О мировоззренческих основаниях практической психологии

Данная статья была прислана Мариной Николаевной Мироновой, канд. псих. наук, доцентом и преподавателем психологии Калужской духовной семинарии с 25-летним стажем, в рамках объявленной дискуссии о современных проблемах церковной жизни.

Марина Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, доцент и преподаватель психологии Калужской духовной семинарии Марина Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, доцент и преподаватель психологии Калужской духовной семинарии В развернувшейся дискуссии между двумя уважаемыми отцами-преподавателями Сретенской семинарии о. Вадимом Леоновым[1] и о. Павлом Великановым[2] речь шла о качественном изменении процесса обучения семинаристов. В результате него предполагалось, что будущий пастырь овладеет навыками практической психологии (в том числе – психотерапии), то есть будет готов выполнять функции психолога и психотерапевта.

Дискуссию об этом можно было бы уже свернуть в виду того, что редакция портала «Православие.ru» опубликовала четко выраженную патриархом позицию по поводу невозможности совмещения психотерапии и пастырского служения[3]. В частности, потому, что

«существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством: психотерапия – это терапевтическое воздействие на сознание человека, а духовничество – это воздействие на душу с мировоззренческой позиции».

Несомненно, Святейший Патриарх, когда говорил о воздействии священника на душу, имел в виду не любое мировоззрение, а православное.

Если данная позиция была высказана еще в 2010 году, а соблазн использования возможностей практической психологии в служении священника возник сегодня, то он может возникать в будущем вновь и вновь, пока не будут обозначены все его последствия. Дерзну поэтому продолжить разговор на дискуссионную тему, чтобы раскрыть аспект, который никем в ходе полемики не был затронут, но является крайне важным в данном контексте. В частности, отразится ли предложенная инновация на православном мировоззрении[4] будущего священника, и если да, то как именно. Для чего, в свою очередь, необходимо ответить на вопрос о мировоззренческих основаниях практической психологии.

Вы удивитесь, уважаемый читатель, но сегодня большинство моих коллег ответить на этот вопрос не смогут!

Чтобы не создалось впечатление, что это только мое частное мнение, предлагаю обратиться к материалам весьма авторитетного и самого последнего мероприятия, на котором были представлены достижения отечественной психологии, – Санкт-Петербургского саммита психологов. Среди обсуждаемых там проблем я бы выделила одну.

Это проблема неотрефлексированности[5] мировоззренческих оснований психологии в ходе панельной дискуссии «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?». Ее поднял М.М. Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа. В своем выступлении он как раз и говорил о том, что сегодня сами психологи далеко не всегда отдают себе отчет в том, какая идеология лежит в основе того или иного направления психологии. И что назрела необходимость осознания того, каким идеалам психолог-профессионал служит на самом деле. В результате после обмена мнениями другой участник саммита подвел черту обсуждению:

«Идея, что психология всех спасет, подразумевает, что мы знаем, от чего спасаем конкретного человека, человечество. Но на самом деле это такая иллюзия знания».

Идея, что психология всех спасет, подразумевает, что мы знаем, от чего спасаем. Но это знание – иллюзия

Обратимся и к методологии психологии, где известен статический аспект, который направлен на анализ структуры знания. Он выделяет четыре вертикальных уровня:

  1. философской методологии,
  2. общенаучных принципов и форм исследования,
  3. конкретно-научной методологии,
  4. методики и техники исследования.

Уровень философской методологии включает в себя философские теории и дает мировоззренческую интерпретацию различных направлений психологии с точки зрения той или иной картины мира, поэтому далее из всех перечисленных рассмотрим именно этот уровень. Он представлен сегодня самыми разными, подчас противоречивыми мировоззрениями.

Современное состояние психологии расценивается как методологический плюрализм. В ней легализованы ориентировки на разные типы рациональности, в том числе и «вненаучные»: мифологические, религиозные, житейские. С одной стороны, такое положение открыло дорогу направлениям, ранее остававшимся «за бортом» классической науки, к которым относилась, например, христианская психология. Но с другой – принцип плюрализма создает анархию и всеядность в сфере мировоззрения, вносит негативный вклад в легализацию различных заимствований из эзотерических практик, языческих культов, восточных религий.

В психологии философский уровень обычно спрятан. Но именно он играет главную роль с точки зрения применения психологического знания в различных психотехниках и практических направлениях психологии – он отвечает на вопрос: «ради чего» будет оказываться психологическая помощь? Лишь потом должен выстраиваться пласт конкретно-научной методологии, то есть «что именно» должно быть ее предметом; затем и методический пласт – совокупность конкретных приемов и процедур, отвечающих на вопрос, «как» эту помощь оказывать. Но обычно психолог, особенно практик, умеет отвечать на вопросы: «что именно?» и «как?». Вопрос «ради чего?» или не задается вовсе, а если и задается, то правильный ответ приходит в результате долгих и мучительных самостоятельных поисков. Практических психологов этот вопрос зачастую мало интересует даже в тех случаях, когда они по личным убеждениям являются православными.

Психолог, особенно практик, умеет отвечать на вопросы: «что именно?» и «как?». Вопрос «ради чего?» не задается вовсе

Поэтому и разобраться с тем, какие из направлений психологии, особенно практической, являются доброкачественными с мировоззренческой точки зрения и для священника, и для его паствы, а какие – вредными, сегодня очень сложно.

Имеется и субъективный аспект проблемы. Известно, что в таких профессиях, как учитель или психолог, хорошие знания, владение методиками, технологиями – только половина дела. Вторая половина – это личность профессионала, его ценности, его идеалы, потому что смыслы и ценности транслируются:

«Мы транслируем смыслы ежедневно и без этой трансляции просто не можем существовать»[6].

И особенно это важно, когда речь идет о психотерапевте.

Большинство моих коллег являются проводниками гуманистического мировоззрения. По моим наблюдениям, это относится даже ко многим из тех, кто являются верующими, посещают церковные богослужения. Но и они гораздо более привержены гуманистическому мировоззрению, чем христиански-православному. Этому есть несколько объяснений.

Главная из причин связана с профессиональной подготовкой. Гуманистические положения были закреплены официально в образовании с начала 1990-х годов, и любая вузовская программа обязывала формировать у студентов гуманистические идеалы. Для психологических специальностей это положение до сих пор является базовым и неукоснительно выполняется. Оно усугубляется еще и установкой на воспитание «конкурентоспособных, успешных и эффективных лидеров».

Преобладанию гуманистического мировоззрения способствует и профессиональная установка на необходимость разведения профессиональной и личностной позиции. Поэтому бывает так, что даже психолог, который считает себя православием, работая в профессиональном поле, использует не только гуманистические техники, но иногда и практики, заимствованные из оккультизма, магии, языческих культов или восточных религий (если этого требует профессиональная позиция), а по воскресеньям посещает храм, живет религиозной жизнью. Это признаётся в профессиональной среде нормой, а противоположное считается – якобы – уделом маргиналов. Тогда как истинной нормой должно быть снятие обусловленного профессией гуманистического мировоззрения православным (снятие – это не уничтожение, а иерархическое подчинение более низкого более высокому).

Кто-то может возразить: а что же плохого в гуманизме? Гуманизм – совокупность идей, взглядов, выдвигающих на передний план человека, его права и интересы; гуманизм ставит своей целью создание условий для всестороннего развития человека.

Но гуманизм провозглашает высочайшей ценностью земную жизнь человека. Даже более того – гуманистический идеал отнюдь не подразумевает ориентацию на Божественные заповеди. В таком международном документе, как «Второй гуманистический манифест» (1973), отстаиваются права человека на самоубийство, аборты, эвтаназию и сексуальную распущенность. Уместно вспомнить и совершенно антихристианское положение этого манифеста: «Никакое Божество не спасет нас, мы должны спасти себя сами».

Итак, гуманистические и православные идеалы не просто не совпадают, но в самом главном они противоречат друг другу.

И когда речь идет о практических методах психотерапии, то именно те смыслы и ценности, которые у психолога на самом деле в сознании, «на душе», а не те, что он декларирует, интенсивно передаются, транслируются тем, с кем он работает практически.

Гуманистический подход привнес в психологию много важного, полезного: целостное принятие человека, стремление к развитию и независимости. Но вместе с тем – и много того, что явно противоречит православному мировоззрению.

