Некоторые вопросы биологии, в частности те, которые рассматривают возникновение и изменение форм живой материи, чрезвычайно важны, поскольку они тесным образом связаны с религиозно-философской проблематикой.
Сотворение мира. Французская книжная миниатюра XIII века |
В данной статье хотелось бы кратко очертить некоторые наиболее проблемные положения современных эволюционных теорий. Несмотря на то, что мы не будем вдаваться в детали чрезвычайно интересной околоэволюционной полемики, нам все же потребуется некоторый минимум сведений.
Внутренние противоречия эволюционизма как научно-философской платформы[1] являются, на мой взгляд, следствием его эмерджентистской природы[2]. Современное положение эволюционизма характеризуется двумя важнейшими проблемами, присущими всякой эмерджентистской парадигме, а именно:
– отказом признать объективный характер целесообразности, наблюдаемой в живой материи;
– статистическим неправдоподобием неинтеллектуальных механизмов появления биологической функциональности.
Этих вопросов мы и коснемся.
Эволюционистский солипсизм
Главнейшей принципиальной проблемой эволюционизма является отказ признания целесообразности строения и функционирования живых организмов, столь очевидной для непредвзятого наблюдателя. Проблема эта очень серьезна вот по какой причине.
В основе научного знания лежит принцип простоты объяснения. Этот принцип в литературе часто именуют принципом парсимонии, или принципом Оккама. Смысл его заключается в том, чтобы не избирать без необходимости сложных объяснений наблюдаемого, то есть предпочитать более краткие и простые более сложным и громоздким. Приведу пример.
Итак, из многих возможных объяснений наблюдаемых феноменов следует избирать более краткие и простые. Важно при этом иметь в виду, что по мере накопления научных данных используемые на том или ином этапе теории могут устаревать. Тогда на смену им нужно подбирать более общие модели, учитывающие новые наблюдения. Совершенно ясно, что в подобные ключевые моменты развития науки новые теории могут оказаться сложнее принятых ранее. Это, однако, нисколько не противоречит принципу парсимонии, поскольку в таком случае принимаемая новая теория описывает больший массив данных, чем прежняя. Это же емко выразил Альберт Эйнштейн своей знаменитой фразой: «Необходимо упрощать объяснение как только можно, но не более того».
Теперь обратимся к эволюционистской трактовке целесообразности живых организмов. Не стоит забывать, что целесообразность живой материи вполне очевидна для неспециалистов, а иногда ведь стоит прислушаться к мнению людей, далеких от проблем, которыми занимаешься всю жизнь. По логике эволюционизма, целесообразность в строении и функционировании живых организмов является лишь кажущейся. Это очень серьезное заявление.
Еще Аристотель выделял три категории причинности: случай, закономерность и целенаправленный выбор. Так вот, проблема эволюционизма сегодня, когда биология располагает новыми данными, заключается в удалении категории выбора из аппарата научного анализа биологических процессов. Но на каком основании делается это исключение? Только лишь исходя из мировоззренческих предпочтений большой части ученых? Вероятно, да.
Категория лица, принимающего решения, используется в моделях кибернетики, криминалистики, психологии, социологии и других наук. Сегодня биохимия вполне серьезно трактует живые организмы как нано-биомашины. Когда я вижу перед собой двигатель, я могу предполагать, что он целенаправленно кем-то создан. Почему я не могу предполагать того же, имея перед глазами биомашину?!
По выражению, пожалуй, самого агрессивного и непримиримого из современных неодарвинистов Ричарда Докинза[3], следует думать, что замысел, телеология, целеполагание – наиболее очевидная и простая причина наблюдаемой целесообразности живых организмов – нам лишь кажутся. Естественный отбор (то есть выживание наиболее приспособленных) наделяется эволюционистами свойствами личности: его сравнивают со скульптором, часовщиком, программистом, поэтом, композитором и архитектором. При этом, однако, всегда произносятся дежурные слова о том, что на самом деле никакого скульптора и архитектора нет, а жизнь – это произведение величайшего из искусств – всего лишь следствие случая и закономерности в тех или иных комбинациях. Детальный план постройки многоэтажного дома есть, а архитектора нет. Программное обеспечение есть, а программиста нет. Не проще ли предположить действительность целеполагания, лежащего в основе всего живого? Не будет ли это более предпочтительно с точки зрения принципа Оккама?
