Обезьянка обижена, что Дарвин назвал себя её потомком.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Введение
Мы говорили о кротости и простоте, а теперь обязательно надо будет поговорить о смирении, но только в том, что касается смирения, я полностью согласен со святым Иоанном Лествичником, который говорит, что у кого нет смирения, тому и дела нет до того, что такое смирение, а у кого есть, тот не может об этом говорить. Это все равно что пытаться описать вкус меда тому, кто никогда его не пробовал. Или, если давать более современные определения, все равно что пытаться объяснить глухому, что такое музыка. Мы бы сказали ему, что это некоторая упорядоченность, сочетание, интерференция колебаний, вариаций давления или скоростей частиц в некой среде, колебаний, частота которых варьируется от 20 до 20.000 Гц. Тогда глухой скажет:
– Слава Богу, что я, наконец, понял, что такое музыка!
Но потом недоуменно спросит:
– А почему все так интересуются ею?
Смирение – это ощущение и действие любви Божией в жизни человека
Понимаете? Примерно так же ведет себя по отношению к смирению тот, кто никогда не вкушал любви Божией, потому что на самом деле смирение – это ощущение и действие любви Божией в жизни человека. Эта любовь так сладка, что побуждает человека, преисполненного счастья, всем существом каяться во всех своих грехах и немощах. Это состояние совершенно блаженное, а с другой стороны – полное некой сдержанности, чуткости, боязни испортить, разрушить этот венец красоты, это Божественное состояние, тонкое, как паутина, – чрезвычайно тонкое состояние, которое исчезает тут же, как только мы становимся варварами, становимся зверями и раним душу, отстраняемся от Бога и вообще даем любви пощечину.
Определение смирения
Да, братья, смиренными быть очень трудно, потому что первородный грех, смерть, грехопадение Адама и после него продолжение и распространение этого смертного состояния превратили нас в зверей. Вы знаете, что есть такая латинская поговорка «homo homini lupus» – «человек человеку волк». И сейчас, поскольку мы заговорили о зверях и смирении, на память мне приходит определение смирения, которое дал мне отец Рафаил (Нойка), а именно: смирение – это принятие истины такой, какая она есть, а не такой, какой нам хотелось бы ее видеть. Истина заключается в том, что мы не происходим от зверей, потому что у нас есть вечная душа и мы образ Божий, но по причине греха стали хуже зверей. Братья, никогда нельзя забывать об этом, если мы хотим спастись.
Борьба против истины
Сегодня, увы, идет ожесточенная борьба против истины, потому что истина – это самое важное для нашего спасения. Самым известным врагом ее является теория Дарвина, которая утверждает, будто мы происходим от обезьяны, теория, в своей классической форме опровергнутая в научном мире еще десятки лет тому назад. Почему? Потому что на самом деле в ископаемых окаменелостях не было найдено ни одного доказательства, которое могло бы подтвердить непрерывность эволюции, провозглашаемой дарвиновской теорией, то есть отсутствует пресловутое «недостающее звено» – «the missing link», а на самом деле даже несколько звеньев, – и по этой причине теория была натянута, она утверждает, будто эволюция проявляется скачкообразно, что сегодня также опровергнуто и также из-за отсутствия четких доказательств.
Может, вам будет полезно знать, что так называемые «доказательства» эволюционистов, если они вольно или невольно не сделаны ошибочно, являются доказательствами косвенными, распространяющимися только на отдельные случаи, но произвольно перенесенными на комплексные системы. Потому что существует колоссальная заинтересованность в том, чтобы эта теория распространялась.
Виды не трансформируются из одного в другой, потому что ни один вид не меняет своего предназначения, для которого был создан
Любопытен тот факт, что отсутствие «недостающих звеньев» в действительности свидетельствует о том, что виды различаются между собой, даже если они адаптируются к среде. Еще святой Максим Исповедник предельно ясно выразился, когда сказал, что виды не трансформируются из одного в другой, потому что ни один вид не меняет своего предназначения, состояния (λόγος на греческом), цели, для которой был создан.
На самом деле, братья, если Бог совершенствует дизайн и заново использует то, что Сам создавал в другом виде Своего творения, то это значит, что Он мудрый и искусный Творец, не противоречащий Себе, а не то, будто один вид происходит из другого. Надо быть предельно внимательными, братья! Например, взгляните на мою руку: у меня есть мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Вы видите, как они похожи друг на друга и располагаются в некой кажущейся эволюции? Но ведь это означает не то, будто они происходят один от другого, а то, что все эти пальцы происходят из одного общего источника, являются созданием одного Творца.
Братья, случайность и взрыв, будь то даже Большой взрыв, не создают порядка и разума. Если вы случайно взорвете коктейль Молотова или атомную бомбу, вы не создадите порядка, наоборот: вам придется ждать, когда последствия взрыва пройдут, чтобы кто-нибудь умный мог восстановить порядок. И если уж мы заговорили о случайности, вы думаете, что человеческий глаз – тоже продукт случайности? Или, если предположить, что вы прилетели на далекую планету и там в пустыне нашли очень сложные часы, которые ходят точно, подумаете ли вы, что это тоже продукт случайности? Нет же, конечно!