Например, гуманист прежде всего любит себя, а христианин должен любить ближнего как самого себя. Кстати, и такого понятия, как «должен», для гуманиста не существует. Для гуманиста важно ориентироваться на свои собственные убеждения. Христианин же живет, имея Божественные установления (заповеди Ветхозаветные и Новозаветные) и чувство Божественного благоволения. У христианина есть такое понятие, как «совесть», обличающая всякую неправду внутри человека; она возможна (если это чувство воспитано и ему представлен определенный «закон» – что «плохо» и что «хорошо»). А у человека неверующего эти понятия с легкостью подвергаются коррекции (недаром есть понятие «сожженная совесть»). И такой преграды, как Высший Суд за гробом, и постоянное Божественное всеприсутствие для него не существуют. Гуманист горд собой и имеет высокое самомнение, а христианин смиряется. Гуманист устремлен к осуществлению чисто земных целей: успеху, прибыли, победе в конкурентной борьбе, наслаждению, а христианин – ко спасению. Гуманист толерантно относится ко греху как таковому, а христианин старается грехи искоренить. Кроме того, гуманисту нет потребности обращать внимание на различие христианских конфессий (его глубинное равнодушие к вере проявляется в утверждении: «главное – верить»), а для православного человека их различение важно, особенно для священника (семинаристы в виду важности этого момента изучают сравнительное богословие).

Поэтому можно уверенно говорить о том, что излишне психологизированные программы, особенно со сдвигом в практику, будут способствовать созданию мировоззренческого конфликта как у будущих священников, так и у их паствы.

Еще важно сказать о том, что в наше время гуманизм деформировался и превратился в искаженный либерализм. И гуманистические высокие идеалы – счастье всех людей и тому подобное – легко трансформируются, поскольку выбор между пользой абстрактного человечества и удовлетворением своих желаний чаще всего склоняется к собственной выгоде. В гуманизме декларируется, что главной ценностью является жизнь человека, но в результате деформации оказывается, что ради утверждения и требований своего «эго», тот, кто декларирует себя как гуманист, охотно решается принести в жертву жизни других людей.

Не стоит забывать, что в наше время гуманизм деформировался и превратился в искаженный либерализм

В искаженном либерализме нормы морали и поведения, сложившиеся за многие века господства Евангельской истины в обществе, зачастую опрокидываются полностью, становятся своими антиподами. То, что является грехом с христианской точки зрения, становится нормой, охраняемой законами. В «общечеловеческие ценности» теперь входят однополые браки, изменение своего пола, доносы на родителей, сокращение населения ради спокойной жизни оставшихся, «всеядность» культуры, культ насилия и прочие мерзости. И трансформация, о которой идет речь, также не является в достаточной степени осознанной психологами.

Но не всё так безнадежно в психологии. Сегодня в ней есть и такое направление, идеологическое основание которого отрефлексировано и не противоречит православному мировоззрению. Это психология, разрабатываемая в Московской школе христианской психологии, или вариант православной психологии, разрабатываемый в Санкт-Петербурге, о котором сообщила Л.Ф. Шеховцова[7]. Новая психология не только выдержала муки рождения, но и развивается. Для христианской психологии роль уровня философской методологии играет православное богословие, прежде всего – православная антропология, которые и определяют мировоззрение.

Последнее не означает того, что православному психологу нужно выбросить все достижения классической психологии, но в ней введен принцип приоритета православно-антропологических знаний над психологическими. Поэтому всё, что взято из обычной психологии, должно испытываться и соотноситься с православным богословием. Однако работа эта длительная и кропотливая, а отечественная христианская психология очень молода; такая работа ведется, но она пока в самом начале. И в ней уже есть свои направления практической психологии, например об одном из них рассказывала на страницах портала «Православие.ru» генеральный директор психологической службы «Семейное благо» И.Н. Мошкова[8]. Хотя собственных техник и методик пока еще очень мало.

Несмотря на трудности роста, у христианской психологии есть и свой, четко сформулированный ответ по существу дискуссии:

«Серьезный христианский психолог <…> не может и не должен прямо переносить методы богословия в научную психологию, равно как и кощунственно (скажем прямо – неправомерно) прямо переносить психологические методы и эксперимент в религиозные сферы»[9].

Поэтому и преподавать в духовной семинарии целесообразнее всего именно христианскую православно-ориентированную психологию.

Марина Миронова,
к.псих.н., доцент, преподаватель психологии
Калужской духовной семинарии,
стаж работы в КДС – 25 лет

10 июля 2020 г.

[1] Леонов Вадим, прот. Православное пастырство и попытки его обновления // https://pravoslavie.ru/131595.html.

[2] Великанов Павел, прот., Домусчи Стефан, свящ. Православное пастырство – это живая традиция // https://pravoslavie.ru/131732.html.

[3] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Психотерапевт должен идти своим путем // https://pravoslavie.ru/132289.html.

[4] Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения в отличие от других систем знания. Оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не просто о человеке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий вопрос – о том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она (реальность) находится к человеку.

[5] От «рефлексия» – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

[6] Братусь Б.С. Деятельность и вершинные уровни опосредствования // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 4. С. 105.

[7] Шеховцова Лариса. К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах // https://pravoslavie.ru/132202.html.

[8] «Приблизить современную науку к пониманию человеческой души»: беседа с психологом Ириной Мошковой // https://pravoslavie.ru/35898.html.

[9] Христианская психология в контексте научного знания. М.: Никея, 2017, 2020. С. 205–206.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Беседа с новым ректором Сретенской семинарии
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
4 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской семинарии прошла презентация обновленного портала «Богослов.Ru», именующего себя «научно-богословским».
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Николаевич Скляров
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Скляров
Размышляет доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ Олег Николаевич Скляров.
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психолог дал такой совет: «Раз вы это состояние преодолеть не можете, то надо принять себя и научиться с этим жить». Но это – ложная рекомендация. Что значит «примириться и жить» со своей страстью?!
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки
Священник Валерий Духанин
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве:
воспоминания, наблюдения, заметки

