См. начало: О чудесах и Дарвине
Человек не произошел от обезьяны: аргументы
И сотворил Бог человека по образу Своему. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо, Италия. Вы видите, что духовное знание намного, намного выше научного знания и ведет нас к Истине. Если бы истина заключалась в том, что человек произошел от обезьяны, тогда Христос Бог спокойно сказал бы святому Паисию:
– Я создал вас из обезьяны, чтобы вас смирить.
Но Бог не сделал этого, потому что если мы допускаем, что Бог случайно выбрал из одной популяции, состоявшей из сотен тысяч шимпанзе, обезьян, гоминидов, только двоих, чтобы вложить в них душу по образу и подобию Божию, то мы неявно делаем Бога чрезвычайно несправедливым, тираном, недостойным Своей любви, потому что Он отказал сотням тысяч гоминидов (кроме двоих) в абсолютном даре обожения. Ведь животные не свободны выбирать.
Необходим специальный акт, посредством которого Бог создает человека совершенно нового, а не произведенного от животного, даже если Он при этом использовал ту же материю – землю и, насколько пожелал Бог, примерно те же принципы творения, примерно те же принципы проектирования. Таким образом, человек совершенно другой, даже если Бог использовал те же принципы, если хотите. Это самое важное, потому что через человека Бог проявляется в мире особым образом, посредством интенсивности Своей благодати, которой у животных нет, и особенно посредством Своего воплощения. По этой причине Богу надо было создать нового человека, потому что животные не достигают разумности человека. И когда я говорю «разумности», это таинственным образом относится и к телу.
Кроме того, кожаные одежды, то есть животное тело, далекое от Бога, дано было людям после того, как они непослушанием впали в грех. До грехопадения у людей было тело примерно «как у ангелов», если цитировать святого Григория Нисского, святого Максима Исповедника и святого Иоанна Дамаскина, – другими словами, тело человека было духовным и бессмертным, а после грехопадения стало биологическим, скотским, поддающимся разложению, смертным. Это говорят Писание и святые отцы, просвещенные лично Богом, у которых, как мы сказали, имеется знание, намного превосходящее косноязычие науки. Напомню, что существует масса случаев, показывающих, что духовная наука выше нынешней науки, занимающейся имманентным.
Бог, наука и ошибка
С другой стороны, в науке встречается масса случаев ошибок, преднамеренных и непреднамеренных, потому что смертный человек не застрахован от ошибок, тогда как в откровении от Бога их нет. Вы должны знать, что святые были просвещены от Бога, и даже если в проблемах, не относящихся ко спасению, проблемах научных или иной природы, могли не обладать исчерпывающими знаниями, то в проблемах, связанных со спасением человека, Промысл Божий просвещал их и Церковью признавал их достоверными. Потому что Церковь занимается спасением человека. А проблема происхождения человека строго связана со спасением человека.
Проблема происхождения человека строго связана со спасением человека
С другой стороны, в Церкви я лично знаю сегодня два случая, которым не могу дать определения. В одном случае у человека были проблемы с диаволом, потому что он по неведению принял так называемый христианский эволюционизм, допускающий происхождение человека от животных, а в другом случае монах совсем не мог молиться, хотя раньше имел дар непрестанной молитвы, из-за того, что подумал: «Ну а что, может, это и правда». В тот же миг, как он подумал это, молитва пресеклась в его сердце, и он фактически застыл в состоянии демонического оледенения, не в силах сделать с собой ничего, пока не отогнал от себя мысль об эволюционировании из одного вида в другой.
На самом деле, братья, Святая Гора Афон и все святые – и современные, и древние – выступают против этого эволюционизма, даже если это эволюционизм теистический, допускающий Божие вмешательство в творение. То есть они против перехода из одного вида в другой. За это некоторые исповедники веры даже сидели в коммунистических тюрьмах, и коммунисты не могли опровергнуть их позицию. Конечно, их истязали, но это уже другая тема.
