Свинья или вечность?

Художник: Джордж Морланд Художник: Джордж Морланд

Один знакомый священник рассказывал мне, как он по долгу службы время от времени бывал в отдаленной деревне. Вероятно, кого-то из пожилых сельчан исповедовал, причащал и соборовал. И каждый раз к нему приходил пообщаться один местный мужичок. Батюшка уделял ему достаточно времени и внимания, беседовал. Эти разговоры естественным образом заканчивались призывом священника к посещению храма, участию в храмовом богослужении, к Исповеди и Причастию. Но всякий раз мужичок ссылался на страшную занятость, множество дел, а главным аргументом была свинья, которую он выращивал, заботился о ней и кормил. Не стадо, не множество свиней, но именно одна, возможно, конечно, и большая, свинья.

Всякий раз мужичок ссылался на страшную занятость, множество дел, а главным аргументом была свинья, которую он выращивал, заботился о ней и кормил

Какое-то время спустя отцу иерею звонят соседи этого человека и просят приехать, по причине его скоропостижной кончины. Причем, поскольку покойный был одиноким, то о смерти его стало известно не сразу, и несколько дней тело умершего лежало в доме. Печальная ирония ситуации заключалась в том, что за это время околела и свинья, которая при жизни ее хозяина являлась главной преградой новопреставленного на его пути к храму.

«И вот, приехал я, – вспоминает этот священник, – в деревню. Совершил отпевание, гроб с телом закопали. Возвращаясь, прохожу мимо помойки, смотрю, а там, среди выброшенной мебели этого мужичка и разного рода рухляди, и свинья дохлая валяется… И я думаю: для чего это было нужно?»

То есть жил-был человек. Вроде бы и о Боге вспоминал, задумывался порой над вопросами веры, но прийти в храм, помолиться, исповедаться, соединиться со Христом в таинстве Святого Причастия ему мешала свинья. Он за ней ухаживал, чистил сарай, заготавливал корм, готовил еду, кормил, возможно, рассчитывал в будущем получить какую-то прибыль. Но вот, Господь призвал, и дело, которое занимало основную часть его жизни, пропало.

Господь призвал, и дело, которое занимало основную часть его жизни, пропало

Эта незамысловатая, но реальная история может натолкнуть нас на мысли о нашей собственной жизни. Ведь почти каждый из нас может найти у себя такого рода (да не одну!) «свинью». Конечно, бытовые заботы, попечение о близких являются необходимой составляющей нашего земного существования. Безделье никогда не считалось в христианстве добродетелью. Апостол Павел недвусмысленно высказался по этому вопросу: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Но и «Божие Богу» отдать необходимо, причем, прежде всего, это нужно не Богу, а нам самим. Поэтому, если какие-то предметы заполняют всю нашу жизнь целиком и становятся преградой на пути к небу, нам необходимо хорошенько подумать, как исправить ситуацию. Как говорят в народе: «Захочешь сделать что-нибудь, найдешь тысячу возможностей, не захочешь – найдешь тысячу оправданий».

В противном случае мы обрекаем себя на ситуацию, описанную выше. Причем на месте свиньи могут оказаться вполне приличные животные, предметы и даже люди. В этом смысле показательна история о схиигумене Мелхиседеке, рассказанная митрополитом Тихоном (Шевкуновым). О. Мелхиседек был усердным работником и умелым столяром, трудился не покладая рук на пользу монастыря, выполняя монастырское послушание. Но однажды в видении ему были показаны плоды его рукоделия, лежащие в грязном рве. При этом он услышал голос Божией Матери, говорящей: «Ты монах, мы ждали от тебя главного – покаяния и молитвы. А ты принес лишь это…»[1].

В «Древнем патерике» описан показательный для монашества первых веков случай:

«Рассказывали об авве Оре и авве Феодоре: однажды, бросая глину на келлию, сказали они друг другу: если теперь посетит нас Бог, что будем делать? Заплакав, оставили они глину и удалились в келлии свои»[2].

Конечно, миряне – не монахи. Христиане в миру обременены множеством обязанностей по отношению к своим ближним – работа, семья, общество требуют от нас разного рода дел, которые мы вынуждены исполнять, в том числе и по долгу христианскому. И всё же, думаю, положа руку на сердце, каждый из нас может заметить в своей жизни немало ситуаций, когда мы оправдываем свое недостаточное посещение храмового богослужения, да и невнимательное отношение к молитве вообще, различными делами, которые можно было бы сократить, перенести, а в каких-то случаях и отменить совсем.

Безусловно, в этом вопросе необходима рассудительность, чтобы соблюсти необходимый баланс. И дай нам Бог мудрости, чтобы наши земные дела не превратились в свинью, преграждающую нам дорогу в вечность.

Андрей Горбачев

15 августа 2025 г.

[1] Cхиигумен Мелхиседек. Архимандрит Тихон (Шевкунов). – https://pravoslavie.ru/69710.html

[2] Древний Патерик. Глава 3. О сокрушении. – https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=104

Комментарии
Павел24 августа 2025, 13:45
Анастасии. Есть же русская пословица - "Делу время, потехе час". Должна же быть иерархия ценностей - что делать в первую очередь, а что можно оставить на потом (а ещё от чего-то отказаться - временно или вообще). Нельзя быть рабом своих желаний.
Анастасия20 августа 2025, 23:24
Не совсем правда ясно что делать, если ты человек в принципе увлекающийся то одним, то другим... Отказаться от хобби? На его место придет другое, такой характер. Стараюсь себя ограничивать, но это получается плохо, мучительно отрываешь себя каждый раз.
Андрей17 августа 2025, 16:04
Все верно. Есть ещё такое наблюдение, что в наше время роль свиньи выполняет часто домашняя собака. Имеющие любимую собачку никогда (или почти никогда) не ходят в храм. Утром ведь собаку надо выгуливать, вот вам и уважительная причина... Да, много у врага способов отвратить человека от пути в храм Божий.
Антоний16 августа 2025, 17:50
"И дай нам Бог мудрости, чтобы наши земные дела не превратились в свинью, преграждающую нам дорогу в вечность". И дай нам, Господи, мудрости, не стать при этом бесполезными для Отечества бездельниками. Помоги нам, Боже, каждый день и час проводить с пользой для Отчизны, для нашей Святой Руси! Ибо вера без дел мертва.
Галина И.16 августа 2025, 09:27
Трагичность жизни мужичка с его "страшной занятостью" напоминает историю маленького человека в повести Гоголя "Шинель" и показывает нашу общественную бездуховность. Слава Богу за священника, который вел с мужичком душеспасительные беседы. Но, может быть,здесь необходимы были еще и молитвы за душу этого погибающего человека. "Князь тьмы приставляет к человеку одного из лукавых духов, который всюду следует за человеком, замечает все его злые дела, поощряет и влечет ко злу"(свт.Игн.(Брянчанов). Даже Ап.Павел просил: "Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться за мною в молитвах за меня к Богу". Любовь приводит человека к Богу и любовь удерживает его в Церкви.
р.Б.Сергий16 августа 2025, 07:11
Очень сильно,на мой взгляд.Заставляет пересмотреть отдельные моменты моей жизни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.