Античеловечность теории Дарвина

Сиккимская женщина несет на спине британского купца в Западной Бенгалии, 1903 год. Сиккимская женщина несет на спине британского купца в Западной Бенгалии, 1903 год.

По моему опыту, многие изучающие биологию,
включая профессоров и авторов учебников,
были настолько увлечены аргументами в пользу эволюции,
что даже не усомнились в них. Они проповедовали ее…
Высокие стандарты образования и обучения утрачены.
Пропаганда и стремление к власти заменили
стремление к знаниям. Образование стало обманом.
Джордж Кокан

Два важнейших постулата дарвинизма становятся основой мировоззрения детей, как правило, еще мало чего знающих о мире, о природе, о самих себе

В школьной программе есть два очень важных предмета: история и биология. Оба они – о человеке. Что такое человек, из чего он состоит, как устроен? А какова история человечества? И вот азы школьной программы: человек произошел от животного предка путем естественного отбора в борьбе с подобными себе существами. Два важнейших постулата дарвинизма становятся основой мировоззрения детей, как правило, мало еще чего знающих о мире, о природе, о самих себе.

Интересующиеся современным состоянием науки знают, что ученые уже множество раз опровергали основные положения теории эволюции: показали невозможность развития видов из мутаций и отсутствие переходных ступеней между различными видами. Профессор Орегонского университета Джон Вольфган Смит утверждает:

«Нам догматически говорят, что эволюция – установленный факт; но нам никогда не говорили, кто установил его и какими путями… Можно сказать с предельной строгостью, что эта доктрина полностью лишена научного подтверждения»[1].

Известный скандинавский исследователь Сорен Лавтрап характеризовал теорию эволюции как «величайший обман в истории науки»[2].

Но проблема теории Ч. Дарвина в школьном образовании – это не только проблема антинаучности, это и проблема античеловечности. Казалось бы, при чем тут человечность? А вот при чем.

Осознание своей человечности накладывает на людей обязанность не просто существовать, а существовать максимально осмысленно

До появления теории происхождения одного вида из другого люди знали, что у всего есть своя сущность. Еще Платон и Аристотель заметили, что у каждого явления есть свои отличительные черты. И человек, таким образом, так же имеет свою человеческую сущность, именно человеческую, не коровью, не куриную, не обезьянью. Строение тела, физиологию, мозг, наконец, черты духовные. И в некотором смысле собственно человеческое в человеке – это не только разум, сознание, воля. Это и его тело, «храм души». Но что делать с этим тяжелым бременем? Ведь осознание своей человечности накладывает на людей обязанность не просто существовать, а существовать максимально осмысленно, искать нравственные ориентиры и воплощать их в жизнь. И при этом не всегда знать наверняка, что такое душа и как, собственно, достигнуть подлинного счастья.

Александр Сергеевич Хоменков Александр Сергеевич Хоменков И вот мучимые этими вопросами люди, не все, конечно, но многие, получают неожиданный и быстрый ответ. Все просто. Человек – это высокоорганизованная материя, хитроумное животное, которое лучше всего уничтожало себе подобных и в итоге максимально развило свои руки, ноги, спину и мозг. Какое облегчение! Загадка человека почти разгадана. Значит, вероятнее всего, нет никакого особенного человеческого предназначения, бессмертной души и вечной проблемы выбора между добром и злом. Современный биолог А.С. Хоменков рассуждает про влияние теории эволюции на сознание и подсознание учеников:

«На фоне подобного “естественнонаучного” объяснения становятся бессмысленными дальнейшие размышления о каких-либо духовных проблемах. Эти проблемы будут связываться в сознании (даже скорее в бессознательных глубинах) учащегося с чем-то “ненастоящим”, вторичным, производным от более фундаментальных физико-химических законов, где никаких нравственных проблем не существует»[3].

На фоне подобного «естественнонаучного» объяснения становятся бессмысленными дальнейшие размышления о каких-либо духовных проблемах

Ури Андрес отметил влияние теории Дарвина на мировоззрение великого философа Ницше:

«Сильное впечатление теория эволюции произвела и на Ницше. Открытие Дарвина, показавшее, что эволюция растений, животных и человека является естественным процессом, свободным от всяких метафизических влияний и каких-либо направляющих процесс внешних сил, вдохновило философа. В дарвинизме Ницше увидел подтверждение тому, что у природы нет цели, нет морали, нет милосердия»[4].

Сам Ч. Дарвин последовательно проводит идею необходимости постоянной борьбы на уничтожение, обусловленной тем, что все живые существа размножаются в геометрической прогрессии.

«Борьба за существование, – замечает он, – неизбежно вытекает из большой скорости, с которой все органические существа имеют тенденцию увеличить свою численность. Каждое существо… должно подвергаться уничтожению в каком-нибудь возрасте своей жизни, в какое-нибудь время года или, наконец, в определенные годы, иначе в силу принципа возрастания в геометрической прогрессии численность его быстро достигла бы таких огромных размеров, что ни одна страна не могла бы вместить его потомство»[5].

Далее Ч. Дарвин, вопреки большинству наблюдаемых в природе явлений, заявляет, что

«борьба почти неизменно будет наиболее ожесточенной между особями одного и того же вида, так как они обитают в одной местности, нуждаются в одинаковой пище и подвергаются одинаковым опасностям»[6].