А теперь немного коснемся философских следствий вывода эволюционизма о мнимости целеполагания. Эволюционизм в своем солипсизме[4] подвергает сомнению философскую основу научного метода – объективность наблюдений. Если я вижу, что биологическая система целесообразна и выглядит как целенаправленно созданная, я имею полное право, как ученый, предполагать, что мои наблюдения соответствуют действительности. Исключение целеполагания из набора легитимных категорий причинности, осуществляющееся эволюционизмом, как заявляется, с благими целями и во имя науки, оборачивается против нее. Основание научного исследования, состоящее в связи рассудочных построений с объективной действительностью, выпадает. Реальность представляется иллюзией, наука все более дрейфует в сторону буддизма, которым сейчас уже заражены многие интеллектуалы, особенно на Западе.
Статистическое неправдоподобие эволюционизма
Второй проблемной стороной эволюционизма, о которой мне хотелось бы сказать несколько слов, является неправдоподобие[5] эмерджентистских сценариев появления как жизни из неорганики, так и принципиальной биологической новизны в процессе предполагаемой макроэволюции[6].
Совершенно очевидно, что было бы некорректно отрицать изменчивость живых организмов как таковую. Эта изменчивость доступна наблюдению и укладывается примерно в границы биологических родов. Однако нельзя признать правдоподобным «автоматическое» появление новизны в результате лишь мутаций, генетического дрейфа и естественного отбора, которым и отводится творческая роль в эволюционизме.
Абсолютно случайным образом ударяя по клавишам пишущей машинки, гипотетическая обезьяна рано или поздно напечатает одну из пьес Шекспира, говорят эволюционисты. Однако, если время ограничено, пусть даже миллиардом лет, вероятность этого практически равна нулю |
Эмпирическая наука свидетельствует о том, что в природе спонтанно может реализоваться только ограниченный набор сценариев: хаос (например плавление металла) или порядок (кристаллизация). Функциональность же спонтанно в неживой природе появляться не может. Наука не располагает абсолютно никакими данными о процессах в неживой природе, в которых из нескольких нефункциональных частей могло бы спонтанно организоваться новое единое целое. Почему это так? Вероятно, потому, что неживая природа инертна по отношению к целеполаганию, ей «все равно», работает что-то или нет. Жизнь не может кристаллизоваться, как полагают сторонники теорий самоорганизации материи[7] . Жизнь нельзя свести к химии и физике (о чем говорили Н. Бор и М. Борн в середине XX века[8]), так же как нельзя свести принцип работы телевизора только к существованию электромагнитного поля, а смысл беседы – к распространению звуковых волн в воздухе.
Новейшие исследования в кибернетике[9] говорят нам о том, что живые организмы несут в себе так называемую функциональную информацию. Что это такое? О функциональной информации можно мыслить в терминах инструкций. Например, кулинарный рецепт содержит информацию, функциональность которой состоит в возможности приготовить то или иное блюдо. Детальный план путешествия содержит инструкции о поворотах на дороге и ориентирах, нужных для того, чтобы достичь определенного места. Точно так же развитие дочернего организма, прописанное в генетическом коде, содержит множество инструкций по производству биополимеров в химической «лаборатории» зародившегося организма. Целеполагание налицо.
Но поразительно при этом также и то, что столь значительное количество функциональной информации помимо организмов встречается лишь в сложных приборах (например в компьютере, телевизоре, радиоприемнике), в естественных языках и языках программирования, то есть лишь в артефактных системах. В неживой природе такого количества функциональной информации не наблюдается. Это обстоятельство не может быть удовлетворительно объяснено в рамках эволюционизма, то есть без привлечения целенаправленной интеллектуальной деятельности лиц, принимающих решение.
Я благодарен своему коллеге – доценту Брянского государственного технического университета, к.т.н. Александру Галичеву – за ценные замечания по содержанию статьи.
Я мыслю следовательно я существую.
Подтверждаю - статья потрясающе интересная!
"Это неспециалисты и их мнение даже будь оно правильно выглядит некомпетентным. На мой взгляд авторитетно рассуждать о эволюции должны биологи."
Я - биофизик, кончала Физфак МГУ и занималась генетикой.