Священник Валерий Духанин
Эти пастыри растворялись в служении, в своей жертве Богу и ближним. Полнейшее забвение себя, простота и подлинность жизни со Христом. И никакого самопиара.
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Эта статья была прислана в редакцию портала Православие.Ru протоиереем Павлом Великановым в рамках дискуссии об актуальных проблемах церковной жизни.
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
У пастырей потребность в психологическом знании инструментальна. Психология для них – некий «инструмент». Но какой инструмент? Всякий ли «инструмент» – безвредный, если речь идет о душе?
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Что такое «живая традиция»? Обращение к выдающимся примерам служения и пастырства – или творение своего нового, свобода следовать за яркими идеями и не оглядываться назад?
На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня
По благословению Ректора МДА епископа Звенигородского Питирима 19 июня 2020 года состоялось заседание кафедры богословия Московской духовной академии в дистанционном формате.
Комментарии
Елена 1 августа 2020, 14:26
Мне, как психологу по образованию и православному человеку хотелось бы, чтобы в направлениях психологии появилось новое - христианская психология. Не для священнослужителей, а для специалистов-психологов и людей нашего менталитета, которым чужды западные подходы. Ведь психология, как наука изучает принцип работы психики человека, а религия - общение человека с Богом. Психология не занимается такими высокими вещами поэтому ценно, чтобы священники придерживались вековых традиций духовного "ведения" своих прихожан, а психология пусть занимается своим.
Екатерина16 июля 2020, 08:56
Большая благодарность за статью!
о. Андрей15 июля 2020, 23:15
Статья содержит много правильных мыслей. Между тем, как в статье, так и в дискуссии не упоминается о высших разделах деятельного и умозрительного богословия. Слово Божие и отцы, наученные Духом Святым, открыли нам путь исцеления души от всякого порока и болезни. По мере делания заповедей и очищения от страстей Бог открывает человеку духовные смыслы (логосы) всех явлений тварного мира, Своего Промысла и Суда. Один из высочайших учителей этого делания – преподобный Максим Исповедник. Немногие изучают путь деятельного богословия, еще меньше идущих по нему. Поэтому и возникает соблазн заместить духовную премудрость секулярной психологией, не требующей веры, покаяния и преображения человека.
Анна С.В.15 июля 2020, 14:04
НН ,согласна, и очень бы хотелось чтобы прислушались к мнению мирян. Да , хотя бы дали возможность высказаться, спасибо большое православию .ру.
Денис15 июля 2020, 13:26
НН, я наверное первый из здешних комментаторов кто решился воспользоваться православной психологией для решения собственных психологических проблем и делится полученным опытом. Теория без практики мертва, важно делиться практическим, чтобы другие люди перенимать хорошее и избегать повторения ошибок.
НН15 июля 2020, 10:02
Анна С.В./Хотелось бы понять цель этой дискуссии,пока не понятно ничего. То ли благословить,то ли не благословить преподавание психологии? Или в чём смысл? Но простые миряне этого не решают,сколько бы не комментировали./- Спасибо хотя бы за то, что дали высказать мирянам своё мнение. Плохо, что мы, миряне, ничего не решаем. Церковь для кого и для чего? Миряне- бОльшая и неотъемлемая часть Церкви. Если кто-то думает, что священноначалие и клир самодостаточны- то ошибается. Увеличивать количество, снижая качество прихожан, заменять действие Святого Духана введением психологии- преступление. Мне непонятно, почему и зачем эту важную дискуссию позволили свести к проблемам Дениса. Печально.
Анна С.В.15 июля 2020, 06:21
Статьи по теме дисскусии всегда понятны, только одну было сложно прочитать мне лично, комментарии не по теме смущают . Хотелось бы понять цель этой дискуссии, пока не понятно ничего. То ли благословить ,то ли не благословить преподавание психологии? Или в чём смысл? Но простые миряне этого не решают, сколько бы не комментировали.
СергейК15 июля 2020, 01:11
Странное заключение Показано, что "православная психология" находится сегодня на самой ранней стадии развития. При этом "преподавать в духовной семинарии целесообразнее всего именно христианскую православно-ориентированную психологию". Что это за предмет? Будущий священник должен знать о психологии, ориентироваться в ее направлениях. Но, может быть, знакомство с психологией следует в рамках курса, организованного примерно так, как курс сравнительного богослословия. Как изучение духовных практик, возникших в рамках гуманистического мировоззрения. С упоминанием того, что где-то, среди плевел могут быть обнаружены полезные ростки, составляющие предмет формирующейся прав. псих.
Екатерина М.14 июля 2020, 17:13
Денис, вот хороший совет от владыки Тихона Шевкунова. Он всем нам подходит. https://www.youtube.com/watch?v=_b4g9GVborU
Денис14 июля 2020, 16:27
Олег, а есть в одной лишь России миллионы инвалидов вроде меня у которых хорошо, если хватает остатков здоровья вырастить котёнка или щенка. Какие тут монастырь или деторождение? Многим из нас крайне необходима помощь православных психологов, чтобы хотя бы руки на себя не наложить! Я и сам мог бы не выдержать коронавирусной жути, когда даже храмы для мирян закрывали, если бы у меня не было киски нуждающейся в моей заботе и православного друга профессионально знающего психологию.
И. Денису 13 июля 2020, 22:2714 июля 2020, 14:35
Денис, ключевое «когда-нибудь»,т.е. сейчас не хочется? Обессилившую заблудшую овцу Господь взваливает на свои плечи. Овца, упирающаяся четырьмя копытами, не овца уже, а осел. Хотя ослы бывают разные,как в той притче, где свалившегося в высохший колодец старого слабого осла хозяин решил завалить землей - похоронить и заодно пустой колодец зарыть. А он утаптывал ногами падающие сверху комья и таким образом выбрался. И пока ИИ не отвечает на вопросы, а генерирует ответы из того, что люди ему в «мозг» закладывают. Сейчас там накапливается все больше чуши для ответов "профанам", на заре интернета и то лучше было.Видимо управляющие этим процессом сильно заинтересованы в ускорении деградации людей.
Катерина14 июля 2020, 10:40
Анна С.В. 13 июля 2020, 21:15 -- все зависит от того, что именно Вы,я, любой из нас ставит себе в качестве цели. Изменение себя ради Господа и Его заповеди любви к ближнему? Все начинает вести к этому. Находятся нужны психологи, книги по психологии, священники говорят нужное во время Таинства исповеди. НЕизменение себя, самого любомого человека на земле? И опять все начинает закручиваться вокруг себялюбия, нужные и полезные советы как психологов, так и священников игнорируются и в центр внимания попадает подтверждающее самомнение. Поучительные удары судьбы воспринимаются несправедливыми, священники - недостаточно святыми, психологи - непрофессионалами. Все-нехристи и мизинца моего недостойны
Олег14 июля 2020, 10:21
"Люди не могут стать праведниками по-разрядке ..." Денис речь идет о спасении, а не игра в праведника или святость. Если перевести на слова одного святого: "кто ищет святости, тот никогда не будет святым; кто ищет благодати, тот никогда не получит благодати". А кто ищет спасения (смирения и исправления), тот и возможно спасется. Потому что даже смирение, бывает "смирением". И следовательно, такое "смирение" это самообман. я возможно цитирую о высоких вещах, но есть те которым дано углубится в покаяние (монашество), а есть те которым дано только исправление по силам в миру в сочетании с деторождением. И на последок Денис ознакомтесь с темой помыслы (проблема кроется там). Спасения вам Денис!
Андрей К.14 июля 2020, 06:59
Популярность такой дисциплины как психология в ныненшнее время, как признак ослабления человека относительно наверное более суровых предыдущих времен, его растерянность, страхи, запутанность и т.д. в современном мире. Его дом построен на песке, а не на камне и человек ищет подпорку в виде психологии. Но зачастую слепой ведет слепого..
Алла14 июля 2020, 04:02
Денис: "По меркам современных фэнтези и фантастики это весьма консервативный взгляд." Что вы имеете в виду? Не читала книг, где у человека был бы роман с кем-то неантропоморфным. Да кто будет о таком писать? Читать элементарно же неинтересно.
Галина14 июля 2020, 00:54