Согласно теории эволюции, человекоподобное животное должно было уничтожать другое человекоподобное животное, чтобы в этой борьбе приобрести, наконец, собственно человеческий облик. В этом положении и кроется античеловечность теории. Откуда и как появляются в человеке разум и душа, Дарвин, по сути, объяснить не может. Да и есть ли им, по большому счету, в его теории место? Мудрая природа, по Дарвину, сталкивая в борьбе представителей одного вида, оставляет выживать сильнейшего, и, таким образом, совершенствуется. Согласно теории Дарвина, «каждое органическое существо… вынуждено бороться за жизнь и испытывать значительное истребление». По мнению ученого, утешение следует искать только в том, что

«столкновения в природе имеют свои перерывы, что при этом не испытывается никакого страха, что смерть обыкновенно разит быстро и что сильные, здоровые и счастливые выживают и множатся»[7].

Однако, когда человек научился сам в некотором смысле обращаться с природой, его жалость к ней стала портить дело совершенствования. Человек «не позволяет наиболее энергичным самцам бороться за самку» и «не подвергает всех неудовлетворительных животных беспощадному истреблению, а, напротив, оберегает, насколько это в его силах, все свои произведения в течение всех времен года». То есть в отличие от дикой природы, которая совершенствуется путем внутривидовой борьбы, природа под воздействием человека не развивается из-за того, что он не уничтожает всех «неудовлетворительных» особей[8].

Дарвин намекает на то, что для будущего усовершенствования человека избавление от более слабых было бы верным путем

С самим человеком немного сложнее. Здесь Дарвин намекает на то, что для будущего усовершенствования человека избавление от более слабых было бы верным путем, но для настоящего выглядит негуманно. Вот его рассуждения:

«Хирург может заглушать в себе сострадание во время операции, сознавая, что действует для пользы больного, но если бы мы намеренно оставляли без внимания слабых и беспомощных, то делали бы это лишь в виду могущего произойти отсюда добра в будущем, купленного ценой большого и верного зла в настоящем. Стало быть, мы должны переносить безропотно несомненно вредные последствия переживания и размножения слабых»[9].

Шри Ауробиндо Шри Ауробиндо Но это не значит, что в перспективе история человечества не должна превратиться в постоянную борьбу за «место под солнцем». Ученый нигде не говорил, что эволюция остановилась.

«Эволюция не завершена; разум – не последнее слово Природы, а мыслящее животное – не высочайшее ее творение. Как некогда из животного возник человек, так ныне из человека появляется сверхчеловек», – рассуждал индийский философ Шри Ауробиндо[10].

Значит, однажды должен прийти новый человек, более совершенный, находящийся на еще более высокой ступени эволюции, и такой человек образуется в результате «ожесточенной борьбы». Собственно именно к этому выводу и приходит Ч.Дарвин:

«Человек, подобно всякому другому животному, очевидно, поднялся до своего настоящего высокого уровня путем борьбы за существование, проистекающей из его быстрого размножения: если ему суждено подвигаться еще далее вперед, то ему необходимо оставаться под влиянием жестокой борьбы»[11].

Из теории естественного отбора вытекает культ насилия. Именно теории естественного отбора следовал Гитлер

Таким образом, из теории естественного отбора вытекает культ насилия. Именно теории естественного отбора следовал А. Гитлер, когда делал свой прогноз на будущее:

«Сильная раса вытеснит слабую… Человечество приобрело величие в вечной борьбе и может быть погублено только вечным миром»[12].

Английский ученый Малкольм Бауден справедливо замечает:

«Хорошо известна эволюционная основа ницшеанских теорий сверхчеловека, известно и практическое их применение Гитлером в реализации замысла о “расе господ”. Леденящие кровь последствия доведения эволюционной теории до логического конца – то есть уничтожение “слабых»” рас – реализовались в ужасах концентрационных лагерей: Бельзена, Освенцима и других»[13].

Малкольм Бауден Малкольм Бауден Человеческая природа, таким образом, видимо, только временно слишком слаба, чтобы подавить «инстинкт участия» и тем самым оправдывается и объясняется то, что неученые люди называют милосердием и состраданием. Признавая временной неизбежностью сохранение слабых человеческих особей, Дарвин, тем не менее, замечает, что человек глупей природы, которая регулярно подвергала истреблению все несовершенное. Продолжая подобные рассуждения, он пишет:

«Как мимолетны желания и усилия человека! Как кратки его дни! И, следовательно, как жалки его результаты в сравнении с теми, которые кумулировала Природа на протяжении целых геологических периодов! Можем ли мы после этого удивляться, что произведения Природы отличаются более “правильными” признаками по сравнению с произведениями человека; что они неизмеримо лучше адаптированы к бесконечно сложным условиям жизни и ясно несут на себе печать более высокого мастерства?»[14].

Что же это за высокое мастерство природы? Заключается оно не только в том, чтобы более сильные особи уничтожали более слабых, более совершенные – менее совершенных, но и в том, чтобы похожие уничтожали не похожих не себя. Ч. Дарвин рассуждает:

«И не следует думать, чтобы истребление время от времени животного, особым образом окрашенного, привело бы к ничтожным последствиям; вспомним, как важно в стаде белых овец уничтожить ягненка со следами черной окраски. Мы видели, каким образом окраска свиней, питающихся «красильным корнем» в Виргинии, определяет, выживут ли они или вымрут»[15].

