчисленным рядами яблонь, посаженные и ухоженные по научной методике, снабженные чудесами техники, удобренные химикатами новейшей разработки. Но только в плодах- ни особого вкуса, ни пользы, не сравнить с ароматными сочными бабушкиными яблоками с кривоватой яблони. А у нас - вечная "битва за урожай", за количество, "товарный вид", "конкурентноспособность" и "отзывы в СМИ". И всё это есть, да только в результате получается не яблоко, а его безвскусная бесполезная имитация.
Вера23 июня 2021, 10:47
Разделяю и поддерживаю Вашу позицию!
София25 июля 2020, 22:46
Слава Богу, что нашелся священник, который осветил эту серьезную проблему подмены пастырского служения на психологическое консультирование. Это погибельный путь. Дай Бог, чтобы осознали это в Церкви как можно быстрее и на всех уровнях.
София25 июля 2020, 10:02
Разрешите поддержать Иоанну, Ирину (от 5 июня комм.),Игоря и участника с ником Гость. Егору Андрееву и тем,кто думает,что это некое самочинное изменение профиля по произволу "обновленцев",хочу сообщить,что данная программа "Пастырское душепопечение и миссия в современном мире" утверждена на Св.Синоде от 16-17-го июля(есть в отчете в Журналах, журнал № 38, на этом сайте в разделе "Мониторинг СМИ").
Юлия28 июня 2020, 16:32
Как профессиональный психолог и преподаватель психологии с двадцатилетним стажем могу сказать, что решить перечисленные в программе "практикума ведения беседы" невозможно. Для того, чтобы получить что-то полезное от такой практики, нужно иметь базовое психологическое образование + начальную подготовку в области практической психологии. Без этого вместо полезных навыков у слушателей будут возникать отрывочные представления, бесполезные для какой-либо профессиональной деятельности. Нужно учесть, что перечисленные в программе практикума понятия - не просто слова, а специальные термины, значение которых только кажется очевидным и понятным, но за каждым из них стоят целые школы психологии.
Елизавета27 июня 2020, 11:40
"Основы православной антропологии" прот. Вадима Леонова стали для меня одним из главных учебников (я закончила Свято-Тихоновский университет). Рекомендую эту книгу в первую очередь всем пастырям, клиру, а также миссионерам, преподавателям духовных школ, катехизаторам. Разве можно сравнить такой труд - создание учебного пособия, в котором понятным языком систематизировано учение Церкви по сложнейшей теме антропологии со статейками Вконтакте и др.сетях или той "водой", которую льют по радио "Вера"?!! Думаю, отец Вадим Леонов не обладает знаниями в области PR-технологий, но он имеет классическое духовное образование, которое позволяет ему самому быть добрым пастырем и учить будущих пастырей.
Сергей27 июня 2020, 10:19
Поддерживаю позицию о. Вадима!
Нени22 июня 2020, 08:48
Я прослушал Все лекции отца Вадима Леонова и вот что я скажу если вам мешает сей Пастырь добрый это ваше дело в семинарии но...как же мало сейчас умных добрых болеющих душой служителей вере Православной .Берегите его Сретенка иначе ждёт вас выпуск недоучек и уж лучше нам потом молодежь самим не пускать в храмы а то понаучите ереси всякой а нам родителям расхлебывай.Очень аккуратно надо с учением Церкви это вам не по эфирам бегать это наука из наук тут и споры могут быть и ереси но....надо Все делать с любовью не этому ли учит Господь не для этого ли он приходил .Врагов у Русского православия извне достаточно так не беритесь помогать нашим друзьям они своё дело знают а у нас крылышки слабые..
Нектарий18 июня 2020, 23:43
РЕАКЦИЯ АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО АМВРОСИЯ: https://www.youtube.com/watch?v=sUt6HIgfQgo Больше доверяю уважаемому отцу Вадиму, отцу Иоанну и владыке Тихону...
Лариса18 июня 2020, 09:54
Очень-очень жаль, что Сретенская семинария стала источником умервщления духа. Надо чтобы пироги пек пирожник, а сапоги тачал сапожник. Жаль, что хотят заменить плоды Духа Святого, заменить любовь на схему. Господь всегда через священника скажет человеку то, что ему нужно. И эти слова возымеют силу. А психология немощна, там только блеск и треск. Поначалу ей можно очароваться. Но со временем приходит понимание мертвечины, ограниченности и недостаточности.
Андрей18 июня 2020, 07:36
Олег 12 июня 2020, 18:14 Соглашусь, как-то потихоньку перестал слушать толкования названных отцов. Выбор перешел на чтения и коментарии о.Александра Шаргунова, не говоря уже и про чтения толкований отцов церкви. Что касается психологии, когда слушаю умные речи даже самых православных психологов испытываю какой-то необъяснимый внутренний дискомфорт и уныние.
Мария13 июня 2020, 20:30
Очень понимаю и поддерживаю позицию о. Вадима! Помоги ему, Господи и укрепи, а руководство СДС вразуми!
Олег12 июня 2020, 18:14
Здравствуйте! На работе на территории есть часовня, батющка благословил читатьб евангеле и толкования в свободное время. несколько лет подготовливал толкования с сайта азбука веры, Дмитрия смирнова, Вячеслва Резникова и также самых ранних отцов Церкви. в последнее время начал брать толкование с сайта радио веры о. С. Домусчи и П.Великанова, появиась некая пустота и незапоминаемость, отсутствие сути... прочитал статью и картина сложилась возможно погоня и увлечение технологиями обучения размывает суть?
Юрий12 июня 2020, 16:15
Ситуация в Сретенской семинарии, на мой взгляд, свидетельствует об усилении позиций либералов (обновленцев) в РПЦ. Эта группа в Церкви достаточно сильна и активно продвигает свои идеи. К ним, в частности, относится желание добиться высокого благословения на совершение богослужений на русском языке. Очевидно, это будет промежуточный этап к переводу всего богослужения на русский язык. Как видно из статьи, деятельность этих либералов направлена на обмiрщение Церкви, последствия которого могут быть трагическими как для нашей Церкви, так и для нашего государства
Наталия11 июня 2020, 18:23
Будущим священнослужителям самое главное и самое полезное дают такие наставники, как отец Вадим, а не пиарщики и психологи.
Константин Никольский11 июня 2020, 16:53
Денис. Прочитайте полностью отзыв доц. ПСТГУ П.Ю. Малкова "Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»". Учтите, что он старался быть весьма деликатным. По сути все гораздо серьезнее.
Прихожанка11 июня 2020, 16:33
Денис 11.06.20 06:51 Ну вот началось... обсуждение чужих депрессий. Вы только мне про трехсоставность не рассказывайте и про учет у психиатра тоже. Странно, что священник априори прав с Вашей точки зрения. Особенно, когда идет просто перечисление грехов, а священнику (аки Фрейду) мерещатся диагнозы, потому что он уже МЫСЛИТ категорями психотерапевтическими, хотя он только свидетель в таинстве. Ладно, когда приходит человек и жалуется, что за ним подглядывают из каждого утюга. Это тогда скорее вопрос психотерапевта, а не священника (если кающийся к экстрасенсам накануне не обращался). А когда перечисляют грехи, не просят ни советов, ни таблеток - просто констатация факта. Зачем диагноз?
НН11 июня 2020, 14:12
Денис11 июня 2020, 06:41 /НН, даже с точки зрения ревнителей РПЦ - это одна из поместных Церквей. Есть и иные от Сербской ПЦ по Православную Церковь в Америке./- Извините, мне в голову не пришло, что Вы подумаете на Поместные Церкви. В России существует: Истинно Православная Церковь; Истинно Православная Катакомбная Церковь, Истинно Православная Церковь Рафаила- не ручаюсь за точное воспроизведение их названий. Возможно, и ещё какие-то есть. Их организовали выходцы из РПЦ, которых что-то не устраивало, в разное время. Уж не говоря о старообрядцах. Их я имела ввиду.
Денис11 июня 2020, 07:10
Константин Никольский, нашёл и добавил в избранное, чтобы не забыть. Если не приведёте убедительных доказательств еретичности, то наверное сам посмотрю, а может быть и другим порекомендую для просмотра.
Денис11 июня 2020, 06:51
Прихожанка, люди существа трёхсоставные: дух, душа и тело. Так, что если вы чувствуете себя плохо, то причина может быть весьма банальной, имея даже не душевную, а сугубо плотскую природу. Утверждать, что у вас якобы нет "клинической депрессии" весьма наивно. Самим себе даже профессиональные психологи не рискуют ставить диагнозы, слишком высок элемент субъективизма. Опасаетесь попасть на учёт из-за приёма у психиатра, так хоть невролога в своей сети поликлиник посетите. Напоследок отмечу, что депрессии весьма опасны и порою доводят людей даже до самоубийства!
