В январе 2022 года ансамбль «Верба» презентовал свой первый диск песен, и за неделю он набрал больше десяти тысяч прослушиваний. Казалось бы, не так уж удивительно, но у девочек из «Вербы» нет профессионального музыкального образования. Они начинали петь еще в школьном ансамбле и постепенно выросли в зрелый коллектив, главным образом усилиями его создательницы – Ольги Полторак. Ольга рассказала о том, как она сама начала заниматься музыкой и какими путями «Верба» пришла к записи своего первого альбома.
- Французская колядка
- Подарил Боженька
- Ходил-походил месяц по небу
– Ольга, вы давно занимаетесь музыкой?
– В детстве я окончила музыкальную школу, но до 11-го класса не понимала, чем хочу заниматься. Мне казалось, нужно идти на мехмат, на экономику… Я училась в православной гимназии им. Преп. Сергия Радонежского в Академгородке Новосибирска. Мы жили рядом с университетом, школа поддерживала с ним прочные связи. У меня всегда были сильные физика и математика, поэтому все считали, что я поступлю в университет без труда. Но у меня не было уверенности, что я хочу именно точными науками заниматься всю свою жизнь. Один из педагогов посоветовал мне подумать, что я люблю делать в свободное время. Ну, тут мне даже думать не надо было – это музыка. Я пела в ансамбле, пела на клиросе в храме, где служил мой папа-священник; на переменках бегала в школьную часовню и до звонка на урок импровизировала на фортепиано… При этом я никогда не считала, что музыка может стать моей профессией. Руководитель ансамбля, в котором я пела, Ольга Ивановна Ерофеева, сама окончила мехмат, а потом резко поменяла свою жизнь и посвятила себя музыке. Ее пример меня вдохновил, и в 11-м классе я приняла решение поступать в музыкальный колледж Новосибирска.
Я никогда не считала, что музыка может стать моей профессией
– Как отреагировали педагоги и родители?
– Всех это решение ошеломило. Педагоги его не приняли: было очень странно, что я, имея все возможности поступить в университет, собралась поступать в какой-то колледж, который даже высшего образования не дает, только среднее специальное. А мама, когда я сообщила ей, села на диван, помолчала и спустя какое-то время сказала: «Ну, что ж, давай съездим туда». И мы поехали смотреть колледж. Обшарпанные стены, совершенно другой уровень... Но родители меня поддержали – они видели, что я всегда тянулась к музыке.
Ольга Полторак Все 4 года обучения в колледже я одновременно пела в хоре при гимназии, подрабатывала там вторым хормейстером. После того, как я окончила два отделения, хоровое дирижирование и теоретическое, преподаватели настоятельно рекомендовали мне поступать в Москву или Санкт-Петербург. И я поехала в Москву. Я не стремилась поступить во что бы то ни стало, потому что мне не хотелось уезжать из Новосибирска, меня там все устраивало: хорошая компания, дружеские связи, мне нравилось работать в молодёжном хоре. И вообще я была домашняя девочка, поэтому не нервничала, думала: не поступлю – и ладно. Но я поступила в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровое отделение.
Тут надо сказать, что директор моей школы в Новосибирске, моя крестная, переехала в Москву в тот же год, когда я поступила в музыкальный колледж – она заняла должность директора в православной школе-пансионе «Плёсково». И как только я оказалась в Москве, она сразу пригласила меня на работу – так я уже на первом курсе консерватории начала заниматься музыкой со старшеклассницами в Плёсково.
– Консерватория находится в центре Москвы, Плёсково – в Подмосковье, в 50 км от МКАД. Как вы успевали и учиться, и работать?
– Сейчас я вспоминаю то время и понимаю, что жила на пределе возможностей. Но в молодости сил много. Два раза в неделю после учёбы часа в 4 я ездила в Плёсково.
Я вспоминаю то время и понимаю, что жила на пределе возможностей
Приезжала часам к шести, занималась с детьми до ужина и после ужина; заканчивали мы репетировать примерно в половине десятого. Потом я ночевала в пансионе, а в 6 утра ехала в консерваторию. Приезжаешь на учёбу, поешь 4 часа в хоре, потом вокал, сольфеджио и так далее. То есть это была огромная нагрузка, которую мне пришлось прекратить, когда я забеременела. Я вышла замуж на третьем курсе консерватории и родила на четвёртом, и потом каждые 3 года я рожала. Моя работа в школе стала эпизодической: год работы, декрет, год работы, диплом, год работы, декрет...
Когда мне было 35 лет, я родила четвёртую дочку, и меня накрыл кризис среднего возраста. Мне показалось, что все мои занятия ничего не стоят, нужно всё менять, получать другое образование. Возможно, мои метания возникли еще и оттого, что в школе я вела ансамбль, начиная с 7-го класса; к 11-му мы добивались каких-то результатов, но дети выпускались из школы, и мне приходилось всё начинать сначала. Меня это расстраивало. Конечно, это благородный труд, но мне хотелось более долговременного профессионального процесса, так что я решила сменить профессию – типичные метания в зрелости. Я давно мечтала заниматься дизайном интерьеров, поэтому нашла себе курсы и начала учиться.