В.Э. Багдасарян В.Э. Багдасарян Что касается человека, то он в теории Дарвина, конечно, тоже не оказывается исключением. Красноречиво само название одного из его главных трудов – «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении избранных рас в борьбе за жизнь» («On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life», London, 1859)[16]. Ч. Дарвин, в частности, рассуждает:

«Могут ли расы или виды людей – все равно, какое мы ни изберем название – подавлять и вытеснять друг друга, так, что некоторые, в конце концов, вымрут? Мы увидим, что все эти вопросы, как это совершенно очевидно в большинстве случаев, должны получить утвердительный ответ, в том же смысле, как и для низших животных», – утверждает ученый[17].

Согласно теории Дарвина, расы бывают дикие, примитивные, высшие и даже «величайшие»[18]. Соответственно исход их борьбы будет предрешен:

«В недалеком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире», – прогнозирует ученый[19].

В теории естественного отбора выстраивается не только эволюционная иерархия видов, но и иерархия рас

Доктор исторических наук В.Э. Багдасарян утверждает:

«Сам Ч. Дарвин являлся без оговорок убежденным расистом. В его теории естественного отбора выстраивалась не только эволюционная иерархия видов, но и иерархия рас. Книга “Происхождение человека и половой отбор” не оставляет на этот счет никаких сомнений»[20].

Следуя логике социал-дарвинизма, пока природа не наделила еще людей необходимым хладнокровием для продолжения ожесточенной внутривидовой борьбы, все-таки есть возможность следовать естественному отбору хотя бы путем «правильного» размножения, то есть размножения наиболее совершенных особей и прекращения потомства всех несоответствующих. Так появилась еще одна замечательная «наука» – евгеника, и основатель ее не кто иной, как двоюродный брат Дарвина – Фрэнсис Гальтон.

Основатель евгеники – не кто иной, как двоюродный брат Дарвина, Фрэнсис Гальтон

Гальтон утверждал, что способности человека определяются при рождении и зависят от того, какими способностями обладали мать и отец ребенка. Следовательно, правильным подбором родительских пар можно превратить высокий интеллект из случайного качества в постоянное. Необходимость селекции он обосновывал тем, что цивилизация предъявляет все более высокие требования к умственным способностям людей, тогда как в действительности человеческая природа вырождается. Идея Гальтона заключалась в том, чтобы путем вмешательства в процесс «скрещивания» людей создать более качественный генофонд. Он так же придумал критерии сравнения природных способностей различных рас, например «нигерской» и англосаксонской, и пришел к выводу о неоспоримом врожденном превосходстве белых англосаксов над черными африканцами[21]. Дарвин высоко оценил работу Гальтона. Он, в частности, писал:

«Я склонен согласиться с мнением Фрэнсиса Гальтона, что обучение и среда оказывают лишь слабое влияние на ум любого человека и что большинство наших качеств прирожденно»[22].

За научными теориями, как и в случае с расовой борьбой, последовала вполне себе «научная» практика. В Швеции в период с 1935 по 1975 год – 60 000 стерилизаций, которые были сделаны «слабоумным» и «асоциальным» элементам[23]. В 1998 году вышла докторская диссертация Майи Руцис. В секретных архивах медицинского управления Швеции исследователь нашла документы, свидетельствующие, например, о том, как в пригороде Гетеборга в школе для трудных подростков в связи с окончанием школы были стерилизованы все ученики выпускных классов[24].

С 1907-го по 1920 год еще в пятнадцати различных штатах Америки были приняты «статуты», уполномочивавшие или предписывавшие стерилизацию умственно отсталых и отдельных категорий преступников. До 1920 года в Америке имело место 3233 случая принудительной стерилизации, причем нередко ее объектами становились так называемые «преступники против нравственности»[25]. В Виргинии кастрировали представителей коренного населения, которые не смогли подтвердить свое присутствие на территории штата до прихода колонистов. Также законы о принудительной стерилизации действовали в Японии, Австрии, Швейцарии[26].

Но больше всего, конечно, преуспел в «научной» практике А. Гитлер, который утверждал:

«Священное право человека, являющееся одновременно его священной обязанностью, – это сохранение чистоты крови для того, чтобы создание лучшего человека сделало возможным благородное развитие этого существа»[27].

Современный исследователь Ю.В. Хен приводит следующие сведения:

«Общий итог расово-гигиенических мероприятий в Германии следующий: от 300000 до 400000 людей были насильственно стерилизованы на основе действия закона 1934 года, причем многие из них – по расистским соображениям. Около 100000 пациентов психиатрических клиник были расстреляны или отравлены газом в рамках так называемой “акции Т4” (эвтаназия неполноценных), в том числе тысячи детей. После официального окончания акции в 1942 году до конца войны еще 120000 пациентов было уморено голодом, поскольку им, как “малоценным” жизням, было отказано в питании»[28].

Противоречивое какое-то воспитание в школе. Ребенок-то знает, что в природе, которая все так разумно устроила, более слабое или несовершенное существо правильно было бы уничтожить. Бедные дети учат такую биологию, а им при этом говорят, что они должны быть добрыми, заботливыми и даже не обижать полного одноклассника, несмотря на то, что он «не так» выглядит.

Каждый школьник осведомлен о зле, которое принес миру Гитлер, но детям совершенно не объясняют, что основа всего этого – эволюционная теория

Не менее странно дело обстоит с историей. Осуждая нацизм, расизм и прочие проявления «естественного отбора», дети как будто не должны знать, откуда «растут ноги» у этих явлений античеловечности. Американский ученый Генри Моррис справедливо замечает:

«На самом деле, хотя каждый школьник осведомлен о зле, которое принес миру Гитлер и его национал-социализм, детям совершенно не объясняют, что основа всего этого – эволюционная теория. Столь явная попытка скрыть истину есть, по сути, не что иное, как переписывание истории»[29].