Денис11 июня 2020, 06:41
НН, даже с точки зрения ревнителей РПЦ - это одна из поместных Церквей. Есть и иные от Сербской ПЦ по Православную Церковь в Америке. Беда в том, что и на мировом уровне раскол. Причём даже нет возможности провести чёткую границу Церкви. Так с греческими ПЦ наша РПЦ евхаристическое общение разорвала из-за их роли в раздувании украинского раскола, но остальные поместные Церкви сохраняют двустороннее евхаристическое общение как с нами, так и с ними. Так есть ли смысл пытаться делать вид, что всё хорошо и ничего менять не нужно?
Елена Сергеевна10 июня 2020, 23:08
Николай, цифры, приведенные отцом Вадимом легко проверить в открытых источниках. Цифры, данные в ответной статье отца Павла никто из нас перепроверить не может, но его лукавство уже видно. В статье о. Вадима анализируется состав пастырской кафедры, а о. Павел противопоставляет им данные со всего профиля. Это разные структурные подразделения. Хватит хитрить.
Константин Никольский10 июня 2020, 22:58
Денис10 июня 2020, 05:50. Вы поисковыми программами пользоваться умеете? Или подталкиваете меня сделать рекламу для этой ереси?
Игорь С10 июня 2020, 22:25
О. Вадим замечательный священник, богослов высокого уровня, истинно-православный проповедник, педагог с большой буквы! Господи, защити, спаси и сохрани!
Петр Еремин10 июня 2020, 22:11
Николаю. Радикальность в том, что для проректора прот. П. Великанова священник неконкурентноспособен в сравнении с психологом. А цифры - это как посчитать...
Алексей10 июня 2020, 21:36
Николай, вторая цитата в вашем комментарии - это просто пыль в глаза, пущенная ее автором. А радикальность же состоит в том, что новое руководство проводит образовательную политику, направленную не на углубление и не на более интенсивное освоение с дальнейшим переосмыслением святоотеческого предания для подготовки пастырей, ориентирующихся в духовной жизни, причем применительно к нашему времени, а напротив - происходит смещение акцентов и увод от главного к периферии. Так, чтобы заправить авто на АЗС мне не обязательно знать молекулярную формулу бензина или быть химиком по образованию. А эти люди говорят: сначала получи образование - потом катайся. Наверно, только идиот согласится на такое.
Прихожанка10 июня 2020, 21:09
Вот так придешь на исповедь...и за психотерапией и покаяния не видно будет. Было такое уже. Попала на исповедь к одному "увлекаюшемуся" этим делом священнику, так он в ответ на мое сокрушение и покаяние отправил меня пить нейролептики от клинической депрессии. Которой кстати в помине нет. Это вот от многой мудрости много печали. Какой-то курс про это дело прошли и уже мнят себя психологами, а то и психиатрами. В духовных причинах проблем уже и копаться не надо. Всем все ясно. По списку грехов нам ставят дагноз. А про пиар в Сретенском вообще отдельная тема. Уж чего-чего, а в этом деле наш монастырь никогда не нуждался. Но зато теперь у нас есть красотка-пиарщица... инстграммы всякие... мда.
Николай10 июня 2020, 15:08
Простите, но о чём здесь можно вообще говорить? Сравните две выдержки: "мы имеем радикальную смену ценностной парадигмы пастырства, где церковный священнический опыт уходит на периферию, в центр подготовки перемещается светская психология и освоение медиа-среды" и "Количество ориентированных на пастырскую подготовку дисциплин. В новой программе их 18, количество осталось таким же, как и в прежнем учебном плане, а вот если считать В ЧАСАХ – отведенное на них время существенно увеличилось. ВСЕ дисциплины, которые связаны с медиа, имеют МЕНЬШЕ ЧАСОВ, чем ОДНА дисциплина, которая связана с методикой и практикой пастырского душепопечения" Простите, но где здесь радикальность? Померещилось.
НН10 июня 2020, 15:03
Денис10июня, Вы ошибаетесь.Церковь,во главе которой Господь,потому и стоит более 2000х тысяч лет,что "не прогибается под мир".Она не должна спускаться до уровня понимания сегодняшних ЕГЭшников,гр говоря.Это мы должны тянуться до её уровня,это наша задача выполнять Заповеди и следовать Преданиям без каких-либо купюр. Много примеров,когда пришедшим в христианство что-то не нравилось,они меняли под себя какие-то вещи, но и назывались уже по-другому.Есть несколько"церквей",котор наз себя православным,вышли из РПЦ.Это ошибка,но честно.Как говорил один достойный архиерей: Делайте что хотите и как хотите,только тогда не называйте себя православными.У РПЦ не может быть"ветвей",а только раскольники.
Геннадий10 июня 2020, 14:03
Такое ощущение,что может возникнуть раскол в церкви,надежда на благоразумие священноначалия
Денис10 июня 2020, 12:37
Алексей, позиция "С реформаторами же никаких переговоров" отталкивает от Церкви не только молодёжь, но и людей среднего возраста вроде меня видящих, что год за годом без качественного прогресса, год за годом танец по граблям. Слава Богу, что хоть онлайн-православие есть, где все сайты меня моложе. Онлайн-православие живое, как росток. Для сравнения оффлайн-православие как камень, пусть даже как драгоценный камень, но в нём нет жизни, как в кусках янтаря, в нём остановились древние мгновения. В результате век тому назад каждый десятый на Земле был православным христианином, а ныне 2-3% и нечего себе утешать насчёт малого стада. Хорошее стадо, пусть и малое по-началу, приумножается в числе.
Николай10 июня 2020, 10:32
Есть страхи, а есть факты: "Особенно о. Вадим сетует на то, что педагогический состав был увеличен, и священники составляют в нем меньшинство. Действительно, добавились преподаватели по специализированным дисциплинам, но что же со священниками – если говорить о конкретных цифрах? Оказывается, что в прежнем профиле их было столько же, сколько мирян – 11, в то время как в новом профиле их будет 16. То есть в полтора раза больше. Более того, из числа преподавателей предыдущего пастырского профиля в священном сане все до одного продолжат преподавание. Включая самого о. Вадима с его авторским курсом «Православная антропология»
Денис10 июня 2020, 05:50
Константин Никольский, вы пишите "О каких "добрых" плодах прот. П. Великанова вы говорите? О еретических мультиках?" Так назовите названия этих мультфильмов, чтобы можно было самому посмотреть и составить мнение. Ибо маленькой племяннице нечего порекомендовать кроме ещё советских мультиков и считанного числа светских мультфильмов современной России.
Алексей 9 июня 2020, 21:30
НН, вообще-то это тема отдельного разговора. Но если вкратце, то зачастую требование изменения языка богослужения - это только начало для некоторых "реформаторов", а попросту говоря революционеров. Стоит только уступить и дальше мы услышим: убрать иконостас, отменить облачение священства и т.д. И разговор здесь очень часто идет не об адаптации языка для лучшего понимания богослужения, а наоборот - заменить полностью. Проще говоря нас толкают к обмирщению под предлогом заботы. Поэтому, той категории людей, которым кажутся правильными соблазнительные доводы "попечителей" совет только один: "терпением вашим стяжите души ваши" - меняйте себя, а не Церковь. С реформаторами же никаких переговоров.
Павел Островский 9 июня 2020, 18:07
Иоанна, может быть хватит производить бесконечный флуд? В статье говорится о пастырском образовании, а вы отчаянно плодите сообщения о Сретенском богослужении, чтобы увести обсуждение в сторону.
Елена О 9 июня 2020, 16:52
НН, ну, видимо, других неофитов уже в природе нет. Вот и приходится разговаривать с ними языком лайфхаков.
Иоанна_ 9 июня 2020, 16:22
Алексей, в чём искажается чистота веры в Сретенском монастыре? Если у вас есть обоснованные сомнения относительно богослужений - вы можете обратиться к благочинному монастыря, лично или в соцсетях, и получите исчерпывающий ответ, я уверена. В остальном надо помнить, что монастырь - это по определению закрытое сообщество, так что мирянам лучше сохранять в отношении монастырской жизни здоровую дистанцию.
НН 9 июня 2020, 15:02
Алексей, Надо ещё понимать и чувствовать чистоту православной веры. Вот любители служб на русском языке тоже считают, что они не вступают ни в какие дрязги, просто гнут свою линию. И некоторые искренне считают, что делают всё правильно, не понимают, почему к их затее отрицательно относятся, а кто-то и даже очень резко против. Зачем утруждать себя и прилагать усилия для понимания служб на сокральном церковно-славянском, когда куда проще служить на разговорном русском. Да и колендарь хорошо бы к "цивилизоанному миру" подтянуть, ведь такой шаг тоже на веру не повлияет. Неофиты этого даже не заметят, а "продвинутые русификаторы" - одобрят. Вот так и "оптимизируют" Церковь незаметно, под себя...
Алексей 9 июня 2020, 12:18
Иоанна_ "Говорю как простая прихожанка, во внутримонастырские распри вникать принципиально не намерена, не наше это мирянское дело." Блюсти чистоту веры, а также ограждать церковную жизнь от искажений, как прямых, так и потенциальных - это дело всех членов Церкви и мирян в том числе.