...так получается, что основное обсуждение под статьями дискуссии - комментариев в частности "Дениса", а не самих статей. И совсем уже в ином русле и акценте кажется, чем подразумелось изначально дискуссией. И есть желание ввиду этого момента просить поставить лимит на комментарии одного автора. Хотелось бы видеть обсуждение поднятых вопросов в статьях, а вовсе не чужих сторонних мыслей напрямую даже не по теме. Тем более такого рода "площадки" обсуждений вряд ли могут решить чьи-то недоумения коренным образом (по личным в частности вопросам), как и повернуть мнение чётко в противоположном направлении.
Денис14 июля 2020, 00:01
Олег, кардинальная ошибка фундаменталистов в том, что они хотят смотреть на Солнце Правды земными очами. Хотя даже земное Солнце ослепляет, причём виноваты сами глупцы слишком долго смотрящие на него. Люди не могут стать праведниками по-разрядке, безумие требовать ото всех вместо единиц полного посвящения своих жизней Богу. В результате там, где фундаменталисты приходят к власти за неимением настоящей праведности большинство вынуждено лицемерить под угрозой репрессий, а это в следующих поколениях отталкивает от Церкви уже и людей искренних, которые родись раньше стали бы фундаменталистами. В итоге происходит откат или даже слом, так ныне Запад во многом уже ниже себя языческого.
Денис13 июля 2020, 23:52
Олег, желание радикальных ревнителей срыть якобы еретическую надстройку над фундаментом Церкви фактически идентично желанию радикальных обновленцев разрушить Церковь до основания ради создания новой Церкви. Цели вроде диаметрально противоположенные, но средство действия общее - это разрушение Церкви. Пример, для революционеров патриарх Кирилл слишком косный, чтобы его оставить патриархом. Для фундаменталистов патриарх Кирилл слишком либеральный, чтобы его оставить патриархом. В итоге, как революционеры (радикальные обновленцы), так и фундаменталисты (радикальные ревнители) на практике против патриарха Кирилла. Крайности сходятся.
Денис13 июля 2020, 22:49
До недавнего времени научно-технологический прогресс (НТП) не мог идти быстрее, чем к его темпам успевала приспосабливаться хотя бы психика научных гениев. Однако ныне скорость НТП во всё большей мере зависит от ИИ, а у них нет психики, по крайней мере нет человеческой психики. Следовательно скорость НТП может стать невообразимой даже по меркам человеческих гением среди гением. При этом нельзя остановиться, остававшиеся станут жертвами прежде других людей, а все вместе люди не остановятся. Слишком много среди сильных мира сего пожилых верящих, что со смертью тела их ждут вечные муки или вечная смерть. Следовательно для них приемлем любой риск ради продления жизни.
Денис13 июля 2020, 22:37
Касательно собственно мировоззренческих основ современной психологии, то ключевой вызов вижу в ИИ. Что это бестелесное, мыслящее и бездушное? Люди создали непонятое для нас самих, иногда даже задаюсь вопросом. Люди ли создали ИИ? Сама попытка осмыслить существование искусственных интеллектов способна свести с ума и вместе с тем всё труднее игнорировать факт их существования. На клавиатуре вопрос набираешь, отвечает ИИ. По телефону говоришь, опять с ним. Роботы в нашу жизнь проникают, вещи превращаются в собеседников. На человечество накатывает волна безумия...
Денис13 июля 2020, 22:27
И., касательно меня лично, то осознаю своё падение. Более того, уж я то знаю о его глубине больше вашего. Знаю и то, что сил подняться нет. Упасть же могу ещё глубже. Однако жизнь души, тем более духа, не заканчивается вместе с жизнью тела. Любовь Бога ко всем и каждому, в том числе ко мне, не перестанет. Время не властно над желанием Спасителя всех спасти. Пройдут года, десятилетия, целые жизни пролетят на мытарств дороге и когда-нибудь я, мы, все придём к Богу!
Анна С.В. 13 июля 2020, 21:15
Меня дискуссия утвердила в мысли что психология и вера несовместимы в принципе. Вера - это желание соединениться с Богом навсегда,любовь к Богу вплоть до мученичества и отказа от всего что имеешь, а психология - зацикливание человека на себе любимом лишь бы было комфортно,Богу там место на задворках души, человек в центре и его желания.
Олег13 июля 2020, 20:21
Денис. Даже если брать вашу терминологию - фундаментализм (от лат. Fundamentum — «основание»), то вы наверно прекрасно понимаете, что будет с домом (Церковью), если разрушить (ваше: неуживаться, потому что "безумные") основание - фундамент. Дом (Церковь) рухнет. Так зачем же нужно было приходить в этот дом (Церковь)? Разве для этого вам Господь даровал веру, открыл двери в Свой дом? Но Церковь Господь уберегал и вновь убережет от подобных попыток, ведомым Ему образом. Чтобы остальные получили спасение, те которые делами благочестия показали, что любят и верны Господу. Верность Господу, а не измена.
Катерина13 июля 2020, 18:36
Денис, т.е. зсюсюкание с инвалидом знак снижения его социального статуса, равный христианин с равным христианином на уровне глаз - в Православии, где вещи называются своими именами, где полученный крест можно и должно нести, укрепляется человек Самим Богом через данные Им Таинства (которые Вы почему-то отрицаете). Ну вот подумайте на досуге, так ли уж абсолютно полезна психология и не стоит ли опять обратиться к Богу и Его Помощи. Пока-то Вы капризничаете как барышня, Чашу от себя отталкиваете "не помогает" - как Он видите ли только посмел Вас не вылечить, не по Вашему хотению, никаких Чудес за 12 лет, Вы видите ли, разочаровались в Нем.
Катерина13 июля 2020, 18:15
Денис, вот именно, Вы считаете себя достойным членом общества, тогда ЗАЧЕМ об немощи писать во всех темах, упоминать везде где надо и не надо, размахивать этим как флагом? Попытка получить "психологические дивиденты" в социуме (довольно жестком даже для здоровых его членов, надо признать) - уверяют психологи. Но ведь за сиюминутные дивиденты надо расплачиваться именно тем, что общество с Вашей же собственной подачи может начать смотреть на Вас как на зависимое от него лицо второго сорта - это тоже психология, которая якобы намного лучше православных батюшек. А Вы хотите и рыбку сьесть, и на рее покачаться, когда выгодно - побыть немощным, когда нет - чтоб на уровне глаз с Вами общались.
И.13 июля 2020, 16:44
Денис12 июля 2020, 20:03 Вам, видимо, 12 лет в Церкви пока недостаточно, чтобы понять, что верующий человек в такой ситуации тем более будет молить Бога о помиловании любимых и детей, уповать на Его милосердие вместо того, чтобы своим умом пытаться решать такие задачи. Вы в Церковь пришли только заявить свои «права» на телесное бессмертие и за услугами по телесному исцелению, как в медицинское учреждение что ли? И теперь качество «услуг» по какой-то неведомой шкале оцениваете? Чаще всего в жизни оказывается, что тому, кто громче всех кричит, что ему чего-то недодали, на самом деле давали без очереди и с избытком. Да он сам не взял, потому что в это время на яблоки в соседском саду зарился.
Денис13 июля 2020, 16:30
Кратко говоря, дискуссия о православной психологии на Православие.Ru раздвинуло Окно Овертона для меня.
Денис13 июля 2020, 16:18
Олег, как обновленцы бывают разные от сторонников продуманного, поступательного прогресса по желающих разрушить Церковь до основания, чтобы на её фундаменте создать собственную. Так и ревнители бывают разные от последователей здорового консерватизма по безумных фундаменталистов. Соответственно и у меня отношение к ревнителям разное, с консерваторами можно мирно уживаться, с фундаменталистами нет.
Денис13 июля 2020, 16:08
Катерина, что значит КАК с равным? Разве инвалидность превращает человека в недочеловека?!
Олег13 июля 2020, 12:46
Денис, вы любите Бога? Если вы любите искренне, то не искажайте Его слова - учение Церкви. И говорить о справедливости происходящего может только тот, кто понимает промысел Божий. А кто не понимает и выдает себя за "понимающего", тот устраевает нестроения в Церкви. И еще, «Материнская молитва со дна моря достанет».
Олег13 июля 2020, 12:42
Денис, давайте посмотрим, кто такой ревнитель (у вас попытка выставить в негативных тонах) - это "Человек, усердно и искренне(!) старающийся принести пользу(!) какому-нибудь делу". Именно пользу, а не "пользу". "Ревнитель" и следовательно "польза" ныне у находящегося в самообольщении схимонаха Сергия и тех, кто его продолжают поддерживать. Господь, передал Свои слова апостолам, они в свою очередь другим приемникам (святителям, преподобным и др. - тем кому дано Богом). Слово - учение, которое идет неизменным(!) сквозь века. Господь говорил о том, что человек должен спасать, в первую очередь, свою душу. Т.е. если говорится о спасении, значит есть и погибель.
Денис13 июля 2020, 12:22