Таким был один очень известный богослов, который на публичном собрании после длительных выкладок коммунистов, силившихся доказать, что человек произошел от обезьяны, был спрошен в оскорбительном и уничижительном духе:
– Ну, а что ты теперь скажешь, товарищ?
На что богослов спокойно ответил нечто вроде:
– Кто верит, что их мать обезьяна, у тех мать обезьяна, а кто верит, что их Отец Бог, у тех Отец Бог.
И поскольку мы всё говорим о богословии, то не знаю, известно ли вам, что существует такой канон одного очень важного собора, Карфагенского собора, который гласит, что,
«…если кто скажет, что праотец Адам был сотворен (от Бога) смертным человеком, так что, согрешил бы он или не согрешил, все равно умер бы телом, то есть вышел бы из тела не по причине греха, а по необходимости естества, да будет анафема»[1].
Никому, братья, не хочется идти против святых канонов и опыта святых отцов, только для того, чтобы сказать, что мы как вечный образ Божий эволюционировали из генераций смертных гоминидов. Потому что эволюционизм предполагает смерть. Смертное тело предполагает смерть. А до грехопадения человек, разумеется, был бессмертным.
Аргументы науки вообще представляют собой дедукции ученых людей, выведенные на основании того, что мы видим сегодня. Они и сами говорят, что это теории. А иногда у них и вовсе нет серьезных теорий, есть только опыты – например, опыты объяснения того, почему африканские пигмеи такие низкорослые. Это один из примеров.
Истина – это Личность
Это тайны. Даже для верующих многое в этом мире является тайной. Христос – самое главное, потому что только Христос воскресший выводит нас из ужаса одиночества и ненадежности и из хаотической монотонности отсутствия смысла. Он – Истина. Истина – это Личность, Личность абсолютно совместная, способная к взаимопроникновению, к полному перихорезису, которого жаждет человек и который, в действительности, является райским состоянием.
Теперь надо объяснить эту истину взаимопроникновения, глобального Адама, человеческого перихорезиса, потому что это существенно важно для обретения истины и есть четкая разница между нами и животными, хоть я уже и объяснял в более старых клипах, что это значит.
Перихорезис и творение
Вы видите, что, в отличие от всего остального творения, которое было создано по повелению, при сотворении человека все Лица Святой Троицы держали совет и принимали участие в сотворении человека, когда Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Видите, что применительно к Богу употребляется выражение во множественном числе, тогда как применительно к человеку употребляется выражение в единственном числе: «сотворим человека (единственное число) по образу Нашему (множественное число)».
Все Лица Святой Троицы держали совет и принимали участие в сотворении человека
Священное Писание и дальше употребляет то же расхождение между единственным и множественным числом, говоря: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Но это расхождение, которое на первый взгляд может показаться странным, максимально точно. Почему?
Что мы знаем о Боге? Знаем, что Бог един в трех Лицах. Эти Лица так тесно соединены между Собой, что образуют одного-единственного Бога. Это называется в богословских терминах перихорезисом. Взаимопроникновением Личностей.
В осязаемом мире не существует точного образа, который описывал бы эту духовную реальность, но вы можете представить себе три пучка света, взаимно проникающих друг в друга, образуя новый пучок. Их трое, и в то же время он один. Или можно представить себе три звука трех разных инструментов. Их трое, но все же он один.
А поскольку Бог, единый в трех Лицах, сотворил человека по Своему образу и подобию, это значит, что Бог не создавал 8 миллиардов человек, сколько нас, как говорят, сейчас существует, а создал одного-единственного человека по Своему образу и подобию, состоящего из множества личностей двух полов – мужского и женского. На самом же деле Бог создал один гигантский ум по Своему образу, в котором все эти личности будут взаимопроникаемыми, чтобы мы знали мысли друг друга, делились переживаниями друг с другом и все, каждый сохраняя свою специфичность, соработничали во всецелом разумении для достижения единой общей цели, которой является обожение, вечное личное совершенствование. Это цель, понимаете?