Ирина Сенина 8 июня 2020, 20:49
Сердечно благодарю автора за живую, искреннюю обеспокоенность секуляризацией священнического образования. Удар обновленцев направлен в самое сердце Церкви. Молчать здесь нельзя.
Иоанна_ 8 июня 2020, 16:24
Записи богослужений в большом количестве есть на ютюб-канале монастыря, так что нетрудно убедиться, что утверждение о "значительном сокращении" времени служб безосновательны. Насчёт "духа" - вопрос субъективный, лично мне так не кажется, ну а насчёт того, что тут "обосновались" кочетковцы - даже читать смешно. На богословских курсах, а именно на занятиях по уставу, мы часто обращались к записям Сретенского монастыря, тогда ещё аудио, не вижу никаких существенных различий с тем, как служат сейчас. Говорю как простая прихожанка, во внутримонастырские распри вникать принципиально не намерена, не наше это мирянское дело. Благодарю монастырь и канал "Союз" за отлично налаженные онлайн-трансляции!
Константин Никольский 8 июня 2020, 14:42
Севе Стиану. О каких "добрых" плодах прот. П. Великанова вы говорите? О еретических мультиках? О скандалах, которые сотрясают МДА после назначения его туда? Или о тех скандалах, которые из-за него сотрясают Сретенку? Там где он - там беда.
Сева Стиан 8 июня 2020, 08:14
Очень странно и грустно видеть, то что происходит в сретенском монастыре и стретенской академии. То как ополчились на протоиерея Павла Великанова, на такого доброго и хорошего пастыря. Его идеи, дела, интересы так живы, как живая вода, текущая по руслу и ищущая себе проход среди камней, и находящая его. Господь сказал по плодам их узнаете их. Посмотрите на плоды, которые он сотворил. А то, что происходит сейчас в сретенской академии похоже на то, как молодое посаженное дерево пытаются вырвать спилить не увидев плодов. Неужели вы не знаете, что всё происходящее, всё от Бога и где же сейчас вера тех людей, которые кричат : Спили, спили его. Или они её поставили ниже своих собственных интерес
Екатерина 8 июня 2020, 01:51
Значит сменится контингент прихожан. Много храмов, а ходить будет некуда. Новые беспоповцы появятся
Анна 8 июня 2020, 01:11
МДА не успели развалить. Вот теперь взялись за Сретенскую семинарию. Даже нецерковным людям понятно, что просто глупо реформировать то, что качественно и отлажено работает на результат! Если бы действительно ставили цель вывести духовное образование на новый уровень, то и нужно было с той же Сретенки брать пример. И другие учебные заведения выводить вперёд, на такой же уровень. Ломать - не строить. Только страдать от этого будем потом мы, простые люди, которым нужны будут настоящие священники, а не гламурные телеведущие и блогеры, которых и в миру пруд пруди.
Анна 8 июня 2020, 01:07
И ещё: пора уже закрыть кучу разных епархиальных семинарий, от которых толку мало. Вот тогда и будет толк. И в церковь будут идти те, кто действительно готов и имеет желание к служению. Ведь священство не работа, а СЛУЖЕНИЕ! В нашу семинарию худо-бедно набирают хотя бы 10 человек, кого попало порой берут, только бы не закрыли. Пару-тройку если парней туда придёт, которые действительно хотели бы стать священниками. И то учатся они там только потому, что им архиерей просто не даст поступать в Москву или куда-либо ещё в обход своей епархиальной семинарии. Опять же, чтобы был набор в 10 человек. А потом и получается - каков поп, таков и приход. И горько, и обидно за нашу церковь!
Анна 8 июня 2020, 00:59
Что сказать? Вопрос, наверное, риторический. Иногда немного жутковато становится от того, что после такого "образования" и священников-то нормальных, адекватных не останется. А будут у нас играющиеся с гаджетами pr-щики, только большой вопрос, что именно они будут пиарить. И так сейчас развелось священников-блоггеров до жути. Только лучше эти их блоги не смотреть и не читать, а то всякого можно понабраться. Ведь у каждого свои взгляды-воззрения. И вместо того, чтобы что-то хорошее реформировать, лучше бы занялись вопросами существования этих самых блогов и проверкой, чтобы людям головы не морочили. Давно уже пора проработать хорошенько этот вопрос.
Любовь Пурина 7 июня 2020, 10:05
Уважаемый Отец Вадим! Благодарю Вас за статью. Понимаю Вашу озабоченность и поддерживаю Вас!
Ольга Серова 6 июня 2020, 22:44
Как практикующий психолог-консультант полностью поддерживаю позицию уважаемого автора, отца Вадима. Органичное присутствие психологии в церковной среде возможно только в виде "служанки". Если она станет распоряжаться как "госпожа", то это разрушит многовековой духовный уклад Церкви.
Олег 6 июня 2020, 21:14
Психология в православии - это тщетная попытка, мирским умом, объяснить духовные вещи.
Олег 6 июня 2020, 16:38
Егор, если пастырь методом тыка будет учиться на своей пастве, набивая шишки и оставляя рубцы - себе и ближнему, то при живом общении он видит результат своей ошибки. Как будет обстоять дело с ошибкой многотысячной аудитории, тем более руководствуясь опытом психолога. Из этого на мой взгляд кроме зомбирования аудитории ничего не выйдет. Вот нравится один, его буду слушать, т.е. не полезное, а удобное.
Андрей 6 июня 2020, 16:11
Егор, благодарю Вас за комментарий, за четкое указание именно на вспомогательный характер таких дисциплин как психология и пиар, впрочем то же самое можно сказать и о других гуманитарных дисциплинах. Соглашаясь с Вашим комментарием, считаю важным донести до читателей факт того, что в нашей семинарии раньше всегда были эти дисциплины. Более того, занятия по психиатрии нам проводили в больнице, мы общались с пациентами, преподаватель Григорий Иванович Копейко подробно нам все разъяснял. Лекции по информационному присутствию Церкви в СМИ нам читали протоиерей Владимир Вигилянский и Владимир Романович Легойда, лучшие специалисты! Но никогда не было смещения акцентов, о которых пишет о. Вадим.
Кирилл 6 июня 2020, 16:01
Сретенский монастырь и Сретенская семинария первыми стали использовать все современные технологии. Нелепо обличать тех, благодаря кому Сретенка сегодня известна всей стране, чей сайт стал лучшим информационным ресурсом для воцерковленных и невоцерковленных людей, чьи пастыри имеют высокий авторитет не только у москвичей, в отсталости и косности. Егор (06 июня, 12:23), «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Для психологического консультирования, анализа и диагностики проблем человека есть другие кабинеты, а настоящий пастырь знает, когда и как туда направить.Вот бы этих пастырей в программу образования добавить, - их что-то совсем в ней нет.
Александ Данилов 6 июня 2020, 15:45
Егор, найдите время и прочитайте статью, прежде чем писать комментарий. В статье о. Вадима не отрицается значение медиасреды или психологии для церковной жизни в общем плане. Речь идёт о том, что в семинарии пастырские дисциплины подменяют на светские и на пастырской кафедре доминируют люди, которые ни опытно, ни теоретически священнического служения не знают. Это, действительно, шокирует. Давайте не будем искажать суть описанной проблемы.
НН 6 июня 2020, 15:17
Ирина:/Большинство комментариев в данной ветке хорошо подтверждают поговорку"Слышал звон,да не знаешь,где он"/- Это не так.Не все прихожане Сретенского монастыря могут уловить разницу служб в Псково-Печерском монастыре сейчас и раньше в Сретенском,и нынешних службах в Сретенском.Такое впечатление,что дух Свято-Филаретовского института уже даже не витает,а опустился на Сретенку.Воспитанники о.Георгия Кочеткова уверенно вносят в приходах(кстати,очень сплоченных) дух обновленчества.Они действительно очаровывают своей современностью,активно лезут преподавать,многие уже поймались,увы.Священники лечат душу человека своей молитвой,психиаторы-медикаментозно;психологи занимаются пустой говорильний.
Егор 6 июня 2020, 12:23
Что касается психологического консультирования, анализа и диагностики проблем человека для оказания психологической помощи, то и это обучение крайне необходимо в пастырской работе. Иначе (в лучшем случае) будет пастырь методом тыка учиться на своей пастве, набивая шишки и оставляя рубцы - себе и ближнему. Даже в сетевом общении, в дискуссиях это хорошо видно. И прихожанам нужен духовник по вопросам семейной психологии, воспитания, аддикции...сколько гнетущих проблем, искалеченных отношений, сколько разных психопрофилей людей, которые надо непременно учитывать. Всё это - вспомогательные инструменты ИМЕННО чтобы подобрать индивидуальный подход, чтобы верно направить его (ее) к Богу и ближнему.