Михаил, обсудил с православным знатоком психологии и свои творческие планы. Так он указал, что в фантастических произведениях возлюбленные людей - героев должны быть как минимум человекоподобными, чтобы не вводить читателей в искушение. По меркам современных фэнтези и фантастики это весьма консервативный взгляд.
Екатерина М.13 июля 2020, 11:52
Получается, психология присваивает себе право судить о вере и верующих. Она становится выше церкви, решает, советует, что можно взять, а что не нужно, вредно. Т.е., человеческая "мудрость" теперь выше Божией, и внушает недоверие к инструментам церкви, заменяя их своими "научными" советами и ответами. Наверное, о влиянии бесов и говорить стыдно с таким пастырем, смешно. Не женат же, значит, физиология, и значит, грех оправдан. Внезапной смерти боишься - попей таблетки и не постись, чтобы совсем не "съехать". А где Божьи Заповеди? Быть готовым всегда к смерти и вести себя, как верный раб??? Не в них ли утешение? Не в правильной и чистой жизни, в покаянии, если не выходит??? Ужас, одни подмены.
НН13 июля 2020, 11:22
Денис12июля, А вот безграмотная русская женщина,но действительно православная верующая,своему сыну в такой ситуации посоветовала: иди колть дрова! Дров нет-полы мой,мебель двигай,поклоны клади,приседай до усталости,ходи пешком до усталости и молись,чтоб Господь вразумил тебя и каким-то образом избавил от греха.И он"колол дрова",а не сидел на попе часами.Просто Вас устраивает ваш грех,рогатый поработал,и Вы встали на его сторону.Психология очень простая-вместо веры-гуманизм,и Вы это приняли.Но Вас же ситуация беспокоит,и слава Богу.Попробуйте"рецепт" моей бабушки-он точно от верующего человека. Простите,возвращайтесь из"страны далекой".Не пытайтесь приспособить православие под себя,не выйдет.
Катерина 13 июля 2020, 10:08
Денис, Вы напрасно противопоставляете психологию и Православие (кстати, как и большинство комментаторов), пример применения основ психологии: визуально мы получаем 93% информации. Поэтому с Вами например Ваши собеседники общались долго как с равным себе, и я в том числе, пока Вы не начали "налево и направо" рассказывать о Вашей немощи. Теперь только неграмотный не знает подробности Вашей немощи. Вопрос к Вам: зачем Вам это понадобилось с точки зрения любимой Вами психологии, как Вы сами думаете?
Михаил13 июля 2020, 01:11
Чем отличаеться, тот психолог именующий себя православным?! от так называемого "безбожного" запада если оба оправдывают грех.
Денис12 июля 2020, 20:03
НН, к тому же любимый мог умереть вне Церкви, а значит по вере ревнителей погиб навечно. Что за мужчина забудет любимых лишь бы безмятежно блаженствовать в Раю? Что за мать смирится с вечной гибелью дитя?!
Денис12 июля 2020, 19:57
НН, смерть действительно близкого, любимого человека горе и десятилетия спустя после его смерти. Ибо в основе такого горя истинное чувство, настоящая любовь, а у любви есть вечный потенциал. Любовь от Бога предвечного, который есть Любовь! Такая любовь даже времени сильнее, а следовательно остаётся и шрам на душе. Такой шрам исцелит встреча любящих в мире ином! Психология бессильна исцелить, но может отвлечь, переключить внимание. Психология может наполнить жизнь ложными, пустыми удовольствиями, но страдалец по крайней мере в петлю не полезет. Ревнители же пугают вечными муками, но страх со временем слабеет, если мукой является жизнь ставшая мучительным существованием.
Денис12 июля 2020, 19:43
Катерина, на мой взгляд, нужнее православные психологи, чем православная психология. Так по крайней мере для издёрганных, нервных горожан на приходе православный психолог будет явно полезнее второго священника. Какой духовный рост, когда крыша едет?!
Екатерина М.12 июля 2020, 19:42
Денис 12 июля 2020, 11:51. Не знаю, что называть психологической проблемой. Вот есть озвученный грех рукоблудия, напр. Он реально "лечится" на исповеди, от раскаяния подается благодать свыше, человек меняется. А если с помощью психолога убедить себя, что мне это можно, Бог все равно простит - это чревато. Лучшие помощники-психологи - святые. И читать, и обращаться в молитве. И чудеса реальны. Тут же вот недавно статья была, профессор обет дал, и внук его от смертельной болезни излечился. Таких случаев полно и в истории и сейчас, знаю лично. Богу все возможно. Верить нужно Ему, в первую очередь. А потом уж от людей помощи искать, и то, как от Его руки. Маловерами нам нельзя быть.
Денис12 июля 2020, 19:33
Екатерина М., прочитал статью по приведённой вами ссылке. Тот православный психолог сгущает краски насчёт советского времени, но в остальном вполне профессионально и доброжелательно.
Павел Кудров12 июля 2020, 19:09
Сам термин "психология" прочно ассоциируется именно с душевредными идеями Фрейда и подобных ему .Все наше православие-это организация по спасению (исцелению)душ .В его недрах содержится полнота знаний о болезнях и способах врачевания душ .Нет надобности создавать государство в государстве .
Олег12 июля 2020, 18:48
И ещё, беда психологии и человека заключается в том, что мирской человек вдруг может стать "учителем, врачевателем душ", причем даже в Церкви. Желание учить, возвыситься над другими оперируя сложными-заумными терминами, это тоже духовная болезнь, о чем говорится в аскетике. И потом такой "учитель" таких дел натворить может. Начнешь разбирать эти словесные баррикады - приемы и не мало ошибок можно повстречать. Начинают учить те, кому не дано, у кого нет призвания свыше. Это всё о Церкви, а в миру там тоже самое, но там свои правила.
Олег12 июля 2020, 18:12
Психология простое заменяет сложным (мудрит), а в сложных вопросах путается, совершает ошибки. Но самое главное это то, что психология может дать человеку ответ на вопрос, но внутриннюю болячку так и не вылечит. Просто зашпаклюет грех, страсть и всё, как по верх ржавчины грунтовку нанести. Ну и как потом человек мытарства будет проходить? Как человек Богу в глаза посмотрит? Как говорил преп. Варсонофий Оптинский: "На мытарствах задушат". (Но психиатрия, лично на мой взгляд, пока нужна, она относится к медецине. А о медецине положительно говорил преп. Никон Оптинский).
Галина12 июля 2020, 15:39
В добавление к пред.комментариям, в т.ч. Наталии 11.07.Изучив не один труд по манипулированию и соц.психологии не нашла в этой "науке" тех ответов,что дают именно святые отцы. Дают ответы начиная с древних св.отцов,а психология находится на уровне наблюдения. И если святые отцы говорят о корне и сути поступков и мотиваций, о внутр.познании себя (от чего и происходит внешнее),то психология работает с внешним "опытно" пытаясь понять и описать суть.Кроме этого,есть области,где ведущие специалисты психологи признали невозможность что-то в человеке глобально изменить. А где-то психология лишь прошла по "следам" святых отцов там,где собственно христианину знать сверх из психологии и не критично.
Денис12 июля 2020, 12:34
Забыл ранее упомянуть, давший мне ценный совет православный психолог даже денег у меня - инвалида не взял. Хотя я предлагал. Да вознаградит его Господь!
НН12 июля 2020, 12:16
Денис: /НН,серьёзные травмы на то и серьёзные,чтобы ощущаться десятилетиями/-Физические-да.Но если травма поддаётся лечению-её лечат,медикаментозно.Если ничего не помогает и надежда только на чудо,- и в такой ситуации люди ведут себя по-разному.Кто-то включается в жизнь и старается не мешать жить другим,а кто-то-"пиявки",которые не дают не только себе возможности жить спокойно,но и дгугих постоянно грузят своими проблемами.Если психичиская травма,и человек ХОЧЕТ от неё избавиться-он это с Божией помощью и исповеди сделает,если не получается-нужно обратиться к врачу.Может,у человека, напр, МДП,а он пытается лечить его разговорами,"повиснув" на священнике/психологе,а надо-уколами и таблетками.
Денис12 июля 2020, 11:51
Екатерина М., не знаю как вам, а мне что-то не встретился за 12 лет после воцерковления святой чудотворец, я поныне инвалид. Да и во время коронокризиса выявились православные монастыри, ставшие короновирусными очагами. Однако где монастыри прославившиеся чудесно исцеленными от той же короновирусной инфекции COVID-19? Так, что давайте как-то более реалистично. Мы не в сказке живём, не выйдет из леса добрая единорожка, не исцелит от всех болезней телесных. Также и с психологическими проблемами, чтобы они не перестали в душевные болезни, приходится обращаться к людям профессионально разбирающимся в психологии. Если они при этом ещё и православные хоть в какой-то мере, то слава Богу!
Антон12 июля 2020, 10:59