Как происходит это соработничество – вы можете представить себе, глядя на то, как соработничают члены в теле в разумении, всецелой и естественной координации. Вы видите, что сейчас я говорю, дышу, сохраняю равновесие, и всё это в естественной координации, в которой все части моего тела кооперируют для одной цели – стараться говорить с вами, помочь вам, с помощью Божией, разумеется.
Так что когда святой апостол Павел несколько раз говорит о Церкви как о теле со многими различными членами, главой которого является Христос, – это не метафора и не фигура речи. Он говорит о конкретной реальности. Но мы, к сожалению, сегодня уже не живем этой реальностью, потому что разъединены грехом. Вследствие катастрофы греха единый Адам пал и разбился на составные личности. Единое зеркало единого Бога упало и рассыпалось на осколки. Это грехопадение Адама.
О даре чтения мыслей
Да, братья, дар чтения мыслей – это естественный дар, который был утрачен после грехопадения Адама. А в тот миг, когда человек приближается к Богу, этот дар появляется вновь. Если говорить о святом Иосифе Исихасте, то он сидел с учеником за столом и в какой-то момент начинал плакать, говоря:
– Теперь душа нуждается в молитве, помощи.
Также и святой Ефрем Катунакский обладал этим даром прозорливости. Однажды у некоего юноши была брань помыслов по поводу того, есть ли у святого Ефрема этот дар или нет. Боримый помыслами, он узнал, где находится его келлия, и решил пойти туда и спросить у старца, прозорливый он или нет. Никому, конечно, о своем борении он не рассказал, потому что было стыдно. И когда подошел к келлии старца, тот уже ждал его у ворот и спросил то ли в шутку, то ли сердясь:
– А какое тебе дело до того, прозорливый я или нет?
Понимаете? Но, конечно, самыми знаменитыми обладателями этого благодатного дара на Святой Горе были святые Паисий и Порфирий, с которыми произошло слишком много случаев прозорливости, чтобы можно было о них здесь рассказать. О них написаны целые книги, и я лично знаю довольно много таких случаев, о которых слышал от самих людей, переживших их.
В действительности, Христос пришел, чтобы совершить вот что – воссоединить единого и глобального Адама, собрать его из его осколков, из составных личностей. Христос говорит нам:
– Ну ладно, вы согрешили, оторвались, и от этого ваше страдание. Так давайте всё воссоздадим! Кто из вас хочет, соединяйтесь со Мной и Мною – между собой.
Понимаете? Это спасение, братья, это рай – восстановление Адама глобального через единение любви, через взаимопроникновение личностей, по образу и подобию Бога совершенно блаженного, вечного и любящего.
Выводы
Вот истина, вот смирение – сознавать тот факт, что каждый из нас – лишь ничтожно малая клеточка этого космического тела Адама глобального, главой которого является Христос. Если мы живем сами собой и отрываемся от тела, мы гнием, мучаемся и не стоим ничего. Вы же видите, что и в теле нашем, если вырвать наружу член, он гниет, лишается ценности и выбрасывается. Сами мы никто, братья. А соединенные со Христом – мы чада Божии и становимся подобными Богу – всесильными, всезнающими, блаженными и вечными. Надо только захотеть этого, надо только стараться осуществить это.
Когда мы в начале слова говорили, что смирение – это принятие истины такой, какая она есть, а не такой, какой мы хотели бы видеть ее, я имел в виду именно это. Это тайна – опыт полного единения со Христом и единения, взаимопроникновения с личностями остальных людей, и по этой причине смирение нельзя описать, как говорит святой Иоанн Лествичник, его надо пережить.
Наша драма в том, что мы хоть и не произошли от обезьяны, но как цивилизация движемся в этом направлении
Не существует такого вида обезьян или другого животного, у которого стояла бы эта цель в жизни или имелся доступ к этому экзистенциальному уровню. Наша драма в том, что мы хоть и не произошли от обезьяны, но как цивилизация движемся в этом направлении. И если мы принимаем эту истину такой, какая она есть, это тоже смирение.
Да поможет нам Благий Бог исполнить свое предназначение, братья!
Благодарю вас, что были так добры оставаться со мной до сих пор!
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.