Егор 6 июня 2020, 12:13
Пандемия - только начало новых времен, так что медиасреда должна стать УЖЕ СЕЙЧАС привычной и естественной даже для самых консервативных институтов, каким является институт церковный. Это уже не эксперимент на досуге, но вопрос выживания. Охранительство ничем не поможет: необходима творческая переработка внешней формы при бережном сохранении сути. Собрание верующих во Имя Господне, активная церковная жизнь будет все полнее происходить в интернете. Прежние церковные наработки в медиасреде перестают действовать, поэтому и PR-деятельность, и пастырская работа с медиа-потребителями - это важный вспомогательный пастырский инструмент, чтобы привести людей к Богу, но никак не подмена основного.
Ольга 6 июня 2020, 07:33
Иоанна (05.06 13:36). Какой культ настоятеля??? Что вы сочиняете?? Я вообще живу в Санкт-Петербурге. Вл. Тихона никогда не видела вживую, в монастыре была один раз на экскурсии и один раз на службе. Мой комментарий о пророчески произнесенных словах из Апостола относятся к ситуации, которую описал о. Вадим. Она действительна трагична.Меня это очень беспокоит, поскольку на глазах разрушают традиционную, построенную на святоотеческом понимании систему образования в семинарии.
Олег 6 июня 2020, 04:58
Психология интересуется психическими процессами как таковыми, даже в том случае, если она изучает процессы познания. Вопрос о том, является ли данное познание истинным или ложным, не существует для психолога, поскольку он не выходит за рамки своей науки. Он изучает психические процессы в их фактичности, а не в их познавательной ценности, для него бред сумасшедшего и гениальные прозрения лежат в одной плоскости. Для богослова, наоборот, первостепенно важен критерий истинности знания. Его прежде всего интересует, соответствует ли данное познание истине или нет. Иначе говоря, богослова интересует не фактический процесс познания, а его предмет, его смысл, его познавательная ценность.
Ярослав Мордовцев 6 июня 2020, 00:41
Я выпускник программы "Пастырское богословие". Курс практических занятий пастырских бесед, проходивший под руководством священника, а у нас им был сам автор статьи, убирать ни в коем случае нельзя. Это было одним из самых интересных занятий в магистратуре. К слову, на этих занятиях нами всегда поднималась психотерапевтическая составляющая, на ряде занятий присутствовал специалист, практикующий психолог, при этом воцерковленный христианин.
Ольга 5 июня 2020, 23:55
Понимаю обеспокоенность отца Вадима. Помоги ему Господь!
Василий 5 июня 2020, 22:58
Дорогие братья и сестры! Есть хороший способ решить данную проблему - как примирить психологов и пастырей. Дело в том, что "Православную психологию" мечтал создать еще Свт. Феофан Затворник (см. предисловие к "Начертанию христианского нравоучения" 1890г.). Он изложил святоотеческое учение о внутреннем человеке на языке тогдашней "позитивистской" науки. И книга до сих пор - мостик между святоотеческой традицией и современными "науками о жизни" (Life Science). Интересно, что и специалистов по коммуникациям эта книга может заинтересовать. Например, не исключено, что М.Бахтин взял у Свт. Феофана кое-что. Например формулу сознания: "Свидетель и судия". Св.Отцы освещают путь науки!
священник Андрей 5 июня 2020, 22:45
К сожалению позиция отца Вадима в настоящий момент, как «глас вопиющего в пустыне».Уходит предвоенное и военное поколение людей, для которых моральные принципы были выстраданы и человека уважали не за многознание и житейскую ловкость, а за его цельность и умение быть человеком в любой ситуации. Сейчас другое время, и востребованы креативные менеджеры и послушно-равнодушные администраторы с высоким уровнем образования и соответствующего этому снобизма и цинизма Это происходит и в духовной сфере. Поэтому хорошо конечно готовить батюшек-психологов, батюшек-политологов, батюшек-PR. менеджеров, чтобы не отставать от прогресса. Только бы не потерять просто настоящих батюшек.
Кирилл - Ирине от 5 июня 2020, 12:08 5 июня 2020, 21:36
Ирина, раз Вы позволяете себе перевести внимание с сути статьи на оценку монастырских служб и тех, кто много лет окормляется в монастыре, отвечу как рядовой прихожанин: да, богослужения изменились. Значительно сократились по времени. Еще более – по духу. Уровень подачи материалов о жизни монастыря заметно упал. Странно, что Вы это не заметили и проецируете на нас и автора статьи свои личные проблемы. Поверьте, большинство прихожан встретили нового наместника с большим доверием! Мы болеем за наш монастырь, за его братство, за его традиции, за его семинарию, в которой была атмосфера любви. Мы не хотим, чтобы его имя ассоциировалось с китчем в Русской Православной Церкви.
Андрей 5 июня 2020, 20:51
Дорогие "прихожанки" Сретенского монастыря! Прошу вас не уводить нас от темы дискуссии. Никто здесь не обсуждает, насколько вам хорошо при новом наместнике. Это тема отдельного разговора - что вл. Амвросий сделал с монастырем... Здесь пишут о проблеме подготовки будущих пастырей в семинарии. Сильно удивляет состав преподавателей нового профиля. Неужели пастырей теперь будут готовить в основном люди без соответствующего образования? Как такое вообще возможно? Неужели в Церкви нет критериев для отбора кадров для преподавания в духовных учебных заведениях? Ведь речь идет о будущих священниках, которых призвана готовить семинария. Психологов и пиарщиков готовят другие вузы.
Егор Андреев 5 июня 2020, 20:33
Евгению З. Соглашусь, но лишь отчасти, с Вашим комментарием. Мнения "барышень" (как Вы их называете), тем более те, которые они излагают здесь, действительно навряд ли на что-то повлияют. Хотелось бы попросить, чтобы комментаторы не занимались здесь конспирологией, навешиванием ярлыков и следили за тем, в какой форме они излагают свои мысли. Мы не должны быть безучастными. Если кому-то есть сказать что-то конструктивное, они имеют на это право. Проблема действительно очень серьезная. Новое руководство Сретенской семинарии выбрало слишком скользкий путь, это очень хорошо прояснил отец Вадим. Поддерживаю его, надеюсь, что появятся и другие статьи на эту тему на этом портале. Очень ждем.
Марина 5 июня 2020, 18:55
"Современная действительность сейчас предъявляет к священникам более высокие требования, чем двадцать лет назад. Народ стал продвинутым в богословских науках. Отстали они от прихожан." -пишет Олег. За 4 года обучения в семинарии изучают более 50 дисциплин(Догматическое богословие,Основное Богословие,Литургика,Апологетика, Аскетика, Патрология,Нравственное Богословие,Греческий, латинский и др.языки) Вы хотите сказать, что прихожанин "многие годы самосовершенствуясь" может самостоятельно освоит эти науки! Как преподаватель скажу,самостоятельно изучить дисциплину не возможно. Нужен опытный преподаватель и сложившаяся система образования. Которую успешно разрушают в Сретенской семинарии!
Владислав 5 июня 2020, 16:43
Психология, конечно же, имеет право на существование, ибо понимание психических реакций СОЗНАНИЯ человека полезно в любой человеческой деятельности, в том числе, и в "пастырском душепопечении". Однако, насколько психология компетентна в вопросах спасения ДУШИ и в деле повышения интенсивности в душе ЛЮБВИ к Богу - это большой-большой вопрос. Если приоритетность ЛЮБВИ в ДУШЕ над СОЗНАНИЕМ и ТЕЛОМ в "пастырском душепопечении" будет соблюдена, то почему бы и нет. Если же эта приоритетность соблюдена не будет, то это не есть хорошо (кстати, родоначальник психоанализа З. Фрейд самоубился морфием, когда боль от раковой опухоли в челюсти стала невыносимой). Поживём - увидим...
Елена О 5 июня 2020, 16:32
А что обсуждать-то? Учебный план? Или нужны ли психология, филология, философия и умение разговаривать с общественностью пастырю? Надеюсь, что эти дисциплины изучают не вместо богословия. А так... что обсуждать-то? Ну да ОБЖ тоже нужный предмет(в теории).
Гость 5 июня 2020, 15:20
В комментариях отмечают, что введение психологии в семинарии позволит священникам более конструктивно общаться с прихожанами, а PR-технологии свободнее чувствовать себя в интернет пространстве. Но ведь это же только словами, не подкрепленные никаким опытом. В ведущих вузах страны на эти специальности высоченный конкурс, а протяженность обучения составляет 5-6 лет. Как может обычный семинарист за два года познать все тонкости этих профессий? Понятно, что это не получится, а значит учебная программа, будет сформирована так образом, чтобы дать студентам выжимку, оторванную от жизни, наполнить его информацией, теоретического содержания в упрощенной форме. Большой вопрос, нужно ли это делать.
Евгений З. 5 июня 2020, 15:13
Егор Андреев, каким образом мнения барышень, читательниц данной темы, могут что либо изменить в текущих делах Сретенской семинарии? Учебными делами, предметами, программами Русской церкви занимается Учебный комитет. Утверждает всё Синод и Патриарх. Все эти обсуждения сторонних пристрастных лиц абсолютно бесполезны.