Опасность лженаучной и античеловечной теории Ч. Дарвина для воспитания и обучения подрастающего поколения, казалось бы, очевидна. Так почему же эволюционная парадигма сих пор остается в школьных учебниках в качестве одного из основных мировоззренческих постулатов?

Мария Саевская,
кандидат политических наук

23 декабря 2021 г.

[1] Хоменков А.С. Эволюционный миф и современная наука // https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36163.php

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Андрес Ури. Дарвинизм, Ницше, Гитлер и Холокост // http://www.berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer5_6/Andres1.php

[5] Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора // https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/darv_proish/03.php

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] https://scisne.net/a-242

[10] Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. СПб., 2010. С. 13.

[11] Кларк Грегори. Мальтус и Дарвин: выживание богатых // https://history.wikireading.ru/327175

[12] Hitler, A. Mein Kampf. London, 1969, p. 122, 124.

[13] https://scisne.net/a-242

[14] Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора // https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/darv_proish/04.php

[15] Там же.

[16] On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life. London, 1859 // https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsnr.2018.0015

[17] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000882/st003.shtml

[18] Там же.

[19] Багдасарян В.Дарвинизм и расизм // http://vbagdasaryan.ru/darvinizm-i-rasizm/

[20] Там же.

[21] Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/EUGENICS.HTM

[22] Там же.

[23] https://ru-history.livejournal.com/2624948.html

[24] https://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6391182

[25] Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/EUGENICS.HTM

[26] Евгеника: ужасы западной цивилизации // https://www.kramola.info/vesti/novosti/evgenika-uzhasy-zapadnoy-civilizacii

[27] Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/EUGENICS.HTM

[28] Там же.