Это, разумеется, не исключает приспособляемости к окружающей среде, генетических мутаций внутри одного и того же вида, которые Бог из любви положил, чтобы соответствующий вид, и особенно человек, мог ответить на различные изменения, возникающие в ходе истории, но все же, как говорит святой Паисий, огурец может стать лучше, помидор можно сделать лучше, но шимпанзе человеком сделать ты не можешь, как ни старайся. Понимаете?
Видите, само наше сознание противится этому. Если кто-нибудь назовет другого эволюционировавшим шимпанзе, эволюционировавшим орангутангом или эволюционировавшей гориллой (если говорить о женщинах), то это воспримется человеком как оскорбление, и по справедливости. Человек – нечто совсем другое, он создан совершенно иным образом (то есть с совета, а не по слову) и для другой цели – для обожения.
Проблема современной науки в том, что она занимается только имманентным, это наука без Бога, а значит, наука без конечной цели, без реального смысла. Эволюционизм старается залатать это, не придавая, однако, удовлетворительного смысла личности, потому что эволюционизм держит человека инкапсулированным в царстве зверей и в мире случайности. Кроме того, в основу эволюции положена борьба за выживание между видами, естественный отбор, городские джунгли, что совершенно противоречит здоровому состоянию души любящей и мирной.
На самом же деле эволюционизм устремлен к смерти, смерти, в которой разумной душе нет места, и она это знает. Она аккумулирует, запоминает, совершенствуется, подвизается в лабиринтах без смысла, а в конце всё погибает в смерти! Это и есть так называемый эволюционизм.
Абсурда не существует
Всё было бы зловещим абсурдом, если бы не существовало рая, жизни вечной, совершенной. Это видно на примере современного атеистического искусства, особенно музыки; не слушайте ее, братья, она же вгоняет вас в депрессию или бунт. Только обожение, достижение совершенного подобия Богу, насколько это возможно, может утолить в человеке жажду победы, цели.
Вы видите, что у животных есть душа, подчиненная материи: они ограничивают свои интересы плотью, главным образом едой и половой жизнью. Большего они не знают. Мы видим, что на протяжении всего исторического периода в несколько тысяч лет, известного нам очень хорошо, у животных ни разу не было замечено тенденции к построению духовной цивилизации, к возрастанию в духовности. Они не ставят перед собой духовных вопросов, не переживают драмы греха и не ставят в качестве своей главной цели, главного занятия духовное совершенствование. Как мы сказали, они ограничиваются плотью. И то, что мы называем разумом у животных, на самом деле является способностью к обучению и приспособляемости, тоже ограничиваемой телесными нуждами, ограничиваемой плотью – тем, от чего их телам бывает хорошо.
Эта оптика человека как продвинувшегося животного усыпляет в человеке совесть, угрызающую его
Сегодня из-за того, что мы стали ограничивать свою жизнь плотью, многие не видят проблемы в том, что мы якобы произошли от обезьяны, от одного общего предка. Более того, эта оптика человека как продвинувшегося животного усыпляет в человеке совесть, угрызающую его, если он ведет себя более-менее скотски, агрессивно с подобными себе, потому что тогда он оправдывает себя борьбой за существование, говоря: «Такова жизнь! Большая рыба поглощает маленькую!»
Вы в реальности видите, что дарвиновская теория стала господствующей идеологией в атеистических, агрессивных обществах, пусть она и не преуспела в зоологии. Почему? Потому что утверждает, легитимирует агрессивность этого общества. По этой причине святой Иустин (Попович) со всей решительностью высказывается против происхождения человека от зверя, согласно дарвинизму, разумеется.
Если всё сводится к слепому, случайному эволюционизму – даже если где-то наверху есть Бог, – тогда исчезает проблема первородного греха, греха, который так гнетет нас, конечно. Исчезает и потребность в спасении, исчезает необходимость Спасителя, а значит, исчезают Воскресение и феномен святости. Согласно атеистической науке, греха не существует, есть только слепой прогресс без реального смысла, который разбивается о стену смерти.
Братья, только Христос предлагает нам спасение, преодоление смерти. Братья, у нас имеется больше свидетельств о Воскресении Христовом, чем о существовании Юлия Цезаря. Изучите, братья, Новый Завет чуточку шире его богословского аспекта, исследуйте историко-филологическое качество корпуса Нового Завета – и увидите, что если мы не принимаем фактов, записанных там, то не следует принимать вообще ничего из эпохи античности. Из всех книг, написанных в античности, с историко-филологической точки зрения, ничто не сравнится с филолого-историческим качеством корпуса Нового Завета. По этой причине я и говорю, что у нас больше доказательств Воскресения Христа, чем существования Юлия Цезаря.