Николай (Новосибирск) 5 июня 2020, 14:18
Попадание статьи - в самое яблочко! С большим интересом наблюдаю, как несколько оппонентов пытаются подменить смысл статьи. Тяжеловато им. Одни пытаются отстаивать необходимость преподавания психологии, хотя автор этого не оспаривает, но призывает не подменять пастырство психологией. Другие пытаются приплести сюда наличие у нового руководства благословения Святейшего Патриарха, которого, как я понимаю нет, так как новая программа только разрабатывается, хотя предшествующая программа такое благословение имеет. Третьи пытаются повесить на авторы монастырские проблемы Сретенки, хотя о них здесь ни слова. Каскад отчаянных попыток увести обсуждение в сторону. Господа, внимательно читайте статью!
Петр Д. 5 июня 2020, 14:08
Подписываюсь с полным согласием под каждым словом статьи отца Вадима. Проблема сверхактуальная и сформулирована корректно, на конкретных фактах, против которых и возразить нечего. Рад, что в комментария опытные психологи и даже профессора психологии поддерживают автора (Маргарита 4 июня 2020, 11:56).
Андрей 5 июня 2020, 13:42
В продолжение своего комментария приведу одну из цитат о. Вадима из статьи, подобных там много: "Несомненно, что психологическая подготовка может помочь пастырю в некоторых ситуациях, но считать, что она способна эффективно разрешить духовные пастырские проблемы – это, на мой взгляд, заблуждение с тяжелейшими последствиями". Она обличает попытки тех, кто хочет навязать на нас ярлыки мракобесов. Мы всегда изучали гуманитарные предметы, сами посмотрите учебный план семинарии. Вопрос в другом - сейчас происходит очень опасный крен, который может привести к трагедии - мы получим не пастырей, а непонятно вообще кого. Нужно понять цель нововведений в семинарии, нужно говорить об этом.
Иоанна_ 5 июня 2020, 13:36
Согласна с Ириной: для прихожан ничего не изменилось, всё как было, так и остаётся на высоте. Ну а если тут кому-то слова Апостола о волках и овцах уже тогда показались "пророческими" - тогда вам ЛЮБОЙ бы не подошёл. Увы, приходилось сталкиваться, и не раз, с такими печальными явлениями духовной жизни, как культ настоятеля и нездоровая привязанность к духовенству. Сама прошла через это, и задним числом могу с уверенностью сказать, что здесь и вина священника тоже: кто НЕ ХОЧЕТ - тот этого не допустит. // Владыка Амвросий, держитесь!
Егор Андреев 5 июня 2020, 13:07
У нас тут в комментариях окопалась группа очень странных людей, которые пытаются навешать на всех ярлыки, свои комплексы и увести от дискуссии, как всегда не обладая ни информацией, ни аргументами. Причем тут Патриарх? Зачем его сюда впутывать. Предложили провести дискуссию по подготовке пастырей в Сретенской семинарии, так сразу в кусты. Ни ответственности на себя не хотите брать, ни нормальной дискуссии вести. Синод уже дважды перемещал владыку Амвросия, думаю, это неслучайно. А пассаж о том, что какие-то "третьи лица" вмешиваются в работу Сретенки - это низкопробная конспирология и комплекс неполноценности. Очнитесь, хватит видеть повсюду заговор. Задана тема дискуссии, надо обсуждать.
Родион 5 июня 2020, 13:00
о. Вадим, просто хочу высказать вам поддержку в занятой позиции по этому вопросу. Как когда-то слепили схоластику, заменив ею живую веру, так и теперь подобный же трюк с повсеместной психологией.
Гость 5 июня 2020, 12:30
Допустим:сложилась неординарная ситуация в монастыре.Возможно нужно обратиться к вышестоящему начальству, затем к патриарху.Я честно скажу за себя , совсем не разбираюсь во всех хитро сплетениях заинтересованных людей (лично не с кем не знакома).Но на своей работе я тоже начальник и по рулить у себя не дам не кому!И повлиять через третьих лиц на себя не позволю!У данных "сторон" тоже есть начальник -патриарх Кирилл.Вот пусть он это и решает.А если туда каждый со своей точкой зрения залезет.В церкви есть иерархия власти ,и менять это не кто не смей!Бардака и так везде хватает, только в православной Церкви так не должно быть!
Ирина 5 июня 2020, 12:08
Большинство комментариев в данной ветке хорошо подтверждают поговорку "Слышал звон, да не знаешь, где он". Особенно это касается комментариев дам, которые не имеют никакого отношения к мужской семинарии. Навскидку, за год изменилось ли пастырское окормление в монастыре или монастырские службы? Нет и ещё раз нет. Ровным счётом ничего не поменялось для рядового прихожанина. Так откуда столько желчи-то в адрес наместника!? Как в статье, так и в комментариях прослеживается явная неприязнь к нынешнему наместнику или обида на него со стороны прот.Вадима. Такие вопросы в любом случае решаются на Синоде и утверждаются Патриархом. Многие комментарии просто удручают.
Вадим К. Игорю 5 июня 2020, 11:51
"Уважаемые, в высших учебных заведениях других поместных православных церквей уже давно изучают и психологию, и (о, ужас!), психотерапию. И ещё никто не умер от этого." Игорь, а Вы не потрудитесь назвать эти Церкви? Что-то думается, живой, да не тем, Константинополь не будет ли в этом списке первым. Нам такое счастье не нужно. Хотя нужно согласиться: церковный проповедник не должен быть косноязычным невеждой. Но с другой стороны это место не для каждого священника, а скорее для единиц и не каждый священник должен уметь вести проповедь в СМИ, включая интернет. Если магистратура должна готовить таких проповедников - другое дело, но ведь для нее все-таки провозглашаются главными другие цели.
Олег 5 июня 2020, 11:36
Современная действительность сейчас предъявляет к священникам намного более высокие требования, чем двадцать лет назад. Народ стал очень продвинутым в богословских науках. Знания стали очень доступны. Многие прихожане имеют возможность многие годы самосовершенствоваться и в духовном плане. А священники крутяться, как белки в колесе. Многие уже и забыли, что в семинариях учили, рутина не дает времени даже помолиться, как следует, а про борьбу со страстишками вообще можно не заикаться. Церкви сейчас надо не с прихожанами работать, а со священнослужителями. Отстали они от прихожан. И что скрывать - фарисейство проникает все больше и больше в церковную ограду. Но Церковь решит и эту проблему.
Татьяна 5 июня 2020, 11:22
Отец Вадим, посещала ваши лекции в СДС. Прониклась к Вашей деятельности и лично к Вам глубокой симпатией и уважением. У меня нет ни хорошего образования, ни большого опыта в жизни Церкви, мои рассуждения возможно ошибочны. Что происходит в мире и самой Церкви, всем управляет Божий Промысел. Глава Церкви- Христос и те решения которые принимает Священноначалие, мы верим, что они приняты под благословением Божьим, тем более если они приняты соборно. Возможно новое обучение введено что бы выпускники были готовы работать в новом формате, а не заменяли одно на другое.Возможно начальство видит дальше вперед и все изменения во благо. Врата ада не одолеют Церковь, если путь не верный, он разрушится.
Ольга 5 июня 2020, 10:53
Большая благодарность о. Вадиму за статью и Маргарите за комментарий (04.06 11:56). Истинно пророческое чтение из Апостола прозвучало на последний литургии, которую служил вл. Тихон перед отъездом в Псков.
Алексей 5 июня 2020, 09:28
Не понимаю, в чем проблема? Разве руководство Сретенки отвергает необходимость духовного попечения? Если бороться против всего нового и держаться за старое, то можно отвергнуть большую часть православного Предания. Первые поколения христиан вообще не учились в семинариях, многие из них были неграмотными. Почему бы вообще не отвергнуть всякую необходимость образования? Но нет, святые отцы со времен свт. Григория Богослова говорили: "Первое наше благо - ученость". Святые отцы использовали достижения науки своего времени на благо Церкви. Если психология и психиатрия может помочь в работе священника, а она может помочь, поскольку священник имеет дело с человеческой психикой,ее необходимо изучать
Ольга 5 июня 2020, 09:19
Жила в европе, видела, кактам люди отворачиваются от протестантизма, хотя их пастыри очень научены психологии, а все потому что нет в них того самого духа..
Екатерина 5 июня 2020, 09:07
Дорогой отец Вадим, хочется поблагодарить Вас за лекции для мирян в Сретенке и замечательный учебник по православной антропологии. К сожалению, сейчас интерес к психологии даже среди христиан значительно выше, чем к традиционном православном представлению о человеке. И это настораживает. Можно использовать какие-то методы психологии и психотерапии, иногда и в пастырской деятельности это пригодится, но все нужно проверять Священным Преданием. Вряд ли, если мы изучим наследие святых отцов по душепопечению, у нас останется много вопросов. Мирянам тоже стоит изучать православную антропологию, чтобы не потеряться в медиапространстве,где на психологию ссылаются гораздо чаще, чем на святых отцов
Слон 5 июня 2020, 04:07
К сожалению складывается впечатление, что сейчас пастыри больше озабочены не приведением человека к Богу, а получением денежных средств. Деньги в служении вышли на первый план. Отсюда и закономерные изменения в подготовке священников. Кроме того, стоит конечно отметить, что за последние тридцать лет и паства сильно изменилась. Сейчас зачастую прихожане в богословском знании превосходят самих пастырей, и имеют гораздо больший опыт настоящей христианской жизни. Поэтому и нужны психологи. Психолога подготовить гораздо проще.