[29] https://scisne.net/a-242

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина? Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина?
Валентин Велчев
Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина? Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина?
Валентин Велчев
Выведена новая научная парадигма в качестве альтернативы дарвиновской теории.
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
Какой свет творит Бог в первый день творения? Что надо понимать под твердью второго дня? Как объяснить критикам Библии, почему растения появляются прежде Солнца? Что было образом Божиим в сотворенном человеке и что подобием?
Дарвин и Гитлер Дарвин и Гитлер
Архим. Павел (Стефанов)
Дарвин и Гитлер Дарвин и Гитлер
Архимандрит Павел (Стефанов)
Несмотря на то, что каждый школьник осведомлен о зле, которое принес в мир Гитлер и его национал-социализм, детям вообще не объясняется, что основой всего этого является эволюционная теория. Столь очевидная попытка скрыть истину не является ничем иным, как искажением истории. Современные эволюционисты весьма гневно реагируют, когда им напоминают, что эволюционная теория послужила обоснованием нацизма, но дело обстоит именно так.
Комментарии
Елена О.30 декабря 2021, 19:53
Фотина30 декабря 2021, 12:39 В своей автобиографии Ч.Дарвин писал, что он стал агностиком).
Елена О. для Фотины30 декабря 2021, 18:37
"Библия говорит,что человек – это венец создания,образ и подобие Самого Бога.Она утверждает, что человек (по своему строению тела) состоит из земли, а по духу своему божественному душа человека – это «дыхание Божества». О том, как появились все виды на земле и как долго продолжался процесс их развития, а также о самом процессе создания человека, Библия ничего не говорит,потому что это уже сфера науки,но не религии.Поэтому дарвинизм, совершенно независимо от того, ИСТИНЕН ОН ИЛИ НЕИСТИНЕН, как ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ теория, не может быть противопоставлен религии."свт.Лука(Войно-Ясенецкий)Наука и религия.Глава тринадцатая.https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/nauka-i-religija/#0_13
Елена О.30 декабря 2021, 12:49
Галина И.29 декабря 2021, 20:34 Вот и хорошо, что эту теорию преподают в старших классах, значит ученики сами читать уже умеют. Про наличие библиотек и интернета знают. С раздвоением точно справятся. Сами выберут, что им больше нравится. Потом, может, ещё не раз и перевыберут. Научный поиск - дело не лёгкое и не быстрое.
Фотина30 декабря 2021, 12:45
Галина И.29 декабря 2021, 20:34 спасибо за поддержку. Вы правы, я слишком далека от этого, моя сфера жизненных и профессиональных интересов лежит вне биологии. Но кое-что понять не мешало бы и в самом Дарвине, и его теории. Спасибо за ссылки. Мнение биологов было бы интересно. Хотя в целом, главное в итоге не это))) Желаю всем нам Любви и Милосердия! Поздравляю с Новолетием и грядущим Рождеством Христовым! Здоровья, всех благ!
Фотина30 декабря 2021, 12:39
Елена О.29 декабря 2021, 20:29, спасибо! В этом вашем коммент. есть здравое зерно - цитата. Правда, не с точки зрения критики самого учения Д., но зато характеризующая мировозрение его основателя, хотя некоторые и пишут, что он был верующим. Возможно, в конце жизни, но тогда когда составлял свою теорию, очевидно нет.
Галина И.29 декабря 2021, 20:34
Елене О. Эволюционные теории изучаются в старших классах. И трудно назвать старшеклассников "детьми" или же, в ед.ч.,-"ребенком". Также и "несформировавшимися личностями", не способными понять "постулаты науки" и "споры". Учащихся ОУ надо знакомить - в качестве альтернативы - с православным взглядом на генезис и эволюцию (кратко изложен ниже). Учить находить истину, формируя ключевые компетенции. Учитель имеет на это полное право, главное при этом- иметь фундаментом своего мировоззрения и своего профессионализма ВЕРУ. Кстати, в Израиле и Турции теорию Дарвина изъяли из учебных программ. У нас это вряд ли возможно. УЧИТЕЛЬ!- все в руках его! Главное- начать! Бог Вам в помощь, дорогая Фотина!
Елена О.29 декабря 2021, 20:29
"почему же эволюционная парадигма сих пор остается в школьных учебниках в качестве одного из основных мировоззренческих постулатов?" Потому что многие сформировавшиеся личности разделяют мировоззрение Чарльза Дарвина.Из его дневника: "И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!»
Андрей29 декабря 2021, 16:08
Лично мне теория эволюции не нравится. Если она справедлива, то у нас серьезные проблемы с богословием. Выходит, что благой Творец создал мир, в котором изначально почему-то присутстовала смерть и боль. Однако научной альтернативы теории эволюции, которая бы так же хорошо объясняла все известные нам факты, на настоящий момент нет. Потуги протестантов-фундаменталистов на Западе опровергнуть эволюционистов ни к чему не привели, их аргументация против эволюции крайне слаба. Так что выхода два: либо удариться в конспирологию и заявить, что атеисты сознательно дурят людей, либо сделать вид, что проблема не наша (пусть ученые сами разбираются со своими теориями). Но это очень плохой выбор.
Елена О.29 декабря 2021, 14:30
Фотина28 декабря 2021, 23:32 Неужели в науке все постулаты могут быть доступны детям? Не сформировавшимся личностям. Ну, поищите в специальной литературе в специализированной библиотеке. Сомневаюсь, что ребенку эти споры будут понятны).
Галина И.29 декабря 2021, 14:04
P.S. Зеньковский, крупнейший представитель гуманистического зарубежья: «Связать проблему воспитания с темой спасения и значит уяснить себе смысл воспитания»./ С чего начать? - С постановки вопроса о смысле жизни. «Две вещи неизменно волнуют ум и приводят его в восторг и благоговение тем сильнее, чем больше мы задумываемся над ними: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас» (Иммануил Кант). «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в тебе» (Блаж. Августин)./ Наконец, всех- с наступлением Нового Года и Рождества! И, конечно, здоровья, радости и счастья в Боге! Хотя и в 2021 г. «счастье было так возможно. Так близко!» Дай Бог уметь нам находить его!