Дмитрию Г. Спасибо, Дмитрий. Вот вы физик, а я архитектор. Я же не могу опираться на Писания и святых отцов при проектировании. Я должен быть специалистом в своей области. Так, мне кажется, и работа с душевными проблемами людей требует специфических знаний. Святой сразу видит душу человека и по вдохновению говорит ему как поступать. Но вы часто встречали таких людей? Ежедневно и ежечасно нам приходится общаться с очень разными людьми, порой очень далекими от Бога, и разговаривать с ними на понятном им языке, на который они откликаются. И в этом смысле психология как понятийный аппарат и инструмент полезны для коммуникации и который мы призваны наполнять нашим православным мировоззрением.
Катерина 12 июля 2020, 10:29
Для того, чтобы доказать ненужность глобального пси-образования для будущих пастырей, вовсе не надо шельмовать саму отрасль науки.
Катерина 12 июля 2020, 10:21
Не вижу противоречий между народным "от осинки не родятся апельсинки" или "яблочко от яблоньки недалеко падает", психотерапевтическим "все мы родом из детства" и "род праведных" псалмопевца Давида (пример-иллюстрация рождение прп. Сергия Радонежского, откуда он родом "в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии"), одном и том же говорится разными словами.
Катерина 12 июля 2020, 10:13
Екатерина М.11 июля 2020, 19:16 - я читала как работы знаменитых психотерапевтов прошлого века, так и практические ответы детских психотерапевтов-логопедов. Они вовсе не оправдывают, они объясняют причину возникновения, для того, чтобы затем приняться за проблему. Денис, "Сам факт создания православной психологией спорен и так уже спорен при научном взгляде на мир, нет же православной физики или химии."-- согласна полностью. Это что-то вроде нашего недавнего советского прошлого, когда мы не просто философию изучали, а особую философию, "марксистко-ленинскую". Ужасно просто.
T.A.12 июля 2020, 02:18
Практическая психология это инструмент, если им грамотно пользоваться, то она поможет избежать многих грехов, радоваться хоть чему-то в жизни. Не все люди психологически благополучны. У кого-то трудный момент, и он нуждается в поддержке. Лучше нормальный человек, чем идеальный верующий в депресии или с тревожным расстройством личности, или агрессией.
Игорь12 июля 2020, 01:21
Автору спасибо за трезвость мысли и выдержанность в позиции.Статья понравилась. Хочется добавить, что Господь всё неисправное может благословить до спасительного, а значит и у психологии есть свой шанс и, похоже, этот шанс уже не упущен. Впереди много трудов и тернистый путь. Боже, помоги!
Екатерина М.12 июля 2020, 00:09
И еще - если не принимать веру, как на чистый лист, а пытаться ее приспособить к уже имеющемуся багажу научных, но безбожных знаний, получатся конфликт и неуверенность, вечные сомнения в правильности слов церкви. Они будут по линейке науки проверяться, а не наоборот. Неуверенная вера. Приоритеты смещены. Получается потом, что посты вредны, от страхов нужны таблетки, а больного раком некрещенного человека нужно отправить к психологу в группу поддержки, "уважать его выбор". Когда это последний данный свыше шанс, чтобы уверовать и прийти к Богу. И какой выбор от незнания? Кто в ад хочет? И как такой пастырь-психолог отвечать потом Господу будет?.. Есть Лествица - вот по отцам лучшая психология.
Екатерина М.11 июля 2020, 23:24
Почитала по теме, в т.ч. статьи прот.А.Лоргуса, психолога, ректора Института христианской психологии. Статьи тут на сайте, и дискуссия давняя. Напр.: https://pravoslavie.ru/46523.html Впечатление от статей "православного психолога" удручающее. Удручает и нынешний успех в продвижении психологии. Но приведу цитату из Р.Карелина: "Следует сказать, что психология и психиатрия, за малым исключением, демоничны уже потому, что не признают существование диавола, скрывают его страшное воздействие на душу человека и этим самым лишают больных реальной помощи — Того единственного, Кто победил диавола. На душу нужно смотреть, как на отдельную субстанцию, нужно признать существование духовного мира.."
Денис11 июля 2020, 21:57
Наталья, согласен с вами. Сам факт создания православной психологией спорен и так уже спорен при научном взгляде на мир, нет же православной физики или химии. Зачем дальше подставляться, выставляя православных психологов мракобесами в учёной среде?
Нина11 июля 2020, 20:45
Я положительно отношусь к христианской психологии, но вот ситуация Дениса меня, конечно, тоже огорчила.Я обратилась по этому поводу к знакомому мне психологу православного исповедования. Она сказала, что, по всей вероятности, тот психолог выбрал наиболее легкий путь, просто сняв с клиента чувство вины, и судя по всему, применил в этом случае один из фрейдовских приемов. А Фрейд, как известно, считал религию неврозом и помогал людям избавиться от "чувства вины, навязанного религией". Моя знакомая также считает, что качественный психолог должен был провести глубокий анализ этой проблемы и помочь выявить причины ее появления, т.к. рукоблудие на самом деле не является нормой, а скорее,патологией
Олег11 июля 2020, 20:21
Простите Денис, вы всю аскетику изучили? Да и мало ее изучить, важно ее научиться понимать и применять правильно. Не даром святые отцы говорят об аскетике, как о науке из наук! А судя по вашему открывшемуся тяжелому греху (который вы еще и пытаетесь оправдать) и заявление о "имеющейся" у вас "сердечной молитве", говорит лишь о том, что вы очень далеки от аскетики, как и упомянутый вами схиигумен. Кстати, то что вы называете "силой духа" у схиигумена именуется в аскетике гордостью (самообольщение).
Денис11 июля 2020, 19:44
НН, серьёзные травмы на то и серьёзные, чтобы ощущаться десятилетиями. Так я рождения полуслепой и это отравляет мне жизнь до сих пор. Да и смерть близких ощущается спустя годы, десятилетия, если они действительно близкие. Можно хоть на 100% быть уверенным, что они уже в Раю, но разлука есть, разлука с любимыми есть большое горе. Так, что не только, а зачастую и не столько из-за грехов переживают православные люди. Раскаяться можно хоть в убийстве, но воскресить умершего выше сил человеческих!
Дмитрий Г.11 июля 2020, 19:29
Антону, 11 июля. Если действительно интересно познать себя, то будет интересно изучить главы об антропологии учебника догматического богословия, Шестоднев Василия Великого, главы о сотворении мири и человека у Иоанна Дамаскина ("Точное изложение православной веры"), главы про первые годы бытия мира у Димитрия Ростовского ("Келейный летописец"). Попробуйте, они очень интересные. Я научный сотрудник, физик, и эти работы стали моими любимыми. Я получил столько ответов о себе и о Вселенной!
Екатерина М.11 июля 2020, 19:16
Денис 11 июля 2020, 15:44 " как регулярное причащение не замена регулярного посещения булочной. Так и православная аскетика, если вы о ней, не замена православной психологии". Можно в ответ привести не "свежий пример" с гадаринским бесноватым? У него проблемы какого характера были? И как он от них избавился? В том и суть подмены понятий - вместо того, чтобы пользоваться православной аскетикой, человек дает место злым духам. Результат - одержимость и тп. Обман при рукоположении, нарушение канонов - это прямой путь к "нездоровью". Как и психологические утешения и оправдания греха "физиологией", "природой", тд.
Наталья11 июля 2020, 17:35
Статья правильная. Это мой взгляд - православного человека и кандидата наук. Мы можем брать из наработок ученых-гуманистов, как и ученых-атеистов ВСЁ, кроме того, что противоречит православному мировоззрению. А как Вы предлагаете наукой заниматься?! Я по своей теме (манипулирование общественным сознанием посредством новых информационных технологий) ничего у православных богословов не нашла. Есть две точки зрения - марксисты и неолибералы. И мне приходится выбирать из этих точек зрения, чтобы подвести теоретический базис под свои разработки. И мне ближе марксисты. Я согласна с ними в определенном узком ключе. Но это не мешает мне верить и любить церковь.
Денис11 июля 2020, 15:44
Екатерина М., как регулярное причащение не замена регулярного посещения булочной. Так и православная аскетика, если вы о ней, не замена православной психологии. Свежий пример знаменитый схиигумен Сергий, который из-за душевного нездоровья в итоге оказался вне Церкви. Хотя даже при дистанционном просмотре, прослушивании чувствуется, что он сильный духом человек.
НН11 июля 2020, 11:47