Иоанна_ 4 июня 2020, 23:37
Чтец Антоний, как вы считаете, получатся ли добрые пастыри из анонимных жалобщиков, начинающих свой путь в Церкви с клеветы и доносов на архиерея/ своего ректора?
Марина 4 июня 2020, 23:37
Профессиональный состав кафедры «Пастырского душепопечения» наводит на мысль, что в планах руководства подготовить новое поколение пастырей, задача которых не спасать души верующих на пути к Богу, а "затащить" как можно больше людей в храм. Умение красиво говорить,знание психологии и техники манипулирования этому обучают в сектах, что бы улавливать души. Нужны эффективные менеджеры, а не облеченные саном с базовым богословско-пастырским образованием люди. Обмирщение Церкви, православие лайт, протестантизм, вот как можно описать наше будущее. Во всем этом видно не понимание роли священника. Как у протестантов, если пришел в церковь, ты автоматически спасен. Не нужно трудиться, очищать душу.
Павел К. 4 июня 2020, 23:17
Пастырь добрый учит опираться на Бога , а психолог предлагает тонущему научный метод вытаскивания себя самого за волосы . Вспомним саддукеев с их самоуверенным "рационализмом"-им не нужен Спаситель -у них все уже просчитано и запланировано . Пастырство-великая тайна действия благодати , требующая от священника нелицемерного благоговения и смирения . Как свалится "топменеджер"( а они всегда со своим уставом !) на головы смирных труженников -так и конец предприятию, научному институту ,вообще -ДЕЛУ . Молитесь братья , чтобы сделать "новеньких" своими -ассимилировать духовно .
Игорь 4 июня 2020, 22:51
Уважаемые, в высших учебных заведениях других поместных православных церквей уже давно изучают и психологию, и (о, ужас!), психотерапию. И ещё никто не умер от этого. Священник должен быть ознакомлен с современными подходами к человеку в разных ракурсах, чтобы этого человека лучше понимать и вовремя отправить к доктору, если это требуется. Проблема надумана. Относительно медиасферы, посмотрите, какой век на дворе. Планшеты и телефоны - часть нашей жизни. Проповедь в медиасфере тоже стала ее частью. И этому тоже нужно учиться. Опять же, выбор магистерского направления - свободный выбор, никто не горит ребят туда насильно. Диву даёшься некоторым комментариям.
Ирина 4 июня 2020, 21:57
Отец Вадим, благодарю за аргументированную и взвешенную позицию!
маня макаренко 4 июня 2020, 21:15
Спасибо,дорогой батюшка Вадим за Вашу нетеплохладность! Сколько людей с любовью создавали Сретенку 20 лет, растили, возделывали.. Потребовался год, чтобы разрушить все до основания.. Где христианская любовь, терпение, рассудительнось?! Вы говорите, что желаете добра.. Одни развалины. Вы не Сретенку, не семенаристов с монахами ранили, вы Христа распинаете психологически выверенно с улыбкой на устах! Доколе?!! А знаете, я вам благодарна, да. Видно, Господь так попустил, чтобы мы своих "героев" знали поимённо и в лицо, дабы избежать ещё большего зла.. И в заключении хочется сказать: ничего у вас не выйдет! Ибо трудно идти против рожна! "Работайте, братья!"
Игорь 4 июня 2020, 21:11
Хочется пожелать владыке наместнику Сретенского монастыря, архиепископу Амвросию, стойкости и терпения в этих незаслуженных нападках.
Валентина 4 июня 2020, 20:42
Елена О. от 16:12 А кто против проповедей в медиа? Никто. Только уметь хорошо говорить на камеру – важно, наверное, политикам. Для развития этого навыка есть другие вузы. У пастырей – другая задача. От православных каналов может оттолкнуть только лжедуховность и самомнение их авторов.
Читатель 4 июня 2020, 20:31
Чтец Антоний, давайте по-честному: не надо писать глупости. При архиеп.Амвросии Санкт-Петербургская академия процветала, и бывшие студенты вспоминают владыку с благодарностью. В нашей епархии, удаленной от всех столиц, есть выпускники этой академии, и от них можно услышать одни благодарности в адрес владыки. Он научил их молиться, серьезно относиться к богослужению, и любить людей. И это лучшие священники нашей епархии. Про какую разруху вы говорите? Вероятно, вы перепутали его с последующим ректором еп.Серафимом. Относительно МДА, проблемы в академии начались давно, за год невозможно было восстановить нормальное функционирование академии. Не надо громких необоснованных фраз.
Светлана 4 июня 2020, 20:04
О. Вадиму низкий поклон, его "Православная антропология" -настольная книга христианина. Проблема согласна есть. Да, каждый должен заниматься своим делом, священник-это молитвенник и духовник, а знание психологии,вернее даже, психологии межличностных отношений(из-за неумения их строить люди не могут найти друг с другом контакт) , восполняется 2-3 книгами, которые расставят все по своим местам только в том случае, если есть усердие к молитве и хорошая база знаний святоотеческой литературы.
Артём 4 июня 2020, 20:01
Я так скажу, как бывший студент этой семинарии. Эта смена парадигмы очень удручает, но так как преподавали тот же опыт пастырей 19-20 в.в. удручало не меньше. Лучше бы постарались замазать эти дыры. Взять преподавателей, которые не харизмой блестели, а которые могли бы системно преподнести существующую концепцию. Из всех же предметов на пастырском профиле самые полезные это был предмет отца Вадима, где мы практиковали пастырские беседы. У нас и психолог был. То есть в СДС никогда не было отрицание психологии, но она была служанкой богословию и лишь помогала расфокусировать человека из его бытовых проблем на духовные. Очень грустно, если этот предмет уберут
Алекс 4 июня 2020, 19:25
Виталий Уткин 4 июня 2020, 07:59 "Иисус учил любви-нежности, любви-заботе, прощению, внутреннему покою, обретаемому в глубинах собственного духовного сердца, бесконфликтности, смиренномудрию, почитанию !Святых Духов (не псевдосвятых) и учёбе у Них". Виталий, конечно Иисус Христос никогда не учил "бесконфликтности". Вспомним как поступил Он с торгующими в храме. Как обличал он книжников и фарисеев. "Не мир принёс я, но меч". И наконец кто такие "Святые Духи"??? Святой Дух в православном учении это одна из ипостасей Святой Троицы.
Marina Nevskaya 4 июня 2020, 19:07
"Для корректного сравнения разных видов профессиональной деятельности необходимо, чтобы при сопоставлении у них был не только один и тот же объект воздействия, но и были тождественны цели их деятельности. Очевидно, что все указанные специалисты стремятся помогать людям, но цель врача – это физическое здоровье человека, цель психолога – нормализация психической сферы жизни клиента, а цель пастырского служения – помочь людям обрести благодатное единство с Богом. Какая здесь может быть конкуренция?" Действительно! Дух, Душа, Тело - Святая Троица. Сердечное спасибо за статью. Очень своевременно.
Василий 4 июня 2020, 19:06
Свято-Филаретовский институт, рассадник кочетковцев, лишили аккредитации. Поэтому они решили паразитировать на других духовных учреждениях. Как это происходило и происходит с Собором в Твери. Да не будет! "Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век" (Пс. 11:8)
Андрей 4 июня 2020, 18:47
Елене О. А мы (комментаторы) реагируем на этом сайте, потому что он сделан грамотно. И те люди, которые его создавали, делали его не только профессионально, но и с уважением к своим комментаторам. Кстати, самопиаром при этом никогда не занимались.
раба Божия тамара 4 июня 2020, 18:15
Отец Вадим, большое спасибо за Ваш подробно изложенный взгляд на данный вопрос. Очень интересно Ваше мнение. Основанные на святоотеческом опыте Ваши лекции по антропологии и аскетике на православных просветительских курсах для мирян при Сретенском монастыре в течение 2014-2019гг. - это передача нам - мирянам - духовного наследия Русского Православия! Спасибо за Ваше неравнодушие!Вы правильно поступили, что не стали молчать. Спаси Вас Бог!
Галина 4 июня 2020, 17:49
Отец Вадим, благодарю за Ваши лекции и за "Основы православной антропологии". Пастырю, конечно, нужно знание психологии - но какой? Уж точно не той, что учит человека комфортно жить в грехе - а такой идеал в ней преобладает. Нужно, наверное, знание не "научной" психологии, а "обиходной", практической. Такая психология знакома каждому хорошо образованному и думающему человеку, который привык смотреть внутрь себя самого. Эта обиходная психология действительно хорошо работает, помогая находить корни духовных проблем. Но такая психология нарабатывается личным опытом, а изучать же будут какой-нибудь гештальт.