Галина И.29 декабря 2021, 11:23
Фотина27 декабря 2021, 21:58. Ув. Фотина, вы совершенно правы: вот так просто учащимся не докажешь ложность теории Ч. Дарвина. Здесь необходимы научные данные и мнения выдающихся людей. Вам в этом благородном деле поможет и статья К. Зорина, и высказывания многочисленных ученых с мировым именем, и мысли великих писателей и поэтов. Например, оды и преложения псалмов Ломоносова, Крылова, Державина... При желании все можно найти, изучить и преподать. Да, это труд. Проблема в том, что многие просто не хотят потрудиться во славу Божию не на виду, но при этом кулаком в грудь утверждая свое православие. Увы, но это факт. "Хотите знать тайны христианства? Изучите его"(свт. Игнатий (Брянчанинов).
Галина И.29 декабря 2021, 09:55
Чарльз Дарвин к концу жизни отрекся от своей теории. Его дед, поэт и натуралист Эразм Дарвин, писал в своей "Зоономии": «Мир образовывался постепенно из небольшого начала, увеличивался благодаря деятельности присущих ему сил. Какая это возвышенная мысль о безграничной мощи великого Зодчего, Причины всех причин, Отца всех отцов, Существа существ!» //Эволюция есть не просто движение вперед, но и возвращение твари на пути, предначертанные Богом, ибо поток развития направлен к созданию человека, чье призвание - одухотворить мир и сделать его открытым для новых творческих деяний Бога. Тема генезиса -в ст. Зорина К. «Происхождение человека и открытия генетики»- ж-л «Православная Беседа». 2005, №5.
Фотина28 декабря 2021, 23:32
Елена О, Вы меня немного рассмешили) Не уместное сравнение: вл. Лука род. в 1877 году. На момент создания атеистического гос-ва ему было 40 лет - сформировавш. личность. А тут как раз личность формируется и надо так сказать ребенку, чтобы он понял, принял и поверил или хотя бы задумался. Юному пытливому уму постулатов мало, ему нужны убедительные доказательства, доходчиво, образно. Вот я лично, к сожалению, не нашла доходчивых объяснений, потому что далека от этого, но они-то проходят. А ведь усвоенное в детстве закрепляется как бетон, сложно потом сквозь эту стену пробиться. Так что буду благодарна, если редакция сочтет возможным как-то продолжить эту тему.
Елена О.28 декабря 2021, 16:35
Фотина27 декабря 2021, 21:58 П.с. Неужели свт.Лука Войно-Ясенецкий, учась на врача, не изучал теорию Дарвина? Наверняка он её знал, что не помешало ему стать священником в разгар борьбы с "поповским мракобесием".
Елена О.28 декабря 2021, 16:30
Фотина27 декабря 2021, 21:58 Так и скажите: в школе изучают атеистический взгляд на мир. Для атеистов теория Дарвина - это способ игнорировать Творца и мечтать о своих не ограниченных возможностях. Ещё Адам и Ева на это повелись. С тех пор человечество так и живёт. А у христиан другое мировоззрение, основанное на доверии Творцу. На ЕГЭ ребенок излагает знание материала под названием "теория Дарвина", ну и пусть покажет, что знает эту теорию. Его собственный взгляд на мир там не спрашивают. Если спросят, то смело можно говорить, что он придерживается другой веры - христианской.
Фотина27 декабря 2021, 21:58
А мне было бы интересно узнать опровержение теории Дарвина, с приведенными дарвин.постулатами. Как объяснить школьнику, что человек не произошел от обезьяны? Как объяснить не в эмоциях и не "так правильно и точка", а чтобы он смог услышать и понять. Для меня все равно это остается в области Веры, а ее доказать нельзя... но хотелось что-то противопоставить дарвинизму, иначе, представляете какое раздвоение происходит в юной голове: в школе ЕГЭ и ждут "правильного" дарвиновского ответа, а в Библии совсем другое.
Павел К.27 декабря 2021, 19:46
Рационалист не сможет понять чудесные действия Божии. Свет и все растения возникли раньше создания Солнца ,звёзды ,расстояния до которых измеряют в сотни тысяч и миллионы световых лет -видимы ,а ведь им всего 7 с половиной тысяч лет!Проклятие земли после грехопадения -еще одна непроницаемая перегородка для любителей экстраполировать .В конце времён мы увидим ,как Господь явит НОВУЮ землю (нам не придется ждать миллиард лет!),тогда эволюционисты убедятся в прямой истинности Шестоднева, но будет поздно .
Галина И.27 декабря 2021, 09:13
"Об античеловечности теории Дарвина" спора нет. Чтобы убрать ее из программ обучения, надо ввести в них библейский компонент. Но объяснять то страшное зло, "которое принес миру Гитлер", только эволюционной теорией - это нонсенс. Существует большое количество литературы и различных мнений о религиозных взглядах и наклонностях Гитлера. Однако познание зла человек вынес еще из рая, затем зло как состояние чел.-й души стало распространяться по всей земле с громадной скоростью. Бог преградил путь ему Евангелием Иисуса Христа. Противники Бога- служители сатаны и сам диавол- будут сражаться с Ним вплоть до восхищения Церкви. И вернуться в рай человек может только с победой над злом. Иного пути нет.
Галина И.26 декабря 2021, 20:38
(Прод.)Суть христианского подхода к эволюции следующая. Согласно Библии (Пс.103,29-30; Ин. 5,17) существование мира зависит от Премудрого Творца и постоянно питается Его созидательной мощью. Отсюда - понятие о «продолжающемся творении». Да и само великое предназначение человека до грехопадения было культивировать, преображать и украшать окружающий мир, раздвигая границы рая. Указание на эволюцию есть в кн. Прем. Соломона 19,18: «Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю». Конечно, эволюционировал и внешний вид человека, но он изначально был сотворен ЧЕЛОВЕКОМ С БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ, в отличие от обезьяны. И чел. душа имеет орган Богообщения-чел. дух (ум).
Галина И.26 декабря 2021, 20:30
Весь животный мир Библия называет «душа живая» - это жизненная энергия, кот. поселяется в биологическом теле, и это душа СМЕРТНАЯ. Человек имеет животную основу, он создан Богом в тот же день (6-й), когда были сотворены «скоты и гады и звери земные». Но в творение человека вмешивается Сам Бог, Пресвятая Троица создает его «по образу Нашему и по подобию Нашему» и вдувает «в лице его дыхание жизни» (Быт.1-2). Душа человека, в отличие от животных, БЕССМЕРТНАЯ И НЕУНИЧТОЖИМАЯ, т.к. Бог бессмертен и вечен. И это совершенно новый, качественный скачок в миросозидании; революция, но никак не эволюция. Тем не менее, эволюция- это развитие, и в библейской картине она, несомненно, присутствует. (прод.)