Подтверждаю, статья грамотная и дельная, просто применяем термин "развитие" вместо дискредитированного Дарвиным термина "эволюция". Как физик, я бы уточнила: развитие неживой природы также было целенаправленным: из массы элементарных частиц возникали организованные структуры атомных субъединиц, затем простейшие атомные структуры водорода и так далее, двух- и более протонных ядер с вариабельным числом нейтронов. Ну и так далее...
При этом поражающая воображение точность констант, необходимая для развития именно такого универсума, в котором возможно возникновение и физических тел и жизни на них.
О боже, и здесь мракобесие!"
Поддерживаю!!! Мы все произошли от обезьян и только от них! Никакого Творца, никакого Промысла - одна безраздельная и всеохватывающая эволюция! Меня начинает тошнить, лишь только я подумаю, что кто-то там меня сотворил... НЕТ! Мы все - потомки обезьян! Доказательства? Да их десятки тысяч! Я, например, с детства прекрасно лазаю по деревьям, могу задними конечностями очистить банан, могу даже издавать звуки (неоднократно пробовал, прогуливаясь по зоопарку), которые издают шимпанзе при родовых схватках и обезьяны от меня в восторге, да и друзья удивляются моим врожденным талантам. Я чувствую, как внутри меня живет одна огромная обезьяна: умная и находчивая. Она управляет моим мозгом, она учит меня, как надо поступать - это отголоски многомиллиардного эволюционного пути. Искренне жаль тупиц, которые этого не понимают, не чувствуют в себе этого дивного и мощного зова матери-природы.
Далее, с точки зрения философии научного знания, выражение "теория Дарвина - это факт" некорректно. Это именно теория, а не факт. "Хорошие" теории, в смысле Поппера, должны иметь теоретическую возможность быть опровергнуты. Дарвинизм (в отличие от собственно теории Дарвина) давно превратился в идеологию и в объект веры для неверущих в Бога ученых. И это, на мой взгляд, мешает дальнейшему развитию науки.
Достаточно больших количеств функциональной информации в неживой природе не наблюдается, в отличие от искусственных систем и биосистем. Вероятность существования дарвиновского пути в пространстве конфигураций белковых молекул от одного островка функциональности до другого - практически нулевая. Слово "практически" употреблено мной в том же смысле, что и вероятность набивания обезьяной текста "Гамлета" за время жизни вселенной, см. теорему о "бесконечных обезьянах". Таким образом, времени на постепенное неинтеллектуальное накопление таких количеств функциональной информации, какие наблюдаются в белках, заведомо не хватает в масштабах вселенной.
Считаю, в религиозной полемике вообще необходимо избегать затрагивать биологию, поскольку на этом поле церковь неизбежно проиграет науке и прогрессу. Сосредоточьтесь лучше на вопросах души.
Поддерживаю!
Не так давно на занятиях, которые проходят у нас еженедельно в духовном центре при храме, у меня произошел спор на эту же самую тему со священником.
Батюшка как раз имеет степень кандидата биологических наук. На занятии он заявил, что эволюция продолжается до сих пор и в доказательство привел появление каких-то неизвестных ранее микроорганизмов и т.п. новости.
В данной ситуации я просто вынужден был вступить с ним в полемику.
Вот мои контраргументы:
1)Шесть дней Господь творил,а в седьмой опочил от дел своих. День седьмой-это наше время. В седьмой день Господь отдыхает от творческих дел и промышляет о созданном творении.
2)По окончании каждого дня творения Господь изрекал - се добро!
3)По творении всякой твари Господь благословлял их, т.е. изрекал добрые слова о них и о их предлежащей жизнедеятельности.
Из всего приведенного видно, что эволюция в божьем творении на данный момент - исключена.( в Апокалипсисе, правда есть слова:,,се творю все новое...",но это относится ко дню восьмому ).
Однако, возможна мутация ( для нее в наше время возможности огромные) и генная модификация.
О генной инженерии, в плане создания новых видов растений и животных, можно сказать, что человек как бы говорит своему Создателю:,,знаешь, Ты неправильно создал и это и то"
Некая изменяемость,в смысле приспособляемость видов к изменениям климатическим имеет быть, что и было отмечено в трудах Дарвина, но не более.
Биологическая эволюция -- твердо установленный научный факт, имеющий множество прямых доказательств.
Статья представляет собой высасывание из пальца и нелепое обобщение.
Считаю, в религиозной полемике вообще необходимо избегать затрагивать биологию, поскольку на этом поле церковь неизбежно проиграет науке и прогрессу. Сосредоточьтесь лучше на вопросах души.