Александра Г. 4 июня 2020, 17:39
Уважаемый о.Вадим низкий поклон за Ваши труды на благо Церкви Христовой! Помогай Вам Господь! С горьким сожалением воспринимаю то, что сейчас происходит в моей любимой Сретенской обители. Мы видим к чему привели реформы в светском образовании и здравоохранении, каких "профессионалов" мы получили. Будем молить Господа не допустить разрушения духовного образования.
Чтец Антоний 4 июня 2020, 17:27
Некий аноним пишет: "А кому не нравится, ведь всегда можно выбрать и другой монастырь для окормления, и другую семинарию для преподавания". Прекрасно! Это прямо мысль: давайте по всем успешным семинариям и приходам пустим наёмников, которые эти приходы и семинарии разорят. Давайте по-честному: архиеп. Амвросий, побывав ректором в СПбДА и МДА, оставил после себя разруху...
В. 4 июня 2020, 16:52
Некоторая обида видна в словах уважаемого священника и преподавателя.Но надеюсь, не это явилось главным поводом. И при всем согласии о необходимости следовать святым отцам во всем, конечно и в деле подготовки пастырей, считаю,что именно магистратура может идти и таким путем, пытаясь найти полезное зерно и в психологии, иначе мы все останемся на уровне штампов и предубеждений. Испытываете все-держитесь лучшего. Именно ресурсы Москвы и ее научного потенциала могут дать развитие этой концепции.Я бы поддержал инициативы нынешнего ректора,хотя понимаю, что это несколько иной подход, чем планировалось ранее.
Елена О 4 июня 2020, 16:12
А мне нравятся некоторые проповеди в медиа. Для начинающих они могут быть очень полезны. И,конечно, хорошо говорить на камеру далеко не каждый сможет без подготовки. Если уж заводить православный канал, так он не должен отталкивать от православия своей безграмотностью.
Денис 4 июня 2020, 16:09
Обратил внимание, на девиз владыки в вк: искать Бога в первую и очередь и главным образом в близких. Это вполне в духе психологии. Отвергается аскетический опыт Церкви о том, что Бога нужно искать в первую очередь и главным образом в личной молитве. Приоритеты заповедей поменяны: 1.возлюби Господа всем собой, 2. возлюби ближнего как себя. Правильно возлюбить ближнего можно лишь исполнив сначала это: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.
Екатерина 4 июня 2020, 16:08
Спасибо,батюшка,за спокойное,взвешенное,без перехода на личности ,но одновременно правдивое и содержательное по существу проблемы слово.Нам очень не хватает сейчас в первую очередь священников-молитвенников,священников-ходатаев за нас перед Богом,а не блогеров и психологов,их то как-раз в избытке.Это ни в коем случае не умаляет необходимость качественного всестороннего образования и проповеди на медийном пространстве.Но как-бы благими намерениями не вымостить дорогу в ад...В погоне за количеством и в попытке "шагать в ногу со временем"очень легко потеряться самому,особенно молодому человеку,особенно на плодородной для взращивания гордыни почве медиа.Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи.
Иоанна_ 4 июня 2020, 15:57
/А кому не нравится, ведь всегда можно выбрать и другой монастырь для окормления, и другую семинарию для преподавания. Благо, выбор большой.// Аноним, это не слова христианина и тем более пастыря! Надо ЦЕНИТЬ И БЕРЕЧЬ и прихожан, и преподавателей, не говоря уже о то, что в каждом храме молятся о своих благотворителях и благоукрасителях, а вы указываете всем им на дверь? Статья отца Вадима дельная и обстоятельная, почему бы не прислушаться к разумным советам? /Уверен, архиепископ Амвросий хочет только лучшего для церкви и студентов.// Вот на это вся надежда! И ещё на то, что владыка найдёт себе ДРУГИХ помощников!
Елена О 4 июня 2020, 15:30
А мы(комментаторы) сейчас где находимся? Именно что в ней - в медиазоне. Почему-то здесь мы ищем то, что не нашли в другом месте. Если уж вести сайты и блоги, то, наверное, лучше это делать грамотно. Как и где организовать такое обучение - вопрос обсуждаемый.
Татьяна 4 июня 2020, 15:23
Помните как в самом начале было понятно, что пришли уничтожить Сретенский семинарию, был по этому поводу шум. Но Вл Амвросий всех утешил и сказал что все совсем не так и он сохранит все. Но есть слова, а есть дела. По плодам их узнаете их!
Екатерина 4 июня 2020, 15:16
Очень грустно стало от прочитанного. С тех пор, как Россия стала капиталистический страной, жизнь человека обесценилась. Мы уже смирились с нашим образованием в школе, ВУЗах. Реформа образования привела к тому, что нынешнее поколение (большинство) выходят из учебных заведений с нулевыми знаниями.Всё обучение превратилось в сдачу денежных средств и тестов. Теперь реформа дошла до святая святых.....? Очень-очень жаль, что в современном мире мы не можем влиять на какую-либо ситуацию, кроме как написанию комментариев. Но сил терпеть уже нет! С экранов одна ложь! Русская Православная Церковь-единственный маяк! Неужели его разрушат? Огромное спасибо отцу Вадиму за правду и смелость!
Елена 4 июня 2020, 15:07
Очень печалит то,что происходит в Сретенской семинарии. Секуляризация церковной жизни, продвигаемая самими священнослужителями, - это за гранью понимания. Полностью солидаризируюсь с о.Вадимом. Господи, помоги!
Елена 4 июня 2020, 14:54
"... А кому не нравится, ведь всегда можно выбрать и другой монастырь для окормления, и другую семинарию для преподавания. Благо, выбор большой." - как удобно! Придти на все готовое, созданное традами, потами и слезами других людей и , "преобразуя", выпроваживать тех, кто созидал. Может быть, надо попытаться понять,разобраться, почему нововведения так отторгаются?
Читательница (Подмосковье) 4 июня 2020, 14:42
Отец Вадим–замечательный лектор,богослов,каких сейчас почти не осталось; православный христианин,стоящий за чистоту нашей веры.Слушала все его лекции на курсах для мирян,и от каждой была в восторге.Таких преподавателей еще надо поискать. Безымянному комм-ру(4 июня 2020,12:48): «пристрастные Читательницы» были ознакомлены с новым направлением(на сайте СДС написано «профилем») за несколько дней до опубликования этой обстоятельной статьи и уже тогда сделали вывод об «оптимизации» образовательного процесса в СДС. Не нужно быть семи пядей во лбу,чтобы понять,что происходит.Вчера ночью забыла написать:профессорско-преподават. состав новой кафедры просто не выдерживает никакой критики: ВШЭ,миряне…
Александр 4 июня 2020, 14:15
Поддерживаю опасения протоиерея Вадима Леонова. Видимо нынешнее руководство Сретенской семинарии решило лишить духовной основы, на которой должна базироваться подготовка будущих пастырей. Фактически удар по новому поколению пастырей: живите как все в медио-массе хаоса - этап обмирщления Сретенской семинарии. Скоро в предметы введут игру в футбол и соблюдение поста один день в год в пепельную среду, ношение ряс от ведущих модельеров мира и т.п. Кто такие психологи, что такое психология, откуда она возникла - не плод ли это исканий разрешения проблем отпадшей от Бога части человечества? Теперь их наработками предлагают заменить дыхания Святого Духа? Не безумство ли это? Пишу резко, контрастно.
Александр 4 июня 2020, 14:06
Благодарю Вас, батюшка, за Ваше ценное мнение. Поддерживаю Вашу позицию и благодарю за честное и подробное освящение нынешней ситуации. Очень надеюсь, что последуют конструктивные дискуссии и серьезная работа по корректировке учебного плана и программы с учетом многолетнего пастырского опыта всех преподавателей Сретенской семинарии и других духовных школ. Помощи Божией, молимся о Вас и о Сретенке!
Валентина 4 июня 2020, 13:42
Благодарю Бога, что направил меня, тонущую в «океане» жизни, в Сретенский монастырь, который помог остаться на плаву. Именно здесь я познала, что такое пастырская забота. Именно здесь увидела, что такое духовное лицо не по «званию», а по сути. Именно здесь встретила реальные примеры жизни со Христом. Еще помню, как впервые увидев семинаристов, расплакалась: столько в них было невиданных ранее мной света и красоты…. А сегодня они уже – сами мудрые пастыри…. И за всех душа болит… Господи, вразуми новое руководство Сретенской семинарии! Господи, помилуй нас!
Валентина 4 июня 2020, 13:39
Уважаемый, дорогой отец Вадим, низкий поклон Вам за лекции по антропологии и аскетике на православных просветительских курсах. Низкий поклон всем, кто был сопричастен к этим курсам для мирян при Сретенском монастыре в течение 2014-2019гг.! Это был глоток свежего, чистого, исцеляющего воздуха. Мы живем в перенасыщенном «знаниями» пространстве: почти каждый знает, как управлять миром, но мало кто – как управлять собой. Ни один психолог, ни один гуру по счастливой жизни не дали мне столько, сколько дали Евангелие и труды святых отцов. Но потребовались долгие и долгие годы, чтобы избавиться от мусора в голове, и уверена, что это стало возможным только благодаря Сретенке.