Иоанна_/Сколько сил и времени нужно,чтобы отделить свой грех от греха чужого,чтобы понять,в чём именно каяться,а в чём ты не виноват-иногда на это нужны десятилетия!/- Если это написано для красного словца- то ладно. А если всерьёз-то очень грустно. Это значит, что на первом месте вовсе не Бог,а самооправдание и человек просто-таки холит и лелеет детские травмы-они помогают ему винить других, а не себя. Есть люди, получившие в детстве оч серьёзную травму,пережили её,перевернули эту страницу и нормально живут дальше. Вот они не будут десятилетиями винить обидчика и дотошно пытаться отделить свой грех от чужого. Совесть всегда подсказывает,в чем твоя вина,только мы не всегда хотим её слушать.
Антон11 июля 2020, 06:17
Спасибо, Маргарита Николаевна, за то, что сказали о мировозренческом конфликте, о принцыпах приоритета, и о том, что не нужно отбрасывать всю классическую психологию верующему человеку. Я сейчас говорю о психологии как любитель... Тут раздаются голоса: "Зачем верующему психология: "Ходи в храм, молись,приноси покаяние, что еще нужно?" Но если психология помагает разобраться в себе и лучше понять других людей, если тебе это просто интересно, и строго стоя на православном мировозрении, почему бы ее не изучать. Мне кажется, тут главная трудность и опасность заключается в том, что имея знания нужно еще иметь сумашедшую интуицию, чтобы их понимать и применять. Слишком большой простор!
И.11 июля 2020, 03:26
Иоанна 10.07.2020,19:06 Если Вас действительно интересует, например, М.В.Новикова-Грунд -Декан Факультета психологии Московского Международного Университета. Психолог и психолингвист, разработчик курсов по семиотическому пониманию текста. Область научных интересов — психология, лингвистика, психолингвистика. Сомневаюсь, что такой специалист не отвечает за свои слова, сказанные представителям СМИ. И любой человек на своем уровне способен отличить события, пусть и казавшиеся негативными в детском восприятии, от того, что действительно может являться травмой, как сексуальное насилие. Да, Бог должен быть на первом месте, только мало об этом говорить, хоть иногда самому позади Него встать надо.
Екатерина М.11 июля 2020, 00:38
Уже хотела с радостью "спасибо" сказать) Так всё хорошо вроде бы шло, и вот - "христианская психология". Ну, зачем? Она может что-то дать больше, чем дает православная вера? Нет. Невозможно. Увести в сторону? Похоже. Занять умы верующих профессиональных психологов? А смысл? Пытаться приспособить костыли вместо ног? От нас всегда требуется точно сказать - "да или нет, остальное от лукавого". Вера выше всего, она определяющая во всех вопросах. И чтО о нее претыкается, должно быть отброшено, как людское неразумие. Полностью, как чужое, а не кусочками его приспосабливать. Для того мы и держимся за Божию премудрость, чтобы видеть свои прежние мирские заблуждения и не увлекаться снова на сторону.
ИН Денису10 июля 2020, 21:53
Такое ощущение, что вы стараетесь дискредитировать тему, которую якобы защищаете. Если вам "православная психология" объяснила, что рукоблудие - это не грех, и нечего его стыдиться, тогда - браво! - совершенно очевидно, что такая "православная психология" принципиально противна святоотеческому духу. И всей православной аскетике.
Михаил10 июля 2020, 20:50
Здравствуйте, братья и сестры! Да, современное понимание гуманизма очень далеко от православного христианства. Но у многих наших людей, интеллигенции интуитивное восприятие гуманизма основано на классическом его понимании. Гуманизм для них является как бы синонимом понятия разумное, "конструктивное" человеколюбие ("возлюби ближнего своего, как самого себя"; накорми голодного; приюти (помоги) бездомного; навести (вылечи) больного; помоги сохранить здоровье, жизни людей через экологию, прекращение войны,...) Такое понимание гуманизма, на мой взгляд, если "под ним" есть фундамент православной веры, вполне допустимо. А если и нет ПОКА такого фундамента, то он, с Божией помощью, может появиться!
Иоанна_ 10 июля 2020, 19:06
/Как считают некоторые специалисты, искать травмы в детстве такая же дань моде, как когда-то барышням падать в обморок.// Кто эти "некоторые", интересно? Так может писать либо человек жестокий и чёрствый, либо не имеющий понятия о предмете, но тогда пусть он и не рассуждает о том, в чём ничего не смыслит! Сколько сил и времени нужно, чтобы отделить свой грех от греха чужого, чтобы понять, в чём именно каяться, а в чём ты не виноват - иногда на это нужны десятилетия! Просто Бог должен быть НА ПЕРВОМ месте - тогда всё остальное займёт своё ПРАВИЛЬНОЕ место и будет В КАССУ СПАСЕНИЯ.
И.10 июля 2020, 16:29
Катерина10 июля 2020,10:27 Какая разница, под чьим влиянием сформированы греховные закидоны, родителей ли, друзей, ТВ, интернета или еще чего? От них надо избавляться в настоящем, а не в прошлом. Пастырь скажет, что человек создан свободным и, с момента осознания им чего-либо как греховной привычки (своим ли умом дошел до закидонов или научил кто), грех его ответственность. А психолог поможет чувствовать себя комфортнее, предлагая поискать причину фактически в других, чем оставит лазейку и, даже если не очень желает, где-то поможет примириться с грехом. Задачи разные. И, как считают некоторые специалисты, искать травмы в детстве такая же дань моде, как когда-то барышням падать в обморок.
Денис, Ольге10 июля 2020, 16:05
Ещё отмечу, что православная психология нужна в качестве противовеса психологии всё более безбожного Запада, где уже доминирует положительное отношение к содомии.
Дмитрий10 июля 2020, 16:01
А.Е. Алексейчик – врач-психиатр, психотерапевт, руководитель психотерапевтической клиники Вильнюсского Центра психического здоровья (из книги «Разговоры о психотерапии», 2011 г.): «Было бы очень хорошо, особенно для верующих людей, чтобы каждый врач или психотерапевт был достаточно верующим. А священники в свою очередь очень хорошо понимали, когда они сами могут помочь, а когда надо посылать к психотерапевту. Различие между религией и психотерапией очень большое… В теории они несовместимы, а в практике должны совмещаться».
Анна С.В.10 июля 2020, 15:56
Денис, надо бороться с грехом, если даже по сто раз падаешь надо вставать и бороться, и ни в коем случае не соглашается с ним и не оправдывать, и думать что это не грех. Господь спасёт и вознаградит за усердие, если бороться. И легко грех ни один не побеждается, а если не бороться то сам по себе грех не пройдёт, только укорениться. Простите не могла не написать видя что вы отчаялись в борьбе с грехом.
м. Савва10 июля 2020, 12:36
Конечно, «окатоличенные разрушители православия» захватят множество храмов, где будут служить совместно с католиками, но чуткий сердцем наш православный народ туда не пойдёт, и эти храмы будут стоять отреставрированные и разукрашенные, но пустые. Люди найдут себе верных православию пастырей, и церковь будет жить – по слову Иисуса Христа: «И врата ада не одолеют её», хотя и будет гонима.
Ольга10 июля 2020, 12:33
Денис, это сатанинская психология одобрила вам грех. Православие с потаканием греху ничего общего не имеет. Прочитайте стихи 9 и 10 6-й главы 1-го послания к Коринфянам апостола Павла.
Наталия Ростова - Денису10 июля 2020, 12:29
Остапа понесло! Всерьёз опасаюсь за Ваше душевное здоровье...Особенно пост в 11:59. Или это шутка такая? Что-то не смешно...
Денис10 июля 2020, 12:09
Денис 10 июля 2020, 11:59, вы начали писать под тем же именем, что и я, но ваша позиция куда радикальнее, если не шутите. Быть может, что-нибудь добавите к своему имени или мне добавить, чтобы люди не путались?
Денис10 июля 2020, 12:05
Антоний, вслед за отцом отцов святителем Григорием Нисским и святым молитвенником Исааком Сириным верю во всеобщее спасение. Когда-нибудь Сын Бога, что есть Любовь, спасёт всех!
Денис10 июля 2020, 12:01
Антоний, не раз слышал слова осуждения схожие с вашими, в том числе и из женских уст. Только вот нет среди женщин предложивших мне себя в жёны, а раз нет любви, то нет права осуждать. Да будь вы также полуслепым с рождения своего, то смогли бы остаться в Церкви пусть даже на самом краю или давно бы уже Бога возненавидели за то, что сотворил вас больным? Для сравнения православный человек профессионально разбирающийся в психологии мне хоть чем-то помог!
Денис10 июля 2020, 11:59
Должна быть проведена масштабная кадровая ротация в духовных учебных заведениях с заменой православных преподавателей на экуменистов, с целью последующего массового замещения старого священства на «окатоличенных разрушителей православия». В эти же заведения посылать «на обработку» молодых монахов для подрыва оплота православия – монастырей. Привести внутрецерковную документацию, хозяйственную деятельность, отчётность и т.п. в соответствии с ватиканскими стандартами.
Денис10 июля 2020, 11:54