О практическом нуле и приближенных вычислениях http://goo.gl/zc0Ug
Апология витализма
http://goo.gl/nXEs8
К вопросу о тонкой настройке Вселенной
http://goo.gl/FwMLl
Отклик на «Комментарии Центра детеизации» по поводу публикации священника Даниила Сысоева «Эволюционизм в свете православного учения»
http://goo.gl/rY4fN
1) Причина возникновения мира?
Закон Логоса, причина-следствие, время и пространство, их происхождение, где могло это произойти, их возникновение, к началу начал
2) Яко с Нами бог, у Нас шестоднев, никто не смог, воспрозвести подобное, никакой теорией Практики
Ангелов Вам и ближняя! Спаси Христе
Эволюционисты возражают, мол, за миллион лет вполне может произойти та самая мутация, которая случайным образом "генерирует новизну", и, заметьте, полезную новизну. Дескать, одна из тысячи мутаций вполне себе ничего, может послужить делу эволюции. Но стоит ли возлагать большие надежды на эту мутацию, если предыдущие девятьсот девяносто девять мутаций изуродовали эволюционный материал настолько, что его уже ничто не спасет.
Или, может, будем устраивать новые "обезьяньи процессы". как в свое время в США?
Уважаемый эволюционист и атеист, ведущий популярной телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов, награждённый не так давно церковным орденом по поводу юбилея, в таких случаях с восторгом восклицает: «Посмотрите, как мудра эволюция»!
Эволюция – это отвлечённое абстрактное понятие, а не личность. Оно не может быть мудрым, даже если так считает профессор-биолог. Мудр Создатель. Простите за обилие восклицательных знаков.
Лет 15 назад я задумался на досуге: а как, например, мог проходить эволюционный процесс насекомых с полным циклом превращений: яйцо – личинка – куколка – имаго (взрослая стадия)? Допустим, в природе есть яйцо насекомого. Как и откуда оно появилось – непонятно. Ну ладно, (это же миллионы лет!) мало ли что могло вдруг образоваться в дикой природе. Естественно, все эти непонятные яйца без всяких последствий протухали. Но (это же миллионы лет!), из некоторых яиц почему-то начали вылупляться живые гусеницы! Конечно, такие яйца сразу же получили огромное эволюционное преимущество! Гусеницы, не имея органов размножения, благополучно подыхали. Но (это же миллионы лет!) некоторые из них перед смертью по осени стали самозакапываться в землю и каким-то непостижимым образом превращаться там в куколок. Понятно, что такие трупы сразу же получили неоспоримое преимущество перед гусеницами, которые просто банально сдохли.
ВСЕ до одного компьютеры и автомобили - это как раз творения человека, и никакой дарвиновской эволюции тут нет. Эволюция была бы, если бы компьютеры и автомобили САМИ бы развивались без человека.
...я тоже училась в школе, и с восторгами встречала сведения о необъятности Вселенной... Однако, по мере взросления, пришло ощущение некоторой не то что бы неточности эволюционистского обучения, но какой-то неполноты доводов... Теперь читаем псалмы Давида(в переводе Юнгерова) :)
Если же под эволюцией понимать адаптационную динамику (в общепринятой терминологии - это микроэволюция) без самопроизвольного образования биологической новизны (то есть без самопроизвольной генерации достаточного количества функциональной информации), то я с Вами согласен.
Вы читали в Библии книгу Бытие ?
О какой вообще эволюции можно говорить, если написано:
" И сотвори Бог человека,по ОБРАЗУ БОЖИЮ сотвори его; мужа и жену сотвори их."
" И созда Бог человека, ПЕРСТЬ (ВЗЕМ) ОТ ЗЕМЛИ, и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу."
Еще раз подчеркну. Никто не ставит под сомнение действительность адаптационных процессов. Они имеют место, но они маргинальны с т.зр. информации. Подвергается сомнению лишь потенциал ненаправленной эволюции с т. зр. генерации новизны. Т. наз. генетические алгоритмы на практике нуждаются в интеллектуальной настройке. А выражение "направленная эволюция" - это оксюморон. Еще раз спасибо за внимание. Подробности - см. мой блог "Мысли о разумном замысле" evgeny-thoughts.blogspot.co.uk.
Православный Символ Веры начинается словам:
" Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым."
Если человек в это не верует, то он не является христианином.