Сергей 4 июня 2020, 13:22
На мой взгляд, причина происходящего в омирщении (ещё говорят "обмирщении") Церкви. Это главное, а описанные в статье проблемы, как и многие другие, - следствие этого. Помоги нам Господь!
Сергей 4 июня 2020, 13:13
Совсем не обязательно быть священником, для того чтобы разбираться в медиатехнгологиях. Этим занимаются профессионалы. И Дмитрий Смирнов, например, использует их труд. Но сам ведет прекрасные проповеди. Но отцу Дмитрию не обящательно сидеть до полуночи в своем блоге, как Кураеву (он иногда пишет в своем блоге до утра) и отвечать на все комментарии. Самое главное служение священника у алтаря, а не у монитора. Это что-то новое. Нужно растить не медиапопов, а - пастырей. Это не всегда одно и то же. Это разные таланты. И не всегда ими могут обладать одни и теже люди.
Лариса 4 июня 2020, 13:09
Уважаемый отец Вадим! Божией помощи Вам ! Молюсь о Вас
Екатерина 4 июня 2020, 13:01
Можно поставить сто за статью?
Лариса 4 июня 2020, 12:59
Во всем поддерживаю о. Вадима.
Светлана 4 июня 2020, 12:49
Хочется надеяться ,что врата адовы не победят Церковь Христову.И каждый православный увидит и сможет выстоять в этом сопротивлении ,не соблазнится.Спасибо протоиерею Вадиму за своевременно поднятую тему!
4 июня 2020, 12:48
Проблема раздута. Это всего лишь направление в магистратуре, не для многих студентов. Видимо, уважаемого протоиерея Вадима задело, что его не привлекли к реформированию данного направления. И сразу громкие слова об обновленчестве, подхваченные пристрастными Читательницами. До магистратуры ещё дожить надо, как говорится, пройти бакалавриат, обтесаться в церковной среде. Уверен, архиепископ Амвросий хочет только лучшего для церкви и студентов. А кому не нравится, ведь всегда можно выбрать и другой монастырь для окормления, и другую семинарию для преподавания. Благо, выбор большой.
Митрофан 4 июня 2020, 12:42
Отец Вадим, большое спасибо за Ваш подробно изложенный взгляд на данный вопрос. Очень интересно Ваше мнение. Спасибо большое!
Элина 4 июня 2020, 12:31
Спасибо о. Вадиму и низкий поклон за активную аргументированную позицию! Руководству семинарии хотелось бы пожелать ориентироваться на настоящих пастырей, боголюбивых, смиренных, способных истинное смирение проявлять и в открытом и честном диалоге, и вдобавок, что столь ценно для современного руководства семинарии - очень интеллектуальных. Как врач, работающий постоянно в сфере психологических проблем человека, уверена в эфемерности психологии как науки, тем более, для духовной жизни человека, это не твердое основание, на котором могли бы работать пастыри, это -песок. Психология хороша в конкретных "руках", и в четко очерченных рамках. И может быть хорошим подспорьем батюшкам, но не базой.
Алексей 4 июня 2020, 12:21
о. Вадим, благодарю Вас за эту статью. За этот пример истинного проявления смирения, в полном соответствии с святоотеческим учением, призывающим смиренных людей не бояться возвысить свой голос в случае необходимости. Очень надеюсь, что голос Ваш будет услышан теми, к кому он направлен, в полном понимании этого слова. И произойдет конструктивный диалог, к которому Вы и призываете.
Владимир 4 июня 2020, 12:13
Спаси Вас Бог. Вы правильно поступили, что не стали молчать.
Иоанна_ 4 июня 2020, 12:04
Всё это "спецпобочстрой", как говорят строители, разве не достаточно спецкурса на 1 семестр? Пригласите В.Легойду - он про все PR-технологии расскажет. Психология и психиатрия уже преподаются в семинарии, ну, может быть, немного расширить это преподавание - но не в этом суть пастырского служения! За "другими" преподавателями придут и "другие" студенты - это надо понимать, так что семинария рискует превратиться в "свободный университет" с православным уклоном. А рядом монастырь... Море искушений для всех участников событий... Надо приглашать опытных духовников - это лучшая школа для молодых, они ещё есть, но уже уходят - такие, как отец Георгий Бреев, Царство ему Небесное!
Ольга 4 июня 2020, 12:00
Бросается в глаза лексика составителей новых программ: “Индивид, которому надо сделать социально-психологический анализ. Активный медиа-потребитель. Церковь, как место удовлетворение своих религиозных потребностей(это со дня открытых дверей)”. Такой язык характерен для выпускников института марксизма-ленинизма. Господа хорошие, зачем же так разоблачаться?! Храни нас Господи, от выпускников этих программ.
Маргарита 4 июня 2020, 11:56
Дорогой отец Вадим, сто раз подписываюсь под Вашим посланием. Как профессор психологии я слишком хорошо знакома с той кашей часто противоречивых теорий, лежащих в основе существующих психологических практик. И что интересно, самые известные из них (психоанализ, гуманистическая психология и др.) возникали как антихристианские направления. И часто психологи, практикующие психоанализ и позднее воцерковившись, преподносят получившийся микс как "православную психологию", обманывая и себя, и других. И здесь вся надежда на наших пастырей, твердо стоящих на основах православного миропонимания. Помогай Вам Бог!
Наталия Ростова 4 июня 2020, 11:06
К священнику на исповедь в выходной день, приходит несколько десятков человек. Тут хотя бы успеть выяснить, как человек свою жизнь соотносит с христианскими нормами. Соблюдает ли заповеди? Приносит Богу покаяние? Даже на это нужно время. А его катастрофически священникам не хватает.Что уж тут говорить о лечении души и выяснении первопричин склонности к конкретному греху.Действительно, слепой тянет в ямку слепого. Оба упадут. На каждом приходе, в идеале, должен быть православный квалифицированный психолог, который будет помогать батюшке в этом вопросе. И пусть каждый занимается СВОИМ ДЕЛОМ. В крайнем случае, дать номер телефона и посоветовать хорошего специалиста. У батюшки же другая миссия..
Ольга 4 июня 2020, 10:34
Я не хочу ходить к священникам-психологам, пиарщикам, хочу ходить к обычным русским батюшкам. И по правде сказать, перелистываю не читая, посты священников-блогеров. Православие должно греть.
Светлана 4 июня 2020, 10:10
"Как философия и филология – это служанки богословия, так и психология – это служанка в пастырской деятельности, и не дай Бог ей превратиться в госпожу."Абсолютно верно!Почему то все эти деформации с образованием (по образу Христа) и в обычной (которая стала не обычной) происходят /как/ по команде.Уважаемые православные давайте уже просыпаться!Мы будем перед Господом отвечать за своё безразличное молчание,но это потом.Сначало локоток свой будем кусать, который как известно не достать!
Ирина 4 июня 2020, 10:01
Уважаемый отец Вадим! Спасибо за Ваше неравнодушие!
Олег 4 июня 2020, 09:15
Что сегодня может быть заманчивее, чем стать звездой телеэкрана. А если звезда в священнических одеждах, да еще учит всю телеаудиторию. Это не деревенский приход с десятком прихожан на двунадесятый праздник. Такое направление возможно увеличит конкурс на поступление в семинарию, а вот увеличит ли доверие к пасторству, которое стремительно падает.
Виталий Уткин 4 июня 2020, 07:59
Учил ли Иисус обрядности? Учил ли Он убийствам, корысти, гневу, агрессивности и жестокости по отношению ко всем, хоть чуть-чуть инако мыслящим? Взглянем в историю веков… Увидим также то, что имеет место в последние десятилетия… Иисус учил любви-нежности, любви-заботе, прощению, внутреннему покою, обретаемому в глубинах собственного духовного сердца, бесконфликтности, смиренномудрию, почитанию !Святых Духов (не псевдосвятых) и учёбе у Них, устремлённости к познанию Бога-Отца. Вот - что такое есть истинное христианство! Христианами люди имеют право именовать себя не на том основании, что они приняли крещение, а только лишь в том случае, если действительно исполняют Учение Бога.
Читательница (Подмосковье) 4 июня 2020, 01:37
Тоже повергло в шок обилие предметов по психологии и психотерапии в профиле "Пастырское душепопечение". Такое чувство, что кафедра собирается готовить исключительно психологов и психотерапевтов, а не будущих духовных отцов. Похоже, что попечение о духовной составляющей души теперь - дело второстепенное. Ну, а как пасти овец без "Практики по работе в сфере PR"?! ) Тут, как говорится, без комментариев. Грустно все это. И как при таком обновлении профиля не вспомнить о "лютых волках, не щадящих стада"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×