Юлия, не понял. Кого именно из мирян заставляют принимать участие в обсуждении православной психологии на портале Православие.Ru?!
Антоний10 июля 2020, 11:52
Денис, вы не верите в вечность адских мук? Это тоже Вам "православная" психология аргументацию подбросила?
Денис10 июля 2020, 11:50
Алексей, согласен с вами. Даже к домашним животным следует относиться с любовью. Так я бывает рассержусь на кошку за плохое поведение, иногда даже накажу, но уже через несколько минут прощаю, кормлю, ласкаю... Так неужто Бог любит людей меньше, чем я кошку и массово отправляет на муку вечную?!
Антоний10 июля 2020, 11:42
Денису: Вот Вы сами и привели пример "благотворного" воздействия психотерапии, именующейся "православной". Нравится вам это или нет, но рукоблудие -- НЕСОМНЕННЫЙ грех. Если "православная психология" (разумеется, в кавычках) утверждает обратное, то никакая она не православная. Это соглашательство с грехом, это сатанизм, если хотите.
Денис10 июля 2020, 11:35
Во время коронокризиса священноначалие во главе с патриархом Московским и всея Руси поставило жизни, здоровья мирян даже превыше причащения, закрыв храмы для нас. При этом на страницах Православие.Ru авторы хором хорошо убеждали в верности такого решения и я убеждён. Так зачем Марина Миронова отрицает гуманистическую "совокупность идей, взглядов, выдвигающих на передний план человека, его права и интересы"? Раз уж выбор пути сделан, то надо идти по нему глядя вперёд без лишних сожалений. Сняв голову, по волосам не плачут!
Юлия10 июля 2020, 11:30
Никогда не думала, что в Церкви наступит такое - внутренние разборки вынесли на обозрение мирян.. И не просто вынесли, но заставляют участвовать в обсуждении и осуждении священноначалия.. Очень грустно от всей этой грязи.. Прости всех нас, Господи.
Денис10 июля 2020, 11:16
Олег, до революции было принято жениться сразу после наступления половой зрелости, а ныне учатся зачастую до 25 лет и это при том, что половое созревание благодаря регулярно обильному питанию стало ранним. До революции слабые умирали во младенчестве, а ныне инвалиды с детства до седых волос доживают. У самого уже седина на висках, а я всё живу... Следовательно проблем с блудными грехами стало куда больше, чем было ещё век тому назад даже без учёта прямого воздействия научно-технологического прогресса, позволяющего уже ныне менять людям пол. На подходе создание зверолюдей и разумных животных, в том числе для женитьбы, сексуальных утех. Роботы для оказания интимных услуг уже производятся.
Денис10 июля 2020, 11:07
Кирилл, даже в то время, когда у меня был опытный в умном делании наставник, то с Божьей помощью удавалось обойти без рукоблудия максимум во время Великого Поста. Увы, но физиология сильнее веры, по крайней мере моей веры, а православная психология мне реально помогла. Стыд за это убрала!
Денис10 июля 2020, 11:03
Кирилл, мне как человеку без реальных шансов обрести супругу по слабости здоровья православная психология помогла избавиться от стыда за рукоблудие. Гештальт закрыт, стало легче и приятнее жить!
Денис10 июля 2020, 10:52
"У христианина есть такое понятие, как «совесть», обличающая всякую неправду внутри человека" пишет автор. Однако кроме запрещённого Богом (пример Синайские Заповеди) и рекомендованного Спасителем (пример Заповеди Блаженства) есть сомнительное. Так ещё при царях на Руси Церковью были разрешены ранние браки сразу после наступления половой зрелости, а ныне верующим даже читать не рекомендуется про романтические отношения возлюбленных младше 18 лет.
Денис10 июля 2020, 10:36
Твердолобые ревнители в рясах, которые другим только запрещают, по пустякам вечными муками грозят даже людей средних лет вроде меня зачастую отвращают, а не привлекают. Что уж про молодых людей рождённых и выросших в свободном обществе говорить? Будущим батюшкам нужно широкомыслие, иначе верующих останется столь мало, что даже уже построенные при предшественниках храмы не на что будет содержать.
Денис10 июля 2020, 10:28
Марина Миронова, по приведённой вами ссылке там же патриархом Кириллом сказано "Если священник обладает знаниями, в том числе в области психотерапии, ничего плохого в этом нет".
Катерина10 июля 2020, 10:27
Педагоги обучаются психологии в педах. Переговоры с преступниками, взявшими заложников, проводят не просто верующие православно, а криминалисты, обучившиеся этой прикладной психологии там, где они этому у себя учатся, на курсах или в институтах. Чем может повредить спасению души понимание священником того, что греховные закидоны пасомых сформированы и закреплены в детстве психологическими родителями и с мягкой отеческой любовью к пасомому указать на возможные причины его грехов, побуждая к их исправлению? Не зря же говорится, что понять причины, значит наполовину побороть недостатки характера. А вот что считать недостатком - уже идеология, модная в тот или иной исторический период.
Галина10 июля 2020, 10:15
Вопрос: что такое "христианская психология"? Ориентиванность на православное мировоззрение звучит размыто, не ясны четкие границы и и различия функций пастыря и психолога. Что она может привнести, чего уже нет в святоотеческом опыте? Почему ее надо преподавать несмотря на то, что она "молодая"? И почему ее надо приподавать в семинариях, а не наоборот: преподавать в психологических вузах православные нормы?
Татьяна10 июля 2020, 09:56
Спасибо, замечательная статья! Очень точная характеристика гуманизма. Ещё проф. Дунаев М. М. на лекциях говорил: “Первый гуманист на земле-диавол, поскольку он произнёс «Будте яко боги!»». И у препод. Иустина Поповича в книге «Философские пропасти» такой глубокий анализ этой «основы» для многих государств, к сожалению, и для нашего.
Алексей10 июля 2020, 09:45
Я бы еще добавил, что заповеди это не про 'должен', а про любовь к Господу. И тяжко тому христианину, который живя в мире не может самому себе ответить на вопрос, а что это за заповеди? Для чего они? Иисус Христос ведь не просто так их даёт. На #долженпотомучтотакнадо далеко не уедешь.
Алексей10 июля 2020, 09:35
Страх раба, конечно, это не плохо, но мы ведь призваны к чему-то большему чем просто бояться страшного суда. Постоянное божественное всеприсутствие должно радовать христианина, а не пугать. А разве возможно полюбить ближнего как самого себя, не полюбив прежде себя? Никто же не говорит, что любовь к себе - это потакание страстям. Помочь человеку принять себя и работать над собой - разве не этому должна учить психология? Сложно возвышаться духовно, не возвышаясь душевно. Смирение - прекрасно. Самоуничтожение - губительно. Господь нас любит. Короче, как всегда - слон мышку испугался. Не надо её вдыхать и проблем не будет. Вот мусолим и мусолим эту несчастную психологию и либерализм...
Олег10 июля 2020, 07:58
Простите, но как 2000 лет Церковь обходилась без психологии? И обходилась ведь спокойно. А сейчас вдруг... Кто-то скажет времена другие наступили. Соглашусь, что за последние 100 лет мир сильно изменился - деградировал в духовном плане (потому что мирское(!) благополучие дало сильное развитие) . Но на мой взгляд, самое главное это то, что грех ведь остался прежним (гордость, лень, чревоугодие, блуд, сквернословие, ропот, ересь и т.д.)! Ничего не изменилось в отношении греха и не изменится. И падшие духи лишь меняют средства(!), из столетия в столетия, лишь маскируя соблазн-грех каждый раз по новому. А грех то ведь всё тот же, только капканы разные.
Кирилл10 июля 2020, 02:27
Простите меня невежду, но как и чем психология, тем более практическая психология, может помочь человеку, тем более человеку, ищущему Бога, который плачет о своих грехах, просит Духа Святого, молиться Богородице Приснодеве, удивляется житиям Святым, радуется литургии, боится исповеди хуже смерти, который пытается всеми силами своего сердца удержать едва уловимую частичку Христа, человеку, который ищет глаза полные любви, человеку, который, может быть, впервые что-то понял, человеку, который, может быть, впервые по-настоящему посмотрел на небо, человеку, который с сокрушением говорит «Господи, помилуй!»... Придумали новое направление «Христианская психология»... ну, да Бог с Вами.
Константин Никольский10 июля 2020, 01:36
Замечательная статья! Важно, что эти проблемы современной психологии сформулированы квалифицированным, опытным психологом. Может быть, после этой и подобных публикаций стремления к безумной подмене пастырства на психологическое консультирование будет меньше.
Ольга10 июля 2020, 01:10
Спасибо! Очень интересная статья. Расставили точки над i.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×