Олег26 декабря 2021, 12:27
Пожалуйста. Если Вы хотите сказать что-то -давайте ссылки на оригинал Дарвина,онлайн переводчик для читателя переведет). УВ.Автор,как Вы думаете,остались ли в сети(теперь сеть это Сеть) оригиналы ? Безусловно, Дарвин - начальник.Но не более того. p.s. начальник это тот,кто что либо начинает.
Евгений25 декабря 2021, 19:19
Воинствующие атеисты постоянно припоминают церкви средневековые кровопролития: резню католиков и протестантов в эпоху Варфоломеевской ночи, христиан и мусульман во времена крестовых походов и тому подобное. И пишут, что вот не было бы религий - все люди жили бы как братья. А автор делает то же самое, явно беря пример с воинствующих атеистов, только в качестве абсолютного зла у нее не религия, а открытие Дарвина. Будто бы не было Дарвина, не было бы и Гитлера. Но не в этом дело. Люди любое открытие способны извратить. Авель взял палку, чтобы копать ей огород, а Каин взял палку, чтобы убить Авеля. Что нам теперь, запретить существование палок?
Ольга25 декабря 2021, 18:40
Мне кажется, было бы гораздо больше пользы, если бы регулярно публиковались статьи, в которых приводились бы доказательства ошибочности теории Дарвина или по крайней мере факты, заставляющие в ней усомниться. Люди в большинстве своем плохо представляют себе ее суть, в лучшем случае помнят что-то смутно из школы... Поменьше эмоций, голословных утверждений и побольше фактов и правильно поставленных вопросов. А то вся полемика сводится к простому "сам дурак"
Иоанна_ 25 декабря 2021, 14:46
Алла, если этот процесс крайне медленный, то где доказательства, что он вообще есть? Что один вид превращается... превращается... в другой вид? А не так, что, согласно теории божественного творения, все виды были созданы Творцом в законченном виде и таковыми остаются? И то же самое с человеком? Всё это только гипотеза, то есть предположение. Плод беспомощности безрелигиозного сознания, которое создало себе субститут веры в виде теории эволюции.
Алла25 декабря 2021, 06:27
Иоанна, я не сторонница теории эволюции, но всё же замечу, что ваше рассуждение не совсем верно. Эволюция (согласно теории) - процесс крайне медленный, настолько, что для человека это даже не процесс. Примерно, как сближение нашей Галактики с Андромедой - слияние произойдет так нескоро, что при изучении космоса и смысла об этом говорить нет.
Елена О.24 декабря 2021, 13:25
Научность—один из принципов обучения.Ориентирует на усвоение конкретного,преимущественно через обобщённые теоретические знания.Принцип Н. в отечеств. дидактике сформулировал М.Н. Скаткин. Осн. требования Н.: соответствие содержания обр-ия уровню современной науки;создание у учащихся представлений об общих методах научного познания;показ закономерностей процесса познания.Принцип Н. регулирует и всю процессуальную сторону обучения - этапы, методы, формы организации учебной деятельности;предполагает ЗАВИСИМОСТЬ целей и содержания обучения от ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА на данном этапе исторического развития,соответствие науч.трактовок изучаемых явлений реальным уч.-познавательным возможностям уч-ся.
Иоанна_ 24 декабря 2021, 09:56
Сущность (= природа) неизменна! Если от этого отказаться, тогда мы вообще не можем познавать окружающий мир, который превращается в одну сплошную кашу - полностью согласна с автором. Какая "научность"? Одна сплошная гипотеза, никаких подтверждений перехода из одного вида в другой не существует. Телесное сходство человека с обезьяной ну никак не объясняет его душевных и тем более духовных свойств, которые вообще не проистекают из его телесности. Хоть ты разбери человека на молекулы - не в этом его сущность, она за гранью материального! Но материалисту этого не объяснить, хоть тресни. Если изначальный посыл ложный - любые "умства" только заведут в трясину, но здесь уж каждый выбирает для себя.
Павел К.24 декабря 2021, 09:37
Теорию Дарвина кто сделал безальтернативной в сфере образования и науки ? Ученые ? Безбожные политики начала 20 века : масоны Америки,Англии и Франции (несогласные ,как Шарль де Голль доучивались в Бельгии ), фашисты Германии ,Италии ,коммунисты всех стран .В ведущих научных державах была объявлена настоящая война инакомыслию . Подход явно не научный . Гораздо позже стараниями Тейяра де Шардена эволюционисты продавили католическую верхушку ,заставили их капитулировать (видимо считая книгу Бытия фантазией Моисея , а не аксиомой).Аналогично потом были введены в оборот теории "большого взрыва" -чтобы камня на камне от Библии не оставить и более мелкие ,обслуживающие теории .
И.24 декабря 2021, 04:34
Теории эволюции существовали до Дарвина и параллельно с ним, и никого это не смущает. Видимо потому, что только идеи естественного отбора и борьбы за выживание, которые сам Дарвин не выносил за рамки биологии, потащили в социологию и политику. Так почему же во второй половине 19в. в христианских странах "античеловечная теория" оказалась столь востребованной в сфере, для которой не предназначалась? И чем одобряемая ныне конкуренция принципиально отличается от борьбы за выживание?
Анна23 декабря 2021, 23:38
Селекция- это направленный, искусственный отбор. Новый штамм вируса- это не новый вид, а небольшие изменения. Вирусы- это не живые частицы. Вирус не превращается, например, в бактерию. Можно представить, что «эволюция» происходила направленно, под чьим-то воздействием, как селекция, движимая Божественной волей, тогда ещё можно объяснить такое разнообразие сложных организмов.
Павел23 декабря 2021, 21:40