– И как вы вернулись обратно в музыку?
– Моя подруга Олеся Дудник, которая вела в Плёсково театральную студию, позвала меня делать в школе спектакль о Царской семье. Я сначала отказалась, а потом подумала, что нельзя отказываться от такой темы. И вернулась в школу. Мы начали работать; у меня уже было четверо детей, поэтому нагрузка оказалась чрезмерной, и я оставила дизайн. Как раз к этому спектаклю я позвала девочек, тогда их было пятеро. Мы собрались, стали репетировать и почувствовали, что спектакль спектаклем, но нам очень нравится петь вместе, и мы хотим создать ансамбль. Так возник коллектив «Верба». Днем его рождения мы считаем 28 октября 2018 года.
– Спектакль удалось выпустить?
– Спектакль получился очень хорошим, мы надеемся его восстановить. Во время репетиций я переживала лихорадочное чувство, что нужно успеть, потому что я же помнила, что у меня интервал между детьми – 3 года, и срок как раз подходил. Боялась, что девочки расстроятся, мы замедлимся или вообще остановимся. Когда «Вербе» было 3 месяца, я забеременела. И такое чудо с нами случилось…
Пока мы готовили спектакль о Царской семье, в школу «Плёсково» приехала чудотворная икона Царя-мученика. Я как раз тогда была беременна. Мы приложились к иконе всей семьей, нас у неё и сфотографировали: муж, четыре дочки и я с животом. У всех возникла одна ассоциация, все говорили: «Наверное, у вас сыночек родится!» А я уже не верила, что будет сыночек, у нас одни девочки рождаются! Хотя моя третья дочка, Ангелина, еще до того, как я забеременела, начала просить меня о братике. И мы вместе с ней вставали на колени и молились о сыне. Когда оказалось, что у нас мальчик, я восприняла это как чудо.
Так это всё сложилось – приезжала чудотворная икона, мы сделали пронзительный спектакль: в конце все рыдали, и я рыдала
И вот так это всё сложилось – приезжала чудотворная икона, мы сделали пронзительный спектакль: в конце все рыдали, и я рыдала. Потом я родила сына, и на некоторое время всё остановилось. Мне всегда очень сложно после родов вернуться в творческую колею – пролактин подавляет гормоны, которые отвечают за вдохновение, я становлюсь мама-мама. Но когда Дане исполнился месяц, мы с девочками из «Вербы» собрались снова, и я почувствовала, как они меня вдохновляют! Это созвучие женских голосов, которые между собой переплетаются, вибрируют, струятся… Я работала в Новосибирске с большим хором, но меня всегда привлекало, во-первых, камерное звучание, во-вторых, единство духа, которое в большом смешанном коллективе, на мой взгляд, невозможно. Меня все время тянуло к полному слиянию голосов, и я его, наконец, ощутила в «Вербе».
Меня все время тянуло к полному слиянию голосов, и я его, наконец, ощутила в «Вербе»
Еще спустя месяц руководитель музыкального коллектива «Ихтис» предложил нам поучаствовать в Рождественском концерте – так состоялось первое выступление «Вербы» после перерыва. Моему сыну Дане тогда исполнилось всего 2 месяца. В тот момент я поняла, что нет ничего невозможного, всё можно организовать. Мы снова стали репетировать.
– Из каких песен состоит ваш репертуар?
– Я всегда искала для своего ансамбля какие-то вещи… не запетые. Чтобы они отражали индивидуальность – мою и девочек. Меня тянуло на духовную тему, но не хотелось исполнять на сцене богослужебную музыку, а вот народные песни, духовные стихи нам подходили. Я решила исполнять только те композиции, которые сама аранжировала – не перепевать ноты, а создавать песни самой, чтобы это стало нашим индивидуальным стилем. Особая задача – сделать партитуры достаточно простыми, запоминающимися, хотя все девочки окончили музыкальные школы и имели большой опыт пения в хоре, ансамбле и на клиросе. Сложную музыку сложно воспринимать, а нам хотелось сделать песни не для консерваторской элиты, но для слушателей разных музыкальных уровней.
Нам хотелось сделать песни не для консерваторской элиты, но для слушателей разных музыкальных уровней
Первые аудиозаписи нам не нравились – голоса ещё неспетые, звучали отдельно друг от друга. Требовалось время на их полное слияние. Девочки стали заниматься вокалом дополнительно, помимо занятий со мной. Некоторое время мы страдали синдромом самозванца: казалось, что взялись не за свое дело, выдаем себя за тех, кем не являемся. Когда всё-таки выпустили первую песню, «Французскую колядку», у неё было много прослушиваний и очень тёплые отклики – так неожиданно для нас! Когда вышел диск, возникло ощущение, что через тебя прошел какой-то продукт и начал жить своей жизнью. Кажется, теперь он существует помимо тебя. К выпуску диска мы организовали Рождественский концерт – не привлекали никаких сторонних специалистов, арендовали зал, всё сделали сами. Зрители раскупили все билеты, концерт прошёл с аншлагом. Случился квантовый скачок в нашей работе – организация Рождественского концерта и выпуск диска подняли нас на новый профессиональный уровень. Синдром самозванца прошел. Мы чувствуем себя полноценной командой, которая справляется.