Что же касается чудес святых, то написаны целые вагоны книг, исходящих из слишком многих источников, совершенно независимых друг от друга, чтобы всё это было манипуляцией. И это не считая тех чудес, о которых я знаю от людей, еще живых и здравствующих, или которые произошли со мной лично.
Два случая, касающихся вечности
Конечно, эти чудеса говорят также о вечности души, о возвращении с того света. Я уже рассказывал о таких чудесах в нескольких клипах. Сейчас напомню только случай с одним монахом, который умер, и когда через какое-то время его хотели опустить в могилу, он вдруг поднялся и сказал окружающим, что с того света его прислал Христос, чтобы он исповедал один грех, и ему нужен священник. Все, конечно, лишились дара речи. Тут же подошел священник, воскресший мертвец что-то сказал ему на ухо кратко, после чего лег в гроб и снова уснул вечным сном. Он снова умер! И всё это произошло в течение пяти минут. Такие чудеса случаются не только с монахами, они происходят и с мирянами.
Еще я рассказывал о паре старичков. Когда дед умер и оставил бабку одну, она на всенощной в храме плакала над его гробом и корила покойника, что оставил ее одну. Люди вокруг, чтобы утешить старицу, постарались перевести тему на что-нибудь другое и спросили ее, какую еду она хочет готовить на поминках. В этот миг мертвый поднялся в гробу на 90 градусов, так что все оторопели, и сказал:
– Мне приготовьте голубцы!
Понимаете? Мне очень нравится это чудо. Тем более что я лично видел этот случай.
У человека есть вечная душа, братья, как показывает Священное Писание во многих местах. Кроме множества случаев воскресения в Ветхом и Новом Заветах, у нас есть книга Иова, где Бог обещает Иову в качестве вознаграждения за терпение, что даст ему в два раза больше детей и скота, а на практике хотя действительно дал ему вдвое больше скота, но детей дает столько же. А почему? Потому что умершие до этого дети живут вечно, тогда как животные не имеют вечной души, как говорит и святой Максим Исповедник.
Чудо со старцем Иосифом
Если уж мы заговорили о чудесах и Дарвине, не могу не вспомнить святого Иосифа Исихаста, или старца Иосифа, который однажды, придя в кириакон (соборный храм) скита святого Василия, нашел там одного мирянина и ощутил сильное зловоние, исходящее от него. Тогда святой подошел к нему и сказал, что на нем лежит тяжкое прегрешение. Человек этот не знал, о чем речь, но был расположен поговорить со святым. В беседе, которая произошла после этого, выяснилось, что человек этот хоть и был выпускником богословского факультета, но написал книгу в защиту дарвиновской теории. Понимаете?
Зловоние людей, на которых есть тяжелые грехи, знайте это, чувствовалось и чувствуется сейчас духовными людьми, святыми. И знайте, что я довольно часто слышу об этом на Святой Горе Афон. Например, святой Ефрем Катунакский тоже не раз говорил об этом.
Рассказ из жизни святого Паисия
Если уж речь зашла об афонских святых, то святой Паисий очень плохо относился к теории эволюционирования из одного вида в другой, говоря, что человек за столько тысяч лет научился делать ракеты, тогда как обезьяна даже велосипеда не была в состоянии смастерить. И был прав. Святой Паисий говорил:
– Когда увижу, как шимпанзе изобретает и собирает велосипед, тогда поверю.
Святой Паисий говорил: «Когда увижу, как шимпанзе изобретает и собирает велосипед, тогда поверю»
На самом деле святой Паисий в детстве пережил чудесный опыт, связанный с этим. Он был очень добродетельным уже с малых лет, поэтому брат завидовал ему. И поскольку брат терпеть его не мог, то всячески старался отвести его от Церкви и Христа, потому что знал, что маленький Арсений, будущий святой Паисий, очень любил Христа. И вот однажды приходит гость, сторонник теории Дарвина, и заверяет брата маленького Арсения, что расправится с ним. Находит он Арсения и говорит ему:
– Слушай, я не скажу, будто Христос был плохим человеком. Нет. Христос был одним из великих посвященных человечества, таким как Будда, Магомет и другие. Но человек не был сотворен Богом, потому что Бога нет. Человек произошел от обезьяны в процессе естественного отбора.
Это сокрушило внутренний мир маленького Арсения, и он каждый день стал плакать и убегать в часовню святой Варвары, стоявшую неподалеку от дома, и в уединении молиться там. После ожесточенной брани с помыслами и чувством полной оставленности Богом, Который казался ему теперь несуществующим, маленький Арсений наконец выбился из сил и всем своим существом обратился ко Христу:
– Господи, я не знаю, Бог Ты или нет. Но поскольку Ты был так добр с нами, я всё равно одного Тебя люблю!
Тут царские врата часовни сами собой открылись, и в них встал Сам Христос, Живой и преисполненный любви, с открытой книгой в руке. И Господь сказал ему слова, записанные в книге, которую Он держал открытой:
– Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11: 25).
В этот миг всё зло и мрак из сердца маленького Арсения улетучились, и всё его существо преисполнилось света.