Слава Пресвятой Троицы видна во всем творении от основания до вершины-богоподобного человека. Физическое пространство Трехмерно,через три физические величины выражаются остальные (кг,м,с),из Трёх элем. частиц состоят все атомы,ДНК кодируются Триплетами,Трехсоставен человек(дух,душа,тело),Три цвета создают всю палитру(в восприятии человека).Глубокое рассмотрение свойств простой воды изумляют -простая конструкция из трёх атомов ,а какое многообразие жизненно необходимых свойств :теплоемкости, теплопроводности,плотности аномально зависящей от температуры и давления вблизи 0 градусов .Научность-понимание гармоничной целомудренности природы. Здоровая душа любит,дарит,помогает"конкурентам"-факт!
Ольга23 декабря 2021, 19:52
ВЕСЬМА УДИВИТЕЛЬНО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, ОТСТАИВАЮЩЕЕ ПРАВО БЫТЬ ПОТОМКАМИ ОБЕЗЬЯН, А НЕ БОЖЬИМИ ТВОРЕНИЯМИ.....
Игорь23 декабря 2021, 17:24
Мне вот интересно, как люди, объявляющие теорию эволюции антинаучной, объясняют то, что она (мутации + отбор) прекрасно работает в селекционировании? Как они объясняют появление новых штаммов бактерий и вирусов, и разные их жизненные пути? Эволюция же происходит буквально на наших глазах.
Владимир23 декабря 2021, 16:30
Нас ловко разыграли "научным дарвинизмом" как и в свое время "научным коммунизмом", этим человеческим глупостям давно не место в учебниках.
Павел23 декабря 2021, 15:16
"Вероятность получения функционирующей комбинации из случайной выборки кодонов составляет около 1/10^140, т.е. практически 0. Если оценить сверху число мутаций за всю историю жизни на Земле, принимая число живых организмов за 10^30, взяв самую быструю скорость мутаций и самую большую скорость размножения, то общее число мутаций составит менее чем 10^43. Случайное получение при этом функциональной комбинации, вероятность которой равна 1/10^140, практически невозможно. Что ещё хуже, эволюция должна была бы случайно получить тысячи таких комбинаций. Тем не менее, дарвинисты твёрдо верят, что эволюция делает такие невероятные чудеса...
Алексей Родионов23 декабря 2021, 15:15
Но я хотел бы напомнить, что например геноцид индейского в Америке устроили не дарвинисты, а вполне верующие люди (протестанты в США и католики в Латинской Америке). И уж конечно у них для этого были соответствующие цитаты из Писания. Так что не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд.
Алексей Родионов23 декабря 2021, 14:48
В статье всё перепутано: и взгляды Дарвина и современный научный эволюционизм и пресловутый социал-дарвинизм. Последний, о котором в статье и идёт речь, - действительно не является наукой, а своеобразной философией, которая кстати, разработана совсем не Дарвином.
Лариса23 декабря 2021, 12:57
Евгений, вся научность теории эволюции "высосана из пальца", что и доказал автор. Так же как доказал бесчеловечность и расизм этой теории. Слабый человек сможет выжить при определенных условиях, а именно при помощи других людей. В отличие от слабого животного в дикой природе. Следуя теории эволюции: человек убивает человека - это правильно, ради сохранения более сильных (кто только определяет сильных и слабых). Чистой воды расизм. Ни грамма научности.
Галина23 декабря 2021, 12:48
УВы, человечество давно отказалось от естественного отбора. Именно поэтому и процветают формы отбора неестественного - войны, нацизм, расизм, взрослая и детская трансплантология, навязывается толерантность к садомитам, уничтожаются формы традиционного воспитания и образования и т.д. и т.п. Эволюция, конечно, имеет место быть, однако не в такой форме, как утверждал господин Дарвин. Изучать эту теорию надо именно как теорию, а не факт развития человечества.
Андрей23 декабря 2021, 12:20
Продолжение. Собственно, более всего мне не понравилась примитивизация сложнейших философских проблем. Разве только теория эволюции "расчеловечивает" человека? А физиология? А нейронаука? Человек редуцируется до химических реакций, до электрических сигналов. Зачем душа, если вся психическая деятельность сводима к передаче нервных импульсов? Ну давайте опубликуем статью о вредной лженейронауке. То, что "у природы нет цели, нет морали, нет милосердия" заметил еще Ипполит у Достоевского. А у нас почему это есть? Почему человек сознает себя человеком? Почему психические процессы происходят не "в темноте" (Hard Problem современной философии сознания)? Потому что Дарвин был неправ?
Андрей23 декабря 2021, 11:51
Продолжение. Вопреки мнению автора, нет никаких свидетельств в пользу того, что Гитлер обосновывал свою расовую теорию на дарвинизме. Более того, стремление к сохранению расовой чистоты противоречит дарвинизму, т.к. представляет собой искусственный, а не естественный отбор и ведет к накоплению вредных мутаций. Утверждать, будто основой зла, причиненного Гитлером миру, является теория эволюции - все равно, что утверждать, будто основой зла, причиненного крестовыми походами, является христианская вера. В годы II мировой войны в Сербии самыми активными коллаборационистами были сторонники партии ЗБОР, вполне успешно сочетающие элементы нацизма и православного фундаментализма.
Андрей23 декабря 2021, 11:37
Начнем с того, что в статье смешаны в кучу естественнонаучный и философский аспекты. "Естественный отбор", "эволюция видов" - это биологические термины, применимые к процессам, происходящим в живой природе. Т. наз. "социальный дарвинизм" - это попытка экстраполяции биологической концепции на человеческий социум. Научных оснований для такой экстраполяции нет, это чисто философская парадигма. Поэтому из теории Дарвина не следует с необходимостью отрицание морали или неравенство рас (даже если сам Дарвин и придерживался подобной точки зрения). Расизм и национал-шовинизм в Европе имеет давние корни, так что теория Дарвина вряд ли сыграла сколько-нибудь значимую роль в их становлении.
Денис23 декабря 2021, 11:35
Интересно, а у кандидата ПОЛИТИЧЕСКИХ наук достаточно компетенции для таких утверждений?
Виктория23 декабря 2021, 09:50
Очень хорошая и нужная статья. Спасибо!
Евгений23 декабря 2021, 08:34
"почему же эволюционная парадигма сих пор остается в школьных учебниках в качестве одного из основных мировоззренческих постулатов?"

Потому, что она научная, вопреки тому, что утверждает автор.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×