Случился квантовый скачок в нашей работе – организация Рождественского концерта и выпуск диска подняли нас на новый профессиональный уровень
– Расскажите, пожалуйста, кто еще поет в ансамбле.
– Состав «Вербы» менялся, сейчас нас пятеро. Все девочки – выпускницы школы-пансиона «Плёсково». Сопрано Мария Соколова сейчас учится в Медицинском университете им. Пирогова на педиатрическом факультете, поет на клиросе. Тенор Ираида Зубрий – студентка педагогического института, дефектологический факультет. Она работает учителем-дефектологом в обычной школе и преподает в воскресной школе, поёт на клиросе. Александра Черноусова окончила Санкт-Петербургскую духовную академию и исторический факультет пединститута, сейчас работает регентом и воспитывает сына и дочь. Альт Анастасия Бочарова окончила филологический факультет МГУ, работает регентом и редактором.
Наше сотрудничество с девочками, наверное, можно назвать сестричеством, но в тоже время они признают мой авторитет, я могу сказать последнее слово. При этом девочки не боятся высказывать свое мнение, даже если оно отличается от моего. Когда я сама пела в ансамбле в школьные годы, наша преподавательница выстраивала с нами именно такие – дружеские, доверительные – отношения. Мне хотелось так же организовать работу – надеюсь, у меня получилось.
– Как матери пятерых детей удаётся находить время для творчества?
– Тут выступает на сцену мой чудесный муж Михаил Полторак. Он по образованию тоже музыкант, мы вместе учились в консерватории. Михаил в какой-то момент понял, что без творческой реализации я становлюсь ужасной, скучной, всем недовольной, на всех срываюсь. Поэтому он меня всегда поддерживает: если я говорю, что мне нужно уехать, он никогда не скажет, что это мои проблемы – или сам останется с детьми, или бабушку привлечет. Сейчас старшие дети уже взрослые, могут сами оставаться дома.
Михаил получил дополнительное образование звукорежиссёра, и наш первый диск мы записали с ним. Муж перфекционист, поэтому сидел с нами бесконечно, доводя звук до совершенства. Прослушав уже готовый альбом, сказал, что нужно все переписать. Но наш друг, мультиинструменталист и композитор Михаил Смирнов, сказал, что нужно уже родить этот альбом, как ребёнка: это тот уровень, до которого мы дозрели сегодня. Меня это успокоило, я подумала: это же не последнее наше творческое слово, только первый альбом.
Работа мне необходима: если не реализуюсь, это плохо отразится на всех
Все меня спрашивают: как ты все успеваешь? Да я не успеваю! Но работа мне необходима, потому что только во время работы у меня возникает ощущение глобального баланса всех сфер жизни. Я чувствую себя наполненной, когда занимаюсь и семьей, и реализуюсь творчески. Бывают такие мамы, которые распространяют мир, покой и любовь, просто сидя дома с детьми, но я не такая – если не реализуюсь, это плохо отразится на всех. А творчество меня заряжает. Кроме того, детям полезно видеть, как мама работает – я же сочиняю партитуры дома, среди детей. Сижу за инструментом, играю, импровизирую, а кто-то рядом танцует, кто-то подпевает – дети видят, что я горю музыкой, и, мне кажется, вдохновляются сами. Это тоже часть воспитания! Когда муж замечает, что у меня пошла серьёзная работа, он запирает меня в комнате, а сам занимается детьми. Очень меня поддерживает, без него ничего не получилось бы.
– Теперь у вас нет сомнений, что вы нашли свое дело в жизни?
– Господь дает человеку пометаться, чтобы он мог сделать выбор. Я за свою жизнь несколько раз стояла перед выбором, меня тянуло в дизайн, но каждый раз у меня там ничего не получалось.
Господь дает человеку пометаться, чтобы он мог сделать выбор
Меня устраивала творческая составляющая в дизайне, но я поняла, что мне там сложно, потому что это вещизм: слишком многое связано с материальной стороной мира. И я от этого очень устала, хотя мне нравится красиво организовывать пространство. Тем не менее организация домашнего уюта не дает мне удовлетворения, нет ощущения гармонии и мира на душе; интерес к жизни гасится, если я не занимаюсь чем-то надматериальным. Через спектакль, через Царскую семью я вернулась к музыке и поняла, что мне надо делать. Когда появилась «Верба», я ощутила, что, во-первых, меня это трогает до глубины души, во-вторых, позволяет в духовном плане двигаться в верном направлении.